Архип Куинджи
- 02.02.20, 01:27
Собрание Государственной Третьяковской галереи
«Украинская ночь», 1876
Собрание Государственной Третьяковской галереи
В 1876 году на V выставке передвижников Куинджи представил картину «Украинская ночь», буквально ошеломившую публику, художников и критиков. Пейзаж поразил зрителей тем, как на фоне глубокой синей ночной тьмы изображен яркий лунный свет на белых стенах мазанок. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он [Куинджи] написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
«Березовая роща», 1879
Собрание Государственной Третьяковской галереи
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила. В 1878 году Куинджи вместе с женой отправился в Париж на Всемирную выставку, где в разделе русского искусства представил несколько пейзажей. Французская пресса не обошла их вниманием: критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами...».
Пейзажи Куинджи высоко ценили коллеги. В 1879 году открытие VII выставки передвижников специально задержали на неделю, чтобы художник успел завершить три большие картины, обещанные организаторам. Одна из этих картин — «Березовая роща» — дала возможность оценить нового Куинджи, мастерски работавшего с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов. Это отметил и Александр Бенуа, назвав Куинджи «русским Моне».
«Лунная ночь на Днепре», 1880
Собрание Государственного Русского музея
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижников: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. «Лунная ночь на Днепре» завораживала зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал ее зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Затем для картины — случай небывалый в России — была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно. Картину приобрел великий князь Константин Николаевич, который взял «Лунную ночь…» с собой в кругосветное путешествие. Это не пошло на пользу — ее краски стали темнеть.
В 1882 году, на вершине
успеха и популярности, Архип Куинджи перестал выставляться. Все произведения, созданные в
оставшиеся годы (около 500 картин), стали известны только после его
смерти.
Когда художник стал финансово независимым, картины продавались за большие деньги, он прибрел в Крыму участок возле поселка Кикенеиз. Позднее в построенное имение Сара-Кикенеиз Архип Иванович приезжал со своими учениками для проведения летней практики на пленэре. В 1891 г. был куплен доходный дом на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Однако жили они с женой очень скромно, большую часть доходов от дома и гонораров за картины отдавая на благотворительность. К примеру, в 1904 г. Куинджи передал в дар Академии художеств 100 тысяч рублей для выдачи 24 ежегодных премий, в 1909 г. пожертвовал 150 тысяч рублей и свое крымское имение Обществу художников.
В 1894--1897 гг. профессор Куинджи был руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Последняя прижизненная выставка его работ состоялась в 1901 году. Такие шедевры, как "Радуга", "Красный закат", были созданы в последнее десятилетие жизни.
Летом 1910 г. в Крыму художник заболел воспалением легких. С разрешения врача жена перевезла Архипа Ивановича в Санкт-Петербург, где он 24 июля скончался. Его похоронили на Смоленском кладбище. В 1952 г. прах и надгробие были перенесены в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
После смерти художника, согласно завещанию, в котором он позаботился обо всех близких ему людях, его капитал (453 300 рублей) и все художественное наследие, оцененное в полмиллиона рублей, были переданы Обществу имени А.И. Куинджи, основанному по его инициативе в 1908 г. для поддержки художников.
"Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединенна, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…"
Николай Рерих, ученик Архипа Куинджи.
https://www.youtube.com/watch?v=Oml0YBG8lF0бронзовый бюст
https://www.youtube.com/watch?v=hKJOlX0BGRM