"Очень хочется быть услышанным, но тут без риска не обойтись"
“Люди – такие эгоцентристы! Мы воображаем себя пупом земли. Мы не пытаемся понять животных, а очеловечиваем их. А они устроены абсолютно иначе. Они часть природы. Между прочим, они могут нас съесть!” – так эмоционально комментирует Камилль трек “Cats and Dogs”, представленный на ее третьем сольном альбоме “Music Hole”. Французская певица, актриса, композитор и продюсер Камилль Далма (Camille Dalmais), как может, избегает этого типичного заблуждения – приписывать всему человеческие качества – не только когда речь идет о животных. Любое явление для нее – это уже в последнюю очередь зеркало, в которое можно полюбоваться, а прежде всего – бесконечно интересный объект, в который она вживается, пробует на ощупь, изучает на свет и ищет для него гармоничную музыкальную форму.
На своем втором альбоме “Le Fil” (“Нить”), изданном в 2005 году и вписавшем имя Камилль в число самых ярких авангардных артисток Европы, она использовала свой голос как проводник в лабиринте событий и собственных эмоций, как нить Ариадны, которая помогла ей расправиться со скукой и предсказуемостью. “Поп-музыка должна быть экспериментальной, – уверена Камилль, – иначе не имеет смысла ею заниматься. Задача артиста – сделать популярным то, о чем раньше никто мог и не знать. Очень хочется быть услышанным, но тут без риска не обойтись”.
Камилль готова рисковать – как это делали/делают Кейт Буш и Бьорк, артистки, с которыми француженку сравнивают чаще всего.Камилль с ее актерским даром не столько работает в жанре музыкальной фантастики – в смысле выдумывания абсолютно неслыханных звуковых чудес, сколько режиссирует для себя новые, порой непредсказуемые вокальные роли. Альбом “Music Hole” – ее артистический бенефис, импульсивный, страстный и дерзкий, изящно взламывающий коды жанров, стилей, шаблонов, форматов и песенных традиций. Этот код составлен из всем известных ингредиентов: вкусно и щедро поданная перкуссия, гуттаперчевый вокал, ласково приручающие мелодии, любые звуковые добавки по вкусу (от блестящего бит-бокса до журчания воды и животных криков). Все это круто замешано на фантазии, азарте и чисто женской интуиции, позволяющей красиво хулиганить, не перегибая палку.
Ее одинаково манят драма и комедия, пафос и карикатура, умело срежиссированный трагизм и беззаботная клоунада. Страдающая героиня, потерянная в жизни странница – в патетической композиции “Home is Where it Hurts”, обставленной с задумчивым французским шармом. Режиссер холодного, бесконечно тоскливого, как полярная зима, заметенного снегом фильма под названием “Winter's Child”, в котором живет только гул ветра и плачущие женские голоса. Или отрешенная монашка, спрятавшаяся в своем духовном коконе – в самой странной композиции “The Monk”. Ее образ вычерчен с помощью витиевато переплетающихся вокальных линий, и это сочетание ангельских ноток и животного рычания и в самом деле словно вылеплено по образцу диска “Medulla”.
А по другую сторону амплуа – выдумщица и кокетка, солнечный зайчик, брызжущий в глаза ослепительным светом. “Money Note” – это не только концентрат детского озорства, который легко представить на сцене мюзик-холла, но и реализация чисто технической задачи, поставленной Камилль самой себе, - взять самую высокую ноту на фортепиано. Так сказать, в шутку утереть нос диапазонистым поп-дивам.
Альбомом “Music Hole” Камилль Далма многим утерла нос. И в первую очередь скептикам, считающим, что современная музыка делается только по расчету и только на продажу. В такие игры Камилль не играет.