«Подарите жизнь Ингулецкой степи»
…Когда из первозданной природной среды в процессе техногенизации региона, и в частности Криворожья, за последнее ХХ столетие было утрачено почти все, логично было бы осмыслить цену и ценность того, что (не смотря на все прихоти бурного времени), таки сохранилось! Когда явление становится редкостным, на него автоматически должна возрастать цена. Раритетные вещи сохраняют хотя бы ради «прикола», их ценность на мировых аукционах часто не подлежит даже пониманию! Но, похоже, это не касается дикой природы в Украине! Здесь наоборот – чем меньше ее осталось, тем с большей легкостью ее без сожаления уничтожают, ее просто игнорируют, даже не замечают! В Украине, и в частности Приднепровье продолжает действовать фактически безупречно основной принцип: «Экономические ценности безапелляционно оказываются доминирующими над всеми остальными». И в результате выходит, что участки, где сохранилась Дикая Природа, самые дешевые на коммерческом рынке земли. И хотя для рядового гражданина они недоступны, получить их для корпоративных бизнес - структур, отождествленных с властью, можно фактически даром (причем значительно легче, чем это можно сделать, например, с пахотными землями). В прихоть будь - каким, иногда достаточно сомнительным даже с точки зрения экономической целесообразности, интересам игнорируются жизни и судьбы миллионы существ, игнорируется сам факт их существования в природе. В результате, если человек хочет жить в окружении подснежников, дубов и соловьев и имеет на это достаточную моральную и правовую основу. Другой человек хочет иметь в своем кошельке еще один карьер или, например, шахту, а на дивиденды жить и отдыхать в искусственных отелях и виллах со стеклянными соловьями и пластиковой травой… Только почему–то эта вторая, ради удовлетворения своих прихотей, должна уничтожить и среду обитания, и ресурсы, и мечты и надежды первой, оставив ей пустыню, и при этом будет всегда права! И даже больше! Она еще и «героем-спасителем» станет для тех, кому все равно, в каком они месте доживают свою жизнь. «Ну что там за природа, в этих балках? Бурьяны одни растут. Вот в карьерах – вот это природа! Вот это красота!»
Теперь про «Ингулецкую степь» больше 10 лет назад автору этих строчек посчастливилось взять участие в небольшой экспедиции по изучению для дальнейшей организации заповедника очень живописного участка Дикой Природы на севере Криворожья. Участок, который условно назывался «Ингулецкая степь», под таким названием был включен в Указ Президента Украины от 10.03.1994г. под №79/94 «О резервировании территорий для дальнейшей организации заповедника». Вместе с «Ингулецкой степью» в тот указ попали еще 13 территорий Днепропетровщины (в те годы, когда готовилось научное обоснование для этого Указа, авторский коллектив ученных, который состоял из «китов» региональной ботанической и зоологической науки – В.В.Тарасова, В.О.Барсова, В.Л.Булахова, А.А.Губкина, которые и стали моими спутниками в той экспедиции). Впрочем, территория для заказника уже была определена ( не знаю, честно говоря кем) еще до нашего отъезда, и нам оставалось только восхищаться величием и живописностью скалистого берега Ингульца, разнообразием флоры и фауны и присутствием больших очень раритетных видов, которые населяли этот затерянный мир, чудом обойденный железорудной ногою техногенного Кривбасса.
И вот теперь, через 8 лет, степь напомнила о себе. Жаль, что с опозданием о ситуации возле села Недайвода узнали мы, члены ЭТО «Орлан». В апреле 2010 г. Нас пригласили местные жители просто оценить независимым взглядом ситуацию. Понятно было, что это крик о помощи, и нам таки удалось вырваться на один день в степь (со мною были «боевые товарищи-орнитологи»). Местные активисты, а точнее – просто люди с трезвым умом и здравым смыслом рассказали нам оперативно о том, что в их «Ингулецкой степи» планируют открытие гранитного карьера, и познакомили нас с кой какими бумажными результатами их неравной борьбы за сохранение степи с властью и бизнесом.
Игнорируя мнение местных краеведов и небезразличных к родной природе людей, власть пошла на позорный шаг: «Ингулецкую степь» исключили из решения облсовета (от 19.03.02 № 525). Для этого приняли новое решение (29.01.08 №353 -14/V) в отличие от первого в части «Ингулецкой степи» доказав в который раз, что даже статус заповедника не мешает в таких случаях. Областной совет, который за 6 лет до этого зарезервировал этот участок для заповедника, с такой же легкостью и «раззаповедовала» (как и десятки других похожих участков по области). Так зачем было вообще писать и утверждать Программу экосети? Выходит, это полная фикция? Или может причина для набивания цены за «решение вопроса» для предпринимателей в случаях, когда их земли попадают на «зарезервированные территории»? Как же так? Может, Ингулецкая степь вдруг утратила свою природоохранную ценность? Да нет же!
Просто в который раз продемонстрировано обществу все несовершенство имеющихся деклараций про «заботу государства» о заповедных территориях.
Однако те, кто хочет захватить эту территорию, не учли: Ингулецкая степь оказалась участком, ценность которой для природоохраны намного выше за среднестатистическую балку! На этой территории произрастает наибольшая в регионе, и возможно, одна из наибольших в Украине ценнопопуляция сну лучистого (чернеющего) – растения, которое занесено в Красную Книгу Украины. Кроме того, при поверхностном апрельском обследовании 2010 года подтвердило произрастание здесь численной популяции тюльпана hypanica , а также – двух видов ковыля – украинского и волосистого (все эти виды тоже занесены в Красную книгу Украины). Кроме того, на скалистых участках здесь произрастает популяция растения, занесенного в международную Красную книгу МСОП (IUCN) – это украинский гранитофильный эндемик очиток Борисовой.
По закону Украины «О Красной книге», который, в отличие от облсовета, никто не отменял, факт произрастания этих видов (даже одного из них) не позволяет проводить какую либо хозяйственную деятельность на этих землях, тем более, если она может нанести урон жизни и здоровью самих растений и животных. А в случае уничтожения или повреждения их виновники должны быть привлечены к уголовной ответственности, понятно, с начислением убытков за причиненный вред. Для этого же и таксы есть, официально утвержденные. За одно растение сон травы, в случае его уничтожения придется заплатить компенсацию 12 гривен. Но даже с такой очень заниженной, но юридически утвержденной оценкой, оплата убытков за эту популяцию может обойтись «карьеростроителям» в 60 млн. Потому что сон – травы на южном участке Ингулецкой степи, по предварительным подсчетам, около 5 млн. единиц. Это цифры для тех, кто зарится на этот удивительный участок природы!
Цитаты из статьи Вадима Манюка кандидата биологических наук, доцента Днепропетровского национального университета им.Олеся Гончара.
А вот что говорит в ЕКСПЕРТНОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ о природоохранной ценности редких и исчезающих видов животных природного комплекса «Ингулецкая степь» Зав. Кафедры зоологии КДПУ кандидат биологических наук, доцент Стригунов В.И.: «В целом на территории заказника было обнаружено даже при первичном неполном осмотре как минимум 122 вида животных, с разным природоохранным статусом (Мировая Красная книга, европейский красный список, Бернская конвенция, Красная книга Украины, Перечень редких и исчезающих видов растений и животных Днепропетровской области). Из них 45 видов животных, занесенных в Красную книгу Украины! Особенную ценность имеют популяции ящерицы зеленой, гадюки степной, полоза желтобрюхого, луня полевого, степного канюка, многих видов «краснокнижных» насекомых, которые заслуживают на суровую и бережную охрану, в первую очередь путем сохранения биотопов, где они проживают".
Джарты – сарай в министерстве природы.
(цитаты из статьи)
Последний раз большой «дерибан» лицензий случился совсем недавно – как раз накануне и во время досрочных выборов в парламент. Организовал этот «дерибан» министр охраны окружающей среды Василий Джарты. Наверное в правительстве Януковича никто так «грубо» не работал, как министр охраны окружающей среды. Министерство ему досталось, на первый взгляд, бизнесо «неинтересное» - рыбки, бабочки, выбросы в атмосферу, сточные воды и т.д. Однако это лишь на первый взгляд.
Например, Министерству подчиняется достаточно интересная компания «Надра України», которая отвечает не за кузнечиков и бабочек, а за полезные ископаемые, особенно такие сладкие, как нефть и газ. Кто-то откажется от такого десерта? Василий Джарты не отказался…
За короткий срок Василий Джарты вместе со своим партнером, руководителем НАК «Надра України» Эдуардом Ставицким осуществляли столько сомнительных схем, что даже глаза разбегаются…
Татьяна Чорновил.
Для того чтобы расклад был полным, привожу еще одну цитату из еженедельника «Комментарии»:
Директор Wellmind Invest GmbH - депутат Донецкого облсовета Валерий Омельченко, который приходится зятем крымскому премьеру Василию Джарты. Wellmind Invest GmbH является учредителем ряда украинских компаний, менеджмент которых недавно стал основателем крупнейшего агрорынка страны оптового рынка сельскохозяйственной продукции «Столичный» под Киевом.
Именно Валерий Омельченко является одним из учредителей ООО «Гранит Групп», которое собирается разрабатывать гранитный карьер в «Ингулецкой степи». А Эдуард Ставицкий (нынешний глава государственной службы геологии и недр Украины) в своем ответе, на жалобу депутата сельского совета, дает такой ответ: «ООО «Гранит Групп» получило заключение государственной экологической экспертизы рабочего проекта от 06.10.2011 №101. Исходя из вышесказанного, оснований для остановки действий специального разрешения на использование недр отсутствуют».
Вопросы будут?
Вот только Закон о Красной книге Украины никто не отменял!.