Манифест футуризма

  • 12.05.11, 18:27
Манифест футуризма <!-- /firstHeading -->  
Материал из Википедии
<!-- /tagline --> <!-- /subtitle --> .

Манифест опубликовал итальянский художник Филиппо Томазо Маринетти в виде платного объявления на первой странице французской газеты «Фигаро» 20 февраля 1909 года. [1] Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы, включавшей одиннадцать основополагающих тезисов.

[править] Оригинал

Всю ночь просидели мы с друзьями в электрическом свете. Медные колпаки над лампами, как купола мечети, напоминали в своей сложности и причудливости нас самих. Но под ними бились электрические сердца. Впереди роилась лень, но мы все сидели и сидели на дорогих персидских коврах, мололи несусветную чушь и марали бумагу.

Мы очень гордились собой: только мы одни не спали в этот час, маяки или разведчики против целого скопища звезд, этих наших врагов, устроивших свой яркий лагерь высоко в небе.

Одни, совсем одни вместе с кочегаром у топки гигантского парохода, одни с черным призраком у докрасна раскаленного чрева взбесившегося паровоза, одни с пьяницей, когда он летит домой как на крыльях, то и дело задевая ими за стены!

И вдруг совсем рядом мы услыхали грохот. Это проносились мимо и подпрыгивали огромные, все в разноцветных огоньках двухэтажные трамваи. Будто деревушки на реке По в какой-нибудь праздник, сорванные вышедшей из берегов рекой с места и неудержимо несущиеся через водопады и водовороты прямо к морю.

Потом все стихло. Мы слышали только, как жалобно стонет старый канал да хрустят кости полуразвалившихся замшелых дворцов. И вдруг у нас под окнами, словно голодные дикие звери, взревели автомобили.

— Ну, друзья, — сказал я, — вперед! Мифология, мистика — все это уже позади! На наших глазах рождается новый кентавр — человек на мотоцикле, — а первые ангелы взмывают в небо на крыльях аэропланов! Давайте-ка саданем хорошенько по вратам жизни, пусть повылетают напрочь все крючки и засовы!.. Вперед! Вот уже над землей занимается новая заря!.. Впервые своим алым мечом она пронзает вековечную тьму, и нет ничего прекраснее этого огненного блеска!

Там стояли и фыркали три автомобиля. Мы подошли и ласково потрепали их по загривку. У меня в авто страшная теснота, совсем как в гробу. Но тут вдруг руль уперся мне в грудь, резанул, как топор палача, и я сразу ожил.

В бешеном вихре безумия нас вывернуло наизнанку, оторвало от самих себя и потащило по горбатым улицам, по этому глубокому руслу пересохшей реки. То тут, то там в окнах мелькали жалкие тусклые огоньки, которые говорили: не верьте глазам своим, если вы смотрите на мир слишком трезво!

— Чутья! — крикнул я. — Дикому зверю хватит и чутья!..

И как молодые львы, мы кинулись вдогонку за смертью. Впереди в бескрайнем лиловом небе мелькала ее черная шкура с едва заметными блеклыми крестами. Небо переливалось и трепетало, и до него можно было дотронуться рукой.

Но не было у нас ни вознесенной в заоблачные выси Прекрасной Дамы, ни жестокой Королевы — а значит, нельзя было, скрючившись в три погибели византийским кольцом замертво пасть к ее ногам!.. Не за что нам было умереть, разве только чтоб сбросить непосильную ношу собственной смелости!

Мы неслись сломя голову. Из подворотен выскакивали цепные псы, и мы тут же давили их — после наших раскаленных колес от них не оставалось ничего, даже мокрого места, как не остается морщин на воротничке после раскаленного утюга.

Смерь была страшно довольна. На каждом повороте она то забегала вперед и ласково протягивала свои костяшки, то со скрежетом зубовным поджидала меня, лежа на дороге и умильно поглядывая из луж.

— Давайте вырвемся из насквозь прогнившей скорлупы Здравого Смысла и приправленными гордыней орехами ворвемся в разверстую пасть и плоть ветра! Пусть проглотит нас неизвестность! Не с горя идем мы на это, а чтоб больше стало и без того необъятной бессмыслицы!

1. Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию.

2. Мужество, отвага и бунт будут основными чертами нашей поэзии.

3. До сих пор литература восхваляла задумчивую неподвижность, экстаз и сон. Мы намерены воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощечину.

4. Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, – она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.

5. Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копье своего духа над Землей, по ее орбите.

6. Поэт должен тратить себя без остатка, с блеском и щедростью, чтобы наполнить восторженную страсть первобытных стихий.

7. Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного характера, не может быть шедевром. Поэзию надо рассматривать как яростную атаку против неведомых сил, чтобы покорить их и заставить склониться перед человеком.

8. Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живем в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость.

9. Мы будем восхвалять войну – единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине.

10. Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости.

11. Мы будем воспевать огромные толпы, возбужденные работой, удовольствием и бунтом; мы будем воспевать многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах; мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещенных электрическими лунами; жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей, разодетых в перья из дыма; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями дыма; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей; пытливые пароходы, пытающиеся проникнуть за горизонт; неутомимые паровозы, чьи колеса стучат по рельсам, словно подковы огромных стальных лошадей, обузданных трубами; и стройное звено самолетов, чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру и, как восторженные зрители, шумом выражают свое одобрение.

Не откуда-либо еще, а именно из Италии мы провозглашаем всему миру этот наш яростный, разрушительный, зажигающий манифест. Этим манифестом мы учреждаем сегодня Футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров. Слишком долго Италия была страной старьевщиков. Мы намереваемся освободить ее от бесчисленных музеев, которые, словно множество кладбищ, покрывают ее.

Музеи – кладбища!.. Между ними, несомненно, есть сходство в мрачном смешении множества тел, неизвестных друг другу. Музеи: общественные спальни, где одни тела обречены навечно покоиться рядом с другими, ненавистными или неизвестными. Музеи: абсурдные скотобойни художников и скульпторов, беспощадно убивающих друг друга ударами цвета и линии на арене стен!

Раз в год паломничество в музей, подобно посещению кладбища в День поминовения усопших, – с эти можно согласиться. Положить раз в год букет цветов у портрета Джоконды – с этим я согласен… Но я против того, чтобы наши печали, наше хрупкое мужество, наша болезненная неугомонность ежедневно выводились на экскурсию по музеям. Зачем травить себя? Зачем гнить?

Да и что можно увидеть в старой картине кроме вымученных потуг художника, бросающегося на барьеры, которые не позволяют ему до конца выразить свои фантазии? Млеть перед старой картиной – то же самое, что выливать эмоции в погребальную урну вместо того, чтобы дать выпустить их на простор в бешеном порыве действия и созидания.

Неужели вы хотите растратить все свои лучшие силы на это вечное и пустое почитание прошлого, из которого выходишь фатально обессиленным, приниженным, побитым?

Уверяю вас, что каждодневные посещения музеев, библиотек и учебных заведений (кладбищ пустых усилий, голгоф распятых мечтаний, реестров неудавшихся начинаний!) для людей искусства так же вредны, как затянувшийся надзор со стороны родителей над некоторыми молодыми людьми, опьяненными талантом и честолюбивыми желаниями. Когда будущее для них закрыто, замечательное прошлое может стать утешением для умирающего больного, слабого, пленника… Но мы не желаем иметь с прошлым ничего общего, мы, молодые и сильные футуристы!

Пусть же они придут, веселые поджигатели с испачканными сажей пальцами! Вот они! Вот они!.. Давайте же, поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Какой восторг видеть, как плывут, покачиваясь, знаменитые старые полотна, потерявшие цвет и расползшиеся!.. Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города!

Самому старшему из нас 30 лет, так что у нас есть еще, по крайней мере, 10 лет, чтобы завершить свое дело. Когда нам будет 40, другие, более молодые и сильные, может быть, выбросят нас, как ненужные рукописи, в мусорную корзину – мы хотим, чтобы так оно и было!

Они, наши преемники, выступят против нас, они придут издалека, отовсюду, пританцовывая под крылатый ритм своих первых песен, поигрывая мышцами кривых хищных лап, принюхиваясь у дверей учебных заведений, как собаки, к едкому запаху наших разлагающихся мозгов, обреченных на вечное небытие в литературных катакомбах.

Но нас там не будет… Наконец они найдут нас, однажды зимней ночью, в открытом поле, под печальной крышей, по которой стучит монотонный дождь. Они увидят нас, съежившихся возле своих трясущихся аэропланов, согревающих руки у жалких маленьких костров, сложенных из наших сегодняшних книг, когда те загорятся от взлета наших фантазий.

Они будут бесноваться вокруг нас, задыхаясь от презрения и тоски, а затем они все, взбешенные нашим гордым бесстрашием, набросятся, чтобы убить нас; их ненависть будут тем сильнее, чем более их сердца будут опьянены любовью к нам и восхищением.

Несправедливость, сильная и здоровая, загорится в их глазах.

Искусство, по существу, не может быть ничем иным, кроме как насилием, жестокостью и несправедливостью.

Самому старшему из нас 30 лет. Но мы уже разбросали сокровища, тысячу сокровищ силы, любви, мужества, прозорливости и необузданной силы воли; выбросили их без сожаления, яростно, беспечно, без колебаний, не переводя дыхания и не останавливаясь… Посмотрите на нас! Мы еще полны сил! Наши сердца не знают усталости, потому что они наполнены огнем, ненавистью и скоростью!.. Вы удивлены? Это и понятно, поскольку вы даже не можете вспомнить, что когда-либо жили! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам!

У вас есть возражения?.. Полно, мы знаем их… Мы все поняли!.. Наш тонкий коварный ум подсказывает нам, что мы – перевоплощение и продолжение наших предков. Может быть!.. Если бы это было так! Но не все ли равно? Мы не хотим понимать!.. Горе тому, кто еще хоть раз скажет нам эти постыдные слова!

Поднимите голову! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам!

Le Figaro, 20 февраля 1909 года. [4]

Увы... важнее искусство.

  • 12.05.11, 17:31
То биш - жизнь...



А справедливее - смерть...   и облом... неважно от чего она...    от недостатка или переизбытка...
(извините, читаю философию)

Заметко в философию желудка...

Подумалось, что важней еда или секс...



Вот еще подумаю и пойду готовить...
или не пойду готовить...

вариант дискутивный

40%, 8 голосів

60%, 12 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

Искусство. Бернини. Божественная любовь и ее отображение в камне

  • 12.05.11, 16:24
Скульптор, архитектор, поэт и композитор - мистер Очарование - Жанлоренцо Бернини умел угождать своим заказчикам. Одним из первых был кардинал Сципионе Боргезе - брызжущий здоровьем и жизненной энергией толстяк-кардинал.
Изобразив его в момент общения, скульптор не забывает о небольшой детали - пуговке которая выскальзывает из петлицы, едва смыкающегося на мощном теле, облачения.

Другому своему заказчику более влиятельному и повинному в утверждении целого отдельного направления в искусстве Класицизма - Людовику14 - Королю-Солнце - тонко льстит, говоря о "молоке текущем в жилах французских женщин" (интересн, что он сказал бы об украинках?)
 Их ктиторским изображениям будет посвящена отдельная заметко).

Сие творение скульптора требует отдельного упоминания.



Святая Тереза - популярная испанская святая. Ей было дано услышать обращенный к ней голос ангела. Описанные откровения стали бесселером в Ватикане.

И капеллу святой было заказано украсить Бернини.
К тому времени слава  престарелого творца поугасла - его незавершенный проект башен по сторонам фасада собора святого Петра оказался неудачным.  Левую почти завершенную башню по высоте едва ли не равную высоте величественного купола Микеланджело Буонаротти, но давшую трещину - сломали. Мастеру уже исполнилось 50, он считался немодным...

Экстаз испытанный святой удалось воплотить Бернини в фигурах святой Терезы и Ангела.
Парой влюбленных кажутся они.
 Этот экстаз, оргазм - который достигается осознанием того, что энергия божества сходна с той, что сопутствует человеку и естетство, которое по-легенде творилось "по подобию" наполняется  чувством присутствия и твореня. Я бы так охарактеризовала. Хотя для того что бы подобное ощутить, надо... ( у каждого свой рецепт, мои не тайна, но не хочу сравнивать здесь).
 Ангел выступает проводником божественной любви, Бернини вкладывает в его руку золотую стрелу, что соответсвует, пожалуй, символике Эрота. Но направлена она на бедра женщины.
Чувственная эпоха, однако!
 Торжество момента благочестивого соития, да еще и зрители, в виде изображений  покровителей (бюсты размещены на одной из стен капеллы) подтверждают очевидность  духовного экстаза . 

umnik

День молчания и упокоения.

  • 09.05.11, 10:10
roserose Не за тех и этих! За наших! roserose

Любовь - Земная и Любовь - Небесная...

  • 08.05.11, 14:11
Венецианец Тициан знал толк в женской красоте и мог ее отобразить на полотне...
Долгое время его музой была его дочь.

Пышные формы его моделей - излюбленная тема также фламандских и французских художников...
Но истинным поэтами линий женского тела стали последователи - рококо - непревзойденный Ватто и Буше (см ниже)... Первому не требовалось показывать тело обнаженным. Второй приверженец салонного искусства - разоблачил и подал телеса на блюдечке. Аристократы наслаждались подобными картинами на частных балах и украшали стены будуаров отелей.
....

Как нарочно, к изображению с картиной Тициана прилепилось изображение из средневекового манускрипта. Можно сравнить тощие телеса праведников с реальными красавицами у источника наслаждения.




Живопись Жана-Антуана Ватто сравнивают с музыкой. Ему присуща театральность в изображениях, как и самой галантной эпохе Регенства во Франции.
Ниже "Кокетка", так полотно названо уже после смерти автора. Прожил он всего 27 лет...



Буше любимец публики и фавортки Людови 15 - маркизы де Помпадур. После чувственной ночи с такой несовершеннолетней красавицей (модели, якобы одна из любовниц короля, - 15 летняя мисс...) ... хоть потоп!



drink

Женщины в Жизни Мужчины

  • 08.05.11, 12:53
Думается, в жизни мужчина встречает и имеет дело со многоми женщинами...

Одна из них - мать, если она готова и отдает мальчику любовь, терпение и ласку, на которую способна, повзрослевший мужчина в праве расчитываьт на то же и от других женщин, безусловно...

В жизни, он так же может повстречатся со Славой.. Женская природа в имени, но алчная природа хищника внутри. (Хищник или хищница - это род занятия, а не половая принадлежность.)
Неразумного Слава - поглощает...

Долг - не имеет пола. Он имеет призвание. Отдавшись ему мужчина может увековечить себя для потомков. Обыкновенной женщине достаточно родить ребенка.

Верная подруга мужчины делит с ним тяготы и быт. Зачастую она довольствуется отблеском Славы и пожинает плоды Достижений. Но это о верной подруге.

Смерть забирает - все! И кристаллизует Достижения, Славу, лишая тяжести Жизни и Долга.

rose
моему верному другу посвящается

Подумалось 2...БыТейское...

  • 08.05.11, 12:26
Таки успела...

Главное, что место оказалось... тепленькое... незанятое...

Немного о красоте и по-английски....

  • 08.05.11, 12:24
С - копипаст
    
             




beauty - красота


There are so few who can
grow old with a good grace.
 Так мало людей, которые
умеют красиво стареть.

* * *
Nothing is beautiful from
every point of view.
 Ничто не может быть красиво
со всех точек зрения.

* * *
Beauty is a sort of bloom on
a woman. If you have it you don't need to have anything else; and if
you don't have it, it doesn't much matter what else you have.
 Красота - это своего рода
цветенье женщины. Если она есть, Вам больше ничего не надо, а если ее
нет, не имеет значения, что еще у Вас есть.

* * *
Beauty is an outward gift
which is seldom despised, except by those to whom it has been refused.
 Красота - это дар, к
которому мало кто испытывает презрение, за исключением тех, кому в этом
даре отказано.

* * *
Beauty is power; a smile is
its sword.
 Красота - это сила, и улыбка
- ее меч.

* * *
Handsome is as handsome
does.
 Красив тот, кто красиво
поступает (Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела
гож).

* * *
Beauty is in the eye of the
gazer.
 Красота заключена в глазах
смотрящего.

* * *
When a girl ceases to blush,
she has lost the most powerful charm of her beauty.
 Когда девушка перестает
краснеть, ее красота лишается главного очарования.

* * *
He does it with a better
grace, but I do it more natural.
 Он делает это красивей, а я
естественней.

* * *
Beauty is but skin deep.
 Красота обманчива.

* * *
Beauty is only skin deep,
but it's a valuable asset if you are poor or haven't any sense.
 Красота обманчива, но она
ценное качество, если Вы бедны или не очень умны.

* * *
The girl looks fine but she
isn't mine.
 Хороша Маша, да не наша.

Подумалось... почти по дЗЕНовски...

  • 08.05.11, 12:12
Подумалось, chih
... от недержания до воздержания путь длинною в коридор.