Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Ангел - утешитель.

"Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем"
(Мф. 28, 2)

Отчего Ангел не улетел после Воскресения Христова, но остался на камне, при двери гроба? Казалось бы, он должен был вернуться на небо, когда совершился великий подвиг Воскресения. Нет, он остался на камне, чтобы своим присутствием пролить свет на этот камень, преобразить его, возвестить скорбящим по Иисусе победу над смертью и превратить плач их в хвалу Господу.

Так торжество Воскресения Христова бросает луч света на все наше прошлое, на все наши могилы. Оно нам возвещает, что там места нет тому, что мы называем смертью; оно осушает наши слезы, оно дает нашей скорби новое значение. Дай, Господи, и нам на каждом скорбном камне, тяготеющем на нашем сердце, видеть светлого Ангела утешителя, возвещающего благую весть; видеть открытую дверь для упования и надежды, луч Божественной любви и торжество Воскресения.

Избыток нашего страдания "произведет в безмерном преизбытке вечную славу" (2 Кор. 4, 17).

Чернобыль...

В ночь на 26 апреля в Киеве начались памятные мероприятия, посвященные 25-летию со дня трагедии на Чернобыльской Атомной Электростанции. Скорбные торжества возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви.

В киевском районе Дарница на территории храмового комплекса Архистратига Михаила Патриарх Кирилл совершил панихиду по погибшим в результате катастрофы. В 1 час 23 минуты 40 секунд – точное время взрыва на ЧАЭС, прозвучали 25 ударов поминального колокола – по числу лет, прошедших со дня трагедии.

«Пожарные, ликвидаторы и все те миллионы людей, которые пострадали от страшного чернобыльского взрыва, от той ни с чем несравнимой катастрофы, оставили след среди живущих и своею жизнью дали возможность жить нам, защитили нас от огненного чрева взорванного ядерного реактора», – подчеркнул Предстоятель Русской Православной церкви.

Вот уже 25 лет подряд каждый год в ночь на 26 апреля в Дарнице собираются сотни людей, для того, чтобы почтить память всех тех, кто положил свою жизнь, пытаясь предотвратить чернобыльскую трагедию.

Церковь здесь была возведена в начале 90-х годов прошлого века. Почти сразу на территории храма появился и мемориальный комплекс, посвященный погибшим при ликвидации Чернобыльской аварии. В его центре – символический курган с тридцатью пятью надгробными плитами, над которым возвышается колокол. Каждый год в одну и ту же ночь благовест возвещает о количестве лет, прошедших со дня самой тяжелой техногенной катастрофы ХХ века.

Сегодня тех, кто принимал участие в ликвидации аварии и пришел на панихиду – собралось несколько десятков. С каждым годом их число катастрофически уменьшается. Еще более отчаянно те, кто еще жив, всматриваются в приходящих – с радостью встречают знакомые лица, со слезами отмечают не пришедших.

«Забыть Чернобыль нельзя. Это очень крепко сидит в памяти, – признался бывший мастер по основным системам авторегулирования первого и второго блока ЧАЭС Петр Васильевич Перейма. – Все двадцать пять лет, когда мы собираемся с друзьями, мы все равно вспоминаем то, что тогда произошло. Постоянно перечисляем имена тех, кого уже нет в живых. Мне страшно открывать телефонную книгу – там через строчку – умер, умер, умер…»

Петр Васильевич рассказал, что в Чернобыле работал с 1977 по 1998 год. С самого начала и до самого конца был задействован на ликвидации аварии. Среди тех, чьи имена сегодня запечатлены на надгробных плитах Дарницкого мемориального комплекса – знал почти всех. Каждый год в ночь на 26 апреля приходит сюда, чтобы еще раз вспомнить друзей и еще раз попрощаться с ними.

Чернобыльская Атомная станция – была первой атомной станцией на Украине. К энергосистеме страны она была подключена 27 сентября 1977 года. А ночью 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке при плановой его остановке и проведения испытания турбогенератора произошел взрыв и пожар.

По данным экспертов, в результате аварии суммарный выброс радиоактивных материалов составил около 50 миллионов кюри. Эта цифра превышает подобный выброс после взрыва бомбы в Хиросиме в 500 раз.

«Двадцать пять лет – это и много, и мало. И то, что мы сегодня собрались здесь, и завтра особо будем вспоминать имена почивших, свидетельствует о том, насколько близки нам люди, жизнь свою положившую в Чернобыле. Имена их вписаны в книги жизни. Они, по слову Божию, несомненно, проявили ту любовь, больше которой нет ничего. А значит, принесли Богу самый великий дар, который только способен принести человек – жизнь свою, отданную за других. И мы слоняемся в благодарной памяти и искренней и горячей молитве об этих великих людях», – заключил Патриарх Кирилл.

Мемориальные таблички с именами ликвидаторов

Мемориальные таблички с именами ликвидаторов

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла 2011

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!


От сердца, исполненного благодарности Богу, возглашаю всем вам великую и спасительную весть:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Из года в год этим пасхальным восклицанием Церковь свидетельствует о том событии вселенского значения, что произошло почти две тысячи лет тому назад. Тогда ранним утром жены-мироносицы пришли к месту погребения своего Учителя и увидели, что гроб пуст. Божественная сила Христа победила закон смерти. Он воскрес, свидетельствуя всему человечеству, что смерть это не конец жизни, что смерть преодолеваема силой Божией.

Воскресение Христово, будучи уникальным событием в истории мира, по замыслу Божиему стало началом и нашего личного воскресения. Именно для того и пришел в мир Спаситель, пострадал, был распят и восстал от гроба, чтобы каждый имел возможность пройти через опыт воскресения из мертвых, и совсем не в переносном, а в прямом смысле этого слова. Об этом ясно говорит апостол Павел: «Бог… воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6:14).

Вот почему праздник Пасхи есть праздник победы жизни над смертью, ибо Воскресением Христа Спасителя воскресение из мертвых даровано и всем нам. И через какие бы трудные обстоятельства земного бытия мы ни проходили, какие бы испытания нас ни постигали, какими бы страхами нас ни пугали те, кто пытается, не имея духовной силы, прозревать будущее, наше восприятие мира должно быть спокойным и радостным, ибо Христос воскрес!

На Святой Руси праздник Пасхи всегда был самым великим и светлым. В последние десятилетия он вновь вернулся во многие дома и семьи. И ныне его отмечают и там, где прежде не звучало пасхальное приветствие: в больницах и тюрьмах, в Армии и на Флоте, и даже в космосе. И дай Бог, чтобы за внешними изменениями, происходящими ныне в странах Русского мира, совершалось бы подлинное возрождение душ человеческих, чтобы радость Воскресения Христова наполняла бы сердце каждого, чтобы светом Божественной любви были согреты не только наши родные и близкие, но и люди, лишенные возможности побывать в храме, престарелые, больные и одинокие.

Через Воскресение Христово верующий человек обретает возможность приобщиться к ниспосылаемой свыше благодатной силе, дабы жить по правде и заповедям Божиим: быть добрым и милосердным, честным и благожелательным в отношениях с людьми, способным разделять с ними и радость, и горе.

Это христианское отношение к ближним включает в себя также и заботу о своей стране, о своем народе, о своей семье, о доме. Проповедуя приоритет вечных духовных ценностей, Церковь призывает своих чад также и к бережному отношению к временным, но реальным ценностям Богом сотворенного мира: к окружающей нас природе, к богатому культурному наследию, которое веками созидалось нашими предшественниками. Быть хранителями духовных сокровищ и традиций Православия означает активно преображать себя, свой внутренний мир, а также поддерживать красоту и гармонию окружающего нас мира и устроять их там, где они разрушены злой человеческой волей. Таково призвание и такова ответственность христианина.

Господь не требует от нас непосильных подвигов. Обращаясь к душе каждого человека, Он вновь и вновь взывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). Чтобы почувствовать и понять, насколько благо и легко то бремя, которое возлагает на нас Господь, нужно научиться делать добро и ближним, и дальним. В этом учении трудны лишь первые шаги: вовремя остановиться и не отвечать на грубость грубостью, на зло злом, на ложь ложью, на осуждение осуждением. А затем хотя бы раз испытать удовлетворение от правильного и честного поступка, принесшего пользу другому человеку, будь то в семье, на работе, на приходе или просто в общении с соседями и знакомыми. Это чувство удовлетворения способно перерасти в радостное и оптимистичное состояние духа, если добрые дела, совершаемые не ради корысти, а от чистого сердца, становятся частью нашей жизни. Только тогда почувствуем мы и изменения к лучшему в общественном бытии, когда осознаем наличие нерушимой связи между совершаемым нами добром и общественным благополучием.

Евангельская мотивация наших поступков, как в личной, так и в профессиональной и общественной сфере способна кардинально изменить нас самих и окружающий мир.

«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» восклицаем мы в эту светозарную ночь. Да воскреснет Бог в наших сердцах и да расточатся ложь, вражда, злоба, распри и всякие разделения в жизни нашей.

От души поздравляю всех вас, мои дорогие, с праздником Святой Пасхи. Помощь и благословение воистину Воскресшего Господа да сопутствуют каждому из нас в наших дальнейших трудах во славу Церкви, на пользу стран, в которых мы живем, на благо ближних и дальних. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пасха Христова 2011 года, Москва

Протопресвитер Александр Шмеман — Христос Воскресе!



Протопресвитер Александр Шмеман — Христос Воскресе!


Протопресвитер Александр Шмеман Пасха - чудо явления реальности Духа

В пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя церковь, останавливается у запертых ее дверей и наступает, одна, последняя минута молчания перед взрывом пасхальной радости, в нашем сердце сознательно или безсознательно возникает тот же вопрос, который был, согласно евангельскому рассказу, в сердце женщин, пришедших рано утром, «едва воссиявшу солнцу», ко гробу Христа. Вопрос этот: «Кто отвалит нам камень от гроба?» Совершится ли еще раз это чудо? Станет ли еще раз ночь светлее, чем день? Наполнит ли нас еще раз эта ничем не объяснимая, ни от чего в мире не зависящая радость, которая всю ночь и еще столько дней будет звучать в этом обмене пасхальным приветствием: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Минута эта всегда приходит. Двери открываются. Мы входим в залитый светом храм. Мы вступаем в ликующую пасхальную заутреню. Но где-то в душе вопрос остается. Что все это значит? Что значит праздновать Пасху в этом мире, наполненном страданием, ненавистью, мелочностью, войнами, что значит петь «смертию смерть поправ» и слушать о том, что «мертвый ни един во гробе», когда смерть остается все еще, несмотря на всю жизненную суету, единственной абсолютной земной достоверностью... Неужели же Пасха, эта светлая ночь, это ликованье - только минутный уход от реальности, возможность некоего духовного опьянения, после которого - рано или поздно, но наступают те же будни, та же серая действительность, тот же счет неумолимо пробегающих мимо дней, месяцев, лет, - та же гонка к смерти и к небытию? Ведь нам давно уже твердят, что религия - это самообман, это опиум, это выдумка, помогающая человеку в его трудной судьбе, это мираж, который все время рассеивается. И не более ли мужественно, не более ли достойно человека от миража этого отказаться и лицом к лицу встретиться с простой и трезвой действительностью?


Что ответить на все это? Пожалуй, первый приблизительный ответ мог бы быть таким: не может быть, чтобы все это было просто выдумкой! Не может быть, чтобы столько веры, столько радости, столько света - вот уже почти две тысячи лет - было бы только бегством, миражом. Может ли мираж длиться веками? Ответ это, конечно, веский, но еще не окончательный. И надо прямо сказать, что окончательного, общеобязательного ответа, такого, который можно было бы напечатать в виде научного объяснения пасхальной веры, - такого ответа нет. Каждый здесь свидетельствовать может только о своем собственном и живом опыте и говорить за себя.

В живом и личном опыте, когда всматриваешься и вдумываешься в него, вдруг находишь то, на чем все остальное зиждется, что вдруг все освещает таким ослепительным светом, в котором действительно, как воск от лица огня, тают сомнения и вопросы. Что же это за опыт? Я не могу его иначе описать и определить, как опыт живого Христа. Не потому я верю во Христа, что раз в году и с самых ранних лет мне дано участвовать в пасхальном торжестве, а потому возможна Пасха, потому наполняется светом и радостью эта единственная ночь, потому такой победной силой звучит это приветствие: Христос воскресе! Воистину Воскресе! - что сама вера моя родилась из опыта живого Христа.

Как и когда родилась она? Не знаю, не помню. Знаю только, что всякий раз, что я открываю Евангелие и читаю о Нем, читаю Его слова, Его умение, я мысленно, от всего сердца и от всего естества, говорю то, что сказали посланные фарисеями, чтобы арестовать Христа, и вернувшиеся, не арестовав Его. Они сказали: «Никогда не говорил человек так, как этот говорит!». Таким образом, первое, что я знаю, это то, что учение Христа живо, и нет ничего в мире, что можно было бы сравнить с ним. Но учение это о Нем, о жизни вечной, о победе над смертью, о любви, побеждающей и преодолевающей смерть. И я знаю даже, что в жизни, в которой все кажется таким трудным и будничным, единственное, что никогда не изменяет, никогда не оставляет - это внутреннее сознание, что Христос со мной. «Не оставлю вас сиротами, приду к вам». И вот приходит и дает чувствовать Себя. В молитве, в этом трепете души, в непонятной, но такой живой радости, в таинственном, но опять-таки, таком несомненном присутствии Его в храме во время Богослужения, в таинствах; все время растет этот живой опыт, это знание, эта очевидность: Христос тут, исполнились Его слова - кто любит Меня, с тем Я пребуду - «И мы придем к Нему и обитель у Него сотворим». В радости и в печали, в толпе и в одиночестве эта несомненность Его присутствия, эта сила Его слова, эта радость от веры в Него.


Вот единственный ответ и единственное доказательство. «Что ищите живого с мертвыми? Что плачете нетленного во тли?».


И поэтому все христианство есть не что иное, как новое и новое переживание веры - ее воплощение в обрядах, словах, в звуках, в красках. Неверующему она действительно может показаться миражом. Он слышит только слова, видит только непонятные церемонии. И объясняет их извне. Но для верующих все светится изнутри: не как доказательство его веры, а как ее результат, как жизнь ее в мире, в душе, в истории. Поэтому реальна, жива, современна нам Великая пятница: ее тьма и печаль, поэтому можем мы плакать у креста и переживать все то, что совершалось тогда, в день торжества зла, измены, трусости и предательства. Поэтому можем мы созерцать с трепетом и надеждой живоносный гроб в Великую субботу, поэтому можем мы каждый год праздновать Пасху. Ибо Пасха - это не воспоминание о событии прошлого. Это - реальная встреча, в радости и счастье, с Тем, в Ком наше сердце давно узнало и встретило жизнь и свет всякого света.


Пасхальная ночь - это свидетельство о том, что Христос жив и с нами, и мы живы с Ним. Вся она - призыв увидеть в мире и жизни зарю таинственного дня Царства света. «Днесь весна благоухает, - поет Церковь, - и новая тварь ликует...». Она ликует в вере, в любви и в надежде. «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Христос воскресе!


Воскресение Твое, Христе Спасе Стихира

Хор Московского Сретенского монастыря 01 Воскресение Твое

Глас 6 Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.


Христос воскресе со стихами

Хор Московского Сретенского монастыря Христос воскресе. А. Кастальский
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав


Хор Московского Сретенского монастыря 02 Да воскреснет Бог

Первый стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его.

И на кийждо стих мы поем тропарь: Христос воскресе: весь по единожды.

Вторый стих: Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Христос воскресе: единожды.

Третий стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Христос воскресе: единожды.

Четвертый стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. Христос воскресе: единожды.

Слава: Христос воскресе: единожды.

И ныне: Христос воскресе: единожды.

Таже настоятель поет вышшим гласом: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ.

Мы же: И сущим во гробех живот даровав.


Пасхальный канон Глас 1. Песнь 1.

Хор Московского Сретенского монастыря 04 Пасхальный канон. Песнь 1

Ирмос: Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия.

Припев: Христос воскресе из мертвых.

Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася, и радуйтеся рекуща, ясно да услышим, победную ноюще.

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное.

Таже ектениа, и возглас: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

http://www.paskha.ru/sermons/shmeman.html



Благодатный огонь – чудо истинное

Сошёл Благодатный Огонь! Слава Богу !

 

Вот уже не одну тысячу лет как знак благоволения Небесного Отца снисходит с небес на Гроб Господень Благодатный Огонь. Свидетелями чуда ежегодно становятся тысячи (а после появления прямых телевизионных трансляций), миллионы людей. Однако корректных описаний схождения Благодатного Огня и его свойств языком науки пока нет.
Интервью с Павлом Васильевичем Флоренским, Председателем экспертной группы по описанию чудесных событий в Русской Православной Церкви при Синодальной Богословской Комиссии проливает свет на попытку подобного описания и на само чудесное явление.
Флоренский П.В. – доктор наук, профессор кафедры литологии РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, Академик РАЕН, Международной славянской академии наук и искусства, и АН Республики Абхазия, руководитель старейшего научного студенческого кружка «Петрограф».
– Павел Васильевич, с какой целью Вы и Ваша экспертная группа занимаются описанием чудесных явлений?
– Это интересно, любопытно. В состав экспертной группы входят ученые из различных областей. И поскольку мы все-таки научники, то занимаемся описанием чудесных явлений языком науки исключительно из любопытства – так нас воспитывали. Праздного – потому, что за это никто не платит, а все, кто хочет берут интервью – одни от имени СМИ, другие – от имени боженьки. А за работу надо платить! Одним словом, мы занимаемся этим из любопытства. Потому, что это естественное явление, которое, как и всякое явление, даровано Богом нам в руки и может быть изучаемо или съедаемо (кощунственно или некощунственно). Я убежден, что рано или поздно чудесное явление схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме будет в какой-то степени описано языком науки. Частично. А от этого благодать и чудо не перестанут быть знамением. В конце концов, рождение детей – величайшее чудо, которое всегда будет оставаться загадкой.
– Для чего необходимо исследовать и описать феномен схождения Благодатного Огня, факт который ежегодно свидетельствуется тысячами людей на протяжении двух тысячелетий?
– Так ведь прежде это явление никто не описывал языком науки – описывая температуру, ионизацию, радиопомехи. Ведь мы же научники-естественники. Другое дело, что чудесное исцеление какой-нибудь бабушки – это не наше дело, этим пусть врачи занимаются. А вот вещество или физические поля – это уже по нашей части.
– А что даст изучение Благодатного Огня науке?
– Если бы я знал, что даст – я бы не стал интересоваться этим явлением. Какой смысл заниматься тем, что и так знаешь?
– В июне 2006 года Вы сообщили на пресс-конференции о том, что намерены исследовать температуру Благодатного Огня, который ежегодно накануне православной Пасхи cходит в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Как прошло исследование и каковы его результаты?
– Пока у нас ничего не получается. И тут дело не в средствах, а в том, что Господь не допускает. Разрешил бы Он «Работайте!» – и все бы у нас получилось.
– Чем можно объяснить тот факт, что без участия в церемонии Великой Субботы кричащей ливанской православной молодежи (шакриатов) Благодатный Огонь не сходит?
– А никак это не объяснишь – обязательно, вот и все. Они не кричат – они радуются. И если мы надуваем губы и изображаем благость на своих физиономиях, то южане радуются, пляшут. Вспомним, как вели себя библейские люди – они плясали, радовались чудесам, били в барабаны, дудели в трубы. Так что южане радуются шумно, а мы по-своему. Но то, что это правильно, благочестиво и уместно говорит факт их необходимости перед схождением Благодатного Огня. С одной стороны молчащие старцы из пустыни, а с другой – едущие друг у друга на плечах мальчишки, орущие «Шакрийе! Шакрийе!»
– По свидетельствам монахов, несущих послушание непосредственно у Кувуклии, разовые и короткие по времени голубоватые всполохи можно увидеть в Храме не только на Страстной неделе, но и в другое время. Длительные же по времени и следующие друг за другом с небольшими интервалами всполохи света бывают только в Великую Субботу, где-то с двенадцати до шестнадцати-семнадцати часов. Чем объясняется появление в храме зарниц, не сопровождающих схождение Благодатного Огня?
– Да, такое явление действительно имеет место быть. Оно также ждет своего описания.
– Что из себя представляют возникающие в храме Гроба Господня яркие световые разряды, напоминающие мини-молнии или зарницы?
– Вы задаете вопросы, на которые я сам мечтаю ответить. Собственно, факт наличия этих вопросов и является объяснением того, зачем мы занимаемся описанием чудесных явлений.
– Какие современные приборы, и методы регистрации физических процессов применялись при исследовании феномена Благодатного Огня? Существует ли в данной области практика международного сотрудничества?
– Это элементарные физические приборы, которые можно провозить через любую границу. А сотрудничества как такового не существует. Изучением чудес занимаются только католики, с которыми мы, по понятным причинам, сотрудничать не можем.
– Благодатный Огнь из храма Гробя Господня обладает те ми же неопаляющими свойствами, что и огонь Неопалимой купины. Как можно зарегистрировать неопаляющие свойства пламени? Являются ли эти свойства свидетельством Божественного происхождения огня?
– Как говорили древние иудеи, «все от Бога». Любое явление имеет божественное происхождение. Всякое дыхание да хвалит Господа! Все является свидетельством божественного происхождения. Как и божественное происхождение Благодатного Огня. И его аномальность не противоречит ничему. Ведь на самом деле божественное происхождение – это признак не физический, а духовный – является оно во благо или нет. Вот Божественный Огонь – во благо, ведь он так радует людей, что молодежь пляшет, беснуется, мы тихо плачем. Так что признак великой радости очевиден. И не благодатное ли знамение, то, что по всей стране идет об этом репортаж! Вот это тоже чудо.
– Благодатный Огонь очень часто описывается как одно из главнейших чудес, доказывающих истинность православной веры. Насколько верно данное определение и насколько правомерно определять истинность веры, опираясь на чудеса?
– Истинность православной веры в доказательствах не нуждается! Ее истинность определяется верностью Священному Писанию. А схождение Благодатного Огня доказывает истинность нашего Юлианского календаря. Это точно! Ведь самому главному событию – Воскресению Господа нашего Иисуса Христа обязана предшествовать Иудейская Пасха. А при новом календаре иудейская Пасха иногда оказывается позже христианской.
Беседовал Александр Болмасов

Страстная пятница.Проповедь Митрополита Антония Сурожского.

Митрополит Сурожский Антоний.

Мы, люди, всю нашу надежду после Бога возложили на заступление Богородицы. Мы эти слова повторяем часто, они нам стали привычны. А вместе с этим, перед лицом того, что совершалось вчера и сегодня, эти слова непостижимо страшны. Они должны являть или удивительную веру в Богородицу, или являют на самом деле, что мы не глубоко пережили в течение своей жизни этот призыв к помощи Божией Матери.
Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас.
Каждый из нас несет на себе долю ответственности за то, что случилось, за то, что Бог, не терпя отпадения, сиротства, страдания человека, стал тоже Человеком, вошел в область смерти и страдания, за то, что Он не нашел той любви, той веры, того отклика, который спас бы мир и сделал невозможной и ненужной ту трагедию, которую мы называем Страстными днями, и смерть Христову на Голгофе.



Скажете: Разве мы за это ответственны — мы же тогда не жили? Да! Не жили! А если бы теперь на нашей земле явился Господь — неужели кто-нибудь из нас может подумать, что он оказался бы лучше тех, которые тогда Его не узнали. Его не полюбили, Его отвергли и, чтобы спасти себя от осуждения совести, от ужаса Его учения, вывели Его из человеческого стана и погубили крестной смертью? Нам часто кажется, что те люди, которые тогда это совершили, были такими страшными; а если мы вглядимся в их образ — что мы видим?
Мы видим, что они были действительно страшны, но нашей же посредственностью, нашим измельчанием. Они такие же, как мы: их жизнь слишком узкая для того, чтобы в нее вселился Бог; жизнь их слишком мала и ничтожна для того, чтобы та любовь, о которой говорит Господь, могла найти в ней простор и творческую силу. Надо было или этой жизни разорваться по швам, вырасти в меру человеческого призвания, или Богу быть исключенным окончательно из этой жизни. И эти люди, подобно нам, это сделали.
Я говорю «подобно нам», потому что сколько раз в течение нашей жизни мы поступаем, как тот или другой из тех, которые участвовали в распятии Христа. Посмотрите на Пилата: чем он отличается от тех служителей государства, Церкви, общественности, которые больше всего боятся человеческого суда, беспорядка и ответственности и которые для того, чтобы себя застраховать, готовы погубить человека — часто в малом, а порой и в очень большом?
Как часто, из боязни стать во весь рост нашей ответственности, мы даем на человека лечь подозрению в том, что он преступник, что он — лжец, обманщик, безнравственный и т. д. Ничего большего Пилат не сделал; он старался сохранить свое место, он старался не подпасть под осуждение своих начальников, старался не быть ненавидимым своими подчиненными, избежать мятежа. И хотя и признал, что Иисус ни в чем не повинен, а отдал Его на погибель…
И вокруг него столько таких же людей; воины — им было все равно, кого распинать, они «не ответственны» были; это было их дело: исполнять приказание… А сколько раз с нами случается то же? Получаем мы распоряжение, которое имеет нравственное измерение, распоряжение, ответственность за которое будет перед Богом, и отвечаем: Ответственность не на нас… Пилат вымыл руки и сказал иудеям, что они будут отвечать. А воины просто исполнили приказание и погубили человека, даже не задавая себе вопроса о том, кто Он: просто осужденный…
Но не только погубили, не только исполнили свой кажущийся долг. Пилат отдал им Иисуса на поругание; сколько раз — сколько раз! — каждый из нас мог подметить в себе злорадство, готовность надругаться над человеком, посмеяться его горю, прибавить к его горю лишний удар, лишнюю пощечину, лишнее унижение! А когда это с нами случалось и вдруг наш взор встречал взор человека, которого мы унизили, когда он уже был бит и осужден, тогда и мы, и не раз, наверное, по-своему, конечно, делали то, что сделали воины, что сделали слуги Каиафы: они завязали глаза Страдальцу и били Его. А мы? Как часто, как часто нашей жизнью, нашими поступками мы будто закрываем глаза Богу, чтобы ударить спокойно и безнаказанно — человека или Самого Христа — в лицо!
А отдал Христа на распятие кто? Особенные ли злодеи? Нет — люди, которые боялись за политическую независимость своей страны, люди, которые не хотели рисковать ничем, для которых земное строительство оказалось важней совести, правды, всего — только бы не поколебалось шаткое равновесие их рабского благополучия. А кто из нас этого не знает по своей жизни?
Можно было бы всех так перебрать, но разве не видно из этого, что люди, которые убили Христа, — такие же, как и мы? Что они были движимы теми же страхами, вожделениями, той же малостью, которой мы порабощены? И вот мы стоим перед этим гробом, сознавая — я сознаю! и как бы хотел, чтобы каждый из нас сознавал, — блаженны мы, что не были подвергнуты этому страшному испытанию встречи тогда со Христом — тогда, когда можно было ошибиться и возненавидеть Его, и стать в толпу кричащих: Распни, распни Его!..
Мать стояла у Креста; Ее Сын, преданный, поруганный, изверженный, избитый, истерзанный, измученный, умирал на Кресте. И Она с Ним со-умирала… Многие, верно, глядели на Христа, многие, верно, постыдились и испугались и не посмотрели в лицо Матери. И вот к Ней мы обращаемся, говоря: Мать, я повинен — пусть среди других — в смерти Твоего Сына; я повинен — Ты заступись. Ты спаси Твоей молитвой, Твоей защитой, потому что если Ты простишь — никто нас не осудит и не погубит… Но если Ты не простишь, то Твое слово будет сильнее всякого слова в нашу защиту…
Вот с какой верой мы теперь стоим, с каким ужасом в душе должны бы мы стоять перед лицом Матери, Которую мы убийством обездолили… Встаньте перед Ее лицом, встаньте и посмотрите в очи Девы Богородицы!.. Послушайте, когда будете подходить к Плащанице, Плач Богородицы, который будет читаться. Это не просто причитание, это горе — горе Матери, у Которой мы просим защиты, потому что мы убили Ее Сына, отвергли, изо дня в день отвергаем даже теперь, когда знаем, Кто Он: все знаем, и все равно отвергаем…
Вот, встанем перед судом нашей совести, пробужденной Ее горем, и принесем покаянное, сокрушенное сердце, принесем Христу молитву о том, чтобы Он дал нам силу очнуться, опомниться, ожить, стать людьми, сделать нашу жизнь глубокой, широкой, способной вместить любовь и присутствие Господне. И с этой любовью выйдем в жизнь, чтобы творить жизнь, творить и создавать мир, глубокий и просторный, который был бы, как одежда на присутствии Господнем, который сиял бы всем светом, всей радостью рая.
Это наше призвание, это мы должны осуществить, преломив себя, отдав себя, умерев, если нужно — и нужно! — потому что любить — это значит умереть себе, это значит уже не ценить себя, а ценить другого, будь то Бога, будь то человека, жить для другого, отложив заботу о себе. Умрем, сколько можем, станем умирать изо всех сил для того, чтобы жить любовью и жить для Бога и для других.
Аминь!

Светлое Христово Воскресение

  • 21.04.11, 00:05
- величайший христианский праздник, торжество победы жизни над смертью.
Пасхальная служба начинается в ночь с Субботы на Воскресенье, начиная
со дня Пасхи и до ее отдания на сороковой день, звучат слова "Христос
Воскресе! Воистину Воскресе!", которыми  исповедуется вера  в
Воскресение.

Великая Суббота ( 23 апреля 2011г.)

  • 20.04.11, 23:59
Это день, когда "да молчит всякая плоть", то есть это день внутреннего
сосредоточения, когда мы находимся в состоянии духовного ожидания
Воскресения Христова. День Страстной Субботы - день пребывания тела
Иисуса Христа во гробе. Как известно, благообразный Иосиф снял тело
Спасителя с Креста и, обвив Его плащаницею, положил во гроб. Но,
пребывая телом Своим во гробе, душою Своею Господь в этот день сошел во
ад, где, ожидая спасения, томились души всех умерших, даже души
святых, живших до Христа. Иисус Христос спускается в ад - это
называется "сошествием во ад"  - и выводит оттуда души праведников.
В Великую Субботу совершается литургия  Василия
Великого (она служится  всего несколько раз в году), во время которой
перед плащаницей читаются библейские  пророчества. Как известно, 
задолго до рождения Богочеловека, пророки предсказывали и пришествие
Спасителя в наш мир, и то, что Своею Крестной смертью и Своим
Воскресением Он искупит нас от власти греха и смерти.

В ходе
Божественной Литургии  Великой Пятницы есть удивительный момент - это
переоблачение священников из черных одежд в белые. Это символ того, что
"Христос Воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех
живот даровав". Смысл этого песнопения, исполняемого на Пасху в храмах,
следующий: Своим крестным подвигом и смертью, а затем последовавшим за
смертью воскресением, Господь преобразил человеческое естество и
открыл путь воскресения всем людям. А значит,  отныне в мире нет  места
трауру.

Особенным знамением того, что произошло Воскресение
Христа и Его победа над смертью,  является чудесное возгорание
благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалиме. Это возгорание
огня происходит без усилий человека, а только по молитве, которую
читает Иерусалимский Патриарх при огромном стечении верующих. Само
событие снисхождения благодатного огня происходит каждый год именно в
день Великой Субботы и является  одним из зримых свидетельств
присутствия Христа в нашем мире.

Все дни Страстной седмицы,
параллельно с напряженными богослужениями, идет и  подготовка к встрече
Христа Воскресшего. В субботу все стремятся освятить куличи, пасхи и
брашно (то есть  мясо и яйца), с тем, чтобы потом, после праздничного
пасхального богослужения разговеться. Само по себе освящение пищи
означает, что мы получаем благословение на её  принятие.

Великая Пятница (22 апреля 2011г.)

  • 20.04.11, 23:53
Самый скорбный день в церковном календаре, именно в пятницу совершилось
распятие и крестная смерть Христа на Голгофе. В Великую Пятницу  не
служится Божественная Литургия, так как в это в этот день Сам Господь
принес себя в жертву.

Шесть долгих часов Господь мучительно
страдал на кресте, искупая Своими страданиями все человечество от
рабства греху. Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в
девятый час (около трех часов по нашему времени). Поэтому именно в это
время в храмах совершается вынос  плащаницы - шитого изображения
снятого с Креста распятого Тела Спасителя. Плащаницу выносят из алтаря и
возлагают на специально приготовленный стол в центре храма - гробницу,
а затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед  ней.
Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней,
напоминая нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе.
В Великую Пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.

Великий Четверг (21 апреля 2011 г)

  • 20.04.11, 23:46
В этот день Церковь возвращает нас к Тайной вечери. Событию, которое
произошло перед тем, как Христа взяли под стражу. Тайная Вечеря - это
последний ужин, трапеза Христа со Своими учениками накануне Его
крестных страданий.  Во время богослужения в храме вспоминают четыре
евангельских события, произошедших именно в четверг. Первое событие -
омовение Христом ног Своим ученикам перед Тайной Вечерей. Это омовение
было знаком глубочайшего смирения Христа и  Его любви к Своим ученикам.
Во время этой же вечери, как сказано в Евангелие, "диавол уже вложил в
сердце Иуде Искариоту" мысль предать Христа. И Иисус, видя сердце
предателя, сказал об этом на вечере, как бы давая Иуде возможность
остановиться. Об этом евангельском  эпизоде  тоже говорится во время
службы.

Третье событие, которое мы вспоминаем во время
богослужения, очень важно для каждого верующего.  Дело в том, что
именно во время Тайной вечери Христос установил Таинство Евхаристии.
Греческое слово "евхаристия" означает "благодарение". В христианстве
Евхаристией называется Таинство причащения Тела и Крови Христовой,
Таинство благодатного (то есть совершенного по воздействию благодати),
единения верующего с Богом. Установленное Христом во время Тайной
вечери, Таинство и поныне совершается в каждом храме во время каждой
Божественной Литургии. Многие верующие стараются причаститься именно в
Великий Четверг.

И, наконец, четвертое евангельское событие,
которое вспоминают во время Литургии в Великий Четверг - это молитва
Христа в Гефсиманском саду. Иисус знал, что Ему предстоит, "душа Его
скорбела смертельно", и,  как сказано в Евангелии, Он молился "до
кровавого пота". Это моление Христа часто называют "молением о чаше",
потому что,  взывая к Богу Отцу, Христос просил, чтобы, если возможно,
"миновала Его участь сия": "Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу
сию мимо Меня",  - но дальше добавлял слова полного смирения перед
грядущей участью и волею Бога Отца: "впрочем, не как Я хочу, но как
Ты".

Вот эти четыре важнейших евангельских события вспоминают в
храмах в Великий Четверг Страстной недели во время Божественной
Литургии. Во время вечерней службы в Великий Четверг читаются
двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях крестной
смерти Христа, вспоминаются слова Христа на кресте, Его распятие и
погребение.
По давней православной традиции во время чтения двенадцати Евангелий
верующие стоят в храме с зажженными свечами. И потом, после службы этот
огонек приносится домой, и на переплетах окон, на дверных косяках
коптится крестик. Этот обычай идет со времен ветхозаветной Пасхи.
Верующие, пришедшие в храм вечером в Великий Четверг,  заранее готовятся
к тому, чтобы  донести до дома свечку не потухшей, помещая ее для
этого в специальную лампаду.
Великий Четверг называют еще Чистым Четвергом. С одной
стороны, это день духовного очищения - в этот день все стараются
исповедоваться и причаститься, а  с другой стороны,  имеется в виду
бытовая сторона  нашей жизни. Именно в Чистый Четверг верующие
стараются подготовить дом, свою одежду, куличи и пасху к Великому
Светлому Воскресению.