Рождение сказки
- 01.06.09, 20:04
Почему, собственно, «когда-нибудь»? К любому моменту нашей жизни рукой подать, – река времени обгоняет ветер сознания. Обгоняет потому, что мы намеренно позволяем вытворять с собой один и тот же фокус миллионы раз кряду. Давайте ответим, как часто мы уходим в себя, чтобы почить в воспоминаниях? На сколько секунд, минут, а иногда часов, наш разум удаляется для просмотра излюбленных «скриншотов» прошлого? Много воды утекает сквозь нас в эти мгновения! Кубометры драгоценной воды незамеченного нами Настоящего.
Итак, всю жизнь люди пытаются расширить пределы мимолётности за счёт «отрицательных» значений минувших дней, покоящихся слева от нулевой отметки сиюминутного бытия – отметки, называемой «Здесь и Сейчас». Этому способствует наша память – неисчерпаемый источник различного рода иллюзий. Благодаря ей одной появились вездесущие понятия «стрелы времени», «логики развития», определения «зависимости», «фатума» и т.д. и т.п. – термины, окружающие нашу жизнь ореолом значимости и определённости.
О чём же свидетельствуют эти термины? Не о грандиозном ли – сродни вавилонскому – общечеловеческом строительстве Моста, перебрасываемого от берега «отрицательных значений» к туманной тверди значений «положительных»? Чтоб наконец, сев в уютный салон четырёхколёсного, каждый смог проскочить «нулевую отметку» как можно быстрей, на высоте, неподвластной её скромному, Настоящему притяжению.
Находясь в окопах прошлого, мы воюем – исключительно «заради майбутнього». Во вселенной, где всё изменчиво, нестабильно, случайно и непродолжительно, мы настырно упрямимся, пытаясь взять всё под контроль, навести полный порядок, гарантировать безопасность, определиться с выбором, «расставить точки над i», достоверно спрогнозировать те или иные события. Не злоупотребляем ли мы интеллектуальными плясками по возрастающим значениям координат несуществующей шкалы времени, строя эфемерные планы, которые – скорее всего – мало в чём пересекутся с действительностью?...
– Девушка, это конечная, – крикнул на меня водитель.
Я молча вышла. Оглядела памятник: рядом с ним я помню себя, размазанную во времени, – одинокую или в компании, опаздывающую либо торопящуюся, но неизменно… счастливую.
И правда, память увереннее хранит всё радостное, светлое и дорогое, – скверный опыт сознание пытается выставить вон, куда-нибудь подальше, спрятать как можно глубже. В связи с этим преподавательский резерв собственных ошибок сомнителен, – спустя какое-то время их уже трудно припомнить!
Я шагала по мокрому тротуару. Обиженно ретировавшаяся туча громыхала последними проклятиями, а мысли о том, что я могу сказать о себе в данный момент, завлекали меня в самые полноводные лужи.
Конечно же, оперируя отрезками прошлого, можно дать гораздо более точную оценку любому событию. На лету сортировать онлайн-поглощаемые впечатления – задача не из лёгких. Как часто мы холодны и безразличны к тому, что вскоре станет одним из самых трепетных воспоминаний нашей жизни! Как низко ценим людей, уже сегодня играющих в нашей судьбе неоценимую роль! Не сговариваясь, подчиняемся авторитету старины, доверяя канонам классики, но не замечая талантливых современников! И наконец, однажды чудом осознав уникальность событий, в центре которых находимся Здесь и Сейчас, произносим (либо мысленно проговариваем) чудовищно неуместную фразу. Итак, мы говорим:
«Я – творец Истории!!!»
Боже мой, истории! Вместо того, чтобы без оглядки вкусить головокружительную динамику момента, мы вдруг уподобляемся… начинающим фотомоделям! Мы готовы прильнуть к дисплею божественного фотоаппарата, дабы удостовериться в эффектности полученных снимков! Мы всем своим естеством стремимся к прошлому, мы укоренились в нём так, что напрочь разорвать эти путы нет надежды. Между тем позёрство ради памяти подменяет одухотворённую процессуальность фальшью, обрывает цепь непринуждённых случайностей, лишает драгоценнейшего чувства – чувства трепетной неожиданности...
О, я не ратую за утилизацию воспоминаний! Они вряд ли заслуживают клозета презрения, тем более компостной кучи глубинного подсознания. Моё мнение таково: человечество уделило слишком много внимания постижению формулы Вечности, чтобы серьёзно отнестись к такому обыденному, но неизмеримо более важному понтию, как Настоящее.
Взгляд на настоящее конкретным человеком всегда однозначен, поверхностен и поспешен. Быть может этот факт лишает сиюминутность романтизма?
Иное дело размеренная экскурсия к архивам памяти, где, как в музее, выставлены эмоционально-событийные экспонаты. Вокруг них можно околачиваться сколь угодно долго! И, рассмотрев наконец сии раритеты в условиях различной исторической освещённости и диаметрально противоположных душевных состояний, пойти навстречу своему эстетическому чувству, утолить глубоко засевшую в подсознании потребность в прекрасном.
Ведь там, в недрах спутанного клубка нейронных цепочек, нет ни цензора, ни сторожа. Так что же мешает взять и дополнить капелькой вымысла любую часть индивидуального прошлого? Прибавить чуточку желаемого. Того, что могло произойти, а значит… действительно произошло, просто случайно выскользнуло из виду. Так, постепенно и непреднамеренно, происходит трансформация субъективных воспоминаний в...
Я подняла голову. По небу распласталась четырёхцветная радуга. Её пересекала тонкая белая линия, становившаяся всё длиннее и длиннее.
Последнее слово на мгновение стёрлось из памяти. Ощутив себя белой точкой на бирюзовом холсте бесконечности, я окончательно промочила ноги. Я вспомнила человека, ласково повторявшего мне: «Глупенькая, по облакам ведь не ходят!» и чуть не заплакала…
Забытое слово возвращалось. Оказавшись совсем близко – на расстоянии вытянутой руки – (только тогда!) оно позволило прочесть себя. Да, именно это слово я ощущала уже целую минуту. Оно было настоящее, щедрое и пронзительное. Я ощущала…
Сказку.