Единство – мои статьи в Википедии

  • 27.11.10, 23:27

Единство – мои статьи в Википедии

 

Единство - это главное мировоззренческое понятие.

Существует базовый Первопринцип любой философии и любого Духовного учения – отправной ПОСТУЛАТ О ЕДИНСТВЕ МИРОЗДАНИЯ вообще и Проявленного Мира (Бытия) в частности. Этот Постулат провозглашают и опираются на него, как на Мировоззренческий фундамент, все дееспособные и вменяемые мыслители, школы и традиции, но в объяснении сути и механизма осуществления Единства Мира существует поражающий начинающих (и опытных) познавателей разнобой.

Материалисты объясняют ЕДИНСТВО мира ЕДИНСТВЕННОСТЬЮ Материального начала – Материи. Верующие в Бога – ЕДИНСТВЕННОСТЬЮ Бога, являющего собой якобы в чистом виде Дух. А многие эзотерики вообще и герметисты в частности признают основой Единства Бытия ЕДИНСТВЕННУЮ вибрирующую мировую субстанцию, которая является эманацией Мирового Разума. Таким образом в данном случае наблюдается три варианта примитивно понимаемого Монизма Бытия. Во всех трёх случаях Единство подменяется Единственностью – то ли Материи, то ли Духа (Бога), то ли мировой Умственной и почему-то вибрирующей субстанции.

Между тем Единство и Единственность хотя и звучат похоже, а потому внешне создают обманчивую иллюзию одного и того же понятия, на самом деле являются принципиально разными философскими категориями. Единственность связана с понятиями Единичность, Элемент, Одно, Особенное, и порождает в Мире то, что мы называем Индивидуальностью. Любое же Единство являет собой объЕдинение какого-то Множества, то есть изначально не является по своей внутренней сути (природе) Единственностью, которая может выступать только в качестве организационного Единичного элемента данного Множества.

Основой Единства Мира является не Единственность субстанционального начала, а Единство организационных Первопринципов.

Итак, Вселенная – это Единым способом устроенное Множественное разнообразие Проявленного Бытия. Средством объединения в Единое Целое любого множества элементов является их СВЯЗЬ (Взаимосвязь). Не входя в типологию всех видов существующих в Природе связей, а выделяя их общую, единую суть, все мыслители древности (а за ними и современные мыслители) пришли к выводу, что универсальность всех связей выражается понятием – причинно-следственная связь.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Любовь Рыжкова-Гришина Волшебный Букварь Буква В

Любовь Рыжкова-Гришина Волшебный Букварь Буква В

 

Буква – В -

 

Это, друг мой, буква - В -,

есть она в цветах, траве.

Буква эта много знает,

все-то видит, замечает.

 

Из истории буквы -В-

История этой буквы уходит в глубь веков и тоже похожа на сказку. Сейчас эта буква называется -ВЭ-, а в старину она называлась красивым словом - ВЕДИ.

ЧТО это означало и о чём говорило древнему русичу? Общеславянский корень этого слова восходит к праславянскому ВЕДАТЬ в значении «знать».

ВЕДОЙ в ту далёкую пору называли «нечто известное».

Отсюда и новые слова: ВЕДЬ, ВЕДЫ, ВИДЕТЬ, СВЕДЕНИЕ, СВЕДУЩИЙ, ПОВЕСТКА и так далее.

Но теперь я тебе расскажу интересную легенду о том, что такое ВЕДЫ. Когда-то, давным-давно, в пору почти забытую, древние славяне владели всеми тайнами земли и неба. Они имели удивительные книги, в которых были записаны эти тайны, а назывались они - ВЕДАМИ. А людей, которые ЗАВЕДОВАЛИ этими книгами, называли ВЕДУНАМИ и ВЕДЬМАМИ.

Стало быть, ВЕДУН, ВЕДЬМА - это тот, кто владеет древними тайными ВЕДАМИ.

Древние люди были огнепоклонниками. Что это значит?

Это значит, что они поклонялись Богу Солнца, а называли они его по-разному: Сварог, Ра, Ярила. Они верили своим богам и строили им храмы.

Смотри, отсюда и слово ВЕРА. Это сложное слово состоит из двух других - ВЕДАТЬ Р А. Значит , ВЕРА - уверенность в существовании бога Р А, основанная на знании, на ВЕДЕНИИ.

А потом люди забыли о своих древних ВЕДАХ, растеряли и другие знания. ВЕДУНЫ, которые ими владели, умерли. И так угасла древняя ВЕРА.

Но зато остались слова, которые дошли до наших дней!

И мы, современные люди, пользуемся этими словами, даже не подозревая, как они стары и какая стоит за ними интересная история.

Запомни пословицу:

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Слова-родственники

Корень -ВЕД- оказался настолько продуктивным, что создал огромную семью родственных слов. Вот эти слова:

ВЕДОМСТВО, НЕВЕДОМЫЙ, ВЕДОМОСТЬ, НЕВЕЖДА, ВИДЕТЬ, СВИДЕТЕЛЬ, ВЕСТЬ, ВЕСТИМО, поВЕСТЬ, ВЕЖЛИВЫЙ. И даже слово СОВЕСТЬ - родственное всем перечисленным.

А ещё в Древней Руси было слово ВЕЖА, это означало башню, дозорную вышку. Сохранилось и другое устаревшее слово - ВЕЖДЫ, что означает «веки».

Но и это ещё не всё. Удивительно, но слово ПРАВДА относится к ряду родственных слов. Об этом нужно рассказать подробнее. Дело в том, что у наших предков было строгое жизненное правило, которое называлось ПРАВЬ. И вся их жизнь шла по ПРАВИ. Отсюда, кстати, и слова - ПРАВИЛО, ПРАВИЛЬНЫЙ, то есть соответствующий ПРАВИ.

И жили в старину люди по ПРАВИ, честно и ПРАВЕДНО, потому что они ВЕДАЛИ ПРАВЬ. Так и родилось слово ПРАВДА.

Друг мой маленький, я тебе тоже желаю жить по ПРАВИ! Это очень хорошее жизненное ПРАВИЛО - для того, чтобы стать счастливым.

А знаешь, есть у меня тайное желание - а неплохо бы и нам те ВЕДЫ раздобыть! То-то бы почитали! И сразу всеми бы тайнами овладели!

Помнишь, в русских сказках богатыри отправлялись в путь за живой и мёртвой водой, а то ещё за какой диковиной.

Давай и мы с тобой отправимся в путь за тайнами Русского Языка. Ты, наверное, уже понял, что их очень много!

Литературные имена

Пётр Вяземский (1792 - 1878) - русский поэт девятнадцатого века. Послушай, как он писал:

 

Спешите красною весной

Набрать цветов как можно боле:

Усей цветами жизни поле!

Вот мудрости совет благой.

Викентий Вересаев (1867 - 1945) - писатель энциклопедического ума. По образованию - врач. А какие великолепные художественные книги он писал! Ты вырастешь и будешь сам с упоением их читать. Есть, к примеру, у него удивительная книга - «Спутники Пушкина». Ох, братец мой, до чего же она интересна, что и пером не описать!

 

Максимилиан Волошин (1877 - 1932) - человек удивительно талантливый. Кроме чудесных стихов и прозы, он оставил потомкам ещё и замечательные картины. Да, ведь он был ещё и художник. Думаю, настоящим художником он был и в своих стихах. Почитай, друг мой, и ты почувствуешь это. Настоящий поэт всегда рисует словом. Кстати, как ты понимаешь это выражение - рисовать словом?

Это значит, писатель пишет так ярко и образно, что читатель легко представляет себе написанное. Если, например, речь идёт об аромате цветка, порой можно его почувствовать. Если писатель описывает, как золотистая стрекоза летает над спокойной голубой водой, можно в воображении увидеть и эту стрекозу, и эту воду. И даже услышать тихий плеск воды.

Вот послушай, как Максимилиан Волошин описывал рождение стиха. Обрати внимание на любопытное сравнение стиха с цветком.

 

Из недр сознанья, со дна лабиринта

Теснятся виденья толпой оробелой ...

И стих расцветает цветком гиацинта,

Холодный, душистый и белый.

Павел Васильев (1910-1937)- изумительный русский поэт, но печальна его судьба. Несмотря на это, даже подсолнухи в его стихах ... улыбаются. Вот послушай и посмотри сам.

 

Цари, дари мне рыжие цветы!

Зелёные прижал я к сердцу стебли.

 Светлы цветов улыбки и чисты -

Есть в них тепло сердечной простоты.

Их корни рылись в золоте и пепле!

 

 

Константин Воробьёв (l919-1975) - замечательный прозаик, чьи книги станут твоими добрыми спутниками в жизни. Удивительного достоинства и высокой чести был этот русский писатель.

Константин Ваншенкин - наш современник, родился в 1925 году, поэт, многие стихи которого полоны на музыку. Спроси у своих родителей, знают ли и такие песни, как: «Я люблю тебя, жизнь ... », «Вы служите, мы вас подождём ...», «Девчонка по имени Жень... », «Белеет ли в поле пороша ... ». Наверняка они им хорошо знакомы.

 

Александр Волков (1891 -1977) - замечательный детский писатель. Однажды он обработал книгу писателя Баума «Страна Оз» и пересказал её по-своему. Да так, что с тех

пор его книги о путешествии девочки Элли в волшебный изумрудный Город стали любимы всеми детьми.

Игра

А теперь - играть пора!

Кто же больше, детвора,

назовет цветов и слов

с этой буквой? Кто готов?

 

- Василёк

-Вьюнок

-Вербена

- Вереск

 

Запомни:

 

Лабиринт - с этим словом ты ещё не знаком? А ведь лабиринты встречаются во многих детских книжках с играми и заданиями. Означает это слово - запутанные ходы и дорожки.

 

Оробелый - значит, испуганный.

 

Энциклопедия - большая книга, где есть ответы на многие вопросы. Можно сказать, это большой справочник. А если мы называем кого-то энциклопедистом, это значит, он - широко и глубоко образованный человек и очень много знает.

 

Воображение - способность фантазировать, мысленно представлять.

 

Сравнение - уподобление одного другому. Например, цветок мы сравниваем со звездой.

Уголок родителей

Цветочная строфа

 

Я прохожу по берегу реки.

Сапфирами лучатся васильки,

В оправе золотой хлебов склонясь,

Я слышу, как в реке плеснулся язь.

Игорь Северянин

Загадка

 

Буква эта много знает,

 всё-то видит, замечает.

Есть она в цветах, траве.

Это, друг мой, буква В

Михаил Задорнов Язык извращенцев

Михаил Задорнов Язык извращенцев

 

Московский Комсомолец № 25510 от 27 ноября 2010 г.

 

Конечно, большинство людей на это языковое уродство внимания не обращают. Понятно, обычным людям в теперешней суете не до языковой опрятности. Но что случилось с нашими учеными-филологами, лингвистами? Ведь они должны следить за чистотой русского языка, нашего, родного… Они же понимают, что это языковая корявость, как, впрочем, и многие другие сегодняшние выражения.

Вот диктор сообщил нам, что где-то состоялось собрание под председательством президента. Почему те, кто получил ученые степени (как говорят в народе, “остепенились”), не возмущаются? Ведь “президент”, если перевести с латыни, и есть “председатель”. Поэтому выражение “председательствующий президент” для людей грамотных звучит как “мертвый покойник”.

Дикторы телевидения сегодня безграмотные. Нередко тележурналистами работают родственники, любовницы больших начальников. А иногда и любовники, что совсем противно. Раньше за неверную речь увольняли не только ведущих, но и редакторов. Теперь телевидением управляют недообразованные олигархи. Все эти “мелочи” им, извините за выражение, по фиг дым! Поскольку у них языковая чуткость африканского носорога. Но нарастающему снежному кому безграмотности еще более, нежели телезвезды, помогают наши политики, которые давно уже перешли с человеческого языка на юридический.

Интересно, они своим женщинам в любви таким же языком объясняются? Рассказывают им о “реализации своих инициатив”? Даже такое популярное нынче словосочетание, как “двойные стандарты”, может произносить только тот, кто в школе учился на “тройки”. Стандарт — один!

Конечно, дедушка Ленин утверждал, что государством может управлять кухарка. Когда я слышу, как говорят российские чиновники, мне кажется, что, несмотря на высшее образование, в них жива совдеповская кухарка. Правда, сегодня это сравнение не очень верно. Нынче в обслугу пошли бывшие учителя, врачи, инженеры… И они зачастую намного грамотнее своих хозяев.

Управленцы и стоящие над ними олигархи навязывают нам поголовную безграмотность. А филологи их боятся. И чтобы не делать им замечания (не дай бог, лишат прибавки к пенсии), вводят новые правила русского языка. То есть расширяют рамки существующих правил, дабы в них вписалась безграмотность правителей. Это то же самое, что отменить расписание поездов, чтобы поезда не опаздывали. Вот и получается, что теперь официально разрешено говорить, что кофе — оно. Лично мне как сатирику так и хочется сказать: если кофе теперь оно, то министр образования Фурсенко — тоже оно. Во всяком случае, в народе о нем уже так и говорят…

Сколько раз в день можно услышать: “произошло происшествие”, “сеть Интернет”, “проверочный контроль”, “опытно-экспериментальная лаборатория”, “пантеон богов”, “передовой авангард”, “CD-диски”, “горячий хот-дог”, “продажная проститутка” (как будто где-то есть проститутка-альтруистка, которая выбрала эту профессию, чтобы заниматься благотворительностью).

CD — это компактный диск. Пантеон — собрание богов. Не может быть пантеон небогов. Согласитесь, нелепо будет звучать “пантеон дикторов”, “пантеон олигархов”, “пантеон членов партии “Единая Россия”… По большому счету безграмотно говорить даже “в городе Москве”, потому что Москва и есть город. Если вы скажете просто “в Москве”, суть не изменится. А “пешеходный переход”… Ну какой еще может быть переход? Для электричек? Для тракторов “Беларусь”?

На двери отдела одного солидного учреждения написано: “Лицензионно-разрешительный отдел”. Вы это для особо тупых написали? Для тех, кто не знает, что означает слово “лицензионный”, но понимает, что значит слово “разрешительный”?

В этот же поток безграмотности попадают выражения: “резиденция президента”, “годовой ежегодник”, “в министерстве МВД”… Правда, такое ощущение, что нас принимают за очень тупых, которые, услышав просто “в МВД”, не поймут, что это в министерстве.

Вся эта речевая бесовщина напоминает вывеску на дверях одного подмосковного магазина: “Магазин в субботу не работает. В воскресенье не работает совсем”.

Ну и, наконец, перл перлов — недавний подарок одной телеведущей: “лица, лично преданные президенту”. Это ж какой степенью подхалимства надо обладать, чтобы такое произнести? Переплюнуть это языковое извращение может лишь цитата из протокола: “Милиционер схватил подозреваемое лицо за руку”. Страшно себе представить: лицо с рукой!

Правильно все-таки, что из названия “Министерство образования и просвещения” убрали слово “просвещение”. К чему оно теперь? Реформу образования по западному образцу провели. Значит, просвещение народу не надобно. Пусть будут как в развитых цивилизациях — образованные, но непросвещенные. Да и сокращенно “Министерство образования” тоже звучит вполне убедительно и впечатляюще: “Минобр”. Просто какой-то сказочный монстр, которым можно пугать детей: не будешь есть манную кашу, придет Минобр и тебя заберет!

Где вы, филологи? Очнитесь, лингвисты! Наберитесь смелости, заявите о беде, которая обрушилась на Русь-матушку, — поголовном образовании без просвещения. Не бойтесь, ведь у большинства из вас все равно отнимать нечего. У вас нет нефтяных вышек, под вашими кроватями нет залежей природных ресурсов...

К тому же по большому счету цензуры-то у нас в стране нет. Есть просто трусость тех, кому принадлежат газеты, журналы и телеканалы. Доказательство? Ко мне еще ни один цензор не пришел на концерт и не указал, какие особо опасные для государства шутки надо убрать. А когда мои концерты снимают для телевидения — тут-то и появляются цензоры-продюсеры-бизнесмены-хозяева, которые боятся за свои бабки. Как все оказалось просто! Не нужно держать цензоров — надо дать людям наворовать, и они будут так за эти деньги бояться, что цензура появится сама собой.

А вот за молчащих филологов обидно. Чтобы катить бочку на меня, когда я хочу пробудить интерес народа к нашему родному языку не научными, а понятными каждому размышлениями, — смелости не нужно. А указать верхам на их языковую бесовщину — кишка тонка...

Конечно, процесс порчи русского языка начался давно. Еще в советское время появились словосочетания, которые вошли в нашу речь так прочно, что мы даже не замечаем их абсурдности. К примеру, “продукты питания” или то, что лососевых называют “красной рыбой”. Ведь раньше “красной рыбой” называли севрюгу, стерлядь, осетра. Слово “красная” означало “прекрасная”, и так именовали особо дорогую рыбу, которую подавали к царскому столу, — рыбу с белым мясом и черной икрой. А потом пришло упрощенное понимание — если цвет красный, значит, рыба красная...

Выражение “продукты питания” я даже боюсь комментировать. Потому что слово “продукты” — это результат некоего процесса. Конечный результат. Значит, “продукты питания” — это то, что произведено из еды, а попросту, извините, кал. И то, что продукты питания надо сдавать на анализ, а не употреблять вовнутрь, должны были заметить филологи, а не я, сатирик.

А насчет “Совета Федерации Федерального собрания…” скажу я вот что. Буквы “Ф” в русском языке раньше не было. Ее привнесли к нам греческие агенты влияния. Как правило, букве “Ф” греческих слов в этих же русских словах соответствует “П”: фарос — парус, палец — фаллос, пир — фир…

Поэтому одну из самых солидных наших вывесок нужно читать по-русски: “Совет Педерации Педерального собрания Российской Педерации”. И тогда станет особенно очевидна противность этого юридического и языкового извращения.

Михаил Задорнов Язык извращенцев Московский Комсомолец от 27 ноября 2010 г.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

От себя добавляю мой стишок, опубликованный 11 ноября 2010 года:

 

Где живём мы?! – я кричал
По вселенской рации.
Голос свыше отвечал:
– В Рос., блин, Педерации!

 

 

Нищим Духом Бог не подаёт!

  • 26.11.10, 22:02

Нищим духом место на помойке –

Их Душа в утильсырьё идёт,

Нет им места на Вселенской стройке –

Нищим Духом Бог не подаёт!

 

Нищим Духом Бог не подаёт!

 

Нищим духом место на помойке –

Их Душа в утильсырьё идёт,

Нет им места на Вселенской стройке –

Нищим Духом Бог не подаёт!

 

Нищим Духом Бог не подаёт!

Нищим духом место на помойке –

Их Душа в утильсырьё идёт,

Нет им места на Вселенской стройке –

Нищим Духом Бог не подаёт!

 

Нищим духом место на помойке!

Нищим духом место на помойке –

Их Душа в утильсырьё идёт,

Нет им места на Вселенской стройке –

Нищим Духом Бог не подаёт!

 

Не обидеть бы обитель «По три дня мы молились за Россию» Московс

  • 26.11.10, 21:04

Не обидеть бы обитель «По три дня мы молились за Россию» Московский Комсомолец  26 ноября 2010 г.

Как спасают от суда фанатичных свято-боголюбских монахинь, издевавшихся над детьми

Скандал вокруг Свято-Боголюбского женского монастыря во Владимирской области второй год подряд разгорался по одному и тому же сценарию. Сбежавшие из православного приюта несовершеннолетние воспитанницы рассказывают, как монастырские матушки-воспитательницы за малейшую провинность жестоко стегали их ремнем, сажали в карцер (по-церковному — в затвор), морили голодом, лишали сна, заставляли бить многочисленные земные поклоны.

Материалы, касающиеся жестокого обращения с детьми, выделяют в отдельное производство и направляют в ОВД Суздальского района. Следственный комитет при Прокуратуре РФ по Владимирской области дважды проводит в монастыре доследственную проверку и по ее результатам отказывается возбуждать уголовное дело о незаконном лишении свободы воспитанниц монастыря.

Вердикт один: “отсутствие события преступления”. Предъявлять обвинения некому. И это несмотря на многочисленные показания потерпевших. Почему так происходит — попытался разобраться спецкор “МК”.

“По три дня мы молились за Россию”

Год назад “МК” уже проводил собственное расследование событий в приюте Свято-Боголюбского монастыря. Тогда из обители сбежали две девочки. Одна из них, 16-летняя воспитанница Валентина Перова, направила обличительные письма Генеральному прокурору РФ, патриарху Кириллу и Президенту РФ.

Валя рассказывала, что в монастыре заставляли детей жить по древнему монастырскому уставу, жестоко пороли, принуждали спать в сырых ночных рубашках, запирали на 12 дней в затвор на одной воде и сухарях. За то, что младшая сестра Вали Маша стащила со стола еду без разрешения, воспитательница сунула ее руку в огонь. “Чтобы ожог остался не только на коже, но и на душе”, — так разъяснила она ребенку.

У монахинь ответ был один: “Девочка — фантазерка, никаких побоев, издевательств и изоляции не было. Это очередная атака на православие!”

Нам удалось найти двух бывших воспитанниц обители, которые покинули ее стены. Одна из них, Ева, подтвердила слова Вали Перовой: “Нас на самом деле пороли ремнем до кровоподтеков. Причем перед приходом комиссии стегали так, чтобы следы ни в коем случае не остались на лице и кистях рук, где их можно было бы заметить”.

Другая бывшая воспитанница, Настя, поведала: “Девочкам запрещали общаться даже с монахинями и послушницами. Они жили в своем тесном мирке. Ходили строем. При воспитательницах все время вжимали голову в плечи. Они радовались, когда от них убрали сестру Рафаилу, но потом пришла сестра Наташа (Наталья Ефремова, юрист по образованию. — Авт.), и им стало еще тяжелее. От отчаяния и побоев они украдкой прибегали ко мне. Я была в шоке, ведь для воспитательницы все монастырские дети — ее духовные чада. Конечно, я рассказывала о жестоких телесных наказаниях отцу Петру. Он, сколько мог, удерживал от самоуправства монахинь-воспитательниц. Но им было все по барабану. Безграничная власть развращает”.

Рассказ Вали Перовой о многодневных затворах прокомментировала нам делопроизводитель монастыря, ответственная за приют матушка Антония (Давидовская): “Валя срывала молитвы. За нарушение устава ее и еще одну девушку просто отселили в отдельное помещение. Это никакой не карцер и не подвал, как Валя описывает. Это отапливаемое помещение, в котором сейчас живут наши сестры. Они питались в трапезной. Конечно, обе были лишены мороженого, сладостей и детских прогулок. С ними все время вели воспитательные беседы. У нас это называется системой индивидуального воспитания”.

А вот что о затворах поведала нам Настя: “Сначала это воспринималось нормально. По три дня мы молились за Россию. Нас группами по десять человек собирали в каком-нибудь помещении — нужно было не спать, не есть. Конечно, многие, как и я, не выдерживали, отключались, валились с ног. Но воспринимали это как благое дело. Но вскоре стало так: ах, ты провинился — тогда отправишься в затвор. Это стало наказанием, и довольно жестоким”.

После откровений Валентины Перовой в монастырь нагрянули с проверкой представители правоохранительных органов, чиновники, священнослужители.

Но отроковицы, запуганные монахинями, не подтвердили показания сбежавшей подруги. Девочкам внушали, что на православный приют нападают внешние враги, надо защищать свой дом. Авторитет наставников был настолько велик, что их слова воспринимались девочками как истина.

Три недели Следственный комитет при Прокуратуре РФ по Владимирской области проводил в монастыре доследственную проверку, но состава преступления в действиях монахинь не обнаружил. По итогам работы всевозможных комиссий приют, не имеющий ни лицензии, ни регистрации, ни разрешения на образовательскую деятельность, был закрыт.

Часть детей отправили по домам, часть перевели в епархиальную школу-пансион Суздаля. Те девочки, чьи матери жили в монастыре, остались жить в скитах.

Но не прошло и года, как в Свято-Боголюбском монастыре разразился новый скандал. Из обители сбежали 16-летняя Вероника Сарина и 17-летняя Света Кузнецова.

 

Черняев А. Ф. Золото Древней Руси Из истории исследования древне

Черняев А. Ф. Золото Древней Руси Из истории исследования древнерусских измерительных инструментов

 

 

ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

 

Мемфис и пурпур финикии
Сквозят берестою России...
Николай Клюев

 

В древнерусской числовой системе архитектурного пропорционирования, которая функционировала задолго до монгольского нашествия, в качестве единиц измерения использовался некоторый набор инструментов под общим названием "сажени". Причем саженей было несколько, разной длины и, что особенно необычно, они были несоразмерны друг другу и использовались при замере объектов одновременно. Историки и архитекторы затрудняются установить их количество, но признают наличие не менее семи типоразмеров саженей, которые при этом имеют собственные названия, определяемые, по-видимому, характером предпочтительного применения.

О том, когда зародилась эта удивительно "нелепая", собранная, как полагают археологи и архитекторы, заимствованием "с миру по нитке", древнерусская система измерительных инструментов, неясно. Различные авторы по-разному определяют время ее возникновения. Некоторые, как, например, Г.Н. Беляев [1], полагают, что она полностью была заимствована у соседей в виде филатерийской (Греция) системы мер и "...занесена на русскую равнину, вероятно, задолго до утверждения там славян в III - II вв. до Р.Х. из Пергама через малоазиатские греческие колонии". Г.Н. Беляев фиксирует самое раннее время появления системы мер на территории Древней Руси.

Другие, как Б.А. Рыбаков, Д.И. Прозоровский [2,3], полагают, что большая часть этих мер была "образована" у славян в период XII - XIII вв. и развивалась, совершенствовалась до примерно XVII в. Но и эти авторы, как и многие другие, не исключают привнесения в древнерусскую систему измерительных инструментов из других сопредельных и отдаленных стран. Таким образом, между двумя крайними наметками времени появления на Руси саженей как измерительных инструментов прошло почти полтора тысячелетия.

Но вот Б.А. Рыбаков в своей работе [4] приводит весьма показательные сведения об инструментах зодчего, содержащиеся в "Сказании о Соломоне и Китоврасе", по которому царю Соломону (кстати исторической личности, прославившемуся своей мудростью и правившему в X - IX вв. до н.э., а значит, легенда имела под собой определенные основания) потребовалось произвести начертание плана задуманного им храма и для выполнения этой работы был приглашен зодчий Китоврас: "Сказание о Соломоне и Китоврасе" сохранило нам древнерусское наименование архитектурного плана - "очертания". Соломон говорит Китоврасу: "Не на потребу тя приведох собе, но на упрос очертания святая святых".

Самым важным в этом эпизоде является то, что Китоврас, зная заранее, что он призван царем для изготовления плана будущего храма, явился к нему с деревянными мерилами, эталонами каких-то мер: "Он же (Китоврас), умеря прут 4 локоть и вшед пред царя, поклонился и поверже пруты пред царем молча...".

Здесь для нас особенно интересно то, что главными инструментами архитектора, необходимыми ему для "очертания", являются деревянные мерила (описанные во множественном числе) по 4 локтя в каждом. Обращение к древнерусской метрологии показывает полную достоверность сообщения "Сказания": во-первых, в древней Руси каждая сажень подразделялась именно на 4 локтя; такое деление просуществовало до XVI в.

Очевидно, волшебный архитектор Китоврас был наделен автором сказания реальными принадлежностями русского зодчего в виде изготовленных из дерева саженей, подразделенных на 4 локтя."

Б. А. Рыбаков отмечает, что автор сказания наделил Китовраса реальными принадлежностями русского зодчего XII -XVII вв., т.е. как бы перенес измерительные инструменты Древней Руси в ту эпоху и в ту область, где, по существующим воззрениям, их и быть не могло, отодвинув при этом время их возникновение еще почти на тысячу лет. К тому же Китоврас явился с несколькими саженями, а это означает, что, по сказанию, ко времени Соломона славянский комплекс из нескольких измерительных длин уже представлял систему взаимосвязанных инструментов. А в данную интерпретацию Б.А. Рыбаков, по-видимому, поверить не мог.

Однако, как будет показано далее, древнеславянская система измерительных инструментов ко времени царя Соломона существовала несколько тысячелетий и, в частности, именно комплекс данных саженей давал те мерные единицы, которые использовались для проектирования и возведения древнеегипетских пирамид, а это около пяти тысяч лет тому назад. Но и это не все. Еще более древние сооружения Египта - Осирион в Абидосе, нижний храм пирамиды Хафра (храм долины; и знаменитый большой сфинкс - построены с применением того же измерительного славянского комплекса. А возраст этих сооружений где-то 10 - 15 тысяч лет. То есть система саженей имеет почтенный возраст, который уходит за пределы нашего исторического восприятия.

Методы расчетов сооружений древнейшими зодчими нам совершенно неизвестны, не намного больше знаем мы о методах расчетов, применяемых славянскими зодчими, и потому, как упоминает Б.А. Рыбаков, сомневаемся в том, что они в своих расчетах "отправлялись от теоретически безукоризненных положений великого греческого геометра" (подразумевается Эвклид).

Однако, прежде чем начинать теоретические изыскания, необходимо понять, чем вызвано появление множества саженей и как свести его к отдельным эталонным размерам. Отмечу, что наличие двух и тем более нескольких эталонов измерительных инструментов для проведения одной и той же операции кажется современным исследователям величайшей нелепицей, логическим нонсенсом, пережитком архаической древности, когда первобытные люди, как полагают специалисты, еще не понимали логики своих действий. Сразу же возникает вопрос: зачем использовать даже две неодинаковые длины для проведения одной и той же операции измерения? Ведь вполне можно обойтись одной, как обходится сейчас весь мир одним метром. Ни метрических, ни физических объяснений этому "парадоксу" в современной науке не находится. Да и отрицать однозначно наличие нескольких измерительных инструментов тоже не приходится, поскольку были и другие государства, имеющие в пользовании по два, три измерительных инструмента, например Египет, где в ходу было одновременно три локтя разной длины.

Древнерусские же системы саженей имели не два, не три размера по длине, а десятки, если не сотни, и это совсем непонятно. Чем обусловлено это множество инструментов, какие закономерности в них зашифрованы, какая методика использовалась при замерах объектов - практически ничего неизвестно. Вот уже почти два столетия ученые пытаются восстановить секреты возникновения "невзаимосвязанных" измерительных инструментов и привести это множество к минимальному количеству типоразмеров, опираясь на определенные исходные предпосылки, чаще всего связанные с пропорциями человеческого тела или с пропорциями геометрических фигур, например квадрата.

По-видимому, отсутствие теоретического обоснования структуры древнерусских саженей, их несоизмеримость и несовместимость как по длине саженей, так и их составных частей, подвигли академика Б.А. Рыбакова на выяснение теоретических основ комплекса славянских измерительных инструментов.

Поскольку, по мнению автора, именно Б.А. Рыбаков и архитектор А.А. Пилецкий ближе других подошли к пониманию системной взаимосвязи древних мер, в дальнейшем преобладают ссылки на их работы.

Рассмотрение саженей в работе [2] Б.А. Рыбаков начинает с предположения о существовании на Руси локальных различий в метрологии и выделяет две наиболее распространенные системы: новгородско-псковскую и московско-владимирско-черни-говскую. В следующей работе [4] о локальности не упоминается, а просто констатируется существование одновременно в Древней Руси с X по XVIII в. только 7 видов саженей и локтей (вероятно, московских). Отмечается, "..что очень мелких и дробных делений в Древней Руси не применяли, а использовали многообразие мер, применяя, скажем "локти" и "пяди" разных систем".

Подчеркну, что такой составной и очень важный для понимания всей системы элемент структуры саженей, как вершок, в работах Б.А. Рыбакова не упоминается. Приведу таблицу 1 выделенных им длин саженей, включив в нее дополнительно вершок (размеры которого выделены жирным шрифтом):

Таблица 1

Виды саженей

Сажень, см

Доли саженей

1/2 пол-сажени

1/4 локоть

1/8 пядь

1/16 пясть

1/32 вершок

Простая

152,76

76,38

38,18

19,1

9,5

4,77

Маховая

176,4

88,2

44,1

22,0

11,0

5,50

Морская

183

91,5

45,7

22,9

11,4

5,72

Трубная

187

93,5

46,7

23,4

11,7

5,84

Без чети

197,2

98,6

49,3

24,6

12,3

6,16

Косая

216

108

54,0

27,0

13,5

6,75

Великая

249,46

124,73

62,36

31,18

15,6

7,80

 

То, что указанные в таблице типоразмеры охватывают не весь спектр используемых на Руси саженей, можно констатировать по той же работе, из которой извлечена таблица 1. Приведем пример [4] замера одного и того же объекта двумя саженями. Вот описание этого замера: "...При постройке засечной черты в 1638 г. "валили вал в ширину 25 саженей косых, а простых 40 саженей".

Итак, ширина в 25 саженей косых, по Б.А. Рыбакову, в переводе на метры — 54,00 м, а 40 саженей простых — 61,1 м., что не сходится на 7 метров, или более чем на 3 сажени косых. Для небольшой ширины ошибка внушительная, просто недопустимая. И чтобы ее не было, следует предположить, что существовала сажень, имевшая длину около 135 см. Позже мы убедимся в том, что такая сажень действительно существовала, а пока констатируем ее отсутствие в таблице 1.

Отмечу, что записи саженей и в таблице 1, и у всех исследователей до А.А. Пилецкого [10] следуют в порядке либо возрастания их длины (как в таблице 1), либо ее уменьшения, и именно эта последовательность определяет последующий подход к анализу пропорций саженей. Данная последовательность и бытовое определение названий наиболее ходовых саженей и их частей (косая, маховая, локоть, стопа, пядь, пясть и т.д.) делают как бы само-собой разумеющимся предположение о том, что «в основу меры положена часть человеческого тела». И «... причина сходства всех мер — элементарно простое движение рук человека или частей тела...» и даже само название «сажень», как полагают, происходящее от слова «сягать» — шагать [4,7], тоже свидетельствует об этом. Одновременно это свидетельствует и о том, что в основу системы саженей не были заложены теоретические положения евклидовой геометрии.

Но если первоосновой саженей как измерительных инструментов послужили «части человеческого тела», то возникают три достаточно простых вопроса: Каким образом индивидуальные длины частей тела множества людей были усреднены до стандартной длины? Каким образом эта длина сохранялась в течение столетий и тысячелетий при отсутствии каких бы то ни было общегосударственных стандартных эталонов? Какие обстоятельства способствовали превращению разрозненных несоизмеримых инструментов в единую взаимосвязанную систему и в чем это единство заключается?

Теоретически обоснованного ответа на эти вопросы автору, к сожалению, обнаружить не удалось, но в какой-то мере этот вакуум в первом приближении заполняет версия, выдвинутая Б. А. Рыбаковым, о возможной теоретической основе, предположительно использованной для получения взаимосвязанной системы саженей, позволяющей создавать «соразмерные и удивительно гармоничные объекты».

 

 

Николай Клюев От сутемок до звезд и от звезд до зари

От сутемок до звезд и от звезд до зари

Бель бересты, зыбь хвой и смолы янтари,

 

Перекличка гагар, вод дремучая дремь,

И в избе, как в дупле, рудо-пегая темь,

 

От ловушек и шкур лисий таежный дух,

За оконцем туман, словно гагачий пух,

 

Журавлиный пролет, ропот ливня вдали,

Над поморьем лесов облаков корабли,

 

Над избою кресты благосенных вершин…

Спят в земле дед и мать, я в потемках один.

 

Чую, сеть на стене, самопрялка в углу,

Как совята с гнезда, загляделись во мглу.

 

Сиротеют в укладе шушун и платок,

И на отмели правит поминки челнок,

 

Ель гнусавит псалом: «Яко воск от огня…»

Далеко до лесного железного дня,

 

Когда бор, как кольчужник, доспехом гремит –

Королевну-зарю полонить норовит.

 

1916