Православный календарь 25 февраля ( 12 февраля ст.ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Иверской иконы Божией Матери

Святителя Мелетия, архиеп Антиохийского Святителя. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца Святителя Мелетия, архиеп. Харьковского Преподобной Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения Святителя Антония, патриарха Константинопольского Прп. Вассиана Угличского. Новосщмч. Алексия, еп. Воронежского (1930). Новомч. прот. Митрофана (1931). Св. Каллии. Прп. Гертруды Нидерландской. Св. Эфивальда Ландисфарнского (740) (Кельт. и Брит.). Новомч. Хрестоса Константинопольского (1748) (Греч.). Мчч. Сатурния и Плотиния (Греч.). Сщмч. Урвана, еп. Римского (223-230). Свв. Прохора Грузина (X), Луки Иерусалимского (1277), Николая Двали (1314) и других мучеников и преподобных, живших в Грузинских монастырях Иерусалима.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Иверской иконы Богородицы. Тропарь, глас 4.

От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно/ с верою и любовию приходящим к ней,/ тако и мою немощь посети,/ и душу мою помилуй, Благая,/ и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Иверской иконы Богородицы. Кондак, глас 8.

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть Хранительница Афона/ и Вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в Православней Российстей стране/ чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Ин. Тропарь. Иверской иконы Богородицы, глас 1.

Дерзость ненавидящих образ Господень/ и держава нечестивых безбожно в Никею прииде,/ и посланнии безчеловечно вдовицу,/ благочестно чтущую икону Богоматери, истязуют,/ но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи:/ слава Тебе, Чистая,/ яко непроходимое море плещи своя подаде,/ слава правошествию Твоему, Едина Нетленная.

Иверской иконы Богородицы. Кондак, глас 4.

Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоей,/ обоя весело торжествующе вопием:/ сохрани раб Твоих благодатию, Владычице.

Свт. Алексия, митр. Московского и всея России. Ин тропарь, глас 4.

Апостольских догмат опасна хранителя,/ Церкве российский пастыря и учителя,/ преблаженнаго Алексия святителя память празднующе,/ славословим Христа Бога нашего песньми достодолжными,/ даровавшаго нам угодника Своего,/ яко обильный источник, точащ врачевания,/ граду же Москве похвалу и утверждение.

Свт. Алексия, митр. Московского и всея России. Ин тропарь, глас 8.

Яко светоносная возсия днесь память твоя, славне,/ верных озаряющи души и телеса,/ и исцеления струй Богоприятными ти молитвами источаеши,/ отче святителю Алексие,/ темже тя молим, яко архиереом сопрестольна и чудодейственника изрядна,/ иже Христову Престолу предстояй,/ о нас не оскудевай моляся спастися душам нашим.

Свт. Алексия, митр. Московского и всея России. Кондак, глас 8.

Божественнаго и пречестнаго святителя Христова,/ новаго чудотворца Алексия,/ верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/ служителя же и учителя премудра земли Российстей./ Днесь, в память его притекше,/ радостно возопием песнь Богоносному:/ яко имея дерзновение к Богу,/ многообразных нас избави обстояний, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Свт. Мелетия, архиеп Антиохийского. Тропарь, глас 4.

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Мелетие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Свт. Мелетия, архиеп Антиохийского. Кондак, глас 6.

Духовнаго твоего дерзновения убоявся,/ отступник бегает Македонии,/ молитвенное же служение совершающе, твои раби,/ любовию притекаем,/ Ангелом собеседниче, Мелетие,/ огненный мечу Христа Бога нашего,/ вся безбожныя закалаяй:/ воспеваем тя, светильника, просветившаго вся.

Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Тропарь, глас 4.

Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси,/ от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне,/ иерархов славо и преподобных похвале,/ Предвечнаго Слова усердный благовестниче,/ сирых и неимущих крове и прибежище./ Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси/ и, Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси,/ отче наш, святителю Мелетие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Кондак, глас 4.

Ревнуя, поревновал еси к Богу, Егоже возлюбил еси/ и Егоже всем сердцем возжелал еси, отче наш Мелетие,/ и Егоже ради к иноческому подвигу потекл еси/ и заклатися Христу Богу самаго себе привел еси,/ яко пастырь добрый врученное тебе стадо овец Христовых мудре упасл еси./ Моли о нас Христа Бога, святителю достохвальне.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 24 февраля (11 февраля ст.ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священомученика Власия, еп. Севастийского

Благоверного кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского Прп. Георгия, игумена Кратовского, Сербского (1515) Праведной Феодоры, царицы греческой Св. Гобнеты (V) (Кельт. и Брит.). Прп. Кедмона Витбийского, монаха (680) (Кельт. и Брит.). Сщмч. Лукия Адрианопольского во Фрасе (348). Св. Бедедикт Анинский (821) (Галл.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Тропарь, глас 1. Свыше от Бога, преподобне,/ благодать приял еси духовную,/ и от Него убо познался еси, блаженне,/ того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/ будущаго века пребывание,/ и постнически испытався во своих обителех./ И ныне со ангели ликовствуя,/ Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Ин кондак, глас 3.

Жезлом, святе Димитрие, от Бога данным ти,/ люди своя упасе на пажитех закона живоносна,/ зверя же невидимаго шатание сокруши под нозе тебе поющих,/ яко да в бедах тя тепла предстателя имамы.

Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Кондак, глас 8.

От юности, преподобие, крест твой взем, Христу последовал еси,/ в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя;/ темже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает:/ радуйся, преподобие отче Димитрие, постников удобрение.

Сщмч. Власия. Тропарь, глас 4.

И нравом причастник,/ и престолом наместник Апостолом быв,/ деяния обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Власие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Сщмч. Власия. Кондак, глас 2.

Божественное прозябение, цвет неувядаемый,/ лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие,/ верою чтущия память твою веселия твоего исполни,/ моляся непрестанно о всех нас.

Сщмч. Власия. Кондак, глас 8.

Священия помазанием и мучения кровию украсился еси, славне Власие,/ и сияеши всюду, в Вышних ликуя/ и нас назирая, в храм твой пришедшия/и в нем тебе непрестанно зовущия:/ всех нас соблюди.

Блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила. Тропарь, глас 4.

Из млада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/ Божественный сосуд, избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/ и многи святыя церкви устроив,/ изгнание претерпел еси от своих,/ якоже и целомудрии прародители твой от брата убиение./ С нимиже предстоя Святей Троице,/ молися, стране нашей сохраненной быти/ и всем нам спастися.

Блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила. Кондак, глас 8.

Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле,/ плод благий Богови в жизни сей был еси,/ присноцветущ добродетельми и, якоже Давид, незлобием./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ всегда зря Святую Троицу./ Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Прп. Георгия, игумена Кратовского. Тропарь, глас 4.

В терпении многоискуснем, блаженне мучениче Георгие,/ огнеискусную смерть претерпел еси/ и по кончине твоей венец от Христа нетленный/ с мученическими лики приял еси./ И ньше, на земли кротких достойно водворялся,/ Христа Бога о нас непрестанно моли,/ иже верою покланяющихся раце мощей твоих.

Прп. Георгия, игумена Кратовского. Кондак, глас 2.

Вышния славы желая, многострадальне Георгие,/ агарянскую прелесть поплевав, попрал еси/ и победы венец приял еси,/ Ангелом ныне свеселяся и мучеником соводворяяся,/ с нимиже Христу Богу молися непрестанно о всех нас.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 23 февраля (10 февраля ст.ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священомученика Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и 3-х мучениц

Благоверной княгтни Анны Новгородской Преподобного Прохора Печерскогого Преподобного  Лонгина Коряжемского Икона мч.Валентины Иконы Божией Матери «Огневидная». Собор Новгородских святителей Сщмч. Петра и Валериана пресвитеров (1930). Новосщмч. Анатолия (Грисюка), митр. Одесского (1938). Св. Галины (III). Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308). Свт. Анастасия, архиеп. Иерусалимского (Греч.). Мч. Харалампия (другого) и с ним трех спутниц (Греч.). Св. Схоластики Итальянской, сестры Св. Бенедикта (543). Преп. Иоанна Чимчимели Бачковского и Гремского (XIII) (Груз.). Св. Мервины игумении Ромсейской Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем! Молитвы:

Сщмч. Харалампия. Тропарь, глас 4.

Яко столп избранный Церкве Христовой/ и светильник присносветлый всея вселенныя,/ премудре показася, Харалампие,/ возсия в мире мучением,/ разруши идольское мракобесие, блаженне,/ сего ради явися предстатель Христу,/ молися спастися нам.

Сщмч. Харалампия. Кондак, глас 8.

Подобствовав благодатию священства, славне,/ Церковь светло украсил еси Божественным страданием,/ еже за Христа приял еси доблественно, радуяся,Харалампие,/ честный светильниче всемирный, осияваяй концы,/ яко непобедимый.

Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Тропарь, глас 4.

Преподобне и чудотворче, отче Прохоре,/ препитавый во гладе алчущия хлебом от былия и солию от пепела,/ напитай и нас пищею духовною,/ моля Христа Бога/ о душах наших

Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Кондак, глас 2.

Велиим воздержанием удручая плоть свою, святе,/ лишився пищи человеческия,/ зелием и травою вместо хлеба, пепелом же, аки солию, питался еси,/ чудодейственне Прохоре./ Еже видя, Господь преложи зелие во хлеб и пепел в соль,/ имиже ты множество гладных препитал еси,/ тем тя чтем и ублажаем.

Прп. Лонгина Коряжемского. Тропарь, глас 1.

От мятежа мирскаго удалився,/ к немерцающему Свету притекл еси, преподобне отче Лонгине,/ и ныне чисте зриши Святую Троицу,/ Юже моли за ны недостойныя,/ да спасет души наша.

Прп. Лонгина Коряжемского. Кондак, глас 8.

По словеси Учителя Христа,/ крест на рамо твое приял еси,/ вся житейская отринув,/ и образ Животворящаго Древа в пустыню принесл еси,/ идеже доныне исцеления неоскудно источаются/ с верою приходящим к тебе.

Блгв. кн. Анны Новгородской. Тропарь, глас 1.

От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/ прияти Православную веру сподобилася еси,/ в нейже плод благославный Русской земле принесши,/ святая благоверная княгине Анно,/ Христа всем сердцем возлюбила еси,/ Того оправдания и законы хранящи;/ темже днесь всесвятую твою память празднующе,/ грехов оставление молитвами твоими приемлем.

Блгв. кн. Анны Новгородской. Кондак, глас 4.

Днесь в светлой памяти твоей/ Великий Новград веселится,/ созывая всех верных светло праздновати память твою,/ и мы ныне, духовно ликовствующе,/ радостно славим тя и молим:/ святая благоверная княгине Анно,/ предстоя Святей Троице/ моли избавити Великий Новград и всю землю Русскую/ от всяких бед и обстояний и всем нам спастися.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 22 февраля ( 9 февраля ст.ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученика Никифора, из Антиохии Сирской

Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805). Преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преподобного Панкратия, еп. Тавроменийского Свщенномученика Иоанна (Фрязина) Преподобных Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516), Важеезерских. Священномучеников Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского Сщмч. Василия пресвитера (1930). Прпп. Емилиана и Бракхио Турского (Галл.). Свт. Тейло, еп. Ландафского (VI) (Кельт. и Брит.). Мч. Апполония Александрийского (249). Св. Романа чудотворца Киликийского (V). Сщмч. Петра Дамаскина, еп. Дамасского (743).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Тропарь, глас 3. Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали.

Свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Кондак, глас 4.

Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския/ и молитвенник о душах наших.

Мч. Никифора, из Антиохии Сирской. Тропарь, глас 4.

Мученик Твой, Господи, Никифор,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Мч. Никифора, из Антиохии Сирской. Кондак, глас 1.

Любве союзом связався, Никифоре,/ разрушил еси яве злобу ненависти/ и мечем во главу твою усечен был еси,/ мученик Божественный воплощшагося Спаса,/ Егоже о нас моли, поющих славную память твою.

Мч. Никифора, из Антиохии Сирской. Кондак, глас 3.

Вперився, славне, Господнею любовию/ и Сего славный Крест на рамо взем, посрамил еси диаволи козни,/ пострадал еси даже до смерти/ и истины явился еси победоносец,/ оружник и тайнник Божия благодати.

Тропарь преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерах, глас 2

Панкратие Богомудре,/ священниче Господень изрядне,/ и чудес многих самодетелю,/ молися Господеви,/ во еже спасти души наша.

Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах. Кондак, глас 2.

В постницех явился еси велик,/ во иереех же нарочит/ и в чудотворениях даре показася славен,/ священне отче Панкратие,/ тем тя чтим и ублажаем.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 21 февраля (8 февраля ст.ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Великомученика Феодора Стратилата

Святителя Саввы II, архиеп. Сербского Прор. Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 г. до Р.Х.). Св. блж. Любови Рязанской (1921). Священомученика Симеона(Кульгавец) Сщмчч.Андрея, Сергия и Петра пресвитеров (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942). Свт. Макария, еп. Пафусского (Греч.). Мч. Конита Александрийского (249). Св. Агафангела, еп. Дамасского (325). Свв. Иоанна и Василия Печерских. Св. Кю Корнвальской. Св. Куфмана пустынника Стеинингского. Мчч. Никифора и Стефана (Греч.). Мчч. Филадельфа и Поликарпа (Греч.). Св. Пергета (Греч.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Вмч. Феодора Стратилата. Тропарь, глас 4. Воинствословием истинным, страстотерпче,/ Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре,/ оружиями бо веры ополчился еси мудренно,/ и победил еси демонов полки,/ и победоносный явился еси страдалец./ Темже тя верою/ присно ублажаем.

Вмч. Феодора Стратилата. Кондак, глас 2.

Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/ врага победил еси, мучеников превелий Феодоре,/ с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Свт. Саввы II, архиеп. Тропарь, глас 4.

Исправление веры и образ кротости,/ и якоже сад посреде рая,/ преподобными делы твоими мир просвещаеши,/ сего ради к честней раце мощей твоих любовию прикасаемся,/ лобызаем их и верно вопием:/ предстани в помощь воспевающим память святую твою и светоносную,/ святителю отче Савво пребогате, молимся,/ Христу Богу молися/ спастися душам нашим.

Свт. Саввы II, архиеп. Кондак, глас 8.

Яко архиереем сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Савво,/ сохраняли отечество, обитель, град же и люди, почитающия тя верою/ и честным твоим мощем покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Савво Богомудре.

Св. блж. Любови Рязанской. Тропарь

Любовью наречена была еси во святем крещении, Любовь Христову познала еси в житии, Богу и человеком любовию послуживши, дерзновение велие стяжала еси, тем же к тебе усердно прибегаем, из глубины сердец наших взывающе: молися убо ко Господу, Любовь блаженная, богомудрая, даровати мирови мир и душам нашим велию милость.

Св. блж. Любови Рязанской. Кондак

Святителем Христовым Николаем исцеленная и на служение Богу и людям им же благословенная, крест свой юродства с любовию до конца пронесшая, святая блаженная Любовь, не остави нас, почитающих святую память твою, предстоя в лике святых Престолу Пресвятыя Троицы, молися о благоденствии Отечества твоего и о спасении душ наших.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 20 февраля (7 февраля ст.ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых: Прп. Парфения, еп. Лампсакийского Преподобного Луки Ефесского Мучеников 1003 Никомидийских Новосщмч. Варлаам, ариеп. Пермский (1937). Сщмч. Александра пресвитера (1938). Сщмч. Алексия пресвитера (1942). Прп. Мастридии Иерусалимской. 6 мчч. фригийских (Греч.). Прп. Петра Моноватийского, монаха (Греч.). Свт. Априона, еп. Кипрского (Греч.). Новомч. Георгия Критского (Греч.). Мч. Феопемпта и Синодии (Греч.). Св. Авгула, еп. Британского пострадавшего при Диоклитиане (305). Св. Романа еп. Килмароненского. Св. Ричарда отца свв. Вилибальда, Вунибальда и Вальбурги. Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прпп. Парфения и Луки. Тропарь, глас 4. Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак Парфения, глас 3.

Чудес приял еси Божественную благодать,/ Богомудре священне Парфение,/ чудотворче Богоносе,/ вся верных страсти очищая, духи лукавства, отче, изгоняя,/ сего ради тя воспеваем,/ яко велия тайнника Божия благодати.

Кондак Луки, глас 8.

Избравый Тя Бог прежде создания во Свое благоугодие,/ имиже ведяще судьбами,/ присно от утробы освящает/ и Своего раба показа тя,/ исправляя твоя стопы, Луко, яко Человеколюбец./ Ему ныне, радуяся, предстоиши.

Прп. Парфения. Ин.Тропарь дважды, глас 4.

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя,/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Парфение,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Прп. Парфения. Кондак, глас 3.

Чудес приял еси Божественную благодать,/ Богомудре священне Парфение, чудотворче Богоносе,/ вся верных страсти очищая, духи лукавства, отче, изгоняя./ Сего ради тя воспеваем, яко великаго таинника Божия благодати.

Pages: 1 2 3

Неделя о Страшном суде

Страшный Суд
 
Страшный суд,
 
Страшный суд
семнадцатый век, липа 
 Страшный Суд.
Страшный Суд

XVIII в. 210, 2x176 см Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Икона
 
Икона "Страшный Суд" Россия, XIX век ,   дерево, левкас, темпера, 108 х 74 см На иконе из Ростовского музея в центре верхней части композиции изображена Троица во славе, состоящей из пересекающихся двухцветного круга и красного ромба, в углах которого представлены символы четырех евангелистов. Над образом Троицы - два ангела, свивающие небо в свиток, а слева от нее расположен второй круг славы с композицией, посвященной Отосланию на Суд Иисуса Христа. Всю эту половину регистра занимает изображение небесного воинства, прославляющего Троицу. Часть ангелов во главе с архистратигом Михаилом низвергает в адскую бездну силы тьмы - падших ангелов. Ниже, в центре следующего яруса, представлен восседающий на престоле в сиянии славы Христос, пришедший судить мир. Правой рукой Он благословляет, а левой поддерживает раскрытую книгу, стояюпгую на коленях. По сторонам от Христа изображены Богоматерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов с раскрытыми книгами в руках, а у Его ног - коленопреклоненные Адам и Ева. Еще ниже изображен Престол Уготованный с крестом, орудиями страстей и раскрытой книгой. Рядом с престолом - ангелы, держащие развернутые свитки, и трубящие ангелы. В облаках представлена десница Божия с весами, перед которыми изображена человеческая душа в виде полуобнаженного юноши. На одной чаше весов лежит белый плат, символизирующий покаяние, а другую пытаются перетянуть на свою сторону черти, которых изгоняет копьем ангел. Справа и слева от престола представлены праведники и грешники (народы), восставшие на суд. Среди праведников, изображенных в шесть рядов, по "чинам", - множество русских святых (их имена написаны на нимбах). Перед грешниками изображен пророк Моисей, указывающий им на Христа, в Которого они не поверили во время Его первого пришествия на землю. Из надписей следует, что это евреи, персы, турки, арабы, кезалбаши, измаилтяне, литва и немцы. Под "народами" представлены сцены отдания землей и морем мертвецов, которые воскресают, чтобы предстать на Суд. В этом же регистре  изображено видение пророка Даниила (Дан VII) и история пророков Илии и Еноха (Откр. XI, 1-13). Еще ниже представлен привязанный к столбу обнаженный человек. Это "милостивый блудник", который ради милостыни был избавлен от вечных мук, а из-за блуда лишен Царства Небесного. В правом нижнем углу иконы изображена геенна огненная в виде красного зверя с исходящим от него пламенем, внутри которого сидит сатана с душой Иуды. Из пасти ада к ногам Адама поднимается извивающийся красный змей. На нем видны кольца с надписями, называющими мытарства, уготованные человеческой душе после смерти. Напротив представлено шествие праведников к вратам рая. За его белыми стенами с многоярусными башнями изображены праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников ("Лоно Авраамово"), благоразумный разбойник и Богоматерь, восседающая на престоле в окружении ангелов. Выше представлены монахи, возносящиеся в Небесный Иерусалим. В нижней части иконы в 16 клеймах изображены муки грешников в аду. Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"
Страшный суд

Икона Страшного суда — православная икона, изображающая грядущий конец света — вселенский Страшный суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время его Второго пришествия. На ней изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников. Во время Страшного суда все когда-либо существовавшие живые и мертвые будут воскрешены во плоти. Над ними Иисусом будет осуществлен суд, и каждый заслужит приговор сообразно со своими земными делами — либо вечное блаженство в раю, либо вечные муки в аду (Мф.25:1-13, 25:31-33). Иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, «Жития Василия Нового» и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов. - Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного cуда, было Житие Василия Нового (Х век). - Видение пророка Даниила (Дан.10—12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвертое — в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощенному в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц). - Огненный поток (река) известен по так называемому «ХождениюБогородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие – по грудь, и лишь третьи – по шею», в зависимости от степени их вины. Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния». Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия — является одним из основополагающих положений христианского вероучения, и эта проблема была особенно актуальна для рубежа рубежа XI—XII веков, времени проникновения сюжета на Русь. Православная иконография Страшного суда существует в византийском искусстве c XI—XII веков. Истоки изображения этого сюжета восходят к IV веку — живописи христианских катакомб. Первоначально Суд изображался в двух формах: история отделения овец от козлищ и притче о десяти девах. Затем в V—VI формируются отдельные части повествовательного изображения, которые затем к VIII веку в Византии сложутся в законченную композицию. Изображение этого сюжета включает не только иконопись, но и система росписи православного храма (и в Византии, и на Руси), где он располагается обычно на западной стене. Западная Европа также использовала данный сюжет (например, Микеланджело в Сикстинской капелле). Наиболее известные памятники византийского культурного ареала на этот сюжет — в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в.); в Грузии — сильно поврежденная фреска в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене (XI в.); плохо сохранившиеся фрески Страшного cуда в Атенском Сионе (XI в.), в церкви в Икви (XII век), грандиозная композиция Страшного cуда храма в Тимотесубани (1-я четверть XIII в.) В «Повести временных лет» упоминается эпизод об использовании христианским «философом» (православным проповедником) запоны с изображением Страшного суда для проповеди христианства князю Владимиру, что повлияло на будущее крещение самого Владимира и Руси. Изображения Страшного суда были действенным средством, помогавшим к обращению язычников. На Руси композиции Страшного cуда появляются очень рано, вскоре после Крещения. Самая ранняя известная русская фреска на этот сюжет — Кириллов монастырь в Киеве (XII век), росписи Николо-Дворищенского собора в Новгороде (нач. XII в.), Георгиевский собор Старой Ладоги (1180-е гг.), церковь Спаса на Нередице (1199 г.), Дмитровский собор Владимира (конец XII в.), затем следуют фрагменты росписи Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе Владимира. Иконографический канон Страшного cуда, которому суждено будет существовать затем, по крайней мере, еще семь веков, складывается в конце X — начале XI веков. В XI-ХII веках был создан целый ряд важных образов Страшного cуда. Наиболее известные: росписи церкви Панагии Халкеон в Салониках (1028 г.), фрески Сант Анджело ин Формис, две иконы с изображением Страшного cуда из монастыря святой Екатерины на Синае (XI—XII вв.), две миниатюры Парижского Евангелия, пластина слоновой кости из музея Виктории и Альберта в Лондоне, мозаика базилики Торчелло в Венеции, фрески церкви Мавриотиссы в Кастории, росписи Бачковской костницы в Болгарии и гигантские мозаики пола собора в Отранто (1163 г.), и близкого по времени собора в Трани. Наиболее раннее известное русское иконописное изображение относится к XV веку (икона в Успенском соборе Московского Кремля). Н. В. Покровский, исследователь XIX века, указывает, что до XV века русские «Страшные суды» повторяют византийские формы, на XVI—XVII века приходится пик развития этого сюжета в живописи, а концу XVII века, по мнению Покровского, эсхатологические изображения стали писать с меньшим мастерством — особенно в юго-западной России (под воздействием западноевропейских влияний).

Акафист в память Всеобщего Воскресения и Страшного Суда

Иконография иконы «Страшный суд»

Проповеди:

О Страшном суде. Митрополит  Антоний Сурожский

Неделя о Страшном Суде. Митрополит Антоний (Храповицкий)

О Страшном Суде. Неделя мясопустная. Протоиерей Александр Шаргунов

О Страшном суде. Протоиерей Вячеслав Резников

О Страшном Суде. Святитель Игнатий Брянчанинов

Беседа о Страшном Суде Святитель Иоанн (Максимович)

Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Евангелие о Страшном Суде.Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Неделя о Страшном Суде. Проповедь протоиерея Николая Гундяева

Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде. Протоиерей Родион Путятин

Слово в Неделю о Страшном Суде Есть ли адские муки? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Видео:

Страшный суд

Страшный Суд

Страшный суд, протоиерей Артемий Владимиров

Страсти по Андрею. (Андрей Тарковский). Библейский сюжет

Картины:

Иероним Босх. Семь смертных грехов

Страшный Суд. Картины

«Страшный суд». Художник Павел Рыженко

Страшный Суд. Микеланжело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti)

Страшный суд. Джотто

Аудио:

Мытарства бл.Феодоры (житие св.Василия Нового) mp3

 

Православный календарь 19 февраля ( 6 февраля ст.ст.)

Неделя о Страшнем суде

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Вукола, еп. Смирнского

Святителя Фотия, патриарха Константинопольского Мученицы Дорофеи, Христины, Каллисты и мч. Феофила Мученика Иулиана Емисского Мученицы Фавсты и мчч. Евиласия и Максима Мучениц Марфы, Марии и брата их прмч. Ликариона отрока.

Сщмч. Димитрия пресвитера и мч. Анатолия (1921).

Сщмч. Василия пресвитера (1930). Новосщмч. Василия Надеждина, пресвит. Московского (1937). Сщмч. Александра пресвитера (1938). Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Прп. Дорофеи схимницы, Кашинской. Свт. Маела, еп. Ардахского, ученика св. Патрика (488) (Кельт. и Брит.). Мчч. Фавста, Василия, Сильвана и свв. мчч. Дарионских в Константинополе (Греч.). Прп. Иоанна Фивского, монаха (Греч.). Св. Иакова, Сирийского (460). Св. Ведаста, еп. Арасского (540). Св. Аманда, ап. Маастрихтского (675) (Нидерл.). Преп. Арсения Икалтойского (1127) (Груз.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прп. Вукол. Тропарь, глас 4. Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Вуколе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 18 февраля (5 февраля по ст.ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученицы Агафии

Святителя Феодосия, архиеп. Черниговского Иконы Божией Матери Елецкой-Черниговской Иконы Божией Матери Сицилийской, или Дивногорской Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» Дивногорская-Сицилийская икона Новомчч. Агафии Белорусской (1938), схимон. Евгения (1939) и прав. Парамона (1941). Свт. Полиевкта, патр. Константинопольского (Греч.). Новомч. Антония Афинского (Греч.). Св. Феодосия Скопельского в Сицилии (421). Св. Авитуса, еп. Венского (525). Мч. Михаила, прмц. Александры (1942). Мц. Феодулии и мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Иконы Богородицы «Взыскание погибших». Тропарь, глас 7. Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая./ Проси Его дати миру умирение/ и душам нашим спасение./ Сын бо Тебе, Богомати, вещает,/ яко вся прошения Твоя во благое исполнит./ Сего ради и мы припадающе, молим Тя/ и надеющийся на Тя, да не погибнем,/ имя Твое именуем:/ Ты бо еси, Владычице,/ Взыскание погибших.

Иконы Богородицы «Взыскание погибших». Кондак, глас 6.

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Тропарь, глас 4.

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Кондак, глас 4.

Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим.

Мц. Агафии. Тропарь, глас 4.

Агница Твоя, Иисусе, Агафия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Мц. Агафии. Кондак, глас 4.

Да украсится днесь Церковь порфирою славною, омоченою от чистых кровей Агафии мученицы:/ радуйся, вопиющи, Катанская похвало.

Елецкой иконы Богородицы. Тропарь, глас 4.

Днесь светло красуется древний град Елец,/ поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы:/ егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы/ икону Ея чудную людие московстии сретаху,/ тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце,/ на сретение нечестивому Тамерлану изшедше,/ грозное его нашествие вспять обрати./ Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще/ и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще,/ умильно Ей взываем:/ и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 17 февраля (4 февраля ст.ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Исидора Пелусиотского

Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского Преподобного Кирилла Новоезерского чудотворца Священномученика Аврамия, еп. Арвильского (ок. 344-347). Преподобного Николая исп., игумена Студийского Сщмч. Мефодия, еп. Петропавловского (1921). Сщмчч. Евстафия, Иоанна, Александра, Сергия, Иоанна, Феодора, Александра, Николая, Алексия, Николая, Алексия, Александра, Аркадия, Бориса, Михаила, Николая, Алексия, Андрея, Димитрия, Иоанна, Петра пресвитеров, прмч. Серафима, прмцц. Рафаилы, Анны, Екатерины и мчч. Иоанна, Василия, Димитрия, Феодора и Димитрия (1938). Прпп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Мч. Иадора (III). Иоанна Иринопольского (IV в.), епископ, святитель. Прп. сщмч. Алдата (VI) (Кельт. и Брит.). Св. Модана игумена Стирлингского и Фалькиркского. Мч. Феоктиста (Греч.). Св. Иасима чудотворца (Греч.). Новомч. Иосифа Алеппского (Греч.). Мч. Фалалея., еп. Тмусского и мч. Филорома Магистратского (303). Преп. Евагрия, сподвижника Шио Мгвимского(Пещерника) (VI) (Груз.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прп. Исидора Пелусиотского. Тропарь, глас 8.

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо/ прилежати же о души, вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобие Исидоре, дух твой.

Прп. Исидора Пелусиотского. Кондак, глас 4.

Денницу другую тя Церковь обретши, преславне,/ твоих словес молниями освещаема,/ взывает ти:/ радуйся, всеблаженне Богомудре Исидоре.

Блгв. вел. кн. Георгия. Тропарь, глас 8.

На высоте великаго княжения седя,/ явился еси, благочестием и верою сияя отечеству своему, яко солнце;/ по Святей Троице ревностию разжегся/ и за веру крепко пострадав, кровь твою пролиял еси./ Тем и отсеченая твоя за Христа глава свидетельствует яве о тебе,/ прилепшая по смерти к телеси твоему,/ с неюже и до днесь нетленны пребывают мощи твоя,/ от нихже источаеши исцеления душам и телесем нашим./ Но яко дерзновение имея ко Христу, страстотерпче Георгие,/ непрестанно моли державу твою и сродник твоих/ безвредну сохранити молитвами твоими.

Блгв. вел. кн. Георгия. Кондак, глас 8.

Христове смерти подобяся/ и Того испити чашу возжелев, яко Живота,/ за Негоже мужески подвизался еси, презрев земное царство,/ от безбожных варвар пострадав до смерти,/ Георгие Богомудре./ Тем моли, спастися верным людем молитвами твоими.

Прп. Кирилла Новоезерского чудотворца. Тропарь, глас 8.

Божиим Духом подвизаемь,/ слез твоих тучами изсохшее напоил еси,/ и безплотное в пустыни житие показал еси,/ и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом/ благодеяния труды уплодоносил еси,/ и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих,/ отче наш Кирилле./ Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Прп. Кирилла Новоезерского чудотворца. Кондак, глас 8.

Взбранному и крепкому адаманту,/ прогонителю бесов, новому чудотворцу/ победительная, страстей злых свободившеся,/ благодарственная восписуем ти, отче наш Кирилле./ Но яко имея дерзновение у престола Христова,/ верою чтущих тя, град же и люди, молитвою твоею сохраняй,/ ты бо еси стаду твоему похвала и утверждение.

Pages: 1 2 3