Саме чудове відео за останні дні... )))
- 19.03.15, 21:11
Архимандрит Серафим (Димитриу), настоятель храма святой великомученицы Марины в Афинах, в районе Илиуполи, рассказывает о практике отношения к Причащению, которой следует в своей большой общине. Пастырю следует быть снисходительным, по образу Самого Христа, считает священник.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о практике всенощных бдений (в Греции всенощное бдение служится только по большим праздникам. Например, воскресное богослужение не подразумевает всенощной. Вечером в субботу служат вечерню, а в воскресенье утром — утреню и литургию).
- Всенощное бдение, как и многое другое, пришло к нам из монастырей. В монастырях последование, которое состоит из вечерни, утрени, Божественной литургии, начинается вечером и заканчивается на рассвете. Всенощная в монастыре — это самое долгое по времени богослужение. Следуя этой традиции, в последние годы и в приходских храмах стали его совершать. Начинается служба в восемь вечера, а заканчивается примерно в час ночи. Такого рода богослужения совершаются в особой атмосфере: приглушенный свет, свечи, торжественные песнопения. Но одновременно они имеют и практическое значение — в праздники, не выпадающие на выходные дни, люди не могут пойти в церковь утром, а так они имеют возможность побывать на богослужении вечером. Тот, кто, например, особо почитает святого Димитрия Солунского, воспользуется возможностью поклониться ему вечером. А если бы этих служб не было, он бы не смог.
- А если он захочет причаститься Святых Таин, как ему подготовиться?
- Знаете, и в нашей практике существует очень большая проблема с тем, как именно должно проходить Святое Причастие. К причастию нет какой-то универсальной подготовки. У каждого свои духовные потребности и свои физические возможности.
Лично я бы не хотел вдаваться в рассуждения, например, о посте. Я думаю, что человек, если он не ест утром перед литургией, — это и есть его пост перед причастием. А если человек причащается вечером или ночью, то ему можно позавтракать, потом съесть что-то легкое на полдник и причаститься. Существует практика, тоже идущая из монастырей, по которой за восемь часов до причастия мы не должны ничего вкушать. Но это не является правилом для всех. Нет канона, который устанавливает, сколько часов нужно поститься перед причастием.
В раннехристианской Церкви причащались после ужина, как изображено на иконе Тайной вечери. То есть пост перед Божественным Причастием не является первоначальной церковной традицией. Это намного более поздняя практика, перешедшая в мир из монастырей. В монастырях же пост — это аскетическое упражнение, монахи призваны совершать подвиг, идти на жертвы. Не следует, однако, переносить монашеский подвиг на мирян, семейных людей. Когда в семье принято поститься по средам и пятницам — в воскресенье семья может причащаться, если нет никаких других препятствий. В воспитательных целях исповедующий священник может запретить приступать к причастию, но не в качестве наказания, а ради стремления избежать повторения греха.
Божественное Причастие — не только для хороших людей: «А, ты хороший человек, святой, чистый, — причащайся». Это лекарство для больных. Более того, когда священник причащается сам и причащает верующих, что он говорит? «Причащается раб Божий Николай во оставление грехов…» Мы знаем, что мы грешны, потому и причащаемся. Нам не говорят: «Подходите все те, кто чист, кто держал пост, кто не имеет ни одного греха», — но произносят: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите».
Я приступаю ко причастию, когда исполнен веры, что принимаю Самого Христа. Ведь слово «страх» (греч. ) в древнегреческом языке не имело значения боязни (греч.), но означало уважение. Этот термин () означает, что я Его люблю и уважаю — и потому приму причастие. Если я не пойду причащаться, то я отказываюсь от приглашения Христова: я не принимаю участия в Евхаристии по причинам, не имеющим отношения к любви ко Христу. Когда Христос пришел на землю, Он жил и общался с большими грешниками. Он не искал в людях образованности, знания закона, а нашел людей чистосердечных, которые просто хотели быть рядом с Ним. Он принял их, и они стали Его учениками. Он говорил с прелюбодейкой, с мытарем. Подобно Христу, и я, как священнослужитель, не выставлю охранника перед Святой Чашей, который бы проверял, что это за человек, желающий причаститься: «Ты исповедовался? Ты постился?»
Как поступал Христос? Христос, когда к Нему привели прелюбодейку, чтобы забить ее камнями, сказал: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (см.: Ин. 8:2-11). Это живой пример для каждого духовника, когда перед ним стоит человек. Никто не безгрешен. А из священнослужителей, из духовников кто безгрешен? Страх, который в прошлом сеяли среди людей, не имеет отношения к православной традиции. Контролировать людей запугиванием — это авторитарное включение, пришедшее с Запада. Но это не Христос… Это не Бог любви, это Бог страха. «Кто ты? Постился? Исповедовался? Нет? Уходи! Не будешь причащаться!» Если мы верим, что Божественное Причастие является лекарством для каждого человека, дорогой в вечную жизнь, — тогда нам следует быть очень снисходительными, каким был Сам Христос. Не может быть так, чтобы Христос раскрывал Свои объятия, а мы, священнослужители, ставили ограждения перед Ним.
Богослужение на приходе — дело сложное. Однако мы очень рады, что каждое воскресенье сотни человек принимают причастие, вкушая Плоть и Кровь Христа. Мы не знаем их, имена их мы впервые слышим только у Чаши. Мы никогда не спрашиваем, исповедовались ли они. Конечно, мы говорим в проповеди, что нужно исповедоваться. Но может быть, они никогда не слышали проповеди, потому что приходят в церковь поздно, а проповедь к этому времени уже заканчивается. Возможно, когда-нибудь настанет тот момент, когда Бог их одернет и спасет, вытащит из ошибок и направит на праведный путь. Поэтому сейчас я не прогоню этих людей из церкви, навешивая на них неподъемный груз формальных правил.
- Однако существуют каноны…
- Каноны Церкви созданы людьми. Это очень важно понимать. Это не каноны, которые дал нам Бог. Никогда Христос не говорил «нельзя». Он лишь сказал: «Любите». Любовь не может допустить, чтобы люди грешили. Наша проблема — это нехватка любви. Если мы научим людей любить, тогда мы сможем требовать что-то от них. Но пока мы не научим их любить, мы не можем им преграждать путь ко Христу.
Каноны были созданы иерархами, людьми своей эпохи, для того чтобы регулировать жизнь общества. Как государственные законы ограничивают вседозволенность, так церковные каноны существуют для помощи в духовном руководстве верующим епископам и священнослужителям, но не для того, чтобы становиться судьями или полицейскими, которые, взяв свод правил, сказали бы: «Яннис, ты сделал то-то, поэтому не будешь причащаться». Священник расскажет людям о грехах, об аскезе, о посте и молитве, о любви… Но он не возьмет пистолет или плетку и не будет сидеть напротив, как следователь, вызнавая одно, другое, третье… Исповедующий священник должен только лишь выслушать и отпустить грехи. Ведь если человек доходит до исповеди, это означает, что он раскаялся в содеянном, что и есть главное. В том же случае, когда он не раскаялся, а я спрашиваю его: «Ты сделал это? Ты сделал то?» — мы ничего не достигаем. Человек не раскается в один миг, его характер не переменится, из плохого он не сделается хорошим моментально.
Христос учил нас любви и милосердию. Милосердный — это тот, кто открывает дверь людям, а не тот, кто закрывает ее. Открывает, чтобы они смогли достичь Бога, приблизившись к Церкви.
- Основа духовной жизни — это Божественная Евхаристия…
- Безусловно. Нет смысла в существовании Церкви, если нет Божественной Евхаристии. Потому что без причастия Христу мы не можем существовать. Он только об этом и просил людей: «Те, кто хочет Меня помнить, делайте так». Он сказал это и тем самым установил Таинство Божественной Евхаристии — фундамент всего.
Отрывок из книги священника Сергия Тишкуна и Ильи Кабанова «Люди Греческой Церкви» (М.: Никея, 2015).
Дорогі друзяки! Є новина, а заодно і прохання. У видавництві "Вежа-Друк" вийшла нарешті моя збірка байок накладом 500 примірників розміром у 102 сторінки. Спонсорів нема. Сам я весь тираж викупити не потягну. Ціна однієї книжки 20 грн. Думаю - це небагато. Допоможіть викупити. Беріть, хто скільки зможе. Ніхто ні на кому не заробляє. Просто дуже хочеться щоб вона пішла у світ, а не припадала пилюкою там у видавництві хто-зна скільки часу. Я розумію, що зараз у нас все для фронту і перемоги, але не тільки ж хлібом єдиним (чи броніками). До речі, планую частину тиражу передати хлопцям на передову, а також пораненим в госпіталь. Впевнений, їм сподобається. Допоможіть, дуже прошу.
П.С.Шановне товариство! Книжки вже у мене вдома! Хто бажає придбати: контактний тел. 050-513-68-38.
12:51, — Политика
51924 просмотра
Ситуация в мире выглядит опасной не только из-за российской агрессии против Украины.
Россия, которая обладает вторым ядерным арсеналом в мире,отреклась от принципа неприменения первой ядерных бомб и ракет. Тем самым впервые после Хиросимы и Нагасаки ядерная держава ввела в свою военную доктрину возможность, по сути, свободного применения самого страшного оружия, пишет Януш Ролицкий в польском издании «Gazeta Wyborcza» (перевод —Иносми.ру).
В течение 45 послевоенных лет две ведущие державы, в том числе Советский Союз, заявляли, что не станут первыми применять ядерное оружие. Это была военно-политическая основа мира той эпохи.
Ее подкрепляли многочисленные соглашения по разоружению между СССР и США. Более того, в мире возникло общественное движение против ядерного оружия, а страна, которая бы объявила о намерении нарушить этот принцип, подверглась бы всеобщей критике.
В свое время мы не относились серьезно к таким песенкам, как, например, известная «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!» Это произведение советской пропаганды, как и мировые организации, выступающие за мир, ограничивали свободу Запада в применении ядерного оружия, а заодно связывали руки советским властям. Воздух был пропитан предостережениями от использования ядерного оружия и его порицанием, что не раз сыграло свою роль.
В начале 80-х годов советские радары, перепутав птиц с ракетами, показали, что в направлении СССР запущено множество американских ракет. Это было время сильной напряженности между двумя блоками. Однако находившийся в тот день на дежурстве советский полковник не передал эту тревожную новость своему командованию, а ждал ее подтверждения, нарушив этим все правила. Так он спас мир от ядерной войны.
Сейчас такой атмосферы уже, к сожалению, нет. Наоборот, сегодня даже в массовой культуре (научно-фантастических фильмах и книгах этого жанра) преобладают постапокалиптические образы мира. Я бы не стал переоценивать значение этого явления, однако сложно не обратить на него внимания.
Это особенно сложно в ситуации, когда путинская Россия, формулируя новую военную доктрину, открыто ввела в нее принцип свободного (в зависимости от военных целей) использования ядерного оружия. Вразрез международным договорам она разработала новый тип ракет. Они отличаются большими маневренными возможностями и радиусом действия от 500 до 3000 километров. Их разместили в Калининградской области, и таким образом в зоне их поражения оказалась вся Европа. Чтобы подчеркнуть свою решимость применить это оружие, Россия в последнее время все чаще проводит учения, отрабатывая использование мобильных ракет с ядерными зарядами в боевых действиях. Абоевые самолеты с бомбами и ракетами на борту патрулируют натовские границы.
Эти учения, как и сама доктрина, родились из комплексов, корни которых уходят в 90-е годы. Россия играет мускулами, чтобы напугать международную общественность. Мир должен поверить в решимость России, которая готова использовать ядерное оружие для достижения своих политических целей. Этот метод приносит свои эффекты: Россия близка к закреплению своего доминирования в Украине.
Европейские страны, у которых нет сильных противоречий с Россией, любой ценой хотят добиться спокойствия. В итоге, как отмечалось в Gazeta Wyborcza, мы оказались близки к повторению Мюнхенского соглашения — на этот раз в отношении Украины. В 1938 году документы по ликвидации Чехословакии тоже не подписывались — от нее просто отделили области, населенные немецким большинством.
Таким образом, возвращается вопрос, когда Украина окончательно сдастся России и согласится на статус, каким обладают сейчас государства Лукашенко и Назарбаева. Если верх одержит концепцияМеркель, нынешнего украинского президента ожидает крах. Остановиться на том, что Запад не станет вооружать Украину, значит обречь это государство на поглощение Россией.
В этой ситуации последней надеждой украинцев остается Америка. Президент Обама — не Рейган, и если он согласится на вариант Меркель и не вооружит Киев, то, к сожалению, сыграет роль предусмотренную Путиным. Потом наверняка последуют действия, направленные на подчинение Москве Прибалтики. Не будем забывать, что после каждой смуты, а таковой считается нынешний период, Россия возвращалась к своим старым границам и силе.
Хотя Америка располагает сокрушительным военным преимуществом над всем остальным миром, сегодняшний Запад неспособен на решительные действия. Ему недостает духа бескомпромиссности и решимости послевоенных западных лидеров. Обращу внимание, что ни НАТО, ни ЕС до сих пор не признали Россию агрессором, придерживаясь новояза, в котором агрессорами считаются так называемые сепаратисты. Далее: Запад не попытался исключить Россию из международной спортивной, научной и культурной жизни.
Агрессия сходит россиянам с рук, а они сами предаются иллюзии, что сильному все позволено, а россказни их пропаганды правдивы. Россию даже не отстранили от участия в спортивных состязаниях, хотя это больное место Путина и россиян. России позволили через два года провести футбольный чемпионат мира. Если он состоится, то станет позорным мероприятием! Никто пока не исключил команд страны-агрессора из розыгрыша европейских кубков (как это было после вторжения в Чехословакию в 1968).
Похожим образом обстоит ситуация с культурным и научным обменом. В нем продолжают участвовать граждане страны, которая безнаказанно аннексирует регион своего соседа и убивает его граждан. Пока Россия и ее жители не почувствуют международного осуждения, повлиять на действия этой страны мягкими санкциями будет невозможно.
Сейчас президента Путин и главу его дипломатии Лаврова не подвергают остракизму, а относятся к ним, как государственным деятелям. Провозглашаемая ими ложь в стиле сталинского прокурораВышинского или многолетнего министра иностранных дел СССР Громыко, ничуть не смущает их партнеров.
Запад до сих пор не показал, что он не боится агрессора. То, что делает канцлер Меркель, объявляя, что она выступает против вооружения Украины, — это самоубийство Европейского союза в качестве политического игрока. Последние переговоры в Минске продемонстрировали, что это путь в никуда. Прозвучавшие там обещания о перемирии с 15 февраля уже никого не убеждают: после сентябрьских переговоров Россия уже показала, как она умеет их нарушать.
В сложившейся ситуации остается ждать, когда США поставят агрессии Путина заслон. Ключевым для сохранения украинским государством независимости вопросом остается, услышит ли российский президент, что если россияне пересекут демаркационную линию, НАТО отправит свои войска на Украину, а если они перейдут Днепр, то встретят там западные подразделения.
Вопрос, ответит ли Запад на угрозы применения ядерного оружия тем же самым. Если бы западные политики после Второй мировой войны действовали, как госпожа Меркель и господин Олланд, современный мир был бы одним большим Советским Союзом.
Происходящее сегодня — это отвратительная капитуляция Запада и демократии. Если НАТО и ЕС в конце концов уступят Путину, нас ожидает настоящая трагедия, которая будет угрожать безопасности мира, так как кремлевский властелин будет вести себя все развязнее. Жаль, что Москва ценит и уважает лишь грубую силу. Ужасно, что эта страна смогла безнаказанно нарушить принципы ядерного табу. Ядерная тема возвращается в нашу жизнь, а это означает прямую угрозу существованию цивилизации.
Януш Ролицкий — репортер, публицист, политический комментатор, автор нескольких книг репортажей и трех романов.