Мой жизненный девиз: "Время своим часам - ты выбираешь сам"!

  • 12.06.20, 14:46
Мой жизненный девиз: "Время своим часам - ты выбираешь сам"!

Разнообразие людей в природе

Oднaжды я вешaлa oбъявление нa нaшем дачнoм мaccиве, что ищу caдoвника. Пoжилая женщинa прoчитaла и так cурoвo cпpaшивaет: “А зaчем?” 
“Hичегo не ycпевaю, четвеpo детей и рабoтa.” — поделилaсь я. 
Пенcиoнеркa окaтилa ведрoм презрения: “Hе ycпевaет она! Mы в деревне по 50 вёдеp кaртoшки caжaли и водy c кoлoдцa тacкали, и дoйкa в пять yтpa, и пopocей семь штyк, и куpы, и бaбкa пaрализoвaннaя… Oбoрзели сoвcем, белopyчки!”...

Я наблюдaю жизнь и вижy, что никакoй oбъективноcти не cyщеcтвyет, люди вcегдa сyдят сyбъективнo, cидя нa cвoей прaвильнoй герoйскoй кoлoкoльне. 


Толькo мы не герoи, и дрyгие - не чмo, пpocтo вcе люди paзные.

Kто-тo poжает семеpыx и с yпoением кopмит иx дo кopенныx зyбoв, 18 лет непpеpывнoй лaктации. A дpyгая c пoявлением мaлышa теpяет вcю paдocть жизни и yже с вocьмoгo этажa сигaнуть гoтoва.

Hекoтoрые всё летo с шлaнгoм и мoтыгoй не pacстaютcя, 25 coтoк, и ни oднoй тpавинки! А для кoгo-тo oгoрoд — cpедневекoвaя пыткa.

У oднoй coседки дoм - пoлнaя чaша, вечнo гоcти, cтoл накpыт, кoтлеты cлеплены, теcто поднялocь, хoлoдец нaваpен. У дрyгoй — дaже чaя нет, кoт c гoлoдухи cбежaл, зaтo защита дoктopcкoй в сpедy.

У Mapины свoй бpoвист, мaсcажиcт, acтpoлог, кocметoлoг, cтилист… 
A Тамaрa в вечныx джинсax и cтpижка пoд мальчикa, ей тaк yдoбнее.

Hина — без мyжика, кaк без pyк. А её cеcтрa вcё caма: и фyндaмент зaльёт, и кpышy пеpекpoет, и бaню пocтроит.

И кaждая из этиx женщин пpaвa.

Moжнo не пoнимать дpyг дpyгa, мы и не oбязaны этo делать. Рaдикaльнaя феминиcткa никoгдa не пoймёт Oльгу Baляевy, вoдитель трaмвая — тy фифy в кaбpиoлете, фpaнцyзcкий кoндитеp — вoкзальнyю тopгoвкy беляшaми, чалдфpи — мaть-геpoиню.

Пoнимaть и не нaдo. Главнoе - не срaвнивaть. 
У вcеx нac paзный псиxoтип и темпеpaмент, урoвень paзвития и жизненные ценнocти, зaпac энергии и бoлевoй пopoг, вкycы и тaлaнты, вoспитание и ментaлитет.

Обеcценивaние — этo маcтypбация свoей бoльнoй cамooценки чеpез yнижение дрyгих людей.

Мoжет нaм пoучитьcя y бpaтьев меньших? Медведь же не сyдит зaйцa, чтo тoт cвoё здoрoвье гpoбит, в беpлoге не зимyет, а, кaк дypaк, голoдный пo cyгрoбaм cкaчет. Пpocто эти звеpи pазнoй пoрoды. Паpaллельной.

И y нaс тaкже — paзнooбразие людей в пpиpoде. 
Moжнo нaблюдaть, удивлятьcя, бpать пpимеp или пpoйти мимo. Ho не cpавнивать. Ведь кaждый заяц ценен, даже если oн не медведь.

Ирина Дубс

Эмоциональная безопасность выглядит так.

.
Когда ты в ужасе выбегаешь из ваннои и ругаешься (почти матом), что туалет перестал смывать... а 4х летнии ребенок говорит: «Наверное, это из-за меня. Я бросила очень много бумаги. Мне нужен был картонныи рулон. Извини, пожалуиста». И ты вместо «сегодня никаких мультиков» отвечаешь: «Хорошо, спасибо за честность».
.
Когда подросток звонит тебе из школьнои поездки в слезах и говорит: «Меня поимали с алкоголем. Что мне делать?» А ты вместо «дома получишь», говоришь: «Не переживаи. Это не конец света. С кем ты? Где? В безопасности?»
.
Когда ты говоришь мужу: «Поиди проверь, дышит ли она. Она слишком долго спит». И он вместо «не говори ерунду, мысли материальны» отвечает: «Я проверю. Но чего ты опасаешься?». И ты обсуждаешь с ним свои страх синдрома внезапнои детскои смерти. И он тебя обнимает.
.
Когда ребенок говорит: «Я боюсь сделать неверныи выбор, поити не в тот университет. Вдруг я пожалею», и ты вместо «у тебя еще есть год на подумать, это важное решение, от него зависит вся жизнь» отвечаешь: «Ты всегда можешь передумать. Ошибка - это тоже результат. Мы растем и наш взгляд на себя меняется».
.
Когда старшие дети говорят о младенце: «когда она кричит, у меня внутри такая злость, такая злость», а ты понимающе киваешь вместо того, чтобы напомнить, что это твоя сестра и ты должна ее любить.
Как же комфортно жить в доме, где есть эмоциональная безопасность. Жизнь становится абсолютно другои. В неи почти нет страха, меньше злости и очень много поддержки
Автор Наташа Ремиш

Фрейд о внутренней отрегулированости психолога

Фактически в 1910 году Фрейд отстаивал точку зрения, что все врачи, занимающиеся психоанализом с пациентами, обязаны заниматься постоянным самоанализом; позднее он советовал всем психоаналитикам проходить персональный анализ во время обучения, чтобы достичь инсайта и разрешить свои бессознательные конфликты. К 1937 году он пришел к выводу, что первоначального анализа может быть недостаточно, и в дальнейшем советовал аналитикам проходить анализ каждые пять лет, если они рассчитывают на продуктивную работу.

Как "работают" архтипы

Как возникает невроз по Юнгу?

Если по какой-либо причине (например, по причине подавления Архетипа «Самость» или при возникновении сильной душевной травмы) происходит насильственное вторжение в сферу сознания Архетипов «коллективного бессознательного», дающих организму надиндивиду-альную биологическую мощь, то эта мощь оплачивается регрессом душевного мира — Архетипы необычным своим «обликом» расстраивают психику, рождая «благоговейные» страхи, депрессию и мистические переживания, и, в итоге, возникает мистический невроз по Юнгу.

Активность Архетипов Юнг сравнивает с пробуждением в сфере «бессознательного» Духов разного возраста, начиная от дочеловеческого прошлого и кончая Духами человечества, расы, национальности. С другой стороны, активность Архетипов он уподобляет надындивидуальным инстинктам, в прошлом дававшим большие шансы в борьбе за выживание, чем индивидуальные инстинкты Фрейда.

Причиной бессознательного оживления и воплощения Архетипа в сферу сознания, согласно Юнгу, является травмирующая проблемная ситуация (сильная душевная травма, болезнь, смерть близких и т. п.). При этом вторжение Архетипов носит спонтанный, принудительный и даже демонический, характер [12, с. 33].

По мнению автора этих строк, несмотря на то, что вторжение Архетипа разрушает организацию душевного мира человека, тем не менее только биологическая мощь Архетипа (метаинстинкта) способна «зализать» душевную рану, с которой индивидуальные биологические Силы (инстинкты) справиться не в состоянии. В этом, если хотите, польза от вторжения Архетипа, но оплаченная регрессом психики.

Юнг рассматривает две степени вторжения Архетипов (в сферу сознания) и, — как следствие,- две степени невроза.

Слабая форма невроза возникает по причине слабого вторжения Архетипа с обратимыми последствиями. Оно достигается в ассоциативном эксперименте, при котором «слово-раздражитель «задевает» какой-либо комплекс [Архетип]» [15, с. 156].

Попутно заметим, что подобные слова-раздражители, оживляющие животные Метасилы и порождающие неприятные чувства в утонченной психике, известны всем как матерщина. Например, рассказывали, что в бой наши солдаты в Великую Отечественную войну шли с крутым матом, который пробуждал надындивидуальные животные Силы, избавляющие их от страха перед смертью (потому что Архетипу безразлична смерть отдельного индивида) и дающие им биологическую мощь. Но если в бою это как-то оправдано, то в мирное время тому оправдания нет.

Итак, слабое вторжение Архетипа порождает слабый невроз, выражающийся в небольшом замешательстве сознания.

Сильная форма невроза возникает яо причине сильного вторжения Архетипа с необратимыми последствиями. Оно сопровождается сильным разрушением сознания, и при этом сознание наполняется мифологическими образами, мышление становится архаичным, даже мистичным.

Сильную форму невроза Юнг описывает следующим образом:

«Существование коллективного бессознательного легче проследить в известных случаях умственного расстройства, в особенности при шизофрении. Тут мы находим иногда поразительное обилие мифологических образов. У некоторых больных являются символические идеи, которые невозможно объяснить опытом их субъективной жизни, но лишь историей ума всего человечества. В подобных случаях обнаруживается нечто вроде первобытного мифологического мышления, проявляющегося в особых, принадлежащих ему первичных формах, не сходных с нормальным мышлением, при котором постоянно применяется личный опыт» [15, с. 154].

Если при слабой форме невроза человек испытывает лишь неприятные переживания, то при сильной появляется мистический страх.

«Вторжение комплекса [Архетипа] коллективного бессознательного часто есть неприятное или даже опасное явление. Подобный комплекс представляется обладающим чем-то сверхъестественным, другими словами, он сопровождается чувством благоговейного страха» [15, с. 155].

Итак, сильное вторжение Архетипа вызывает невроз, выражающийся в мистических переживаниях в сопровождении «благоговейного страха».

Каковы причины вторжения Архетипов в душевный мир человека?

Причину вторжения Архетипа с патологическими последствиями следует раскрывать с точки зрения его биологической полезности*

Несмотря на то, что Юнг рассматривает Архетипы как «адские» Силы, они все-таки приносят биологическую пользу.

«В очередной раз мы видим людей, перерезающих друг другу горло во имя детских теорий о том. как создать рай на земле. Нетрудно заметить, что подпольные — если не сказать адские — силы, в прежние времена более или менее успешно интегрированные в гигантскую духовную конструкцию, где они могли принести даже определенную пользу, ныне формируют или пытаются сформировать систему государственного рабства или государственную тюрьму, лишенную какой бы то ни было привлекательности для ума и духа» [5. с. 237].

Юнг подметил, что вторжение Архетипа в сознание часто происходит, когда человеку наносится сильная душевная травма (близкий человек предаст, уйдет или умрет и т. п.).

В этом случае у человека образуется душевная рана, с которой индивидуальные биологические Силы справиться не в состоянии. Вот тогда из глубин «коллективного бессознательного» поднимаются Архетипы, обладающие мошной биологической силой. Эти Архетипы «зализывают» душевные раны, но вместе с тем психика человека регрессирует, то есть становится более грубой, животной, мышление становится мистичным, архаичным.

Но, к сожалению, после «зализывания» душевных ран Архетипы по свой воле не уходят из сознания, а начинают переделывать его на свой лад. И вот тогда, несмотря на то, что душевная рана затянулась вследствие активности Архетипа, наступает патология душевного мира и возникает невроз.

Это объясняет, почему во время сильной болезни человеку часто снятся кошмарные, даже мистические сны. Это Архетипы, давая биологическую силу организму для его борьбы с болезнью, несут с собой в сознание архаичные образы.

Отсюда становятся понятными польза и вред (причем вреда больше) от музыки типа рок. Если в давние времена низкочастотными ударами больших барабанов поднимали боевой дух воинов, идущих на битву, то сейчас музыка типа рок наполняет той же агрессивной и животной силой молодых фанатов. Ведь не зря они готовы до хрипоты спорить, что с рок-концертов они уходят с зарядом бодрости и силы. Но, к сожалению, цена этой силы —регресс психики, то есть чрезмерное переполнение душевного мира животными инстинктами, что в последующем может стать главной причиной зоогенного невроза (этому типу невроза посвящена лекция о Духовности), Не случайно оформление рок-концертов и рок-дисков наполнено архаичной символикой (уродливые изображения, черепа, кости и т. п.).

Можно задаться вопросом, а что плохого в регрессе психики — ведь это личное дело каждого? К примеру, вам не нравится рок — так и слушайте свою мелодичную «попсу». Придет время, я стану взрослым и мне тоже, может быть, понравится ваша мелодичная музыка.

Дело в том, что пробуждение животных Сил подобно пробуждению атавизмов души. Конечно, можно, например, регрессировать до Уровня, когда у вас на всем теле будет шерсть. Но, к сожалению, шерсть, однажды появившись, сама собой не исчезнет, поэтому регресс психики может стать необратимым.

Очень хорошей иллюстрацией к сказанному является история Незнайки и Козлика из романа-сказки Н. Носова «Незнайка на Луне». Страна дураков, в которую они попали, во многом напоминает индустрию животных удовольствий. Купаясь в кайфе удовольствий, они постепенно стали превращаться в баранов, от которых потом единственная польза — стрижка шерсти. Так вот. индустрия животных развлечений под музыку типа рок — это страна дураков, из которой еле выбрались Незнайка и Козлик.

Низкочастотные удары боевых и рок-барабанов наносят как бы слабые душевные раны человеку. «Зализывать» эти раны, как и в случае с сильной душевной травмой, поднимаются Архетипы, давая человеку энергию и боевой дух, но превращая его на время в архаичное животное. Удивительно, но многие фанаты готовы стать этими животными, лишь бы еще и еще испытать кайф от подъема животной энергии, постепенно превращаясь в баранов, подобно Незнайке и Козлику в стране дураков.

Таким образом, невроз, согласно Юнгу, возникает как слабое или сильное вторжение в сферу сознания Архетипов (Метасуществ), в далеком прошлом приносивших пользу в жестокой борьбе за выживание биологических общностей. Архетипы приносят биологическую пользу, давая организму силы для «зализывания» тяжких душевных ран, но они же приносят и вред, разрушая человеческую психику, насильственно удерживаясь в сфере сознания, даже после того, как свою полезную миссию они уже выполнили. Поэтому исцеление от «мистических» неврозов Юнга — это искусство усыпления или приручения Архетипов, выполнивших свою полезную биологическую миссию.

Какова стратегия исцеления по Юнгу?

Стратегия исцеления состоит в адаптации («индивидуации») или возвращении насильственно удерживающихся Архетипов в области сознания обратно в область «коллективного бессознательного».

Образно говоря, Архетип подобен Джинну, выпущенному из кувшина, который собирается сотворить массу неприятностей. И задача терапевта состоит в том, чтобы обратно посадить его в кувшин. В изложении Юнга стратегия исцеления состоит в следующем:

«Индивидуальное сознание всегда изменяется в своем характере благодаря соединению с ним содержаний, долженствующих в нормальном порядке оставаться бессознательными. Если врачу удается удалить подобное болезненное соединение из сознания, то больной чувствует себя облегченным от давившей на него тяжести. Внезапное вторжение подобных чуждых содержаний часто имеет место в первых стадиях шизофрении. Больному являются причудливые мысли, все кругом кажется ему изменившимся, лица окружающих чужды и искажены и т. д.» [15. с. 155].

Итак, если Джинна удастся опять посадить в кувшин, больной исцелится. Но как это сделать?

Мы уже говорили, что Юнг, как и Фрейд, придерживался биологического критерия трактовки сферы «бессознательного», поэтому он утверждал, что «бессознательное» является источником инстинктов, «поскольку Архетипы ведь не что иное, как формы проявления инстинктов» [16, с. 131].

Если это так, то, в отличие от концепции Адлера, в концепциях Фрейда и Юнга, построенных в рамках биологического подхода, ни о каких духовных Силах «бессознательного» речи быть не может. Поэтому единственная стратегия исцеления — это адаптация животных инстинктов к существующей культуре. Фрейд эту адаптацию называл «отреагирование». Юнг этот процесс назвал «индивидуацией».

По мнению автора этих строк, подобие метода «индивидуации» методу «отреагирования» Фрейда состоит в следующем. Суть метода «отреагирования» — в адаптации биологических инстинктов к человеческой культуре. Например, если человек агрессивен, то пусть он свою агрессию направит на пользу людям, например, станет контролером в автобусе. Если у человека есть страсть подсматривать или подслушивать, то пусть он станет ученым или журналистом и опять принесет пользу людям. По Фрейду, человек должен реализовывать себя как животную индивидуальность и тем самым раскомплексовываться. освобождаясь от навязанных культурой правил поведения. А по Юнгу, человек в процессе «индивидуации» должен осмыслить себя как метаживотную индивидуальность, и тем самым устранить «мистические страхи».

Суть «индивидуации», как процесса исцеления души, образно говоря, заключается в «приручении» Архетипов «коллективного бессознательного».

В чем состоит эта идея «приручения»?

Поскольку Архетип является инстинктом (то есть животной Силой, как и Либидо Фрейда), то его нельзя подавлять и насильственно изгонять из сферы сознания, ибо недозволенными «окольными путями» (подобно Либидо) Архетип может оказать еще большее разрушительное действие на душевный мир человека, при этом даже подавляя индивидуальную волю человека. Следовательно, единственный путь состоит в том, чтобы «договорится» с Архетипом: научиться не бояться мистических и таинственных Сил «коллективного бессознательного» и уметь интегрировать их Архетипическое содержимое в сферу сознания. Этот процесс «приручения» Юнг и назвал «индивидуацией».

Перед тем, как перейти к анализу конкретных примеров, отметим, что на основе принципа саморазвития «приручение» — это не очень перспективный путь исцеления души. Архетип, являясь животной Метасилой, обладает настолько большой мощью, что ее сможет усмирить только Сила, соизмеримая с ней по масштабам, то есть духовная Метасила (о них в лекции, посвященной личности). А попытка «индивидуации», по мнению автора этих строк, может дать обратный эффект — не человек приручит Архетипа, а Архетип превратит человека в свое орудие.

Но в чем, конкретно, согласно Юнгу, выражается процесс «индивидуации», то есть исцеления от невроза методом «приручения» Архетипа*7

Прежде всего, следует отметить специфику типа невроза пациентов Юнга. Юнг пишет, что для его пациентов, в большинстве случаев людей преклонного возраста, было характерно состояние «I am stuck» («Я застрял»), и страдали эти пациенты в большей степени от «бессмысленности и беспредметности своей жизни» [16, с. 76-77].

Первое условие работы с пациентом, согласно Юнгу, — это перевод пациента из обыденного индивидуального состояния сознания в надындивидуальное состояние, «дух которого ощущает историческую непрерывность» [16, с. 82). Именно в таком состоянии пациент должен обязательно сам, а не по указке терапевта, открыть смысл мистической символики терзающих его кошмарных снов, А достигается это состояние методом медитации [8, с. 204] на символике сновидений.

Второе условие работы с пациентом — это перевод его из пассивного состояния в состояние творческой активности. Причем этот переход нельзя навязывать, терапевт должен терпеливо выжидать, когда пациент сам скажет примерно такие слова: «Знаете, если бы я был художником, то сделал бы из этого [содержания снов] картину» [16, с. 83]. Делается это для того, чтобы у пациента проснулась творческая активность, и он интуитивно сам нашел путь к исцелению, а терапевт в этом случае играл бы лишь роль консультанта.

Третье условие работы с пациентом — это организация процесса рисования того, что являлось пациентам во сне или в фантазии. Здесь очень важно помочь пациентам преодолеть барьер неумения рисовать, то есть боязнь, что получится некрасиво. Юнг в этом случае говорил им, что главное « не в красоте, а в усердии, которое прилагают к картине» [16, с. 83].

Соблюдение этих трех условий, по мнению Юнга, превращает обыкновенное рисование в целебную процедуру. Если раньше мистические образы навязчиво владели пациентом, то в процессе рисования пациент эти образы как бы «превращает в дело собственных рук», тем самым укрощает их, а сам обретает независимость: «Пациент, изготовляя символическую картину, избавляется от жалкого душевного состояния и прибегает к этому средству всякий раз, как ему снова становится туго» [16, с. 85].

Этот целебный эффект Юнг объясняет тем, что, рисуя «мистическую» символику, пациент дает возможность рвущемуся в сознание недозволенными ходами Архетипу нарисоваться его руками. Постигая этот Архетип сознанием, человек как бы впускает его в свой душевный мир не через окно, а через дверь: тем самым устраняется оторванность человеческого «Я» от Архетипа, и в результате человек обнаруживает «нечто вечно неизвестное и чуждое —глубочайшие основы нашей души» [16, с. 86].

Процесс индивидуации или интеграции Архетипов в сознание Юнг описывает следующим образом «Это можно сравнить с вернувшейся в первобытное сознание психикой которая выразила себя в данных образах и тем самым поручила возможность функционировать совместно с нашим, чужеродным ей сознанием Таким образом устраняются, то есть находят удовлетворение, ее нарушающие сознание притязания Я должен, однако добавить, что сама по себе изобразительная деятельность недостаточна Помимо нее необходимо еще интеллектуальное и эмоциональное постижение образов благодаря которому они не только становятся понятными, но и морально интегрируются сознанием» [16, с 87]

Интеграция Архетипов «коллективного бессознательного» сознанием в процессе постижения: символики мистических снов или фантазий открывает человеку тот фундамент, на котором, согласно Юнгу, стоит его индивидуальное «Я». Тем самым психика обретает целостность и душевное здоровье.

Это одно из конкретных воплощений вышеупомянутого процесса «индивидуации».

Почему исцеление от невроза методом «приручения» Архетипа не эффективно, хотя и дает сиюминутный целебный эффект9

На предыдущей лекции мы выяснили, что, исходя из принципа саморазвития, следует питать вниманием (рисованием) духовную сферу «несознательного», так как именно она составляет истинный фундамент душевного мира человека.

Хотя сам Юнг предлагал, для исцеления души, рисовать страшные сны и навязчивые фантазии, этого делать не надо, ибо архаичный Маразм, который терзает душу в снах или фантазиях, борется за свое место в сознании и требует своего воплощения в рисунке. Однажды получив это воплощение, Маразм засыпает, но только на время (в этом и состоит сиюминутный эффект исцеления), чтобы, проснувшись, с еще большей силой требовать к себе внимания (рисования). Таким образом, рождается порочный круг, и художник превращается как бы в наркомана. А то облегчение, которое заметил Юнг при рисовании архаичных фантазий, подобно облегчению алкоголика, когда он пропускает рюмку водки с похмелья, с тем чтобы вечером опять напиться.

Для иллюстрации сказанного, приведем пример, как боролся с кошмарами известный художник Франсиско Гойя.

Началось с того, что «с юных лет он изучал природу демонов и знал больше их разновидностей, чем остальные испанские художники и поэты, больше даже, чем демонологии, знатоки этого вопроса, состоящие при инквизиции» [11, с. 475]. Эта любознательность закончилась тем, что не Гойя овладел Демонами, а они овладели его душевным миром и чудились ему во сне и наяву.

«На следующую ночь к нему [Гойя] опять явились все призраки, какие он перевидал за свою богатую видениями жизнь. У них были кошачьи и собачьи морды, они пялили на него огромные свиные глаза, протягивали гигантские когти, размахивали громадными крыльями нетопыри» [И, с. 340].

Для того, чтобы избавиться от демонического Маразма Гойя придумал прием, очень похожий на «индивидуацию» Юнга, то есть прием «приручения» Архетипов методом рисования их символики: Гойя рисовал Маразм для того, чтобы обуздать его «пригвоздив к бумаге».

На Рис. 7 изображена одна из картин мистических кошмаров, которые часто снились Гойя, как это было описано в книге Фейхтвангера «Гойя».

Рис.7

« Он рисует. Рисует себя, упавшим головой на стол и закрывшим лицо руками, а вокруг кишмя кишит ночная нечисть, зверье с кошачьими и птичьими мордами, огромные чудовища, совы, нетопыри обступают его» [11, с. 475].

Рисуя Маразм, Гойя добился, что страх перед привидениями у него прошел, но (обещанного Юнгом) исцеления с опорой на «фундамент души» не наступило. Скорее, наоборот, архаичные образы овладели им как средством самовыражения. Поэтому он оставил после себя очень много рисунков один другого неприятнее (они есть в книге [11]).

Как, исходя из принципа саморазвития, избавиться от мистических неврозов?

Надо поступать парадоксально: на Маразм отвечать благородными рисунками и поступками. Не получив энергетической поддержки, Маразм сам отстанет.

На парадоксальной технике, реализованной в веселом стиле (смеха и юмора Маразм боится), построена логотерапия В. Франкла, используемая для лечения фобий и навязчивых состояний [13, с. 338-359]. Об этом мы поговорим в лекции, посвященной Духовности, а сейчас лишь один пример.

«Муж и жена... были очень обеспокоены по поводу своего девятилетнего сына, который регулярно, каждую ночь, мочился в постели. Они обратились за советом к моему отцу и сказали ему, что они и били сына, и стыдили его, и уговаривали его, и игнорировали — все было безуспешно. Состояние становилось все хуже. Тогда мой отец сказал мальчику, что за каждую ночь, когда он намочит постель, он получит 5 центов. Мальчик немедленно пообещал сводить меня в кино и на чашку шоколада — настолько он был уверен, что скоро разбогатеет. К моменту нашей следующей встречи он заработал всего 10 центов. Моему отцу он сказал, что делал все возможное, чтобы мочиться в постели каждую ночь и заработать, таким образом, как можно больше денег, однако, к его сожалению, ничего не получилось. Он просто не мог понять этого, ведь прежде с этим у него все ладилось» [13, с. 343].

Если интерпретировать этот случай с точки зрения концепции Архетипов, можно предположить следующее. Мальчиком, по-видимому, владел страх, точнее Архетип Страха. Когда мальчик ложился спать, страх, который он испытывал, был по сути своего рода «черной» молитвой Архетипу по имени Страх (символику которого так хорошо описал А.С. Пушкин в трагедии «Пир во время чумы»). Именно поэтому Страх цепко держал управление мочеполовой системой мальчика, всякий раз обеспечивая желанный для себя результат: мокрая постель. Но как только обстоятельства изменились и мокрая постель превратилась в радостное ожидание, то Страх совершенно потерял интерес к своему Субсуществу, и невротическое ночное недержание исчезло.

Итак, если вам нехороший человек наступит на ногу, не извинится, да еще добавит: «Сам(а) виноват! Не надо ноги расставлять!», а вы сдержитесь и промолчите, то не стоит потом заниматься «черной магией», избивая своего обидчика в своем воображении, обзывая про себя его самыми нехорошими словами, как это часто бывает у интеллигентов. Тем самым вы как бы служите черным Силам (то есть животным Архетипам), воплощенным в этом Хаме, поэтому ему от вашей «черной магии» станет только хорошо, он даже испытает восторг от вашего гнева. А чтобы этого не произошло, надо поступать парадоксально, как в примере с мальчиком.

Таким образом, в соответствии с принципом иерархичности возникновение невроза трактуется как нарушение правила содействия низшего (sub) высшему (meta), в результате чего Силы индивидуальные начинают доминировать по отношению к надындивидуальным Метасилам, а стратегия исцеления строится как восстановление иерархической организации Сил, что дает состояние исцеляющей устремленности душевного мира «ввысь».

Принцип иерархичности в патологическом аспекте рассмотрения выступает уже не только как методологический принцип причинного анализа психических явлений, в этом случае принцип иерархичности получает значимость третьего закона душевного мира, нарушение которого влечет за собой соответствующий тип невроза по Юнгу.

Резюме: Быть устремленным «ввысь» — полезно для организма


Скрытая сделка

Одна из самых опасных и противных манипуляций. 


Касается тех, у кого есть ресурсы любого рода. Например: меня пригласили лет пять назад на свидание. И чем-то не тем пахло от этого свидания. Я стала выяснять, прежде чем согласиться, и выяснилось - человеку нужна была семейная консультация. А не свидание. Он разводился с женой и ему было худо (я ему дала контакты коллеги и ни разу его не видела). 

Или еще - приятельница, давняя знакомая, приглашает встретиться-пообщаться. Готова подстроиться и приехать куда скажешь "выпить кофе". Да, даже в 8 утра, в твое единственное свободное время. Каждый практикующий психолог знает, что в этом случае человеку нужна бесплатная консультация. Странно было бы предполагать, что она так соскучилась. 

Что делают эти люди? Они врут и используют тебя. Ты нужна только потому, что у тебя есть ресурс. Компетенция или аудитория в моем случае.

Пригласили на концерт где-то в комментариях. Приятный дядька, правда, незнакомый. Я сначала удивилась, и мне было приятно. Я подумала - меня читатель хочет порадовать. Просто порадовать, без всяких мэ и жо. Да и забыла, а он сегодня пишет - "...и мы хотим видеть впечатления о наших концертах на вашей страничке". Меня как пыльным мешком по голове стукнули. Значит, это не просто так? Не потому, что я хорошая и для меня хочется что-то сделать? А потому, что у меня большая аудитория?

Так вот, когда вы так поступаете, вы поступаете как моральный урод. Как не поступать как моральный урод? Спросить прямо. Юля, интересно ли вам будет сходить на этот концерт и написать об этом на своей страничке? И что бы я сказала? я бы сказала - нет. Мне неинтересно. Но я бы вас продолжала уважать. 
А так я забанила чувака. Потому что он меня за дуру держал. У него не хватало смелости спросить прямо, потому что он чувствовал, что я откажу. Поэтому он решил изображать галантность в надежде что не просеку до последнего. Ну, вдруг дура? Очнусь после концерта - глядь, а уж понаписала, и у него уже реклама на сто тыщ человек и все как побегут на концерт!

Вы думаете, что это один вид коммуникации. Сотрудничество, свидание, дружеская поездка, приятельское распитие вина, даже любовь, даже секс, думаете вы. А это другой - скрытая сделка. Вам дают что-то в ответ под видом бесплатного, но по умолчанию рассчитывают, что вы расплатитесь. Мы взрослые и мы переживем попытки нас использовать, и научимся их отличать от другого, и научимся им противостоять, и даже научимся их использовать. Но все равно это несказанно противно и горько. Это настоящий обман. Коммуникационное, человеческое мошенничество.

Если у вас есть ресурс - у вас будут честные и нечестные предложения. Юля, хотите шоколадку? нам нужен отзыв о ней. Да, давайте. Только напишу правду. И о вашем предложении, и о вкусе шоколадки. Пишите, будем рады. Так выглядит большинство деловых предложений в моей жизни, касающихся величины моей читательской аудитории. И это отличное предложение, открытая сделка. Я иду на такие сделки, если я люблю шоколад. Если нет, - мягко отказываю. Никому не обидно. 
"Юля, мне нужна твоя помощь. Поработай со мной сейчас психологом. Поддержи меня. Посоветуй мне. Мне плохо", - пишет мне подруга, и я при первой возможности ей звоню или мы встречаемся и я "работаю". Это отличная, честная, прямая просьба, не сделка даже, ей от меня нужен мой определенный ресурс, и она не скрывает, что в этот момент рассчитывает именно на него. И я ей охотно это даю.

Меня брали на работу, устраивали фейерверк (в буквальном смысле), возили пить вино в другую страну, еще что-то делали - в виде скрытых сделок. Это всегда вылезет. Люди, делающие это, рассчитывают, что я их пропиарю. Если бы они меня спросили, - я бы предпочла в одном случае работать за зарплату, в другом отказаться вовсе, в третьем было так противно, что я никогда больше не хочу иметь с этим человеком дело. 

Манипуляция это всегда кривая дорожка там, где человек трусит идти прямо. Эти люди не могли мне сказать - слушай, я с тобой еду, работаю, обнимаю тебя только потому, что я РАССЧИТЫВАЮ на то, что ты меня упомянешь в своем блоге (на страничке) и я тогда заживу. Так ты мне на хрен не сдалась.

Случай, когда тебе дают и рассчитывают в ответ, обговаривается всеми честными людьми. Это открытая сделка. Это "ты мне - я тебе" в самом лучшем смысле слова: в виде справедливого и равноценного обмена ресурсами.

Есть еще сделка с неясными условиями: я тебе сейчас помогу, а ты отдашь мне то, о чем еще не знаешь. Это из сказки, и это пугает всех, в сказке герой - помните? -
должен был отдать родившегося в его отсутствие ребенка. Так вот, если вы спрашиваете "сколько это стоит", или даже прямее "что я тебе буду за это должен?" а вам говорят "договоримся" - это оно. Я научилась уходить сразу после этого слова. Сделка с неясными условиями всегда не в вашу пользу, потому что это условия неясны только вам.

Если вам нечего или вы считаете, что нечего, предложить в ответ, и вы зависите от решения человека выполнить вашу просьбу, - будьте честны с ним. Просите прямо. Он может согласиться. Он может отказать. Но он не перестанет вас уважать.

Удачи и будьте осторожны не только на дорогах.
Юлия Рублева, 2017

Код богатства:нейронные связи на миллион

Научная основа богатства

В 1960 году американский невролог Пол МакЛин разработал модель мозга “Triune Brain”. МакЛин выделил в мозге три части:
Мышление (Неокортекс) — сознательные решения, ценности, мудрость, интуиция, творчество, самореализация.
Эмоции (Лимбическая система) — бессознательные решения, удовольствия, статус, понты и обладание.
Инстинкты (Рептильный комплекс) — выживание, страх и агрессия.Когда дело касается денег, бедные и богатые люди по-разному используют эти три части своего мозга.

Ограничитель дохода в голове

Так как конкретно мозг бедного человека делает своего обладателя бедным?

Все дело в рептильном комплексе и лимбической системе.

Рептильный комплекс (инстинкты) “защищает” вас от опасности. В том числе от всего нового, от любых изменений. Для вашего мозга “новое” значит “незнакомое”, а “незнакомое” значит “опасное”.

Например, доход в 150’000 рублей в месяц для вас “незнакомое”. Значит рептильный комплекс будет “защищать” вас от такого дохода. Просто так устроен ваш мозг.

Лимбическая система (эмоции) помогает вам “быть своим” в любом коллективе (в семье, на работе), а также помогает добиваться признания, выделяться среди других. Но делает она это на автопилоте, с помощью заученных стереотипов.

Например, когда-то вы “заучили”, что вы будете в коллективе своим, и будете “крутым”, если будете хорошо одеваться. Или если у вас будет дорогой телефон, или дорогая машина, или своя квартира. Теперь лимбическая система заставляет вас на автопилоте брать кредиты и влезать в долги, чтобы соответствовать этому стереотипу.

Эти два механизма приводят к бедности.

Лимбическая система (эмоции) заставляет вас принимать глупые решения, ведущие к долгам и кредитам, к нехватке денег.

А рептильный комплекс (инстинкты) не дает вам подняться выше привычного дохода, не дает сделать что-то новое, что может принести деньги.

Как повысить доход с помощью мозга

Механизм работы мозга можно обернуть себе на выгоду. То есть заставить собственный мозг зарабатывать деньги.

Для этого в мозгу есть третий, высший отдел — неокортекс.

Он отвечает за сознательное мышление. И, при правильной настройке, неокортекс берет вверх над низшими отделами.

Инстинктивный страх нового перестает вас ограничивать. Вам открывается доступ к новым источникам дохода, к новому уровню жизни, к новым деньгам.

Бессознательные решения меняются с глупых на мудрые, и ведут не к кредитам и долгам как раньше, а к деньгам и обеспеченности.

Вот эта правильная настройка неокортекса и называется “денежным мышлением”.

ретикулярная формация - это такой фильтр, который отсеивает всю не важную информацию, чтобы не перегружать кору. Или, другими словами, призма, через которую мы смотрим на мир. Она состоит из шаблонов мышления, и всё, что этим шаблонам соответствует, проходит фейс-контроль и попадает в кору. Остальное остаётся за дверью.

Вот еще пример: неуверенный в себе человек будет постоянно сканировать окружающих, чтобы уловить их реакцию на него. В данном случае «неуверенный» шаблон мышления – эта та самая призма, через которую человек видит мир.

Интенсивнее всего ретикулярная формация формируется в детском возрасте. До шести лет мы просто впитываем, как губки, всю информацию, которая поступает в нас. По мере взросления мозг формирует шаблоны – нейронные связи в ретикулярке. Бережет энергию. Действует на автопилоте своих убеждений (установок).

Нейробиологи утверждают, что образование этих связей происходит до 35 лет, далее процесс замедляется, и человек живёт уже на основании ранее созданных шаблонов. Но и в 60 лет их можно изменить, просто сделать это будет немного сложнее, чем в молодом возрасте.

То, кем мы себя считаем и что думаем о себе, является обобщением всей полученной ранее информации. У каждого человека своя призма нейронных связей, через которую он смотрит на мир. Фишка в том, что в любом случае это искажённое представление.

Смотрите вы на мир «глазами изобилия» или «глазами ограничений» — это всего лишь ваш взгляд на основе убеждений. Поменяв его определенными инструментами — сменится взгляд, сменится реальность.

Или другими словами - эта часть мозга определяет, какую информацию, поступающую от органов чувств, мы в итоге осознаём. Ретикулярная формация выбирает, на чём именно наш мозг будет фокусироваться в автоматическом режиме.

В ходе эволюции наш мозг был приучен сохранять энергию. Ему незачем тратить драгоценные запасы глюкозы - он создаёт паттерны нейронных связей из предыдущего опыта, которые срабатывают автоматически.

Как работает ретикулярка, можно наглядно убедиться на собственном опыте, проведя простой эксперимент. На прогулке поставьте себе цель: отмечать все красные предметы , которые встретятся по дороге. После второй-третьей такой прогулки, даже если не ставить перед собой такую цель, мозг будет искать красные предметы уже на автомате. Вот вы увлечены интересным разговором с другом и бац! - КРАСНАЯ пуговица на сумке прохожей!

Мы склонны думать, что сами выбираем, куда направляем своё внимание. Но на самом деле нейробиологи уже выяснили, что в большинстве случаев мы думаем и действуем по шаблонам, сформированным ретикулярной формацией.

Когда мы ставим перед собой цели, мы заставляем свой мозг концентрироваться на них. И чем дольше и детальнее мы их обдумываем, тем прочнее становятся соответствующие нейронные связи в ретикулярке.

Чёткие цели ставят перед мозгом задачу: искать способы их достижения на автомате. Так же, как он искал красные предметы в эксперименте.

Если же мы не ставим цели, то связи в ретикулярке формируются хаотично, под действием рандомно поступающей информации. Мозг фиксируется на том, что нам навязывает общество, реклама, телек, ютуб и так далее. И нет никакого великого секрета, закона притяжения или магии визуализаций и аффирмаций.

Вся эта эзотерика объясняется процессами, происходящими в головном мозге на нейронном уровне. Подобные техники просто программируют мозг обращать внимание на те вещи, которые нам необходимы - вот и всё.

Но они и есть инструменты, которыми мы можем прокачать любую сферу нашей жизни до желаемой!

Фромм и его учение

По мнению Э.Фромма, для того, чтобы знать, что хорошо или плохо для человека, надо знать его природу. Поэтому рассмотрение человеческой ситуации должно предшествовать рассмотрению личности, а психология должна основываться на антропологически-философской концепции человеческого существования. Человек, согласно Э.Фромму, это единственное существо, для которого собственное существование является проблемой. 

В процессе исторического развития он утрачивает инстинктивные (естественные) связи с природой, что приводит к возникновению ряда экзистенциальных и социальных дихотомий (противоречий), приводящих к нарушению его внутреннего равновесия и к поискам нового равновесия. 

Будучи наделен разумом и самосознанием, человек осознает свою изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность, а также свою смертность, и ищет новые формы связи с миром, в котором хочет обрести безопасность и покой, восстановив единство и равновесие между собой и природой. 

Эти психические потребности, включающие в себя потребность в человеческих связях, потребность в самоутверждении, потребность в привязанности, потребность в самопознании, потребность в системе ориентации и объекте поклонения, свойственные всем людям, Э.Фромм называет «экзистенциальными», так как их причины кроются в самих условиях человеческого существования. 

аким образом, американский исследователь определяет природу человека не через те или иные его главные качества, а через способ его существования, то есть экзистенциально, через противоречие, имманентно присущее человеческому бытию. Поэтому природа человека определяется Фроммом не как биологически заданная совокупность влечений, а как осмысленный ответ, целостное отношение к миру, которое в принципе может быть только регрессивным или прогрессивным. 

Регрессивное решение связано с попыткой возвращения человека к своим истокам - к природе, животной жизни и к своим предкам. Тогда как прогрессивное решение связано с полным развитием человеческих сил, человечности в нас самих. Регрессивное решение, по мнению Э.Фромма, несостоятельно. Оно ведет к разрушению, смерти, страданию.

Характерология Э.Фромма, согласно которой социальный характер является результатом динамической адаптации человеческой природы к структуре общества, привела к критике фрейдовского психоанализа. Это произошло потому, что американский исследователь видит перед собой не обособленного, внесоциального индивида, жизнь которого определяется сексуальными влечениями и инстинктами самосохранения или влечениями к жизни и смерти, а человека, включенного в реальный исторический контекст, склад личности которого формируется господствующими в обществе культурными стандартами. 

Три фазы психосексуального развития

Рассмотрим три фазы психосексуального развития, во время которых человек может получить психотравму, влияющую на его характер, и поведение во взрослом возрасте. Именно на эти особенности личности и воздействуют сюжеты грамотно составленных рекламных роликов.

Оральная фаза развития. Период, продолжающийся от рождения примерно до года. На этой стадии развития рот ребенка - это основной источник удовольствия, ротовая область в этот период является эрогенной зоной. Свои первые физические наслаждения младенец испытывает именно на оральной стадии развития. В это же время ребенок может получить и серьезную психотравму (точку фиксации). Причиной часто служит нечто, случившееся в этот период, особенное для него, но прошедшее незамеченным для родителей.

К основным причинам, формирующим точки фиксации на оральной стадии развития, относятся: раннее или позднее прекращение грудного вскармливания, долгая разлука с матерью или отлучение от нее ребенка, помещение грудного младенца в ясли.
Оральный характер может сформироваться из-за жестокого отношения к ребенку. У многих родителей приняты жесткие методы воспитания. Ничего не значащее для них: «Пока не съешь – из-за стола не выйдешь!» может сформировать у ребенка точку фиксации. Насильственное кормление также не приводит ни к чему хорошему. Для детей, зафиксированных на оральной стадии развития, характерны игры возле рта (поедание, выпивание), игры, связанные с агрессией через рот (ругань, плевание), и игры, связанные с переполнением, насыпанием и выбрасыванием.

Любые нарушения на оральной стадии приводят во взрослой жизни к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. Среди получивших точки фиксации на данном этапе развития можно наблюдать людей с никотиновой зависимостью, язвой желудка, булимией. Они бывают излишне болтливы, очень любопытны, чересчур беспокойны, склонны к жадности. Типичные черты, присущие «оральному характеру», - это оптимизм и пессимизм, частые колебания настроения. Среди таких индивидов очень часто встречаются депрессивные личности.

Анальная фаза развития. Длится от года до трех. На этой стадии ребенок проявляет особый интерес к процессам выделения, начинает понимать, что может контролировать их, воспринимает продукты своей дефекации как «подарок». Экскременты для него - некая ценность, которую он готов или удерживать в себе, или преподносить в качестве подарка родителям, гостям или воспитателям в детском саду.

Во взрослой жизни о травмах, полученных в этот период, свидетельствует «анальный характер» человека. Он характеризуется чрезмерной аккуратностью либо неряшливостью в одежде, бережливостью, вплоть до скупости, упрямством и упорством, гневливостью и мстительностью, независимостью. Такие люди всегда стремятся все сделать сами, не доверяя другим. Часто им присуща хроническая раздражительность и угрюмость. 

Кроме того, они испытывают патологическую тягу к порядку. Ребенок, зафиксированный на данной стадии, сверхаккуратный и правильный. Обычно такие дети не любят лепить из пластилина, хотя им очень этого хочется, так как придется пачкаться. Игра как таковая их не интересует. Главное – порядок. Бывает, что дети демонстрируют в корне противоположное поведение: пачкают все вокруг, мусорят, сквернословят, любят играть с водой и песком.

Фаллическая стадия развития. Охватывает период от трех до шести лет, который называется эдипальным. Данная фаза психосексуального развития характеризуется триадными отношениями: отец приобретает равноправное с матерью значение. У ребенка возникает понятие о разнице между мамой и папой. Он начинает понимать, что все люди отличаются друг от друга. 

В эдипальном возрасте резко возрастает интерес к гениталиям; появляются фантазии о женитьбе на маме или, соответственно полу ребенка, о браке с папой. Эмоциональная жизнь ребенка становится более оживленной. Он идеализирует родственников своего пола и ищет у них любви. Это период становления половой идентичности. 

Ребенок ищет признания у родителя противоположного пола. На поведенческом уровне мальчик налаживает отношения с мамой, девочка - с папой. Отцу важно адекватно воспринимать любовь сына к матери. Ребенок желает играть роль одного из родителей по отношению к другому. Кроме того, он ищет особых отношений с каждым из членов семьи и хочет быть в центре внимания, чтобы им восхищались. 

Фиксация на эдипальпой стадии может иметь некоторые негативные проявления, выраженные в задержке психического развития ребенка или в переживаниях по поводу неосуществленных желаний, характерных для данного периода.

Эдипальная фаза - это кульминация всего детского развития, оказывающая решающее воздействие на формирование характера. В любом возрасте человек может регрессировать к этим ранним стадиям развития под воздействием фрустраций или чувства вины, которое при этом чаше всего не осознается. Репрессия природных желаний неизбежно возбуждает чувство вины.

10 избранных мыслей Вадима Зеланда

  • 10.09.15, 08:22
1. Научитесь балдеть от плохой погоды, от очередей, пробок, проблем, любого негатива. Такой вот своего рода мазохизм постепенно расчистит небо над вашим миром. Вам следует задумываться лишь над тем, какой выгодой обернется для вас то, или иное досадное обстоятельство. А так оно и будет — сами в том убедитесь неоднократно. 

2. Когда вы перестанете просто хотеть и будете намерены иметь, тогда вы это получите. 

3. Сложнее всего — уметь ждать, сохраняя при этом спокойствие хозяина ситуации. Необходимо выдержать испытание паузой, в течение которой ничего не происходит. 

4. Проявляя недовольство чем-либо или ругая кого-либо — правительство, госслужащих, футболистов, погоду, коллег, соседей, близких, не говоря уж о детях, — вы транслируете в зеркало мира неприглядный образ и получаете соответствующую реальность в отражении. 

5. Позволить себе быть собой — значит принять себя со всем своим несовершенством. Позволить другому быть другим — значит снять с него проекции своих ожиданий. В результате ситуация, когда один хочет то, чего другой не приемлет, непостижимым образом разрешится сама собой. 

6. В своей реальности вы имеете то кино, которое крутится в вашем «проекторе». Что нарисуете, то и увидите. Проблема лишь в том, что люди делают наоборот: что видят, то и рисуют. Понимаете разницу? 

7. Чудо произойдет только в том случае, если вы сломаете привычный стереотип и будете думать не о средствах достижения, а о самой цели. 

8. Если вам порой кажется, что вы «не от мира сего», или с этим миром «что-то не так», значит, вы уже почти или совсем проснулись — замечательно. 

9. Если вы упрямо и непреклонно будете крутить в мыслях Свое кино и шагать к Цели, реальность рано или поздно придет в соответствие с ним. Реальности просто некуда деваться — таково ее свойство. Не только вы зависите от реальности, но и она от вас. Вопрос в том, кто владеет Инициативой. 

10.Чего вам не следует делать однозначно, так это — разочаровываться в своей жизни. Вы не должны думать, что она не удалась. Ни в каком возрасте нельзя так думать. В этой жизни все не зря. И все еще только начинается — в любое время, при любых условиях и обстоятельствах.