Плакат у наметовому містечку. Фото Мустафи Найєма
Каждая власть совершает действия, последствия которых сложно оценить сразу и в полной мере. Однако они кардинально меняют ход дальнейших событий. 5 августа 2011 года станет для Виктора Януковича тем самым поворотным днем. В этом сегодня мало кто сомневается.
Вызовы для власти
Что побудило президента и его окружение принять решение об аресте Тимошенко – уже не суть важно. На Банковой, конечно, ожидали критической реакции Запада, но точно не ждали такого внимания к событиям в Украине, такого шквала и такого тона заявлений. Даром, что на дворе отпускной август, а мировая экономика стремительно погружается в финансовый кризис.
Для Запада "дело Тимошенко" – это изначально "дело шитое белыми нитками". Ведь в их понимании подписание соглашений (в данном случае "газовых") является политическим деянием, ответственность за которое может быть только политической – не избрание на выборах, что и случилось с Тимошенко. Таким образом, наказание за свои действия, согласно логике Запада, она уже понесла.Уголовная ответственность в данном случае – это преследование политического оппонента. И никак иначе. И так считают во всех главных столицах мира.
Там не понимают, какие другие причины могли побудить суд бросить за решетку главную оппозиционерку страны, которая исправно является на допросы и в зал суда. Мелкие театральные нюансы поведения экс-премьера вряд ли можно считать основанием для ее помещения в СИЗО.
Иногда складывается впечатление, что этих простых вещей на Банковой попросту не понимают. Равно как не понимают ценности таких понятий как репутация, имидж.
Многие нынешние властьимущие живут в своем мире, и уверены, что заявления про демократию и правовое государство – это такая дипломатическая игра, не имеющая ничего общего с реальностью.
Между тем, на Западе больше доверяют функционирующим институтам правового государства и гражданского общества, нежели тем понятиям, по которым привыкли жить представители нынешней украинской власти.
Кстати, тому как украинская власть обращается с Тимошенко очень не довольна и Москва. Там, скорее всего, обидятся, устроят проблемы с газовыми соглашениями, пожурят, а потом все же милостиво согласятся принять Киев в Таможенный союз. Но на своих условиях.Таким образом, власть останется практически без возможности маневра. И это в то время, когда мировые рынки лихорадит, а экономика США находится в одном шаге от дефолта. Что будет с мировой экономикой, трудно даже представить. А нестабильные экономики, зависимые от иностранных кредитов и инвестиций, пострадают в первую очередь.
Так что с экономическими прорывами и экономической эффективностью реформ придется подождать.
На практике это означает дальнейшее ухудшение благосостояния большинства украинцев, рост протестных настроений и, как следствие, падение рейтингов власти.
Еще недавно у недовольных и разочарованных политиками как оранжевого, так и сине-голубого лагерей не было альтернативы. Но сейчас эту альтернативу упрямо создает власть. Народ любит обиженных. Обижают – значит, боятся. Боятся, значит, есть сила. Есть сила – значит, есть способность и воля к сопротивлению.
Сделав 5 августа один непродуманный шаг, власть сама себя загнала в тупик: выпустить Юлю – это значит выглядеть слабыми и не последовательными, к тому же получить сразу серьезнейшего противника к выборам следующего года. Оставить ее за решеткой – значит закрыть для себя границу, по крайнее мере, западную.
Вызовы для общества
Надежды некоторых оппозиционеров не оправдались – арест Тимошенко не спровоцировал народных волнений. Правы оказались те, кто верил, что огород и отдых в Анталии для народа важнее судьбы главной оппозиционерки.
Люди устали. Они устали от оранжевых, и устали от бело-голубых. Они стараются выжить. И, как показывает опыт, в этом занятии все же стоит больше полагаться на себя, чем на много обещающих политиков.
Многие прямо говорят: это не НАША, это ИХ война. И указывают на труднопреодолимый водораздел между политической элитой и народом.
Но не будет ли поздно, когда власть решит начать войну с нами? Ведь аппетит приходит во время еды. Убрав Тимошенко, власть не приблизится к решению реальных проблем. И ей нужны будут новые виновные. Если их сложно будет найти, они будут назначены. Так уже было в нашей истории.
Сегодня ведь речь идет не о том, заслужила ли Тимошенко такую участь. Речь о том, работает ли в стране система правосудия, существует ли система сдерживания и противовесов, предсказуема ли власть в своих действиях и поступках?
Главный вызов для общества – способно ли оно к активной позиции, гражданскому консенсусу? Не во имя политических лидеров определенных цветов… А к консенсусу во имя понятных и прозрачных правил, именуемых правовым государством.
Сможем ли требовать этого от всех наших политиков? Сможем ли игнорировать популистские сказки и обещания сладкой жизни?
Позитивные ответы на эти вопросы могут стать началом реального преобразования страны, которое не всегда начинается сверху, которое можно начать снизу. Такой консенсус лежит в основе любой политической нации.
Сегодняшние события – тест на способность этой нацией стать. Примечательно, что они происходят в преддверии 20-той годовщины Независимости. 20-летие – хороший срок для того, чтобы научиться думать, действовать и нести ответственность. Это касается и власти, и оппозиции, а главное, всех проживающих на территории Украины.
Виктория Сюмар, для УП, приведена в сокращении.