Хоть сделали тебя прескверно и вечно чинят — не беда! Мостом Менял ты назван верно: Ведь ты меняешься всегда.
поэт XVII века Клод Ле Пети
Для любителей модных книг это название хорошо известно. По книге "Парфюмер. История одного убийцы" Патрика Зюскинда в 2006-м книжка была экранизация и в фильме на Мосту Менял жил персонаж Дастина Хоффмана. Он и умер на мосту, после обрушения одного из пролетов.
Источник и
отсюда Мост Менял (фр. Pont au Change), соединяющий между собой северный рукав Сены с островом Сите, имеет, как и многие мосты Парижа, довольно богатую историю. Название “Меняльный” напоминает о той функции, которую в древние времена выполняли предыдущие мосты когда-то стоявшие на этом месте.
The Bargemens Contest in front of the Pont Neuf, Paris Nicolas Raguenet
Всё началась с Большого моста, который был построен в 1141 году и который впоследствии по указу Людовика VII стал единственным местом в Париже, где менялы и ростовщики могли предлагать свои услуги горожанам. В конце XII-го века в Париже, обосновалось большое количество менял и ростовщиков, в основном выходцев из Ломбардии, которые открыли здесь свои конторы. К ним присоединились дельцы французского и еврейского происхождения и, как и первые, обосновались на одной из парижских улиц, которая вскоре стала называться улицей Ломбардцев (сама улица, как и её название сохранились до сих пор - rue des Lombards). Менялы играли важную роль в торговой жизни Парижа, занимаясь похоже тем, чем занимаются нынешние обменные пункты:-) К тому же они частенько ссужали деньгами королевский двор, при этом получая для себя хорошие преференции и привилегии. После того как Большой мост рухнул, деревянный мост, что построили взамен в 1298 году, был установлен чуть выше по течению. Это было сделано для того, чтобы избавить короля от денежных обязательств перед церковным владением. В результате “передвижения” новый Большой мост оказался приближенным к своему соседу - мосту Маршан, приобретя таким образом редкую для мостов форму латинской буквы “Y”. Опять же, королевским указом менял обязали вести свой бизнес на новом мосту, после чего он стал известен как Большой мост Менял. В конце Средневековья все мосты Парижа были сооружены из дерева и плотно застроены домами с торговыми лавками по всей своей длине: новый Большой мост (1298-1621), мост Мельников (1323-1596) и мост Маршан (1609-1621). Все они были построены по строгому геометрическому принципу, предписанному королем. Пожар, случившийся в ночь с 23 на 24 октября 1621 года полностью уничтожил мосты Большой и Маршан со всеми их строениями.Теодор Джозеф Хуберт Хоффбауэр (1839-1922). Пожар на мосту Менял в 1621 году. После этого менялы и лавочники обратились к королю Людовику XIII с просьбой о разрешении на восстановление моста за счет собственных средств, при условии что они вновь смогут отстроить на нём свои дома. Это предложение было утверждено королевским указом в мае 1639 года, мало того и сам король внес свой финансовый вклад в строительство моста из "чрезвычайного фонда". В королевском патенте, датированном этим годом, говорится, что, в согласии с архитектурным вкусом времени, все здания на мосту должны быть построены из одного и того же материала и быть одной и той же высоты. Новый каменный мост был отстроен с 1639 по 1647 годы по проекту Андре де Серсо и получил свое нынешнее название - мост Менял. Застройка моста состояла из двух рядов одинаковых домов с магазинами на первом этаже, выходящими на улицу между ними. Со стороны реки у домов были закрытые балконы, и на ту же сторону выходили окна кухонь, находящихся на антресольном этаже над магазинами. Над кухнями было три жилых этажа и еще мансарда на четвертом. Pont au Change in 1647 К тому же, на деньги менял и ювелиров, как знак благодарности королевской семье, был возведён памятный монумент в их честь: он занял фасад дома, упирающегося в мост на правом берегу Сены и был украшен бронзовыми скульптурами короля Людовика XIII-го с супругой Анной Австрийской и их сына десятилетнего Людовика XIV-го, при котором мост был достроен. В преддверии Великой Французской революции памятник лишился скульптур, а в 1789 году был вовсе разрушен. Сейчас эти скульптуры выставлены в Лувре.Вид на Меняльный мост, начатый в 1639 при Людовике XIII и достроенный при Людовике XIV. Гравюра Авелина, музей Карнавале, Париж. В то время это самый большой и широкий мост Парижа. Он состоял из семи арок, а на нем разместилось около 140 домов, 112 лавочек и мастерских ремесленников. Мост стал главной финансовой артерией Парижа.Так мост Менял представил французский художник Луи Дюпре (1789-1837). Однако, все это закончилось в 1786 году. По эдикту от 7 сентября 1786 года все здания на мосту должны были быть снесены, что и было сделано в течение последующих двух лет, в соответствии с планом реконструкции города, разработанным Моро в 1760-е годы: “Русло реки, будучи полностью открытым, представит взору самый необъятный и изумительный вид, какой только возможно лицезреть в большом городе”. Это решение, которое приветствовали парижские гигиенисты, не трудно понять - жизнедеятельность жителей моста не могла не оставить свой след. Зловоние, антисанитария и толчея мало привлекала королевских особ, чья дорога на богослужение в собор Нотр-Дам вела по этому мосту. Момент разрушения домов запечатлен на картине плодовитого французского художника Юбера Робера.Опустевший мост на картине Камиля Коро "Вид на мост Менял". 1830 г.
полотно Джузеппе Ганела Старшего "Цветочный Рынок у Часовой Башни"
ближний мост без домиков
Чем в дальнейшем не устроил сам мост, не понятно, может быть из-за большого количества арок он стал неудобным для судоходства, тем не менее, в середине следующего века его постигла та же судьба, что и здания. Нынешний мост, разработанный инженерами Романи и Водрей, был построен с 1858 по 1860 год во время правления Наполеона III и, как следствие этого, носит его имперские знаки отличия - инициал в виде буквы N в окружении лаврового венка. Мост был открыт для движения 15 августа 1860 года. Длина моста 103 метра (самый большой мост в Париже ныне Понт Амон 270 метров), двойник моста Сан-Мишель, который находиться с противоположной стороны острова Сите и вдвое короче - 62 мЛобарева Вероника Вениаминовна Наполеоновский мост. Париж.
Коментарі
Гість: сонный
112.06.15, 14:12
Merovingian
212.06.15, 16:08
ЛанаМ
312.06.15, 16:24Відповідь на 2 від Merovingian
спасибо
ЛанаМ
412.06.15, 16:24Відповідь на 1 від Гість: сонный
K-ATRIN
512.06.15, 22:35
красиво и очень интересно!!!
ЛанаМ
613.06.15, 13:43Відповідь на 5 від K-ATRIN
Hrab
713.06.15, 21:55
Цікаво, художники внесли безцінний внесок в історію!
ЛанаМ
813.06.15, 22:04Відповідь на 7 від Hrab
да, очень интересно смотреть за такими метаморфозами-) люблю показывать такие подборки-) та же Ниагара-) тоже менялась если присмотреться-)))
Spectatrix
913.06.15, 23:25
лопухастик
1014.06.15, 00:42