Транссибирская магистраль, которую построил Николай Второй.
- 21.09.12, 14:44
"Так километр за километром мы ехали по святой Руси, через пустынные заснеженные равнины, через болота и низкорослый кустарник, через зиму и одиночество, двигаясь в глубь бесконечной, гигантской империи, безмерность пространств которой создаёт у нас, западных европейцев, привыкших к тесноте, такое чувство, будто мы покинули планету и выходим в безбрежный космос".
Так описывал свое путешествие по Российской империи Хельмут вон Мольтке флигель-адъютант Вильгельма II
Смотрите сами, не пожалеете. Разве может такая ширь не вызывать зависти и соблазна?...Жми сюда: "http://player.vimeo.com/video/30089732"
А это наш фильм:
Из истории построения железных дорог:
Матушка Россия строила дороги широкополосные. Первая железная дорога общего пользования - Царскосельская - имела ширину колеи почти два метра (1829 мм). Шире колея - шире вагоны. Шире вагоны - больше людей и грузов. Но уже при строительстве Николаевской дороги 15 лет спустя было решено уменьшить расстояние между рельсами до 1524 мм, что все равно было шире английской колеи. Именно эта ширина и стала "общенациональным стандартом".
Вики подсказывает: С мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. Это было сделано с целью увеличить стабильность пути при эксплуатации грузовых поездов, повысить их скорость движения без модернизации самого подвижного состава. Разница в 4 мм не требовала переоборудования подвижного состава, но на переходном этапе вызвала серьёзные проблемы с резко увеличившимся износом колёсных пар подвижного состава.
Почему же наш стандарт не совпадает с их стандартом? Возможно, одной из причин была военная предусмотрительность Николая I, создавшего превентивные трудности для потенциального врага по перебросу техники через границы государства при возможном вторжении. Тем не менее, с тех самых пор все железнодорожные сообщения Российской Империи, а позже СССР, Финляндии и Монголии строились по русскому стандарту.
Ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая из одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами. Тысяча четыреста тридцать пять миллиметров. Бюрократические стандарты вечны.Так что когда вы в следующий раз при столкновении с государственным стандартом возмутитесь, какая лошадиная задница его придумала, вы попадете в точку, потому что в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей.
Этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы. И когда в 19 веке в Англии создавали первую железную дорогу - паровые чудо-машины строили шириной с дилижанс. Сегодня в большинстве европейских стран и США (железные дороги в США создавали английские эмигранты) - именно этот стандарт железнодорожной колеи(4 фута 8,5 дюймов).Впрочем, еще в 19 веке изобретатели говорили, если бы была возможность построить все заново, колею они бы все же сделали пошире.
До России новшество докатилось как раз в этот момент. И теперь во всех странах, входивших в Российскую империю - своя колея - ровно на 85 миллиметров шире европейской. Так что вот такая российская, более широкая колея, была тогда, можно сказать, на пике технического прогресса. Состав на ней оказался более устойчив и позволял перевозить больше грузов.