Русская православная церковь (так она себя называет) бдительно хранит историю своего происхождения, которую не знают даже её священнослужители. Задолго до Екатерины Второй, приказавшей вести историю Российской империи от Киева, церковные идеологи начали сочинять историю Московского патриархата и повели её от крещения киевского князя Владимира. Так что же скрывает РПЦ? Почему её не устраивает своя собственная биография?
В середине ХVII столетия к московитам пришла большая беда – началась религиозная смута. Старые богослужебные книги стали сжигать, вводились новые церковные обряды, приверженцев старой веры предавали анафеме и подвергали преследованиям, пыткам и даже казням. Дошло и до восстаний. Первым поднялся Соловецкий монастырь. Бунт был жестоко подавлен. Начались массовые казни и самосожжения. Погибли тысячи человек.
Смута исходила с самого верха – с Кремля. Затеяли её царь Алексей Михайлович (отец Петра I) и патриарх Никон. Судьбоносные религиозные изменения, идущие сверху, всегда носят четко выраженный политический характер. Ярким примером этому служит Генрих Наваррский, отказавшийся от своей прежней веры и принявший католичество для того, чтобы стать королём. Ошарашенным придворным он пояснил: «Париж стоит мессы».
Так какой верой пожертвовал Кремль? На знаменитой картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», знатная дама, не захотевшая переходить в новую веру, готовая ради отцовской веры пойти на смерть, высоко подымает руку (в кандалах) с двуперстным крестным знамением. Но двоеперстие – признак христианского течения, которое в религиоведческих кругах называют «несторианство».
Судьба этой, ещё не старой женщины, ей исполнилось только 43 года, сложилась трагически. Боярыня Морозова и её сестра, княгиня Урусова, были по приказу царя заморены голодом. Четырнадцать их слуг, тоже исповедовавших старую веру, были заживо сожжены в избе.
Немного о христианских течениях прошлого.
Несториане, ариане, монофизиты – христианские течения, имевшие большое распространение на заре христианской эры. Арианство в основном концентрировалось на западе (германские племена и королевства), а несторианство утвердилось на востоке (вплоть до Китая). Коренные разногласия этих церквей – в понимании сущности Христа. Если у католиков и православных Иисус уже родился богом, то у несториан считается, что Христос родился и жил как человек, а святой дух сошёл на него при крещении. То есть богом он стал только после крещения. Осеняя себя двумя перстами, верующий показывал, что признает двойную (божественную и человеческую) сущность Христа.
Христианство несторианского толка исповедовали монгольские племена: меркиты, кераиты и найманы. А также уйгуры, народ тюркского происхождения, проживающий на северо-западе Китая. На уйгурском языке общались в ставке Батыя, это был язык межнационального общения в Золотой Орде. Вся письменная документация в орде велась именно на уйгурском языке. Несторианство различными вышеперечисленными народами исповедовалось к моменту создания Золотой Орды от 200 до 400 лет. После монголо-татарского нашествия (1237 – 1240) несторианство утвердилось в Залесье (междуречье рек Оки и Москвы), т.е. на землях, где позднее возникло царство Московское.
Переход Москвы к православию.
До проведения Никоновских реформ московиты уже 4 столетия исповедовали христианство несторианского толка и это всех устраивало. Себя они считали православными, хотя их вера существенно отличалась от православной или католической (эти два христианских направления, разделившиеся в 1054 году, друг к другу ближе всего и мало кто из верующих знает суть отличия). Но вдруг случилось нечто, заставившее царя задуматься – соответствует ли принятая в государстве религия его намерениям.
Так что же случилось? В 1653 году в Москву приехало посольство от Богдана Хмельницкого, искавшего союзника в тяжёлой борьбе с Речью Посполитой. И для царя засверкали заманчивые горизонты расширить границы царства далеко за пределы лесов и болот. Но для захвата и надёжного закрепления захваченных территорий необходим был мощный идеологический базис, т.е. вера. Без армии в сутанах тут никак не обойтись. Навязать веру московитов Украине, рассудили в Кремле, вряд ли выйдет – она энергично отбивается от католичества, которое для неё несравненно ближе, чем несторианство. Значит, будем переходить в ихнюю, «греческую», веру – изрек Алексей Михайлович. К сожалению, неизвестно – прибавил ли царь что-то эпическое, вроде: «Киев стоит обедни» или хотя бы: «Куй железо не отходя от кассы».
И Никон, не тратя времени попусту, сразу же, в 1653 году, начал свои кардинальные реформы. Переход в новую веру упрощался для мирян тем, что для них видимы были только внешние признаки – некоторое изменение в церковной службе и использование трехперстного крестного знамения вместо двуперстного. Богословские тонкости для простого человека были недоступны (и сегодня большая часть верующих не в состоянии объяснить что такое «троица»). Но, с другой стороны, для основной массы народа, внешняя, обрядовая сторона составляла суть «отцовской» веры.
Разгром старой московской веры и внедрение новой.
Уже в 1653 году реформы Никона встретили сильное сопротивление. Отходить от дедовской веры не желали ни священнослужители, ни миряне. Поэтому в 1656 году состоялся поместный собор, на котором все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками и преданы проклятию. В 1667 году состоялся Большой Московский собор, который одобрил новые богослужебные книги, новые церковные обряды и одновременно наложил проклятия и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старой веры вновь были объявлены еретиками.
Сам факт сожжения старых книг говорит о многом. Русь приняла христианство, ещё не разделённое на православие и католичество, в 988 году. В Украине и Белоруссии тогда появились первые богослужебные книги, которые к середине XVII века не потеряли своей актуальности. Именно такие книги и стал внедрять Никон. А чем же не подошли старообрядческие книги, которых подвергли анафеме и стали сжигать? Они не соответствовали православным догматам. Несторианство было объявлено ересью на Втором Константинопольском соборе в 553 году.
В 451 году, на Халкидонском Вселенском соборе, когда было осуждено монофизитство и принято двуперстное крестное знамение, несторианство формально ещё не считалось ересью. С середины XV века в православии стали использовать трехперстное знамение, что в Украине прошло совершенно безболезненно, т.к. украинские приходы входили в систему Константинопольского патриархата. Отлученные и проклятые православной церковью несториане никак не отреагировали на эти изменения и продолжали креститься двумя перстами. Но через 200 лет политическая ситуация изменилась и московская церковь стала принуждать к переходу на трехперстное крестное знамение своих прихожан.
В 1681 году состоялся поместный собор Московской церкви, который для преодоления народного сопротивления переходу на «греческую» веру (прошло почти 30 лет!) просил царя о казнях и сожжении старообрядческих церквей, монастырей, книг и, естественно, самих непокорных верующих. В 1682 году состоялась показательная массовая казнь приверженцев старой веры. В избе было заживо сожжено несколько человек. В 1685 году при царевне Софье вышел специальный свод законов, так называемые «двенадцать статей», на основе которых творилась дикая расправа над несчастными староверами.
Не обошлось и без идеологического обеспечения. Печатались от имени старообрядческих богословов ложные книги, за которые потом казнили реальных староверов. В 1686 году оказалась удачной внешнеполитическая махинация Московской церкви – получили, якобы, все права на Киевскую метрополию. Тогдашний Вселенский Патриарх в условиях Османской империи имел статус государственного чиновника. Хорошо «подмазанные» султанские вельможи надавили на Вселенского Патриарха и тот уступил самую малость, поставив подпись под неким документом. Однако московиты, на основании этой маленькой уступки, захватили всё! Как в той пословице – «Дай ему палец, а он отхватит всю руку».
Результаты кремлёвской многоходовки.
Война со староверами тяжело отразилась на Московии. Большие человеческие потери. Колоссальные экономические проблемы. Раскол среди христиан. Ещё в ХІХ веке ( через 200 лет после Никоновских реформ!) староверами оставались более 30% этнических русских, которые ограничивались в правах и всячески преследовались.
сли бы в Кремле в ХVII веке не увидели каких- либо перспектив на создание обширной империи, то, скорее всего, московиты оставались бы по сей день монолитной религиозной массой, объединённой вокруг своей «старообрядческой» церкви. Эта церковь считалась бы еретической по отношению к другим течениям в христианстве.
Зато, поменяв свою старую веру на православную, Кремль смог обрести контроль над православными людьми в Украине, Белоруссии, Молдове, Грузии. Сразу же после захвата очередной территории, там появлялись российские попы, переподчинявшие себе местные православные церкви. Это было крайне необходимо для функционирования империи. Так, подчиненная Москве церковь сыграла решающую роль в поражении Мазепы. После повторного захвата Западной Украины (в 1944 г) в «бой» была брошена недавно воскрешённая Сталиным Российская православная церковь.
Грубое принуждение к переходу в другую веру сказалось самым негативным образом на религиозности россиян. Большинство населения опасаясь за свою жизнь и имущество вынуждены были формально признать "греческую" веру. Но отношение к новой вере и священникам стало довольно прохладным. Даже в сказках попы стали отрицательными героями и объектами насмешек. Например, пушкинская сказка "О попе и работнике его балде". Похожая история приключилась с чехами, которые в отличие от своих соседей, поляков, пылких католиков, являются на сегодня самым атеистическим народом в Европе. Причиной является жесткое навязывание чехам, сторонникам протестантизма ("чашники") католической версии христианства после поражения в 30-летней войне. Реакция народа была естественной - отторжение навязуемой религии.
После развала Российской империи, испытав сначала жестокое отношение со стороны коммунистического режима, РПЦ пошла к нему на службу по первому же зову, как только для неё нашлась работёнка у новых хозяев. Новая работа, новые условия – но цель прежняя. Коммунистической империи понадобилось войско в сутанах, как и 300 лет назад.
Сегодня РПЦ является важной составляющей путинского «русского мира». Вот только задачи у Российской Православной церкви теперь стали внешнеполитическими. РПЦ действует там, куда не могут добраться российские танки. Причем действует намного эффективнее танков. Сказывается более, чем трёхсотлетний, опыт. К деятельности этой черной пехоты на мерседесах надо относиться очень внимательно и всегда быть наготове.
http://timemislead.com/zanimatelnaya-istoriya/strashnaya-tayna-rpts