Шива - необычайно яркий, своеобразный и противоречивый бог.
Он имеет древнюю родословную, истоки которой теряются в глубинах протоиндийской
истории..Его имя иногда возводят к древнему дравидскому корню "сива"
- "красный", "краснота". Самая яркая черта Шивы - кажущаяся двойственность,
проявляющаяся во всём. Боги хотели, чтобы Шива родил сына-воителя, но он
предавался аскетическому созерцанию, из которого его невозможно было вывести.
Когда же в сердце его удалось пробудить любовь, то она приняла такие
необузданные формы, что под угрозой оказалось существование мира. Он - гневное
божество, грозный Бхайрава, впадающий в неистовую ярость. Но он же милостивый,
благожелательный и прощающий Шанкара. Той же двойственностью отмечен и его зримый облик. Шива часто изображается в позе йога, пребывающего в глубокой медитации. Он сидит на тигровой шкуре над крутыми склонами горы Кайласа в Гималаях и силой мысли
поддерживает существование вселенной. В центре лба у него третий глаз,
позволяющий увидеть то, что обычно скрыто. Это символ высшей мудрости и
проницательности. Иногда Шиву изображают в виде странствующего аскета в
набедренной повязке и с чашей для сбора подаяний. Тело его покрыто священным
пеплом. Обитает Шива в самых зловещих местах: на полях
сражений, в местах сожжения трупов, на перекрёстках дорог, которые в Индии
считаются небезопасными. На шее он носит ожерелье из черепов, на лбу - месяц, в
рках - трезубец, а сопровождают его злые духи и демоны. Змеи кольцами обвивают
его руки и шею: Шива считается их покровителем. Горло его посинело от
проглоченного яда (Синегорлый - один из эпитетов Шивы). Когда боги и асуры
пахтали океан, из его глубин поднялся смертельный яд, несущий гибель всему
живому. Спасая мир от гибели, Шива проглотил этот яд и остановил его у себя в
горле.
От мистического созерцания Шиве ничего не стоит перейти
к неистовому танцу. Одно из его имён - Натараджа (Владыка танца). В этой
ипостаси он особенно популярен на юге Индии, в Тамилнаде, где танец был одной
из форм богослужения. Шива танцует и в своём небесном дворце на горе Кайласа, и
в южноиндийском храме Чидамбарам - одной из самых известных шиваистских
святынь. Считается, что он изобрёл 108 танцев. Среди них есть спокойные,
медленные, пластичные, но есть и необузданные, стремительные, устрашающие. Один
из самых знаменитых его танцев - тандава. Шива мечется в неистовом ритме и
своей магической силой порождает видимость всех вещей в мире, а в конце
космического цикла разрушает его. Он - бог смерти и времени, которое всё разрушает.
Гибель, смерть и разрушение - важная форма существования, хотя это кажется
странным на первый взгляд. Ведь гибель неизбежно предшествует созиданию, а
новое рождается лишь после смерти старого. Шиваиты нисколько не сомневаются,
что дело разрушения - самое священное, и потому в столкновениях с другими
великими богами - Брахмой и Вишну - Шива неизменно побеждает.
В ведийский период предшественником Шивы считают Рудру
(Ревущего) - зловещее божество стихии. Его характеру свойственна та же двойственность,
что и характеру Шивы. Рудра насылает болезни, и он же исцеляет от них. Он -
владыка скота, и он же насылает на него порчу. Он внушает ужас, и он же
ниспосылает милость. У Рудры не слишком хорошие отношения с богами ведийских
ариев. Вероятно, он не был ведийским божеством. В послеведийское время образы
Рудры и Шивы сливаются.
Животворную силу и энергию Шивы воплощают в себе его
фаллический символ и бык Нанди. Их почитают с глубокой древности. Изображение
лингама (фаллоса) можно увидеть не только в шиваитском, но и в любом
индуистском храме. А при каждом шиваитском храме обязательно имеется статуя
быка Нанди, на котором ездит Шива.
Одна из легенд гласит, что однажды Вишну с Брахмой
поспорили о том, кто из них могущественее. Чтобы разрешить их спор и открыть
истину, явился Шива в виде огромного огненного столба. Столб этот выглядел как
огонь, пожирающий мир при его гибели, и сверкал посреди огненных венков; был он
без начала, без середины и без конца. Брахма сказал Вишну: "Ты иди вверх,
а я пойду вниз, чтобы найти его конец". Превратился Вишну в огромного
вепря и тысячу лет рыл землю, но так и не дошел до основания столба. А Брахма
стал белоснежным лебедем с горящими глазами, быстрым, словно мысль,
стремительным, словно ветер. Тысячу лет он летел вверх, но так и не долетел до
вершины огненного столба. Когда они вернулись обратно, Шива поведал им правду.
С тех пор поклоняются ему во всех трех мирах". Огненный столб, ни конца,
ни начала которого так и не смогли достичь Вишну и Брахма, был лингамом,
фаллосом Шивы.
Сложные отношения были у Шивы с Брахмой. Однажды они
обострились до того, что Шива оторвал Брахме его пятую голову. За это он был
наказан и обрёл свой отталкивающий облик Бхайравы (Ужасного) - гневного
божества со спутанными красными волосами и торчащими клыками. Череп Брахмы
прилип к руке Шивы и заменил чашу для сбора подаяний. И лишь когда Шива пришёл
в священный город Бенарес (ныне Варанаси), череп сам упал на землю. Это
означало, что Шива освобождён от наказания.
В другой раз Шива буйствовал на жертвоприношении Дакши,
отца своей божественной супруги Сати. С Дакшей у Шивы тоже не сложились
отношения. Когда Сати - любимая дочь Дакши - подросла, отец пригласил всех
богов, чтобы она могла выбрать себе среди них достойного мужа. Не позвал он
лишь Шиву. Дакша считал, что бог с такими странными привычками и внешностью не
годится в мужья его дочери. Но Сати с детства любила Шиву и ни о ком другом не
хотела думать. Не увидев своего возлюбленного среди собрания богов, она подкинула
обручальный венок вверх и воззвала к Шиве. Тот неожиданно появился, и венок
Сати оказался у него на шее... Дакше не оставалось ничего другого, как признать
Шиву своим зятем. И всё бы уладилось, но не оказал Шива почестей Дакше, и тот
проклял его, сказав, что не получит Шива своей доли в жертвоприношении.
Разгневанный Шива сотворил невиданное тысячеголовое, тысячерукое и тысячеглазое
огненное существо с ужасными торчащими клыками и светящимися языками. Оно было
вооружено тысячью копий, тысячью дубин и другим страшным оружием и покрыто
шкурой тигра, обагрённой кровью. Земля дрожала, горы качались, море бурлило, и
воздух наполнился криками. Густая тьма покрыла всё вокруг.
Огненное существо породило тысячи других мощных и
грозных существ. С воинственными криками перевернули они жертвенные котлы,
разбросали вокруг жертвенную посуду, осквернили еду, приготовленную для богов,
жадно проглотили сметану, сахар, мёд, жареные зёрна, мясо и сласти и выпили
весь приготовленный для богов напиток. Потом набросились на оцепеневших от
ужаса богов и стали их бить, поносить и издеваться над ними. Но хуже всех
пришлось Дакше, Рассвирепевший Шива отсёк ему голову.
Правда, потом он успокоился и по просьбе богов стал
оживлять мёртвых. Но голову Дакши так и не нашли и потому приставили ему
козлиную. Сати же, стремясь оправдать своего супруга, бросилась в жертвенный
костёр и сожгла себя.
В следующий раз она возродилась как Ума, дочь горного
царя Химавата. Другое её имя - Парвати (Горянка). Как и в прошлой жизни, она решила,
что выйдет замуж только за Шиву. Этого брака желали и боги: очень уж досаждал
им злобный демон Тарака, победить которого, по предсказанию, мог только сын
Шивы. Но Шива был погружён в такое глубокое созерцание, что вывести его из
этого состояния не удавалось. Больше всех усердствовал Кама - бог любви. Когда
Шива обнаружил его присутствие, он открыл свой третий глаз и огненным лучом
испепелил Каму. Позднее, смягчённый горем жены Камы - богини Рати, - он
воскресил его. Но с тех пор Кама зовётся Ананга (Бестелесный).
И всё же Шива в своей гневной форме редко воевал с
богами. Чаще он нападал на противников богов и людей - злых демонов-асуров,
совершая при этом истинно божественные подвиги. Одно из самых знаменитых его
деяний - уничтожение Трипуры, т. е. Троеградья, или Тройной крепости. Брахма
даровал Трипуру асурам за их подвижничество: золотой град на небе, серебряный в
воздухе и железный на земле. Правда, их могла разрушить стрела, но
одна-единственная. Асуры, жившие в этих трёх градах, возгордились. Сила их была
беспредельна, и они объявили войну богам. Боги были на грани гибели. Положение
спас Шива. Он выступил против асуров на чудесной колеснице, и Брахма был его
возничим. Три града, двигавшиеся как планеты, сблизились и оказались на одной
линии. Тогда Шива и пронзил их своей стрелой, и сверкание её слилось с лучами
солнца. С той поры к именам Шивы прибавилось еще одно - Трипурантака
(разрушитель Трипуры).
Одолеть Шиву ещё никому не удавалось. Отшельники -
противники его веры - наслали на него грозного тигра, но Шива ногтем мизинца
содрал с него шкуру и завернулся в неё, словно в лёгкое шёлковое одеяние. А
огромного змея, подосланного ими же, Шива обернул вокруг шеи как ожерелье.
Когда же на битву с богом вышел злой карлик Муялака, Шива без особого труда
повалил его на землю, сломал ему позвоночник и станцевал на нём танец
всепобеждающего добра. Боги и небожители, удобно расположившиеся на небесах,
любовались им, а противники, покорённые притягательностью облика Шивы,
раскаялись и пали перед ним ниц.В начале каждого мирового периода Шива исполняет свой танец, пробуждающий миры к жизни и устанавливающий ритм вселенной. А в
конце мирового периода он уничтожает миры танцем разрушения. Образ танцующего
Шивы завораживает и богов, и людей. Одна из самых знаменитых индуистских
скульптур - Шива Натараджа, Владыка танца.
Аватаром Шивы считают известного святого Баба Джи.
Сатья Саи Баба неоднократно заявлял, что он является
воплощением Шивы и Шакти. Однако нужно помнить, что многочисленные божества
индуистского пантеона - лишь различные аспекты Единого Верховного Бога.