Приобретя новое, весьма удобное для воздействия на массовое сознание название (кто там против «Свободы»?), украинские социал-националисты отнюдь не изменили сути, позаимствованной у своих германских предшественников. Вот ее некоторые основные черты:
Впрочем, украинские националисты учли некоторые базовые отличия Украины 2000-х годов от Германии 1930-х, подбросив своему базовому электорату весьма соблазнительное обещание, а именно – решить наиболее острые социальные проблемы меньшинства за счет большинства, которое не имеет счастья принадлежать к «титульной» нации.
Нарастание противоречий между крупным капиталом и «мелкими лавочниками» (средним и, особенно, малым бизнесом) заставляют последних искать себе защиту под крылом некой «идейной» политической силы, которая (хотя бы внешне) не связана с основными национальными олигархическими кланами.
«Маленькие» же украинцы также пытаются найти «независимых» защитников своих основных социальных интересов (поменьше работать, НЕ платить налогов, но при этом есть, пить и размножаться). В тщетных поисках подобной защиты у левых политических сил среднестатистическому украинцу трудно устоять перед соблазнами социал-национализма.
Действительно, получить все и сразу, а заодно прижать «этих богатеев». При этом все, что необходимо, – объявить себя «подлинным», «расово чистым» украинцем, исповедующим националистическую идею. О том, что ее основные (красно-черные) принципы мало чем отличаются от принципов откровенно коричневых, наш соотечественник порой просто не задумывается. Ему некогда – он лихорадочно пытается решить свои социальные проблемы – то есть построить капитализм в отдельно взятой семье, на хуторе и т. п.
Хотите защитить свой бизнес, а заодно прибрать к рукам бизнес конкурента? Продвинуться по карьерной лестнице? Занять место государственного служащего? Дать приличное образование своим детям? Обеспечить себе безбедную старость? Да, безусловно! А если для этого всего лишь нужно вступить в стройные ряды социал-националистов (идейных наследников национал-социалистов)? Отвечая «да», ты становишься нацистом. Отвечая «нет» – заявляешь о своей готовности убить нациста прежде всего в себе!
При всей внешней привлекательности рецептов решения социальных проблем, для претворения их в жизнь нацизму просто необходим образ врагов – сперва внутренних, а затем и внешних.
В случае же с Украиной нацистам придется ограничиться попыткой расправы с «врагами внутренними», так как для принудительного импорта своих идей на сопредельные территории у них попросту не хватит ни сил, ни ресурсов.
Но ведь запас «внутренних врагов» в самой Украине отнюдь не безграничен – так что после очередного передела собственности «жидов» и «москалей» (даже если те добровольно дадут себя ограбить) творцы «нового порядка» неизбежно упрутся в экономический тупик, выход из которого без крупных социальных потрясений будет уже невозможен.
Кстати, национализм в Украине может быть не только украинским. А еще – крымско-татарским, венгерским, румынским. Одно дело – использовать эти локальные проявления «национальных» идей для противодействия «руке Москвы» и совсем другое – удержать их потом под контролем, а сами территории – в составе Украины.
Не стоит забывать также и о национализме российском, популярность которого неизбежно будет нарастать по мере того, как украинские наци будут усиливать давление на русскоязычное большинство страны.
Таким образом, активизация националистических идей в Украине, помимо увеличения межнациональной и межэтнической напряженности, означает еще и усиление дезинтеграционных настроений, результатом которых может стать ее безвременная смерть как единого государства. Что же необходимо предпринять, чтобы этого не случилось?
Прежде всего и общество и государство в Украине должны осознать реальную угрозу национализма, а осознав это – начать бороться против него всеми доступными методами.
Граждане благословенных Нидерландов, славящиеся по всей Европе своей толерантностью и трепетным отношением к свободе личности, любят повторять, что эта самая свобода на практике ограничивается... длиной вытянутой руки – пока свободный гражданин свободного общества случайно (или намеренно) не заедет ею в нос другому, столь же свободному гражданину. При этом именно обоснованные опасения наткнуться на чужой кулак порой необыкновенно стимулируют столь же необыкновенную толерантность и уважение к мнению оппонента.
Роль кулака перед носом нацистов должна сыграть государственная информационная политика (которой Украина, к сожалению, до сих пор не имеет). Эта политика должна быть четко направлена на запрет любого вида пропаганды идей воинствующего национализма (как угрозы государственности, суверенитета и территориальной целостности страны) во всех видах масс-медиа, а также предусматривать серьезные меры ответственности за нарушение данного запрета.
Введение (и строгое соблюдение!) подобных норм сделает распространение идей нацизма делом гораздо более рисковым (и более затратным), а значит – гораздо менее привлекательным для всех участников процесса: от инвестора до рядового солдата информационного фронта.
Общество же благодаря этому получит своеобразный информационный щит, под прикрытием которого сможет перейти от глухой обороны к нанесению ударов по нацистской идеологии. Вот, например...
Одним из главных принципов ведения этого информационного наступления должно стать недопущение героизации нацизма – как в прошлом, так и в настоящем.Первому будет способствовать активная публикация исторических (в первую очередь – архивных) материалов, раскрывающих подлинную сущность украинского нацизма и «подвиги» его «героев».
Второму же сегодня более всего помогают... сами наши социал-националисты своими «акциями», основным инструментом которых все чаще становится... пила-болгарка. Видимо, здесь срабатывает своеобразная атавистическая память предков, использовавших сходный, но менее продвинутый инструмент для ритуального расчленения политических оппонентов.
Рассказывая об этих «акциях», объективным масс-медиа достаточно лишь подчеркнуть их комичную бессмысленность для решения проблем общества, не забывая при этом отметить, сколько денег налогоплательщиков уходит на содержание политических клоунов, которые принимают в них участие.
Однако еще более страшным для националистов может стать... информационная блокада их скандальных выходок, при которой основными зрителями их пиар-шоу очень быстро станут работники правоохранительных органов и коммунальных служб.
Причем плотная информационная блокада нацистских выходок нисколько не будет нарушать основные принципы свободы слова. Масс-медиа могут говорить обо всем, но в первую очередь должны рассказывать о жизненно важных для общества проблемах и реальных путях их решения.
Об остальном же они имеют право и промолчать или, напротив, более подробно рассказать о подлинных целях и задачах того или иного политического шоу – особенно, если они направлены на раскол общества и государства.
Заметим также, что скандальные акции, не поднимающие волн и вони в информационном пространстве, очень быстро надоедают их самым главным вдохновителям – инвесторам. Что может быть хуже денег, выброшенных впустую? Пожалуй, только их недостаток в партийной кассе...
Василий Зайцев, http://inpress.ua/ru/politics/11471-natsizm-v-ukraine-u-nas-eto-vozmozhno