Началась история КиноКанн в 1932-ом году, как это не
парадоксально - в Венеции, где был впервые проведён
международный фестиваль кино. В то время участие и победа
стран в подобном мероприятии носило больше политический,
нежели культурный характер, а перед началом Второй мировой
войны выбор кинематографистов и вовсе проходил под влиянием
фашистского режима, узурпировавшего пол Европы - предпочтения
в основном отдавались лентам, снятым в Германии и Италии.
Так, в 1939-ом фаворитом фестиваля была французская
лента Жана Ренуара "Большая иллюзия", однако
"Золотой Лев" был присуждён немецкой картине
"Олимпия" и итальянской "Пилот Лучано
Серра", снятой сыном Муссолини.
Однако неудачи Венецианского фестиваля стали лишь вехами
на пути Канн к их триумфу. Возмущённые некорректным
решением Венецианского жюри, независимые европейские
кинематографисты обратились с петицией к Французскому
правительству, в которой предложили организовать фестиваль,
свободный от политических предрассудков. Несмотря на
сложную политическую ситуацию и усиление фашистских
режимов, французское правительство одобрило проект,
дав ему зелёный свет.
В качестве возможных мест проведения фестиваля первоначально
рассматривались несколько городов, основными из которых
считались Биариц на побережье Атлантического океана
и Канн на Средиземноморье. В качестве официальной причины
выбора Канн называется то, что это "солнечное и
притягательное место", однако на практике главным
аргументом в пользу города стало обещание администрации
Канн организовать специальное место для проведения фестиваля.
Первый Каннский кинофестиваль открылся 1-го сентября
1939-го года - этот месяц был выбран организаторами
в надежде привлечь дополнительный поток туристов, продлив
тем самым курортный сезон на лишние 2 недели. Однако
этому не суждено было случиться в тот год - практически
сразу после открытия фестиваля Франция объявила о своём
решении выступить на стороне Великобритании, объявившей
войну Германии.
Повторный старт был взят фестивалем только после окончания
войны - 20-го сентября 1946-го года. Администрация города
к тому времени ещё не успела выполнить своих обещаний,
а потому фестиваль проводился тогда в здании одного
из казино Канн. Луи Люмьер, являвшийся одним из основателей
кинофестиваля (тогда ему было уже 82 года) взял на себя
обязанности президента жюри, пригласив на фестиваль
таких кинематографистов, как Билли Уайлдер, Роберто
Росселлини, Уолт Дисней и многих других.
В 47-ом году фестиваль был взят под крыло Национальным
центром кинематографии, который занимался отбором конкурсных
лент из разных стран. Однако на практике фильмы отбирались
не самим фестивалем, а непосредственно странами, их
присылающими.
48-ой год стал несчастливым для фестиваля, проведение
которого было отменено из-за проблем с финансированием.
Проблема повторилась и в году 1950-ом, однако за этот
период администрация города смогла воплотить в жизнь
свои обещания - в 49-ом Канн обзавёлся "домом".
Им стал специально отстроенный для этой цели Круазетт
Палас, где фестиваль и проводился последующие 34 года.
В 50-х время проведения фестиваля было перенесено с
сентября на апрель - в частности, такое решение было
принято из-за того, что осенью поток туристов оказался
меньше ожидаемого. Однако главной причиной было то,
что Канны проходили позднее других фестивалей (Берлинского
и Венецианского), и в результате лишался возможности
устраивать премьеры многих фильмов. Перенос фестиваля
на весну способствовал привлечению величайших кинематографистов
со всего мира - в 50-е годы в Канне были отмечены ленты
таких признанных мастеров, как Ингмара Бергмана, Орсона
Уэллса, Жака Кусто, Уолта Диснея и других...
В 1954-ом случилось два события, изменивших облик фестиваля.
Парижский ювелир Сюзанн Лазон выдвинул идею того, что
облик фестивальных наград должен иметь ассоциации с
пальмой, являющейся символом города. Известный французский
режиссёр Жан Кокто, друживший с Лазоном, сделал набросок
и уже на следующий год Гран-при фестиваля был переименован
в "Золотую Пальмовую ветвь" (Palme d'Or).
Вторым событием стала локальная сексуальная революция,
произошедшая в Канне. Во время одной из фотосессий,
французская старлетка Симона Сильва решила оголиться
перед камерой, положив начало традиции эротических фотосессий,
которые ежегодно устраивают девушки на каннских пляжах
для фотографов со всего мира.
Если в начале своей истории фестиваль привлекал приезжих
своими тусовками, проходящими в дорогих гостиницах и
ресторанах, то по мере того, как фестиваль обретал вес,
он стал местом сбора участников мировой киноиндустрии,
съезжающихся ежегодно для того, чтобы ознакомиться с
картинами-участниками фестиваля, а также обсудить деловые
планы и наладить новые связи.
В 1972-ом году был изменён принцип отбора конкурсных
лент - если ранее их выбирали сами страны-участники,
то с этого момента ленты стали отбираться непосредственно
руководством фестиваля, что стало обычной практикой
для фестивалей такого уровня.
70-е годы по праву можно назвать годами американцев
в Канне - "Золотая Пальмовая ветвь" была вручена
Роберту Олтману за его "М.Э.Ш.", Фрэнсису
Форду Копполе за "Разговор" и "Апокалипсис
наших дней", Мартину Скорсезе за "Таксиста".
Другими лауреатами 70-х были Луи Маль, Ридли Скотт,
Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Джон Бурман и Милош
Форман.
80-е года в Канне ознаменовались возвращением в кино
японского классика Акиры Куросавы. Спродюсированный
столпами американского мейнстрима Джорджем Лукасом и
тем же Копполой средневековая драма "Тень воина"
разделила пьедестал с шедевром Боба Фосси "Весь
этот джаз". Наградами отмечаются международные
авторы, такие как Коста-Гаврас за политический триллер
"Пропавший без вести", Вим Вендерс за "Париж,
Техас", Роланд Жоффе за историческую драму "Миссия".
Но в конце десятилетия был установлен стандарт инди-постановки,
когда победу одержал дебют Стивена Содерберга "Секс,
ложь и видео".
Фестиваль продолжал быть лидером независимого кино
и в 90-х годах. Например, братья Коэн удостоились главной
награды за "Бартона Финка", Дэвид Линч за
"Диких сердцем", а Квентин Тарантино за "Криминальное
чтиво". Также в 1993-ем году впервые "Пальмовая
ветвь" была присуждена женщине-режиссёру - Джейн
Кэмпион за "Пианино".
В 1997-ом году фестиваль отмечал свой 50-летний юбилей.
В этом году была впервые вручена особая награда - "Пальма
Пальм" за особый вклад в кинематограф. Её был удостоен
шведский мастер Ингмар Бергман.
Последние фестивали XX века по праву можно назвать
интернациональными. "Золотые Пальмовые ветви"
были присуждены кинематографистам из Китая - Чен Кайге
за "Прощая, моя наложница" (Farewell My Concubine),
Японии - Шохей Имамура за "Угорь" (Unagi),
Ирана - Аббас Кияростами за "Время вишни"
(Ta'm e Guilass). ссылка
Коментарі
Frau Zau
16.05.11, 20:07
И все больше и больше фестиваль приобретает политическую окраску( от чего так стремительно бежали из Венеции ). Во всяком случае американская доминанта в оценках и пристрастиях - налицо. Жаль... Самый авторитетный ведь кинофорум.
Ириша Лазур
26.05.11, 20:19Відповідь на 1 від Frau Zau
абсолютно согласна
K-ATRIN
39.05.11, 02:14Відповідь на 2 від Ириша Лазур
присоединяюсь
Zemlyachka
414.05.11, 21:40
Остается и мне присоединиться к мнению девченок, вот только отмечу ещё, что с присуждением именно Бергману Пальмы Пальм совершенно согласна. Мастер мастеров, а как для шведского кинематографа, то просто Бог.