Взято тут
В Национальной художественной галерее (Вашингтон, США) хранится цикл картин замечательного американского живописца 19 века Томаса Коула.
Этот цикл, состоящий из четырех картин, называется "Путешествие жизни" (Voyage of
Life). На картинах изображены четыре стадии человеческой жизни: детство, юность, зрелость и старость.
Первая картина ("Детство") изображает ребенка в лодке, которой управляет ангел. Вокруг мы видим живописную долину, однако кругозор ребенка (и зрителя) ограничен: далеко не всё видно из-за
горы, которая загораживает обзор.
Путешествие жизни. Детство.
На первой картине вводятся все главные сюжетные элементы этого цикла: путешественник, ангел, река и выразительный ландшафт. Младенец благополучно плывет в лодке, ведомой ангелом. Прекрасный, умиротворенный пейзаж символизирует невинность и радость детства. Лодка скользит из темных скалистых пещер на свет, к солнцу и теплу. Сам Коул говорил, что это "символ нашего земного происхождения и нашего таинственного прошлого". Река, спокойная и небольшая, символизирует опыт защищенного детства. Фигура на носу лодки держит песочные часы, символизирующие время.
Путешествие жизни. Детство (деталь).
Вторая картина ("Юность") изображает того же самого человек в лодке, но теперь уже в виде подростка. Лодка плывет по реке, протекающей через пышные долины, по направлению к белому сияющему дворцу в небесах. Ангел охраняет лодку, находясь при этом на берегу.
Путешествие жизни. Юность.
На второй картине мы видим такой же живописный ландшафт, что и на первой картине, но кругозор Путешественника (и зрителя вместе с ним) уже намного шире. Теперь юноша сам крепко держит руль, а ангел, наблюдающий за ним с берега, помогает ему. Энтузиазм юноши и его энергия заметны в его позе и развевающейся одежде. В небесах парит призрачный замок, белый и мерцающий, как маяк, символизирующий надежды и мечты человека.
Путешествие жизни. Юность (деталь).
На первый взгляд, кажется, что спокойная река течет прямо к белоснежному замку, но в крайнем правом углу картины видно, что воды реки становятся темными и полными торчащих камней. Сам Коул так комментировал эту картину: "Весь пейзаж этой картины - с ее светлым потоком, раскидистыми деревьями, величественными горами, необъятными просторами и прозрачной атмосферой - служит обрамлением для фигуры, очарованной красотой и рвущейся вперед, влекомой молодым воображением, когда ум
возносит Рассудок и Здравый Смысл в Эмпиреи, прежде чем опыт научит его тому, что является Реальностью".
Путешествие жизни. Юность (деталь).
На третьей картине ("Зрелость") человек находится один в лодке, несущейся в пропасть. Ангел с неба наблюдает за ним. Небо на этой картине стало темным, и темные воды стремительно влекут лодку в пучину океана. Картина "Зрелость" была наиболее важна для художника, т.к. во время создания всего цикла ему было примерно 40 лет, и если первые две картины относились к "прошлому", а последняя
- к "будущему", то третья картина выражала именно "настоящее".
Путешествие жизни. Зрелость.
Эта картина посвящена зрелой поре в жизни человека. Мальчик вырос, стал взрослым, и находится перед лицом жизненных испытаний. Лодка повреждена, руль пропал. Река стала страшной, видна белая пена волн, угрожающие выступы горных пород, опасные водовороты и стремнины. Теплый солнечный свет юности скрылся за тучами, грозовое небо сулит проливные дожди. Деревья от непрерывного ветра стали корявыми, вместо пышных крон видны их голые стволы, а вместо свежей травы - голые камни.
Путешествие жизни. Зрелость (деталь).
Человек в лодке тоже выглядит совсем по-другому. В нем уже нет ни доверчивого спокойствия младенца, ни порывистой уверенности юноши. Ангел виден высоко в небе, он продолжает наблюдать за человеком, но тот не видит ангела. Коул утверждал: "Это проблема, характерная для зрелости. В детстве у нас нет забот, в юности нас не обременяют тяжелые и мрачные мысли. И только когда горький опыт реальной жизни срывает с наших очей золотую завесу, мы начинаем чувствовать глубокую скорбь и печаль. Мрачные, темные тона, деревья, сокрушенные бурей, являются аллегорией, и океан, который смутно виднеется впереди, символизирует конец жизни, к которому Путешественник приближается".
В картине "Зрелость" сделан сильный акцент на диагонали: слева мы видим горные породы, круто выступающие вверх, а справа - реку, текущую вниз, угрожая падением. Крайняя узость прохода между двумя скалами усиливает напряженность сюжета: зритель пытается определить, действительно лодка сможет невредимо пройти между ними в этом бурном потоке. И кроме того, злые духи смотрят вниз из темных облаков.
Путешествие жизни. Зрелость (деталь - Злые Духи).
И только далеко-далеко, на горизонте, мы видим проблески заката. Эта линия, где в далеком океане встречается закатное яркое небо с океаном, притягивает к себе взгляд зрителя. Хаоса дикой сцены на переднем плане контрастирует с этим спокойствием, мелькнувшим как случайная возможность. Коул помещает этот важный смысловой центр картины чуть ниже и правее ее физического центра. Сочетание
единственной горизонтальной линии с теплым цветом, противостоящее темному хаосу ломаных линий, привлекает взгляд зрителя снова и снова.
Путешествие жизни. Зрелость (деталь).
Силуэт корявого дерева связан с изгибами скал и реки. Он заставляет наш глаз вернуться на передний план. Воронкообразные облака, клубящиеся над деревом, возвращают взгляд зрителя наверх, в небо, где (в верхней и левой части картины) дуга облаков заставляет взгляд вернуться к реке, совершив тем самым полный круг.
Путешествие жизни. Зрелость (деталь).
На последней картине ("Старость") в лодке находится старик, и ангел сошел к нему, чтобы направить его дальнейший путь на небо.
На четвертой картине мы видим образ смерти. Человек состарился, он пережил все испытания жизни. Воды вновь успокоилось: река впадает в Океан вечности. Фигура с песочными часами на лодке пропала, лодка вся оббита. Старый Путешественник достиг конца земного времени.
В отдалении ангелы спускаются с небес, а его ангел-хранитель парит близко, указывая на них. Человек снова обрел радость. Пейзажа практически нет, только несколько острых скал символизируют собой конец
земного мира, а темные воды текут дальше. Коул так описывает эту сцену: "Путы телесного существования отпадают, и разум уже в состоянии узреть проблески вечной жизни."
Томас Коул (Thomas Cole, 1801 - 1848) - американский пейзажист, глава Гудзонской Школы. Родился 1 февраля 1801 года в Болтоне (Англия). В 1818 году его семья эмигрировала в США и обосновалась в г. Стьюбенвилл (штат Огайо), где Коул начал брать первые уроки живописи у бродячего художника-портретиста. В 1825 году Коул переехал в Нью-Йорк, где ему удалось продать несколько своих работ
состоятельному коммерсанту Джорджу Бруену, который вскоре профинансировал летнюю поездку Коула в долину Гудзон, где тот написал свои наиболее известные пейзажи. Вернувшись в Нью-Йорк, художник выставил свои пейзажи на витрине книжного магазина, что привлекло внимание Джона Трамбалла, Эшера Дюрана и Уильяма Данлэпа. Особенно впечатлён работами юного пейзажиста оказался художник Джон
Трамбалл, который, отыскав Коула, купил одну из его работ и познакомил его с Робертом Гилмором и Дэниелом Уодсвортом из Хартворда, ставшими покровителями художника. В 1850-е годы Коул стал основателем т.н. Гудзонской Школы, в которую входило более 50 пейзажистов. Школа прославляла дикую природу Америки и ставила под сомнение целесообразность технического прогресса. Томас Коул был женат, имел 5 детей. Умер Коул 11 февраля 1848 года в Кэтскилле. В его честь назван холм Thomas
Cole Mountain.
Коментарі
Ксаночка
117.09.11, 10:59
Коул гарно передав усі етапи у нашому житті, я провідчувала їх
Гість: КняGинЯ
217.09.11, 11:23Відповідь на 1 від Ксаночка
Пейзажи действительно, красивые.
А путешествие под названием "Жизнь" немного грустное...особенно когда вот так
наглядно
Спасибо, Лана! Понравилось!
Dublinna
317.09.11, 14:50
в избранное
orsan11
417.09.11, 14:53
Ириша Лазур
518.09.11, 11:20
ух ты! очень понравилось
Гість: Gala50
618.09.11, 21:10
Все правильно....
K-ATRIN
719.09.11, 04:30
дааа....когда вот так наглядно--сильно очень...и невесело
И задумка и сами работы
Ланочка, спасибо !!
Гість: Комендор
819.09.11, 20:57
Zemlyachka
920.09.11, 00:17
чудо
ЛанаМ
1023.09.11, 14:02Відповідь на 2 від Гість: КняGинЯ
задумка грандиозная, исполнение с вниманием к малейшим деталям потрясает. Но вот без такого подробного рассказа половину не поймешь. Иногда важно иметь синопсис к картине. Тогда точнее и полнее ее чувствуешь. Очень рада, что нашла такую красоту