Этикаделовых отношений - это принципы,отделяющие правильное поведение от неправильного.
Этические нормы - система общих ценностей и правил этики, соблюдение
которых организация требует от своих сотрудников.
Деловая этика в широком смысле -это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организации и их членов в сфере управления и предпринимательства.Она охватывает явления различных порядков; этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации;
образцы морального
поведения;
нормы делового этикета.
Этические проблемы деловой жизни заслуживают пристального внимания в современном мире. Например, в США обязательные курсы этики читаются не только на философских факультетах, но и в различных школах бизнеса. Крупные компании организуют курсы этики для своих сотрудников, создают корпоративные этические кодексы, формулируя в письменном виде этические принципы корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам. Однако издание этического кодекса нередко служит простой уступкой общественному мнению и является как первым, так и последним шагом в решении этических проблем. Моральный уровень управляющих, как правило, ниже, чем представителей других профессий. Тем не менее, внимание общественности к этическим проблемам вынуждает руководителей организаций производить этический анализ своей деятельности, делаются попытки перейти к превращению этических аспектов деятельности организации в планируемый и
контролируемый порядок. Соответственно можно выделить следующие уровни в системе деловой этики в
организации:
- этические принципы (императивы), доминирующие во внешней для корпорации среде, смена которых зависит от динамики культурных архетипов в обществе;
- нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников корпорации
- коллективы сотрудников корпорации, чья деятельность определяется моральным климатом организации
- индивидуальные мотивы сотрудников корпорации, побуждающие их к моральной деятельности, которая утверждает идеалы добра и подчинена чувству долга.
Припостроении системы кадрового менеджмента
следует учитывать, что этические принципы и общепризнанные моральные нормы, как правило, фиксируются в официальных документах корпорации - миссия корпорации, корпоративный этический кодекс.
Уровень морального развития как отдельно
взятой личности, так и организации в целом
определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости:
равенство человеческих
прав и уважение человеческого достоинства
В известной книге А.Печчеи "Человеческие качества" намечены шесть целей для
человечества, по которым можно сверять цели деятельности организации: - "внешние
пределы" - уяснение проблемы биофизических пределов существования человека на Земле, гармонизация взаимоотношений человека с природой; -"внутренние пределы" - исследование физических и психологических возможностей человека; -
защита и сохранение культурных особенностей народов и наций; -"мировое
сообщество" - выявление путей постепенного преобразования системы
эгоцентрических государств в систему скоординированных между собой
географических и функциональных центров принятия решений; - среда обитания,
генеральный всемирный план человеческих поселений; - производственная система.
Корпоративные этические кодексы могут основываться и на других этических
принципах, которые в какой-то степени ограничивают максимальные этические
требования : утилитаристский принцип - предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;
Индивидуалистический принцип - направлен на достижение чьих-либо долгосрочных
интересов.
Введение абстрактных положений о ценностях, миссии, целях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключают отношения к ним со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки. От корпораций требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни наёмных работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества. Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике вытекает из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и её основными целями -
достижением успеха и прибыли
Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью.
Иногда от всей административной деловой этики остаётся только этикет. Слово "этикет" означает установленный порядок поведения в определённой социальной сфере, в сфере предпринимательства и управления - деловой этикет.
Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости.
Правила делового этикета являются общепринятыми в международном деловом общении, хотя имеют и некоторые национальные и корпоративные особенности.
В организации деловой этикет зависит от того, какой стиль делового общения и руководства(авторитарный, демократический, либеральный или попустительский)характерен для делового общения в организации в целом, а также от деятельности организации, от
вкусов её руководства и от традиций
Американская исследовательница,социолог Джен Ягер приводит шесть основных
заповедей делового этикета:
- Делайте всё вовремя!
- Не болтайте лишнего!
- Будьте любезны, доброжелательны и приветливы!
- Думайте о других, а не только о себе!
- Одевайтесь,как положено!
- Говорите и пишите правильно!
Говоряо неформальных механизмах моральной регуляции необходимо выделить моральный климат организации, морально-психологические стереотипы и авторитет морального лидера. Моральный климат организации определяется её организационной культурой. Принято рассматривать четыре типа организационной
культуры:
- органическая, этические принципы которой построены на основах коллективизма, предполагают максимальное достижение равенства каждого из членов коллектива, равные права и обязанности.
- предпринимательская
- этическая доктрина должна быть построена на принципах эгоизма, который преследует извлечение максимальной прибыли для каждого члена организации.
- бюрократическая организационная культура по своей природе двойственна, поскольку имеет иерархическую организацию, для которой характерно максимальное делегирование ответственности вверх, т.е. безответственное поведение членов организации и максимальное сосредоточение властных функций и ответственности у тех людей, которые находятся на верху пирамиды власти.
- партиципативная
- организационная культура построена на принципах максимального саморазвития каждого члена коллектива.
-
- Каждой организационной культуре, таким образом, соответствуют базовые морально-психологические стереотипы: органической - коллективизм;предпринимательской - индивидуализм;бюрократической - конформизм; партиципативной - гуманизм. Неформальные механизмы определяются и авторитетом морального лидера.
- Шесть этических моделей лидерства: -лидер-защитник; лидер "конфуцианский мудрец"; выразитель идеи социального равенства; лидер - суперпрофессионал; харизматический лидер.
Основные принципы и правила делового поведения формируются сегодня в этических кодексах.Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы). В последние годы они стали появляться и в России. Как показали исследования, кодексы, состоящие из общих положений ( например, "не воруй"), приносят незначительную пользу и легко забываются теми, для кого они предназначены. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которую они принимаются. Кодексы существенно различаются как по содержанию, так и по объему. Так, например, американский Марктвенский банк разработал документ, называющийся "Политика в области этических норм и конфликтов". На 19 страницах служащим объясняется, что такое "хорошо" и, что такое "плохо". А крупная компьютерная компания "Крей Рисерч Инкорпорейтед", напротив, ограничилась 120 словами. Её кодекс гласит:Сотрудники "Крей" доверяют друг другу и уверены, что каждый выполняет своё дело по высшим этическим стандартам, - таков
стиль компании.
Что же означают этические нормы в деловом поведении? Ответ прост: любое практическое решение - высоко моральное решение. Здравый смысл незаменим, он или есть или его нет. И все же существует простой тест для проверки нашего рассудка и нравственных ценностей. Этот тест состоит из двух вопросов: Как я буду чувствовать себя, если мои друзья и близкие узнают о моем поступке? Хотел бы я, чтобы сообщение о моих действиях появилось на первой полосе ежедневной газеты? В данном случае ставка-репутация компании и вас самих. Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию всех
сторон.
Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Размышляя об этических аспектах, зачастую используется категория ценности. Но очень часто между конкурирующими ценностями возникает конфликт. Например, если в списке ценностей компании значатся и высокий уровень обслуживания клиентов, и респектабельность, от ее служащих можно ждать, что, стремясь удовлетворить потребности клиентов, они будут вести себя определенным образом. Можно сделать вывод, что в основе деловых отношений в организации находится персонал
организации.