Православный календарь 3 марта (18 февраля ст.ст.)

Великий Пост

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостолов от 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии Преподобных Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских Преподобного Досифея, ученика прп. аввы Дорофея Преподобного Феодора Санаксарского (1791). Мч. Димитрия (1942). Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305-311). Прп. Равулы (ок. 530). Прп. Конона, игумена Палестинского. Сщмч. Никиты Нового, Палестинского. Прпмц. Филофеи Афинской (Греч.). Св. Месропа, переводчика Армянского (439).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Апостолу Архипу, от 70-ти. Тропарь, глас 3.

Учениче Павлов и апостоле Христов, Архиппе,/ Евангелия провозвестниче и Колоссаев учителю,/ каменное побиение приемый,/ аки драгоценное украшение,/ имже венец мучения украсив, вшел еси на веселие Царствия,/ идеже помяни нас поющих твою память,/ апостолов сопрестольниче.

Апостолу Архипу, от 70-ти. Кондак

Яко звезду великую, тя Церковь имущи, Архиппе,/ чудес твоих лучами просвещаема, зовет тебе:/ спаси верою почитающия память твою.

Pages: 1 2 3

СТБ против врачей?

http://video.meta.ua/4396970.video
Если врач немного разоткровенничалась не для камеры, значит это нельзя
пускать в эфир, по крайней мере не согласовав это с человеком. Нельзя не
потому, что её слова криминальны или содержат в себе некую ложную
информацию, а потому, что за такие слова по головке не гладят чиновники и
премии не выписывают. У нас в стране, со времен совкового лицемерия,
априори всё отлично, хорошо и замечательно.
У нас всё есть, всё работает, все обеспечены, всё делается на высшем уровне.
А сама проблема существует! Наши УСТАРЕВШИЕ во всех отношениях тест
системы не позволяют выявлять отсутствие гепатитов в донорской крови.
Это заслуга правительства, а никак не врачей. Правительство жалеет денег
на "народную" медицину, но между тем, себя любимых ни в чём не
ограничивает. Достаточно посетить Киевскую, ничем не примечательную с
виду больничку на Подоле, по адресу ул. Верхняя, 5.
Журналисты, когда Вы уже для себя уясните, что в достаточно сложных и
скользких медицинских вопросах необходимо разбираться. Разбираться не
поверхностно, а глубоко и на высоком профессиональном уровне. Что Вам
мешает, прежде чем пускать в эфир такого рода сюжеты,
проконсультироваться - посоветоваться со знающими людьми?
Поинтересоваться, чем Ваши сюжеты могут обернуться для ни в чём не
повинных врачей и их пациентов?
Вспомнили бы господа журналисты историю, которая, увы, почти никого
ничему не учит. Ведь охота на ведьм всегда была удобным способом
отвлекать от реальных государственных проблем. И "Дело врачей" уже было в
истории, и чем оно закончилось и для Сталина, и для государства -
вполне известно.
Кроме того, у всех этих грязных новостей есть один печальный исход -
увольняют или увольняются сами отнюдь не худшие представители врачебного
сообщества, государственная медицина теряет лучших представителей, а на
плаву остается серая малограмотная биомасса.
Сергей Троицкий "Онкологический портал Украины"

 
Украинские врачи наградили Марию букетом гепатитов

Вiкна 22:00

Она была в шаге от спасения. Израильские врачи уже готовились спасать 15-летнюю Машу из Светловодска. Деньги на операцию собирали всем миром. Но оказалось, что на родине девушку успели наградить букетом недугов. Скорее всего, когда переливали кровь.

15-летняя Маша из Светловодска не ходит в школу. Учится дома. Любая инфекция может стать для нее смертельной. Ее костный мозг - сдался. В любой момент может начаться лейкоз. Помочь может только пересадка костного мозга от неродного донора.

Таких операций в Украине не делают. Впрочем, чемпионку Кировоградской области по волейболу осмотрели израильские врачи. И сказали: спасут.

Деньги на операцию для Марии начали собирать всем городом. За полгода кировоградцы сбросились на 100 тысяч долларов. До спасения оставалось несколько дней. Марию повезли в Израиль. Однако тамошние врачи, еще раз осмотрев пациентку, опустили руки. У Маши нашли целый букет гепатитов. В и С. На предыдущих исследованиях их не было.

Мама подозревает: дочку инфицировали в областной кировоградской больнице. Там девочку готовили к операции. Там ей переливали кровь.

Ольга Руденко, мать Марии:
Очень обидно, что наша медицина не способна поддержать нас. У нас кроме одной проблемы появилось две. Гепатит В еще лечится, а гепатит С угнетает костный мозг, который у нас и так больной.

Маше сказали: только после курса лечения гепатита можно будет снова начать подготовку к трансплантации костного мозга.

Ольга Руденко, мать Марии:
Гепатит В, если не лечить, перейдет в хронический. Таблетки нам передают из Киева, и средства, которые нам собрали на операцию, идут на лечение гепатита.

В кировоградской больнице обвинения матери девушки отрицают. Тем не менее не на камеру говорят: риск заражения при переливании крови или ее препаратов есть.

Статистику тех, кто заразился гепатитами от доноров, в Минздраве не ведут. Только говорят: в этом году государство выделило дополнительные деньги на новейшие тест-системы, чтобы надежнее проверять сдаваемую кровь.

Василий Новак, главный гематолог и трансфизиолог Украины:
Каждый пациент проверяется, но есть такое серое окно, когда пациент уже заразился, но антител мало, чтобы иммуноферментным способом выявить инфицирование. Потому вводятся более точные методы

Мама Маши не будет искать виноватых в заражении ребенка. Все силы она сейчас бросила на борьбу с болезнями.

Ольга Руденко, мать Марии:
Я спрашивала израильского врача, может ли что-то появиться в костном мозге. Он мне говорит: «Вы как мама должны надеяться, а мы как врачи должны быть готовы ко всему». Поэтому мы стараемся быть готовы ко всему.

После того как девочка рассказала в «Вікнах» о своих мечтах, одна из них уже сбылась.

Мария Руденко, больная девочка:
Это собака, которую мне подарили, это мое хобби домашнее. Она дает мне настроение… Весной Марию обследуют столичные врачи. Если организм девочки справится с вирусами, есть надежда, что израильские медики таки сделают операцию. И Маша вернется к полноценной жизни.

Православный календарь 2 марта (18 февраля ст.ст.)

Великий Пост

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Шио Мгвимского Святителя Льва, папы Римского Преподобного Космы Яхромского Святителя Флавиана исп., патриарха Цареградского Святителя Агапита, еп. Синадского, Фригийского Свт. Колмана, еп. Ландисфарнского (676) (Кельт. и Брит.). Новомчч. пресв. Александра (Медведского) (1931) и иером. Вениамина (1938). Прп. Владимира исп. (1933). Мц. Анны (1940). Мчч. Льва и Паригория, иже в Патаре Ликийском (Греч.). Св. Власия, монаха Афонского (IX). Обретение мощей (1961) новомц. Ирины Лесбосской (1463). Св. Николая, католикоса Грузии (1591) (Груз.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прп. Шио Мгвимского. Тропарь, глас 8.

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобие Шио, дух твой.

Прп. Шио Мгвимского. Кондак, глас 4.

Житие твое служением Господним исправил еси/ и, взем крест, оставил еси вся житейская,/ красото пустыни, преподобие Шио./ Кого убо паче тя, и по смерти жива суща/ страна Иверская почитает/ и мощми твоими, от гроба явленными услаждается,/ темже не престай моляся о нас ко Господу.

Свт. Льва, папы Римского. Тропарь, глас 8.

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение,/ Льве премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная./ Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Свт. Льва, папы Римского. Кондак, глас 3.

На престоле, славне, священства сед/ и львов уста словесных заградив,/ догматы Богодухновенными Честный Троицы озарил еси свет Богоразумия твоему стаду./ Сего ради прославился еси/ яко Божественный тайнник Божия благодати.

Прп. Космы Яхромского. Тропарь, глас 4.

Горняго желая премирнаго жития,/ дольняя возненавидел еси,/ и, взем крест свой, последовал еси Христу,/ и в пустыню вселился еси, досточудне,/ в ней подвизася в пениих, в бдениих и пощениих./ Темже в тя вселися Пресвятый Дух,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ испроси людем православным здравие и спасение/ и не забуди посещая чад своих,/ совершающих священную память твою,/ Космо, преподобне отче наш.

Прп. Космы Яхромского. Кондак, глас 8.

Душевныя страсти из корене исторгая,/ в пустыню вселился еси, преподобие,/ и неболезненную жизнь в болезнех восприял еси,/ болезнем же лютым уставлявши озлобления просящим у тебе с верою./ Темже разреши болезни наша душевныя и телесныя, да зовем ти:/ радуйся, Космо Богомудре.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 1 марта (16 февраля ст.ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Великомученика Феодора Тирона (ок. 306).

Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612). Преподобного Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах Праведной Мариамны, сестры ап. Филиппа Св. блгв. царя Маркиана и его супруги Пульхерии (Греч.). Святого Варнавы, старца Гефсиманского скита Сергиевской Лавры Преподобного Феодосия Болгарского и ученика его Романа, монаха Св. Николая (Планаса), пресвит. Афинского (1932). Сщмч. Михаила, Павла пресвитеров (1938). Обретение мощей мч. Мины Калликелада (867-889). Свт. Финана, еп. Ландисфарнского (661) (Кельт. и Брит.). Свт. Авксивия Кипрского, еп. Солийского (Греч.). Новомч. Феодора (1795) (Греч.). Новомч. Михаила Мавроедиса Адрианапольского (1490). Новомч. Федора игум. Аджарского, пострадавшего от турков на горе Афонской (XIX).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Вмч. Феодора Тирона.Тропарь, глас 2. Велия веры исправления,/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святый мученик Феодор радовашеся:/ огнем бо всесожегся,/ яко хлеб сладкий Троице принесеся./ Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Вмч. Феодора Тирона. Кондак, глас 8.

Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем,/ противный силы попрал еси, многострадальче,/ и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре,/ яко непобедимый.

Сщмч. Ермогена. Тропарь на преставление, глас 4.

Российский земли первопрестольниче/ и неусыпный о ней к Богу молитвенниче!/ За веру Христову и паству твою душу свою положив,/ страну нашу от нечестия избавил еси./ Темже вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими,/ священномучениче Ермогене, отче наш.

Сщмч. Ермогена. Тропарь на прославление, глас 4.

Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:/ спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

Сщмч. Ермогена. Кондак, глас 6.

Темницею и гладом изнуряемь,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:/ радуйся, заступниче Российския земли.

Великий канон Андрея Критского читаемый в четверг первой седмицы Великого поста

Pages: 1 2 3

Православный календарь 29 февраля (16 февраля ст.ст.)

Великий Пост

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мчч. Памфила пресвитера и еже с ним (307-309).

Святителя Макария митр. Московского и Коломенского (1926). Преподобного Маруфа, еп. Месопотамского (422). Праведного Василия Грязного Павлово-Посадского (1869). Святого Флавиана, архиепископа Антиохийского (404). Новомч. Илии, пресвитера (1934) и иерея Петра (Лагова) (1931). Сщмч. Павла пресвитера (1938). Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Мч. Романа Афонского (Греч.). Новосв. Марии Бизийской во Фрасе

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Кондак покаянного канона прп.Андрея Критского: Душе моя, душе моя, / востани, что спиши? / конец приближается, / и имаши смутитися: / воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, / везде сый и вся исполняяй.

Великий канон Андрея Критского (с переводом на русский язык) читаемый в среду первой седмицы Великого поста

Мчч. Памфила и иже с ним. Кондак, глас 4. Мучением страшным предлежащим/ Господни страдальцы доблии/ в небоязненном радующеся мудровании,/ сим собеседоваша, о плоти нерадивше,/ темже наследствоваша вечнующую славу,/ о нас молящеся присно,/ восхваляющих их подвиги.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 28 февраля (15 февраля ст.ст.)

Великий Пост

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостола от 70-ти Онисима

Преподобного Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах Преподобного Далмата, игумена Успенского м-ря в Сибири. Преподобного Евсевия, пустынника Сирийского Прп. Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Новосщмчч. свящ. Михаила Пятаева и свящ. Иоанна Куминова (1930). Сщмч. Николая, Алексия, Алексия пресвитеров, Симеона диакона, прмч. Павла и прмц. Софии (1938). Муч. Майора Газского. Св. Освия, короля Нортумберийского (670)(Кельт. и Брит.). Прп. Анфима Хиосского (Греч.). Собор св. Иоанна Богослова Диаконисского. Св. Феогниса, еп. Бефелийского около Газы (523). Иконы Божией Матери Виленской Иконы Божией Матери  Далматской

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Ап. от 70-ти Онисима. Тропарь, глас 3: Апостоле святый Онисиме,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Ап. от 70-ти Онисима. Кондак, глас 4. Я ко луча, возсиял еси вселенней,/ зарями сияя солнца, блаженне,/ всесветлаго Павла, мир просветившаго:/ темже тя почитаем, Онйсиме славне.

Прп. Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 2.

Велия веры исправления,/ в пещернем затворе, яко на воде упокоения,/ преподобне отче Пафнутие, радовался еси,/ огнем бо любве Божественныя распаляемь,/ бдением и молитвою безстрастия достигл еси/ и явился еси равноангельный на земли,/ того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Прп. Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Кондак, глас 8.

Помышляя исход души твоея/ и праведное мздовоздаяние по делом,/ непрестанными слезами умолил еси Господа/ даровати тебе неизреченных радостей наследие,/ яже уже со святыми предвкушая, Пафнутие преподобие, /поминай и нас пред Богом, чтущих тя.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 27 февраля (14 февраля ст.ст.)

Великий Пост

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869)

Преподобного Авксентия Преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (1578). Преподобного Марона, пустынника Сирийского Святителя Авраамия, еп. Каррийского 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Св. Рафаэля, еп. Бруклинского (1915). Сщмч. Онисима, еп. Тульского (1937). Сщмч. Трифона диакона (1938). Сщмч. Филимона, еп. Газского. Новомч. Георгия Митиленского, Константинопольского (Греч.). Новомч. Николая Коринфского (Греч.). Св. Петра, патр. Александрийского (380). Новомч. монаха Дамиана Филофейского, пострардавшего в Лариссе (1568). Св. Илариона Имеретинского и Афонского (1854) (Груз.). Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Великий Канон Андрея Критского читаемый в понедельник первой седмицы Святаго и Великаго поста

Равноап. Кирилла, учителя Словенского. Тропарь, глас 4.

От пелен прилежно Премудрость сестру себе сотворив, Богогласе,/ пресветлую видев, яко девицу чисту,/ юже приемь, приведе,/ яко монисты златыми, сею украсив свою душу и ум,/ и обретеся яко другий Кирилл, блаженне,/ разумом и именем мудре.

Равноап. Кирилла, учителя Словенского. Кондак, глас 2.

Твердым и Богодохновенным учением/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния вселенную, Кирилле блаженне,/ разсевая пресветлое Божие слово,/ на западе, и севере, и юзе, мир просвещая чудесы.

Прп. Авксентия. Тропарь, глас 1.

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Авксентие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцелявши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Прп. Авксентия. Кондак, глас 2.

Насладився, Богомудре, воздержания/ и желания плоти твоей обуздав,/ явился еси, верою сияя,/ якоже сад посреди рай, процвел еси,/ Авксентие отче священне.

Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Тропарь, глас 2.

Светлости святых насладитися вожделев,/ в темную вселился еси пещеру, прехвальне,/ и добре подвизался еси, Исаакие,/ прельщен же быв от врага,/ паки крепко попрал еси того вся коварства./ И ныне, яко победитель,/ в веселии предстоя Христу Богу,/ проси нам мира и велия милости.

Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Кондак, глас 5.

Вражию прелесть низложивша и в постничестве светло просиявша,/ приидите, вернии, восхвалим Исаакия победоноснаго,/ иже, яко злато, во искушениих просил/ и просвещает сердца верно к нему притекающих,/ моляся Господеви непрестанно о душах наших.

Прп. Марона, пустынника Сирийского. Тропарь, глас 8.

Яко незаходимое солнце возсия нам днесь/ светозарными твоими молитвами, преподобне отче наш Мароне,/ иже некия горы достигл/ и тамо на ней живущими нечестивыми чтом бысть,/ за превосходящую твою к Богу добродетель,/ и тамо обрет требище идольское. Богу освятив, в нем пребывал еси,/ и видев Человеколюбец Бог твой подвиг и труды,/ дарова тебе дар Свой,/ имже пронесеся имя твое в человецех,/ целити скорби, огневицу и трясавицу прибегающим к тебе с верою./ Темже и зовем ти:/ радуйся, целителю наш скорый;/ радуйся, заступниче наш теплый,/ предстоиши бо у Пресвятыя Троицы,/ молися Той о призывающих имя твое святое,/ да избавит от сих тяжких скорбей и спасет души наша.

Прп. Марона, пустынника Сирийского. Ин тропарь, глас 4.

Пресветлое житие твое, отче Мароне,/ Ангелы удивило есть,/ и бесовская шатания яве устраши./ Верных же собрания светло украси./ К Небесному Христову жилищу, повелевая шествовати всегда./ Егоже моли от тли и бед избавитися,/ верою творящим всечестную память твою.

Прп. Марона, пустынника Сирийского. Ин тропарь, глас 2.

Фарисейскаго тщеславия удалялся,/ преподобие отче наш Мароне,/ на гору высокую возшел еси,/ и тамо победу показал еси на диавола:/ требище бо бесовское обрет и Богу освятив,/ в нем пребыл еси,/ молитвами твоими огневицу и трясавицу утоляя,/ и бесы прогоняя,/ и от различных недуг свобождая./ Того ради, святе, молися Христу Богу,/ да спасет души наши.

Прп. Марона, пустынника Сирийского. Кондак, глас 5.

Страстей пещь, преподобие, угасил еси, воздержания росою./ Дарованием обогатился еси исцелений от Бога, Мароне,/ приял еси целити верным болезни тяжкия,/ и бесов отгонити полки./ Сего ради с веседием почитаем тя.

Блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора. Тропарь, глас 8.

Троичнаго Божества осиянием просветився,/ страстотерпче великий княже Михаиле,/ с премудрым болярином ти Феодором,/ самозванна к подвигом устремистася,/ сквозе огнь не идоста,/ кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста/ и нечестиваго царя обличиста,/ Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста./ И того ради кровей своих струями обагристася, славная./ Темже и венца от Него победная прилета,/ и нас свыше назираета,/ молим ва, святая, молите Того,/ яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол/ и подаст нам вся благая,/ Иже Един Сый прославляемый во святых Своих.

Блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора. Кондак, глас 5.

Солнца мысленнаго праведнаго — Христа/ озарився сиянием, пребогате Михаиле,/ видимому солнцу не поклонился еси/ и твари паче Творца не послужил еси/ и нечестие обуздал еси,/ ярости царя не убоявся/ и крове своей обагрением/ Христови предстал еси, радуяся./ И ныне в пренесении мощей твоих/ нас свыше назирай и Христа Бога моли,/ молимся яко спастися нам/ и Православию непоколебиму пребыти,/ Отечеству нашему соблюстися во всем/ молитвами твоими, святе,/ по велицей Его милости.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 26 февраля (13 февраля ст.ст.)

Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Мартиниана

Преподобного Симеона, царя Сербского, мироточивого Преподобного Евлогия, архиеп. Александрийского Сщмчч. Василия и Гавриила пресвитеров (1919). Новосщмч. Сильвестра (Ольшевского), архиеп. Омского и Павлодарского (1920). Сщмч. Зосимы, Николая, Василия, Иоанна, Леонтия, Владимира, Парфения, Иоанна, Иоанна, Михаила пресвитеров и Евгения диакона, прмцц. Анны, Веры и Ирины, мч. Павла (1938). Св. Мартина Милостивого. Свт. Модомноха, еп. Оссорского (Кельт. и Брит. ). Апп. и мчч. Акилы и Прискиллы (Греч. ). Св. Тимофея, Патриарха Александрийского (385). Св. Иосифа Волоколамского (1515). Св. Кастора иеромонаха Карденского (Герм. ). Св. Ерменхильды игумении Елийской. Св. Хуна монаха Хунейского. Перенесение мощей св. Едварда короля английского.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прп. Мартиниана Палестинского. Тропарь, глас 8.

Пламень искушений слез теченьми погасил еси, блаженне,/ и, морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси:/ препрославлен еси, Всесильне, огня и бури спасый мя.

Прп. Мартиниана Палестинского. Кондак, глас 2.

Яко подвижника благочестия искусна,/ и страдальца произволением честнаго,/ и пустыни жителя и всельника,/ в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго:/ той бо змия попра.

Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого. Тропарь, глас 3.

Божественною благодатию просветився,/ и по смерти показуеши светлость жития твоего,/ источаеши бо миро благоухания/ притекающим к раце мощей твоих,/ и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия,/ Симеоне отче наш,/ Христа Бога мо,/ к Немуже любящих тя апостольски наставил еси, вопия:/ возлюбите Бога, якоже Он возлюби нас.

Преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого. Кондак, глас 6

Ангельское возлюбив на земли житие,/ миродержание и мир оставив,/ пощением Христу, Симеоне, последовал еси,/ к Немуже любящих тя апостольски наставил еси, вопия:/ возлюбите Бога, якоже Он возлюби нас.

Pages: 1 2 3

Масленица, сырная неделя

Масленица,сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен.

Масленица, сырная неделя (до реформы орфографиитакже часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен. Ритуал связан с проводами зимы и встречей весны.

Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным атрибутом масленицы являются блины и народные гуляния.

До введения христианства Масленица отмечалась в день Весеннего Равноденствия. Православная Церковь приурочила данный праздник к Великому Посту, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния).

Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.

Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целуюнеделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известныйлюбитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроитьзабавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.

Екатерина II по случаю своей коронации,подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.

Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.

В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.

Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

Традиции:

Уж каких только нет масленичных обрядов! И чучело Зимы сжигают, и блины пекут!

А все оттого, что в старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы — это ее похороны, а блины — это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую масленицу.

Но осталась традиция печь блины — круглые, желтые и горячие, как  солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных  гор, кулачные бой, тещины посиделки.

Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!

В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее «по-бабски» — в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после — сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.

Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или  ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и  вываливали «пассажирку» в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы «хороня Масленицу».

Принято в масленицу на берегу реки строить городки из снега, укрепленные башнями, с двумя вратами. К этому городку собирается множество детей, которые делятся на «пеших» и «конных». «Пешие» занимают город, «конные» готовятся к нападению. Наконец, «конница», по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается битва. Осажденные храбро защищают город портив «конницы», не давая ей ворваться в крепостные ворота, отбивая их метлами и помелами. Однако, «конница»

берет верх и победоносно въезжает в ворота городка, а затем вместе с «осажденными» разрушает городок с веселыми песнями и возвращается домой.

А еще на масленицу возят по городу большой корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный  изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых развешаны на его мачтах. Вслед за кораблем, с музыкой и песнями, идут ряженые.

В 1722 году Петр великий дал в Москве невиданный маскарад: по столице длинной вереницею разъезжало множество судов различного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, запряженных шестью лошадями, шедшими гуськом, одна за другою и украшенных побрякушками. В других санях ехал «Князь-папа», облеченный в мантию красного бархата, подбитую горностаем, в ногах его восседал Бахус на бочке. За ним — свита, замыкаемая шутом, который сидел в санях, запряженных четырьмя свиньями.

Шествие самого флота возглавлял Нептун, сидевший в колеснице с трезубцем руках, запряженной двумя сиренами. В процессии находился и «Князь-кесарь» Ромодановский — он занимал место в большой лодке, которую тащили два живых медведя. А в конце этой процессии следовала громада — 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля Фридемакера, спущенного на воду в марте 1721 года Петербурге. Он имел три мачты и вооружение до последнего блока!

На этом корабле, везенном шестью лошадьми, восседал сам Петр I, в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал ими как бы на море. За эти кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, бывшей в костюме голландской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски.

За гондолою следовали настоящие участники маскарада, известные под именем «неугомонной обители». Они сидели в широких и длинных санях, сделанных наподобие головы дракона, и наряжены были журавлями, волками, лисами медведями, представляя в лицах эзоповы басни. Такое чудное и яркое маскарадное шествие через Тверские ворота протянулось в Кремль при пушечных выстрелах, где и закончилось великолепным фейерверком и пиршеством.

Но после кончины Петра великого прекратились маскарады до воцарения Императрицы Елизаветы Петровны, которая очень любила наряжаться, так как к ней очень шел мужской наряд...

В царствование Императрицы Елизаветы Петровны масленичные катания устраивались в ее любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, и с них — то катались не только, но и сама

императрица, съезжавшая «стоя на лыжах». Забава эта осталась в России на долгие-долгие годы, и мало кто уже помнил, что катание с гор — это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

Катальные горы строились с затейливыми башенками, на которых развивались затейливые флаги, а вдоль гор вместо барьера, в два ряда стояли елки, а между ними — статуи из льда и снега.

Вспоминая свое девство, в начале ХХ века И.С.Шмелев так описывал катания с ледяных горок: «В субботу, после блинов, едем кататься гор. Зоологический сад, где устроены наши горы — они из дерева и залиты льдом: Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие „Дилижаны“ с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. : Степенный плотник Иван помогает Пашке-конторщику резать и выдавать билеты, на которых написано — „С обоих концов — по разу“. Народ длинным хвостом у кассы. Масленица погожая…

По накатанному лотку втаскивают веревками ввернувшиеся с другой горы высокие сани с бархатными  скамейками, — „Дилижаны“, — на шестерых.

Сбившиеся с ног катальщики, статные молодцы, ведущие „Дилижаны“ с гор стоя на коньках сзади, веселы и в меру пьяны. Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате, „на корыте“.

Зажигают иллюминацию. Рычат гулкие горы пустотой. Катят с бенгальскими огнями, в искрах. Гудят в бубны, пищат гармошки…»

Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления.

Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень.

Эта народная забава несколько раз упоминалась в «домострое», осуждающем ее как одно из «бесовских угодий», «богомерзких дел». Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей.

С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним, традиционным. Известно, например, что в 1570 году Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учеными медведями.

В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом,  поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян но был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара.

Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо: «Михайло Потапыч» или «Матрена Ивановна», «почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин».

Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.

Вечным спутником Михайло Потапыча был «коза бодатая», которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. «Коза» выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки.

Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой, а после этого  угощения вожак предлагал медведю «побороться». Такая борьба, правда, не  всегда заканчивалась благополучно для вожака.

Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с «козой», выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или «козой».

Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители царского «ловчего пути», так и «любители-непрофессионалы».

Поскольку медведь — главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на здание лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И вдруг оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик, неуклюжесть, косолапость, нечленораздельная «речь» (рев, ворчание) — все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина.

В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия: бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.

Успех Петрушки в одних случаях объяснялся злободневностью и сатирической направленностью сценок, в других секрет обаяния комедии видели именно в ее сценичности, в том, что формы игры здесь были незамысловатые, простые и понятные, поэтому они легко воспринимались широкими массами всех возрастов и всех уровней развития.

Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка. Одет он бывал в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб или даже два горба. И длинный горбатый нос.

Еще одна масленичная потеха — кулачные бои, которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами «на кулачках» — о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III портив Великого князя Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: «Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться».

Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью.

В старину было три вида кулачных боев.

Самым лучшим и интересным считался бой один на один.

Практиковался и бой «Стенка на стенку», когда запасных бойцов каждая «стена» уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак.

А реже всего допускался бой «сцеплялка — свалка», который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками «сцеплялки».

Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаганы — это главная притягательная сила, самое заманчивое, хотядалеко не всегда доступное увеселение.

Балаганы — лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний.

Слово «балаган» первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение временная, разборная торговая постройка".

Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века.

На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты.

В понедельник. На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы — широкой боярыни.

В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: «Звал, позывал чистый семик широкую масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя масленица, перепелиные твои  косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

После этих зазываний дети начинали кричать: «Масленица приехала,масленица приехала!» и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогойгостьи.

Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.

К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину — жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные — с четверга или пятницы.

В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: «честные наши родители, вот для вашей души блинок».

Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: «месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару». Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу.

Где нет свекра или свекрови, а молодые встречали первую масленицу,тещи приходили к своим зятьям учить дочек блины печь. Обычно, зятья идочери приглашали заранее таких гостей поучить их уму-разуму. Получить такое приглашение почиталось за великую честь.

Званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.

Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы.

На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься на горах, поесть блинов.

В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили «позыватки» — люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: «у нас состроены у самих горы и гости прошены». Соседи толковали такие отказы по-своему: «здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого».

Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к  сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.

Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

В среду. На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных.

А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так,  чтобы ни один в обиде не остался.

Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»

Бывало, что в этот день в деревнях устраивались «девичьи съезды»: молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и  селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни.

А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами;разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.

Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет».

В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика — балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим «поездом» с песнями тянулся народ.

А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: «Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!», выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

И кто знает, не из русской ли Масленицы был взят нынешний обычай американских детей наряжаться на Хэллоуин в карнавальные костюмы и ходить от дома к дому с криками «Trick or treat!» — «угощение или жизнь!»…

В пятницу. Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости!

Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

Приглашения же бывали разные: почетные — когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые — на ужин.

Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званных», тем больше оказывалось теще почестей.Поэтому и говорили, что «у тещи зятек — любимый сынок».

В субботу, на золовкины посиделки (золовка — сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.

Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.

Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.

Интересно, что само слово «золовка», как считалось, происходит от слова «зло», так как сестры мужа относились к невестке («пришедшей невесть откуда») недоверчиво

и настороженно — вспомним, хотя бы русские народные сказки.

Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит».

Новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.

Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума — полотенце, для кумы — кусок мыла.

В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай».

В деревнях жгли костры, но не обычные — из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного.

В городах же костры разводили с другой целью — растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы — холод и лед.

Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные.Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

С Праздником Иверской иконы Божией Матери

Иверская икона
Чудотворная икона Божией Матери Иверская
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье г. Москвы

После разорения и закрытия Храма в 1929 г. храмовая икона Божией Матери  «Иверская» была сохранена для потомков. Чтобы сберечь ее от уничтожения, приход Храма Иверской иконы Божией Матери на Всполье передал ее в не закрытую большевиками  церковь Николая Чудотворца в Кузнецах. Там она прибывает и поныне. Когда Храм открывали в 1994 г., списка «Иверской» иконы в нем не было. Поэтому настоятель, протоиерей Григорий (Ивануса), принес из дома свою местночтимую икону Божией Матери «Иверскую», пред которой был отслужен первый, после открытия Храма, молебен. Образ остался в Храме. Впоследствии от иконы начали происходить чудесные исцеления и помощь верующим. И поныне Богородица через икону свою «Иверская» помогает всем с верою обращающимся к Ней.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери

Греция, XVII век, 28,5 х 22,4 см, дерево, левкас, темпера

Торцы доски украшены елочным орнаментом, на тыльной стороне доски четырехконечный крест и надпись красного и коричневого цветов: "IC ХС. HI KA". Оклад - серебро, золочение, жемчужная обнизь (венцы утрачены) - русской работы. Возможно, выполнен в мастерских Оружейной палаты для царевны Евдокии Алексеевны Милославской. Иконография традиционна для типа Богоматери "Иверской Портаитиссы". Подобные небольшие иконы Богоматери "Иверской Портаитиссы" были распространены на Балканах Музей "Новодевичий монастырь", филиал Государственного Исторического музея ХС. HI KA". Оклад - серебро, золочение, жемчужная обнизь (венцы утрачены) - русской работы. Возможно, выполнен в мастерских Оружейной палаты для царевны Евдокии Алексеевны Милославской. 28,5 х 22,4 см Дерево, левкас, темпера Иконография традиционна для типа Богоматери "Иверской Портаитиссы". Подобные небольшие иконы Богоматери "Иверской Портаитиссы" были распространены на Балканах (см. средник триптиха XVII в. из собрания музея Бенаки, Афины). Икона

Россия конец XIX, начало XX в. Дерево, масло, медный оклад, 22,5х27,5 см
Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница (греч. Портаитисса) — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно православному преданию он написан евангелистом Лукой.

В IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен женщиной, проживавшей около города Никея, в море. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей или Привратницей, а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня. Дни празднования

12 февраля (25 февраля) и во вторник Светлой седмицы — обретение образа на горе Афон; 13 октября (26 октября) — перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона; в некоторых календарях дополнительно указывают также 31 марта (13 апреля) и 27 апреля (10 мая).

В 1669 году копию принесенного с Афона списка Иверской иконы поместили при триумфальных Неглиненских (Воскресенских) воротах Китай-города. Для иконы был сделан небольшой деревянный навес, позднее вместо него воздвигли часовню. В 1791 году часовню перестроил архитектор Матвей Казаков. После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном. В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. В 1994—1995 годах часовня и ворота были восстановлены (автор проекта — архитектор О. И. Журин). Монреальская Иверская икона — список Иверской иконы Божией Матери, написанный в 1981 году на Афоне греческим монахом. По многочисленным свидетельствам икона непрерывно мироточила в течение 15 лет. В 1997 году её хранитель Иосиф Муньос был убит а икона бесследно исчезла.

Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Иверской

Акафист Иверской иконе Божией Матери mp3

Проповедь: Слово в День Иверской иконы Божией Матери. Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Иверская икона Божией Матери Об Иверской Иконе Божией Матери. Рассказ Стихи в честь иконы. "ЛЮБОВЬ - ВОТ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ ИМЯ !" Видео:

Иверская икона Божией Матери (Студия ТV Персей)

Иверская икона Божией Матери Иверская икона Праздник Иверской иконы Божией Матери Праздник Иверской иконы в Николо-Перервенском монастыре