хочу сюди!
 

YuLita

50 років, рак, познайомиться з хлопцем у віці 43-55 років

Архип Куинджи

  • 02.02.20, 01:27
Известный художник Архип Куинджи (при рождении Куюмджи) -- общепризнанный мастер пейзажной живописи. Но его путь к признанию был очень непростым. Сын бедного сапожника-грека, родившийся в предместье Мариуполя, рано осиротел и воспитывался в многодетной семье дяди по отцовской линии. С юных лет он работал на стройках, в магазинах, пекарнях. При помощи грека-учителя освоил греческую грамматику, затем некоторое время посещал городское училище -- вот и все образование мальчика. Зато в свободное время много рисовал -- где угодно и чем придется. Один его знакомый, знавший об этом пристрастии, посоветовал поехать в Крым и напроситься в ученики к Ивану Айвазовскому. Летом 1855 г. Архип приехал в Феодосию, но знаменитый художник в ученики его не взял, и пришлось вернуться домой. Устроился ретушером у фотографа, тем же ремеслом несколько лет занимался в Одессе, Таганроге. И все эти годы продолжал рисовать.
В 1865 г. 22-летний Куинджи решил поступать в Академию художеств и уехал в Петербург. Две попытки были неудачными. В 1868-м молодому человеку удалось показать свою картину "Татарская сакля в Крыму" на академической выставке, и Совет Академии удостоил его статуса свободного художника. А еще через несколько лет Куинджи стал вольнослушателем Академии. Здесь он познакомился с Ильей Репиным и Иваном Крамским. Участие в выставках художников-передвижников принесло наконец известность. Добившись успеха, Куинджи перестал посещать занятия в Академии.
С 1870-х он неоднократно бывал на острове Валаам (Ладожское озеро), который привлекал многих художников своей суровой и прекрасной природой. Работа Куинджи "На острове Валааме" экспонировалась на академической выставке, затем в Вене, ее высоко оценили художники. Неудивительно, что этим пейзажем заинтересовался  Павел Третьяков. Картина стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи.

«На острове Валааме», 1873

Собрание Государственной Третьяковской галереи


В 1874 г. на международной выставке в Лондоне Архип Куинджи получил бронзовую медаль за картину "Снег". В следующем году он побывал во Франции, откуда отправился в родной Мариуполь и обвенчался с Верой Кетчерджи-Шаповаловой, которую полюбил еще юношей, но ее отец, богатый купец, не давал согласия на брак с "нищим художником".

«Украинская ночь», 1876

Собрание Государственной Третьяковской галереи

В 1876 году на V выставке передвижников  Куинджи представил картину «Украинская ночь», буквально ошеломившую публику, художников и критиков. Пейзаж поразил зрителей тем, как на фоне глубокой синей ночной тьмы изображен яркий лунный свет на белых стенах мазанок. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он [Куинджи] написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».


«Березовая роща», 1879

Собрание Государственной Третьяковской галереи

Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила. В 1878 году Куинджи вместе с женой отправился в Париж на Всемирную выставку, где в разделе русского искусства представил несколько пейзажей. Французская пресса не обошла их вниманием: критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами...».

Пейзажи Куинджи высоко ценили коллеги. В 1879 году открытие VII выставки передвижников специально задержали на неделю, чтобы художник успел завершить три большие картины, обещанные организаторам. Одна из этих картин — «Березовая роща» — дала возможность оценить нового Куинджи, мастерски работавшего с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов. Это отметил и Александр Бенуа, назвав Куинджи «русским Моне».


«Лунная ночь на Днепре», 1880

Собрание Государственного Русского музея

Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижников: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. «Лунная ночь на Днепре» завораживала зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал ее зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Затем для картины — случай небывалый в России — была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно. Картину приобрел великий князь Константин Николаевич, который взял «Лунную ночь…»  с собой в кругосветное путешествие. Это не пошло на пользу  — ее краски стали темнеть.

В 1882 году, на вершине успеха и популярности, Архип Куинджи перестал выставляться. Все произведения, созданные в оставшиеся годы (около 500 картин), стали известны только после его смерти.

Когда художник стал финансово независимым, картины продавались за большие деньги, он прибрел в Крыму участок возле поселка Кикенеиз. Позднее в построенное имение Сара-Кикенеиз Архип Иванович приезжал со своими учениками для проведения летней практики на пленэре. В 1891 г. был куплен доходный дом на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Однако жили они с женой очень скромно, большую часть доходов от дома и гонораров за картины отдавая на благотворительность. К примеру, в 1904 г. Куинджи передал в дар Академии художеств 100 тысяч рублей для выдачи 24 ежегодных премий, в 1909 г. пожертвовал 150 тысяч рублей и свое крымское имение Обществу художников.

В 1894--1897 гг. профессор Куинджи был руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Последняя прижизненная выставка его работ состоялась в 1901 году. Такие шедевры, как "Радуга", "Красный закат", были созданы в последнее десятилетие жизни. 

Летом 1910 г. в Крыму художник заболел воспалением легких. С разрешения врача жена перевезла Архипа Ивановича в Санкт-Петербург, где он 24 июля скончался. Его похоронили на Смоленском кладбище. В 1952 г. прах и надгробие были перенесены в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

 

Могила А.Куинджи в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. В создании надгробия участвовали А.Щусев (проект), В.Беклемишев (бронзовый бюст), Н.Рерих (эскиз гранитного портала с мозаичным панно, изображающим мифическое Древо жизни).

После смерти художника, согласно завещанию, в котором он позаботился обо всех близких ему людях, его капитал (453 300 рублей) и все художественное наследие, оцененное в полмиллиона рублей, были переданы Обществу имени А.И. Куинджи, основанному по его инициативе в 1908 г. для поддержки художников.

"Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединенна, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…"

                                                      Николай Рерих, ученик Архипа Куинджи.

https://www.youtube.com/watch?v=Oml0YBG8lF0бронзовый бюст

https://www.youtube.com/watch?v=hKJOlX0BGRM


8

Коментарі

12.02.20, 17:06


    22.02.20, 18:15Відповідь на 1 від Logic_man

    Спасибо, Лёнечка!
    И за СПАСИБО двойная благодарность.

      Гість: Каsсандра

      33.02.20, 16:56

      *bravo *

        43.02.20, 18:14Відповідь на 3 від Гість: Каsсандра

        Благодарю, Любушка!

          517.02.21, 21:37


          Оленька, а давай к нам в Художники? Я тебе приглашение уже выслала.
          Немножечко отредактируем и просто супер!!

            617.02.21, 21:51Відповідь на 5 від K-ATRIN

            Оленька, а давай к нам в Художники? Я тебе приглашение уже выслала.
            Немножечко отредактируем и просто супер!!

            Признательна за оценку и приглашение, Катюш, но... боюсь, не потяну. Формально я могу войти в сообщество, но ему от меня мало толку будет. Впрочем... Может быть, несколько позднее, если появится больше свободного времени.

              717.02.21, 22:05Відповідь на 6 від Spectatrix

              потянешь. конечно - это ведь не обязаловка -а именно когда есть время и желание..Я и сама . пока сад-огород не начался так активничаю
              В любое время и в любом случае будем очень рады видеть тебя у нас.

                817.02.21, 22:39

                  917.02.21, 23:07

                    1018.02.21, 00:52

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      попередня
                      наступна