Мыслители мира о Каббале
- 08.03.08, 18:24
- 21 Дек, 2007 at 7:03 PM
Немецкий философ Иоганн Рейхлин (1455-1522) в книге «О каббалистическом искусстве» пишет: «Мой учитель Пифагор, отец философии, все-таки перенял свое учение не от греков, а скорее от иудеев. Поэтому он должен быть назван каббалистом... И он был первым, кто перевел слово "каббала", неизвестное его современникам, на греческий язык словом "философия"». «Философия Пифагора проистекла из безбрежного океана каббалы». «Каббала не оставляет нас проводить нашу жизнь в прахе, но поднимает наш разум к вершине познания». Reuchlin. De arte cabbalistica
Знаменитый итальянский ученый эпохи Ренессанса Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) исследовал каббалистические труды, Ветхий Завет и Коран, читая их на оригинальных языках. В своей книге «Философские, каббалистические и теологические выводы» он пишет: «Та самая, настоящая трактовка Закона, которая была раскрыта Моисею в Божественном откровении, называется "Каббала" (dicta est Cabala), что у иудеев означает "получение" (receptio)». «В общем, существует две науки... Одна из них называется комбинаторика (ars combinandi), и она является мерой прогресса в науках... Другая говорит о силах Высших Вещей... Обе они вместе называются у иудеев "каббалой"». Pico dela Mirandola, Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae
Доктор медицины и профессор философии Пауль Риций (1470-1541) в книге «Введение в теорию каббалы» Риций пишет: «"Каббалой" называется способность выведения всех Божественных и человеческих тайн из Закона Моисея». «Дословный смысл Писания подчиняется условиям времени и пространства. Аллегорический и каббалистический – остается на века, без временных и пространственных ограничений». Ricius, Introductoria theoremata cabalae
Швейцарский естествоиспытатель Теофраст Парацельс (1493-1541), один из основателей современной науки, пишет в книге «Парагранум»: «Изучай каббалу (artem cabbalisticam), она объяснит тебе все!» Paracelsus, Das Buch Paragranum
Немецкий врач и ботаник Курт Шпренгель (1750-1816) пионер исследований тканей растений, в «Набросок прагматической истории врачевания»: «Адам, первый человек, хорошо знал каббалу. Он знал все обозначения вещей и поэтому дал животным подходящие имена, которые сами по себе показывали их природу». Kurt Sprengel, Versuch einer pragmatischen Geschichte der Arzneikunde
Философ и писатель Раймунд Луллий (1235-1315), исследователь каббалы и ислама, изобретатель первой логической машины в книге «Сочинения Раймунда Луллия»: «Бытие, или язык, — это адекватный субъект науки Каббала... Поэтому становится ясно, что ее мудрость в особенной мере управляет всеми остальными науками». «Такие науки, как теология, философия и математика берут свои принципы и корни из нее. Поэтому все эти науки (scientiae) подчинены этой мудрости (sapientia). Их принципы и правила подчинены ее принципам и правилам, и поэтому их аргументация недостаточна без нее». Raymundi Lullii Opera
Итальянский ученый, философ, поэт и астроном Джордано Бруно (1548-1600), обвинен церковью в ереси и сожжен на костре, автор современных космологических теорий о существовании других планет, о вращении Солнца и звезд вокруг оси, о существовании во вселенной бесчисленного множества тел, подобных Солнцу, в книге «Итальянские сочинения»: «Каббала дает высшему принципу непроизносимое имя; в конечном итоге получается, что все Божественное можно привести к одному Первоисточнику». Giordano Bruno, Le opere italiane
Знаменитый немецкий философ, математик Готфрид Лейбниц (1646-1716), основатель дифференциального и интегрального исчисления, двоичной систему счисления, в книге «Фундаментальный труд об основах философии»: «Поскольку у людей не было правильного ключа к Тайне, страсть к знанию была, в конечном итоге, сведена к различного рода пустякам и поверьям, из чего возникла своего рода «вульгарная каббала», которая далека от настоящей, а также всевозможные фантазии под ложным названием магии, и этим полнятся книги». Leibnitz, Hauptschriften zur Grundlegung der Philosophie
Писатель, ученый Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) в своей книге «Материалы к истории учения о цветах» пишет: «Каббалистический подход к Святому Писанию – лишь она полностью соответствует самостоятельности, чудесной оригинальности, многогранности, всеобъемлемости и неизмеримости его содержания». Goethe, Materialien zur Geschichte der Farbenlehre
«Каббала не есть продукт ни Средневековья, ни александрийского мышления. Неизгладимую печать ее древнееврейского происхождения и существенное ее отличие от неоплатонического учения мы видим в особом первобытном реализме и цельном монизме этого своеобразного миросозерцания. Характерное для всей греческой философии и вполне сохранившееся в неоплатонизме противоположение между миром умопостигаемых сущностей, областью истинного, подлинного бытия, и миром материальных явлений — это дуалистическое противоположение совершенно отсутствует в каббале (для нее материальный мир есть только последняя крайняя степень реализации и воплощения истинносущего)». В. С. Соловьев «Собрание сочинений»
«Идея о человеке как микрокосме, столь многократно высказывавшаяся в философской и мистической литературе старого и нового времени, нигде не получает столь углубленного истолкования как в каббале». С. Н. Булгаков «Свет Невечерний»
«В каббале самосознание человека достигает вершины». Н. А. Бердяев «Философия свободы. Смысл творчества»
- Настроение: satisfied
Коментарі
Гість: Ogin
18.03.08, 18:57
Вот уж не знал... Иногда иудеи перегибают палку! Пифагор был каббалистом? А Сократ, может, был иудеем?
kabmirus
211.03.08, 16:55Відповідь на 1 від Гість: Ogin
Пифагор не был каббалистом, где вы такое вычитали:
«Мой учитель Пифагор, отец философии, все-таки перенял свое учение не от греков, а скорее от иудеев. Поэтому он должен быть назван каббалистом...
Он должен быть! но не был
Повнимательней нужно быть
Гість: OlgaRK
36.04.08, 15:00
Пифагор уж точно знаний из Каббалы нахватался - почитайте его труды и сами увидите
Гість: OlgaRK
46.04.08, 15:02
Кстати, в Эпоху Возраждения в интеллектуальных кругах считалось просто неприличным не знать арамит и не читать каббалистические первоисточники
Гість:
513.08.08, 07:13
"Пифагор уж точно знаний из Каббалы нахватался - почитайте его труды и сами увидите"
А разве Пифагор ч/н написал???
А еще такие "прелести" в сети: "каббалой серьезно интересовались Платон, Нострадамус... Пифагор писал, что каббала - корень, из которого выросла вся философия"
А я думал, что наоборот, каббалисты списали всего Платона, Плотина и ультралогического Прокла (при том, все красиво попутав), наклеили иудейскую марку, поставили гностический штамп и на тебе - Книга Света. А тут выходит - весь мир мудрости - из безбрежного моря каббалы. При том, что Платона и Плотина Каббала понимает еще хуже, чем Филон Александр. или Скотт Эриугена (наш век помянем молчанием). Ну, как всегда, чем более солидных себе набереш учитилей и учеников, тем высше нос и темнее туман *chih
Гість: maldoror
613.08.08, 07:29Відповідь на 5 від Гість:
Тем более, что документально зафиксирована Каббала в ХІІ веке A.C., а устная ее традиция безпристрастными иудейскими филологами относится к к.VIII-Х веку A.C.
Я за 10 лет насобирал все доступные греко-латинские тексты по платонизму и античному неоплатонизму, но настолько не-платоническим, и не-греческим, как кабалла, есть только неполтанизм Фичино, Мирандолллы и Бруно. Несвязанность, пристрастие к словам, комбинациям, интелектуально-нологическое понимание чисел, имен, сфер, сущих. Тогда как греки, даже "идеалист" Платон - это же чистейший соматизм, пластика и изваянная конечность, тело-тело-и-тело, сам эйдос имеет оптическо-видимое происхождении.