Чашки кофе

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:

— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Язык Божественного

Ведическая притча

Изучавший санскрит учёный был очарован тем, как Мастер мелодично напевает стихи на санскрите.

— Я всегда знал, что нет на земле языка, более подходящего для выражения Божественного, чем санскрит!

— Не будь глупцом! — сказал ему Мастер. — Язык Божественного — не санскрит, а Безмолвие.

Назовут ли праведником

Притча от Александра Выженко

Спросили однажды Старчика:

— Учитель, назовут ли вас когда-нибудь люди праведником?

— Боже упаси!

— Почему?

— Слышали ли вы такое: «воды — хоть залейся, а напиться — никак»? Это про них.

— Как это?

— Праведники иерусалимские были весьма благочестивы, Бога чтили, а Сына его не признали.

— Кто же вы тогда?

— Я?.. Для людей — лицемер, а сам я — ценю мир. Кого мучит жажда — пей моей души благо. Прячет Старчик свой родник. Кто его найдёт? Ищущее сердце!

Собиратель притч

Жил-был бывалый коллекционер притч. Друзья говорили, якобы он собрал
всю мудрость этого мира. Более того, он даже старался жить, следуя
этим показательным примерам правильных поступков. Однажды он
неожиданно припомнил историю о том, что жизнь коротка, бросил искать
притчи в этих своих интернетах и отправился в путешествие. В магазине
была очередь за пивом, но он вспомнил притчу о терпении и молча ждал.
Когда впереди стоящие закончились, он стал выбирать напиток. Но тут у
него в голове стали вертеться сразу несколько мудрых рассказов. Один
был про то, что надо довольствоваться тем, что имеешь, а другой, что
не следует терять мечту. В руках он уже держал бутылку порядком
надоевшего дешёвого пива, а на витрине красовалось импортное, которое
коллекционер притч всегда мечтал попробовать. Вернувшись домой,
человек удалил с винчестера весь накопленный мусор, а друзьям и просто
хорошим людям стал впредь говорить, что, раз жизнь твоя, то и
ответственность тоже несёшь ты.

Нувориш

Притча в изложении Ошо

Последователь Хазрата Магомета отправился вместе с ним в мечеть для утренней молитвы. Было лето, и по дороге обратно они увидели множество людей, всё ещё спавших в своих домах или прямо на улице.

— Что будет с этими грешниками? — очень высокомерно заявил тот человек Хазрату Магомету. — Они проспали утреннюю молитву.

Сам он сегодня впервые ходил молиться. Вчера он так же сладко спал, как и эти грешники. Нувориш хочет выставиться, покрасоваться перед Магометом: «Магомет Хазрат, что случится с этими грешниками? Они не были на утренней молитве, они ленивы и всё ещё спят».

Магомет остановился и сказал:

— Отправляйся домой, а мне придётся вернуться в мечеть.

— Почему? — удивился тот человек.

Магомет ответил:

— Моя утренняя молитва из-за тебя пропала зря; от общения с тобой всё разрушилось. Мне придётся совершить молитву снова. А что касается тебя, то запомни пожалуйста: никогда не приходи опять. Для тебя было бы лучше спать, как другие; по крайней мере, тогда они не были бы грешниками. Твоя молитва имела лишь один результат — она дала тебе повод осуждать других.

 Так называемый религиозный человек религиозен только для того, чтобы смотреть на вас с осуждением, поскольку он может объявить вас грешником. Пойдите к святым, так называемым святым, и взгляните им в глаза. Вы не найдёте невинности, которая должна была бы там быть. Вы найдёте рассчитывающий, всё вычисляющий ум, смотрящий на вас и думающий об аде: «Ты отправишься в ад, а я буду на небесах, потому что я так много молился, пять раз в день, и я так много постился». Как будто вы можете купить место в раю!.. Это монеты — пост, молитва — этими монетами пытаются совершить покупку.

Если вы замечаете осуждение в глазах святого, будьте уверены, что он — «нувориш»; он ещё не аристократ внутреннего мира, он ещё не принадлежит ему, отделен от него. Он может знать его — но вы знаете что-то только тогда, когда оно существует отдельно от вас.

Рютан гасит свечу

Дзэнская притча

Однажды ночью Токусан пришёл к Рютану за наставлениями. Когда он получил их, Рютан сказал:

— Уже поздно. Тебе пора идти.

Токусан поклонился, поднял штору и вышел. Увидев, что на улице темно, он вернулся со словами:

— Там уже темно.

Рютан зажёг фонарь и протянул его Токусану. Когда тот протянул руку, чтобы взять фонарь, Рютан задул свечу. Токусан достиг просветления и поклонился.

— Что ты постиг? — спросил Рютан.

— Теперь я больше не буду сомневаться в том, что вы говорите, — ответил Токусан.

На следующий день Рютан поднялся на кафедру и объявил:

— Среди вас есть парень, чьи когти подобны мечам, а рот — словно кровавая чаша. Если вы ударите его палкой, он даже не посмотрит на вас. В один прекрасный день он поднимется на высочайшую вершину и утвердит там мой Путь.

Затем Токусан сжёг на виду у всех собравшихся свои комментарии на сутры и сказал:

— Все глобальные учения подобны одному волоску среди бесконечного пространства. Все великие проявления человеческой мудрости подобны капле воды, упавшей в глубокий овраг.

Закончив жечь свои заметки, Токусан ушёл.

Оценка

Однажды к Мастеру пришёл молодой человек и сказал:
- Я пришёл к тебе, потому что чувствую себя таким жалким и никчёмным,
что мне не хочется жить. Все вокруг твердят, что я неудачник, растяпа
и идиот. Прошу тебя, Мастер, помоги мне!

Мастер, мельком взглянув на юношу, торопливо ответил:
- Извини, но я сейчас очень занят и никак не могу тебе помочь. Мне
нужно срочно уладить одно очень важное дело, - и, немного подумав,
добавил: - Но если ты согласишься помочь мне в моём деле, то я с
удовольствием помогу тебе в твоём. -

С... с удовольствием, Мастер, - пробормотал тот, с горечью отметив,
что его в очередной раз отодвигают на второй план.
- Хорошо, - сказал Мастер и снял со своего левого мизинца небольшое
кольцо. – Возьми коня и скачи на рыночную площадь! Мне нужно срочно
продать это кольцо, чтобы отдать долг. Постарайся взять за него
побольше и ни в коем случае не соглашайся на цену ниже золотой монеты!
Скачи же и возвращайся как можно скорее!

Юноша взял кольцо и ускакал. Приехав на рыночную площадь, он стал
предлагать кольцо торговцам, и те поначалу с интересом разглядывали
его товар. Но стоило им услышать о золотой монете, как они тут же
теряли к кольцу всякий интерес. Одни открыто смеялись ему в лицо,
другие просто отворачивались, и лишь один пожилой торговец любезно
объяснил ему, что золотая монета – это слишком высокая цена за такое
кольцо и что за него могут дать разве что медную монету, ну в крайнем
случае серебряную. Услышав слова старика, молодой человек очень
расстроился, ведь он помнил наказ Мастера ни в коем случае не опускать
цену ниже золотой монеты. Обойдя весь рынок и предложив кольцо доброй
сотне людей, юноша вновь оседлал коня и вернулся обратно. Сильно
удручённый неудачей, он вошёл к Мастеру.

- Мастер, я не смог выполнить твоего поручения, - с грустью сказал он.
– В лучшем случае я мог бы выручить за кольцо пару серебряных монет,
но ведь ты не велел соглашаться меньше, чем на золотую! А столько это
кольцо не стоит.

- Ты только что произнёс очень важные слова, сынок! – отозвался
Мастер. – Прежде, чем пытаться продать кольцо, неплохо было бы
установить его истинную ценность! Ну а кто может сделать это лучше,
чем ювелир? Скачи-ка к ювелиру да спроси у него, сколько он предложит
нам за кольцо. Только что бы он тебе ни ответил, не продавай кольцо, а
возвращайся ко мне.

Юноша снова вскочил на коня и отправился к ювелиру. Ювелир долго
рассматривал кольцо через лупу, потом взвесил его на маленьких весах
и, наконец, обратился к юноше:
- Передай Мастеру, что сейчас я не могу дать ему больше пятидесяти
восьми золотых монет. Но если он даст мне время, я куплю кольцо за
семьдесят, учитывая срочность сделки.
- Семьдесят монет?! – юноша радостно засмеялся, поблагодарил ювелира и
во весь опор помчался назад.

- Садись сюда, - сказал Мастер, выслушав оживлённый рассказ молодого
человека. И знай, сынок, что ты и есть это самое кольцо. Драгоценное и
неповторимое! И оценить тебя может только истинный эксперт. Так зачем
же ты ходишь по базару, ожидая, что это сделает первый встречный?

И с этими словами Мастер снова надел кольцо на мизинец левой руки.

Хорхе Букай "Я хочу рассказать вам о..."

Сдержал обещание

Одного всадника в пути застигла сильная буря. Он и его конь были так измучены, что еле передвигали ноги. У них кончилась вода, и человек уже начал терять надежду на возвращение домой.

Тогда он поднял руки к небу и взмолился: «Господи! Спаси и помилуй меня! Я в отчаянье! На тебя вся надежда. Даю тебе обещание, что если останусь живым, то продам моего замечательного коня и раздам деньги бедным людям».

Господь, видимо, услышал его мольбу. Во всяком случае, буря понемногу стала стихать. Всадник выбрался на дорогу и благополучно вернулся домой.

Дома, когда все испытания были позади, он вспомнил о своём обещании Богу. Всю ночь он не спал, думая о том, как ему поступить. Конь у него был дорогой, но не выполнить данного Господу обещания он не мог, потому что верил в Бога.

Утром он повёл коня на базар, а в сумку посадил гуся и привязал её к конскому седлу. На базаре он объявил, что продаёт коня вместе с гусем за сто серебряных монет. Коня он оценил в десять монет, а гуся — в девяносто.

Вскоре у него купили коня вместе с гусем. И он раздал нищим десять серебряных монет, а девяносто оставил себе.

Как вы назовёте это?

  • 01.07.09, 12:41
Дзэнская притча
— Что может быть выше учения Будд и Патриархов? — спросил монах.

Бокудзю, не задумываясь, поднял вверх посох и сказал:

— Я называю это палкой. Как вы назовёте это?

Монах молчал. Тогда Бокудзю снова поднял посох и спросил:

— Что может быть выше учения Будд и Патриархов, — разве ты не об этом меня спрашивал?

Монах по-прежнему молчал.

Вяз и виноград

  • 30.06.09, 16:13
Христианская притча
Однажды, когда Ерм, прогуливаясь по полю, увидел вяз и виноградное дерево, и размышлял о плодах их, явился пастырь ему и сказал:

— Что ты думаешь об этом виноградном дереве и вязе?

— Думаю, как они пригодны друг для друга.

И сказал он Ерму:

— Эти два дерева представляют рабам Божьим глубокий смысл. Виноградное дерево имеет плод, а вяз — дерево бесплодное; но это виноградное дерево не может приносить обильного плода, если не будет опираться на вяз. Ибо лёжа на земле, оно даёт гнилой плод; но если виноградная лоза будет висеть на вязе, то даёт плод и за себя и за вяз. Итак, видишь, что вяз даёт плод не меньший, даже гораздо больший, чем виноградная лоза, потому что виноградная лоза, будучи подвешена на вязе, даёт плод и обильный и хороший; но лёжа на земле, даёт плод плохой и малый. Это служит уроком для рабов Божьих, для бедного и богатого.

— Каким образом? — спросил Ерм. — Объясни мне.

— Богатый имеет много сокровищ, но беден для Господа; развлекаемый своими богатствами, он очень мало молится Господу, и если имеет какую молитву, то слабую и не имеющую силы. Но когда богатый подаёт бедному то, в чём тот нуждается, то бедный молит Господа за богатого, и Бог подаёт богатому все блага; потому что бедный богат в молитве и молитва его имеет великую силу перед Господом. Богатый подаёт бедному, веруя, что ему внимает Господь, и охотно и без сомнения подаёт ему всё, заботясь, чтобы у него не было в чём-нибудь недостатка. Бедный благодарит Бога за богатого, дающего ему. Тот и другой делают дело.

Так люди думают, что вяз не даёт плода. Не знают они и не понимают того, что во время засухи вяз, имея в себе влагу, питает виноградную лозу, а виноградная лоза, имея постоянную влагу, даёт двойной плод, и за себя и за вяз. Так и бедные, моля Господа за богатых, бывают услышаны, и умножают богатства их, а богатые, помогая бедным, ободряют их души. Те и другие участвуют в добром деле. Итак, кто поступает таким образом, не будет оставлен Господом, но будет вписан в книге жизни. Блаженны те, которые, имея богатство, чувствуют, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может делать нечто доброе.