За засклений балкон доведеться доплачувати

Засклені балкони – привід до підвищення тарифів на комунальні послуги. Лоджія, на якій встанcgовлено вікна, автоматично збільшує загальну площу квартири. І якщо раніше на це не звертали уваги у БТІ, а тим паче забудовники, то тепер для останніх це можливість збільшити вартість нового житла.

А для комунальників - вимагати вищу квартплату за самовільно засклений балкон. Запропоновані зміни до житлового кодексу від Президента, Віктора Януковича. Вони передбачають збільшення коефіцієнтів для розрахунку площ лоджій, балконів, веранд і терас.

Які, за його логікою, розширюють загальну площу використовуваних громадянами квадратних метрів власної квартири

http://ubr.ua/uk/personal-property/personal-finance/za-zasklenii-balkon-dovedetsia-doplachuvati-110686

Лише третину грошей з бюджету витрачають за призначенням

Лише третину бюджетних коштів витрачають за призначенням. Решта - зникає через відсутність прозорих тендерів. Їх проводять за участю одного або обмеженої кількості учасників, що призводить до багатомільярдних втрат у держскарбниці. Аудиторами рахункової палати встановлено: у 2010 закупівлі з дотриманням конкурентних процедур становили 1,5 мільйона гривень, а в обхід тендерів - 51 мільйон. Головних розпорядників бюджетних коштів не контролюють ані Уряд, ані Мінекономрозвитку. Вони мають забезпечувати прозорість держзакупівель. Де нині тендер - є виняток із правил. У Рахунковій палаті наголошують, порушення мають системний характер. Пряме ігнорування інтересів країни - призвело до нецільового використання бюджетних коштів.

http://ubr.ua/uk/finances/macroeconomics-ukraine/lishe-tretinu-groshei-z-budjetu-vitrachaut-za-priznachenniam-110704

Рейтинги Украины осыпаются, как осенняя листва

Оcень – традиционно нелегкий период для бизнеса. А в последние годы осенний сезон сопровождается если не разгулом экономического кризиса, то, как минимум, его активными ожиданиями. Негативные процессы на мировых финансовых рынках не могли не отразиться на экономической устойчивости Украины: в условиях мировой экономической нестабильности сложно найти желающих, вкладывать средства в развивающиеся экономики. Однако, как показали результаты последних рейтингов, Украина потеряла инвестиционную привлекательность даже на фоне других стран постсоветского пространства.

Медленнее, ниже, слабее

На этой неделе международное рейтинговое агентство Fitch обнародовало очередной прогноз рейтинга Украины. Агентство ухудшило прогноз с "позитивного" до "стабильного" и подтвердило суверенный долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Украины на уровне B. Краткосрочный суверенный рейтинг также подтвержден на уровне B. "После того как стоимость внешних заимствований для государства Украина увеличилась на фоне прогнозируемого замедления мирового экономического роста, баланс рисков, которые стоят перед Украиной, теперь лучше отражается в "стабильном" прогнозе", - пояснил директор группы суверенных рейтингов Fitch Чарльз Севилль.

Прогноз рейтинга Украины по Fitch соответствует рейтингу нашей страны по агентству Moody’s (B2 со стабильным прогнозом) и на одну ступень ниже рейтинга агентства S&P B+ (со стабильным прогнозом).

По мнению экономиста инвестгруппы "Арт Капитал" Олега Иванца, основными причинами падения рейтинга Украины стало увеличение рисков связанных с внешними долгами страны и стабильностью гривны, а также повышенная чувствительность экономики Украины к колебаниям на мировых рынках металла. Кроме того агентство отметило и другие негативные факторы: снижение резервов НБУ, ухудшение дефицита текущего счета и дефицит бюджет за счет НАК "Нафтогаз". "В довесок ко всему Украина ухудшила свои отношения с ЕС из-за осуждения лидера оппозиции Юлии Тимошенко, а сотрудничество с МВФ было приостановлено еще весной", - отмечает эксперт.

Однако это не все плохие новости на этой неделе. В четверг стало известно, что Украина опустилась с 149-го на 152-е место в рейтинге благоприятности деловой среды, который ежегодно составляет Всемирный банк и Международная финансовая корпорация. Рейтинг Doing Business-2012 составляется уже девятый раз и охватывает 183 страны. В нем исследуются нормы регулирования, способствующие или препятствующие развитию бизнеса, и соответствующие 11 этапам жизненного цикла компаний (создание организации, получение кредитов, налогообложение). Среди стран постсоветского пространства самое высокое место заняла Грузия (16-е место), Латвия (21-е место), Эстония (24-е место) и Литва (27-е место). Казахстан улучшил свой результат, переместившись сразу на 12 позиций – с 59-го на 47-е место. Даже Беларусь и ее гиперинфляцией и катастрофической нехваткой валюты опустилась всего на одну строчку – до 69-го места. Зато Украина потеряла сразу три позиций. В чем же причины столь стремительного падения инвестиционной привлекательности нашей страны?

"Сегодня рейтинг Всемирного Банка “Doing Business” – наиболее важный для инвесторов рейтинг, так как довольно глубоко и всесторонне анализирует деловой климат стран", - говорит экономист Олег Иванец. По его словам абсолютное большинство критериев напрямую связаны с государственным регулированием и не зависят от рыночных факторов, которые существенно отличаются в зависимости от географических особенностей стран. "Основной причиной снижение рейтинга стало ухудшение условий внешней торговли. Наиболее проблемными же сферами деловой среды Украины остается налоговая система, а также система получения разрешительной документации на строительство – по этим позициям Украина занимает 181 и 180 места соответственно", - отмечает Иванец.

Его коллега – главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Белан обращает внимание на то, что по некоторым направлениям рейтинга Doing Business Украина улучшила свои показатели, однако эти заслуги были полностью нивелированы отсутствием прогресса или возросшими проблемами в других областях. "Так в Украине упростился процесс создания предприятий и зафиксированы позитивные сдвиги в дерегуляции строительной деятельности. Но по другим направлениям, а именно в вопросах защиты прав акционеров и инвесторов, доступности кредитов, процедурах банкротства, заметных улучшений не было", – подчеркивает она. При этом возросли проблемы на таможне. В частности, по оценкам экспертов рейтинга, стоимость импорта товаров за последний год выросла более чем на треть. "Это отрицательно повлияло на позиции страны по данному компоненту и в общем рейтинге. Результаты исследования Doing Business еще раз показали, что для достижения ощутимых результатов в улучшении инвестиционного климата в стране точечных реформ по избранным направлениям недостаточно", - подчеркивает Белан.

Несовершенное законодательство и тотальная коррупция

Конечно, понижению рейтингов Украины способствовал целый комплекс событий экономического и политического характера, как внутри страны, так и за ее пределами. Влияние мирового финансового кризиса нельзя списывать со счетов, однако не стоит забывать и о том, что именно в кризисные периоды отчетливо видно все огрехи экономической системы того или иного государства. В одни страны инвесторы продолжают вкладывать деньги, даже не смотря на экономическое замедление, а из других бегут, как крысы с тонущего корабля.

По мнению директора аналитического центра CASE-Украины Дмитрия Боярчукя, понижение рейтингов Украины связанно в первую очередь с ухудшением инвестиционной ситуации в нашей стране, а кризис имеет на это опосредованное влияние. "От кризиса страдают все страны. В условиях мировой рецессией все страны находятся в одинаковом положении, поэтому понижение рейтинга Украины – это оценка именно экономической политики украинской власти", - считает он.

Эксперт отмечает, что инвесторов отпугивает от Украины перспектива взаимодействия с нашими органами власти, очень сложные бюрократические схемы, которые порождают коррупционные схемы, и связанные с этим дополнительные затраты, которые идут на упрощение этих бюрократических схем.

Еще одной серьезной проблемой Украины является несовершенное законодательство. "В Украине - отвратительный инвестиционный климат. Это выражается в несовершенстве законодательства, коррупции на всех уровнях – и прежде всего в правоохранительных органах – и в фактическом отсутствии справедливого суда в Украине", - считает член института Мировой экономики Всеволод Степанюк. По мнению экспертов, в Украине страдает защита права собственности и контрактных обязательств, а бизнес не хочет иметь дело со страной, в которой не может защитить свои интересы. "Наши суды нельзя назвать независимыми, а это напрямую связанно с защитой прав собственности и взаимодействиями с властью. Судей давно надо не назначать, а сделать выборными. Это банальные проблемы, но их надо решать, чтобы к нам начали заходить серьезные инвесторы" - говорит Боярчук.

Бич госрегуляции

В контексте этого примечательны и результаты ежеквартального опроса первых лиц компаний-членов Европейской Бизнес Ассоциации, которые также показали существенное снижение инвестиционной привлекательности Украины. В третьем квартале 2011 года этот показатель упал до отметки 2,56 по 5-бальной шкале (по сравнению с 3,39 во втором квартале). По мнению президента Всеукраинской общественной организации "Защита прав потребителей финансовых услуг" Руслана Демчака, инвестиционная привлекательность Украины снижается из-за того, что украинские власти увеличивают давление на бизнес. "На снижение уровня доверия украинских инвесторов решающее значение оказало усиление давления со стороны властных структур и рост коррупции. Интересно, что согласно ежеквартальному опросу 66% опрошенных не нашли никаких позитивных сдвигов в стране", - отмечает эксперт.

По его словам, власть пытается максимально много отобрать так называемых "теневых средств", которые часто представляют собой сбережения компаний на "черный день". "В последнее время появилось немало новых подтверждений тому, что государство намерено жестче контролировать бизнес и продолжать политику раскулачивания", - отмечает эксперт. Он приводит в пример одну хитрость, с помощью которых налоговые органы увеличивают сборы НДС. "Например, признание сделки недействительной с последующим непризнанием налогового кредита, затягивание с выдачей свидетельства плательщика НДС налоговики увеличили сборы по НДС в этом году на 60,8% по сравнению с данными за 2010 год", - говорит Демчак. В то же время он настаивает на том, что во времена рыночной нестабильности внутренняя экономическая политика страны должна быть более гибкой, чтобы бизнес не рухнул на колени, поскольку он является движущей силой развития и восстановления рынка.

Сегодня нельзя точно сказать, какие рейтинги ожидают Украину в будущем. В случае усугубления мирового кризиса, а, следовательно, и повышения экономических рисков для Украины, позиции нашего государства могут просесть еще серьезнее. Если же глобальная экономика выйдет на фазу уверенного роста, рейтинги Украины могут быть пересмотрены ив сторону повышения. "Экономические реформы также могли бы способствовать улучшению рейтинга Украины, однако текущие их темпы не позволяют говорить о таких перспективах", - резюмирует Олег Иванец.

http://ubr.ua/finances/macroeconomics-ukraine/reitingi-ukrainy-osypautsia-kak-osenniaia-listva-108781

До Європи без Януковича


ДО ЄВРОПИ БЕЗ ЯНУКОВИЧА
Звернення політради партії «Батьківщина» та Ради Блоку Юлії Тимошенко до громадян та опозиційних партій
 
На посаді президента України майже 2 роки перебуває Віктор Янукович. За цей час він не виконав жодного пункту зі своєї передвиборної програми. Навпаки, політика, яку проводить Янукович, цілком суперечить його обіцянкам.
 
Тепер покращення життя обіцяють не „вже сьогодні”, а лише через десять років. „Україну для людей” будують винятково для кількох десятків родин. Міфічна „команда професіоналів” з тріском провалилася на всіх напрямках, крім власного самозбагачення.
 
Суть соціальної політики Януковича полягає в тому, що багаті стають ще багатшими, а бідні – ще біднішими!
 
За два роки президентства Януковича:
  •  
  • - ціни на продукти зросли мінімум вдвічі;
  • - постійно збільшуються тарифи на житлово-комунальні послуги;
  • - збільшено пенсійний вік та стаж;
- заморожено пільги для „чорнобильців”, дітей війни, „афганців”, інших незахищених груп громадян;
- зростає заборгованість із зарплат;
- масово закриваються лікарні та школи;
- під вивіскою вільної купівлі-продажу сільськогосподарської землі готується вилучення грунтів у селян;
- катастрофічно погіршується бізнес-клімат, а підприємці масово згортають свою діяльність через податковий терор;
- на порядок зросло корупційне навантаження на економіку, ставки хабарів б’ють усі рекорди;
- країна постійно балансує на межі технічного дефолту.
 
При цьому Янукович є одним з найдорожчих президентів світу. Офіційні витрати на один день його роботи складають стільки ж, скільки у середньому за місяць заробляють 675 українців. У рейтингу найбагатших людей України опинилися родина та найближче оточення Януковича, а кожен четвертий в ньому - член Партії регіонів.
 
Сьогодні адміністрація президента підміняє собою законодавчу, виконавчу та судову гілки влади. В Україні відсутнє правосуддя, а парламент перетворився на інструмент схвалення бездарних та небезпечних для країни рішень. Така політика створила глибоку кризу у стосунках України з Євросоюзом. Саме Янукович поставив під загрозу стратегічну європейську інтеграцію України. Разом з тим, він не в змозі побудувати цивілізовані стосунки і з Росією, раз за разом здаючи їй території та стратегічну власність країни.
 
Створений в Україні режим тримається лише на багнетах силових структур та політичних репресіях. Незаконне ув’язнення та несправедливий суд над Юлією Тимошенко та іншими представниками опозиції – це лише вершина айсбергу. Переслідувань, тиску та залякування зазнають всі громадяни.
 
Подальше перебування Януковича на посаді президента та діяльність пропрезидентської парламентської більшості створюють дедалі більшу загрозу національній безпеці, самому існуванню України як незалежної держави.
 
Саме тому партія «Батьківщина» закликає своїх колег по опозиційному руху та всіх громадян України вимагати негайної відставки Януковича з посади Президента та дострокового розпуску дискредитованої Верховної Ради.
 
Чесні прозорі демократичні дострокові вибори – це єдиний шлях, який врятує Україну від занепаду та міжнародної ізоляції.
 
Партія «Батьківщина» склала підписні листи з вимогою проведення дострокових президентських і парламентських виборів та вже передала їх в регіони.
 
Ми закликаємо приєднатися до нашої ініціативи.
 
До Європи – без Януковича!

http://byut.com.ua/news/8702.html

Олег Рибачук: "Довіри до Януковича вже не буде"

Президента Віктора Януковича відмовились приймати в Брюсселі. Водночас, перший віцепрем'єр Андрій Клюєв заявив про успішне завершення перегорів щодо зони вільної торгівлі з ЄС. Про що це свідчить?

– В якийсь момент Партія регіонів зрозуміла, що справа Тимошенко – це повний швах і що з репресіями прорахувалися. Як казав Балога (колишній керівник Секретаріату президента Віктора Ющенка. – "Країна"), ударили в штангу, причому бетонну, причому головою.

Тоді влада почала думати, як з одного боку зберегти обличчя, з іншого – знайти вихід. Вони звернулися до ЄС, про це я чув від послів країн "великої вісімки". І компроміс знайшли. Янукович його озвучив досить прямолінійно. Він – не філософ, і прямо сказав, що справа Тимошенко – не кінцеве рішення, буде апеляція. Крім того, у поданому президентському законопроекті прописали те, про що домовилися з ЄС (декриміналізація статей, за якими засуджена Юлія Тимошенко. – "Країна"). Уже з'явилась інформація, що Януковича збирається прийняти в ЄС трійця – Баррозу, Ештон і ван Ромпей. І за 2 години після дзвінка з Брюсселя відбулася пресконференція Служби безпеки України, яку я називаю ФСБ(у) – відкривають нову кримінальну справу проти Тимошенко. Для Європи це було останньою краплею. Їхня система дуже інерційна – навіть із "Межигір'ям" Януковича ще вітали, вірили в реформи. Зате зараз вона повністю розвернулася в протилежний бік. Зупинити цей європейський маховик уже дуже важко.

Навіть якщо випустити Тимошенко?

– Навіть якщо звільнити всіх опозиціонерів і повністю забезпечити вільні медіа та вільні вибори, довіри до Януковича вже не буде. Довіра – це крихка річ. Особливо, якщо ти сотню разів змінюєш свою позицію. Наприклад, із НАТО Янукович мав колосальний прокол. Спочатку говорив, що він є прихильником Альянсу і вступу України до нього. Переконав у цьому ЄС. Потім, за Ющенка, став прем'єром і розвернув дишло – носив у парламент кульки "НАТО – ні". А зараз він знову співпрацює з НАТО краще, ніж уряд Тимошенко. Це свідчить, що ти – непрогнозований, некомпетентний і взагалі невідомо, як поведеш себе далі.

Чому СБУ відкрило другу справу по "Єдиних енергетичних системах України", колишній компанії Тимошенко?

– Теж питання. Мені аж соромно, бо це не наше СБУ. Після приходу Хорошковського і зміни керівництва воно стало ФСБ(у). Чому, коли Янукович летить до Німеччини, СБУ затримує в аеропорту німецького експерта Ланґе? Чому, коли Янукович збирається до Франції, виникає скандал із криворізьким комбінатом "АрселорМіттал"? Чому після підтримки Вишеградської четвірки з'являються шпигунські розбірки з Чехією? Таких прикладів багато.

З іншого боку: чому, коли Янукович їде до Москви, СБУ не надає йому жодної інформації, яка б ускладнювала позицію Росії?

Хорошковський не підкоряється президенту?

– Це очевидно. У мене те саме питання по Табачнику. Але не хочеться вірити, що Янукович настільки не розуміє, що відбувається.

Навіть після другої кримінальної справи щодо Тимошенко президент міг виконати свою обіцянку ЄС.

– Він усе змінив після зустрічі в Завідово під Москвою. Ніхто не знає, про що він домовлявся з російськими "баскетболістами". Усе було дуже не публічно. Але після того дуже змінилася мова тіла переговорників – Путін поплескує Януковича по плечу, усмішки, рибалочка.

Януковичу щось могли запропонувати, чимось пригрозити?

– Щось, однак невідомо – що. До цього Янукович дуже обпалився Харківськими угодами. Він же недосвідчений – довірився, ні з ким не радився. А кожного разу, як хтось із наших їде до Росії, щось відбувається. Мені страшенно подобається фраза Путіна "очень неожиданно, через час, подписали соглашение". Усі так і повірили, що "неожиданно".

Але зони вільної торгівлі з СНД Україна домагалася 20 років. Вітати треба.

– Звісно, вільна торгівля – великий позитив. Але це не кінцева мета. Путін прямо сказав: "Для нас питання вільної торгівлі не стоїть!" Щоб переглянути ціни на газ, потрібен вступ України до Митного союзу. А це крок неприйнятний з точки зору європейської інтеграції. З Митним союзом не буде Угоди про асоціацію з Євросоюзом.

Якщо Україна підпише ЗВТ з Євросоюзом, ми будемо єдиною країною з вільною торгівлею від Лісабона до Владивостока. Можливо, це історична місія?

– Це з серії "дай, Боже, нашому телятку". Це також чудово розуміють у Москві. У них завдання, зокрема перед ФСБ(у), за будьяку ціну відірвати Україну від угоди з ЄС. Така сама спецоперація була проведена по зриву вступу України до НАТО. Доки йшли розмови, попередні угоди, це нікого не хвилювало. Коли ж було дослівно сказано "Україна та Грузія будуть членами НАТО", все спустили на гальмах. Щойно Україна впритул наближається до важливого рубежу, і є шанс перейти в зовсім іншу якість, це намагаються зірвати.

Чому зараз така істерика? Бо розуміють: коли Україна матиме зону вільної торгівлі з ЄС, сюди прийдуть європейські правила гри. Згадайте, як "Газпром" бісився, що Україна може бути членом єдиної енергетичної системи ЄС. А зараз мова не лише про енергетику. Тут усе – економіка, політична асоціація. Уже не закрутиш газовий кран, не обдуриш. Тому такі зусилля Москвою кинуті, щоб цього не трапилось – Хорошковського, багатьох лівих і правих партій. Послухайте "Свободу" Тягнибока – вона категорично проти ЗВТ.

Європейці розуміють, із ким мають справу?

– Чудово розуміють. І це прописано в останній резолюції Європарламенту. Вона дуже жорстка. Її підтримали навіть соціалісти, які співпрацюють із Партією регіонів.

Останній параграф резолюції прописує останній шанс Януковича: Європарламент пропонує "перепризначити зустріч". Зараз у президента залишилася мінімальна можливість маневру.

Кажуть, ЄС просто блефує й однаково підпише асоціацію. Як вважаєте?

– Це не підписання, а поки парафування. І, якщо далі будуть ось такі фортелі, як із СБУ та новими кримінальними справами, не буде парафування.

Зараз баланс дуже крихкий. Стрілка завмерла на останній позначці. Кинути на терези ще пір'їнку, і можна про все забути. Якщо угоду не підпишуть у грудні, це перенесуть щонайменше на два-три роки. Бо далі – вибори до Європарламенту. До виборів Верховної Ради в Україні її теж не розглядатимуть. Потім ще одні вибори. Це мені нагадує ситуацію з НАТО. Двері для нас були відчинені, а тепер на натівських самітах про Україну і не говорять. Ситуація навіть складніша, бо Путін починає свою виборчу кампанію в Росії. Для нього принципово потрібен Євразійський Союз. Важелів впливу на українську владу в Путіна більш ніж досить: СБУ – його, інформаційний простір – так само. Є в запасі патріарх Кирило, "неурядові" молодіжні організації, праворадикальні й ліворадикальні партії, чиновники на вищому рівні – все підкоряється. Така партитура – що хочеш, те й грай. Від міжетнічних конфліктів до терактів. Вони це чудово вміють.

Але є Польща. Для неї принципово, щоб Україну прийняли саме зараз?

– Польща справді поставила задачу під час її президентства в ЄС парафувати угоду з Україною. Вони борються до кінця, вчепились зубами, але м'яч зараз не на їхньому полі. Поляки чесно кажуть, що з такою українською владою це вкрай важко. Якщо Янукович не відчує настрій цієї резолюції, то Польща вже нічого не вдіє.

Кажуть, Європа перетисла Януковича вимогою відпустити Тимошенко. У нього заграв гонор.

– Це можна назвати "донством". Але донство у ХХІ столітті – вже неприпустимо. Так можна було поводитись у 1960х, коли вождь африканської держави сварився з Москвою й брав гроші у Вашинґтона. А потім навпаки. Янукович запізнився із президентством на 50 років. Тоді він грав би разом із румунським Чаушеску, югославським Тіто, які маневрували. В сучасному світі таке сприймають як примітив.

"Регіонали" співають мантру "ми потрібні Європі, що ми не робили б". Це все одно, що перед стрибком у прірву переконувати себе, ніби там м'яка солома.

Влада каже, що сповідує політику багатовекторності.

– Вони себе називають прагматиками. Мовляв, якщо ми узгодили економічні питання, то всі ці "свободи", "моралі" – фількіна грамота. Влада свято вірить у це. Європа ж базується на двох речах – цінностях та інтересах. Україна узгодила свої інтереси з Європою під час переговорів. А з цінностям – опирається. Однак для Європи цінності та правила – найміцніший цемент. Без них Європейський Союз розвалиться. Економіку не можна звести лише до грошей. Як бути з корупцією – це гуманітарна проблема чи економічна? І та, й та. Якщо партнер не виконав гуманітарні зобов'язання, як від нього можна чекати виконання економічних? Це все одно, що твій друг обдурив тебе в сільському господарстві, а ти хочеш підписати з ним контракт із мистецтва. Що, із мистецтва він тебе не надурить?

Україні грати на суперечностях між ЄС та Росією дуже небезпечно. Це треба вміти ходити між краплями. В нас немає настільки фахових дипломатів, щоб змагатися з менеджерами від дипломатії з ЄС або Росії. У нас квадратна позиція – вперед, і все.

Євросоюз має зону вільної торгівлі з арабськими країнами, латиноамериканськими, де є диктаторські режими. Як це пояснити?

– Має, але то лише рамкові торговельні угоди, які не містять і десятої частини того, що передбачає угода з Україною. Наша угода зроблена по типу балканських країн, які вже були запрошені до ЄС. Вона є найбільш амбітною, найбільш повноцінною, найбільш широкою серед усіх країн, які не мали формальної європейської перспективи. Я говорив із європейськими перемовниками, які цей текст складали. За структурою він подібний до угод країн-кандидатів.

Наскільки принципово лягати кістьми, щоб в угоді була згадка перспективи членства України в ЄС?

– Про "перспективу" не йшлося від самого початку. Ще Ющенко на цьому обламався. Тема "перспективи" виникла кілька місяців тому, коли стало зрозуміло, що ми маємо проблеми з демократією. Наша влада почала висувати наперед нездійсненні вимоги. Ця позиція активно підтримується кремлівськими політтехнологами. Мовляв, подивіться – вас не хочуть бачити в Євросоюзі, вас принижують. Костянтин Затулін на останньому прямому ефірі повторив разів 20: "Вас туда приглашают?"

Країни Балтії мали в угодах про асоціацію прописану перспективу членства?

– Ні. Про це й говоримо! Щоб вводити європейські стандарти, особливе запрошення до ЄС не потрібне. Із зоною вільної торгівлі наші товари й бізнес і без того інтегруватимуться до ЄС. Якщо отримаємо безвізовий режим, українці вільно їздитимуть Європою. А це вже зовсім інше життя! Тоді можна буде говорити про щось наступне.

Що владі робити зараз? Помовчати до грудня?

– Що зробити, Янукович чудово знає. І цей шанс у нього залишається. Але, я повторюю, один непродуманий крок – і асоціацію ми втратимо. Якщо президент далі робитиме вигляд, ніби нічого не розуміє – угоди не парафують. Йому ж насправді хочуть допомогти, ніхто не прагне його приниження. Ясно як Божий день, що Янукович не зможе балансувати на міжнародній арені, як свого часу Кучма. Янукович став за рік тим, ким Кучма був наприкінці другого терміну. І без Ґонґадзе. Журнал "Країна" №95 за 04.11.2011 текст: Ігор ЛУБ’ЯНОВ, фото: Сергій Старостенко

Ю.Тимошенко: "Тримайтеся, любі мої..."


 

У п"ятницю учасникам мітингу біля Лук’янівського СІЗО вдалося через вікно побачити екс-прем’єр-міністра України Юлію ТИМОШЕНКО.
Вранці ми зібралися під Верховною Радою, бо ставилося питання про декріміналізацію 365 статті щодо політичних рішень. партія Регіонів вирішила зняти це питання з порядку денного, бютівці заблокували трибуну, в результаті протистояння розгляд проекту закону було відкладено на два тижні.



Після цього протестувальники рушили під стіни Лук"янівського СІЗО.
На повітряних кульках було запущено плакат "Юлі - волю!"
Під час скандування гасел ми побачили, як кватирка одного з вікон відчинилася і там з"явилося Юліне обличчя. Вона помахапла нам рукою і сказала: «Тримайтеся, любі мої, дякую вам за підтримку. Мені вистачить сил все витримати. Перемога буде за нами.  Слава Україні»

Паркан перед Верховною Радою зламано! (відео)

Сьогодні чорнобильці валили паркан під запис автоматної черги і слова : "Гражданє бандіти, сдайомся по одному" з фільму "Место встречи измєнить нельзя".






Интервью А.Яценюка "Эху Москвы"


М. МАКСИМОВА: У нас в эфире лидер украинской партии «Фронт перемен», Арсений Яценюк. Арсений Петрович, здравствуйте.

А. ЯЦЕНЮК: Добрый день.

М. МАКСИМОВА: Давайте, наверное, начнём с темы №1, в украинской политике, это дело Тимошенко. Об этом говорят не только у вас, говорят на западе, говорят об этом и в России. Как вам оценка российских властей, приговора Юлии Тимошенко. Вот, например, президент Дмитрий Медведев сказал, что здесь есть политический подтекст. Вы согласны с оценкой нашего президента?

А. ЯЦЕНЮК: Ну, об этом деле говорят намного больше на западе, и в том числе в России, нежели в самой Украине. Хотя для Украины, это не просто дело персональное Тимошенко. Для Украины – это вопрос того, куда и как будет двигаться страна. Для Украины это вопрос того, в Украине есть независимый суд, или он независим по одной простой причине, потому, что от него ничего не зависит. В Украине это вопрос того, политические преследования – это норма, когда ты борешься со своими политическими оппонентами, через прокуратуру и суд. Ну, потому, что эти политические оппоненты могут сыграть злую шутку с тобой, на следующих президентских выборах. Или всё-таки это то, что должно быть закончено и власть не имеет право преследовать политических оппонентов через правоохранительную систему, а должна бороться исключительно в публичных дебатах, борьбой идеологий, борьбой идей, борьбой за каждый голос. А не борьбой, с применением полицейских дубинок, и УК Украины. Вот касательно российской реакции – это очень интересный вопрос, и важный. Я постараюсь ответить на ваш вопрос, максимально дипломатично, как бывший министр иностранных дел. Это конечно очень похвально, что впервые, за последние 20 лет, наши российские партнёры, поддержали демократические преобразования в Украине, поддержали украинскую оппозицию, и высказали решительный протест, против преследования оппозиции. Так же похвально то, что эта публичная оппозиция, была высказана и действующим президентом, и будущим президентом, и министерством иностранных дел в России. И я ни в коем случае не поверю в то, что наши российские партнёры публично высказывают одну позицию, а не публично, в Завидово, договариваются с действующим президентом Януковичем, о совсем другом.

М. МАКСИМОВА: Скажите, для вас была неожиданна такая реакция, Путина и Медведева?

А. ЯЦЕНЮК: Ну, она была прогнозируема, потому, что эта реакция касалась непосредственно участия будущего президенты России, в подписании этого соглашения. Поэтому в принципе, это понятно, что Россия не могла не прореагировать на этот вопрос, так как предмет этого уголовного преследования, это российско-украинский контракт. Но тут не только экономические интересы, тут большие политические интересы. Я ещё раз хочу подчеркнуть, я надеюсь, что это не игра в хорошего, и плохого следователя.

М. МАКСИМОВА: Но, тем не менее, слова конечно же словами, а дела делами. И вопрос в том, как изменится, или не изменится отношение между Россией, и Украиной. А потом уже я думаю, мы поговорим и об отношениях Украины и ЕЭС. Ничего же не меняется, всё в порядке. Мы продолжаем работать, продолжаем обо всём договариваться, и вот премьер-министр говорит, что вот там газовое например соглашение, вопрос самого ближайшего времени.

А. ЯЦЕНЮК: Не могу с вами не согласиться в том, что в наших отношениях ничего не меняется. Вот со времён ещё предыдущего президента, мало, что поменялось. Газ, как был основным вопросом, на которого не было решения, он так и остался. А что поменялось? Единственное, что меняется, это с каждым подписанием нового соглашения, российский газ для Украины всё дороже, дороже и дороже. Ну, хотя, это навряд ли изменение, так было и во все предыдущие годы. Для России многое, что изменилось. Россия в принципе, благодаря уступчивости действующей администрации, возможно каким-то векселям, которые выдавались ранее, получила некоторые преференции. Начну с основного, что беспокоило наших российских соседей, это, конечно, расширение НАТО, и принятый Украиной закон, это была победа в первую очередь, внесшего политического ведомства России, который огласил какой-то непонятный внеблоковый статус. Иными словами, опять же, руководствуясь дипломатической лексикой, принятый Украиной закон расширил… Точнее, остановил расширение НАТО, и решил проблемы российской военной доктрины. Теперь у наших российских партнёров другая цель, потому, что НАТО перестало быть реальным, однако стало быть реальным соглашение между Украиной, и Европейским Союзом. И тут, понимаете, как-то не стыкуется. Не стыкуется газета «Известие», которая опубликовала «Новую Евразию».

М. МАКСИМОВА: Владимир Путин написал.

А. ЯЦЕНЮК: Да. То есть, вы тоже читали.

М. МАКСИМОВА: Я раза 3 прочитала, могу вам какие-то кусочки процитировать, про Евразийский Союз обязательно тоже поговорим.

А. ЯЦЕНЮК: И самостоятельная оппозиция Украины. Почему? Потому, что Евразийский Союз предусматривает два компонента. Это Европу, и Азию. Таким образом, без Украины, которая фактически представляет Европу, ментально ценностно, географически, евразийский Союз невозможен. Буду откровенен, я очень скептически к этому отношусь, чрезвычайно скептически. Но, однако, понимаю, что это наверное, одна из таких, основных идей господина Путина.

М. МАКСИМОВА: Ну, вот тут я, знаете ли, могу вам процитировать эту статью, где Владимир Владимирович конечно не называя страну, но очевидно, что он имеет в виду Украину пишет о том, что некоторые наши соседи считают, что в Европу бы надо бы, а вовсе не с нами. А мы никого уговаривать не будем. Тут как с этим? Почему вы считаете, что Евразийский Союз без вас невозможен?

А. ЯЦЕНЮК: Потому, что невозможен. Потому, что всё, что сегодня образовано, там ЕВРАЗЭСы, ОДКБ.

М. МАКСИМОВА: Таможенный союз.

А. ЯЦЕНЮК: Таможенные союзы, посмотрите на результаты деятельности. Давайте их оценим только с точки зрения цифр, на чём держится вся основа экономики наших российских партнёров. На высокой цене на нефть? И на привязанной к нефти формуле на газ? Давайте, будем откровенны. Где нобелевские лауреаты, где рост ВВП, где увеличение рождаемости, где реформа медицины, система образования? Где это?

М. МАКСИМОВА: Послушайте, если возвращаться к реакции запада, на дело Тимошенко. Смотрите, во-первых, есть резолюция, Европарламент которую принял, есть визит Януковича, который был перенесён. Ну, можно много здесь через запятую говорить, это очень жесткая реакция. Скажите, такая жесткая реакция запада, она не может подтолкнуть украинские власти, наоборот, в сторону России? И вот смотрите, например вице-премьер Тигипко как раз говорил, что если… Ну, я перефразирую его выражение. Если Евросоюз будет продолжать ставить нам палки в колёса, то мы пойдём с таможенный союз. И потом, совсем недавно как раз, Украина подписала соглашение, о свободной торговле в зоне СНГ.

А. ЯЦЕНЮК: Вот это очень интересная теория. Вот если нам откажут европейцы, а точнее, мы откажемся от европейцев, мы тогда пойдём в таможенный союз. А если мы не пойдём в таможенный союз, тогда мы пойдём в ШОС. А если нас ШОС не устроит тогда мы пойдём в БРИК. А если нам БРИК не устроит ещё… А можно, как-то определиться? В первую очередь, для действующего президента, и действующего правительства. Это не вопрос перебежчиков, это вопрос, в первую очередь, курса развития страны, как мы видим эту страну. Если мы видим эту страну с открытой экономикой, с предпринимательской инициативой, правовым государством, которая защищает интересы личности, и человека. Где власть работает на своего избирателя, и на своего гражданина, а не наоборот. Тогда у нас нет другого пути, как подписать соглашение о политической ассоциации с Европейским Союзом.

М. МАКСИМОВА: Ну, вы понимаете, какой курс сейчас прокладывает президент Янукович? Или не понимаете? Или он сам не понимает?

А. ЯЦЕНЮК: После последних событий у меня чёткое впечатление, что действующий президент, и действующая власть, не ведают, что творят. Бег в никуда. Какова цель? Государственной цели я не вижу, личностные цели и мотивы мне понятны. Остаться у власти, как можно дольше, владеть страной, как частным предприятием, обеспечить гарантии для себя, и для своего ближайшего окружения. Ну, это не государевы цели, а личные цели. И, как правило, такие личные цели очень плохо заканчиваются. И примеров, начиная я арабской весны, очень много. Поэтому, для президента очень важно принять решение. Он глава украинского государства, который определяет курс страны, и несёт всю полноту ответственности за принятое решение. И не идёт против воли народа.

М. МАКСИМОВА: Да, слова замечательные. Наверное то, что должен говорить оппозиционный политик. Но давайте посмотрим на резолюцию ЕЭС, которая оказалась гораздо более мягкой, чем могла быть. Давайте посмотрим на соцопросы, среди украинских жителей, граждан, которые считают, что, в общем-то, и надо было посадить Тимошенко. Вот с таким бы грандом, может быть, это всё-таки не бег на месте, и не бег в никуда? А вполне себе оправданная политика, которая не встречает никакого протеста. Не внутри страны, не со стороны международного сообщества.

А. ЯЦЕНЮК: Подход конечно интересный, но на основании социологических исследований, (неразборчиво) оппозиционных политиков. Ну, начнём с того, что такое…

М. МАКСИМОВА: Я про граждан.

А. ЯЦЕНЮК: Начнём с того, что такой социологи нету. Давайте, с этого начнём, да? То есть, потому, что если у нас в формуле какая-то не правильная первая, или вторая, или десятая цифра, то у нас результат не правильный. Такой социологии никогда не было. И её априори быть не может.

М. МАКСИМОВА: Резолюция ЕЭС есть.

А. ЯЦЕНЮК: Сейчас под этим Евросоюз. А вот касательно резолюции Европейского Союза, то это не тайна. На прошлой неделе я летал в Брюссель, только с одной просьбой, к нашим европейским партнёрам. Не дайте возможности Януковичу обвинить Европейский Союз в том, сто ЕЭС не хочет сближения с Украиной. Ни в коем случае, не отменить их встречу, по вашей инициативе, между Януковичем, и Баррос. Ведь встречу они отменили после чего? После того, когда «Wall Street Journal» опубликовал интервью президента Януковича. Публикация произошла в 8 утра по Киеву, это где-то там по Вашингтону, среди ночи. И через 4 часа, ЕЭС высказал позицию, касательно необходимости перенесения этой встречи. Поэтому, позиция в целом украинского общества, она чётко предопределена. И кстати, вот последние опросы, о чём вы говорите, они очень интересны. Если ещё 2 года тому, у нас соотношение граждан, которые хотят двигаться в сторону европейского союза, и тех, которые хотят близкой интеграции с так называемым постсоветским пространством, было практически 50х50. То в прошлом месяце, благодаря усиленным действиям украинской власти, мы практически впервые получили цифру, где более 50% украинцев поддерживают ЕЭС, и курс на сближение с Европейским Союзом. И только 36% поддерживают интеграцию в рамках то ли таможенного союза, то ли, любого другого образования постсоветских стран. Та же кстати тенденция, происходит например, по русскому языку. Чем больше действующий президент говорит о необходимости защиты русского языка, тем меньше уровень поддержки русского языка, как такового. Та же тенденция происходит и по черноморскому флоту. То есть, продлили на 25 лет. Если ещё несколько лет тому, это был краеугольный камень, в первую очередь, конечно, в Севастополе. То есть, у меня в Севастополе задают вопрос, флот стоит, где газ, Виктор Фёдорович? Газ-то, где дешевый? Та же тенденция и по НАТО. Если раньше это был довольно такой, спорный вопрос в украинском обществе, который стоял на повестке дня, сегодня он не стоит на повестке дня, и тенденция совсем другая. То есть, люди начинают задумываться, и говорить: «Послушайте, а может быть, мы тогда были не правы». Поэтому, общество меняется, общество взрослеет, общество принимает какие-то другие решения, исходя из того, что всё в мире меняется, мы не стоим на месте.

М. МАКСИМОВА: Хорошо, тогда следующий вопрос. Если общество меняется, и общество взрослеет, это значит, что оно должно выбирать свой путь развития. Тогда почему вы призывали к бойкоту парламентских выборов?

А. ЯЦЕНЮК: А ведь тут очень надо чётко определить, и мне тяжело пока понять, как вы увязали взросление общества с бойкотом парламентских выборов.

М. МАКСИМОВА: Потому, что общество на выборах, определяет путь развития страны. И если оппозиционные партии не дают обществу выбора, то куда идти-то?

А. ЯЦЕНЮК: Я так понимаю, что выборы, происходят от слова выбор, они от слова назначение. Логично, да?

М. МАКСИМОВА: Безусловно. А. ЯЦЕНЮК: Если оппозиционных политиков просто закрыли в тюрьму, и если власть пытается пропихнуть избирательный закон, который можно уложить в один абзац. Будущий состав верховного совета Украины, определяется указом президента Украины. Что должна делать оппозиция? Оппозиция обязана делегитимизировать избирательный процесс, как таковой. И бороться за качественный избирательный закон, и бороться за право выбора для украинца. А ведь в 2010 году, та же история была с муниципальными выборами. Все тогда промолчали, власть приняла закон, в котором она тотально проиграла выборы во всех областных советов. В общем-то, в результате они собрали большинство во всех областных советов, окромя троих. Потому, что они провели ту избирательную систему, которая выгодна для власти. Поэтому, бойкот выборов – это один из элементов жесткого плана борьбы, за право избирателя, выбирать свои политические партии. И борьбы против того, чтобы Янукович назначал состав верховного совета Украины.

М. МАКСИМОВА: Скажите, но выборы всё равно, состоятся. Правильно я понимаю, что где-то примерно через год пройдут парламентские выборы. Каковы ваши планы, будет ли у вас какая-то объединённая оппозиция. Вот смотрите, Тигипко объединяется сейчас с партией регионов. И говорит, что время мелких партий на Украине прошло, нужны мощные политические силы. А вы готовы выставить мощную политическую силу?

А. ЯЦЕНЮК: Хорошо, что время политической проституции не прошло, это хорошо. А время мелких, больших партий, это конечно, очень интересные тезисы. Я думаю, что задача оппозиции, во-первых, побороться за избирательный закон, побороться за право того, чтобы каждый голос, который будет брошен в копилку то ли оппозиции, то ли власти, был честным, и правильно посчитан. Ну, а глобальная задача оппозиции – это получить 226 голосов, то есть, большинство, в следующем верховном совете Украины. И это решаемая задача. Хотя бы, исходя из того, что если сегодня посмотреть социологию, она чётко указывает, что оппозиция в состоянии получить большинство. Именно из-за этого, они приняли решение, изменить избирательный закон.

М. МАКСИМОВА: Ну, это задача, вы говорите, что это решаемая задача. Задача, решаемая сообща? Всё-таки, вот кто мог бы стать каким-то объединяющим элементом? Вот срок Юлии Тимошенко, похоже, никого не объединил.

А. ЯЦЕНЮК: Как могут сроки объединять?

М. МАКСИМОВА: Не знаю, давайте вот все единым фронтом, сейчас, вот вы видите, что делают с Тимошенко? Сейчас вот вся позиции объединится, и пойдёт единым фронтом. Может быть не срок, а отношение, единое отношение к этому делу. Приговор может объединить, вы не считаете?

А. ЯЦЕНЮК: Главное, чтобы мы перестали мыслить штампами. Вот есть такой штамп, все должны организоваться в один большой колхоз. Почему?

М. МАКСИМОВА: Чтобы быть сильнее.

А. ЯЦЕНЮК: Ну да, или обанкротиться.

М. МАКСИМОВА: В политике всегда есть риск обанкротиться, давайте, честно.

А. ЯЦЕНЮК: Риск надо в принципе, просчитывать. И поэтому, для того, чтобы выполнить задачу 226 голосов, то необходимо в том числе сесть, и посчитать. Если возможность получения большинства голосов в парламенте осуществимо через единый список, через единую партию, окей, я думаю, что мы в состоянии договориться о том, чтобы идти единым списком. Однако аналогий, я не припоминаю в современной истории, когда один список брал более 50-ти голосов. Их просто не существует. То есть, если мы хотим заведомо проиграть, тогда все объединяются, мы получаем около 38%, это по последнему исследованию, и не дотягиваем до 226 голосов. А если мы хотим повторить то, например, что повторила британская оппозиция, когда Кэмерон и Крэг, шли двумя колоннами, ну тогда мы просто должны садиться, и думать. Механизм следующий конечно, что оппозиция будет координировать, в особенности, большие оппозиционные партии, а их не так много. Их всего-то две, фактически. Возможно, их будет три. Координировать свои действия, на мажоритарных округах. И тогда выдвигать единого кандидата. Потому, что при других обстоятельствах, просто всегда выиграет кандидат от власти. Поэтому, мы уходим от штампов. Мы не руководствуется эмоциями. Мы не руководствуемся тем, что красиво звучит. Мы руководствуемся только тем, что эффективно, что правильно, и что ведёт нас к победе.

М. МАКСИМОВА: Слушайте, а вот Арсений Яценюк, лидер объединённой оппозиции. Красиво же звучит?

А. ЯЦЕНЮК: Ну, я не знаю, вам виднее.

М. МАКСИМОВА: Ну, слух не ласкает? Не хотелось бы взять, и повести всех за собой. Или вам хватает своей партии, и никто вам не нужен больше, коалиции?

А. ЯЦЕНЮК: Вы знаете, в чём вопрос? Лидера объединённой оппозиции, не назначают оппозиционеры. Лидеры формируются исключительно, людьми. Невозможно подписать протокол, и сказать, вот этот человек у нас будет лидером.

М. МАКСИМОВА: Да, но можно чувствовать силу за собой.

А. ЯЦЕНЮК: Так вот, силу надо в себе чувствовать, а не в ком-то. Вот когда ты в себе чувствуешь эту силу, тогда за тобой обязательно пойдут.

М. МАКСИМОВА: Вы чувствуете в себе эту силу?

А. ЯЦЕНЮК: Я не только силу в себе чувствую, я уверенность чувствую.

М. МАКСИМОВА: Хорошо, переходим на такую, можно, социально-экономическую тему. Сейчас на Украину, приехала делегация МВФ. У них есть несколько пунктов, при выполнении которых, они предоставят Украине новый транш. Среди них есть пенсионная реформа, которая, я так понимаю, вступила в силу с 1 октября, и не является популярной среди населения. Я думаю, что нет не одной страны, видимо, где она могла бы быть популярной, в повышении пенсионного возраста, и стажа. Плюс, ещё один пункт, который я так понимаю, пока не выполнен, это повышение тарифов на газ, для местного населения. Правительство Украины сейчас пытается договориться с Москвой, о понижении тарифов на газ, чтобы не выполнять вот этот пункт, вот это требование МВФ. Насколько это реально? И не опасно ли проводить такие не популярные реформы, когда до выборов осталось, в общем, не так много?

А. ЯЦЕНЮК: Вы сказали интересную фразу касательно того, что пенсионная реформа не может быть популярной.

М. МАКСИМОВА: Такая, в таком виде. Она же уже работает.

А. ЯЦЕНЮК: Я не соглашусь. Я вообще не понимаю, зачем проводить реформы, которые не популярны. Это ещё один штамп. Реформа делается для того, чтобы изменить к лучшему жизнь граждан. Логично? Зачем она тогда нужна? То есть, как она априори, может быть не популярна? Тогда не надо заниматься политикой, если ты проводишь что-то не популярное. Ты обязан проводить популярное. Потому, что популярное – это то, что помогает людям не просто выживать, а жить. Что изменяет ихнюю жизнь, что увеличивает ихнюю пенсию. И если пенсионная реформа сопряжена с созданием рабочих мест, с дерегулированием, с возможностью проявления предпринимательской инициативы. Окей? Люди скажут, мы готовы на 2 года дольше работать, если вы нам уменьшите подоходный налог, если вы нам дадите возможность получить дешевый и длинный кредит для малого и среднего бизнеса, если вы у нас уберёте муниципальные налоги, мы готовы пострадать ещё двумя годами. Или тремя, или четырьмя годами своей работы. И если вы нам измените подход, к начислению пенсии. Почему она тогда не популярна? То есть, мы решаем тогда две проблемы. Это то, с чем мы обращались в правительство. Послушайте, решите, пожалуйста, проблему не с точки зрения, отсрочить банкротство пенсионного фонда, а с точки зрения того, чтобы его наполнить. И без всех предыдущих вещей, которые я только что изложил, её невозможно решить. Теперь, к вопросу по газу. Опять ещё один миф. История про дешевую колбасу, и дешевый российский газ. Когда это закончится?

М. МАКСИМОВА: Значит, вы считаете, что невозможно договориться с Москвой, о понижении тарифов на газ.

А. ЯЦЕНЮК: Я не понимаю, почему мы должны договариваться с Москвой, о понижении тарифа на газ, если мы должны договариваться с Москвой, о приемлемой цене на газ. Ну, если Москва в начале текущего года, дала скидки от 5 до 20%, разным европейским компаниям, а точнее, понизила цены на газ разным европейским компаниям. И это официально было во всей иностранной прессе. Слушайте, ну… Я очень хорошо помню слова Владимира Путина, которые он сказал несколько лет тому, что… Это было кажется, в 2005 году, о том, что Россия датирует Украину. Теперь я очень хочу чётко ответить Владимиру Владимировичу. Многоуважаемый Владимир Владимирович, мы не будем датировать Россию, российский «Газпром». Мы это делаем последних несколько лет. Мы берём американские кредиты в МВФе, и отправляем эти деньги вам, в ваш «Газпром». Именно потому, что так сложились обстоятельства, потому, что в силу очень разных договоренностей, российский «Газпром», получил лучшую газовую формулу, в истории вообще существования этой компании. Мы не настолько богаты, чтобы датировать наших российских партнёров. От 3 до 5 миллиардов долларов в год.

М. МАКСИМОВА: А вы готовы отказаться от российского газа?

А. ЯЦЕНЮК: Ну, это тоже абсурдно. То есть, мы можем популистски сказать: «Да, мы будем топить дровами, углём, и ветряными мельницами». Ну, мы же должны быть прагматичны, и в принципе, более-менее, реальные люди.

М. МАКСИМОВА: То есть, придётся договариваться.

А. ЯЦЕНЮК: Сейчас мы дойдём до этого. Объемы поставок российского газа, если мне память не изменяет, около 50 миллиардов кубических метров газа. В зависимости от ситуации, было и 30, было и 50. То есть, Украина является самым большим приобретателем российского газа. Если мне не изменяет память, чем больше покупаешь, тем меньше цена. Или чего-то по-другому. Но в наших отношениях с российским «Газпромом», всё с точностью, да наоборот. Чем больше покупаем, тем выше цена. Мы бы хотели партнёрских отношений. Не братских, не дружественных, не близких, а просто партнёрских. Партнёрские отношения предусматривает следующее: открываем все карты. Если наши российские партнёры говорят о том, что это приемлемая цена, открываем карты по всем ценам, по которым российский «Газпром», продаёт газ европейским партнёрам. Это первое. Второе, любая история о консорциуме, я считаю, что она миф, и быстрее всего, никакого консорциума не будет. Россиянам намного выгоднее подписать какой-то очередной 20, 30, 50-ти летний контракт на транспортировку газа, который будет фактически контрактом на аренду украинской трубы, по себестоимости. Это понятно, что это у них в голове. Формула, которую они предлагают, насколько нам известно, как оппозиции, нам же ничего не рассказывают. В принципе, со времён предыдущего газового контракта, ничего не поменялось. Как тогда не знали, с какими директивами поехал премьер-министр, так сегодня тем более не знают.

М. МАКСИМОВА: Что, в суде не рассказывают подробности всех переговоров по газу? Я думала, там как раз на процессе все всё заодно и выяснили.

А. ЯЦЕНЮК: Пока, по новым газовым соглашениям суда нет. Вот как будет…

М. МАКСИМОВА: Будет?

А. ЯЦЕНЮК: Я так вижу, что события по-разному могут развиваться в нашей стране. Поэтому то, что касается цены на газ, ихний подход понятен, опустить ставку транзита, максимально, по так называемой себестоимости. То есть, это калькуляция, взятая ни откуда. И на сумму уменьшения доходов «Нефтегаз» Украины, уменьшить стоимость газа. Это перекладываем в одном пиджаке из одного кармана, в другой карман. То есть, это одно и то же. Я вообще удивился, это же вы вчера у Азарова брали интервью, я думаю, что ему после этого интервью можно свободно писать заявление об его отставке.

М. МАКСИМОВА: Почему?

А. ЯЦЕНЮК: Ну, потому, что только премьер Азаров может сказать о том, что он никогда не мог догадаться, что российские партнёры будут так защищать свои национальные интересы, что они такие прагматичные, и что он вообще, восхищается россиянами. Надо ехать в Россию. Там его примут. Я думаю, что там есть и в будущем правительстве будет много должностей. Помощников, и всего остального. Это даже не входит в рамки какой-то элементарной дипломатической практики. Ну и вообще, здравого смысла. НУ, вот ваш вопрос, который касается вообще будущего… Если Янукович пойдёт на сближение в рамках то ли таможенного союза, то ли ЕВРАЗЭСа, на то сближение, которое ему советует сделать его ближайшее окружение, это не просто его ловушка, это начало конца.

М. МАКСИМОВА: Это начало конца для него?

А. ЯЦЕНЮК: В первую очередь.

М. МАКСИМОВА: Как политика? То есть, вы должны, в общем-то, радоваться этому?

А. ЯЦЕНЮК: Как главы украинского государства. А я сейчас не рассматриваю его, как Януковича. Я рассматриваю, как президента моей страны. Президенты меняются, страна остаётся.