Блаженная Ксения Петербургская. Программа «Пусть говорят»

http://video.meta.ua/4337669.video

Выпуск программы пусть говорят от 5 февраля, 2010 года.

Программа была посвящена памяти блаженной Ксении Петербургской, гдеобсуждались истории людей, которым она протянула руку помощи. Авторыпрограммы планировали пригласить на эту передачу и известную актрисуАнну Самохину, которая хотела сыграть образ Ксении на телеэкране, будучи глубоко верующим человеком.Но к несчастью, Анна не смогла посетить передачу, так как была смертельно больна и лежала в больнице. Андрей Малахов и поклонники актрисы молились именно этой святой. Выпуск программы так и назывался —«Молитва». В эфире люди рассказывали свои удивительные истории о том,как их спасло чудо и молитва.

Актриса Ирина Мирошниченко сказала, что восхищается красотой и талантом Анны Самохиной. Она надеется, что в этот страшный момент жизни актрисы, люди смогут помочь ей и воздать добро, которое было сделано ею. Анна Самохина появилась на свет 14 января 1963 года в городе Гурьевск Кемеровской области. Она снялась в таких фильмах как: «Узник Замка Иф», «Воры в законе», «Дон Сезар де Базан», «Царская охота». 4 февраля актриса получила звание Заслуженной артистки России. В ноябре 2009 года все узнали о болезни Самохиной — раке желудка. 8 февраля 2010 года неповторимой актрисы не стало. Анна Самохина похоронена на Смоленском кладбище в Петербурге рядом с великой святой Ксенией Петербуржской.

Гости: Народная артистка России Лариса Малеванная, руководитель молодежного культурного центра имени Ксении Петербургской Отец Сергий, Народная артистка России Валентина Шарыкина, певец Юрий Лоза, Народная артистка России Ирина Мирошниченко, председатель клуба православных меценатов Андрей Поклонский.меценатов Андрей Поклонский.

Православный календарь 16 февраля ( 3 февраля ст.ст.)

Попразднство Сретения Господня

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Праведного Симеона Богоприимца

Пророицы Анны Равноапостольного Николая, архиеп. Японского Благоверного кн. Романа Угличского Святителя Симеона, еп. Полоцкого, 1-го еп. Тверского Пророка Азарии Мучеников Папия, Диодора, Клавдиана Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308-309).

Сщмчч. Иоанна, Тимофея, Адриана, Василия пресвитеров, прмч. Владимира и мч. Михаила (1938).

Мч. Власия вукола (пастуха ) Кесарийского (III). Свт. Ансгара, еп. Гамбургского, просветителя Дании и Швеции. Свт. Лаврентия Кентерберийского (619) (Кельт. и Брит.). Прп. Вербурги Честерской, игумении (ок. 700) (Кельт. и Брит.). Св. Ии Ивесской. Свт. Иакова, архиеп. Сербского (Серб.). Мч. Павла Сирина, пострадавшего при Диоклете (IV). Блгв. князя Святослава-Гавриила Юрьевского (1253) и сына его св. Димитрия. Св. Саввы Иоанийского (XV). Св. Игнатия Мариупольского, митр. Готфейского и Кафайского (1786). Греческие новомчч. братья Стаматий, Иоанн и с ними Николай Хиосские (1822).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Сретение Господне. Тропарь, глас 1. Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,/ просвещаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/ приемый во объятия Свободителя душ наших,/ дарующаго нам воскресение.

Сретение Господне. Кондак, глас 2.

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас Христе Боже,/ но умири во бранех жительство,/ едине Человеколюбче.

Кондак святаго Симеона, глас 4.

Старец днесь отрешитися от юз моляшеся/ сего жития тленнаго,/ Христа восприят на руки,/ Зиждителя и Господа.

Св. Симеона.Тропарь, глас 4.

Симеон старец днесь веселится,/ восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/ от уз плоти разрешитися прося/ и вопия:/ видеста очи мои/ спасение Твое мирови.

Иконы Божьей Матери, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Тропарь, глас 8.

Восприемши души человеческия/ и утоливши злый совет,/ сокруши, Богомати Владычице,/ и разгони тьму прегрешений,/ и нас настави на путь смирения,/ яко да и мы будем во свете дел ходити,/ и Твоей иконы явлению торжествовати,/ и на помощь Твою уповати,/ и умильным гласом звати, Владычице, из глубины:/ помози, Едина Благословенная.

Иконы Божьей Матери, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Тропарь, глас 2.

Моление теплое и стена необоримая,/ милости источниче, мирови прибежище,/ прилежно вопием Ти:/ Богородице Владычице, предвари/ и от бед избави нас,/ Едина вскоре предстательствующая.

Иконы Божьей Матери, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Кондак, глас 6.

Око сердца моего смущают,/ и злый совет/разоряет мя,/ сих сокруши, Дево Чистая,/ и не презри мое воздыхание,/ и супостаты на нас умягчи, Преблагословенная Владычице.

Равноап. Николая, архиеп. Японского. Тропарь, глас 4.

Апостолов единонравне и сопрестольне,/ служителю Христов верный и Богомудрый,/ цевнице избранная Божественнаго Духа,/ сосуде преизливающийся любве Христовы,/ Японския земли просветителю,/ святый Николае, иерарше равноапостольне,/ молися Живоначальней Троице/ о всем твоем стаде/ и о всем мире.

Равноап. Николая, архиеп. Японского. Кондак, глас 4.

Странника и пришельца прият тя страна Японская,/ равноапостолъне святителю Николае,/ в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго,/ обаче теплоту и свет Христов источая,/ прелагал еси враги твоя в сыны духовныя,/ имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову,/ о ней же ныне молися,/ и тебе бо сынове ея и дщери взывают:/ радуйся, пастырю добрый наш.

Ин.Тропарь Николая, архиеп. Японского, глас 4.

Яко апостолом сопричастника в трудех и возмездиих/ Церковь тя с любовию почитает,/ святителю отче Николае равноапостольне./ Положив бо многими подвиги начало Православия в Японии язычестей,/ умножил еси в ней чада спасения,/ и по кончине прият тя Бог во обители апостол Своих по достоянию./ Сего ради молим тя/ молися Господеви пребыти и в предняя делу твоему незыблему на веки,/ и ввестися в лоно Церкве Православныя всем погибнути имущим,/ умиритися мирови/ и спастися душам нашим.

Николая, архиеп. Японского. Кондак, глас 2.

Твердаго и Боговещаннаго проповедателя Евангелия Твоего, Господи,/ возмездил еси Боголепно/, труды бо его и болезни приял еси паче всех жертв законных и всесожжении./ Того молитвами соблюди нас от неприязни.

Блгв. кн. Романа Угличского.Тропарь, глас 4.

От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение.

Блгв. кн. Романа Угличского. Кондак, глас 8.

Яко многосветлая звезда,/ всепразднственная память твоя возсия днесь, благоверный княже Романе,/ созывающи к похвалению люди твоя,/ песньми славословити честное житие твое/ и верно торжествовати святое твое успение,/ в немже молися, святе, ко Христу Богу нашему,/ еже избавитися нам от всех наветов вражиих,/ да вси зовем ти:/ радуйся, Романе пребогате, новый Российский чудотворче.

Ин. Тропарь. Блгв. кн. Романа Угличского, глас 4.

Измлада явился еси, Богомудре,/ княже Романе всеблаженне,/ Божественный сосуд избран Богови,/ и ныне точиши нам многая исцеления,/ и вся недуги потоплявши,/ и спаси град свой Углеч,/ и всех верных сохраняй от невидимых и видимых враг,/ верою, молим, блаженне княже Романе,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь, Блгв. кн. Романа Угличского, глас тойже.

Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный княже Романе,/ в Богом порученном ти граде Углече,/ в животе своем просветився/ воздержанием и всенощным стоянием,/ постом, и молитвою, и слезами,/ моляся ко Всемилостивому Спасу за град свой/ и за вся страны Русския земли,/ и по преставлении твоем источаеши исцеления неоскудно/ приходящим с верою,/ тем же вопием ти:/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Блгв. кн. Романа Угличского. Кондак, глас 8.

Скончав добрый подвиг,/ и веру соблюде в сердцы своем,/ и венец нетленный от Бога приял еси,/ блаженный княже Романе,/ и славе Его сподобился еси,/ и Престолу предстал еси Спасову./ Молися Господеви спасти град Углеч и вся грады/ от нашествия иноплеменных, и междоусобныя брани, и поганых,/ и твое честное преставление почитающим/ грехов оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.

Блгв. кн. Романа Угличского. Кондак, глас 8.

Красоту мира сего, княжение и славу/ яко временно помышляя,/ и сего ради благочестно в мире пожил еси,/ блаженне княже Романе,/ милостынею и молитвами Богу угодив,/ и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога,/ и светильник явися пресветлый,/ просвещая своими чудесы, приходящим к тебе с верою здравие подавши и от бед избавлявши./ Тем же Христова Церковь песньми славит тя,/ благочестивый княже Романе,/ граду своему Углечу великий поборниче.

Pages: 1 2 3

С Праздником Сретения

Сретенье Господне
Стрэчаньне
Стрэчаньне
Стрэчаньне
Стрэчаньне
Η Υπαπαντή του Κυρίου
Сретение Господне
Сретение Господне Косово, монастырь  Печь Патриаршия, церковь Богоматери Одигитрии XIV век
Сретение Господне
Сретение Господне Армения,чашоц. Книжная миниатюра, исполнено в Киликии по заказу царя Гетума II 1286 г    33,3 x 24   
Сретение Господне
Сретение Господне Армения, середина XI века 42 x 32 могнинское Евангелие. Книжная миниатюра
Η Υπαπαντή του Κυρίου Закон Моисея повелевал приносить в храм каждого перворожденного младенца мужского пола в 40-й день от рождения, чтобы принести за него положенный выкуп. В исполнение этого закона, Святое Семейство в 40-й день по рождении Божественного Младенца отправилось в Иерусалимский храм. Богоматерь, в силу своей бедности, смогла принести только двух молодых горлиц. В это время наитием Св. Духа в храм пришел некий благочестивый старец, именем Симеон. Ему было обещано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Спасителя. Подойдя к Деве Марии, державшей Божественного Младенца, праведный Симеон взял Его на свои руки и в избытке радости возблагодарил Бога следующими словами: Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему с миром. Потому что увидели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей - Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Потом, обращаясь к Матери, сказал: "Се лежит Сей [Младенец] на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий ... чтобы открылись помышления многих сердец." Этими словами Симеон предсказал, что Божественный Младенец многих приведет ко спасению, но немало будет и таких, которые ожесточатся и совсем отпадут от Бога. И по тому, как люди отнесутся к Спасителю мира и к Его учению, они фактически обнаружат собственное духовное устремление. Кто тяготится своими грехами и жаждет правды Божией, тот обретет в Нем руководителя и исцелителя своей души, а тот, кто любит этот мир с его греховными наслаждениями, кто доволен собой или, подобно еврейским книжникам, превратил религию в источник благосостояния, тому учение Христа будет неприемлемо. Таким людям, сознательно отвергшим призыв ко спасению, проповедь Христа послужит к еще большему осуждению. Предвидя многие страдания, которые ожидают Спасителя, праведный Симеон предрекает страдания и Его Матери: "И Тебе Самой пройдет оружие душу! - т.е. Твои материнские скорби подобно мечу пронзят Твое сердце, ибо Его страдания Ты воспримешь, как собственные. В конце разговора праведного Симеона с Девой Марией к ним подошла престарелая Анна-пророчица, которая жила и трудилась при храме в течение многих лет и своим постом и молитвой достигла большой праведности. Она тоже наитием Св. Духа узнала в Божественном Младенце долгожданного Мессию и в порыве радости стала громко славить Бога. После этого она стала возвещать жителям Иерусалима, что ожидаемый Спаситель уже родился. Слух об этом дошел и до Ирода, который тогда и приказал избить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Исполнив все положенное законом относительно новорожденного Первенца, Святое Семейство возвратилось в Назарет.

Сретение Господне

Сретение Господне. Иконы. Иконография

Проповеди:

Сретение Господне, протоиерей Серафим Слободской Сретение Господне. Димитрий Ростовский Архимандрит Рафаил (Карелин). Сретение Проповедь митрополита Сурожского Антония на Сретенье Господне Проповедь протоиерея Александра Дягилева на празднике Сретения Господня Проповедь священника Михаила Бравермана На Сретение Гоподне Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, и на Симеона Богоприимца. Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

Слово на Сртеніе Господне. Свт. Софроній Іерусалимскій († ок. 638 г.)

Слово въ день Сртенія Господня. Митр. Платонъ Городецкій

Слово въ день Сртенія Господня, произнесенное въ Кіево-Андреевской церкви 2 февраля 1904 года. Прот. Феодоръ Титовъ

Видео: Сретения Господне. 15 февраля Проповедь на Сретение 15.02.2004

Сретение (И.А.Бродский). Библейский сюжет

Ныне отпущаеши . Федор Шаляпин Ныне отпущаеши. Хор Московского Сретенского монастыря

Поэзия:

Сретенье. Анне Ахматовой. Иосиф Бродский

Православный календарь 15 февраля (2 февраля ст.ст.)

Сретение Господа нашего Иисуса Христа.

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых: Сщмч. Василия пресвитера, мч. Михаила (1938). Св. Анфимус Хиосский (1960). Новомч. Иордана Трапезундского (Греч.). Новомч. Гавриила Константинопольского (Греч.). Мч. Агафодора Каппадокийского (Греч.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Задостойник Припев: Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.

Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Ирмос 9 песни, глас 3.

В законе сени и писаний образ видим, вернии, всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Тем Перворожденное Слово, Отца Безначальна, Сына, Первородящася Материю неискусомужно, величаем. Величание     Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Тропарь, глас 1.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Кондак, глас 2.

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас Христе Боже,/ но умири во бранех жительство,/ едине Человеколюбче.

Pages: 1 2 3

Любить напоказ? Валерий Мельнико

Ходкий товар

До падения так называемого железного занавеса о Дне святого Валентина в нашей стране практически никто не слышал. Кроме, пожалуй, упоминания в популярной американской комедии «В джазе только девушки», сюжет которой разворачивается после группового убийства в день этого праздника (в основу эпизода авторы фильма положили реальное событие – мафиозную разборку, вошедшую в историю как «бойня в День святого Валентина»).

С тех пор прошло несколько десятилетий. Теперь во всём мире, в том числе и в России, в этот день совершается уже не групповое, а массовое убийство. Только убивают при этом души, и в большинстве – неокрепшие. За несколько дней до «праздника любви» начинается навязчивая рекламная вакханалия. Самым ходовым товаром являются разного вида и калибра «валентинки» – яркие открытки в виде сердечка.

На «валентинках» можно написать небольшое письмецо адресату, на которого имеешь определённые виды, хотя в большинстве случае готовые поздравительные тексты уже напечатаны. Но если в своих текстах авторы на разный манер склоняют фразу «я тебя люблю», то в штампованных проходит мысль, отражающая истинную суть этого праздника: «Я тебя хочу». В СМИ широко рекламируются атрибуты «любви», при помощи которых можно незабываемо провести не только День всех влюблённых, но и аналогичную ночь. Недаром в мусульманских странах праздник 14 февраля называют днём стыда и похоти.

Готовятся к этому празднику и в российских общеобразовательных школах: разрабатываются сценарии проведения Дня влюблённых, вывешиваются стенгазеты с соответствующими стихами. В день праздника на переменах мальчики бегают за девочками, чтобы вручить «валентинку» с признанием в любви.

По мнению ряда экспертов в области педагогики, День святого Валентина является праздником аморальным. В аналитическом документе сотрудников Москов­ского педагогического госуниверситета и Департамента образования столицы говорится: «Праздник, направленный на превращение интимных чувств во всеобщее и публичное действо, извращает само понятие любви. Специалисты расценивают День святого Валентина как часть мероприятий по разрушению страны, которое невозможно без разрушения национальных традиций и одновременного навязывания суррогатных заменителей.

Благодаря новоявленному празднику сокровенное чувство превратилось в публичное действо. На фоне тиражируемых приглашений ко всеобщей любви невольно вспоминаются слова Сергея Довлатова: «Любить публично –скотство!» Эта ёмкая фраза точно отразила суть февральского дня, поскольку его истоки как раз и связаны со скотством.

Языческие истоки праздника

В древние времена в Риме праздновались так называемые Луперкалии (от lupus – волк). Считается, что праздник этот был учреждён основателями Рима в честь волчицы, вскормившей их молоком. Возможно, этот культ восходит и к почитанию языческого бога Фавна – покровителя стад. Одним из прозвищ Фавна было Луперк, что буквально означало «охраняющий от волков».

Луперкалии проходили в середине февраля, потому что в это время начиналось спаривание скота, и Фавна молили о том, чтобы он благословил размножение животных и сохранил стада от волков.

Праздник торжественно отмечали на Палатинском холме. В святилище на склоне холма совершалось жертво­приношение: жрецы подводили к алтарю козу и собаку – козу как животное, самое приятное на вкус для волка, собаку – как наиболее ненавидимое. Закланных животных свежевали и из их шкур нарезали узкие ремни, называемые «фебруа» (февраль – фебруарий).

Юноши (они назывались луперками) начинали ритуальный бег вокруг Палатин­ского холма, во время которого стегали этими ремнями всех попадавшихся на пути. Женщины и девушки с удовольствием подставляли луперкам спину, плечи и грудь: считалось, что это приносит удачу в любви, гарантирует счастливый брак и обильное потомство. Со временем в день, посвящённый спариванию животных, просьбы о любви стали первостепен­ными.

Но какое отношение к языческому празднованию имеет христианский святой по имени Валентин? Оказалось, виною тому стала легенда о монахе Валентине.

Странствующий монах

Накануне 14 февраля редкое издание не печатает историю о странствующем монахе, который под угрозой смерти тайно венчал влюблённых. Вот её краткое содержание.

В III веке император Клавдий собирался покорить мир, но римская армия испытывала недостаток в солдатах, готовых к длительным походам. Решив, что всему виною семейные узы, император под страхом смерти запретил жениться. Как результат, войско стало пополняться. Лишь одного не учёл он – любви под силу преодолеть любые преграды. Помогать любящим сердцам стал странствующий монах по имени Валентин. Пренебрегая запретом императора, он стал тайно венчать влюблённых.

Прослышав о мятежном монахе, Клавдий отдал приказ предать его казни.

Валентина нашли и бросили в тюрьму. Но и там добрый монах продолжал помогать людям. Обладая врачебными знаниями, он стал лечить заключённых; даже сам начальник тюрьмы привёл ему на излечение свою дочь. Девушка была красива, но слепа. Валентин исцелил несчастную и при этом влюбился в неё. Перед казнью он написал девушке письмо с признанием на листочке бумаге и вырезанном в виде серд­ца, и подписался: «Твой Валентин».

Вот такая, по-своему красивая, легенда, в которой нет даже малой доли правды. Во-первых, в III веке никакого обряда венчания не существовало.

Мужчина и женщина, вступая в брак, заключали обычный юридический контракт, право регистрации которого принадлежало государству.  Во-вторых, при императоре Клавдии христианство считалось антигосударственной сектой и жестоко преследовалось, а христиан в римской армии было не так-то уж и много. И в-третьих: даже после окончания гонений и становления христианства государственной религией Церковь подчинялась светским законам. Обычно христианская пара после регистрации гражданского брака принимала участие в Божественной литургии. Это и было подтверждением принадлежности новой семьи к христианству, но не имело никакого отношения к специальному обряду. Лишь в IV веке начинают появляться зачатки церковного обряда: чтение священником благословляющих молитв накануне заключения брака или на брачном пиру. Окончательно же венчание выделилось в самостоятельное таинство лишь в IX-Х веках.

Некоторые публикации с претензией на исторические исследования заканчивают легенду следующими словами: «В 496 году указом папы Геласия Луперкалии были преобразованы в День всех влюблённых, а монаха Валентина, отдавшего за любовь свою жизнь, причислили к лику святых».

То, что папа Геласий в конце V века положил конец празднованию Луперкалий в Риме, – это факт, но канонизация – очередная сомнительная легенда. Представить, что отречение монаха от своих обетов послужило основой для канонизации, – кощунство. Но как быть с тем фактом, что в месяцеслове католической Церкви 14 февраля упоминается имя святого мученика Валентина?

Действительно, в этот день католическая Церковь отмечает память дажене одного, а двух священномучеников – пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского. Оба жили в III веке в Италии и оба приняли мученическую смерть через отсечение головы. Так какой же из них является прообразом покровителя влюблённых? Одни источники отдают предпочтение пресвитеру, другие – епископу. Для верующего человека самый достоверный источник информации о святом – его житие. О чём же повествуют жития мучеников, которые жили во времена, когда Церковь была едина и не было разделения на православных и католиков?

Святой Валентин Римлянин, пресвитер

В житии пресвитера Валентина Римлянина, который прославлен также и Православной Церковью (память 19 июля по новому стилю) рассказывается о том, как в царствование императора Клавдия II (268 – 270 гг.) в Рим из Персии пришли паломники. Христианин Марин с женой Марфой и сыновьями прибыл в столицу империи, чтобы поклониться гробам святых апостолов Петра и Павла. Паломники были знатного происхождения. У себя на родине они продали своё имущество и полученные немалые средства стали тратить, помогая христианам, заключённым в темницы, и погребая казнённых. А казни христиан совершались чуть ли не ежедневно, так как по приказу императора на них обрушилась волна жестоких гонений.

В это время за исповедание Христа был задержан «почтенный муж, по сану пресвитер, именем Валентин». После некоторого богослов­ского спора император Клавдий передал священника градоначальнику, а тот, не надеясь на свои знания, поручил пресвитера сановнику Астерию – человеку, известному своим умом, пообещав ему:

«Если ты сможешь склонить этого человека к единомыслию с нами, то я сообщу об уме твоём императору и ты будешь другом его».

После сего Астерий привёл пресвитера Валентина к себе в дом. Тот же, входя в дом Астерия, преклонил колена и молился так:

– Боже всех видимых и невидимых тварей, Создатель рода человеческого, для спасения нас... пославший Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Который и призвал нас к Себе, сказав: “придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас”. Ты обрати к Себе дом сей и дай после тьмы свет, пусть он познает Тебя – Бога и Христа в единстве с Духом Святым во веки. Аминь.

Услышав это, Астерий удивился:

– Отчего ты называешь вашего Христа светом?

– Действительно, – ответил святой Валентин, – Господь наш Иисус Христос есть истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

– Если Он просвещает всякого человека, – сказал на это Астерий, – то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. Я имею дочь, ослепшую ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Христа твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю всё, что ты повелишь.

Когда святой Валентин после долгой молитвы положил руку свою на глаза слепой и сказал: “Господи, Иисусе Христе! Просвети рабу Твою, так как Ты – Свет истинный”, – отроковица прозрела. Став свидетелем этого, Астерий крестился со всем до­мом своим, в котором было 46 человек мужчин и женщин, а так как под властью Астерия было много узников, то он всех их выпустил из темницы на свободу...» (Димитрий Ростовский, «Жития святых», июль).

Весть о крещении знатного сановника разнеслась по Риму. Дошла она и до персидских паломников. Марин со своей семьёй пришёл в дом вельможи.

Узнал о таком невероятном событии и император Клавдий. Хозяин дома с семьёй, домочадцами и гостями были арестованы и казнены. Пресвитер же Валентин был настолько ненавистен Клавдию, что император приказал без пощады избить его палками, а затем отсечь мечом голову.

Из приведённого жития святого пресвитера Валентина Римлянина следует, что, хотя на его пути и встречается девушка, которую он исцеляет от слепоты, никакого намёка на романтическую историю о любви здесь нет.

Епископ Тернийский Валентин

А что говорится в житии другого святого Валентина, память которого также отмечается 14 февраля?

В католическом мартирологе (житиях святых) об этом святом повествуется довольно скупо. Известно лишь, что он излечил сына важного сановника от тяжёлой болезни, а затем был обезглавлен за распространение христиан­ской веры в городе Терни (современное название древней Интерамны). Некоторые источники утверждают, что сына сановника скручивало от сильных приступов эпилепсии. Это дало основание считать святого Валентина помощником в излечении прочих душевных заболеваний.

Только вот места для истории с тайным венчанием в этом житии также нет.

Но, может быть, эта история есть в житии св. Валентина, епископа Интерамского, память которого православная Церковь отмечает 12 августа?

Есть основания предполагать, что Валентин Тернийский и Валентин Интерамский – одно и то же лицо. Совпадают не только названия городов, но и житие, и время их мученической кончины.

Из жития священномученика Валентина Интерамского следует, что он был искусным врачом и вылечил сына учёного язычника. Болезнь скрутила беднягу так, что голова опустилась до уровня колен и он никак не мог выпрямиться. Причём излечился он не столько врачебным искусством, сколько пламенной молитвой епископа Валентина. После этого случая уверовали во Христа и сын, и отец, и множество учеников язычника.

Прослышав о массовом крещении, градоначальник заключил епископа в тюрьму, где он продолжал проповедовать о Христе, за что и принял мученическую смерть через отсечение головы.

И в этом житии нет даже намёка на случай с красавицей, которой влюблённый монах перед казнью мог бы написать любовное послание – «валентинку». Этих событий в житиях ни одного из Валентинов не оказалось.

Тем не менее жители современного города Терни с воодушевлением рассказывают туристам не только историю о том, как святой епископ, мощи которого хранятся в этом городе, венчал влюблённых, но и назовут имена той самой влюблённой пары, из-за венчания которой он принял мученическую кончину, – Сабино и Серапия. Легенда эта прочно закрепилась в туристических проспектах, а 14 февраля в Терни отмечают с карнавальным размахом.

Римская Церковь не­од­нократно выступала против коммерциализации памяти святого мученика и напоминала, что 14 февраля в католическом месяцеслове – прежде всего память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые считаются покровителями христианской Европы.

Празднование же памяти святых пресвитера Валентина Римлянина и Валентина, епископа Тернийского, больше относится к местно­чтимым праздникам.

Мужественный патриций

Но не на пустом же месте возникла легенда! Существует ли хоть какая-то приближённая к истине история о возникновении так называемых валентинок? Оказывается, существует.

Эта история была популярна во времена американских переселенцев конца XVIII столетия. Покинувшие родину европейцы бережно хранили легенды Старого Света. Одной из таких легенд было повествование о патриции Валентине, жившем в Риме в середине III века. Знатный патриций не только сам был тайным христианином, но и своих слуг обратил в христианскую веру.

Однажды, во время совершения тайного богослу­жения, стражники задержали всех, кроме патриция, из-за уважения к его званию. ­Задержанных обвинили в принадлежности к христианам и поместили в местную тюрьму.

Патриций Валентин тщетно искал возможность поддержать своих слуг и укрепить их в вере перед неминуемой смертью. Однажды, проходя по рынку, он услышал шум скандала, а затем увидел некрасивую девочку – дочь начальника тюрьмы, на которую гневно кричали продавцы.

Оказалось, что девочка была незрячей и в базарной сутолоке нечаянно зацепила стол с красками. Красная краска залила чистые пергаментные листы, предназначенные для продажи. На девочку кричали и продавец красок, и торговец пергаментом, требуя компенсации причинённого убытка. Сжалившись над несчастной, патриций заплатил торговцам за испорченный товар. И тут его осенила мысль, каким образом можно передать весточку в тюрьму.

Прямо на рынке он начал ножницами вырезать сердечки из залитого краской пергамента. Они напоминали о пролитой Христом искупительной Крови и были символом Божьей любви, которая укрепляет верующих в страданиях.

Несколько таких сердечек с устными посланиями патриция и передала слепая девочка христианам в темницу. Ободрённые узники приготовились достойно встретить уготованную им на арене цирка смерть. Но неожиданно в тюрьму пришёл сам патриций Валентин.

Объявив себя христианином, он предложил себя в обмен на свободу своих слуг. Кровавые сцены стали для жителей Рима привычным развлечением. Но чтобы увидеть на арене знатного патриция?! Для этого стоило отпустить всех остальных.

Перед тем как шагнуть навстречу смерти, Валентин протянул слепой дочке тюремщика красное сердечко со словами: «Прими этот подарок, дитя. Я тебя люблю, и всех нас любит Христос!»

Взяв в руки бумажное сердечко, потрясённая девочка ответила: «И я тебя люблю!» После этих слов она прозрела, а все окружающие неожиданно для себя обнаружили, что слывшая некрасивой девочка – прекрасна. Так жертвенная любовь патриция Валентина спасла жизнь его близким и сделала счастливым несчастного ребёнка.

Трудно сказать, каким образом историю мужественного патриция  приписали священнослужителю по имени Валентин и как родилась легенда о странствующем монахе, но сама традиция отправлять послания со словами признания в любви в виде красного сердечка зародилась в Англии. Предполагается, что первое письмо в виде «валентинки» своей жене послал в 1415 году Чарльз, герцог Орлеанский, когда томился в тюрьме Тауэр. Через триста лет в Англии было издано «Руководство для молодого человека по написанию “валентинок”». Услугами популярного издания стали пользоваться многие влюблённые. Эту традицию привезли с собой в Новый Свет переселенцы, а ещё через несколько столетий она вернулась из Америки в Европу шумным «праздником всех влюблённых».

Американизированный вариант праздника подхватили западные дельцы –эксплуататоры человеческих чувств, и древний языческий праздник Луперкалии, прославляющий чувственную плоть, обрёл романтическуюокраску.

За други своя

Получается, что ни к одному из святых Валентинов светский праздник День всех влюблённых не имеет никакого отношения. Но благодаря агрессивно-навязчивой рекламе для российского общества он с каждым годом становится всё привычнее, а историческая правда уже никого не интересует. Кроме, пожалуй, христиан, которые не могут примириться с тем, что разнузданная демонстрация публичной любви тесно переплетается с именами святых, отдавших свою жизнь за Христа.

Но как же показать, что современное неоязыческое торжество дискредитирует само

понятие святости? В России существует немало предложений по «воцерковлению» этого праздника и постепенному его переводу в православное русло. Например, учитывая, что в православном календаре 14 февраля – день памяти святого мученика Трифона Апамейского, Никейского, служить в этот день молебен об умножении любви священномученику Валентину и святому мученику Трифону. Предлагается организовывать паломничество в Храм Христа Спасителя, где находится частица мощей святого Валентина, епископа Интерамского, переданная в январе 2003 года представителями Ватикана в дар Русской Православной Церкви.

Церковная молитва во многом может изменить отно­шение к празднику.

Но, учитывая беспринципность бизнеса развлечений, следует ожи­дать громких заявлений о церковном одобрении «праздника всех влюблённых».

Поэтому среди православных большой поддержкой пользуется предложениеорганизовать альтернативный праздник, посвящённый любящим сердцам.

Общественное мнение склонилось к тому, чтобы таким днём стало 8 июля (по новому стилю) – день памяти святых князя Петра и княгини Февронии, которые правили в Муроме в начале XIII века. Пример жертвенной любви двух супругов, проживших непростую жизнь, накануне смерти принявших монашество и умерших в один день и час, достоин для подражания. Как достойны подражания жития и других святых, которые прожили благочестивую семейную жизнь, своим примером подтверждая мысль апостола Павла о том, что семья является малой Церковью Христовой. Достойны нашего подражания и деяния святых мучеников, которые целыми семьями принимали мученическую кончину, но не предавали любовь ко Христу. Взирая на мужество людей, которые смело шли на смерть, тысячи язычников принимали христианскую веру.

Так на крови мучеников росла и развивалась Церковь Христова, начало  которой положила Кровь Господа нашего Иисуса Христа, пролитая ради спасения нас всех. А смерть ради спасения других и есть высшее проявление любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Когда накануне Дня святого Валентина в светских СМИ начнётся предпраздничная рекламная вакханалия, когда слово «любовь» будет склоняться на все лады, стоит вспомнить эти слова Спасителя о высшей степени человеческой любви, вспомнить святых мучеников по имени Валентин, принявших смерть ради любви ко Христу, вспомнить и мужественного патриция Валентина, отдавшего жизнь «за други своя».

Алчевск Православный

Православный календарь 14 февраля (1 февраля ст.ст.)

Предпразднство Сретения Господня

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученика Трифона

Преподобного Петра Галатийского Преподобного Трифона Печенегского и Кольского Мученицы Перпетуи, мчч. Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мц. Филицитаты Преподобного Вендимиана, пустынника Вифинийского Новомч. иерея Петра (Скипетрова) (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1938). Свт. Трифона, епископа Ростовского (1466 или 1468). Св. Бригитты Ирландской (Кельт. и Брит.). Прп. Сериола, игумена Пенмонского (VI) (Кельт. и Брит.). Свт. Василия, архиеп. Солунского (Греч.). Прп. Тимофея, испов (Греч.). Новомч. Анастасия в Навплионе (Греч.). Мч. Феоны, 2-х чад и Карпона (Греч.). Мч. Илии Нового Дамаскина (779). Свв. Давида (784), Симеона (843) и Георгия (844), испп. Митиленских и чудотворцев.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Предпразднство Сретения Господня. Тропарь, глас 1.

Небесный лик Небесных Ангел,/ приник на землю, пришедше зрит яко Младенца,/ носима к храму. Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя,/ предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.

Mч. Трифона. Тропарь, глас 4.

Мученик Твой, Господи, Трифон,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Ин тропарь мч. Трифона, глас 4.

Пищи Божественныя, треблаженне,/наслаждаяся на Небесех неоскудно,/ славящих песньми память твою покрый/и сохрани от всякия нужды,/ отженй вредящих нивам животных,/ да тебе от любве вопием всегда:/ радуйся, Трифоне, мучеников укрепление.

Mч. Трифона. Кондак, глас 8.

Тройческою твердостию/ многобожие разрушил еси от конец, всеславне,/ честен во Христе быв, и, победив мучители во Христе Спасителе,/ венец приял еси мученичества твоего/ и дарования Божественных исцелений,/ яко непобедимь.

Mч. Трифона. Кондак, глас 6.

Со Отцем Слово Сый невидимо,/ ныне убо видим есть плотию:/ неизреченно от Девы родися/ и на руку старчу дается святителю./ Поклонимся Тому/ истинному Богу нашему.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 13 февраля (31 января ст.ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мучеников Кира и Иоанна

Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского Мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия Мученицы Трифены Кизической Св. Арсения Паросского (1877). Прпмч. Илии Ардуниса, Афонского (Греч.). Прп. Пахомия, игумена Кенойского. Св. Марцелла Римского (410). Св. Афанасия, еп. Мефонского (IX). Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Кира и Иоанна. Тропарь, глас 5. Чудеса святых Твоих мученик/стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/ тех молитвами советы языков разори,/ Церковь Святую укрепи,/ яко Един Благ и Человеколюбец.

Кира и Иоанна. Ин тропарь, глас 5.

Троичная благодать всельшися в честная сердца ваша,/ преблаженнии Кире и Иоанне,/ на духи нечистью страшни прогонителие явистеся./ И не точию явленным, но и тайным/ недугом врачеве бысте,/ темже, дерзновение имуще к Человеколюбцу Богу,/ непрестанною молитвою душевныя наша страсти исцелите.

Кира и Иоанна. Ин тропарь, глас 5.

Святии славнии Кире и Иоанне,/ безсребренницы, мученицы и чудотворцы,/ милосердием своим, яко стеною необоримою, нас оградите от всех бед/ и от врагов видимых и невидимых сохраните/ непрестанною вашею молитвою ко Господу.

Кира и Иоанна. Кондак, глас 3.

От Божественный благодати дар чудес приемыш, святии,/ чудодействуете непрестанно,/ вся наша страсти рукодейством секуще невидимым,/ Кире Богомудре со Иоанном славным:/ вы бо Божественнии врачеве есте.

Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского. Тропарь, глас 4.

Насладився, богомудре, воздержания / и желание плоти твоея обуздав, / на престоле святительства сел еси, / и яко звезда многосветлая, просвещая верных .сердца / зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито, / и ныне моли Христа Бога, / да спасет души наша.

Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского. Ин тропарь, глас 2.

Небеснаго пространства желая,/ от юности в тесне месте затворился еси,/ в немже прельщен быв от врага,/ паки смирением и послушанием/ победил еси прелестника крепце, Никито,/ и ныне, предстоя Христови,/ моли спастися всем нам.

Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского. Кондак, глас 6.

Архиерейства саном почтився/ и чисте Чистейшему предстоя,/ прилежно моление за люди твоя приносил еси,/ яко и дождь молитвою свел еси,/ овогда же и града запаления угасил еси./ И ныне, святителю Никито,/ моли Христа Бога/ спасти люди твоя молящияся,/ да вси вопием ти:/ радуйся, святителю отче предивный.

Pages: 1 2 3

Умерла Уитни Хьюстон

Всемирно известная певица и актриса Уитни Хьюстон умерла в возрасте 48 лет. Об этом сообщил представитель певицы, передает "Голос Америки". Причина смерти Уитни Хьюстон пока не сообщается. Известно, что после звонка в службу 911, сделанного кем-то из знакомых Хьюстон, ее нашли мертвой в номере отеля «Beverly Hilton» в Беверли Хиллс, накануне очередного вручения премии Грэмми. По заявлению полиции этого фешенебельного пригорода Лос-Анджелеса, в номере не обнаружено ничего, что свидетельствовало бы о криминальной подоплеке смерти певицы. В честь грядущей церемонии в отеле устраивалась вечеринка, в которой участвовала Хьюстон. Ее пытались вернуть к жизни, но безуспешно. Смерть Уитни Хьюстон констатировали в субботу, 11 февраля, в 15-55 по времени Тихоокеанского побережья США (1-55 в ночь воскресенья по Киеву). Ее удивительно чистый, сильный голос завораживал и покорял миллионы. Казалось, пение дается ей без малейших усилий, и нет ноты, которую она не могла бы взять, или эмоции, которую она не смогла бы передать. Она проявила себя и как актриса. Зрителям она запомнилась, прежде всего, в фильме «Телохранитель», где Хьюстон сыграла в дуэте с Кевином Костнером. Хьюстон стала обладателем шести Грэмми и продала более 170 миллионов альбомов и синглов, став одной из самых востребованных певиц в мире. С 1992 по 2007 годы Уитни Хьюстон была замужем за певцом Бобби Брауном. У них есть дочь. Хьюстон винила мужа в том, что семейная жизнь не сложилась. В 1993 году певица обвинила супруга в нападении на нее. Потом начались проблемы. Уитни Хьюстон начала употреблять алкоголь и наркотики. И попала от них в такую зависимость, что лишилась и карьеры, и предложений, и своего потрясающего, такого узнаваемого голоса, который стал хриплым и слабым. Хьюстон пыталась избавиться от пристрастия, она лечилась в специализированных клиниках. Уитни Хьюстон внесена в Книгу рекордов Гинесса как исполнительница, имеющая больше всех наград и премий, а именно 411, в том числе 6 премий "Грэмми", 2 "Эмми", 23 награды American Music Awards и 16 наград Billboard Music Awards.

Православный календарь 12 февраля (30 января ст.ст.)

Неделя о блудном сыне

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Преподобного Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Сщмч. Ипполита, еп. Римского и с ним мчч. Кенсорина, Савина, Хрисии девы Блаженную Пелагию Дивеевскую (1884). Прп. Зинона Антиохийского Мч. Феофила Нового (784). Сщмч. Владимира пресвитера (1933). Мч. Стефана (1945). Блгв. Петра, царя Болгарского (967). Новомч. Феодора Митиленского (Афонского) (Греч.). Новомчч. вел. кн. Павла Александровича и вел. кн. Димитрия Константиновича, мирянина Евгения Поселянина (Погожева). Св. Адельгонды Мабергской (680) (Нидерл.). Св. Вафильды, королевы Франции (680). Новомч. Димитрия Сливенского (1841).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Тропарь, глас 4. Яко апостолов единонравнии / и вселенным учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Кондак, глас 2.

Священныыя и Боговещанныя проповедники,/ верх учителей, Господи/ приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение:/ труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,/ Едине, прославляли святыя Твоя.

Святых Дивеевских блаженных Параскевы, Пелагии и Марии. Тропарь, глас 1:

Глас апостола Павла услышавша глаголющ: мы юроди Христа ради, рабы Твои, Христе Боже, Пелагия, Параскева и Мария, юроди быша на земли Тебе ради; темже, память их почитающе, Тебе молим: Господи, спаси души наша.

Святых Дивеевских блаженных Параскевы, Пелагии и Марии. Кондак, глас 8:

Вышния красоты возжелевша, нижния сласти телесныя тощно оставили есте, нестяжанием суетнаго мира, ангельское житие проходяща, скончавшася, Пелагие, Параскево и Марие блаженныя: Христа Бога молите непрестанно о всех нас.

Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 4.

Преподобне отче Зиноне, / преподобне и честне житие твое на земли препроводивый / и тем Богови по премногу благоугодивый, / моли о нас, / чтущих память твою.

Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах. Кондак, глас 8.

Восхвалялся днесь, преподобие Зиноне,/ яко преподобен во славе,/ и радуяся давидски на ложи своем во Царствии Небеснем,/ не премолчи о нас мольбу принести ко Господу.

Pages: 1 2 3