Профіль

Tali_ta

Tali_ta

Барбадос, Бриджтаун

Рейтинг в розділі:

рус, рос, русс...

  • 21.06.19, 17:59
«РУСЬ» И «РОССИЯ» — РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. РУСЬ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ — ЭТО ВСЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ КНЯЖЕСТВА РЮРИКОВИЧЕЙ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ СЕРЕДИНЫ XIII В., В УЗКОМ — ТОГДАШНЕЕ СРЕДНЕЕ ПОДНЕПРОВЬЕ. А ВОТ РОССИЯ — ЭТО УЖЕ НАЗВАНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА С 1721 Г. (ТО ЕСТЬ С ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ).

«Русь» в любом случае и в самом широком толковании — это княжества, находившиеся под властью династии Рюриковичей до монгольского нашествия 1237–1241 гг. После этого были галицкие «короли Руси» Даниил Галицкий (1253–1264) и его внук Юрий I Львович (1301–1308). А вот «Россия» — это государство, возникшее в начале XVIII в. на основе Великого княжества Московского, которое обрело независимость от татарских ханов в 1480 г.

Северо-восточная Русь (регион современной Москвы) был назван «Русью» в древнем историческом источнике в первый раз лишь относительно 1237–1238 г. в «Слове о погибели русской земли», посвященном монгольскому нашествию.

Слово «Россия» («Росия») — эллинизм, то есть греческого происхождения, внешнее название Руси. Со времен нападения варягов со стороны Черного моря на Константинополь в 860 г. византийцы называли «русь» «народом рос».

С конца XV в. Москва начинает претендовать на статус «Третьего Рима» и на «собирание русских земель», что обусловило в 1533 г. при Иване IV Грозном смену названия государства на «Русское царство». Однако все его соседи, в частности Великое княжество Литовское, продолжали называть царство «Московией».

До начала XVIII в. название «Россия» не имело четкой привязки к определенной территории, обозначая «Русь вообще» или ее части в текстах просвещенных (кто знал греческий язык) церковных кругов. В частности, в середине XVII в. «Россией» могли называть и Центральную Украину (исконную Русь). Это видно по стихотворению студентов киевского Могилянского коллегиума (1648/1649), посвященному Б.Хмельницкому: «С тобою Россия на ноги встала». Образованному человеку ясно, что в нем не имелось в виду Московское государство.

В 1721 г. с подачи киевлянина Феофана Прокоповича, одного из идеологов петровских реформ, Русское царство было переименовано в «Российскую империю». То есть чисто юридически нынешняя Россия является «Россией» с 1721 г. В дальнейшем названия с составляющей «-россия» являлись результатом имперской унификации широких владений Санкт-Петербурга — например, «Новороссия», и при том название «Украина» заменялось на «Малороссия».

С точки зрения названий территорий, то, например, «Русь» никто «официально не переименовывал» в «Украину». Центр современной Украины вокруг Киева — это «исконная Русь». И потому название для Украины «Украина-Русь» было бы вполне исторически обоснованным.

ОДНИМ ИЗ ОБОСНОВАНИЙ ПРЕТЕНЗИЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА НА НАСЛЕДИЕ РУСИ СТАЛА ИДЕЯ «ТРЕТЬЕГО РИМА» — ПЕРЕНЕСЕНИЯ ЦЕНТРА ХРИСТИАНСКОГО МИРА ИЗ РИМА ЧЕРЕЗ КОНСТАНТИНОПОЛЬ В МОСКВУ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО СЧИТАЛАСЬ «ШАПКА МОНОМАХА», БУДТО БЫ ПОЛУЧЕННАЯ ОТ ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА. ОДНАКО НАУЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ДАВНО ДОКАЗАЛА, ЧТО «ШАПКА МОНОМАХА», КОТОРАЯ СЕЙЧАС ХРАНИТСЯ В ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, БЫЛА СОЗДАНА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В XIV В. И, СКОРЕЕ ВСЕГО, БЫЛА ПОЛУЧЕНА МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ ОТ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ХАНА УЗБЕКА (ПРАВИЛ В 1313–1341 ГГ.).

Putin_vs_MonomahУже с XV века, на фоне постоянных конфликтов с Великим княжеством Литовским, так и под впечатлением от падения Константинополя в 1453 году под натиском турков-османов, в Московском княжестве/царстве начинают формироваться ряд династических мифов, призванных обосновать права московских князей/царей как на земли Восточной Европы, так и на место византийских императоров как духовных лидеров православного мира. Концепция Москвы как «Третьего Рима» призвана была показать духовную преемственность между Римом «первым» (принявшим христианство), Римом «вторым» (Константинополем, — центром «истинного христианства православия», противостоящим «впавшему в ересь» папскому Риму) и Москвой — столицей единственного после падения Константинополя крупного православного царства, противостоящего как католицизму, так и угрозе со стороны ислама.

Составной частью этого мифа была легенда о «шапке Мономаха» — о бармах и царском венце, якобы полученных в подарок от византийского императора Константина IX Мономаха киевским князем Всеволодом Ярославичем и его сыном (от якобы имевшего место брака с дочерью византийского императора) Владимиром Мономахом. Таким образом, обладание «мономаховым» венцом превращало московских князей/царей в «прямых и единственных наследников» киевского князя Владимира Мономаха, а с ним и византийских императоров.

В таком духе изначально миф о перенесении центра Руси из Киева в Москву был напрямую связан с концепцией «Москва — Третий Рим». Однако со временем он зажил своей собственной жизнью, обосновывая экспансионистскую политику московских князей/царей/российских императоров как «собирателей» земель Руси.

Термин «Киевская Русь» появился в российской исторической науке XIX века как название для «домосковского» периода истории Руси в русле теории «переноса центра Руси» из Киева на Северо-Восток». Ее задачей было обоснование исключительных прав московских князей/царей/российских императоров на наследие Киева и домонгольской Руси. В действительности исконный «центр Руси» нельзя было никуда «перенести». Просто появились новые государства со своими новыми «центрами», — такими как Москва. Однако их идеология требовала «преемственности» от Киева, чтобы выступить в роли «собирателя русских земель» и тот же Киев «вернуть».

Карта, составленная по поручению Императорского Русского Географического общества выдающимся этнографом и военным картографом Александром Федоровичем Риттихом (1831—1914). Масштаб 1:2520000. Отпечатано в С.Петербурге в картографическом заведении Алексея Ильина.

Если вам интересно, почему на территории современной Херсонской области почти сплошь великороссы, почитайте про т.н. «ошибку Риттиха» ниже карты.

Rittich_1875-860

Источником информации для карты послужили материалы ревизии 1858 года, списки населенных мест 1860-х годов и прочие статистические данные. Всего на карте показано 46 народов населявших нынешние территории Европейской России, Украины, Беларуси, Молдовы и частей Прибалтийских и Закавказских стран.

«Этнографическая карта Европейской России» А.Риттиха была одной из первых среди этнографических карт российского производства, где показаны территории преобладающего размещения великороссов, малороссов и белорусов. Хотя это было действительно выдающимся достижением картографии своего времени, составителю не удалось избежать многих неточностей. Так, вопреки данным ревизии и более поздней Всероссийской переписи населения 1897 года, украинское население материковой части Таврической губернии отнесено к великороссам. Эта так называемая «ошибка Риттиха» даже попала в западные картографические издания, что стало основанием для сомнений в украинском характере Северной Таврии на картах новообразованных государств 1919-1920 гг. На ошибку в свое время было указано классиком советской и российской этнодемографии В.Кабузаном.

Электронная версия карты взята с источника www.etomesto.ru (на изображении имеются штампы со ссылками на данный сайт).

Скачать карту

(с)

В общем, ошибок и мифов в истории - немало)


Исконно русское имя Карл. кем был первый руський

  • 20.06.19, 18:43

Как знают люди, любившие когда-то сериал "Гардемарины, вперед!", уже в 18 веке существовала проблема, кто такой - "последний русский". Но, если уйти от киношных анекдотов, связанных с интригами и спецоперациями спецслужб эпохи рококо, то гораздо более сложную проблему представляет вопрос не о том, кто был "последним" русским, а кто - "первым". И был он "русским" или все же "руським"? И проблема эта серьезна для века двадцать первого. "Русский" имеет отношение к нынешней России, а "руський" именно к древней Руси.

Вопрос, признаем, хороший. Особенно приятно его задавать нынешним русским-россиянам, поскольку ответ на него, во-первых, неизвестен, а во-вторых, может оказаться неприятен. И все из-за нынешних политических границ, которые упрямо разделяют Русскій миръ на не совсем понятные искусственные образования вроде Украины или Беларуси. Это портит единство Руси и, соответственно, запутывает происхождение. А вдруг "первый русский" произошел от "первого украинца"? Такое ж даже для кошмара слишком страшно. Поэтому в предчувствии неприятной правды, которая рано или поздно выйдет наружу, путинский агитпроп, как и соответствующие службы Российской империи, утверждает, что украинцев просто не существует. Это они так, на всякий случай, чтобы потом не опозориться.

Именно поэтому говорят про то, что "украинский язык - искусственный", что его придумали поляки, ополячив русский язык во время оккупации западнорусских земель Речью Посполитой, или что новую Украину в ХХ веке придумал австро-венгерский генштаб во время первой мировой войны. Причем так лихо придумал, что хватило на три года украинской революции, освободительной войны и даже на образование Украинской ССР, когда уже весь тот генштаб вместе с Австро-Венгрией давно отошел в небытие. Но вернемся к истокам.

Если применить утверждения школьного курса биологии, то "первого русского" должна была породить некая мать. Да и без отца, если верить учебнику, тоже не обошлось. Поэтому для заполнения анкеты первого русского немаловажное значение имеет пункт "родители". Далее, наверное, должен идти обычный для анкет пункт про "пребывание на оккупированной территории" и "есть ли родственники заграницей". В применении к реалиям древности эти пункты обретают новые интригующее значения.

Но вопрос опять упирается в политическую географию: мы ищем самого первого русского и его родителей на территории Российской Федерации или вообще? Понятно, что исторически неподготовленный украинский патриот отправил бы их всех "за поребрик". Но в древности границы проходили не так, как сейчас, а мы люди толерантные и коварные: мы выманим их из-за поребрика на родную территорию и устроим маленький исторический "Конотоп".

Но это требует тщательной подготовки, ибо спор по поводу "первого русского" старый и имеет свои устоявшиеся традиции. В уже упомянутые времена пышных париков и ямбически-хорейных од Ломоносова шел жаркий спор между русскими патриотами и немецкими академиками в Санкт-Петербурге. Русские доказывали, что слово "Русь" - русское и исконно славянское. Единственное, что не удавалось русским патриотам, указать, что ж оно "по-славянски" означает... Хотя б корень какой, морфему (это минимально значимая часть слова).

И это портило всю картину, поскольку педантичные немецкие академики, придерживая слетавшие на холодном невском бризе парики и треуголки, говорили на ломаном русском: "Дас ист фаш рюский летопись... Нестор-летописис гешрибен". И это было убедительно. Независимо от того, существовал или нет в реальности Нестор-летописец, в "Повести временных лет" начала 12 века написано (в переводе Д.Лихачева): "В год 6370 (862 по современному летоисчислению). ...И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене..."

В общем - шведы. Просто и ясно. Теперь понятно, что Петр І, не давая покоя Карлу XII, просто пытался компенсировать эдипов комплекс. Добавим к этому грустный для русского сердца упрямый факт, что слово "русь" (ruotsi) в языках финской семьи обозначает "гребцы". Для наглядности даем современную карту Швеции на эстонском языке:

Коварная сущность финских народов состоит в том, что они одни из немногих называют Россию "по своему", а не по вариантам "руси" как в основных языках (английском, немецком, французском). Просто они ж с 9 века знают, где русь находится, и это Швеция. А Россия у них - Venemaa, что означает страну венедов (славян). Но заметим, что так случилось не сразу, поскольку на времена "призвания варягов" (9 век) большая часть европейской России была скорее "Финляндией", о чем нам говорит карта (источник - эстонская Википедия):

Поэтому за поребриком у нас - разные финские народы. Но приходят викинги и устраивают тут свой сетевой маркетинг по сети рек (они ж - "гребцы"): торговые точки, крепости, новые центры власти и влияния. Но вот точно ли они - "Русь"?

Сейчас летописи Нестора не очень верят, так как писалась она лет через 300 после событий. Говорят, легенд много, фольклора, хорошо хоть Ивасика-телесика нету.

Но тогда берем внешние независимые источники. Например византийский император Константин Багрянородный с трудом "Об управлении империей" (950-е годы). Дает он описание днепровских порогов и названия их упоминает двумя языками - росским и славянским. Учитываем сразу, что в греческом языке относительно "руси" писали "рос". Поэтому страна "Русь" у них была "Росией" сразу. (про этот нюанс - отдельная история). Итак, названия порогов:

Думаю, тут понятно, что "по-росски" у нас тут может и не норвежцы называли, а шведы, но в любом случае - Скандинавия родная. Поскольку приведенный в летописи договор руси с греками 911 года считается аутентичным, то не лишне процитировать: "Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, - светлых и великих князей, и его великих бояр..." Мы, естественно, узнали простые, исконно русские славянские имена.

А вот в каких случаях "Русь", в каких "русь", когда "рус", когда "рос", - это мы еще расскажем в продолжении. И про интересное слово "русин", которое просто не оставляет надежного исторического места слову "русский".

как и когда появилось название Украина? ІІ

  • 19.06.19, 22:30

4) Упрочение локализации Украины в Среднем Приднепровье происходит в первой половине — сер. XVII в., одновременно с ростом территориального распространения казачества из Дикого Поля на территории Киевщины и Брацлавщины, а уж тем более во время восстания Б.Хмельницкого (после 1648). Теперь это слово означает уже не пограничье, а владения Войска Запорожского, — однако «Украина» не была официальным названием. Ее земля по ряду соглашений охватывала территории Киевского, Брацлавского (Восточное Подолье) и Черниговского воеводств. Документы польского сейма 1669 и 1670 гласят: «[…] господин Олизар, киевский подсудок, говоря читал артикул украинских воеводств … […] а дальше все послы Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств поднялись с места и вышли с протестом »; и: «[…] вскочили с возмущением брацлавяне, киевляне и черниговцы на господина черского хорунжего … Большой шум поднялся от мазовецких послов и взамен отукраинцев». В 1685 г. в документах посольства гетмана Ивана Самойловича в Москву говорится: «В тех трех воеводствах и Украйна вся, и Войско Запорожское заключаетца».

Одновременно казацкая территория (Украина) воспринимается как синоним «Княжества Руського» или Руси. Б.Хмельницкий именовал себя«единовладцем і самодержцем руським». Как писал об И. Выговском шведский посол Веллинг, тот требовал уступки «права на всю древнюю Украину или Роксоланию … до Вислы». Гетман заявлял о своем желании стать «Великим князем Украины и соседних областей». Выражение «вся Украина» могло означать и «вся Русь». Но в Гадячском договоре 1658 г. И.Выговский все же титулуется как «гетман войск руських»Соратник И.Мазепы Ф.Орлик говорил: чтобы «руський народ скинул московское ярмо и был свободный». Смешение актуальных названий Украины видим в клятве И.Мазепы, цитируемой Орликом: «[…] для общего блага матери моей отчизны бедной Украины, всего Войска Запорожского и народа Малороссийского […]»  

Название «Украина» встречается в многочисленных актах, документах и переписке гетманов Б.Хмельницкого, И.Выговского, П. Дорошенко, И. Самойловича, И.Мазепы, Ф.Орлика и др. Во второй половине XVII в. название распространено и на Закарпатье — “Мукачевская Украина» («Munkacsiensis Ukraina»). После Андрусовского перемирия (1667), разделившего Украину по Днепру, в употреблении появляются названия «сегобочная Украина», «тогобочная Украина» и «Малороссийская Украина».

"Україна або земля козаків" Йоганна Гоманна, 1712

«Украина или земля казаков» Иоганна Гоманна, 1712

В сер. XVII в. Украина попадает на европейские карты как страна «с провинциями» (Г. де Боплан). В издании Боплана 1648 г. она еще синоним «Диких Полей», но в последующих изданиях карт его авторства (с 1650 г.), в т.ч. во Франции и в Англии, «Дикие поля» уже не упоминаются, — только «карта Украины». В начале XVIII в. Украина показывается в пространстве от Карпат до Слобожанщины, подписанном «Червонная Русь или Украина» или «Украина — земля казаков» (Й.Гоманн). Комментарии к французской карте Ж-Б.Нулена (1742) утверждают: «Русь Червонная является частью государства Польского и делится на Русь отдельную и Украину. Русь отдельная — это воеводства Холма, Белза и Руси [Руськое воеводство с центром во Львове]. Украина — это земли казаков, которые охватывают  провинции Волынь [на французских картах XVIII  в. к «Волыни» относили непосредственно Волынь и Киевщину] и Подолье […]». К этому времени относятся и первые, еще редкие, случаи употребления понятия «украинец» в качестве национальной самоидентификации.

5) После создания Слободско-Украинской губернии (1765) термин Украина используется в первой трети XIX в. для обозначения территории Слобожанщины. Одновременно распространяется и применение названия «Малороссия» кЛевобережной Украине и Киеву с небольшой территорией вокруг него. С ликвидацией Гетманщины сфера употребления названия «Украина» существенно сужается. Зато в официальное делопроизводство широко внедряются такие определения как «Малороссия», «Малороссийский край» и др. С образованием в 1764 году Малороссийской губернии и после ее окончательного разделения на Полтавскую и Черниговскую губернии (1802), название Малороссия получило широкое распространение и употреблялось в узком смысле в отношении этих территорий Левобережья. В конце XVIII — начале XIX в. циркуляция термина Украина отличается многозначностью: окраина, казацкая территория, земля, синоним названия «Малороссия», Правобережье и др. В то время ни одно из других официальных или неофициальных названий территорий современной Украины или земель, заселенных украинцами, не охватывало все современное украинское пространство. 

6) Использование слова «Украина» в близком к современному значении наблюдается только с середины XIX в., — в частности в поэзии Тараса Шевченко, документах Кирилло-Мефодиевского братства (1845-1847). В это время название Украина постепенно приобретает значение национального символа.

К середине XIX в. достижения языкознания и этнографии позволили четко определить этнический ареал украинцев, а следовательно — и границы Украины как обобщенного названия всего этого пространства. Если в империях, владевших украинскими землями, больше ценили локальные названия (Галиция, Малороссия), то «Украина» в конце-концов превратилась в национальное трансграничное название страны украинцев.

В 1861 петербургский журнал «Основа» писал об Украине:«страна, населенная южнорусами (украинцами, малороссами), занимает часть Восточной Европы. Протяженность ее с запада на восток занимает почти 20 градусов долготы, то есть от 38 до 58 градусов восточной долготы, что составит более 1800 верст. Наибольшая ее протяженность с севера на юг простирается до 900 верст, то есть от 44 градусов 30 минут до 53 градусов 45 минут северной широты. По рассмотрению границ Южной Руси читатели увидят, что край этот обладает довольно разнообразной фигурой и входит в состав двух государств: России и Австрии; меньшая часть его (одна четырнадцатая) принадлежит последней. [ …] Пространство земель, населенных украинцами, в точности определить нельзя, но, примерно, оно составляет более 10 870 кв. географ. миль, из которых на австрийские владения в Галиции, Венгрии и Буковине приходится около 1650 миль. На всем этом пространстве находится 14300000 жителей, которые говорят на южнорусском языке. Таким образом, по пространству Украина или Малороссия превышает Францию на тысячу географических миль, а по абсолютному населению уступает Испании двумя миллионами жителей».

7) Официальная легитимация названия «Украина» состоялась в период Украинской революции 1917-1921, когда образовалась Украинская Народная Республика, провозглашенная Третьим универсалом Центральной Рады (7/20.11.1917). Для украинского национального движения на Большой Украине «украинскими землями» являлись те территории, где большинство населения составляли украинцы — малороссы официальной статистики Российской империи  В Австро-Венгрии была аналогичная ситуация: земли заселенные украинцами — русинами австрийской статистики. Первым международным соглашением, признающим украинское государство и его границы, был Брестский мирный договор 27.01/9.02.1918. Суверенитет Украины в ХХ веке основывался на принципе национального самоопределения, а не исторической государственности (хотя таковая и была в предшествующие столетия). Поэтому для ее территориального суверенитета не имеет значения, какой империи/государству какие территории из современных украинских земель принадлежали раньше или позже

как и когда появилось название Украина? І

  • 19.06.19, 18:07

Как и в прошлые разы продолжаем тему о том, «когда появилась Украина». Но откуда ни подходи к вопросу, все время приходится отвлекаться. То в наши изыскания вмешивается Бисмарк, который в России считается чуть ли не «изобретателем Украины», то приобщается «австрийский генштаб», придумавший «украинскую мову», то всплывает тема, что в древнем Киеве никаких украинцев и не было, а жили «русские», которые потом убежали от польской оккупации в свою Московщину. Но эти все инсинуации мы уже, надеемся, развеяли. Поэтому попробуем наконец-то вернуться на надежную историческую почву.

А повод как раз-то какой! 830 лет назад впервые в письменном источнике употребляется слово «Украина». Самое время поднять сине-желтые знамена, чтоб закрыли небеса. Но это мы всегда успеем сделать. Просто по ситуации середины-конца ХII в. как раз есть о чем поговорить и по поводу Украины, и по поводу тогдашних украинско-русских отношений. Ибо и тут накручено много всякого. Но что для нас, собственно, повод? В 1187 г. Киевская летопись напишет о смерти переяславского князя Владимира Глебовича: за ним «плакашас» «вси Переславцы», но и « нем же Оукраина много постона». Этому у нас и учат в школе. Все по-честному, так там и написано.

Тот самый фрагмент летописи (Хлебниковский список)

А вот дальше начинаются споры: что же территориально эта самая «оукраина» означала по тем временам? Потому что уже через два года другой князь, Ростислав Берладник, был призван княжить в Галич. «... и прихавшю же емоу ко Оукраин Галичькоы. и вз два города Галичькъы и тол поиде к Галичу.»  

Речь идет о Галицком Понизье - Приднестровской волости с центром в Бакоте. А вот в 1217 г. Даниил (будущий король Руси) «ха с братомъ. и при Берестиы, и Оугровескъ, и Верещинъ, и Столпъ, Комовъ. и всю Оукраиноу», - пограничную Волынскую волость, которую перед тем захватил краковский князь Лешек Белый. Город Брест нам вполне знаком, так что в целом ориентируемся.

Так что имеем три ранние локализации «оукраины»: Переяславщина, юго-восточная Галичина, северо-западная Волынь. Этим наш набор до монгольского нашествия и ограничивается. Потом в последующие столетия слово «украина» будет относиться уже не только к нашим палестинам, а и к очень разным регионам - от Новгородщины до Рязани. Но то будет  позже. Пока что факт, что ранее всего (по источникам) слово «украина» начали употреблять именно на территории современной Украины в конце XII в. Что и справедливо. Как чувствовали, что еще пригодится.


Вернемся к «оукраинам». Если мы посмотрим на карту, то увидим, что они обозначают-таки разные приграничья Руси. Однако в Среднем Поднепровье «оукраина» совсем недалеко от центра Руськой земли - Киева и является частью «Руськой земли в узком значении». Так что связь «Русь–Украина» тут очевидна. Не стоит их друг от друга отделять, ведь и то, и то - наше. Например, Богдан Хмельницкий не отделял,  а он в чем-то политически разбирался на свое время. Единым целым была Русь–Украина и для таких антимосковских деятелей, как Иван Выговский и Петро Дорошенко. За поребриком для них была уже не Русь, а Московия, и их совершенно не беспокоило, как там себя титулуют местные цари.


Название «Украина», которое сегодня является 
обычным как название государства Украина и соответствующей территории, в течение предыдущих веков имело   очень изменчивое применение. Далеко не всегда это название  имело этническую окраску (т.е. не было связано с целой территорией определенного народа). На протяжении веков оно употреблялось в разных контекстах и имело иногда различную локализацию даже для современников. Иногда оно было даже «экстерриториальным«, автоматически расширяясь или сокращаясь одновременно с распространением или сокращением влияния казачества и Войска Запорожского.

В прежние времена шире использовались другие варианты названия этой территории — например, «Русь». «Окраина» и «центр» время от времени фактически накладывались друг на друга, когда, например, названия «Русь» и «Украина» территориально совпадали на Среднем Поднепровьечаще» — в XVI-XVII вв.), имея общий центр — в Киеве . Такое наложение породило термины «Украиноруський» и «Украина-Русь», употреблявшиеся в последней трети XIX — начале ХХ в., и имели одной из целей содержательно разграничить Русь и Россию как разные явления. 

До ХХ в. «Украина» никогда не была однимединственным, а тем более официальным названием какой-то территории, — за исключением Слободско-Украинской губернии с центром в Харькове (существовала в 1765-1780 и в 1797-1835 гг.). Среди многочисленных названий территории современной Украины нынешнее выиграло своеобразное «историческое соревнование» с другими параллельными названиями (Русь, Малая Русь, Россия, Малороссия), для чего были необходимы определенные исторические условия и факторы. Результатом является то, что только «Украине» удалось охватить всю территорию современной Украины, а термину «украинские земли» — все территории, заселенные украинцами.

1. «Оукраина» впервые упоминается в Киевской летописи (по Ипатьевскому списку) под 1187 в эпизоде о смерти переяславского князя Владимира Глебовича, затем — в Галицко-Волынской летописи под 1213, 1280 и 1282 гг. Во всех случаях она обозначала приграничные территориируських княжеств. (См. также: «Что означало слово  «Украина» во времена Древней Руси?«).

2. В XV — первой половине XVI в., во времена Великого княжества Литовского, в его официальной «руськой мове» «Украиной» назывались пограничные со Степью, или вообще пограничные земли. Местные жители назывались «украинниками» или «украинными людьми». В то же время понятие «Украина» могло охватывать и юг государства в целом. Так, в письме 1500 г. к крымскому хану Менгли-Гераю великий князь литовский называет «нашими украинами» Киевскую, Волынскую и Подольскую земли, а привилегия 1539 на строительство замка в Киевском Полесье (т.е. достаточно далеко от границы как таковой) мотивируется полезностью таких замков «на Украине».

3. В Польше до Люблинской унии 1569 к нашим землям (ни к Галичине, ник Подолью, ни к другим) слово «Украина» не применяли. Однако после унии слово входит в обиход благодаря канцеляристам из бывших подлитовских земель. В 1580 г. в универсале короля Стефана Батория пишется: «Старостам, подстаростам, державцам, княжатом, паном, рицерского стану людем на Украйне Руской, Киевской, Волынской, Подляшской, Браславской мешкаючим«. Так что «Украиной» здесь считаются все руськие владения польской короны, причем не только новые, но и старые — Руськое (с центром во Львове) и Подляшское воеводства. В траурной поэме 1585 на смерть киевского кастеляна князя Михаила Вишневецкого Киевщина названа «Приднепровской Украиной» [Poddnieprska Ukraina].

В Пересопницком Евангелии 1556-1661 пишется: «пришол в украины иудейския». По мнению некоторых историков, здесь «Украина» впервые в источникеиспользуется в смысле «страны» (здесь «украины» — аналог старославянского «пределы»).

В 1621 г. «украинными воеводствами», пострадавшими от татар, считаются Киевское, Брацлавское, Волынское, Подольское и Руськое. Одновременно большая «Украина» распадалась на много отдельных «украин»: брацлавскую, киевскую, приднепровскую, заднепровскую и др.

(далі буде)


откуда взялась цифра 81 млн?

  • 19.06.19, 14:03

Историческая реальность

КОЛИЧЕСТВО УКРАИНЦЕВ В СССР ПО ПЕРЕПИСИ 1926 ГОДА СОСТАВИЛО (С ОКРУГЛЕНИЕМ ДО ТЫСЯЧ) 31 МЛН. 195 ТЫС. ИМЕННО ЭТО КОЛИЧЕСТВО, ИНОГДА С УТОЧНЕНИЕМ ДО ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, НАЗЫВАЕТСЯ В СОТНЯХ РАЗЛИЧНЫХ ИЗДАНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ «НА ВЕЛИКОЙ СТРОЙКЕ», НА КОТОРОЕ ССЫЛАЮТСЯ СТОРОННИКИ «81 МЛН». НО В ЭТОЙ КНИГЕ ДОПУЩЕНА ТИПОГРАФСКАЯ ОПЕЧАТКА: В ПЕРВОЙ ЦИФРЕ ВМЕСТО «3» ОШИБОЧНО ОТМЕЧЕНО «8». (СМ. РИС.1)
ris-1_2

Рис.1 Страница советского пособия «На великой стройке» с опечаткой, которая выделена и исправлена.

Что указывает на то, что число «81 млн.» – опечатка?

1) Общая осведомленность о результатах Всесоюзной переписи 1926 года по СССР. Во всех публикациях периода между переписями (1926-1937), как, впрочем, и в более поздних изданиях, указано 31 млн. 195 тыс. украинцев (точное число – 31 194 976). Страницу с издания 1930 года предлагаем вниманию читателей. (Рис.2)

ris-2_1

Рис.2. Население СССР по народности (Национальная политика ВКП (б) в цифрах. – М., 1930. – С. 36.)

2) Умение выполнять арифметические действия. Общая численность населения СССР по переписи 1926 г. – почти 147 млн., и она никем не подвергается сомнению. Мифические «81 млн.» украинцев вместе с 78 млн. русских в сумме дают 159 млн. Это на 13 млн. превышает общую численность населения СССР, в котором, кроме русских и украинцев, проживало более 200 народностей. Ошибочность «81 млн.» очевидна.

3) Обращение к результатам Всесоюзной переписи 1926 года в советской Украине. Ведь в СССР – и разногласий по этому вопросу не существует – основное количество украинцев проживало на территории УССР. В Украине же было зафиксировано 23,2 млн. украинцев.

О местах компактного проживания украинцев за пределами УССР можно узнать из рис. 3.

ris-3

Рис.3. Количество украинцев в УССР и за ее пределами в СССР по переписи 1926 г. // Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г. Краткие сводки. Вып. IV. Народность и родной язык населения СССР. – М., 1928. – С. VI.

4. Трезвый взгляд на логику построения «таблицы для диаграмм», где и допущено опечатку. Там указано только крупнейшие народности СССР, и они расположены по убыванию численности. Украинцы в этом списке вторые, то есть составители таблицы хорошо знали, что украинцев меньше, чем русских.

5) Осознание того, что опечатки как явление существовали, и будут существовать, и от этого никто не застрахован. Мало того, такая погрешность есть даже в специализированном (под эгидой ЦИК СССР) издании по национальному вопросу (рис.5). В этом документе видим, что количество украинцев указано то же – чуть более 31 млн., зато количество армян завышено на 10 млн. Но выводов о массовом уничтожении армян советской властью слышать не приходилось.

ris-5

Рис. 5. Взято из книги: Итоги разрешения национального вопроса в СССР – М., 1936. – С. 7-9.

6) Наличие манипуляции со «скрытым» документом. Почти в половине сообщений поклонников «81 млн.» говорится о том, что «такие же данные представлены в первой советской энциклопедии 1926 года». При этом никаких визуальных изображений или исходных данных такой книги не представляется. И хотя гипотетически подобная опечатка возможна в любом издании, пока утверждение об энциклопедии выглядит как чистая выдумка, направленная на повышение авторитетности тезиса о «81 млн». Тем более, что в изданных на самом деле в 1926 году первых четырех томах «Большой Совесткой Энциклопедии» (от буквы «А» до «Барщина»; изданный уже в 1927 г. пятый том начинался на «Барыкова –  демографические проблемы не рассматриваются.

Происки российского генштаба. кто придумал украинцев

  • 19.06.19, 09:39
                      

В прошлый раз мы подняли фундаментальную тему: когда же появилась Украина. И только уже взялись шашкой махать... Но были вынуждены отвлечься на драматическую историю о повальном бегстве великороссов (или русских) из Киева от польской оккупации. Как и множество таких историй, греющих и питающих российский национальный дух, она оказалась нулевой гипотезой. Но при этом достаточно четко показала наиболее больную тему в истории русского народа: откуда же в Киеве взялись украинцы? Посреди Руси святой... В матери ее городов...

Ясное дело, что преодолеть проблему можно только двумя путями: или доказать, что русские были в Киеве раньше украинцев (но историческая наука эту версию уже похоронила), или же, наоборот, доказать, что украинцы — это на самом деле те же русские, только испорченные врагами России во время вражеских оккупаций и в результате специальных операций.

Но тут снова речь о двойных стандартах. Великороссы во время вражеских оккупаций — например татарского ига — всегда сохраняли целомудренную невинность, гордый национальный дух и древнее исконное название «русские». Малороссы же с белорусами вкупе почему-то портились. Портили русский язык, выдумывали себе какие-то новые названия и с энтузиазмом вступали в колаборацию с врагами русского единства. Но не могли же они сами себе такое насочинять?

Современное изображение Куликовской битвы 1380 г. В российских школьных учебниках почему-то не написано, что Дмитрий Донской воевал не за освобождение от ига, а за законного царя Чингизида Тохтамыша против узурпатора Мамая. Это несколько портит привычный пафос

Мы тут промолчим, что русские (роускые) во времена Киевской Руси было не названием народа, а просто прилагательным. Народ назывался «русь» во множественном числе и «русин» в единственном. Поэтому как раз именно русские первыми пустились в эксперименты с самоназванием. Украинцы звали себя по-старому, русинами, кое-где еще даже в ХХ в.

Но кто же были те враги с фантазией в украинском направлении? Согласно старому кремлевскому синдрому «осажденной крепости», враги всюду, везде и всегда. Но мы можем хотя бы выделить наиболее злонамеренных и закрепившихся в сознании российского бдительного патриота, который сразу на уровне инстинкта вычисляет их присутствие и вредоносное действие. С тех пор, как поляки временно перестали досаждать русским людям в результате оккупации и расчленения Речи Посполитой в конце XVIII в., главными врагами России стали германцы. Раз уж схлестнулись с немцами и австрийцами в 1914-м, то ясное дело, что те и до того не дремали и вели неутомимую подрывную работу. Например, натравливали малороссов на великороссов или же придумывали для первых Украину и украинский народ.

Тут русский патриот первым делом вспомнит «железного канцлера» Отто фон Бисмарка и его известную цитату: «Могущество России может быть подорвано только отделением от нее Украины... необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России, стравить две части единого народа и наблюдать, как брат будет убивать брата. Для этого нужно только найти и взрастить предателей среди национальной элиты и с их помощью изменить самосознание одной части великого народа до такой степени, что он будет ненавидеть все русское, ненавидеть свой род, не осознавая этого. Все остальное — дело времени.

Как считается «фактически именно он, Отто фон Бисмарк, стоял за идеей создания Украины и признавал, что термин «Украина» ему весьма импонирует. На картах Бисмарка Украина простиралась от Саратова и Волгограда на северо-востоке до Махачкалы на юге. Программа украинизации была запущена Австро-Венгрией в конце XIX в., и в основе этого лежала переидентификация малороссов и галицких русинов в так называемых украинцев".

Однако Россия не без разумных людей, и нашлись другие авторы, которые отчего-то засомневались в истинности этой цитаты. Блогер Илья Дементьев писал: «Эта цитата в формате мема широко распространяется по социальным сетям к вящей радости некритически настроенных молодых умов, хотя любому специалисту бросаются в глаза вызывающие сомнение в подлинности текста нюансы (начиная со слова «Украина», которого не было в лексиконе Бисмарка). По моей просьбе немецкие коллеги осуществили поиск хотя бы чего-то похожего на эти слова, но ни в одном издании, включая двухтомник Макса Клемма, этого мрачного прогноза, якобы сделанного немецким канцлером, найти не удалось». 

... как это ни забавно, но к «выдумыванию» Украины изрядно приложился российский Генеральный штаб — царский, императорский и все такое. Как же такое приключилось?

Тут надо понимать, что военное ведомство Российской империи в середине XIX в. состояло не только из стратегов, тактиков, квартирмейстеров и инженеров. Вопросы военной безопасности огромного государства порождали еще и военную статистику, демографию и этнографию. Ведь чтобы надежно контролировать многочисленных инородцев, надо было знать, сколько их, в кого верят, как управляются, на каком языке разговаривают, какие обычаи имеют. Для этого производилась серьезная научная работа, воплощавшаяся в многотомных солидных «трудах офицеров Е. И. В. Генерального штаба».

На западном направлении особое беспокойство офицеров вызывал Западный край — территории, отобранные у Речи Посполитой. В 1830 и 1863 гг. поляки восставали против заботливой твердой руки российских самодержцев и вообще были совершенно неблагодарны. В 1815 г. Александр І даровал им Конституцию, аналог которой его исконные великорусские подданные получили аж через 90 лет. Но по неясным для российских патриотов причинам поляки почему-то все время хотели не русскую Конституцию, а польскую независимость. Странные люди.

И если с этнической Польшей все вроде было понятно, то с ее «всходними кресами» (Правобережная Украина и Западная Белоруссия) была неясность. Местная элита — польская шляхта, все время мечтала о Речи Посполитой в границах 1772 г., а это до Днепра. В Санкт-Петербурге осмыслили данную угрозу и вспомнили, что население там — это все-таки «племена русского народа». А вот сколько, кого и где, надо исследовать и посчитать. Решили считать по наречиям. Чтобы доказать, что большинство населения на «кресах» не поляки, а малороссы или белорусы. И донести это  не только до научной, но и широчайшей общественности.

Не будем углубляться в процесс создания многотомных и многолетних статистических обзоров, остановимся на их итоге — Этнографической карте Европейской России (1875 г.).

(Тут можно подробно рассмотреть, что "малорусы" проживали и там, где сейчас Анапа и Новороссийск)

http://www.retromap.ru/forum/viewtopic.php?t=5699

Автором ее стал выдающийся российский военный этнограф и картограф, полковник Генерального штаба Александр Петрович Риттих (1831–1914 гг.). Источником информации для карты послужили исследования Генштаба, материалы проведенной общероссийской ревизии (переписи податного населения, первая общероссийская перепись будет в 1897 г.) 1858 г., прочие статистические данные. Всего на карте было показано 46 народов, населявших нынешние территории Европейской России, Украины, Беларуси, Молдовы, Финляндии, Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония) и Закавказья. После выхода карты она была отправлена на Международный географический конгресс во Францию, где удостоена высшей награды.

Казенная, военная, трижды проверенная российская вещь. Никаких германцев, ну разве что сам Риттих происходил из обрусевших остзейских немцев, но был православным, верно служил, вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта, сын его Александр будет министром земледелия. Только вот незадача: на карте его авторства показано расселение малороссов, удивительно напоминающее расселение украинцев. Эта карта стала классической этнографической картой России и входила во все учебные атласы — хоть для гимназий, хоть для кадетских корпусов — на протяжении 40 лет, до революции 1917 г. И этот ареал, который у нас теперь обычно опознается как территория Украины, был известен любому хорошо образованному россиянину. Так что территориальные претензии Украины с начала революции 1917 г.а не должны были никого удивлять. Хотя «удивляли», конечно, но тут уж ничего не попишешь... Но самая большая диверсия, которую невольно осуществил полковник Риттих, — это то, что его карту взяли на вооружение еще и будущие бандеровцы, галицкие украинцы — подданные Австро-Венгрии! Мы можем увидеть на фрагменте украиноязычной львовской карты 1892 г. простые слова: «Після рос. полков. Ген. штабу А. Ф. Ріттіха». И никакого Бисмарка не нужно, и австрийского генштаба тоже. Все только от великороссиян, от старших братьев...




Триста лет оккупации. от кого русские "спасали" украинцев

  • 18.06.19, 21:53

Родился в 1973 году в Киеве. Историк, этносоциолог, преподаватель, публицист, литератор. Кандидат исторических наук. С 2006 года занимается вопросами популяризации истории Украины, в частности через общественные проекты «Институт им.В.Липинского» (2006-2008), ВОО «Научное гуманитарное общество» (с 2009). Один из инициаторов научно-популярных серий «ЛИКБЕЗ-азбука» и «Militaria Ucrainica». и составитель изданий проекта. Автор нескольких монографий и учебных пособий.  С 2014-го – координатор проекта «LikБез. Исторический фронт»

Речь о большом походе в народ, в режиме non-stop. Пятый год. По городам и весям. "Ты не можешь сидеть в Киеве, если любишь Украину", — говорит Галушко. "За щирою українською традицією", идти в гости с пустыми руками невозможно. Поэтому за эти годы, вместе с Галушко и его командой, "ушли" в народ, помимо уже известного бестселлера автора "Украинский национализм: ликбез для русских", более тридцати новых популярных книг по истории Украины. Сотни лекций, тысячи диалогов с людьми в самых далеких глубинках Донбасса и Карпат, которые, как оказалось, "слушают и слышат". 

Мне понравился стиль изложения - нескучный, с юмором, с иронией к патриотам обоих мастей.У меня будет серия заметок его авторства, на разные темы: 

1. Откуда и когда появилось название Украина

2. Исконно-русское имя Карл, кем был первый руський.
3. Происки российского генштаба. Кто придумал Украину

Дальше - речь автора:

Вот, наконец-то, возьмемся мы за самое фундаментальное и ранимое: за Родину нашу, за Украину. Когда и где она появилась? Откуда взялось название? Что за народ здесь жил? Сразу ответить на эти вопросы конечно нельзя - надо сначала, как принято, в интернете спросить.

Задаем вопрос Гуглу о том, "когда появилась Украина", и получаем в первых строках следующее: "Про Киевскую Русь мы наслышаны. Только связи между Киевской Русью и современной Украиной - чуть менее, чем никакой. Да, столица в одном городе. Да, масса памятников архитектуры со стародавних времен. Но не более того. Преемственности нет. Правящие династии прервались давным-давно. Элиты сменились много раз. Если Украина претендует на роль преемника Киевской Руси, тогда что она делала под Польшей и Литвой? Это же было не десять, не двадцать лет оккупации. Триста лет! Да за те 300 лет, что Киев с окружающей территорией находился в составе Литвы и Польши, половина русских ушла на восток, в Москву и другие русские города, спасаясь от польского рабства. И в первую очередь уходили свободные люди, кто считал себя русским, а оставались те, кого вполне устраивало быть польскими и литовскими наместникам и батраками".

Успокаиваемся (успокаиваемся!) и начинаем считать.

Какие 300 лет оккупации? На большинстве украинских территорий "польское рабство" наступило только в 1569 году. Тогда случился переход украинских земель из состава Великого княжества Литовского в состав Короны Польской. В рамках их общего государства - Речи Посполитой - без изменения местных обычаев. Галичина считалась до 1434 года "руським доменом Польской короны", а потом стала "Руським воеводством". Возможно, это уже оккупация...

В это время, согласно старой, еще российской традиции от господина Карамзина, автора "Истории государства Российского", происходило в России "300-летнее татарское иго". 
Но если мы "равняемся на передовых" и ищем свои триста лет "оккупации Украины", то давайте считать.

1239/1241 - 1362 - центральная Украина в составе западного улуса Монгольской империи ("Золотой орды") ("татарская оккупация") - 120 лет
От 1349 - Галичина в составе Польского королевства ("польская оккупация"). Не знаем, до когда мерять. Все местные явно погибли под оккупацией.
1362-1569 - центральная Украина в составе Великого княжества Литовского ("литовская оккупация"). 200 лет.

Теперь уточняем на счет Москвы:
1237-1480 - в составе западного улуса Монгольской империи ("Золотой орды"). 240 лет. То есть под властью монголов (монголо-татар, или "под Игом") будущая Россия находилась дольше, чем Украина, на 120 лет.

И вот теперь не ясно, от кого в тот период спасались русские в Украине, куда спасались и ради чего? "От поляков" - рано, "от татар" бежать в этот период - так к тем же татарам в Москву, но еще на сто (сто двадцать) лет дольше их там терпеть. Явные загадки тьмы и российского свободолюбия.

Но крепка российская мысль на счет "неправильной оккупации, пока мы не пришли". Веет все сильнее от Спасской башни гордого Кремля. Видят там Киев своим, а вот живущий в нем народ - нет. Что теперь местному народу делать - совершенно непонятно. Вроде как живут тут как минимум полторы тысячи лет, а вот в Москве считают, что "неправильно" живут. Сложно все в 21 веке.

А ведь действительно, что делала 300 лет Украина под "литовской" оккупацией? Где креп русский дух, формировалось ли подполье и движение сопротивления? Собирались ли в лесах мужественные партизаны, чтоб пускать под откос литовские или польские телеги? Где местный Иван Сусанин, который завел польских агрессоров в дебри киевоподольских наливаек, чтобы они там погибли страшной смертью? Надо обратиться, как заведено у историков, к источникам. Они, конечно, врут время от времени, но умеренно.


Любартов замок в Луцке, с 14 века и начала "литовской оккупации". Литовский князь как зять руських королей ни у кого на Волыни не вызывал замечаний. Он был своим

Опишем Киев во время литовской оккупации в середине 16 века. Это еще несколькими годами до польской оккупации, которая будет гораздо, гораздо страшнее (бояться здесь) Опираемся на записки тогдашнего литовского дипломата Михалона Литвина "О нравах татар, литовцев и москвитян", изданные в политически нейтральном швейцарском городе Базеле в 1615 году:

"Киев изобилует иностранными товарами, ибо нет пути более обычного, как древняя, давно проложенная и хорошо известная дорога, ведущая из черноморского порта, города Кафы, через ворота Таврики, на таванский перевоз на Днепре, а оттуда степью в Киев; по этой дороге отправляют из Азии, Персии, Индии, Аравии и Сирии на север в Московию, Псков, Новгород, Швецию и Данию все восточные товары, как то: дорогие каменья, шелк и шелковые ткани, ладан, благовония, шафран, перец и другие пряности. По этому пути часто отправляются иноземные купцы; они составляют отряды, иногда в тысячу человек, называемые караванами, и сопровождают обозы, состоящие из многочисленных нагруженных возов и навьюченных верблюдов. (...)


Обложка базельского издания Михалона Литвина, 1615.

В невзрачных киевских хатах встречается не только достаток, но даже изобилие плодов, овощей, меду, мяса и рыбы; сверх того, вследствие вышеуказанных причин, они до такой степени переполнены дорогими шелковыми одеждами, драгоценными камнями, собольими и другими мехами и пряностями, что мне самому случалось видеть шелк, обходившийся дешевле, нежели в Вильне [Вильнюсе] лен, и перец дешевле соли. (...)

Киев в 1569 году. Автор карты - Дмитрий Вортман

Киев славится стечением народонаселения на его земле; на Борисфене [Днепре] и его притоках расположены многолюдные города и села, жители которых с детства привычны к плаванию, судоходству, рыбной ловле и охоте; многие из них, убегая от родительской власти, труда, рабства, наказаний, долгов и других неприятностей, или же просто отыскивая более выгодный заработок и лучшую местность, собираются в Киевщину особенно весною. Познакомившись с удобствами жизни в низовых городах, они никогда уже не возвращаются к своим, вскоре приобретают опытность и храбрость и знакомятся с опасностями, охотясь на медведей и зубров. Потому в этой стране весьма легко набрать хороших воинов. (...)"

Руський всадник литовского периода, середина 14 века. Художник - Александр Комяхов. Из книги "Історія українського війська", 2016

А вот теперь, соотечественники, внимание:

"Киев был некогда столицею русских и московских князей; (...) Московский князь (...) сам страстно желает овладеть этим городом, утверждая, что он потомок наследственного киевского князя Владимира; не менее скорбят и его подданные о том, что не владеют этою древнею столицею своих венценосцев и средоточием своей святыни."

Вот. Скорбят. Хотя, если почитать про Киев, - так просто "золотой век" какой-то под литовской оккупацией... Но вот комментарии на счет "московского князя" что-то, признаем, нам напоминают из современности. Что-то и нынешний "московский князь" скорбит, да и подданные его по тому поводу тоже скорбят.


Центральная Украина и Киев на карте Фра Мауро, Италия, 1459. Понять на ней что-то сложно, но Киев на ней есть

При этом Михалон Литвин совсем не является русофобом. Например, он утверждает, что москвитяне активно укрепляют свою трезвость, что помогает им таким образом расширять свою державу. Возможно, конечно, что эта информация уже несколько устарела и та держава укрепляется уже иными средствами. Но остальные его пассажи несколько портят впечатления от "свободолюбивых русских, которые ушли из Киева от оккупации".

Цитируем: "Прежде москвитяне находились в таком рабстве у заволжских татар, что, кроме других признаков покорности, князь их должен был выходить за город навстречу каждому посланнику хана и сборщику податей, ежегодно приезжавшему в Москву, и, пеший, провожал его во дворец, держа в руках повод его лошади. Посол садился на княжеский стол, а князь, преклонив колена, выслушивал посольство. Поэтому ханы заволжские и происшедшие от них перекопские [Крымское ханство] поныне называют московского князя своим холопом.Но теперь они не имеют на это основания, так как в. к. Иоанн [Иван ІІІ], дед ныне царствующего Иоанна Васильевича [Грозного], освободил себя и свой народ от их тирании, после того как обратил народ к трезвости, повсеместно воспретив кабаки. - Сверх того он распространил свои владения, подчинив себе Рязань, Тверь, Суздаль, Волок и другие соседние уделы. Он же отнял и присоединил к своим наследственным владениям литовские провинции: Новгород, Псков, Северщину и другие в то время, когда Казимир, король польский и великий князь литовский", воевал в Пруссии с крестоносцами (...)"

Свободолюбивы русские люди! Ударили в спину Казимиру, пока тот против крестоносцев боролся... Как Александр Невский, а православные его не поддержали...

Идея на счет запрета кабаков, конечно, интересна и перспективна, но пока не оправдалась. Но это их свои интриги 16 века.

А вот теория ухода из Киева "свободолюбивых русских" на северо-восток (признаем: прОклятое направление в украинской "розе ветров") еще в середине 19 века считалась актуальной. Выдвигал ее российский журналист и историк Михаил Погодин в статье "Записки о древнем языке русском" (1856). Он считал, что после татарского нашествия все свободолюбивые русские (предки великороссов) ушли из Киева на северо-восток, а их место заняли спустившиеся с Карпатских гор предки малороссов. Которым, видимо, нравилось жить под татарским игом - а то чего спустились? Т.е. - сразу скажем: народ-предатель, народ-коллаборационист. А потом будут "гетманы-изменники".


Профессор Михаил Погодин, 1850-е годы

Но современной наукой, увы, до сих пор не зафиксировано "русского исхода" из Киева, равного, как мы понимаем, по масштабу библейскому. Да, были там (на северо-востоке) князья из Киева раньше, которые жестко устанавливали порядок на периферии. Приводили свою дружину и челядь, основывали города во всяком Залесье (будущей Московии): Владимир, Галич, Переяславль и прочие похожие по названиям на их надднепрянскую или прикарпатскую родину. Кстати, миграции с Карпатских гор - хоть до татар, хоть после - тоже не зафиксировано.

Но никто сейчас в тени Спасской башни не вспомнит, что пока Александр Невский получал от "татарского царя" ярлыки на "великое княжение" и сдавал Новгород монголам, Даниил Романович "Галицкий" (а точнее - Волынский) организовывал против них крестовый поход. Было дело антитатарское... Но не русское.

И что когда "свободолюбивые русские" соревновались за ханский ярлык, у нас тут было суверенное "королевство Руси". А за 120 лет до освобождения Московии от Ига произошла в 1362 году битва на Синих Водах, которой по сути и закончилось господство Орды на украинских землях. Сделали это вместе литовский князь Ольгерд и литовско-руськие дружины. А после этого наступила "литовская оккупация".

Которую, правда, никто из местных так и не заметил... Как оккупацию... А скорее как освобождение... И кто у нас был более "свободолюбивый"?

Частина ІІІ

  • 18.06.19, 15:59

1965 р. Хвиля політичних процесів проти «українських інакодумців (Б. та М. Горині, О. Заливаха, В. Мороз, М. Осадчий, А. Шевчук та ін.). У Харкові за протести проти закриття українських шкіл заарештовано А. Здорового.

1969 - 1979 рр. Серія загадкових пожеж у відділах україністики в бібліотеках Академії наук, музею «Софія Київська», у книгосховищі Видубицького монастиря у Києві, медичного інституту в Тернополі, Успенської церкви та Музею українського мистецтва у Львові. Аналогічні «загадкові» пожежі в цей час сталися у національних бібліотеках інших республік СРСР (Тарту, Самарканд, Ашхабад), але не в Росії.

1970 р. Суд над авторами «Листа творчої молоді Дніпропетровська» з протестом проти російщення української культури. Наказ Міністерства освіти СРСР про написання і захист дисертацій лише російською мовою. Затвердження тільки в Москві. Ситуація нерідко доходила до абсурду: російською мовою мусили виконуватися та захищатися навіть дисертації з питань української мови та літератури.

1972 р. Заборона партійними органами відзначати ювілей музею І. Котляревського в Полтаві. «За недостатню боротьбу з націоналістичними проявами» усунуто від партійного керівництва першого секретаря ЦК КПУ П. Шелеста (критика партійними цензорами його книжки під назвою «Україна наша радянська», в якій прославлялося запорозьке козацтво), звільнено з Вищої партійної школи при ЦК КПУ 34 викладачів разом з її директором, заборонено книги майже сотні авторів, звільнено чверть секретарів з ідеологічних питань на всіх партійних рівнях, піддано чищенню низку наукових установ, а також Київський та Львівський університети. У Харкові знесено хату, де жив видатний український філософ і просвітник Г. Сковорода, та почато знищення цвинтаря, де було поховано багато визначних діячів української науки та культури.

1972—1974 рр. Політичні репресивні процеси проти українських дисидентів, зокрема проти Чортківської групи В. Мармуса та Ст. Сапеляка (сім осіб засуджено), Харківської групи (засуджено дев’ять осіб, з них А. Здорового — сім років, І. Кравціва — п’ять років). Загалом заарештовано було за два роки кілька тисяч осіб. Заарештовані, яких не засудили, були звільнені з роботи або по¬нижені у посадах. У ці роки були засуджені: Є. Сверстюк, І. Світличний, І. Дзюба, В. Стус, Ігор та Ірина Калинці, Н. Світлична, В. Чорновіл, С. Шабатура, О. Мешко, О. Попович, І. Кандиба, Л. Лук’яненко, В. Романюк, І. Гель, повторно Ю. Шухевич і т.д.

1973 р. Заборона відзначати ювілей твору І. Котляревського «Енеїда».

1974 р. Постанова ЦК КПРС «Про підготовку до 50-річчя створення СРСР», де вперше проголошуються створення «нової історичної спільноти — радянського народу», офіційний курс на денаціоналізацію.

1975 р. Нова цензура «Кобзаря» Тараса Шевченка.

1978 р. Постанова ЦК КПРС і Ради Міністрів СРСР «Про заходи щодо подальшого вдосконалення вивчення і викладання російської мови в союзних республіках» (т. зв. «Брежнєвський циркуляр»).

1978 р., січень. На Чернечій (Тарасовій) горі у Каневі спалив себе Олекса Гірник (з Калуша) на знак протесту проти русифікації України.

1979 р. Ташкентська конференція «Російська мова — мова дружби і співпраці народів СРСР», накреслила нові заходи щодо зросійщення неросійських народів. Міністерство вищої та середньої спеціальної освіти УРСР запровадило навіть спеціальну форму звітності, що зобов'язувала ректорів регулярно подавати Міністерству «перелік спеціальних дисциплін, які викладаються російською мовою» на кожному з факультетів керованого ними навчального закладу.

1979 р. Під Львовом вбито композитора-співака Володимира Івасюка, пісні якого мали виразно український національний колорит. Досі цей злочин не розкрито.

1983 р. Постанова ЦК КПРС і Ради Міністрів СРСР «Про додаткові заходи з поліпшення вивчення російської мови в загальноосвітніх школах та інших навчальних закладах союзних республік» (так званий «Андроповський указ»).

1984 р. Наказ Міністерства культури СРСР про переведення діловодства в усіх музеях Радянського Союзу на російську мову. Початок в УРСР виплат підвищеної на 15% зарплатні вчителям російської мови (порівняно з учителями української мови).

1984—1985 рр. У концтаборах було замордовано Юрія Литвина, Валерія Марченка, Василя Стуса, Олексу Тихого.

1989 р. Постанова ЦК КПРС про «законодавче закріплення російської мови як загальнодержавної».

1990 р. Прийняття Верховною Радою СРСР Закону про мови народів СРСР, де російській мові надавався статус офіційної.

1993—1995 рр. Посилення антиукраїнського терору в освіті, культурі, засобах інформації. Вбито кілька десятків активістів національних українських партій та організацій у різних містах України, зокрема голову секретаріату Руху Михайла Бойчишина, спалено хату-музей Тараса Шевченка. Жодного злочинця по цих справах не було засуджено і навіть не заарештовано.

1994 р. Намагання надати російській мові статус офіційної в незалежній, вільній, суверенній, самостійній Україні. Заява Президента України Л. Кучми про його намір внести поправки до чинного законодавства з метою надання російської мові статусу державної. Як наслідок — призупинення відновлення українських шкіл, переведення частини українських класів та шкіл на російську мову навчання.

1995 р. Міністерство національностей України розробило напівтаємний «Проект державної програми... розвитку російської культури в Україні до 2000 року»

1995 р. травень. У Харкові керована С. Кушнарьовим місцева влада відкрила пам'ятник маршалові Г. Жукову, який у кінці війни підписав наказ про виселення з України всіх українців.

18 липня 1995 р. Неспровоковане звіряче побиття українців у Києві (кілька душ загинуло, десятки покалічено) під час похоронної процесії святійшого Патріарха Київського і Всієї України Володимира (Романюка). Озброєні омонівці кидалися на беззбройних людей з криками «бєй хохлов!», топтали і шматували державні прапори. До відповідальності нікого не було притягнуто.

12 вересня 1995 р. Заборона української організації УНА-УНСО без суду. Озброєні Москвою козаки та антиукраїнські організації, які відкрито домагаються ліквідації Державної Незалежності Руси-України, владою не забороняються. Почато видання паспортів, написаних українською та російською мовами. 

1996 р., січень «Велике беззаконня діється у Харкові... Таємно збирають підписи під «референдумом» про новий Радянський Союз та про те, щоб Україну туди залигати. Ця «діяльність» ведеться старими комуністами-маразматиками... Хто відмовляється давати підпис, вони погрожують і лають, кажуть: “всё равно Россия завоюет Украину, і ми перебъём хохлов по одному».

1998—2001р.р. У зв'язку з інформаційною революцією 90-х років російщення України відбувається ще інтенсивнішими методами, ніж за часів Валуєвщини. Інформаційний простір України майже повністю зрусифікований. Неукраїнська, а часом антиукраїнська політика урядів України призвела до того, що державну мову з української преси витіснила мова сусідньої країни, і співвідношення між україномовною та російськомовною пресою складає 1:10. Зате Україна посідає перше місце (!) у світі за рівнем оподаткування власної книги — 28%.

 

А от Японія запровадила вивчення української мови в Токійському університеті)


Частина ІІ.

  • 17.06.19, 23:47

1900 р. і наступні роки. Цензура вилучає з текстів такі слова, як «козак», «москаль», «Україна», «український», «Січ», «Запоріжжя» та інші, які мають український національно-символічний зміст. 1903 р. На відкритті пам'ятника І. Котляревському у Полтаві заборонено промови українською мовою.

1905 — 1912 рр. Міністерство освіти Російської імперії закрило 12 приватних гімназій, звільнило 32 директорів та 972 учителів, 822 учителів «перевело» до інших шкіл за намагання запровадити у викладанні українознавчу тематику.

1906 і 1907 рр. Закриття «Просвіти» в Одесі та Миколаєві. 1908 р. Через чотири роки після визнання Російською академією наук української мови таки “мовою” Сенат оголошує україномовну культурну й освітню діяльність шкідливою для імперії.

1910 р. Закриття за наказом уряду Столипіна всіх українських культурних товариств, видавництв, заборона читати лекції українською мовою, створювати будь-які неросійські клуби.

1910, 1911, 1914 рр. Закриття «Просвіти» у Києві, Чернігові, Катеринославі (Січеславі).

1911 р. Постанова VII дворянського з'їзду в Москві про російськомовну освіту й неприпустимість вживання інших мов у навчальних закладах Росії. 1914 р. Заборона відзначати 100-літній ювілей Тараса Шевченка; Указ Миколи II про заборону всієї української преси (у зв’язку з початком війни).

1914 - 1916 рр. Кампанія русифікації в окупованій Східній Галичині, заборона українського друку, освіти, Церкви. 1914 р. Доповідна записка полтавського губернатора фон Баґовута міністрові внутрішніх справ Російської імперії, яка дає найповніше уявлення про ставлення імперської влади до української проблеми в Україні. Ці настанови діяли за царів, генеральних секретарів і фактично не втратили сили й по сьогодні, за наявністю «незалежної» України.

До 1917 р. всім чиновникам в Україні платили 50% надбавки до заробітної платні за «обрусение края». 

1916 р. Закриття колоніальною владою «Просвіти» в Кам'янець-Подільському.

1918 р. Звіряча розправа московсько-більшовицьких військ з 300 українськими героями — київськими гімназистами та студентами, що під Крутами стали на захист своєї вітчизни України. Майже всі юнаки полягли геройською смертю на полі бою, а захоплених у полон розстріляли. Перед розстрілом гімназист Григорій Пипський почав співати «Ще не вмерла України...», а за ним і всі приречені на смерть.

26 січня 1918 р. Захопивши Київ, московсько-більшовицькі інтервенти за кілька днів розстріляли 5 тис. осіб, які розмовляли українською мовою, носили український національний одяг або у кого в хаті висів портрет Т. Шевченка... За час перебування в Києві більшовики не тільки зруйнували багато будинків, але також знищили безцінні культурні, мистецькі, архітектурні та інші надбання й вимордували тисячі ні в чому невинних людей.

1919 р. Після завоювання України більшовиками — знищення національно свідомої частини населення та заборона всіх українських літературних, драматичних та усних творів, серед яких лише українських народних пісень — 300 тис. Ліквідація поляками Західно-Української Народної Республіки.

1921—1930 рр. Московські окупанти та промосковські шовіністич¬ні сили в Україні чинять шалений опір відродженню української мови та українських культурних традицій, яке пустило глибоке коріння в роки Української національної революції. «Зачем возрождать допетровскую эпоху, зачем гальванизировать украинский язык, который покрылся уже прахом», повчав у Запоріжжі російський письменник Ф. Гладков. «Признання української мови як урядової могло би означати панування української буржуазії та куркульства», - писав голова «українського» уряду X. Раковський.

1922 р. Ліквідація «Просвіти» на Кубані, в Зеленому Клину та в ін¬ших місцях проживання українців в СРСР поза Україною. Голова ВЧК Ф. Дзержинський наказує виловити українських дітей-сиріт і знищити. Баржі з сиротами потоплено у Чорному морі. Проголошення частиною керівництва ЦК РКП(б) і ЦК КП(б)У «теорії» боротьби в Україні двох культур — міської (російської) та селянської (української), в якій повинна перемогти перша.

1924 р. Закон Польської республіки про обмеження вживання української мови в адміністративних органах, суді, освіті на підвладних полякам західно- українських землях. Закон Румунського королівства про зобов'язання всіх «румунів», котрі «загубили матірну мову», давати освіту дітям лише в румунських школах.

1925 р. Остаточне закриття українського «таємного» університету в Львові.

1926 р. Лист Сталіна “Тов. Кагановичу та іншим членам ПБ ЦК КП(б)У” з санкцією на боротьбу проти «національного ухилу», початок переслідування діячів «українізації».

1929 р. Арешти українських науковців та духовенства, заміна їх російськомовними діячами.

1929—1930 рр. Арешти визначних діячів української науки, куль¬тури, освіти, Церкви, харківський судовий процес над ними (процес «Спілки Визволення України»). На допиті одного з арештованих, В. Дурдуківського слідчий Соломон Брук сказав: «Нам надо украинскую интеллигенцию поставить на колени, это наша задача. Кого не поставим — перестреляем». У ці роки на території УСРР було заарештовано (і здебільшого розстріляно або відправлено на довгострокову каторгу в концтабори) понад 120 тис. українців, головним чином інтелігенції. До звільненя і реабілітації дожили з них одиниці.

1930—1937 рр. Ліквідовано українські школи, середні спеціальні та вищі навчальні заклади та факультети, закрито газети та видавництва поза межами України - на Кубані, в Сибіру, на Далекому Сході та інших землях, заселених переважно українцями. 

1932—1933 рр. Сплановано і здійснено за мовчазною згодою «світового співтовариства» акцію ліквідації українського народу. Свідоме знищення більшовицьким режимом українських селян організацію голодомору. Централізоване переселення росіян у вимерлі села України. В Україні, яка володіє 40% світового чорнозему, умертвлено голодом до 10 мільйонів носіїв української мови, і саме селян, щоб зберегти зрусифіковане міське населення.

1933 р. Скасування в Румунії міністерського розпорядження від 31 грудня 1929 р., котрим дозволялося кілька годин української мови на тиждень у школах з більшістю учнів-українців. Телеграма Сталіна про припинення українізації і знищення більшості українських письменників. З українського правопису вилучено літеру «Ґ».

1933—1941 рр. Тотальне знищення та арешт 80% української інтелігенції російською окупаційною владою: інженерів, науковців, письменників, лікарів, вчителів тощо.

[ Читать дальше ]

Далі буде


Лемки - приверженцы "всего русского", оказывается)

  • 17.06.19, 09:37
А ещё они - мучители донецких.

После этой беседы:
Об истории, языке и традициях лемков  - гугл в помощь.

Лемковский словарь. 

К какому языку ближе?
гад - гадюка, змія
гадваб (єдваб, єдвабний) - шовк, шовковий
гайнувати - розтринькувати 
Гамерика - Америка 
гамір - людський шум
гандель - торг 
ганьба - сором, встид
гарді (гардий) - гарно,гарний
гармидер - шум з викриками, рейвах, балаган
гарцювати - вигравати
гат - перемичка на річці, мала гребля
гатити - робити греблю 
гача - лоша
гбіч (убіч) - перекошена дорога, круто похилене поле
гвадити - терти льон 
гважениця - терлиця 
гварити - говорити, казати 
гводне - вдень 
гвони (влони) - торік 
гев - сюди, тут (хот гев) 
гейта - окрик на коней вправо
гівкати (вівкати) -перегукуватись
гідні - 1. порядні; 2. досить багато (гіднім назберав)

Ой тому плекайте, діти,

Рідну руську мову,

Вчіться складно говорити

Своїм рідним словом! —

С. Воробкевич.

В «Літописі руському» закарбовано: «В літо 6360 (852), стала називатися (наша земля) – Руська земля. А про се ми довідалися (з того), що приходила Русь на Цесарград, як ото писав (Георгій) у літописанні грецькому» [14]. Тобто, в той рік греки вже почали звати Русь Руссю. Через брак інших, більш давніх, джерел літописець і зазначив саме цю дату. 

Наші прабатьки, споконвічні жителі Русі – землі Наддніпрянської, звали себе руси, русини. Були вони величними та звитяжними воїнами. Все, чим володіли, гордовито називали на честь себе – руським. Землю, на якій жили – Руською. Море – Руським. Мову Києва – матері градів руських та люду руського – руською"

https://life.pravda.com.ua/society/2014/07/10/174784/   - про старовинні карти.
А тут, власне, карти:

Здесь - очень доходчиво о русинах-лемках: