Подготовка нового закона о выборах народных депутатов близится к завершению: на днях Венецианская комиссия огласила свои предварительные рекомендации к закону. Портал «Политика и деньги» рассказывает о том, почему так важна «отмашка Запада» и какие из рекомендаций комиссии совершенно точно не будут учтены. |
В течение последних десятилетий в развитых демократических государствах был создан механизм легитимации результатов выборов в развивающихся странах на основе западных ценностей, стандартов и процедур. Западный истеблишмент развернул целую сеть различных неправительственных и экспертных международных организаций. Их главной задачей является мониторинг политических и электоральных процессов в странах с «незрелой» демократией, а также разработка рекомендаций по совершенствованию избирательных систем этих стран. С 1990 года значительно усилилась роль института международных наблюдателей. Тогда ОБСЕ приняло Копенгагенскую декларацию, в ней были сформулированы 7 основных критериев, которым должны соответствовать любые выборы: они должны быть «универсальными, равными, честными, тайными, свободными, прозрачными и подотчетными». Международные наблюдатели осуществляют контроль над тем, чтобы выборы соответствовали предъявленным требованиям. Их выводы являются одним из важнейших условий для признания результатов выборов правительствами ведущих стран мира. Надо заметить, что и в дальнейшем формирование политики Запада по отношению к той или иной стране происходит с учетом оценок международных наблюдателей и экспертных организаций. Довольно часто случается, что при этом применяются двойные стандарты, но это тема отдельного разговора. Когда-то русским правителям ярлык на княжение выдавала Золотая Орда. Сегодня функцию ярлыка выполняют, например, выводы международных наблюдателей от ОБСЕ. Иными словами, реальный источник легитимности украинской власти расположен на Западе, и можно прогнозировать, что такая ситуация продлится еще довольно долго. Несмотря на текущие экономические трудности, которые испытывают развитые страны, и подъем новых держав (Китай, Индия, Бразилия и т. д.), совокупная финансовая, политическая и военная мощь клуба демократических стран в ближайшей перспективе останется недостижимой для любых других стран мира или их коалиций. В решающей роли консолидированной позиции Запада в мировых делах Виктор Янукович мог убедиться на собственном опыте минимум дважды. Первый раз в 2004 году, когда Евросоюз и США отказались признавать результаты 2-го тура президентских выборов и не дали ему стать президентом. Стоит добавить, что такая позиция была обусловлена не только массовыми уличными протестами в украинских городах, но и выводами международных наблюдателей и неправительственных экспертных организаций. Второй раз это произошло в 2010 году, когда ведущие страны мира на удивление быстро и согласованно признали президентские выборы в Украине соответствующими демократическим стандартам. И тем самым лишили его соперницу во 2-м туре Юлию Тимошенко каких-либо шансов оспорить результат избирательной кампании. Сегодня политический режим Виктора Януковича силен внутри страны, но слаб на внешней арене. Власть может в определенной степени пренебречь внутренней легитимностью результатов парламентских выборов 2012, но она крайне заинтересована в их международном признании. А такое признание может дать только Запад.
Миссия ЛавриновичаКак известно, за внешнеполитическое измерение парламентских выборов-2012 отвечает министр юстиции Украины Александр Лавринович. На данном этапе перед ним поставлена задача обеспечить легитимацию нового закона о выборах со стороны наиболее авторитетных международных экспертных организаций в области избирательного права – Венецианской комиссии, Совета Европы и Международного фонда избирательных систем (IFES). Именно в эти структуры и обратился министр юстиции 23 июня 2011 года с просьбой провести экспертную оценку проекта закона о выборах народных депутатов. И вот в сентябре эксперты Венецианской комиссии (ВК) представили в Киеве предварительные выводы и рекомендации. В целом они оказались вполне приемлемыми для власти. Комиссия ожидаемо раскритиковала возвращение к смешанной избирательной системе, опасаясь, что это может способствовать искажению результатов выборов в пользу провластных политических сил. Вместо этого ВК рекомендовала Украине перейти к пропорциональной системе с открытыми или региональными списками. В ответ на это Александр Лавринович возразил, что выбор того или иного типа избирательной системы является исключительно внутренним делом страны и это полностью соответствует принципам ВК. Представителям комиссии не осталось ничего другого, кроме как согласиться. Отверг министр юстиции и другое, принципиально важное для украинской власти замечание комиссии. Оно касается нормы законопроекта, запрещающей участие в выборах тех граждан, которым предъявлено обвинение в совершении умышленного преступления. Это положение напрямую касается Юлии Тимошенко: оно фактически исключает возможность ее участия в парламентских выборах. Естественно, комиссия хотела бы изъять эту норму из текста законопроекта. Однако Александр Лавринович указал на невозможность такого шага, поскольку эта норма полностью отражает содержание части 2 статьи 76 Конституции Украины, устанавливающей ограничения для кандидатов в депутаты. Секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт был вынужден признать, что закон не может противоречить Конституции и поэтому рекомендации комиссии в этой части не могут быть учтены. Таким образом, Виктор Янукович сохраняет для себя две важные возможности. Во-первых, самостоятельно определять модель избирательной системы. Во-вторых, законодательным путем не допустить Юлию Тимошенко к участию в выборах. В то же время Киев задекларировал готовность максимально учесть остальные пожелания ВК. По словам Александра Лавриновича, он будет предлагать принять 21 рекомендацию ВК и еще 14 обсудить. Министр юстиции также сообщил, что доработанный проект закона планируется отправить на рассмотрение президента уже на следующей неделе, после чего глава государства внесет его на рассмотрение в Верховную Раду в качестве неотложного. Александр Лавринович может быть удовлетворен: миссия выполнена. Законопроект о выборах получил в целом позитивную оценку международных экспертных организаций, и в то же время не было сдано ни одной принципиально важной для руководства страны позиции. Напротив, для власти открывается довольно интересная перспектива: если утвердить максимально выгодную для себя редакцию законопроекта в Верховной Раде до конца октября, то можно будет сохранить ее до самых выборов. Ведь одна из рекомендаций Венецианской комиссии и состоит в том, что избирательное законодательство желательно не менять в течение года перед проведением выборов.
Будучи еще молодой, неискушенной, подверженной всяким влияниям нехорошим, Украина ныне пребывает в очень ответственной роли невесты на выданье. В одно окошко заглядывает, учтиво сняв шляпу, культурный, состоятельный, респектабельный, надежный жених по имени Европейский союз. В другое настоятельно стучится разухабистый ухажер, «свой в доску» первый парень на имперско-деревенских развалинах, с подчеркнутым пиететом нувориша величающий себя не абы как, а Таможенным союзом. И, как говорят, куды бедной девушке податься?.. На сей «страдательный», сакраментальный вопрос искал ответ и портал «Политика и деньги».
Отечественная экономика теряет миллиарды долларов из-за того, что они попросту «утекают» в оффшорные зоны. Но это и неудивительно: будь украинское налоговое законодательство совершеннее и лояльнее, власти – разумнее, а коррупция не столь всеобъемлюща, как раковая опухоль, бизнес бы не стремился сбежать из нашей страны. Однако возможно ли возвращение миллиардных капиталов предпринимателей на Родину? Портал «Политика и Деньги» решил разобраться в излюбленных бизнесменами оффшорных зонах и понять, где их деньги чувствуют себя «спокойнее всего». |
| 14 июля в Конституционный суд Украины (далее – КСУ) поступило представление 252 народных депутатов о конституционности так называемой политреформы 2004 года. В нем депутаты правящей коалиции просят суд рассмотреть вопрос о конституционности закона «О внесении изменений в Конституцию Украины» №2222-IV от 8 декабря 2004 года. Этот факт стал началом инициации официального процесса отмены политрефрмы, согласно которой Украина превратилась из президентско-парламентской республики в парламентско-президентскую. Сейчас Янукович вплотную приблизился к титулу всемогущего президента, однако что будет потом - за что в первую очередь возьмется новый гетман Украины? |