Ом асатома садгамайа
Тамасома джйотиргамайа
Мрйтйорма амритангамайа
Ом шанти шанти шанти
Ом Веди меня от неправды к правде
Веди меня от темноты к свету
Веди меня от смерти к бессмертию
Ом Мир мир мир.
« Это настоящая молитва-признание ищущего наличия у себя ощущения ограниченности и его зов помощи в достижении трансцендентного. Это не молитва о еде, крове, здоровье, любви, богатстве, успехе, славе. Тот,кто от всей души читает эту мантру – осознал, что все вышеперечисленное
не вечно, ведет к страданиям и никогда не утоляет жажду. Именно с таким пониманием ищущий обращается к этой молитве. Суть всех трех строк одинакова: «О Гуру, помоги мне освободиться от ложных понимания себя,вселенной и Бога и благослови меня, даруй истинное знание.»
Первая мантра, асато мА садгамая означает «Веди меня от асат к сат». Слово сат лучше не переводить, так же как и его антоним – асат. Дело в том, что,как и в случае с большинством санскритских терминов, слово сат имеет множество значений, и здесь применимы не только каждое из них в
отдельности, но, скорее, их объединенная суть помогает понять глубину,что было бы невозможно если бы привели какой-то один перевод. Среди таких толкований термина сат – бытие, реальность, истина.
Религия или философия часто рассматривается как поиск истины. Согласно Адвайта
Веданте, для того, чтобы истинное могло считаться таковым в абсолютном смысле, оно должно быть таковым всегда – в прошлом, настоящем и будущем. Более того, Адвайта идет еще дальше. Говорится, что если что-либо не существует во всех трех временах – оно не существует в действительности то есть нереально. Таким образом, истина, бытие и реальность – это одно и то же. Эта реальность, согласно Адвайта Веданте, и есть то, что мы называем Богом.Вселенная и все, что в ней, постоянно меняется. Планеты находятся в движении, меняют свое положение относительно друг друга и других небесных тел. Проходят времена года. С точки зрения науки легко можно понять что наши тела и
клетки, из которых они состоят, рождаются, растут, стареют и умирают.Через эти этапы проходят все объекты в мире. На эмоциональном уровне мы постоянно метаемся между ощущением счастья, печали и гнева. Даже наши убеждения непостоянны. Поэтому, согласно Адвайта-Веданте, мы не можем
назвать этот мир реальным. Он не является абсолютно истинным, и по большому счету, не существует. Он кажется реальным, и так далее, но это не так. Это асат. Ищущий, обращающийся к этой молитве, осознал временную природу всех вещей в мире и он хочет чтобы Гуру привел его от
асат к сат. Он пресытился зависимостью от нереальных вещей. Почему?Потому, что также как песочный замок каждый раз смывается приливом,зависимость от асат приводит к страданию. Сат – наше Истинное Я – сознание, полное блаженства, которое всегда было, есть и будет. Будучи
вневременным, это сознание никогда не будет смыто приливами времени. И в действительности, сат является сутью всех объектов асат. Главное – отделить зерна от плевел.Когда мудрецы говорят о высшей реальности,он описывают ее как сат-чит-ананду – чистое бытие, чистое сознание,
чистое блаженство.
Вторая мантра – «тамасо мА джьетир гамая» означает «веди меня от тьмы к свету». Под тьмой и светом в Ведах подразумеваются неведение и знание, поскольку неведение, как тьма,скрывает правильное понимание. Точно также, как единственное, что может убрать темноту – свет, лекарством от неведения является знание. И разумеется, здесь снова говорится о знании нашей истинной природы.
В настоящий момент, находясь во тьме неведения, мы считаем себя ограниченными и связанными (иначе зачем читать эти молитвы?). Но Гуру и писания свидетельствуют о том, что на самом деле это не так и мы таковыми никогда не были. Мы – сат-чит-ананда. И единственное, что может убрать неведение – это духовная практика пот руководством истинного Учителя. В результате такого обучения свет заполняет все, и тьма исчезает.
Финальная мантра – мрьтьерма амритам гамая
переводится как «веди меня от смерти к бессмертию». Однако это не стоит понимать как мольбу о бесконечном существовании на небесах или на земле. Это тоже молитва к Гуру о помощи в осознании истины о том, что «я никогда не рождался и не могу умереть, поскольку я не тело, ум и интеллект, а вечное сознание блаженства, служащее субстратом всего творения». Важно понимать, что у этих мантр не физиологический посыл. Атман – это не некий далекий объект к которому мы должны осуществить паломничество, и это не что-то такое, во что мы должны себя трансформировать. Атман значит «я». Нам не нужно трансформировать себя в себя. Нам не нужно к себе идти. Мы это и есть. Это путешествие – путешествие знания. Это дорога от того, что мы по ошибке приняли за «Я» до осознания своей истинной природы. Вот подлинный смысл мантры: «Веди меня к пониманию того, что я не ограниченное тело, ум и интеллект, к осознанию того, что я есть, всегда был и буду вечным, абсолютным сознанием блаженства, служащим их субстратом.»Для тех, кто ищет знания, первый шаг по пути к нему – это сатсанг – присутствие при духовных беседах, чтение духовной литературы, нахождение в компании ищущих и, что более важно – мастеров. Мы должны постоянно питать наше
знание о нашей истинной природе, о том, что Атман – это не ум и не интеллект. Через сатсанг наша привязанность к асат ослабевает.Постепенно, по мере того как мы понимание что все в этом мире, все
мирские отношения, все вещи – постоянно меняются, наше отношение к ним меняется. У нас появляется отречение. И поскольку у нас становится меньше привязанностей, наши желания тоже ослабевают, поскольку мы понимаем что мирские желания не принесут счастья. Когда исчезают
желания, ум становится все более и более спокойный. Он становится равновесным, тихим, мирным. И тогда, со спокойным и везде проникающим умом мы оказываемся способными осознать нашу истинную природу.»