Чистый лист

  • 04.05.09, 18:47


Человек рождается без национальности.
Национальность он приобретает с той матерью, которая его воспитает.

Человек рождается безбожником.
Веру он приобретает в той, среде, которая исповедует ту или иную религию.

Человек рождается чистым, как лист бумаги... 

Добрым и невинным.

Но с языком, с верой он приобретает и все то, что его марает: ложь, цинизм, пошлость, зависть.

Человек сам себя марает?
Или этому его тоже учат те, в чью среду он попал?

А может, мы заведомо рождаемся рабами?
Чтобы отдаться во власть той или иной среды?

Чтобы быть рабами общества, а не свободными богами...

Страсти по майонезу

  • 04.05.09, 18:41
В свое время судьба забросила меня на работу в индийский город Хайдерабад, что на полпути от Бомбея до Мадраса. Город был по индийским меркам небольшой, всего 4,5 миллиона жителей, и я полагал, что там все будет в порядке с продуктами.

Так, в принципе, и было. В отличие от Бхопала, где работал мой друг, здесь кроме курятины можно было купить и свинину, и говядину, и даже баранину (правда, на самом деле, это была козлятина). Одним словом, жить было можно.

И только две проблемы сильно угнетали: здесь не было селедки и майонеза.

В принцципе, майонез был, на его есть было нельзя. Этот соус бангалорского производства на вкус напоминал больше солидол, чем тот восхитительный продукт, лежащий в основе любимых мною салата оливье и селедки под шубой...

Удивительно, в Дели и Бомбее был очень вкусный майонез, но в Хайдерабад попал, наверное, только один его ящик. Который мы ми употребили в первые полгода жизни в этом городе. Остальное время мы или воспоминательно глотали слюнки, или взбивали майонез собственноручно из доступных ингредиентов. И только в короткие дни перед отлетом на родину в отпуск, от души майонезно салатились, отводя душу.

Кстати, знаете ли вы легенды о создании майонеза? Я знаю таких четыре.

Согласно первой в свое время французский город Маон был завоеван герцогом Ришелье. В 1757 году англичане осадили этот город. У французов иссякли запасы продовольствия, за исключением яиц и оливкового масла. Из этих продуктов повара готовили яичницу и омлеты, которые изрядно надоели французским офицерам. Герцог Ришелье приказал своему повару приготовить какое-нибудь новое блюдо. Находчивый повар взбил яйца с маслом и приправил эту смесь солью и пряностями. Понравившийся соус назвали «майонезом», в честь города Маон.

В этой истории два обстоятельства вызывают сомнение. Во-первых, если французы страдали от голода и у них не было никаких продуктов, кроме яиц и масла, то встает вопрос - что же они ели с этим соусом? Одним же соусом питаться нельзя. Разве что ели с ним те же яйца.

По другой версии изобретение майонеза связано с именем герцога Луи Крильонского, который захватил город Маон в 1872 г. И здесь происходило что-то подобное...

Говорят, что майонез произошел от испанского соуса айоли, хотя никто не оспорит того, что испанский соус мог быть скопированным с французского.

Согласно четвертой истории майонез изобрел случайно один французский повар, говорят даже, что это был известный Оливье, живший в Москве. Он объяснял ученику, как сделать горчичную заправку: "Возьми желтки, разотри их с горчицей, солью и сахаром, добавляй понемногу прованское масло и продолжай растирать; когда вольешь все масло, тодобавь уксуса или лимонного сока". Исполнительный ученик все выполнил точно, но когда он принес учителю плоды своего труда - тот ахнул: была не жидкая заправка, а густая, похожая на сметану масса. Все объяснялось просто - повар забыл сказать, что желтки надо взять не сырые, а вареные. Так и получился новый соус.

А я бы придумал легенду поинтересней: о французском поваре Майонне, которого шпионы герцога Анжуйского посредством шантажа (а выкрали всю семью повара) заставили сделать новый соус с ядом для французского короля. Но повар признался монарху о злых замыслах герцога, и тот послал доблестных мушкетеров освободить семью кулинара. Естественно, семья повара была с триумфом доставлена в Париж в целости и сохранности, а соус был-таки изготовлен. И король с ухмылкой предложил на одном из пиров отведать сего волшебного соуса герцогу. Буря эмоций на лице герцога была достойна описания лучших придворных поэтов. А сам соус получил название в честь кулинара, которому король даровал дворянский титул...

В любом случае, майонез стал продуктом, без которого не может обойтись чуть ли не каждая хозяйка.

Главное, чтобы он всегда был под рукой а не вызывал бы робинзоновское слюновыделение по недоступному...

Банановая республика

  • 04.05.09, 13:42
В Украине нет политики, В Украине есть только клановые разборки.

Как в Африке. Где местечковые царьки дерутся за власть исключительно ради процветания собственного клана.

Вот, например, возьмите Сомали. Чем лучше Украина?

Цветом кожи? Но это относительное понятие. А иных отличий нет. Те же царьки борются за власть с наплевательским отношением к голодающему народу, который пропитания ради поступает на службу к этим царькам и грабит проходящие рядышком со страной корабли...

Вот пиратства у нас, действительно, пока нет. Может быть и занялись бы промыслом, да соседский флот, хоть ржавый порядком, страшит... Так и грабить-то, вдобавок, некого...

А то бы грабили...

Что в Украине сегодня объединяет людей?

Национальная идея? Увольте! Да сами ее пропагандисты толком не знают, что это такое. Заставить всех говорить по-украински и ставить дидухи в домах? Ладно, сделали. Что дальше? Неужели от этого страна станет жить сытнее и чище? Неужели от этого исчезнут с уличных столбов эти дурацкие наклейки, уничтожающие сразу же хорошее впечатление от украинских городов. Меньше станет торговцев ерундой на улицах? Перестанут глушить пиво с горла на улицах и в общественном транспорте? Перестанут вытаптывать газоны?

Да какая Европа примет к себе таких варваров? Пусть даже и завесят рушниками свои дома.

Одеть выпускников в вышиванки - это что? Прививание любви к родной же культуре?

Когда-то и у нас на подготовительный факультет заявлялись на празднества африканские студенты в своих балахонах и шапочках...

Во Франции в народных костюмах не ходят, зато там американских фильмов с кровавыми мордобитиями не крутят ежевечерне...

А вот наш телеэфир буквально залит американской и российской кровью. Все воюют, все молодцы. Давайте, украинцы, и вы присоединяйтесь... Можно и без вышиванок, хотя для восточных - это хороший ориентир для распознавания врага...

Прелюбодействующие с Россией восточные регионы смешны: пусть они и тысячу раз говорят по-русски, для россиян они все равно остаются хохлами. Над ними насмехаются, а они все равно сапоги лижут...

А посмотрите на лидеров Украины: псевдоинтеллигентствующий сельский маргинал, вместо того, чтобы устать к Новому году, по-жлобски огрызается на ту, кто возвел его на всеукраинский престол, днепропетровская отличница, которой понравилось властвовать и которая любит внимание к собственной персоне, да вот только на интригах страну поднять не удается, макеевский хамоватый бывший уголовник (да где там уголовник - самая обычная уличная шпана), которому проще кулаком в морду двинуть, чем два слова связать, днепропетровский секретарь парткома, отличный интриган, любитель кресел и подхалимов...

Этот список, который можно продолжать бесконечно, просто поражает фактурностью персонажей, а если добавить к нему еще и портреты цепных псов этих уважаемых персон...

Наша страна больна гритбком местечковости. У нас и партии - не политические объединения свободно мыслящих людей, а местечковые кланы, в которых тут же мочат того, кто осмелится думать своими мозгами.

И есть народ, готовый продаться в рабство. Кому угодно, лишь бы кормил...

Так чем мы лучше захудалых африканских государств?

Как жаль, что не дожил до наших дней О'Генри... Он быточно написал об Украине "Короли и капуста-2".

Мы этого заслуживаем.

Если не выгоним царьков...

И тогда нас не будет объединять ненависть. Потому что пока только нас ею и кормят. Все те же царьки...

В банановой республике иначе быть не может...

Идиократия или Кривые зеркала

  • 04.05.09, 13:32
Есть такой американский фильм, в котором человек со средним уровнем интеллекта попадает в будущее и становится там чуть ли не Эйнштейном для цивилизации посредственностей, потому что общество развивается в сторону маргинилизации и куда больше занимается потреблением, нежели осмыслением действительности...

Мы и сами того не замечаем, как способствуем этому отуплению окружающей среды, не бьем тревогу, когда это отупление начинает властвовать нашими детьми. Мы берем попсу за фон нашей жизни и постепенно становимся ее рабами.

Мы не создаем произведений во имя мысли, мы создаем их, чтобы публике понравилось, чтобы пипл хавал... Ведь умные мысли не поднимают так рейтинги, как голые тела, скандалы, сенсации, кровь и убийства.

В формат телепередачи "Камеди клаб" введены танцующие девушки, чуть ли не стриптизерши. Вы не спрашивали себя - зачем? Они повышают качество юмора? Или это - тоже комедия?

"Поцелуй меня везде" звучит чаще, чем "Пока горит свеча", грудь Анны Семенович куда более интересна публике, чем ее душа.

Великий и могучий русский язык защищают непонятно от чего проффесоры, путающие Бабеля с Бебелем и Ахматову с Ахметовой.

Общество потребления потребляет... Уже не умея отличать истинного от поделки, таланта от ремесленничества.

Культура потребления торжествуе...

Мы не выдерживаем испытания изобилием. Бесчисленные табу социализма все же учили людей думать, бесчисленные можно сегодняшнего дня призывают людей бездумно потреблять.

Меньше чем за 20 лет люди из думающих превратились в жующих. Сейчас людей купить намного легче, чем это было в годы социализма. Людям понравилась проституция души. Теперь мы своими свободами легко оправдываем свои измены.

Поэтому и лидеры нашей страны - такие же посредственности, как и ее граждане. Нельзя требовать от них чего-то большего, потому что они - такие же жертвы общества потребления. Правда,. они еще и жертвы вкуса власти.

Тигр, разок отведавший человечинки, становится тигром-людоедом. Так же и политики - откусив кусочек от пирога власти, эти люди теряют человеческое лицо и становятся эдакими зомби, котрые уже никогда не станут нормальными людьми.

И вот такие посредственности, вкусившие власти, становятся нашими лидерами...

Посмотрите на эти списки в СП, ВР, Кабмине...

Чувствуете ли вы, что это - ваши отражения?

Отражения в кривых зеркалах посредственности.

Чувствуете ли вы себя творцами идиократии?

Или промолчим, как всегда?

Перевирая историю

  • 04.05.09, 13:14
Вы смотрели российский сериал "Штрафбат"?

Я просто плакал, наблюдая сцену первой речи командира перед бойцами... Как же они были наполнены патриотизмом, однако...

А на самом деле за спинами таких бойцов располагались заградительные отряды, которым было приказано стрелять в тех штрафников, кто бежал бы назад.

Когда-то я долгое время свято верил во врагов народа и был даже рад, что такие заградотряды существовали...

А потом как-то спросил себя, а зачем нужны были эти отряды, не принимавшие участия в боевых действиях? Они же не воевали с фашистами, они воевали со своими... Со своими...

Они-то остались живыми. И многие из них носили ордена и медали за эту войну со своим народом...

Вот такие были порой ветераны...

Я как-то на одном из форумов высказал мысль, что настоящими победителями войны были те, кто остался на полях сражений...

В большинстве своем...

Это потом началось перевирание истории.

Не потому ли сегодня Сталин - герой для молодых россиян?

Так что же такое любовь?

  • 03.05.09, 21:25
Встречаются два человека...
Каждый из них увидев, пощупав какой-то предмет, сразу скажет другому, что это такое...

Допустим, что я говорю тебе "карандаш", и ты прекрасно представляешь, о чем идет речь...

Но если я говорю "любовь", значит ли, что ты точно также, практически до малейшей детали поймешь, что я имею в виду?

А что, если для меня в любви главное - свобода участников, а для тебя - принадлежность одного другому?

Так что же тогда любовь?

Корень будущих разногласий, когда утихнет эйфория начала?

И что же тогда секс?

Для одних это - вставил-вынул-кончил, а другие не представляют его без любви...

Для одних это - процесс, для других - священное действо...

А что такое справедливость?

Этим летом мы увидели и российскую, и грузинскую справедливости... Причем обе - принципиально разные...

Так же и с любовью.

Сколько бы мы ни говорили вслух, что любовь прекрасно существует вне финансовых отношений дюдей, она в сознании многих всегда связана с покупкой-продажей...

С милым рай и в шалаше... А сколько из нас ответят "да" тому, кто принесет вместе с сердцем на ладнях суму нищего за спиной?

Мужчины и женщины, предполагая любовь, по-разному относятся к тем, кто беднее или богаче их.

Просто представьте себе ситуацию:

- влюбляюсь в богатого (-ую)

- влюбляюсь в бедного (-ую).

Неужели ваши помыслы будут одинаковыми?

Так что же такое тогда - любовь?

Часть нашей жизни

  • 03.05.09, 11:54
Представьте себе, если вы ездите каждый день на работу один час, то из каждых 12 дней у вас уходит на транспорт целые сутки...

Это целый месяц в год...

Это целый год из 12-ти...

Это пять лет из шестидесяти.

В пробках, в толпе, в давке, в ругани...

А сколько времени у Вас уходит на питание? Тоже ведь в пределах часа все вместе...

Уже десять лет из шестидесяти.

Восемь часов вы спите, восемь - работаете, два часа - транспорт, еще час на бритье и макияж с ванными процедурами.

Итого у нас всего пять часов в сутки на жизнь.

Вот вам и статистика наших будней...

У семи нянек дитя без глазу

А знают ли в Украине, что такое культура?

Нет, не знают жители этой страны, что такое культура, поскольку трактуют сие понятие каждый во что горазд.

Для примера открываю на первом же попавшемся портале раздел «Культура» (таким оказался сайт ukr.net).

Не знаю, по какому принципу формируется этот раздел, но из 70 новостей, размещенных в Интернете за 2 часа (26 августа 2008 года), 13 были посвящены исключительно сплетням о жизни звезд (с могилы Александра Абдулова украли землю, Марина Хлебникова сломала ногу, Бритни омолодилась и т.п.).

24 новости посвящены не столько культуре, сколько политике (Президент начал восхождение на Говерлу, душераздирающие откровения Шуфрича, Україна експортуватиме до Франції дефіцитних равликів…).

Каким образом относятся к культуре еще 16 новостей (секс - мастерство высшего пилотажа, Мойдодыр довел Procter & Gamble до суда, оргазм делает женщин умнее…), трудно сказать, но факт есть факт.

И только семнадцать новостей, из которых Украине посвящено чуть меньше половины, хоть мало-мальски имеют отношение к культуре.

К сожалению, это симптомы болезни. Болезни нашего общества воспалением неуважения к культуре.

Винить один конкретный сайт нельзя. Подобной трактовкой культуры грешат практически все масс-медиа, исключая разве что специализированные издания и ресурсы. С экранов телевизоров, с газетных полос, с развлекательных Интернет-порталов идет массированная атака нефильтрованной информации на сознание людей, и понятие «культура» в этом самом сознании успешно нивелируется под стандарты глобализации.

В добрые советские времена существовала целая система фильтров, тем не менее, понятие «культура» в те годы было куда более цельным. Ни политика, ни сплетни, ни тем более секс, которого «не было» в СССР, не вторгались в эту область. Если убрать из того состояния культуры политическую составляющую, обязательную для того режима, условия развития ее можно считать идеальными.

Действительно, существовало не только четкое определение культуры, работала и жесткая управленческая вертикаль, которая при всей своей заорганизованности все же несла культуру в массы и достаточно эффективно. Альтернативой же выступала культура подпольная, прораставшая вопреки системе, но именно своим протестом бывшая органичной частью всей культуры огромной страны.

На заре украинской независимости, когда все мы были еще романтиками перемен, Верховная Рада приняла «Основы законодательства о культуре». В этом документе была прописана весьма любопытная обязательная цифра – на культуру государство должно было выделять ежегодно не менее 6% годового бюджета Украины. Самим же депутатам предписывалось в будущем принять закон о культуре, что бы позволило развивать культуру целенаправленно и комплексно.

На деле же мы имеем весьма далекий от романтики депутатский практицизм сегодняшнего дня. Закона о культуре не видно и по сей день, а отчисления на нее бедную в бюджете не достигали и одного процента за все годы славной украинской независимости. Все эти годы культура является беспризорницей, хотя руководителей у нее несть числа. Причем весь парадокс в том, что руководители есть, а четкой вертикали нет. Кабмин в лице Минкультуры руководит одной частью, а Президент через облгосадминистрации – другой. Бюджет на культуру тоже не является консолидированным, бывает и так, что за счет культуры живут, и живут куда лучше некоторых заведений культуры, государственные СМИ. Да и сами объекты культуры частенько разбросаны так, что и не угадаешь, в чьей они собственности.

Знаете ли вы, кто хозяин киевского Софийского собора и генуэзской крепости в Судаке? Правильно – Госстрой Украины. И если на этих объектах вдруг случится что-то не очень хорошее, совсем нет смысла звонить в Минкультуры. Вас отфутболят к строителям.

А знаете ли вы, что для того, чтобы попасть в музей украинского народно-декоративного искусства (находится под крылышком киевской госадминистрации), можно не платить входной билет в Киево-Печерскую Лавру (финансируется Министерством культуры), на территории которой этот самый музей и находится? Говорите смело, что шагаете в музей, и дежурные на входе вас пропустят без всякого билета.

Разные источники финансирования, разные полномочия, разные результаты. То есть, полнейший кавардак. Иначе нельзя назвать положение дел в культуре нашей страны. Ситуация абсурдная, но как и во всех других областях нашей жизни, мы вполне мирно с этим абсурдом уживаемся. Разве что стонем, если уж совсем прижмет.

Наша страна до сих пор не определилась с тем, какое у нее должно быть завтра. Четких целей в экономике и политике не существует, мы живем только сегодняшним днем. И от этого все ее сегодняшние беды. В том числе и в культуре. Отсутствие ориентиров рождает блуждание вслепую. А поскольку наш политикум почему-то полагает, что культура устанавливается свыше, его идеями, а не прорастает из земли, на которой трудятся люди, населяющие Украину, то удивляться шараханиям в разные стороны в культурном развитии страны не стоит.

В водоворот неконтролируемого потока глобальной культуры (в основном, переваренной по российским рецептам) мы с завидным упрямством умудряемся еще обильно сыпать приправы патриархальности. И вот этой чудовищной окрошкой кормится наш народ.

Тот самый народ, который употребляет из горлышка на улицах пиво, беспардонно матерится, бросает мусор прямо себе под ноги, любит хамить в транспорте, заливает отходами жизнедеятельности подъезды домов в политических майданных шоу, лучше всех в Европе осваивает СПИД и сбивает людей на обочинах дорог своими крутыми тачками. Мы не развиваемся, мы стремительно скатываемся в третий мир, к тем, где еще сжигают вдов на кострах вместе с умершими мужьями и закидывают камнями по решению суда.

Мы не взяли из советского прошлого культурность, мы похоронили ее вместе с символами коммунизма, но и не создали альтернативы. Мы продолжаем жить в бескультурье и учим жить в нем наших детей.

Отсутствие системного подхода к культуре и есть причиной всех ее проблем. Государством будут выделяться средства на содержание культучреждений и на разработанные в их недрах проекты. При этом средства получат те, кто сегодня лоялен к власти. От того, кто сидит на украинском троне, тоже многое зависит. Вместе с ним приходят те, кто надеется при помощи государственных рычагов направить развитие культуры в то русло, какое им видится единственно правильным. Культура же оппозиции должна выживать за счет спонсоров и меценатов. А деньги, даже спонсорские, организаторы культурных мероприятий не так-то легко могут освоить…

Независимые культурные проекты осуществляют негосударственные организации. И тут есть законодательный нюанс не в пользу культуры. Чтобы обеспечить финансами весь проект, нужно придумывать хитроумные комбинации. Поскольку любому спонсору невыгодно финансировать проект с прибыли, как этого требует закон, а с основных фондов может оплачивать только рекламу мероприятия. Но общественные организации сами не имеют права заниматься рекламой. Поэтому чтобы заполучить вожделенную организаторам приходится идти на всякие ухищрения, создавая или частные структуры, или обращаясь за помощью к знакомым бизнесменам, которые не обманут. В итоге все остаются довольными: мероприятие проведено, деньги пропущены через нехитрый механизм, и все остались при своих. Тем более, что механизм этот прекрасно помогает отмывать средства.

Давайте попробуем рассмотреть все источники культурного шествия страны в будущее:
1. Министерство культуры – не определяет культурной политики в силу ограниченного поля деятельности, зато усиленно занимается оприходованием государственных денег (причем не без дерибана).
2. Областные и городские управления культуры – не определяют культурной политики в силу еще более ограниченного поля деятельности и тоже занимаются оприходованием государственных денег (тоже очень сильно не брезгуя дерибаном).
3. Проекты негосударственных организаций – не определяют культурной политики в силу разовости и отсутствия системности, а соответственно – и стабильного финансирования. 
4. Меценатские проекты – не определяют культурной политики в силу разовости и отсутствия системности, меценаты в силу своих пристрастий заняты какими-то конкретными направлениями.
5. Творческие союзы – не определяют культурной политики в силу профессионально ограниченного поля деятельности.
6. Андеграунд – не определяет культурной политики в силу ограниченного доступа к полям действия.
7.Самодеятельность – вымирает в силу отсутствия достаточного финансирования и той же системности развития.

Как видите, функционеры не определяют развития культуры, а только являются банальными распределителями финансовых потоков. Развитие украинской культуры – дело рук активистов и бессребреников.

Во всем мире уже давно практикуется выделение средств на гранты, которые распределяются национальными советами по культуре на конкурсной основе. Кстати, советы эти не являются государственными учреждениями и потому рассматривают культуру вне контекста политики. Наша страна до этого просто не доросла. Пока она разобщена – не видать нам прогресса в культурном развитии.

Эта разобщенность определяет очень сильный дефицит культурной информации. Ни один из этих источников не способен создать хотя бы канал консолидированной этой информации. Но даже, если его и создаст какой-нибудь энтузиаст, в силу отсутствия как горизонтальных, так вертикальных связей в культуре, которые могли бы дать обществу возможность оперативно реагировать на какие-либо изменения или новые тенденции в культуре, проект вынужден будет умереть.

Пока министры и губернаторы осваивают те крохи, которые выписывают на культуру далекие от нее политики, пока энтузиасты бьются о глухую стену беспросветности в реализации самых удивительных и нужных для общества идей, народ страны с богатым и славным прошлым шагает в бесславное и тревожное будущее.

Есть такая присказка: какой народ – такова и культура.

А может, леший с ними - с няньками?

Давайте начнем каждый с себя и сначала просто донесем обертку от чипсов до урны, а пиво выпьем дома, да разок не употребим крепкое словцо. А еще метр за метром каждый день будем очищать от мусора и бескультурья пространство вокруг себя. А еще и детям пример покажем. Пока мы сами не захотим измениться в лучшую сторону, страна наша не станет краше.

Ибо культура каждого из нас сегодня формирует культуру завтрашней Украины.

Эпитафия языкоборцам

  • 03.05.09, 11:27
Давным-давно, еще до независимости Украины, для участия во всемирном конгрессе славянской и хинди литературы мы, преподаватели русского языка из Украины, работавшие тогда в Индии, поголовно подготовили доклады по украинской литературе и готовы были читать их на украинском языке. Всю ночь перед конгрессом мы взахлеб говорили по-украински, и не было никакой разницы, кто из нас какой национальности и какой язык кому роднее. Нам просто очень хотелось и радостно было говорить именно по-украински! Мы были горды, что представляем на мировом уровне ту землю, на хлебе которой выросли. И мы прекрасно понимали, что именно украинский язык идентифицирует Украину как независимое государство.

Прошли годы. Страна обрела независимость. Украинский язык стал государственным. А русский, которым владело едва ли не все население страны – нет. И из-за этого факта временами у нас возникают драки. Не битвы языков, а драки дуроломов на языках. Иным словом я не могу назвать то, что происходит сейчас в моей стране.

Вы никогда не задумывались над тем, что все, кто живет сегодня в Украине, родились когда-то, не имея ни национальности и не зная никакого языка вообще? Человек рождается чистым, как лист бумаги. Это уже потом его начиняют любовью или ненавистью, человеколюбием или эгоцентризмом. Все зависит от того, в какой среде он вырастет. Если бы все население Украины в грудном возрасте отдали на воспитание эвенкам, то вряд ли бы нас раздирали нынешние украинские противоречия, в том числе и языковые. Нас бы больше волновало количество оленей в наших стадах, песцов в зимней тундре и грибов да ягод – летней.

Я думаю, что проблемы питания заботят украинцев куда больше, нежели чем проблемы языковые. Заглядывая в холодильник с утра или после работы, мы даже и не думаем об украинском или русском языках. Бурчание в животе не заставит нас подумать даже о языке суахили. Это уже потом, кое-как насытившись и включив телевизор, в созерцании пятиминуток ненависти мы начинаем тупо ненавидеть. Сытого человека трудно наполнить ненавистью, злобе и желчности же подвержены лишь голодные и полуголодные люди. Достаточно выкинуть перед ними красную тряпку и скомандовать «фас!», как люди превращаются в толпу, стекленеют взглядами, деревенеют в убеждениях и становятся очень похожими на пациентов психиатрической клиники с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз».

Вы полагаете, что те, кто ратует за особый статус русского языка, зацепившись за власть, что-то сделают полезного для его развития в Украине?

Дудки!

Им выгодно нынешнее положение русского языка, иначе нечем будет привлекать под свои знамена восточный электорат. Им выгодно современное состояние украинского языка, иначе нечем будет вооружать электорат западный. Противостояние языков – это и есть та самая красная тряпка для населения Украины, не более. Никто не будет заботиться о повышении грамотности говорящих по-русски, никто не будет воспитывать умных педагогов-русистов, никто не будет бороться за чистоту языка. В вопросах политики все эти проблемы глубоко вторичны. Зато с надрывным политическим треском будут таскать по улицам и проспектам плакатики и транспарантищи с призывами дать русскому языку статус языка государственного. А, дорвавшись до власти, спрячут всю наглядную агитацию в чуланы до новых выборов.

И никто не задаст себе очень важный вопрос: если русский язык обретет какой-то особый статус, станет ли от этого богаче Украина?

С другой стороны, правильностью украинской речи будут заниматься весьма своеобразно: обязательным дубляжом фильмов, хотя грамотности на слух не учат, любой методист отдаст пальму первенства наглядности. Однако, титрование фильмов просто ненавистно авторам соответствующих распоряжений, наверное, им просто ненавистно слышать русскую речь с экрана. В результате мы получаем фантастический нонсенс: в американских фильмах купленных в России (в стране ненавистного языка копия дешевле обходится) мы слышим уже три языка – сначала английский, потом – русский, и на закуску – украинский. Пусть это не очень приятно для восприятия, зато на 70% русской речи не слышно! Теперь можно писать реляции, что сделано благородное дело для развития украинского языка в Украине.

При этом мало кто обращает внимание на качество перевода и правильности украинской речи самого дубляжа. При этом сильно стремящиеся в Европу создатели столь любопытных правил скорее всего не знают, что в Европе процветает практика титрования. И это сильно помогает европейцам улучшить знания английского языка. Но у нас все свои беды ищут не в себе, а у соседей.

Очень легко все свалить на Россию. Забыв о том, что именно в объятия России украинцы отдались на Переяславской раде, что за своими междоусобными дрязгами САМИ утратили и все намеки на автономию в составе соседней империи.

Что уж тогда кивать на валуевский указ и прочие исторические обиды?

Только вот никто не подумает, что бы мы говорили сейчас, если бы Богдан Хмельницкий заключил договор с султаном. Валили бы все беды на турецкий язык?

Создается впечатление, что те, кто так страстно хочет возрождения и процветания украинского языка, просто не знают, что именно нужно делать, как мобилизовать внутренние ресурсы украинской культуры, чтобы дать ей выйти на новые высоты. У них нет рецептов лечения болезни, потому что они неправильно ставят диагноз. Увы, эти люди, убегающие от совка, мыслят по-совковому, а потому и действуют по советским стандартам.

Культуры и языки, как их составляющие, развиваются параллельно. Культуры не воюют, а воздействуют друг на друга. Культуры исключительно за счет своей привлекательности привлекают в свое лоно представителей других культур.

Войны культур не бывает, войны – это инструмент политики. Языки – это инструмент переговоров.

Увы, создается впечатление, что наши политики снова вернулись в песочницы детства и дерутся за свои пасочки. А реальная жизнь проходит мимо, разве что в нее летит грязный песок из тех самых песочниц. Заговорит ли депутат Азаров по-украински лучше депутата Анны Герман? Когда же наш президент вместо русизма «надіятись» станет говорить украинский глагол «сподіватись»? Есть ли смысл переводить на украинский язык диалоги Тарапуньки и Штепселя?

Я не требую от вас ответов, потому что все мы подумали одинаково. Точно так же одинаково мы бы ответили и на вопрос, вырастет ли производительность труда шахтеров Донбасса, если все они поголовно заговорят по-украински. Я на все сто процентов уверен, что так же ответят про себя и инициаторы языковых баталий, хотя порой у меня закрадываются сомнения…

Вы когда-нибудь обращали внимание на внешность тех персон, кто стоит на полюсах языковой ненависти. Окладистая еще допетровского времени борода русофила и откровенно выставляемые напоказ вышиванки яростных защитников украинского языка. Создается ощущение, что нас заносит эдак на 150 лет назад в прошлое, что передо мной вырастают кем-то и с какой-то определенной целью выпущенные на волю Франкенштейны. Ряженые в российских казаков той же давности с одной стороны и владельцы оселедцев или стриженые под горшок - с другой. Рясы одного патриархата против ряс другого. Какие-то странные зарубежные гости с нездоровым блеском в глазах. Свои депутаты с таким же блеском. Во всем этом карнавале уже заложен элемент ирреальности, фантасмагории.

Карнавал, который учит ненавидеть.

На что мы потратили 17 лет независимости Украины? На воспитание языковой ненависти в народе?

Может, хватит питаться ненавистью? Что бы там не говорили представители обеих сторон языкоборцев, украинский язык – не диктатура и русский язык – не пятая колонна. Это всего лишь языки. Не более. Языки, которые жили, живут и будут жить рядом, взаимодействуя, обогащая друг друга, а не воюя. Языки, которые сделают Украину сильной и процветающей страной.

Без драки.

С умом.

Цивилизованно.

Украинский народ значительно мудрее своих политиков. Когда-нибудь он всех их, нынешних языкоборцев, скинет в канаву забвения и заживет по-настоящему, по-братски и в любви. Осталось только очень сильно этого захотеть каждому из нас и протянуть руки навстречу.

Какой же она была, эта война?

  • 03.05.09, 02:49
В детстве я собирал открытки зарубежных городов. Гордостью моей коллекции были две открытки: баваркий пейзаж 1943 года и помеченная тем же годом открытка, на которой красовались Бранденбургские ворота в Берлине.

Достались мне эти открытки от двоюродного брата отца, который в годы второй мировой дошел до Берлина и оттуда и привез мне это мое маленькое богатство. Пожелтевшая фотография его на фоне искореженного боями Рейхстага до сих пор хранится в нашем семейном архиве.

В детстве я толком ничего и не знал о войне. Еще недавно отгремевшая, она пахла для меня и моих погодков романтикой приключений и обязательных побед нашей страны над подлыми и коварными захватчиками.

У одного из моих друзей, отец которого тоже был военным, как и мой, дома хранилась нестреляющая копия пулемета "Максим" и полевой  телефонный аппарат военных времен с сияющими хромом рычажками и тумблерами и с какими-то схемами на иностранном языке на внутренней стороне крышки. Я тогда не понимал, что значили выбитые на корпусе буквы Made in USA, просто запомнил эти три смешные, не похожие на наши буквы.

Спустя всего пару лет в Заполярье, в той зоне, что закрыта от посторонних и по сей день из-за базы атомных подлодок, я ходил с отцом и его сослуживцем в Долину Смерти - узкую полоску земли между двумя рядами сопок, по которой в годы войны проходила линия фронта. Меня тогда поразил дикий контраст между двумя сторонами противостояния.

На немецкой стороне были три линии аккуратно вырытых окопов с огневыми точками, обложенными булжниками впритык друг к другу, за третьей линией были на совесть сделанные блиндажи и даже была душевая, собранная из обшивки сбитого самолета, чей остов лежал неподалеку в какой-то сотне метров. Странная надпись Made in USA хорошо сохранилась на каком-то приборе с разбитым циферблатом.

На советской стороне, диким контрастируя со стороной немецкой, сопки были усыпаны осколками и пулями сантиметров на пять, никаких окопов не было видно, а от землянок остались лишь просыпавшиеся провалы. Я еще подумал тогда, что нужно было обладать нечеловеческим мужеством, чтобы выстоять под таким огнем и потом погнать отсюда фашистов вглубь соседней Норвегии. И тут в разрушенной землянке отец нашел заржавевшую винтовку с разбитым прикладом. "Ты смотри, американская..." - присвистнул тогда сослуживец отца и показал на все теже загадочные слова Made in USA.

О помощи бьющейся с фашистами советской стране со стороны США и Великобритании я знал тогда очень мало. То есть, практически ничего. В литературе да в отдельных фильмах вторым фронтом называлась только тушенка, которую порой смачно ели наши боцы в окопах. Еще я читал, что в Заполярье советские летчики воевали с фашистами на самолетах Харрикейн, а еще где-то я читал от танках Шерман, которые тоже воевали на нашей стороне.

Это уже намного позже я узнал, что значил ленд-лиз для нашей страны. Что Рузвельт предоставил беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу, что 20 тысяч Катюш катались на шасси Студебеккера, тогда как тех же Катюш на советских ЗИС-6 было всего 600 штук.

СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства), 1900 паровозов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР) и 11075 вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн 606 тыс. автопокрышек (43,1 %), 610 тыс. тонн сахара (41,8 %), 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108 %). СССР получил 427 тысяч автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945 года было выпущено лишь 265, 6 тыс. автомобилей и 27816 мотоциклов. США поставили 2 млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками — 2 млн 586 тыс. тонн) — почти две трети горючего, использованного за годы войны советской авиацией.

По ленд-лизу в СССР было доставлено:
Летательных аппаратов - 14 795
Танков - 7 056
Легковых джипов и вездеходов - 51 503
Грузовых машин - 375 883
Мотоциклов - 35 170
Тракторов - 8 071
Винтовок - 8 218
Автоматического оружия - 131 633
Пистолетов-  12 997
Взрывчатые вещества - 345 735 тонн
Динамита - 70 400 000 фунтов
Пороха - 127 000 тонн
Тротила - 271 500 000 фунтов
Толуола - 237 400 000 фунтов
Детонаторов - 903 000
Локомотивов - 1 981
Грузовых судов - 90
Противолодочных кораблей - 105
Радиолокаторов - 445

Кстати, знаете ли вы, что на советских самолетах до войны не было радиосвязи? Знете ли, что практически все советские пушки в начали войны были на конном ходу? Знаете ли вы, что таких нюансов в самом начале были сотни, и если бы не помощь союзников, СССР так бы и не успел перестроить экономику под запросы современной войны?

"...Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии..."

Это слова, за которые пострадал маршал Г.Жуков, и именно за эти слова его и наказал Хрущев, которому исправно настучали на одного из творцов Победы услужливые чекисты.

Я ни в коей мере не хочу умалять героизма и колоссальных усилий советского народа в годы Второй мировой войны. Но без помощи союзников двоюродный брат моего отца вместе с другими солдатами Красной армии не взял бы Берлин. 

Сравните ВВП Германии и СССР по годам (в млрд $ в ценах 1990 года. соответственно):
1941 - 412 - 359
1942 - 417 - 274
1943 - 426 - 305
1944 - 437 - 362
1945 - 310 - 343

Когда я смотрю американские фильмы о войне, я вижу, что они вовсю хотят показать свое первенство в Победе.

Когда я смотрю российские фильмы, вижу, что первенство в Победе приписывают себе россияне.

А на самом деле войну выиграло сообщество здравомыслящих и стремящихся к справедливости людей планеты. Потому что они нашли в себе мудрость объединиться ради этой самой Победы...

Что, увы, не помешало тут же превратиться во врагов...

Наверное, некуда оружие было девать...

Одного не могу понять...

Ладно, коммунистическая идеология искала врагов в мире капитализма, иначе удержать народ в руках было нельзя.

Но почему сейчас, когда пал коммунизм, Россия снова назначила врагами американцев?

Давайте в дни Победы (а это и 8 мая тоже) почтим памятью всех погибших на этой войне во имя жизни сегодняшней. И без деления на русских, американцев, норвежцев или французов. Без преференций. Без хвастовства и пальцетыканий.

За всех, кто ВМЕСТЕ сражался за наше сегодня.