«Сердце мое болит за весь мир»
- 24.09.11, 20:27
- Торжество православия
Записи преподобного Силуана Афонского относятся к совершенно особому жанру. Подвижник не получил практически никакого регулярного образования, но умел читать и писать. Поэтому богатый духовный опыт и природные дарования души выразились в виде коротких мыслей-наставлений, лишенных какой бы то ни было литературной красивости, не затемненных никакой внешней схемой (многочисленные грамматические и синтаксические ошибки были исправлены издателями). По сути творения Силуана — беспримесное выражение православного богословия, по форме — протяжная песня, неторопливая молитва, хвала, плач, сотканная из святоотеческой мудрости. Сложно описать это рационально, как бессмысленно описывать музыку.
Вот несколько фрагментов записей старца Силуана.«Скучает душа моя о Боге всегда и молится день и ночь, ибо имя Господне сладко и вожделенно для души молящегося и согревает душу любить Бога». *** «Некоторые спорят о вере, и конца нет этим спорам, а ведь спорить не надо, а только молиться Богу и Божией Матери, и Господь без спора просветит, и скоро просветит». *** «Есть люди, которые говорят, что Бога нет. Так говорят они потому, что в сердце их живет гордый дух, который и внушает им ложь на Истину и на Церковь Божию. Они думают, что они умные, а на самом деле не понимают даже того, что мысли эти не их, а исходят от врага; но если кто примет такие мысли сердцем и полюбит, то так и сроднится с злым духом. И не дай Бог никому умереть в таком состоянии». *** «Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: “Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою”. И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит. Но не надо говорить: “Если Ты есть, то накажи меня”, потому что, если придет наказание, ты, быть может, не найдешь силы благодарить Бога и принести покаяние». *** «Если бы люди знали, что есть духовная наука, то побросали бы все свои науки и технику и созерцали бы только Господа. Красота Его пленяет душу, и она влечется к Нему, и вечно желает пребывать с Ним, и ничего другого не хочет. На все царства земные смотрит, как на плывущие по небу облака». *** «Мучимся все мы на земле и ищем свободы, но мало кто знает, в чем свобода, где она. И я тоже хочу свободы и день и ночь ищу ее. Я познал, что она у Бога, и от Бога дается смиренным сердцем, которые покаялись и отсекли свою волю пред Ним. Кающемуся Господь дает мир Свой и свободу любить Его. И нет ничего лучшего в мире, как любить Бога и ближнего. В этом душа обретает покой и радость.
О, народы всей земли, на коленях припадаю пред вами и умоляю со слезами: придите ко Христу. Я знаю Его любовь к вам. Я знаю и потому кричу всей земле. (Если чего не знаешь, то как будешь говорить о том?)Ты спросишь: “Но как можно знать Бога?” А я говорю, что мы видели Господа Духом Святым. И ты, если смиришь себя, то и тебе Дух Святой покажет Господа нашего; и ты тоже захочешь кричать о Нем всей земле.
Я стар, и жду смерти, и пишу истину по любви к народу, о котором скорбит душа моя. Быть может, хоть одна душа спасется; и за нее буду благодарить Бога; но сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись и познали Бога, и жили в любви, и наслаждались свободою в Боге.О, все люди на земле, молитесь и плачьте о грехах своих, чтобы Господь простил их. Где прощение грехов, там свобода совести и любовь хотя бы и малая».
«Когда нет добрых наставников, — писал преподобный, — то должно предаться воле Божией во смирении, и тогда Господь Своею благодатью будет умудрять, ибо Господь так много нас любит, что и выразить невозможно, и ум постигнуть не может, и только Духом Святым познается Божия любовь от веры, от ума же не познается».
Так описывает Силуан свою духовную жизнь: череду искания, встречи с Богом, потери благодати, опять поиска: «Грешную душу призвал Господь на покаяние, и душа обратилась ко Господу, и Он милостиво принял ее и показал ей Себя. Господь очень милостив, смирен и кроток. По множеству благости Своей Он не помянул грехов души, и душа возлюбила Его до конца, и рвется к Нему, как птица из тесной клетки в зеленую рощу. Душа человека познала Бога, Бога милостивого, и щедрого, и сладчайшего, и возлюбила Его до конца, и по множеству жара любви влечется к Нему ненасытно, ибо благодать Господня сладка весьма и греет ум, и сердце, и все тело немощное. И вдруг душа теряет такую благодать Господню; и думает тогда: чем-нибудь я оскорбил Владыку; буду просить Его милость; может быть Он снова даст мне благодать, ибо душа моя уже ничего не хочет в мире сем, кроме Господа. Любовь Господня так горяча, что если вкусит ее душа, то уже ничего другого не желает она; и если потеряет ее или если умалится благодать, то какие молитвы изливает тогда душа пред Богом, желая снова обрести благодать Его. Так Преподобный Серафим выстоял три года день и ночь на камне, ибо душа его познала Господа, и усладилась Его благодатью, и возлюбила Его до конца».
Коментарі
ab absurdo
124.09.11, 20:50
претендент
224.09.11, 20:51Відповідь на 1 від ab absurdo
miryanin
325.09.11, 07:18
UNSO Дніпро
425.09.11, 09:37
Mari6737
525.09.11, 12:20
спасибо....очень люблю этого старца...читала книгу про него....
претендент
625.09.11, 17:03Відповідь на 3 від miryanin
претендент
725.09.11, 17:04Відповідь на 4 від UNSO Дніпро
претендент
825.09.11, 17:05Відповідь на 5 від Mari6737
Так, багато в чому його думки допомагають... Хоч не мав наставника, але сам став порадником для багатьох
Гість: Bosaja
927.09.11, 15:57