как построить устойчивое сообщество?

Статья о том как одноклеточные становились многоклеточными. Потрясающе точная аналогия с тем, что сейчас происходит в обществе. Будет полезно для активистов, участников сообществ, волонтёров, общественных деятелей. Тут ключ к построению устойчивой эффективной организации или сообщества. Я бы даже точнее сказал социального организма!

Поверхностная аналогия в том что есть "альтруисты" и "обманщики". Хорошие и плохие. Но в действительности аналогия глубже, обманщики играют важнейшую роль в формировании организма, они носители генетического кода "альтруистов".

Обманщики без альтруистов не могут выжить. Альтруисты без обманщиков не могут размножаться. И вот природа создала обманщика, который содержит генетический код альтруиста. Вот вам ответ! Гениально!

Вот основная цитата: "таким образом, для возникновения многоклеточности должны быть выполнены три условия: 1) кооперация, 2) механизм борьбы с обманщиками, 3) коллективное размножение." Для социальных систем первые два пункта так и остаются "кооперация" и "механизм борьбы с обманщиками". А третий можно сформулировать как размножение сообществ. Я пока не совсем ясно вижу, что это такое.

Ну что-то вроде того, что человек покидает сообщество, но при этом он является носителем генетического кода сообщества и может его воспроизвести в другом месте с другими людьми. При этом есть какой-то механизм баланса. Если все будут уходить и основывать новые сообщества, то сообщества будут нестабильные. А если никто не будет уходить, то новые сообщества не будут возникать.

основной материал здесь

общительность и умственное развитие

Таким образом, в этом огромном отделе животного мира, который охватывает более тысячи видов и настолько многочислен, что Бразилия, по уверению бразильцев, принадлежит не людям, а муравьям, — совершенно отсутствует борьба и состязание из-за пищи между членами одного и того же муравейника, или колонии муравейников.

 Как бы ни были ужасны войны между различными видами муравьев и различными муравейниками, какие бы жестокости ни совершались во время войны, взаимная помощь внутри общины и самоотречение на пользу общую обратились в привычку, а самопожертвование индивидуума: для общего блага является общим правилом.

 Муравьи и термиты отреклись таким образом от «Гоббсовой войны» и [26]только выиграли от этого. Их поразительные муравейники, их постройки, превосходящие по относительной высоте людские постройки; их мощеные дороги и крытые галереи — между муравейниками; их обширные залы и зернохранилища; их хлебные поля, их жатвы и «соложение» ими зерна; удивительные «огороды» «зонтичного муравья»,

который объедает листья и удобряет кусочки земли катышками из пережеванных кусочков листа, причем в этих огородах растет только одна порода грибков, а все остальные уничтожаются; их рациональные методы выняньчивания яичек и личинок, общие всем муравьям, и построение специальных гнезд и загородей для выращивания тлей,

которых Линней так живописно назвал «муравьиными коровами», и, наконец, их храбрость, отважность и высокое умственное развитие, — всё это естественные результаты взаимной помощи, практикуемой ими на каждом шагу их деятельной и трудолюбивой жизни.

Общительность муравьев привела также к развитию другой существенной черты их жизни, а именно, к огромному развитию личного почина, который в свою очередь содействовал развитию у муравьев таких высоких и разнообразных умственных способностей, что они вызывают восторг и удивление каждого наблюдателя.

взаимопомощь муравьев

Факты взаимопомощи у термитов, муравьев и пчел настолько хорошо известны, почти всякому читателю, в особенности благодаря популярным книгам Романеса, Бюхнера и Джона Лэббока, что я могу ограничиться весьма немногими указаниями.

Если мы возьмем муравейник, то мы не только увидим, что всякого рода работа — воспитание потомства, фуражировка, постройка, воспитание куколок, выкармливание тлей и т. п. — выполняется согласно принципам добровольной взаимной помощи; но вместе с Форелем мы должны будем также признать, что главною, основною чертою жизни многих видов муравьев является тот факт, что каждый муравей делится и обязан делиться своей пищей, уже проглоченной и отчасти переваренной, с каждым членом общины, предъявляющим на нее требование.

Два муравья, принадлежащих к двум различным видам или к двум враждебным муравейникам, будут, при случайной встрече, избегать друг друга. Но два муравья, принадлежащих к одному и тому же муравейнику или к одной и той же колонии муравейников, всегда подходят друг к другу, обмениваются несколькими движениями щупалец, и «если один из них голоден или чувствует жажду, и в особенности, если у другого в это время зобик полон, то первый немедленно просит пищи».

 Муравей, к которому таким образом обратились с просьбой, никогда не отказывает; он раздвигает свои челюсти и, придав телу надлежащее положение, отрыгивает каплю прозрачной жидкости, которая слизывается [25]голодным муравьем.

 Отрыгивание пищи для кормления других является такой важной чертой в жизни муравьев (на воле) и так постоянно применяется, как для кормления голодных товарищей, так и для выкармливания личинок, что, по мнению Фореля, пищеварительные органы муравьев состоят из двух различных частей: одна из них, задняя, предназначается для специального пользования самого индивидуума, а другая, передняя — главным образом на пользу общины.

Если бы какой-нибудь муравей с полным зобиком оказался настолько себялюбивым, что отказал бы в пище товарищу, с ним поступили бы как с врагом, или даже хуже. Если бы отказ был сделан в такое время, когда его сородичи сражаются с каким-либо иным видом муравьев, или с чужим муравейником, они напали бы на своего жадного товарища с большим ожесточением, чем на самих врагов.

Но если бы муравей не отказался накормить другого муравья, принадлежащего к вражескому муравейнику, то сородичи последнего стали бы обращаться с ним как с другом. Всё это подтверждено чрезвычайно точными наблюдениями и опытами, не оставляющими никакого сомнения, ни в действительности самих фактов, ни в правильности их истолкования.

Взаимопомощь и любовь

Любовь, симпатия и самопожертвование, конечно, играют громадную роль в прогрессивном развитии наших нравственных чувств. Но общество, в человечестве, зиждется вовсе не на любви и даже не на симпатии.

Оно зиждется на сознании — хотя бы инстинктивном, — человеческой солидарности, взаимной зависимости людей. Оно зиждется на бессознательном или полуосознанном признании силы, заимствуемой каждым человеком, из общей практики взаимопомощи; на тесной зависимости счастья каждой личности от счастья всех, и на чувстве справедливости или беспристрастия, которое вынуждает индивидуума рассматривать права каждого другого, как равные его собственным правам.

За последнее время мы столько наслышались о «суровой, безжалостной борьбе за жизнь», которая якобы ведется каждым животным против всех остальных, каждым «дикарем» против всех остальных «дикарей», и каждым цивилизованным человеком против всех его сограждан, — причем подобные утверждения сделались своего рода догматом, религией образованного общества, — что было необходимо, прежде всего, противопоставить им обширный ряд фактов, рисующих жизнь животных и людей с совершенно другой стороны.

Необходимо было показать сперва преобладающую роль, которую играют общительные привычки в жизни природы и в прогрессивной эволюции, как животных видов, так равно и человеческих существ.

Надо было доказать, что они дают животным лучшую охрану против их врагов, что они облегчают им добывание пищи (зимние запасы, переселения, кормление под охраной сторожей и т. п.) и увеличивают предел жизненности, и, вследствие этого, — облегчают развитие умственных способностей; что они дали людям, помимо вышеуказанных общих с животными, выгод, возможность выработать те учреждения, которые помогли человечеству выжить в суровой борьбе с природой, и совершенствоваться, не взирая на все превратности истории.

Я это и сделал. А потому, настоящая книга, есть книга о законе Взаимопомощи, рассматриваемом как один из главных факторов эволюции, а не о всех  факторах эволюции и их относительной ценности; и эту книгу надо было написать раньше, чем станет возможным исследование вопроса об относительном значении различных факторов эволюции.

Я, конечно, менее всего склонен недооценивать роль, которую самоутверждение личности играло в развитии человечества. Но этот вопрос, по моему мнению, требует рассмотрения, гораздо более глубокого, чем какое он встречал до сих пор.

В истории человечества, самоутверждение личности часто представляло, и продолжает представлять, нечто совершенно отличное и нечто более обширное и глубокое, чем та мелочная, неразумная умственная узость, которую большинство писателей выдает за «индивидуализм» и «самоутверждение».

Когда учреждение Взаимопомощи — т. е. родовой строй, деревенская община, гильдия, средневековый город — начинали в течение исторического процесса терять свой первоначальный характер, когда в них начинали появляться паразитные, чуждые им, наросты, вследствие чего сами эти учреждения становились помехой прогрессу, тогда возмущение личностей против этих учреждений всегда принимало двоякий характер.

Часть восстававших стремилась к очищению старых учреждений от чуждых им элементов, или к выработке высших форм свободного общежития, основанных, опять-таки, на началах Взаимной Помощи; они пытались, например, ввести в уголовное право начало «возмещения» (виры) на место закона кровавого возмездия, а позднее провозглашали «прощение обид», то есть, еще более высокий идеал равенства пред человеческою совестью, взамен «возмещения», которое платилось сообразно классовой ценности пострадавшего.

Но, в то же самое время, другая часть тех же личностей, восстававших против окристаллизовавшегося строя, пыталась просто разрушить охранительные учреждения взаимной поддержки, с тем, чтобы на место их поставить свой собственный произвол, таким образом увеличить свои собственные богатства и усилить свою собственную власть. В этой тройственной борьбе, — между двумя разрядами возмутившихся личностей и защитниками существующего, и состоит вся истинная трагедия истории.

Князь Кропоткин

Почему в англоязычной традиции князь Кропоткин – это гуру (почти такого же значения как Ганди, или Лютер), в России – лишь забавный милый старик?
Почему там его книги на разных языках переиздаются и переиздаются, а на русском книги Кропоткина почти не встретишь в книжных магазинах?
Почему самой фигуре Кропоткина, его жизни и воззрениям на разных языках посвящено множество работ, а на русском – кот наплакал?
Потому что на Западе (а потом и на Востоке) идеи Кропоткина стали основанием для мощного и широкого движения, называемое МЕСТНОЕ РАЗВИТИЕ, КОМЬЮНИТИ ДЕВЕЛОПМЕНТ, под которым понимается развитие территорий силами проживающей на ней людей, объединенных в общину. А в России мы об этом забыли. Напрочь.
Петр Алексеевич Кропоткин был одним из мировых лидеров и пионеров в формировании концепции МЕСТНОГО РАЗВИТИЯ.  Он один из основоположников идей МЕСТНОГО РЫНКА И МЕСТНОГО ПРОИЗВОДСТВА.
Кропоткин вошел в мировую интеллектуальную элиту в том числе потому,  что сформулировал следующее: основой эволюции, развития и успеха является ВЗАИМОПОМОЩЬ, то, что позднее будет называться кооперативным  поведением.
Он доказывал и следующее: взаимопомощь является основой экономического развития .
Вся экономическая мысль 20 века будет затем биться на этом поле, ломать копья. К концу 20 века созреет. И будет давать за исследование идей кооперативного поведения Нобелевские премии .
Кропоткин написал свою классическую работу, «Взаимопомощь как фактор эволюции»в 80годы 19 века.
Он создал новый императив, показав, что взаимная помощь, солидарность, сотрудничество являются одним из ключевых свойств человека (да и живой природы в целом), и это эффективный способ поведения. Он стоял где-то рядышком с Толстым. Две великие фигуры.
Далее, Кропоткин сделал целый ряд выводов, которые лягут в основу современных способов развития территорий.


История создания книги "Взаимопомощь" такова.
В 1886 году Петр Кропоткин перебирается жить в Англию, он входит в научную среду  Великобритании и он зарабатывает на жизнь публикациями в научных журналах (в том числе – ведущих). В журнале «Девятнадцатый век» он публикует серию статей о взаимной помощи, которые стали ответом на эссе «Борьба за существование: программа» известного физиолога и дарвиниста Генри Хаксли, одного из самых именитых ученых тогдашней Англии.

Хаксли изображал эволюцию и жизнь в живой природе как  борьбу всех против всех. Также он понимал и жизнь человеческого общества, говоря о том, что прогресс – это следствие конкуренции, войны, в которой побеждает сильнейший. Человек человеку волк.
Кропоткин выступил с критикой этих воззрений и создал труд, в котором описал бесконечные формы сотрудничества живых существ, имеющие место в природе (пчелы, муравьи, птицы, рыбы.. кони и олени, которые вместе спасаются от хищников, волки и львы, которые совместно охотятся и т.п.)

Далее Кропоткин показывает роль кооперативного поведения, сотрудничества, взаимной помощи в жизни человечества на всем ее протяжении.
Петр Алексеевич показывает, что древние люди смогли  выжить благодаря своему умению создавать общие действия  и необходимую для этого общинную социальную систему, общинную самоорганизацию.
Петр Алексеевич подробно описывает общинные порядки у разных народов разных времен, основываясь как антропологическом материале, так и на исторических источниках. И он дает широкую панорамную картину.
Деревенская община представляла собою естественно выросшее учреждение, а потому полного однообразия в её построении не могло быть. Вообще говоря, она являлась союзом семей, считавших себя происходящими от одного общего корня и владевших сообща известной землёй.
В его книге мы можем увидеть традиции славян, германцев, и многих-многих других разных прочих народов Европы, Азии, Америки. Повсюду община выступала в качестве механизма развития, аккумулирования и сохранения навыков и знаний, которые позволяли выживать.
Кропоткин показывает, что все народы на определенном этапе создают общинную систему. А те, у которых общины не возникли, перестали существовать.
Именно коллективное общинное взаимодействие и взаимопомощь позволили народам существовать на протяжении столетий.
Далее Кропоткин показывает механизмы взаимопомощи людей в более поздние периоды, в частности в средневековых городах, которые с момента своего зарождения представляли из себя коммуны , не просто союзы совместно проживающих людей, которые за стенами города добивались свободы от феодала. Это был тесный союз для организации (самоорганизации) общего потребления и производства, для организации всех стороны жизни человека.

Но его работа осталась бы лишь одним из исторических очерков, если бы Кропоткин не показал значимость общины в современном индустриальном обществе. И не предложил внятного понимания, что и как делать с общинами в современном обществе.
Его подход широк, касается большого круга вопросов.
Выделим то, принципиально важно для малых территорий. Кропоткин говорит: все те территории, которые являются бедными и испытывают сложности, не смогут выжить и развиваться, если они не создадут современной версии общинного устройства, новой формы коммун, - комьюнити.

А что она может, это современная община?
Среди экономических задач, скажем, может следующее:
- способствовать местному производству (местные фирмы, кооперативы, артели и пр.)
- организация коллективного потребления (которое по сути один из главных способов способствования местному производству).
Это предопределит мировой подход к развитию локальных территорий в последующие десятилетия.
"Покупай местное" - вот экономическая основа, которая позволит территории быть сильной экономически и и не зависеть от завозимых товаров (промышленных и продовольственных).
Представляете, когда об этом Кропоткин пишет? На заре крупного промышленного производства, в момент, когда большинство мечтало о крупном производстве, как о главной надежде своей страны.
Могли ли идеи Кропоткина быть восприняты в то время и приняты как руководство к действию?

В России его не услышали. Точнее, его голос звучал в России до революции, его читали, им зачитывались. После революции 17го года его выставили чудаковатым мечтателем, который безвозвратно устарел с появлением «единственно верного» ленинского учения, но которого можно помнить за его самоотверженную (и неправильную) борьбу с царским режимом. Его работы хотя и издавались, но по существу стали недоступны. А зачем было издавать?  Последователи и сторонники этих идей были физически уничтожены.

Но Кропоткина мир услышал. Не сразу, но услышал.
Точнее, на большинство европейских языков ее перевели очень быстро (и на русский, кстати, она была тоже переведена, потому как написана изначально на английском), уже к началу 20 века.

Чтобы понять и применить, потребовалось еще десятилетие.
И уже в начале 20 века идеи Кропоткина начали внедрять.
А с середины 20 века современные формы общин, комьюнити начали победное шествие по миру.
Продолжим

избегайте состязания

"Один из самых обычных способов, которыми действует естественный подбор, — говорит Дарвин, — это — приспособление некоторых особей данного вида к несколько различному образу жизни, вследствие чего они могут захватить еще не захваченные места в природе" ("Происхождение видов", гл. VI), другими словами — избегнуть состязания.

"Избегайте состязания! Оно всегда вредно для вида, и у вас имеется множество средств избежать его!" Такова тенденция природы, не всегда его вполне осуществляемая, но всегда ей присущая.

Таков лозунг, доносящийся до нас из кустарников, лесов, рек, океанов. "А потому объединяйтесь — практикуйте взаимную помощь! Она представляет самое верное средство для обеспечения наибольшей безопасности, как для каждого в отдельности, так и для всех вместе; она является лучшей гарантией для существования и прогресса физического, умственного и нравственного".

Вот чему учит нас Природа; и этому голосу Природы вняли все те животные, которые достигли наивысшего положения в своих соответствующих классах. Этому же велению Природы подчинился человек — самый первобытный человек, — и лишь вследствие этого он достиг того положения, которое мы занимаем теперь. В справедливости этого читатель убедится из последующих глав, посвященных взаимной помощи в человеческих обществах. (...)

Естественный отбор против конкуренции

В великой борьбе за существование — за наиболее возможную полноту и интенсивность жизни при наименьшей ненужной растрате энергии — естественный подбор постоянно выискивает пути именно с целью избежать, насколько возможно, состязания.

Муравьи объединяются в гнезда и племена; они делают запасы, воспитывают для своих нужд "коров" и таким образом избегают состязания; и естественный подбор выбирает из всех муравьев те виды, которые лучше умеют избегать внутреннего состязания с его неизбежными пагубными последствиями.

Большинство наших птиц медленно перекочевывает к югу, по мере наступления зимы, или же они собираются бесчисленными сообществами и предпринимают далекие путешествия и, таким образом, избегают состязания. Многие грызуны впадают в спячку, когда наступает время возможного состязания, а другие породы грызунов запасаются на зиму пищей и собираются вместе обширными поселениями, дабы иметь необходимую защиту во время работы.

Олени, когда олений мох засыхает внутри материка, переселяются по направлению к морю. Буйволы пересекают огромные материки ради изобилия пищи. А колонии бобров, когда они чересчур расплодятся на реке, разделяются на две части: старики уходят вниз по реке, а молодые идут вверх, для того чтобы избежать состязания. А если, наконец, животные не могут ни впасть в спячку, ни переселиться, ни сделать запасов пищи, ни сами выращивать потребную пищу, как это делают муравьи, — тогда они поступают, как синицы (прекрасное описание см. у Уоллэса, "Darwinism", гл. V), а именно: они переходят к новому роду пищи и, таким образом, опять-таки избегают состязания.

Тема "Инициации" в сказке "Красная Шапочка"


Тема 1«Инициация»


«Красная Шапочка» – безусловно, волшебная сказка, поскольку в ней есть многое, что указывает на иную, «не реальную», реальность – говорящий волк, поглощение волком и чудесное спасение героинь, счастливая концовка. А волшебная сказка, как считал В. Я. Пропп, имеет характер инициации – последовательного перехода главного героя из одного статуса в другой. В традиционных культурах инициационное посвящение осуществлялось в три этапа: символическая смерть героини, бесстатусное(неопределенное) состояние героини, последующее возрождение в новом качестве.


Итак:

1. Символическая смерть героини. На этом этапе инициации героиня должна встретиться со смертью лицом к лицу и пережить ее. Что происходит по сюжету сказки?

* Мама отправляет Красную Шапочку к бабушке через лес. Это довольно опасное путешествие, грозящее девочке смертью.

* Бабушка, живущая в лесу, созвучна классическому образу Бабы Яги –  языческой Богини Жизни– Смерти – Жизни, хранительницы границы миров живых и мертвых.

* Красная Шапочка несет бабушке пироги и вино – традиционное жертвоприношение покойникам.

* Поглощение Красной Шапочки волком как завершение первого этапа.


2. Бесстатусное (неопределенное) состояние героини. Второй этап – это тайна процесса перерождения.

* Красная Шапочка вместе с бабушкой оказывается в животе у волка. И никто не знает, что там происходит – это великая тайна )))


3. Последующее возрождение в новом качестве. Третий этап характеризуется возвращением к жизни в новом статусе, с новым опытом и новыми знаниями.

* После освобождения из брюха волка Красная Шапочка решила: «Ну, уж теперь я никогда не стану в лесу убегать в сторону от большой дороги, не ослушаюсь больше матушкиного приказания».


Если рассматривать «Красную Шапочку» с позиции наиболее кризисных моментов в жизни женщины, тогда инициация – это переход из одной возрастной группы в другую и стратегия этого перехода. В сказке «Красная Шапочка» можно выделить две психологические инициации.

 

Первая инициацияэто переход из детства во взрослость, из состояния девочки в состояние девушки. Задача – отделение от родительской семьи – матушка отправляет девочку из дома. Героиня идет своей дорогой, проходит испытание «встречи» с мужским миром и обретает знание про них:

а) есть мужчины (волк), способные девушку одурачить / очаровать, а потом проглотить и лишить полноценной жизни;

б) есть мужчины (охотник), готовые вернуть ею к жизни и  показать мир )))


Вторая инициация – переход в стадию продуктивности, из состояния девушки в состояние взрослой женщины. Эта инициация не исключает первую, а развивает и дополняет ее:

а) чтобы создать свою семью / дом / очаг необходимо отделиться от родительской семьи;

б) далее необходимо получить разрешение(благословение) от матери на личное счастье и совет, как себя вести.

в) наконец, найти своего мужчину и построить свой дом / территорию / границы.


Исходя из вышесказанного, можно констатировать,сказка «Красная Шапочка» имеет характер инициации. А это значит, что ее можно использовать в терапевтических целях в групповой и индивидуальной работе.

Мечты Дзиро о суши


Мечты Дзиро о суши (2011)

режиссер Дэвид Гелб



Фильм о владельце ресторанчика в Токио, всю свою жизнь посвятившем приготовлению суши. Джиро Оно 85 лет. Его заведение даже трудно назвать рестораном — это крохотная щель в подземном переходе где-то в Гинзе. Всего десять посадочных мест, просто ряд высоких стульев вдоль стойки. Туалет снаружи. В меню только суши и ничего больше. И три звезды Мишлен. Бронировать стул надо за месяц.

статья

фильм онлайн в высоком качестве

Почему нельзя возродить нравственность

  • 20.09.13, 09:06
Великий сценарист Тонино Гуэрра сказал: «Мы продлили человеческую жизнь и разрушили моногамный брак. Невозможно любить одного и того же человека пятьдесят лет». Вам не нравится? Так что станем делать? Отменять развод или умирать пораньше?

полностью