8 октября - Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского



Тропарь преподобного Сергия
глас 4
Иже добродетелей подвижник,/ яко истинный воин Христа Бога,/ на страсти вельми подвизался еси в жизни временней,/ в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником,/ темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/ Егоже действием светло украшен еси;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудрe,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,// Сергие, преподобне отче наш.
 

Притча "Трудись и молись"

Рыбак перевозил на лодке одного человека.
Пассажир торопил рыбака: 
— Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись».
— Зачем это? — спросил он.
— Для памяти — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — человек махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.
— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды
весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте...
Вот видишь, какой труд без молитвы.
На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться..

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.



Тропарь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста
глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста
глас 4
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы 
вражия.



Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаСвт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

Среди Великого поста предлагается поклонению Честный Крест, чтобы воодушевить постных тружеников к терпеливому несению поднятого ими ига до конца; а в сентябре для чего это делается? Так случилось? Но у промыслительной Премудрости, все устраивающей, нет случаев. Вот это для чего: в сентябре убираются с поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: "душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!", а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему, одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо.

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы.С праздником!


Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Богородицы произошло так: когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. Они дали обет (обещание), - если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. 

В то время каждый еврей надеялся, через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос. 

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию Ангела Божия, ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски "Госпожа, Надежда". 

Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына Божия. Спасителя мира. Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 8-го сентября (21 сент. н. ст.).

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий

Этот праздник – великое утешение для бездетных супругов. Это день открывает новый церковный год – вся история нового завета начинается появления на свет маленькой девочки, Которую назовут Престолом Бога, которая станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос.


Тропарь праздника
глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак праздника
глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим святых Твоих родителей,/ и всеславное славим// рождество Твое.

19сентябряВоспоминание чуда Архистратига Михаила,бывшего в Хонех

 72534538 520x367 Архангел Михаил
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV).
Чудо Архистратига Михаила произошло в IV веке. Архистратиг Михаил явился в сонном видении отцу немой девушки и открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника.
Архангел Михаил — ангел, который имеет особое место перед лицом Бога. Иерархическое положение Архангела Михаила среди небесных сил определено в приставке «арх» (древнегр. ) которая указывает на его абсолютное старшинство в мире ангелов. В имени ангела дается характеристика его предназначения, в переводе Михаил ( ивр. ) означает вопросительное «Кто как Бог?», что принято интерпретировать как «никто не равен Богу».
В Старом Завете практически отсутствуют указания имен ангелов, но в книге Иисуса Навина, ученика и последователя Моисея, Архангел Михаил появляется перед Иисусом накануне битвы за Иерихон: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал».
Имя Архангела Михаила упоминается в старозаветной книге пророка Даниила, который описывает свое видение образа будущей войны персидского царя и указывает на участие в ней Архангела Михаила, который одержит над ним победу. В тексте книги пророка Даниила Архангел Михаил называется князем. Старый Завет также указывает на участие Архангела Михаила в войне против ассирийского царя Синаххериба и в описании чуда — спасении трех отроков из огненной печи.
Также, Архангел Михаил присутствует в самом кратком произведении Нового Завета — Соборном послании от Иуды, в котором впервые Михаил получает имя Архангела и является образцом смирения, а не только воинской доблести и главного защитника иудейского народа, как свидетельствовал Старый Завет: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“.

 555838 543069505759575 282720679 n 520x622 Архангел Михаил

В последней книге Нового Завета, Откровении Иоанна Богослова, Михаил предстает как предводитель небесного воинства в войне с силами Апокалипсиса: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
Архангел Михаил является одной из центральных фигур в борьбе добра со злом, ангелом милосердия, который находится у трона Бога, вместе с Архангелом Гавриилом. Именно ему предание отводит роль проводника душ по дороге в Небесный Иерусалим. По преданию, тело Бородицы было перенесено на Небеса самим Архангелом Михаилом.
Кроме указаний о заступничестве Архангела Михаила в ратных подвигах, существует большое количество преданий о совершенных чудесах. Одним из наиболее известных событий, связанных с Архангелом Михаилом, является история о чуде в Хонех, которая происходила возле города Иераполя. В местности под названием Херотопа находился храм Архангела Михаила и целебный источник. История сотворения храма и источника рассказывает о немой девушке и ее отце, которому появился во сне Архангел Михаил. Предводитель небесного воинства указал отцу, что испив воды из источника, его дочь обретет речь. После чуда, явленного Архангелом Михаилом, вся семья приняла крещение, а благодарный отец девушки построил храм в честь небесного заступника.
В храме Архангела Михаила более 60 лет служил пономарь Архип, который прославился своей верой и обращением в христианство многих язычников. Его проповеди и активная деятельность вызвали гнев язычников, которые решили уничтожить храм и Архипа, направив русла двух горных рек к церкви. Увидев это, Архип обратился с молитвой к Архангелу Михаилу и тот, явившись перед храмом, ударом жезла открыл расселину в горе, в которую устремились воды рек. Храм и Архипп были спасены. Место, в котором произошло чудо, получило название Хоны, что в переводе означает «отверстие» или «расселина».
Также Архангел Михаил упоминается как спаситель Рима от чумы, которая свирепствовала в 590 году. Во время торжественного молебна об избавлении города от болезни, папа Григорий Великий увидел на вершине мавзолея Архангела Михаила, который вкладывал меч в ножны. После этих событий чума пошла на спад, а мавзолей получил название замка святого Ангела.
«Афонский патерик», который содержит жизнеописания святых, живших на горе Афон приводит историю чудесного спасения отрока, которого грабители бросили в море с камнем на шее у берегов Афона.

d34fc 0000000000 Архангел Михаил

В начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, который происходил за несколько лет до Первого Вселенского Собора, было установлено празднованиеСобора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Практически с этого времени начинается почитание ангелов как посланников Господа и отрицается еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.
С этого периода начинается почитание Архангела Михаила в Малой Азии и Византии. Византийские императоры почитали Архангела Михаила как личного наставника и защитника столицы империи — Константинополя. Император Михаил III Палеолог после освобождения Константинополя от крестоносцев в 1261 году приказал изобразить в бронзе Архангела Михаила и императора, который преподносит ему модель столицы Византии. В различное время в Константинополе и его окрестностях находилось около 40 храмов, посвященных Архангелу Михаилу. Считается, что крестоносцы захватившие Константинополь, принесли в Европу почитание Архангела Михаила.
Почитание Архангела Михаила в Киевской Руси началось с момента принятия христианства, а к XII веку на территории современного Киева были построены Выдубицкий и Михайловский Златоверхий монастыри, посвященные Архангелу Михаилу. Как и в Византии, на Руси Архангел Михаил воспринимался как заступник княжеских родов, практически каждая вторая построенная церковь Архангела Михаила была придворным княжеским храмом. 

ib303 Архангел Михаил

Одним из наиболее распространенных иконографических образов Архангела Михаила стало изображение сюжета «Чудо в Хонех», который сложился в византийской традиции к Х веку и практически без изменений распространился по территории Киевской Руси. Самой древней иконой «Чудо в Хонех» на территории Руси считается икона, написанная на обороте Богоматери Грузинской, которая сейчас находится в Третьяковской галерее. Считается, что прообразом данной иконы является икона «Чудо в Хонех» из афонского монастыря Хиландар, сохраненная в Национальном музее в Белграде.
Традиционным является и изображение Архангела Михаила с тростью-копьем в одной руке и сферой-зерцалом, как символом предвидения в другой. В более поздней иконографии Архангела Михаила, встречается изображение в котором руки архангела держат щит и меч. Нашли свое отражение в иконописании и библейские мотивы — «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», сюжеты чудесных явлений архангела Михаила, например преданию о мучениках Фроле и Лавре, которых он обучил искусству управления лошадьми. Широкое распространение в иконографии получил образ «Собор архангела Михаила», в котором центральное место среди небесных сил занимает предводитель небесного воинства.

Тропарь Архангела Михаила
глас 4
Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.
 

Кондак Архангела Михаила
глас 2
Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.

14 сентября - начало Индикта - церковное новолетие



Богослужебный
церковный год начинается 1 сентября по новому стилю 14 сентября. 
Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над 
Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. 
Отцы Первого Вселенского Собора (в 325 году) в память об этом определили
начинать Новый год с 1 сентября, как дня, который был началом "свободы 
христианской". На Руси в 1492 году Московский Собор принял считать 
летоисчисление с 1 сентября вместо 1 марта в честь этого великого 
события.

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей 
Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам 
милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения - их всех 
богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным 
обедом. Постой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали 
заключенных в темницах.

Новолетие праздновалось в день 1 сентября
до прихода на трон Петра Великого, который в 1699 году указал перенести
день новолетия на 1 января. Но в богослужебных книгах приход нового 
лета остается за 1 сентября.

Первым праздником в богослужебном церковном году является Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября.



Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.

Гражданское новолетие – 1-го января, начало нового календарного года. 


11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи



Тропарь Предтечи
глас 2
Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.
Кондак Предтечи
глас 5
Предтечево славное усекновение/ смотрение бысть некое Божественное,/ да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./ Да рыдает убо Иродия,/ беззаконное убийство испросивши:/ не закон бо Божий, ни живый век возлюби,// но притворный, привременный.
Величание
Величаем тя,/ Крестителю Спасов Иоанне,/ и почитаем вси/ честныя твоея главы// усекновение.

Спас Нерукотворный - 29 августа






Тропарь образу «Спас Нерукотворный»:

Пречистому Образу твоему поклоняемся, благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в Едессе, царя Авгаря - 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией - 9 августа; 3) при императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии - 16 августа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, "Спасом на холсте". Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.


"Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая"
15 августа по церковному календарю (28 августа по гражданскому) наша Святая Православная Церковь празднует один из двунадесятых праздников – Успение Пресвятой Богородицы. 


Как повествует церковное предание, в конце Своей земной жизни Пресвятая Богородица часто приходила к Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. В одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и поведал о скором Ее переселении из этого мира в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. Пресвятая Богородица рассказала об этом Иосифу из Аримафеи как о благой вести, потому что скоро Она должна была увидеть Своего Сына. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Успения в Иерусалим из дальних стран стали собираться Апостолы. Св. Иоанн Дамаскин говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией.
Она сообщила им, что скоро покинет их. Во время беседы с Апостолами пред Ней чудным образом предстал Апостол Павел со своими учениками. Наступил час, когда должно было свершиться Успение Божией Матери. Апостолы окружили ложе, на котором пребывала Дева Мария. Внезапный свет затмил пламя горевших свечей, и сошел сам Христос, окруженный Ангелами и Архангелами. Видевших это охватил священный трепет.
Божия Матерь произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни. 

Проповедь иерея Сергия Карамышева …



Праздник Успения Пресвятой Богородицы являет тайну будущего века. Поводом для него служит окончание земного странствования Богоматери. Хоть и сказано пророком: «День смерти лучше дня рождения», ни один из дней кончины святых не представляет нам того торжества над смертью, как день Успения Приснодевы.

И разве могло быть иначе? Та, что сделалась Источником Жизни для всех поколений рода человеческого; Та, что низвела Небо на землю; Та, что услышала от Архангела «Радуйся, Благодатная»; Та, что наполнила погибавший от греха мiр небесной радостью – могла ли быть объятой тлением? Если алавастровый сосуд, содержавший миро, навсегда остается благоуханным, не тем ли паче плоть, вышеестественно вместившая Божество, становится неотделимой от Него?

Праздник Успения являет победу человечества над бесовскими полчищами. Если высшие чины Ангелов удивлялись, видя возносящуюся на Небо плоть Богочеловека и говорили низшим: «Возьмите врата, князи, ваши; и возьмитеся врата вечная; и внидет Царь славы» (Пс.23), еще более они удивились при виде ставшей нетленной и прославленной сиянием Божества плоти только человеческой, когда они ощутили Представительницу человечества своей вечной Царицей и в великой радости преклонились перед Нею.

Сколько смирялась Богоматерь во время земной Своей жизни, столько Она прославилась на Небе, о чем Сама же пророчески сказала при Благовещении: «...яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди». Глубину Ее смирения просто невозможно постигнуть. Человеку свойственно, ощутив какую-то небольшую радость, выражать ее вовне. Но Богоматерь, получив ни с чем несравнимую небесную радость, никак ее не выдавала; - разве что лишь в ответ на божественный призыв, как это было при встрече с праведной Елисаветой, матерью Иоанна Крестителя. Видя Богоматерь, никто не догадывался, какое небесное Сокровище Она в Себе носит. И когда явился на свет Богомладенец, Она осталась Той же смиреннейшей из смертных Девой. Она Одна из живущих на земле понимала глубину совершившегося вселенского события, Причиной которого послужила, но никак и никому не выдала этого. Она с совершенным спокойствием встречала слова возлюбленного Сына: «Кто матерь Моя и кто братия мои? Кто слушает слово Мое и исполняет его, тот Мне брат и сестра и матерь» - ибо эти слова нисколько Ее не умаляли - не было, нет и не будет на земле человека, который бы с таким вниманием слушал и исполнял божественные глаголы, как это было свойственно Богоматери.

Она, по слову Спасителя, изреченному с Креста, пребывала в доме Иоанна Богослова на Сионе. Все обетования, изреченные пророками, начиная с богоотца Давида, исполнились на доме Иоанна Богослова. Не на Храм Соломонов сошел Дух Святой в виде огненных языков, а на Сионскую Горницу. Через это событие и через пребывание в доме апостола Иоанна Приснодевы как единственного по степени совершенства Храма Божия, Сион стал духовно царствовать над мiром. А нынешние так называемые сионисты – несчастные, заблудшие люди, два тысячелетия пребывающие в спячке.

Когда исполненное благодати тело Богоматери святые апостолы во главе с Иоанном Богословом понесли с Сиона в Гефсиманию, несчастные иудеи, исполнясь зависти и злобы, пытались помешать шествию. Тогда процессию осенил облачный столп. Но ожесточенная злоба не способна внимать даже чуду. Поэтому потребовалось наказание. Многие из иудеев ослепли – что было знаком, обличавшим их безрассудную злобу, потому что злоба всегда ослепляет. Но и этого оказалось недостаточно для вразумления заблудших. Один из иудейских священников, по имени Авфоний, промыслительно не был поражен слепотою. Когда облачный столп приподнялся над одром Богоматери, он со словами «Вот какую почесть воздают телу родившей льстеца, который разорил закон отцов наших» бросился к одру, чтобы его опрокинуть, но его руки, едва прикоснувшись, повисли на одре, будучи отсеченными невидимой силой. Ощутив боль, Авфоний пал с воплем на землю. Грозное прикосновение Ангела вразумило его, он раскаялся в своей злобе и стал просить апостолов: «Помилуйте меня, рабы Христовы!». Тогда шествие остановилось, и Петр сказал Авфонию: «Ты получил то, чего хотел; а исцелить тебя от раны мы не можем; совершить это может только один Господь Бог, против Которого ты неправедно восстал. Но и Он не подаст тебе исцеления, доколе ты не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Иисус есть истинный Мессия, Сын Божий». Авфоний воскликнул: «Верую, что Он есть предвозвещенный пророками спаситель мiра - Христос». Тогда Петр повелел соединить оставшееся от рук Авфония с повисшими на одре частями и с верою призвать имя Пресвятой Богородицы. И руки тотчас срослись, остался лишь знак бывшего отсечения. Авфоний в великой радости стал прославлять благодать Богоматери и приводить пророчества о Ее достоинстве. Несчастный протосионист присоединился к истинным Сионянам. Многие из иудеев это видели и уверовали. Также многие из ослепших, призвав имя Приснодевы, исцелились не только телесно, но и душевно, присоединившись к рати истинного Сиона.

После погребения тела Богоматери апостолы остались в Гефсимании, потому что место погребения Приснодевы стало источником божественной силы. Промыслительно не прибывший на погребение апостол Фома, явился на третий день и упрашивал, чтобы был отвален камень от дверей гроба. Когда это было исполнено, гроб оказался праздным - осталась лишь плащаница, источавшая благоухание. Воздав через нее поклонение Богоматери, апостолы ушли из Гефсимании на Сион, чтобы подкрепить себя телесной пищей. По обычаю, они подняли часть хлеба, оставленную в честь Воскресшего из мертвых Христа, величая живоначальную Троицу. В это время горница наполнилась ангельским пением и благоуханием. Возведя очи наверх, они увидели Богоматерь, окруженную небесными Силами. При этом Она сказала: «Радуйтесь. Я с вами во все дни». Тогда они единодушно воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»

О славе Богоматери говорит пророк Давид в 44-м псалме: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл правости - жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие. Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих... предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена».

Царь Давид говорит далее о сути славы Богоматери: «Вся слава Дщере царевы внутрь». Это о душевной красоте и превосходящем разум Ее смирении. И о будущей, послеземной славе Приснодевы - в том же псалме: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде».

О воскресении Богоматери, как Кивоте Божества сказано в 131-м псалме: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот Святыни Твоея!». Богоматерь воскресла и пребывает одесную воскресшего Сына. Сколь это ни сладостно, сердце Приснодевы скорбит о страждущем роде человеческом, о чем и сказано в тропаре настоящему празднику: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мiра не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Из жития блаженного Андрея, Христа ради юродивого, мы знаем, что он, будучи восхищен в небесные обители, не увидел там Богоматери - ибо Она воистину не оставляет земнородных. Она пребывает на земле как Матерь всего рода христианского. Она истинная Лествица, возводящая христиан от земли, из этой юдоли плача, на Небо.

В одном из песнопений праздника сказано: «Днесь небо простирает недра, приемля Рождшую всеми Невместимаго, и земля, Источник Жизни отдающи... украшается благолепием. Вси поклонимся Ей, молящеся: сроднаго присвоения не забуди, Владычице, верно празднующих Твое Успение! Спаси нас, исповедающих Тя Богородицу, от всякаго обстояния, Мати Творца всех Бога...»

Сегодня, когда сатанинские силы вновь подняли голову, когда дерзкие руки богоборцев снова тянутся к нашим святыням с целью их осквернения, мы должны с особым усердием молиться к Богоматери, должны единодушно воскликнуть вслед за святыми апостолами: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинской епархии

Величание
Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Успение Киево-Печерской
глас 4
Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвале.
 

Тропарь праздника
глас 1
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак праздника
глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.