Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Обличитель Златоуст

  • 26.11.11, 10:03

Имя святителя Иоанна Златоуста знакомо каждому православному человеку — хотя бы потому, что в храмах служится составленная им литургия. Но если представить себе, как он во плоти вдруг оказался бы на этой литургии, — что бы он сказал с амвона? Отметил бы, как много изменилось в порядке богослужения с IV века? Удивился бы, насколько иначе выглядят сегодня прихожане? Или, напротив, произнес бы пламенную проповедь о том, как мало на самом деле изменили прошедшие века христианской истории человеческие души, как живут в нас те же редкие добродетели и распространенные пороки, что и в его времена?

Провинциал

Он  родился около 347 года в Антиохии в семье военачальника по имени  Секунд. Место и время рождения во многом определили облик его христианского служения. Весь тот край входил в состав огромной Римской империи, власти которой только недавно обратились в христианство. Антиохия была крупнейшим городом восточного Средиземноморья, где эллинистическая цивилизация соседствовала с семитской.

Это здесь еще в апостольские времена впервые прозвучало само название «христиане». В деревнях здесь говорили практически на языке Христа и  апостолов — на арамейском (этот его вариант обычно называют «сирийским»), в городах звучали изысканные философские беседы и тщательно выстроенные речи на греческом. Здесь были все возможности получить хорошее и разностороннее образование, как общегуманитарное, таки сугубо христианское, и Иоанн ими в юности воспользовался, благо он происходил из обеспеченной семьи.

Отношение к христианству в Римской империи второй половины IV века было отчасти похожим на то, что мы знаем по собственному опыту. Старики еще помнили те времена, когда говорить о Христе было смертельно опасно, можно было угодить на арену в качестве жертвы для диких зверей. Да и во время отрочества Иоанна Римом правил император Юлиан Отступник, пытавшийся возродить языческую религию.

Впрочем, Юлиан потерпел неудачу и сам погиб на войне, так что отныне империя становилась христианской. Это значит, что в Церковь пришло огромное количество людей — кто ради веры, кто за компанию, кто из любопытства, а кто-то и в поисках выгоды. Всех их объединяло крайне поверхностное знакомство с верой и жизнью Церкви и вполне языческий менталитет.

Вскоре после смерти Юлиана принял крещение и двадцатилетний Иоанн. Среди новокрещеных немного было людей столь образованных. Многие и вовсе не понимали, чем поклонение Христу принципиально отличается от поклонения множеству божеств, которых они прежде чтили. А некоторые  видели в христианстве всего лишь новую идеологию, полезную имперской  власти.

Именно тогда и именно по этим причинам зародилось монашество — движение тех, кто тщательно оберегал чистоту христианства, уходя от шумных толп в малодоступные места. Иоанн тоже принял иночество после смерти своей матери Анфусы: четыре года он провел в уединении, два из них — в полном молчании.

Его красноречию предстояло вызреть, словно плоду во чреве. А многие ли из нас утерпели бы в такой ситуации, чтобы не начать поучать всех вокруг?

И в эти, и в последующие годы Иоанн очень много писал — сегодня  собрание его сочинений занимает целую полку. Это и богословские  трактаты, и комментарии на Священное Писание, и письма разным людям по разным поводам, и конечно же проповеди. Но до них дело дошло не сразу. Публицист на амвоне

Еще до отшельничества Иоанн был рукоположен в чтеца — одна из низших ступеней церковной иерархии. Хотели его рукоположить и в пресвитеры, и даже в епископы, но он отказался. Собственные размышления на эти темы  привели его к написанию «Шести слов о священстве».

Вот как видел он пастырскую ответственность:

«Пастырю надобно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания; так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания, соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше».

Собственно, эти «Шесть слов» — объяснение, почему Иоанн не считал нужным в тот момент становиться священником .Впрочем, когда он вернулся в Антиохию, то в 381 году был рукоположен  во диакона, и только через 5 лет лет — в пресвитера. Ему было поручено  произносить проповеди, и он делал это при стечении народа не реже двух  раз в неделю, а иногда и ежедневно. В те времена не было средств  массовой информации, а книги были очень дороги, и проповедь, по сути,  оставалась единственным способом научить чему бы то ни было церковный  народ.

В центре его проповеди всегда оставалось Священное Писание. И это неудивительно, ведь он сам считал, что именно

«от незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза  ересей, отсюда — нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому как  лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч  божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме».

Иоанн мог выбрать какую-то одну из библейских книг и разбирать ее  подробно, от главы к главе, за каждой проповедью, а мог поступить иначе — посвятить свою беседу тем страницам Писания, где речь идет о наступающем празднике. Но его интерес к Писанию — не теоретический,  именно там он находит самые важные указания для своей паствы: как жить  по Евангелию, как исполнять волю Божию, как любить ближнего. Его проповеди очень мало похожи на скучные богословские лекции, пересыпанные цитатами.

Вот он рассказывает о хананеянке, то есть язычнице, которая обратилась ко Христу с мольбой об исцелении  ее дочери. Среди аудитории наверняка было много вчерашних язычников,  выходцев практически из родных мест этой женщины, таких же, по сути,  хананеев.

«Итак, возлюбленный, зная, что так бывает во время молитв, подражай хананеянке; хотя ты — муж, однако подражай жене, иноплеменнице, слабой, отверженной и презираемой. Ты не имеешь бесноватой дочери? Но ты имеешь грешную душу. Что сказала хананеянка? “Помилуй меня, дочь моя жестоко беснуется”. Так и ты скажи: “Помилуй меня: душа моя жестоко беснуется” … Куда бы ты ни пошел, везде слышишь слова Христовы: “О, женщина! Велика вера твоя”. Войди в церковь персов и услышишь Христа, говорящего: “О, женщина! Велика вера твоя”; равно как и в церковь готов, варваров, индийцев, мавров, и какую только страну освещает солнце».

И простые человеческие чувства не проходят мимо внимания Златоуста.  Он пишет молодой вдове и, прежде чем поучать, старается посочувствовать  ей:

«Все будут согласны с тобою, и никто, даже из весьма любомудрых, не станет противоречить тому, что ты получила тяжкий удар и что посланная свыше стрела поразила тебя в самое роковое место… Согласно с тобою и я признаю, что на всей земле между светскими людьми немного бывало таких любезных, кротких, смиренных, искренних, разумных и благочестивых, как твой муж. Но, если бы он совершенно разрушился и обратился в ничто, тогда следовало бы скорбеть и сокрушаться; если же он приплыл в тихую пристань и переселился к своему истинному Царю, то об этом должно не плакать, а радоваться. Эта смерть не смерть, но некоторое переселение и перемещение из худшего состояния в лучшее, с земли на небо, от людей к ангелам и архангелам, к Владыке ангелов и архангелов».

А вот что говорит он подвижнику, которого мысли о демонских искушениях заставили думать о самоубийстве:

«Какое зло, большое или малое, может причинить нам демон сам по себе? Уныние же и без него может сделать много зла, и большинство из тех, которые наложили на себя петлю, или закололись мечем, или утопились в реках, или погубили себя как-нибудь иначе, увлечены были к такой насильственной смерти унынием… Как же можно, скажешь ты, не унывать? Можно, если, отвергнув мнения толпы об этом предмете, будешь помышлять о горнем. Теперь твое положение кажется тебе ужасным, потому что толпа считает его таким; но если ты захочешь с точностью рассмотреть его само по себе, отрешившись от пустого и ошибочного предубеждения, то найдешь, что оно не представляет никакого повода к унынию».

За красноречие Иоанна называют Златоустом, но он служит Богу далеко  не только устами. Много занимается он и благотворительностью в Антиохии. Его слава не прошла мимо внимания властей Восточной Римской империи: когда в 397 году скончался Констанинопольский архиепископ Нектарий, на  первенствующую кафедру пригласили именно Иоанна. Главную роль здесь  сыграло желание императора Аркадия видеть в своей столице такого одаренного и активного иерарха.

Обличитель знати

Но, как это часто бывает, ожидания властей не совпали с подлинным  призванием великого христианина. Проповедовать ему удается уже не так  часто, как прежде, зато он с головой уходит в организацию практической деятельности Церкви: преодолевает раздоры, устраняет недостойных  клириков, требует от остальных прилежания и чистоты жизни. Епископ в его представлении не обласканный властью чиновник, а служитель народа  Божьего. Он распродает роскошное убранство архиепископского дворца и  передает вырученные средства на содержание больниц и гостиниц для  паломников.

Это было время, когда уже стала забываться первоначальная простота  христианских общин, особенно здесь, в величайшем и богатейшем городе  мира, рядом с блистательным императорским двором. Почти никого уже не удивляло, что голодный нищий и пиршествующий богач (словно из  евангельской притчи)  формально суть братья во Христе, а на деле от одного до другого как от  земли до неба. Мало кого смущала далекая от аскезы жизнь иных  христианских пастырей.

Но Златоуст не собирался мириться ни с чем подобным. От нового константинопольского архиепископа достается всем: и епископам, и знати, и даже императорской чете. Но больше всего он ополчается против богатства и социального расслоения:

«Сначала Бог не сделал одного богатым, а другого бедным и, приведши людей, не показал одному многих сокровищ, а другого лишил этого приобретения, но всем предоставил для возделывания одну и ту же землю. Каким же образом, когда она составляет общее достояние, ты владеешь столькими-то и столькими участками, а ближний не имеет ни клочка земли? <.. . > Корыстолюбивые богачи — это какие-то разбойники, засевшие при дороге, грабящие проходящих и зарывающие имущества других в своих кладовых… как свиньи в грязи, они услаждаются, валяясь в нечистотах сребролюбия».

Так и с императрицей Евдоксией, фактической правительницей при слабом и безвольном императоре Аркадии, Златоуст вступает в конфликт из-за ее  неумеренной роскоши и жадности. Он защищает от конфискации имущество  вдовы и детей опального вельможи, а в храме, обличая в проповедях  щегольские траты, недвусмысленно показывает глазами на саму императрицу…

Такого снести она никак не могла! Ведь еще недавно римские императоры официально считались богами, а «оскорбление величества» было самым  страшным уголовным преступлением.

Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия (Жан-Поль Лоран, 1880-е)

Среди священства и епископата многие тоже были в обиде на святителя:  его требования казались чрезмерными, его стиль управления — жестоким. В  403 году Собор епископов отправил Иоанна Златоуста в ссылку. Правда, длилась она недолго: простой народ обожал своего архиепископа, в столице начались волнения, и его пришлось вернуть.

Иоанн просто не мог воспринимать христианство и в особенности  священство не всерьез, не мог рядом с собой видеть людей, сочетавших  христианскую символику со вполне языческими поступками. Например,  установили на городском ипподроме серебряную статую императрицы — что в  этом такого? Всегда так поступали в Риме! Но Иоанн откликается на это  событие проповедью: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь  пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». Императрицу он сравнивает с распутной женой царя Ирода, император, соответственно, оказывается  Иродом… Это уже было слишком.

В 404 году новый Константинопольский собор отправляет Иоанна Златоуста в новую ссылку. Сам он сказал об этом так:

«Братия, вор не приходит туда, где хворост, сено и дрова, но — туда, где лежит золото, или серебро, или жемчуг; так и дьявол не входит туда, где прелюбодей, или богохульник, или хищник, или корыстолюбец, но — туда, где провождающие пустынную жизнь… Так, если изгонят меня, я уподоблюсь Илии; если бросят в грязь — Иеремии; если в море — пророку Ионе; если в ров — Даниилу; если побьют камнями — Стефану; если обезглавят — Иоанну Предтече; если будут бить палками — Павлу; если распилят пилою — Исайе; и о, если бы пилою деревянною, чтобы мне насладится любовью ко кресту!»

Но у Иоанна Златоуста был свой собственный путь, о котором можно сказать его же словами:

«Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества».

Он был отправлен в городок Кукуз в Армении, где продолжал активнейшую переписку с друзьями (до нас дошло более двухсот писем). И за это из  Кукуза он был отправлен еще дальше, на самый край тогдашней Империи — в Питиунт (нынешняя Пицунда в Абхазии). Места назначения измученный  святитель так и не достиг — он умер в местечке под названием Команы 14  сентября 407 года.

Перед смертью он произнес слова, ставшие затем своего рода последним  девизом всех пострадавших христиан: «Слава Богу за все!» В этих словах — итог его земной жизни.

Ioann_Zlatoust_Почитание святителя началось практически сразу после его смерти, и мощи его  недолго оставались в Команах. Уже в 438 году по инициативе нового  патриарха Прокла и нового императора Феодосия (сына Аркадия) они были  перенесены в Константинополь. Оттуда они были похищены в 1204 году  крестоносцами, которые увезли их в Рим, и лишь в 2004 году Иоанн Павел  II возвратил их на прежнее место.

Преставление святого Иоанна Златоуста совпало с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня, и поэтому его память была перенесена на 13/26 ноября. Кроме того, 27  января/9 февраля отмечается память перенесения святых мощей святителя  Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь, а 30 января/12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория  Богослова и Иоанна Златоуста.

Но мы к тому же поминаем святителя на большинстве наших литургий и встречаем вместе с ним каждую Пасху, слушая в храмах его «Огласительное слово», где цитаты из Писания перемежаются с ликующим голосом самого Иоанна:

«Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!»

Журнал «Нескучный Сад»

Рождественский пост: Пост №1

  • 25.11.11, 19:33
Протоиерей Игорь Пчелинцев

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ НАЧНЕТСЯ 28 НОЯБРЯ

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»

(Мф. 5:8)

Приближается Рождественский пост. Как обычно, и накануне поста и в его течение, а также и в любое другое время приходской священник слышит сотни раз повторяющийся вопрос — что можно есть в рождественский пост, в какие дни, большая часть вопросов именно о еде или о не-еде.

В народном сознании, особенно людей малоцерковных, любой пост – это прежде всего гастрономическое, диетическое предприятие. Видимо, наша проповедь была не настолько дерзновенной, чтобы вместо постной скатерти-самобранки мы в наших дома прежде всего, и во-вторых и в-третьих видели Христа-Спасителя, слышали Его слово. Слово о спасении верой, спасении через напряженную повседневную работу над собой, через труд по очищению своих сердец.

Печалят газетные и интернет-рубрики: «В Рождественский пост едим с удовольствием», «Изысканные блюда традиционной русской постной кухни» и так далее. С другой стороны, волнуют люди, которые боятся оскверниться наличием в хлебе молочной сыворотки, следов якобы сливочного масла в печенье; люди, которые знают, что такое «оскоромиться» и поэтому дышат через раз, попав в «скоромную» атмосферу современного супермаркета в время поста.  За спиной 20 лет после Тысячелетия Крещения Руси, а мы по большей части все еще заняты поиском непостных молекул в необъятном мире православной трапезы.

О посте написано немало, и в книгах, и в православных периодических изданиях, и в Интернете можно найти много святоотеческих мыслей и рассуждений о посте, руководств, пособий, написанных нашими современниками, замечательными архиереями и священниками (и даже диаконами!). Но трезвый святоотеческий взгляд на пост зачастую остается неизвестным тем, кто хочет поститься поверхностно — вкушая одно и не вкушая другого.

Я хочу выразить одну мысль, которая мне кажется, в ключе евангельского и святоотеческого учения о посте и воздержании, главной, основополагающей.  Соблюдать пост — это стоять на посту. Каждый христианин должен стоять на страже своего сердца и это для каждого из нас Пост №1.

Стоять на посту у своего сердца – это значит не допускать туда вражеских помыслов злобы, уныния, чревоугодия, печали, гнева и так далее по семи смертным грехам (или основным страстям, разрушающим человека). Не допускаются помыслы вниманием человека к своему духовному миру, молитвой собственной, а также обращением за помощью к Спасителю, к  Матери Божией, к Ангелу-хранителю, к своим любимым святым.

Я думаю, что также важно не выпускать из своего сердца те же недобрые помышления, взращенные там внутри нашей безбожной и немолитвенной  жизнью, сладчайшим Именем Иисусовым поражая накопленный «ядерный» потенциал всевозможной нечистоты внутри нашей души.  Результатом сердечного внимания и противодействия Врагу должно быть чувство покаяния, желание всегда быть с Богом, жить по святым Его заповедям.

Если мы не знаем Христа, то и поститься не можем с духовной пользой. Я не рискнул бы назвать такой пост совсем безблагодатным, потому что Бог  иногда и неверие, и нечестие людей употребляет для их покаяния и обращения. Мы не можем знать всех путей, которые Он проложил к каждому  человеку и каждому человеку к Себе. Но если мы дети Церкви, то для нас  должно быть естественным как дыхание поститься ради Христа.

У афонского иеромонаха Парфения Кавсокаливита есть очень поучительная история о том, как нам надо всегда чувствовать Христа, жить Им.  Одна  девушка на исповеди пожаловалась старцу, что она очень любит одного молодого человека и никак не может избавиться от мыслей о нем. Он снится ей, в течение дня она неоднократно обращается в мыслях к нему, как бы  испрашивая его совета, делясь с ним своими думами и переживаниями. Его образ согревает ее девичье сердце.

Отец Парфений помог молитвой этой барышне, но другим пересказывал эту житейскую историю как притчу. Посмотрите на эту девушку, говорил  старец, она не делала над собой никаких усилий, чтобы думать о своем парне, обращаться к нему, согревать свою душу помышлением о нем. Это делает любовь. Все по-другому, когда любишь.

Если бы мы открыли в себе любовь ко Христу и жили этой любовью, вся наша жизнь была бы наполнена Им. Тогда и пост, и молитва, и желание причащаться Его Пречистого Тела были бы совершенно естественным явлением нашей жизни. Душа бы желала этого, вожделела бы дышать благодатью и видеть всех и вся глазами Христа.

Это не отменяет аскетики — необходимо употреблять усилия, чтобы  открыть в себе Царство Божие, чтобы выстоять перед искушениями врага и  насылаемых им помыслов и страстей. Но если человек устремлен к Спасителю, Сам Господь стоит на страже его сердца. «Если Господь не  созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит  города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1).

Блаженны чистые сердцем… Чем более человек очищает свое сердце теми  средствами, которые дает ему Церковь  – постом, молитвой церковной и домашней, осознанным участием в Таинствах, благодарным расположением души к Богу, умилением души, как свидетельством принятого Богом покаяния и освобождения от грехов и страстей, тем более он становится восприимчивым к благодати Святого Духа, освящающей желающего этого освящения. Благодати, исцеляющей немощи и восполняющей недостающие и оскудевающие силы в малом человеческом сердце.

Со времен Галилео Галилея ученые строят телескопы, совершенствуют линзы, с каждым столетием  расширяя для своего взора ускользающий от человеческого глаза огромный мир звезд и галактик. Но человек с чистым сердцем сможет смотреть на мир людей и на Вселенную как Христос, он сможет увидеть всех людей святыми, без той ложной наносной шелухи, которой в страстях и житейской суете обросли их сердца. Он сможет увидеть всю Вселенную, потому что Христос  видит весь мир и за каждую душу в этом мире  Он на Кресте  принес жертву о спасении всех.

Если об этом люди бы задумались в пост, помолились о своем сердце, чтобы Бог помог нашему неформальному искреннему покаянию прощением наших грехов и очищением сердец Своею благодатью.

Мне кажется, что человек, идущий в пост на исповедь, прежде всего должен думать о чистоте сердца, о радости жизни по заповедям Христовым,  ведь это и есть благодатная жизнь с Ним.

Ко мне на исповедь как-то пришла одна женщина и призналась: «Я первый раз на исповеди, особо не знаю, что и говорить — ну ругаюсь там, курю,  особо никаких там грехов нет у меня». Я поинтересовался, известно ли ей, что такое исповедь, зачем она нужна, как ее совершать, не было ли у нее возможности почитать что-то про  покаяние? Она сказала, то нет и  попросила меня рассказать об этом хотя бы кратко.

Я ответил ей, что исповедь должна бы совершаться с вывернутой наружу  душой, без истерики и экзальтации, но все же с распахнутым перед Богом  сердцем, по крайней мере такой могла бы быть первая, осознанная исповедь. Готовы ли к тому?

Мне понравилась честность этой дамы. Она сказала, что услышала для  себя нечто неожиданное и понимает, что именно так она сейчас не готова  поисповедаться, но теперь ей есть о чем подумать.

«Неужели исповедоваться надо с распахнутым перед Богом сердцем?»  Да, если исповедь это дело нашей любви к Богу, а не просто обычай,  исполняемый нами ради причастности к традициям нашего неоднозначного прошлого.

В пост как на Посту №1 — стоим на страже сердца, если еще не знаем как идти за Христом — учим Его заповеди. Заповеди – это указание пути, или даже так — Пути (потому что Христос — Путь, Истина и Жизнь). Пост – это время покаяния, то есть благодатного изменения своей души, а не просто отчет о «проделанной работе от греха №1 до греха №2503».

Пост – это время для того, чтобы питаться Словом Божиим — Святым  Евангелием, а также Телом и Кровью Спасителя, подаваемым нам в Таинстве Причащения. Христос же просто сказал нам о том – «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть  Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». (Ин. 6: 53-56).

Ну и самое простое из постной гастрономии, что можно и чего нельзя есть: «Нельзя есть людей!»

Мысли на каждый день года.Святитель Феофан Затворник.

(2 Фес. 3, 6-18; Лк. 13, 31-35). "Се оставляется дом ваш пуст", сказал Господь об Иерусалиме. Значит, есть мера долготерпению Божию. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить? Потому и бросают нас. Так будет и в вечности. Все говорят: милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того; но что делать с теми, которые преисполнены зла, а исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией и оставляются там потому, что не хотят выйти оттуда. Спириты придумали множество рождений, как средство к перечищению грешников. Но осквернившийся грехами в одно рождение может таким же явиться и в десяти других, а затем и без конца. Как есть прогресс в добре, так есть прогресс и в зле. Мы видим на земле ожесточенных во зле; такими же могут они остаться и вне земли, а потом и навсегда. Когда придет всему конец, а ему придти неизбежно, куда девать этих ожесточившихся во зле? Уж, конечно, куда-нибудь вне области светлой, определенной для потрудившихся над собою в очищении своих нечистот. Вот и ад! Не исправившиеся при лучших обстоятельствах исправятся ли при худших? А если же нет, то вот и вечный ад! Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, затем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда.

(Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43). По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие - отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов - видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги, Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, - а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, - все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Монреальская Иверская икона

Монреальская Иверская икона была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы.В 1982 году эту икону привез с Афона в Монреаль, Канаду Иосиф Муньос Кортес, испанец по происхождению, давно принявший православие. Вот что было, говорит Иосиф Муньос: "24 ноября, в три часа ночи, я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, я поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда! Вскоре мироточивая икона была отнесена в храм. С тех пор икона Божией Матери постоянно мироточила, за исключением Страстных недель. Замечательно, что миро истекало главным образом из рук Богоматери и Христа, а также звезды, находящейся на правом плече Пречистой. В то же время задняя сторона иконы всегда сухая.

Чудотворный образ побывал в Америке, Австралии, Новой Зеландии, в Болгарии и в Западной Европе. Везде, куда бы ни прибыла эта икона, она распространяла любовь и согласие, как, например, в одной общине, где ссорившиеся прихожане вновь обрели путь к молитве и церковному единению. Ее присутствие умножало молитвенный жар до такой степени, что литургии, совершаемые при ней, могли быть сравнимы с пасхальными, столь пламенными в Православной Церкви.

Известны многие случаи возврата людей к посещению храма, исповеди, причастию. Так, одна бедная женщина, узнав о смерти своего сына, готовилась лишить себя жизни, но, тронутая до глубины души при виде чудотворной иконы, раскаялась в своем ужасном намерении и немедленно исповедалась.

Икона мироточила 15 лет. В ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель иконы Иосиф Муньос Кортес был зверски убит в Афинах, а Чудотворная Иверская бесследно пропала...

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6947.htm

На фотографии Иосиф (Хосе) Муньос -хранитель иконы

www.youtube.com/embed/DejdiAj7rgc [ Читать дальше ]

Духовная мудрость....Игумен Никон (Воробьёв)

• Пимен Великий говорил, что наше спасение в ближнем, т.е. в любви к ближнему. С этого надо начинать всем... (П.193)

• Без мира с людьми... не может быть и христианства, а только самообман. (П.274)

• Всячески надо бояться оскорбить ближнего своего, ибо легче примириться с Богом, нежели с ближним. (П. 108)

• Ни один грех так не тяжел, как обидеть человека, даже если не вполне сознательно обидишь, и то надо с трудом искупать этот грех. (П. 105)

• В нас ни в ком нет героизма. Все мы маленькие, все боимся больших скорбей. Надо всех жалеть, искренне всем желать и делать больше добра. Какою мерою мерим, такою и нам возмерится и здесь, и в будущем. (П.223)

• Грех против ближнего очень тяжело ложится на совесть. Да и Господь прощает такие грехи только тогда, когда мы сами примиримся с ближним. (П.69)

• ... как мы относимся к ближним, так и Господь к нам отнесется в день лют... (П.118)

• ... она [вражда] делает бесполезными все труды. Ни молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего вражду с ближним. (П.110)

• При вражде, при злопамятстве, при самооправдании, при осуждении ближнего – не может быть ни сокрушения сердца, ни смирения. Не могут огонь и лед существовать вместе. (П.110)

• Не осуждайте никого, а пожалейте каждого грешника, ибо и его любит Господь и хочет ему спасения, как и Вам. Нельзя осуждать и презирать того, кого оправдывает и любит Господь. (П.155)

 

 

• ... большинство современных христиан не понимают значение исполнения заповедей Евангельских. Для них это – мораль, которую они отвергают за трудность или так приспособляют к своим страстям и похотям, и суете житейской, что от Евангельских заповедей ничего Христова не остается. Это хитрость дьявола, погубляющего мнимых христиан. Двести лет назад Святитель Тихон Задонский писал (в келейных письмах) : “Христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерство”.(П.257)

• Осмелюсь сказать, что сокрушение сердечное, плачь сердца о нарушениях заповедей дороже их исполнения по своей воле. Ибо последнее приводит к высокоумию и гордости, чем уничижается все добро. А сокрушение сердца заменяет (по милости Божией) делание и держит человека во смирении, без чего суетно все делание, оно даже губительно. (П.261)

 

 

• Есть два периода в душевной жизни христианина: 1) Осознание своей испорченности, падения, греховности, 2) Постепенное исцеление душевных язв. Без первого не может быть и второго. Первое часто приводит к искреннему, глубокому смирению, при котором только возможно без вреда получать исцеления и прочие дары Божии. Без смирения они будут во вред или даже в погибель. (П.167)

• Надо помнить слова Спасителя : Ищите прежде царствия Божия...и прочее. Нарушение этой заповеди часто больше вредит душе, чем случайное падение. Оно незаметно охлаждает душу, держит ее в нечувствии, а часто приводит к духовной смерти: “пусть мертвые погребают своих мертвецов”, мертвые душей, без чувства духовного, без горячности в делании заповедей, ни горячие, ни холодные, которых Господь угрожает изблевать от уст Своих (П.5)

• Если человек и со слабыми силами, но непрестанно будет бороться со врагом, то Господь в свое время поможет ему, изведет его из-под власти дьявола. Мы должны показать свою верность Господу борьбой против греха, а если согрешили в чем-то -- глубоким сердечным сокрушением. (П.84)

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ

  • 22.11.11, 23:46
Господи, Боже Великий, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь нам.

Защити, Архангел Михаил, нас от всех врагов видимых и невидимых.

Архангел в сияющих латах
И с красным мечом из огня
Стоял на клубах синеватых
И дивно глядел на меня.

Порой в алтаре он скрывался,
Светился на двери косой -
И снова народу являлся,
Большой, по колена босой.

Ребенок, я думал о боге,
А видел лишь кудри до плеч,
Да крупные, бурые ноги,
Да римские латы и меч...

Дух гнева, возмездия, кары!
Я помню тебя, Михаил,
И храм этот, темный и старый,
Где ты мое сердце пленил!

Иван Бунин (13.09.1919)





Православные
21 ноября отмечает праздник Собор Архистратига Михаила и прочих
Небесных Сил бесплотных, который известен в народе также под названием
Михайлов день.


«Михаил-архангел
считается в народе не менее грозным для всякой нечисти-нежити, чем
Илья-пророк. По народному представлению, сам Бог Саваоф положил ему быть
грозою для тёмных сил бесплотных. Когда Господь Бог воспылал гневом на
Сатанаила и его присных, из ангелов превратившихся в «агелов». Он
повелел Михаилу-архангелу свергнуть с небес в преисподняя земли, что
было исполнено в точности».
«Грозному победителю «Диавола со
диаволами» народное воображение приписывает даже участие в мироздании.
«Како огонь зачался?» - спрашивается в одном из памятников народной
отреченной письменности. «Архангел Михаил возжег его от зеницы Божией», -
следует ответ.
Затем, кроме борьбы с «силами бесовскими», на него
возложено перевозить души праведных через огненную реку, отделяющую, по
свидетельству народных духовных стихов, земную преходящую жизнь от
загробной – вековечной:

Протекала тут речка, да речка огненная
От востока да и до запада
От запада да и до сивера;
По той ли реке, да по огненной,
Ездит Михайло-архангел-свет
Перевозит он души, души праведных.
Праведные души. Души радуются,
Песнь эту поют херавиньскую,
Гласы те гласят серафиньские


-
поют калики перехожие в стихе о «Старшном Суде», о перевозимых с
берегов земли «ко светлому ко пресветлому раю, да ко пресолнышнему, к
самому ко Господу, ко Христу, Царю Небесному»…





Таким
образом, охранитель праведников на земле от сатанинских наваждений
является в народном представлении и проводником душ в селения райские. В
последние дни мира существования бренного мира, на Страшном Суде
Божием, после того, как «потопие» смоет «матушку сыру землю» от его
грехов, «сойдёт Михаил-архангел батюшко, вострубит в трубоньку золоту, и
пойдут гласы по всей земли, разбудят мёртвых и вызовут из гробов».

[ Читать дальше ]

День ангелів

  • 21.11.11, 20:09
21 листопада, Собор архистратига Михаїла та інших Небесних Сил безтілесних

Біблійне сприйняття ангела цілком однозначне: священний страх і трепет, людина падає ниць при вигляді величі, могутності і сяйва небесного посланця. Таке сприйняття так само схоже на сучасне уявлення про ангела як рожево-блакитну гламурну істоту з поштової листівки, як схожий грізний двосічний клинок на китайську пластмасову іграшку.
Ангели - посланці. Слуги Божі, могутні духи, яким Бог довірив тримати все Ним створене, підвалини неба і землі, вод і вогню, країн і народів. Інформацію про устрій ангельського світу популярні православні видання зазвичай
пишуть, грунтуючись на знаменитому трактаті «Про небесну ієрархію"  святого Діонісія Ареопагіта.
Але
«дев'ять ангельських чинів» - підрозділ досить приблизний, і сам трактат досить складний, неоднозначний, як і історичні відомості про його  автора.
У коментарях до цього трактату преподобний Максим Сповідник, один з
найосвіченіших святих отців, так пояснює вираз Ареопагіта «театр  ангельських імен»: «Чому він і називає це театром, пояснюючи, що  написані образи святих ангелів не відображають істину.
Бо на ділі вони не такі, якими їх уявляє Святе Письмо, але вони  зображуються так, щоб ми збагнули їх велич »(Комм. до гол. 2 указ.
Соч.).
Мається на увазі: ангелів, таких, як вони є по суті, ми ні зріти, ні знати не можемо, це знання перевищує міру грішної людини.

Проте те, що корисно і потрібно знати нам про ангелів, - дано. Про святого архангела Михайла, чиє ім'я означає «Хто як Бог!", ми знаємо,  що він - один з вищих чинів ангельських і що архистратигом, полководцем, він зветься недарма. Ангелам теж дана свобода волі, свобода вибору, але, як кажуть багато святих  отців, не так, як людям: ангели можуть зробити свій вибір - з Богом чи  без Бога - лише один раз. Колись  такий вибір зробив один з найбільших ангелів, могутній Зоряниця, і  повстав проти Бога, спокусивши в бунт, в розкол третину ангельських сил.
На небі відбулася битва. На чолі ангелів, вірних Богові і своєму призначенню, став архангел Михаїл, і воїнство бунтівників було повалено з небес, зі світлих ангелів ставши похмурими демонами. З тих пір християни шанують архістратига Михаїла як одного зі своїх покровителів в боротьбі з силами зла, з силами бісівськими.

Здавна ангели близько спілкувалися з людьми, виконуючи дане їм повеління. За проявами сил природи, за складними перипетіями земних доль люди бачили прояви небесних сил. І з тих самих пір донині велика спокуса людини впасти в те, що  називається ангелолатрією, ангелопоклонством - замість Бога поклонитися  Його слугам, обожити їх. Відлуння цих хибних уявлень видно і в діях котрогось сучасного прихожанина, який  виголошує молитву архангелу Михаїлу як магічне заклинання від нападок  ворогів, і в тлумаченнях настирливих «Свідків Єгови», які представляють  Христа як втілення архангела Михайла, і в стародавніх гностичних єресях.

Ми й ангели - творіння Бога, і Йому одному належить наше - і ангельське теж - поклоніння, належить слава. Недарма свято Собору архістратига Михаїла та інших Небесних Сил безтілесних має свій початок в діяннях і постановах Лаодикійського собору, який ще в IV столітті звернув увагу вірних на небезпеку поклоніння ангелам замість  Бога, тварі - замість Творця.

Так, ангели - вірні служителі Божі, але - тільки служителі. А ми, люди, смертні грішні нікчемні люди, - ми хто такі? Хто ми, і наскільки ми великі й улюблені в Бога, якщо заради нас Він Сам  став Людиною, прийняв цю тлінну плоть, помер на хресті і воскрес? Якщо Пресвята, але земна людська Діва, стала Його Матір'ю, нині вшановується
Церквою «чеснішою херувимів і незрівнянно славнішою від серафимів»?
Вшановуючи і прославляючи ангелів Божих, не будемо забувати і ту царську честь і  важку відповідальність, яку Бог поклав саме на нас.

Журнал «Нескучный Сад»

Хто ми?

  • 21.11.11, 14:41
Прочитав замітку...

Сьогодні жінка впала на зупинці. Хотіла присісти на лавку, жердини розійшлися, і жінка впала. Цю зупинку встановили близько року тому. Для прикрашення ...

Священик Димитрій Шишкін Спочатку з неї згвинтилиі гайки і болти витягли, так що жердини вже не кріпилися, а просто лежали як припаде на кронштейнах. Потім і зовсім одну за одною дві жердини сперли. Потім пропало плексигласове скло. Одне. Потім друге. І третє. Їх акуратно знімали і несли казна-куди одне за одним з витриманими проміжками в пару тижнів. Я часто чекаю маршрутку на цій зупинці і спостерігав це методичне руйнування. І єдине, що мене веселило, - це напис, завбачливо наклеєна в перший же день установки споруди: «Увага, ведеться прихована зйомка!». Все більше людей твердять про якийсь європейський вибір, але в головах-то у нас навіть не Азія - Азія багата і міцна традиціями, - в головах у нас взагалі казна-що! Близько іншої зупинки сперли люк. Дірку прикрили наполовину бетонним блоком, і він лежить так вже кілька років. Коли комунальникам знадобилося щось в люку зробити, вони відсунули блок, зробили свою справу і пішли. Тепер люк зяє, а бетонний блок кілограм в 200 лежить поруч. Кожен день в найнесподіваніших місцях я знаходжу викинуті пакети зі сміттям і ніяк не можу зрозуміти людину, яка це робить. Ну ось, ти йдеш, несеш сміття. До бака тобі залишилося пройти якихось 50 метрів і раптом - раз! - Ти кидаєш сміття на узбіччя і йдеш собі далі. А сміття лежить, гниє і розтягується собаками. Що у людини в голові, скажіть мені. Що?! Є у нас в місті пам'ятник підпільникам, основу пам'ятника облицьований рожевим гранітом. До цього обеліску у дні військової слави несуть квіти ... Одного разу вранці з постаменту зникли чотири або п'ять плит граніту, і кілька місяців зяяли сірі квадрати цементу. Ну, скажіть мені, на що таке надважливе повинні піти ці плити, щоб їх прийти вночі і виколупати з пам'ятника? На що?! ... Європейці ... Зустрів старого приятеля і вирішили прогулятися вздовж набережної, згадати  минулі дні ... І виявилося - як багато змінилося в звичному ландшафті за якихось десять років! Цвіте і благоденствує тільки те, що відноситься до сфери особистого інтересу. Двоповерховий будинок дореволюційної споруди розділений надвоє. Перша частина сяє бездоганністю євроремонту - тут, очевидно, розташований офіс небідної компанії. Небідної, тому що нерухомість в цьому районі міста коштує пристойно. Друга частина являє собою зразок крайнього зубожіння. Очевидно,тут доживають вік старики, в прямому сенсі витягав жалюгідне існування, і тільки природний сором не дозволяє їм вийти на паперть. Фасад, давно нефарбований, якогось брудно-охристого кольору, місцями з облупленою штукатуркою, так що оголюється кладка. Ліпні карнизи обрушені, прогнилий огризок водостічної труби бовтається високо над землею, так що вода в дощ періщить на тротуар і заливає все той же  фасад, в цьому місці зелений від цвілі. Найімовірніше і дах тече, так що старенькі в дощ підставляють під темні тріщини у стелі корита ... А поруч, через стінку - свій, окремий рай, і за цей рай тобі зубами горло порвуть, бо «ось цими самими руками сам, сам цей рай будував і ...  плювати на всіх інших!» Один будинок ... Зразок всього нашого життя. Проходимо повз школу. «Е-е, постій, - вигукує приятель, - та тут же був залізний паркан. Метрів п'ятдесят чудового огорожі! » Та я й сам пам'ятаю, що був. А от й нема. Адже і не вночі його, мабуть, спиляли таємно, а вдень, на очах у всіх. Приїхали люди в помаранчевих жилетах з автогеном і діловито зрізали. Напевно, і підстави для цього були знайдені, і навіть докази на підтвердження корисності .... Мовляв, інший паркан спорудимо, кращою колишнього ... Але іншого немає, а той - залізний, очевидно, зданий в металобрухт і не бомжами нещасними, а ... Ким? Серйозними на вигляд людьми, але не бомжами - точно. «Ось-ті раз! - Сплескує руками здивовано приятель ... Стривай, та як же так! - Він не вірить своїм очам. - Так ось тут же шкільний сад був! .. » Був, та загув, а тепер на цьому місці глуха стіна, а за нею - презентабельний котедж, скромні володіння удільного князька. Ну, наче так і було завжди ... Але ж не було ... І всі все бачать ... всі все знають ... і - нічого. Мені траплялося освячувати такі палаци. Яка ж у них панує порожнеча! В одному мешкав з молодою дружиною голова християнської партії. «Наша партія, - каже, - планує на Великдень виготовити найбільший паску в Україну ... півтонни. Зараз йдуть переговори про технологічні деталях ... Митрополита хочемо  покликати, щоб освятив ... Ні, не для піару, не подумайте, а так ... від душі ... » Приїжджаємо в елітний район. Шлагбаум, охоронець в будці. Газон з газоном, ставок, всередині - мармурове фойє, як у місцевому палаці піонерів, і - порожнеча. Відслужили молебень, освятили палац. У напутньому слові кажу, що треба, мовляв, читати Новий Завіт ... заповіді виконувати. На виході, по дорозі до машини господар, ніяково знизивши голос, запитує: - Батюшка, а Новий Заповіт це ... щось я забув, це що? » - Друга частина Біблії. - А, ну так, звичайно ... я так і здогадувався! Повірте, я не жартую! Голова християнської партії! Після сімдесяти років вимушеної злиднів і хронічного недоїдання головним  досягненням свободи нам здається можливість наїстися досхочу і  насолодитися розкішшю. Залишається тільки чекати наступного етапу, коли прийде твереза думка: а навіщо  мені стільки всього і що тепер робити з хронічним ожирінням? І якщо милістю Божою ця думка прийде - дуже важливо, щоб відповідь на неї був правильним. Ніякі самі правильні закони і політичні режими, мудрі правителі і надприбутки не зроблять нас щасливими, якщо ми будемо залишатися капосника. Якщо все так само будемо жити, мимохідь нехтуючи законами морального і духовного здоров'я. Але, щоб зупинити небачену експансію морального, духовного розкладу, потрібна саме політична воля. І воля одухотворена. Ми хворі, дорогі мої, нам лікуватися треба. Але ліки зовнішні нам вже не допоможуть. Що ми збираємося модернізувати і для кого, якщо все розтягнули, пропито,  розбазарено і зруйновано не вандалами сторонніми, а нами, нами самими,  тією більшістю, яка і складає нашу хвалену демократію? Демократію хамства, тупості, жадібності і крадіжки ... Як же не зрозуміло ще, що треба допомогти людям змінитися духовно, морально, допомогти їм на державному рівні. Як? А як допомагають п'яничці? Дати альтернативу, можливість іншого життя, допомогти, захистити від спокус. А у нас спокуса - перший і легальний спосіб викачування грошей з людини. Найпотужніша індустрія, при повному потуранні і потуранні можновладців. Індустрія розбещення. Ми загинемо як єдиний народ, якщо держава не воцерковився. І це факт. Йде війна не на життя, а на смерть, на знищення нашого народу, на  викачування з нього останніх духовних, моральних соків, а ми все мнемо: та годі ... ну, нічого ... якось минеться ... все-таки у нас демократія ... Духовне, моральне здоров'я народу - саме це має стати головною, стратегічною турботою влади. Без обговорень. І більше не можна відкладати на завтра те, що потрібно було зробити позавчора.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных


21 ноября

Слово после Божественной литургии в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Ордынке

Господь воплотился и принял не ангельский образ, а человеческую плоть для того, чтобы спасти не ангелов, а нас с вами. Нас ради человек и нашего ради спасения Он воплотился от Святого Духа и Пречистой Девы Марии, а святых ангелов, Своих служителей, Он соделал служителями нашими для того, чтобы они помогали нам на пути ко спасению. Именно о человеке говорится в Священном Писании, что Господь умалил его малым чим от ангел, славой и честью венчал его (Пс. 8. 6-7).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 
Мы знаем из Священного Писания, а кое-кто и из собственного опыта, что святые Ангелы Божии являются нашими помощниками и покровителями. Господь создал их для того, чтобы они служили нам, и в этом смысле мы говорим о них как о служебных духах. Господь воплотился и принял не ангельский образ, а человеческую плоть для того, чтобы спасти не ангелов, а нас с вами. Нас ради человек и нашего ради спасения Он воплотился от Святого Духа и Пречистой Девы Марии, а святых Ангелов, Своих служителей, Он соделал служителями нашими для того, чтобы они помогали нам на пути ко спасению. Именно о человеке говорится в Священном Писании, что Господь умалил его малым чим от Ангел, славой и честью венчал его (Пс. 8. 6-7). Господь подал человеку все необходимое ко спасению. Бог дал нам этот видимый мир, чтобы мы возделывали его. Он дал каждому человеку других людей для того, чтобы в общении с ними человек развивался духовно и передавал им то, что получает от Господа непосредственно или при посредстве Ангелов.

Греческое слово «ангел» буквально означает «вестник». Вестник – это тот, кто возвещает волю пославшего его. Ангелы, как это многократно засвидетельствовано в истории Церкви и в Священном Писании, приходили к людям как вестники от Бога для того, чтобы возвестить им благую весть: Архангел Гавриил сошел с неба к Пресвятой Богородице, дабы возвестить, что Она станет Матерью Сына и Слова Божия, Ангелы возвестили пастухам о рождении Младенца в Вифлееме. Мы прославляем Ангелов как служебных духов, но в то же время почитаем их, ибо их воля, как говорили святые отцы, неудобопреклонна ко злу. Ангелы Божии не могут уклониться на стези неправды, они всегда служат Господу и предстоят Божественному Престолу.

Мы называем собрание ангельское воинством, потому что Ангелы – вовсе не пассивные существа: они активно служат Богу, они участвуют в той брани против зла, против миродержителей тьмы века сего, которую ведем и мы, люди.

Сегодня мы слышали рассказ из Евангелия о том, как Иисус Христос посылал учеников Своих проповедовать людям, как они возвращались и говорили: Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем. Господь же отвечал им: Радуйтесь не о том, что бесы вам повинуются, а о том, что имена ваши написаны на Небесах (Лк. 10. 17). Человеческая жизнь представляет собой борьбу между добром и злом. На стороне добра всегда стоят Ангелы Божии, которые помогают нам, а на стороне зла стоят бесы, которые через лукавых людей и через человеческий грех вторгаются в нашу жизнь для того, чтобы нарушить ее течение, чтобы оторвать нас от Бога и лишить Царствия Небесного.

Зло входит в жизнь человеческую через грех. Никогда ни один человек не пострадает от бесов, если сам не откроет им доступ к своей жизни, своему сердцу, своему духовному миру. Православный христианин надежно огражден от всякого бесовского влияния силой Креста Господня, которым он осеняет себя постоянно, и силой Божественных Таинств, в которых участвует.

Первое из этих Таинств – Священная и Божественная Евхаристия. Когда в нас живет Бог, когда мы соединяемся с Богом не только духовно, но и телесно через принятие Святых Христовых Таин, ничто нам не страшно и никакая дьявольская сила не сможет поколебать нашу жизнь, а нашими поборниками и помощниками, теми, кто вместе с нами участвует в этой брани против злых сил, являются Ангелы Божии. Они, как воины, стоят на страже нашего человеческого сообщества и нашей жизни и помогают нам в священной борьбе со злом.
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Отдел внешних церковных связей


Сегодня Патриарху Всея Руси Кириллу исполнилось 65 лет!

Патриарх Кирилл: штрихи к портрету

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: мы еще не знаем его как Патриарха, его эпоха в самом начале. Но мы знаем немало о его жизни и трудах, поэтому попробуем добавить к портрету Святейшего несколько важных и ярких штрихов.
Крест или галстук?



Воспитанному в вере с детства, Володе Гундяеву уже в школе пришлось дать настоящий взрослый ответ «о своем уповании». Один из лучших учеников, он не вступал в пионеры. «Меня пригласила директор школы для разговора. Я сказал: “Если вы согласны с тем, чтобы я, будучи пионером, в галстуке, ходил в Церковь, то я готов этот галстук повязать”. Она ответила, что не согласна с этим. “ В таком случае, – сказал Володя – я не стану пионером ” . Тысяча детей в школе, один мальчик не в галстуке, и ведь это требовало постоянной готовности ответить – почему ты так поступил».

Маленький мальчик не побоялся исповедовать Христа распятого и воскресшего. Его дед, и его отец пострадали за веру: «Дед (отец моего отца) был человеком глубокой веры, сильный духом. В послереволюционные годы он оказался на Соловках, и был одним из первых соловчан. После этого судьба его сложилась трагически. Он около 30 лет провел в тюрьмах и ссылках, имея семью в 8 человек детей. Отец прошел путем деда – через Колыму…», – рассказывает Патриарх в одном из интервью.
Семья



О семье будущего Патриарха, может быть, и нет необходимости рассказывать многословно, то немногое, что знаем мы, красноречивее многих томов: его родители познакомились в хоре Казанского собора. За несколько дней до свадьбы отца арестовывают и отправляют на Колыму, потом блокада, фронт, институт, работа – и рукоположение. Для нас – это сухие строки биографии незнакомых людей. Прочитаем еще раз: арест за несколько дней до свадьбы, затем блокада, с 1943 – воевал в действующей армии, а затем – начинать жизнь сначала – поднимать семью, получать профессию и работать, а затем оставить едва лишь построенное свое положение в миру, чтобы в 1947 (!) году принять священный сан.




Но оказалось, что тяжелое время только начинается: «Как раз тогда в Ленинграде начался новый этап борьбы с церковью, – рассказывает в одном из интервью Елена Михайловна Гундяева, сестра Патриарха. – Чтобы одним махом расправиться со священничеством, финансовый комитет придумал неподъемный налог – 120 тысяч рублей. Сравните – тогда машина «Победа» стоила 16 тысяч рублей. Но если священник отказывался от служения, налог списывался… Естественно, ни о каком отказе от служения Богу у папы даже мысли не возникло. Мы продали все, что можно было продать, заняли деньги, и папа заплатил этот налог. Но потом он до конца жизни расплачивался с этими долгами». По суду на зарплату отца Михаила, а затем и на всю мебель в его квартире был наложен арест. Денег для выплаты долга, конечно, не хватило, пришлось занимать по храмам, по друзьям и знакомым. «Как мы жили, не понимаю, – говорит Елена Михайловна. – В детстве я выходила к подъездной двери, а на ручке всегда висела сетка-авоська с продуктами. Их приносили простые прихожане – люди очень скромного достатка. Чаще всего в ней была селедка и булка хлеба»…




В этой семье выросли дети, отдавшие жизнь Богу. Брат Патриарха – протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Сестра – Елена Михайловна – директор православной гимназии.
Призвание



Тяжелое денежное положение семьи заставило Владимира с 8 класса жить отдельно: «Я не мог, чтобы родители обо мне все время материально заботились. Испросив у них благословение, я поступил работать в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию, продолжая учиться в вечерней школе». В экспедиции он проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, закончил среднюю школу.

Служения Богу во священном сане Владимир Гундяев не искал сам, он был призван на церковное служение. Одним из любимых его предметов была физика, и он хотел продолжить учебу в университете. На вопрос о том, какой путь выбрать, владыка Никодим (Ротов) ответил ему: “Физиков очень много в нашей стране, священников мало. Поступай прямо в семинарию ” . Никогда, никогда я не жалел, что послушался»

Так, исполняя послушание, юноша приходит к церковному служению и монашеству, всю жизнь воплощая завет владыки духовника: «Конечно, человек остается человеком, и монашеская не самая простая, как и семейная жизнь. Все зависит от вашего стиля жизни. Владыка Никодим меня учил следующему: ты никогда не справишься со своими проблемами, если у тебя будет много свободного времени. Сделай так, чтобы у тебя никогда его не было. У самого Владыки не было и у меня с тех пор свободного времени нет».
Монах



Патриарх – одним из самых молодых из архиереев Русской церкви принял монашеских постриг: из 62 лет своей жизни уже 40 лет монах. В 22 года молодой человекпринимает решения оставить мир и до конца жизни служить Церкви.

С благодарностью он вспоминает данный ему тогда совет преподавателя Ленинградской Академии протоиерея Евгения Амбарцумова. Отец Евгений –- сын священномученика Владимира Амбарцумова один из мудрейший пастырей своего времени, заботливый отец большой семья (одна из его дочерей – матушка Мария Ильяшенко, супруга прот. Александра Ильяшенко и мать 12 детей): Когда отец Евгений узнал, что Володя подал прошение о постриге, спросил молодого человека: «Володя, ты отдаешь себе отчет, что ты сделал? Ты же решил судьбу, не только за себя, двадцатидвухлетнего мальчика. Ты сказал «да» и за тридцати- и сорока- и пятидесятилетнего мужчину. И за шестидесятилетнего и семидесятилетнего старика. Ты за всех за них сказал “да”. А не может получиться так, что вот этот семидесяти-, шестидесятипятилетний потом плеваться на тебя будет?» – «Не знаю. На это ответа у меня нет» – ответил будущий Патриарх. – «Тогда я просто провел черту и сказал – вот, это тот день, 27 марта 1969 года, когда я должен решить. Если я к этому времени не женюсь, принимаю монашество. И я не женился и принял монашество».
Ректор



Окончив Академию с отличием, будущий Патриарх остается преподавать и, как рассказывал он потом, мечтал всю жизнь посвятить науке и преподаванию. Когда архимандрита Кирилла назначают ректором Академии, ему 29 лет. Молодой юноша, возраста не самых взрослых студентов семинарии становится ее ректором и успешно руководит семинарией в течение 10 лет.

Затем его ждет отставка – перевод в Смоленск. Тогда Святейший Патриарх Алексий сказал ему: «Владыка, никто из нас не может понять, почему это произошло. С точки зрения человеческой логики этого не должно было бы быть, но это произошло. И только потом мы узнаем, зачем все это нужно было» – рассказывал митрополит Кирилл. Возможно, это была инициатива светских властей – это было время постоянного перевода талантливых священнослужителей с одного места служения на другое, возможно, это произошло не без участия будущего раскольничьего лжепатриарха Филарета, которому тогда не понравились идеи владыки Кирилла по проведению торжеств 1000-летия Крещения Руси. И владыка отправляется на новое служение. Он рассказывал потом, что не искал никогда высоких чинов и продвижения «Если бы я искал, то так и сказал бы, что я хотел всегда еще больше послужить Церкви, принести еще большую пользу». И как красиво и убедительно прозвучали бы эти слова! Но Святейший мечтал о научной работе и именно от нее он был оторван переводом на новое место служения. Науку он не оставил – издано множество его книг, многие переведены на иностранные языки и широко известны за рубежом.
Проповедник



Патриарх Кирилл – самый блестящий оратор современности, умеющий найти точное и убедительное слово в самой неразрешимой ситуации. Православному человеку трудно состязаться в публичных диспутах, когда участниками нередко становятся люди едва ли умеющие вести диалог не в стиле базарной перепалки, когда нападают журналисты, умело отыскивающие болевые точки, мы теряемся и замолкаем. Слово Патриарха Кирилла всегда было словом власти, власти духовной, в любой программе, где он принимает участие, он умел расставить все акценты и точки, направив самые враждебные дискуссии к славе Церкви. Ни в СМИ, ни на различных общественных мероприятиях, ни в студенческой аудитории он не боится открыто и уверенно обличить порок, по-новому сказать о главном, находя слово для любой аудитории.

Патриарх много работает над текстами выступлений, вспоминается, случай, когда наша редакция ждала от пресс-службы текст одного приветственно слова владыки Кирилла, который мы хотели опубликовать вместе с аудиозаписью. Тогда нам объяснили, что Владыка почти всегда что-то меняет в своей заранее составленной речи, многое говорит по-новому, а затем выправляет текст, самостоятельно и тщательно редактируя его. Казалось бы, что удивительного, только даже опытный оратор может несколько недель писать доклад, а владыка Кирилл выступает несколько раз в неделю, иногда и каждый день. В такой обстановке сложно найти силы даже для простой записи содержания речи, а как долго трудно бывает найти правильное сравнение, образ, собственно пафос речи, как трудно завтра не повторить того, что сказал сегодня, и что все слышали еще вчера, как много сил уходит на то, чтобы речь была содержательной!

«Слово Пастыря» – эта программа выходит более 15 лет, об ее миссионерском эффекте можно даже не говорить – слишком он очевиден. В течение всех этих лет для многих верующих «слово Пастыря» стало дорогой к храму, к вере, к Богу. Важно, что Патриарх Кирилл будет продолжать вести эту передачу – первый Патриарх, который ежедневно будет обращаться к пастве в регулярной программе СМИ.

Завершая очерк, хотелось бы сказать несколько слов к тем нашим читателям, кто с некоторым скепсисом относящихся к выбору Святейшим Патриархом митрополита Кирилла. Патриарх был избран Поместным Собором – всей Русской Православной Церковью. И так мы можем понять, что такое послушание Церкви. В одной книге автору этих строк встретились такие слова: «Послушание – это не когда твоя воля совпадает с благословением. Послушание – это когда что-то очень не хочется делать, а ты делаешь». Таково решение Церкви, членами которой мы являемся и нам это решение нужно разделить и благодарно принять. Лучше всего это чувство описал служащий в Москве клирик одной из Поместных Церквей: «На Востоке говорят: муж моей матери – мой отец». Избранный Церковью Патриарх – наш Великий Господин и отец.




Это лишь несколько штрихов к портрету, о котором показалось так важно напомнить сегодня. Другие смогут рассказать больше, а больше всего о каждом из нас говорят наши дела. Дела митрополита Кирилла удостоили его избрания Патриархом всей Церковью. Теперь он несет тяжелый Крест Патриаршего служения. «Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием», сказал Патриарх Кирилл в день интронизации. А мы ему должны помогать делами, а главное – искренней и горячей молитвой.


С Днём рождения!
Многия и благая лета вам!