Восстание совместного потребления
- 26.08.12, 08:18
35 лет, родился в Санкт-Петербурге. Учился в Санкт-Петербургском государственном техническом университет на факультете технической кибернетики. Много путешествовал с деловым целями: от Юго-восточной Азии (Индонезия, Таиланд, Вьетнам), до Ближнего Востока (Бахрейн, Дубаи, Иордании, Израиль), Европы и Северной Америки. IT-консультант в сфере банковских платежных технологий. Живет и работает в Утрехте, Голландия.
Денис Старк о себе: «Я постоянно учусь у талантливых, душевных, интересных людей, с которыми встречаюсь в разных странах мира. Часто вступаю в конфликты, через разрешение которых приобретаю самый ценный опыт. По условиям контракта с моим работодателем у меня четыре рабочих дня в неделю, так что остается время на общественные проекты. В будущем рассчитываю открыть свой бизнес в сфере социального предпринимательства: самая подходящая форма деятельности для меня – когда и прибыль есть, и польза для общества и природы».
– Денис, в свое время вы стали известны в России и за ее пределами благодаря проекту«Мусора.Больше.Нет». Как из простого (но не для каждого – естественного) желания убрать за собой мусор после пикника вы сумели создать создать жизнеспособный и популярный проект?
– Мне удалось привлечь душевных, интересных, ответственных людей, к которым потянулись такие же люди – и их становится все больше. За восемь лет удалось создать более 120 групп в 90 городах России и 5 странах СНГ. Это более 10000 участников добровольных уборок. Это более 200 тонн убранного мусора (оценочная цифра: точных данных нет, так как группы в разных городах живут своей жизнью и сводная статистика не ведется). Лично мне движение «Мусора больше нет» дает опыт общения, публичных выступлений, заботы о природе и множество новых связей. У других участников, согласно нашему опросу, мотивы могут быть иные: для кого-то это вдохновляющая жизненная философия, или возможность что-то реально исправить в мире, или шанс проверить свои организаторские способности, или просто повод навести порядок на любимой лесной поляне.
– Давайте перейдем к движению Collaborative Consumption – совместного потребления…
– История совместного потребления стара как само человечество. Всегда был общий очаг, общие инструменты, общая земля. Иногда это явление выходило на первый план, иногда – пряталось в тень, но оно было всегда. В общежитии студентки одалживают друг у друга юбку или туфли, соседи по лестничной площадке делятся дрелью, на даче один мотоблок покупается на несколько домов и т.д. Просто с распространением интернета и социальных сетей это явление выходит на новый уровень, масштабируется. Доверие, ранее возможное только между близкими людьми, сейчас может быть достигнуто в глобальном масштабе.
– Как и почему вы включились в это движение?
– Вначале для меня это был поток никак не связанных друг с другом проектов. Вспоминаю, как в 2009 году знакомые с восторгом рассказали о проекте «Каучсёрфинг» (https://www.couchsurfing.org/) – международной гостевой сети, члены которой бесплатно предоставляют друг другу ночлег и другую помощь во время путешествий. Я и сам начал путешествовать по России по этой схеме, останавливаясь у друзей, с которыми был знаком только через интернет. И у меня прекрасно получалось без всякий посреднических интернет-сервисов: повсюду встречал доверие и отсутствие границ. Затем я услышал о проектах совместного использования автомобилей Car Sharing, а также о практике совместных походов в ресторан. А когда посмотрел на TED ролик Рэйчел Ботсман*, посвященный совместному потреблению – влюбился в эту идею. Я увидел, что это мощное движение, набирающее обороты, что все эти проекты про инструменты, путешествия, еду и машины – части одного большого тренда. Все это продиктовано желанием людей быть счастливыми, общаться и при этом сокращать потребление ресурсов.
*Rachel Botsman – социальный инноватор из США, соавтор книги «Что мое – твое: Восстание совместного потребления», изданной в 2010 году.
Коментарі