Цзы-Гун устал учиться и сказал Конфуцию:
- Я хочу отдохнуть.
- В жизни нет отдыха, - ответил Конфуций.
- Значит, мне не суждено обрести покой?
- Нет, ты найдешь его. Взгляни на тот могильный курган, такой величественный, такой могучий, и ты поймешь, где ждет тебя покой!
- Воистину смерть велика! - воскликнул Цзы-Гун. - Благородный муж обретает в ней отдохновение, заурядный человек покоряется ей.
- О, ты все понял, Цзы-Гун! Люди понимают радость жизни, но не ее пошлость, печаль старости, но не ее безмятежность, ужас смерти, но не ее упокоение… (Ле-Цзы. Дао де Дзин)
В августе этого года, буквально за пару недель до выхода нашего последнего номера из жизни ушел Йон Нодтвейдт – лидер культовой (и это тот редкий случай, когда данное определение – культовый – действительно соответствует статусу группы, а не является наиболее подходящим из дежурного набора клишированных эпитетов, принятых в «тяжелой» журналистике) шведской группы Dissection. 16 августа родственники Йона, обеспокоенные тем, что он уже долгое время не отвечает на телефонные звонки, обратились в полицию. Прибывший наряд вскрыл квартиру Нодтвейдта в пригороде Стокгольма Хэссельбю и обнаружил тело музыканта на полу в круге свечей и с дыркой в голове. Перед тем, как застрелиться, Йон написал своему другу: «Я ухожу очень далеко. Я ухожу в Трансильванию…»
Самоубийство музыканта, которому в этом году исполнился только 31 год, тут же начало обрастать самыми невероятными подробностями. Одна эта пресловутая Трансильвания чего стоит – помнится Dead (вокалист Mayhem времен Евронимуса и тоже швед по происхождению) разнес себе череп, будучи одетым в футболку с надписью “I Love Transylvania”. Помимо загадочной связи шведских сатанистов с Карпатским хребтом, одна из местных газет приписала Нодтвейдту чтение «Сатанинской Библии» Антона Шандора ЛаВея непосредственно перед смертью. Это уж совсем невероятно. Чтобы активный член так называемого «Misanthropic Luciferian Order» (о нем подробнее ниже), последователь хаос-гностической школы, true and evil до мозга костей, и вдруг решает умереть в обнимку с томом дешевого бульварно-философско-развлекательного чтива, написанного человеком, которого ни один «серьезный» сатанист ни в грош не ставит?! Увольте, что-то здесь не так. Впрочем, буквально через пару дней после публикации данного материала, члены Dissection, поначалу воздержавшиеся было от каких бы то ни было комментариев, таки опровергли этот нелепый слух, объяснив, что Нодтвейдт всегда презирал учение ЛаВея и никогда бы не опустился до того, чтобы опошлить собственную смерть подобным недостойным истинного сына Хаоса поступком.
Решение Нодтвейдта явилось полной неожиданностью для его родных и близких, бизнес-партнеров и, конечно, многочисленных поклонников Dissection во всем мире. Впрочем, если проанализировать те редкие интервью и высказывания, которые Йон позволял себе на публике в последнее время, равно как и общий стиль его поведения, то очень многое говорит за то, что к своему последнему путешествию в лодке Харона, музыкант готовился уже довольно долгое время. С другой стороны, независимо от того, сколь бы долго человек ни готовился к тому, чтобы добровольно уйти из жизни, это никак не объясняет сам факт подобного решения, тем более в случае с Йоном. И действительно, казалось бы, после семи лет тюрьмы строгого режима, куда он попал в 1997 году по обвинению в убийстве особой тяжести, человек должен был бы научиться только больше ценить свою жизнь на свободе. Но Нодтвейдт, видимо, думал иначе…
Что же стоит за психологией самоубийства? Является ли самоубийство всегда и при любых обстоятельствах проявлением слабости, или же иногда в самоубийстве проявляется сила? И, наконец, что могло подвигнуть на этот шаг успешного (по крайней мере, для масштабов данного жанра) музыканта, возродившего свою группу буквально из ничего и добившегося (при данных, опять же, условиях) очень и очень многого за довольно короткий промежуток времени; музыканта, у которого определенно было будущее и который мог достичь еще так многого?
Самоубийства в шоу-бизнесе - дело, в общем-то, вполне обычное, и, как бы цинично это ни прозвучало, заурядное. Оно, по сути, является одним из причудливых проявлений так называемой «звездной» болезни – т.е. неспособности адаптироваться в новой для себя действительности. Что Майкл Хатчинсон (INXS), что Курт Кобейн (Nirvana) – это типичные жертвы собственной популярности и неожиданно свалившейся людям на голову славы и внимания. Этот стресс переживают практически все становящиеся мало-мальски известными люди, и все реагируют на него по-разному. Одни, что называется, «подхватывают звезду» и становятся малоадекватны в общении с окружающими, другие бегут от реальности при помощи алкоголя и наркотиков, третьи ударяются в различные религиозные и квазирелигиозные учения, а четвертые – особенно загнанные в угол и особенно неспособные мимикрировать – просто добровольно уходят из жизни тем или иным способом. Уходят, потому что не справились, не выдержали, спасовали перед трудностями. Однако ж те, кто знал Йона близко, те, кто с ним сталкивался в профессиональной жизни, быстро исключат подобные причины самоубийства музыканта. Не тот был масштаб славы, не те масштабы успеха, чтобы с ними нельзя было справиться. Да и вообще, подозревать в неспособности приспосабливаться к ситуации человека, отсидевшего семь лет срока, как-то затруднительно. Тогда почему?
"Сатанист сам принимает решения относительно собственной жизни и смерти, и предпочитает оставить этот мир с улыбкой, когда он достиг пика в своей жизни, когда он достиг всего, и готов перейти из этого бренного мира [в мир другой]. Но совершенно не по-сатанински уходить из жизни, потому что тебе грустно и плохо. Сатанист умирает сильным, не от старости, болезней или депрессии, а потому что он предпочитает смерть бесчестию! Смерть – это оргазм жизни!" – так Нодтвейдт ответил на вопрос относительно своих взглядов на самоубийство, заданный ему корреспондентом норвежского журнала Slayer еще в 2003 году, т.е. когда он еще находился в заключении.
Что ж, коли Йон сам увязал свою будущую смерть со своими убеждениями, пора и нам поближе познакомиться с MLO. Вот, что они пишут сами о себе:
«MLO – это Хаос-Гностический (прим. авт. - познающий Хаос) Орден, имеющий своей целью поиск истинного Света Люцифера, путем познания, развития и практики всех форм темных, гностических и Сатанинско-Магических систем. Наша цель – создать синтез между темными традициями древних аэонов (прим. авт. – аэон: эра, эпоха, миллиард лет), сотворив, таким образом, оккультные ключи, которые откроют врата грядущему Бесконечному Темному Аэону.
MLO изучает и практикует все тайны Левого Пути, однако нашими официальными и главными направлениями являются три изначальных пути тьмы, которые, по мнению Ордена, являются наиболее могущественными. Эти три пути – это Сетианзим Дракона, Шумерский Хаос-Гностицизм, и Клиффотическая (Анти-) Каббала. Все эти три религиозных, философских и магических системы, являются, в той форме, в которой они практикуются Орденом, Анти-Космическими и имеют своей функцией привнесение разрушающих гармонию, хаотических энергий в Космос, таким образом, ускоряя развитие, ведущее созидание назад к бесформенному Хаосу, из которого оно вышло.
MLO определяет Космос (сформированную и упорядоченную вселенную) как создание недалекого демиурга и как тюрьму, в которой Черное Пламя – часть первозданного Хаоса – держится в заточении. Черное пламя – это до-космический дух, не являющийся порождением чьего-либо творения, и сила, которая горит внутри просветленных и могущественных и которая направляет их поиск к всеобъемлющему Хаосу, являющемуся источником всего.
Мизантропия MLO основана на наших гностических взглядах и презрении, которое мы чувствуем по отношению к творению, как таковому, и слабому человеческому стаду, что добровольно отказалось от борьбы за абсолютную свободу, таким образом, позволив демиургу искоренить собственное хаотическое наследие, Черное пламя, и позволив самому себе стать рабом света ложного. Вследствие этого, идея элитарности и идеалы сверхчеловека являются неотъемлемой частью философии ордена и одним из столпов нашей эзотерической работы. <…>
<…> Таким образом, в нашу задачу входит помогать членам ордена, путем эзотерической работы, войти в истинный контакт с силами Темных Богов, тем самым наделяя их конкретными и вещественными знаниями природы Анти-Космического течения. Иногда подобный путь будет связан с необходимостью подвергать, как физически, так и психологически, свою жизнь и душу смертельному риску. Это, в свою очередь, служит усилению, укреплению и затемнению духа, все более ускоряя Анти-Космическую эволюцию и получение темных Знаний».
Далее по тексту, апологеты Ордена объясняют, чем и как они отличаются от всех прочих сатанистов современности, постоянно подчеркивая собственную элитарность и исключительность, и напирая на необходимость разрушения всего сущего и возрождения Хаоса. Как и многие другие им подобные, MLO при этом не объясняют, каким образом они сами намерены уцелеть в катаклизме, над приближением которого они так усиленно и прилежно трудятся. Впрочем, не будем ударяться в философско-теософические споры, и раздувать очередной скандал по поводу карикатур на пророка Магомета. В конце концов, как известно, наибольшим достижением демократического общества является свобода вероисповедания и волеизъявления, а потому, если кто и хочет исповедовать религию «Пчелы против меда» и «Ктулху зохаваит фсех!!!», это их святое право, на которое ни я, ни кто-либо другой не вправе посягнуть. Как говаривал старина Вольтер: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов отдать жизнь за ваше право их высказывать».
Тут, безусловно, гораздо интересней другое – а именно то, что, пусть и косвенно, но Орден вполне благожелательно настроен к смерти вообще и самоубийству в частности, и предпочитает именовать это состояние трансцендентальностью, или, попросту говоря, переходом. И, опять же, не затрагивая вопросы правомочности подобных убеждений, с этой точки зрения, поступок Нодтвейдта был вполне оправдан.
Психология самоубийц – штука сложная и пытаться разобраться в причинах, побудивших человека покончить счеты жизнью, располагая печатным местом в один разворот и крайне ограниченными информационными ресурсами было бы, по меньше мере, самонадеянно. Любая оценка, любое мнение здесь будет субъективным, хотя бы в силу того, что никому не дано проникнуть в разум другого человека и понять, что движет теми или иными его поступками. Единственным (относительно) надежным источником в данной ситуации для нас является сам Нодтвейдт, а точнее то единственное интервью, которое было организовано группой в поддержку последнего альбома ‘Reinkaos’. Этот материал был полностью опубликован на официальной странице Dissection и был составлен на основе вопросов, присланных Нодтвейдту поклонниками группы.
Наиболее знаменательным в этом материале, с моей субъективной точки зрения, является ответ на самый первый вопрос, что означают слова лидера группы о том, что окончание возрождения Dissection является началом нового этапа. «Это новый этап, так как это начало конца, и голодный конец близится». В этой фразе, возможно, и заключается косвенное признание Йоном того, что для себя он уже все решил. «Я полностью исчерпал ресурсы музыки как инструмента выражения того, что я хочу выразить для себя и той небольшой группы людей, которая для меня что-то значит, теперь я намереваюсь перейти в другие сферы практики. ‘Reinkaos’ был нашей единственной целью на протяжении очень долгого промежутка времени, и работа и фанатичная преданность, вложенная в эту работу каждым членом группы, позволила сделать этот именно таким, каким он стал. Теперь, когда альбом наконец-то записан и выпущен, я также понял, что я сделал с Disseciton, все, что мог. Нам удалось, по сути, реализовать истинно Сатанинскую запись, благословенную темными богами, и создать истинно Сатанинскую группу! Моей целью было возродить Dissection и сделать из него настоящее Сатанинское подразделение и инструмент, призванный помочь мне завершить собственные изыскания в области черной магии, начатые много лет назад. С выходом альбома Reinkaos все эти цели удалось воплотить в реальность, и я очень и очень доволен результатом. И я даже не хотел бы продолжать эту работу, потому что все, что я когда-либо хотел выразить, уже выражено в нем.<…> С ‘Reinkaos’ мы достигли последней главы. Работа Dissection завершена и будет отныне нашим наследием. Я хочу поблагодарить моих братьев по оружию Сета и Томаса за то, что они сделали это возможным. Salve Satan! Salve Azerate 218!»
После этого Йон, по-видимому, стал планомерно готовиться к смерти, закрывая все свои текущие дела, заключая последние контракты и выполняя последние обязательства перед своими бизнес-пратнерами. На это ушло еще несколько месяцев. Когда и эта работа подошла к концу, он написал два предсмертных послания: одно – своему отцу и второе – своей девушке, зажег свечи, положил перед собой Сатанинский Гримуар (то, что полицейские или журналисты по незнанию и приняли за Сатанинскую Библию) и застрелился.
В заявлении о смерти Йона, опубликованном на официальном сайте Dissection, поклонников группы призывают не скорбеть и не провожать музыканта традиционной фразой «Покойся с миром», ибо мир – это последнее, чего желал этот вечный борец. «Вместо этого пожелаем ему дальнейших побед в грядущих битвах, до тех пор, пока не сбудется Акосмическая Судьба…» Что ж, будем воспринимать это как последнюю волю покойного, и как бы ни обидно и ни больно нам было думать и говорить об этом, безусловно, талантливом человеке в прошедшем времени, нет смысла горевать о том, чего уже не вернешь. Правильно ли, нет ли, он свой выбор сделал.
http://dark-city.ru/