Уровень жизни народа в допетровской Руси и Русской империи

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАРОДА В ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ И РУССКОЙ ИМПЕРИИ
Миф о вековечной бедности простого русского народа

Миф о вековечной бедности простого русского народа

Весьма распространено мнение, что простой народ в России всегда жил тяжело, постоянно голодал, и терпел всяческие притеснения от бояр и помещиков. Однако, так ли было на самом деле? Конечно, в силу объективных причин, у нас сейчас почти нет статистических данных по дореволюционной России, как-то ВВП на душу населения, стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум и т.д.

В качестве материала для данной статьи мы будем использовать цитаты из воспоминаний иностранцев об их посещении России в разное время. Они тем более для нас ценны, так как иностранцам нет нужды заниматься приукрашением действительности чужой для них страны.

Интересные записки оставил Юрий Крижанич, хорватский богослов и философ, в 1659 году прибывший в Россию. В 1661 он был отправлен в ссылку в Тобольск — его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитников православия, так и для католиков. В ссылке он провел 16 лет, где написал трактат «Разговоры о владетельстве», также известный как "Политика", в котором тщательно проанализировал экономическое и политическое положение России. 
Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы..., а что можно выдумать нелепее того, что даже черные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?... Шапки, однорядки и воротники украшают нашивками и твезами, шариками, завязками, шнурами из жемчуга, золота и шелка…

Следовало бы запретить простым людям употреблять шелк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином... Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие черные люди носят шелковые платья. Их жен не отличить от первейших боярынь.
Необходимо отметить, что только в 20 веке мир пришёл к тому, что фасон одежды перестал определять достаток человека. Пиджаки носят и министры, и профессора, а джинсы может надеть как миллиардер, так и простой рабочий.

А вот что пишет Крижанич про еду: «Русская земля по сравнению с Польской, Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее. Растут на Руси большие и хорошие огородные овощи, капуста, редька, свекла, лук, репа и иное. Индейские и домашние куры и яйца в Москве крупнее и вкуснее, нежели в упомянутых выше странах. Хлеб, действительно, на Руси сельские и прочие простые люди едят намного лучший и больше, нежели в Литве, в Польской да Шведской землях. Рыба также добывается в изобилии.» А вот каким было, по данным В.Ключевского, в 1630 году, типичное малоземельное (засевавшее поле размером в одну десятину, то есть 1.09 га ) крестьянское хозяйство Муромского уезда: «3-4 улья пчел, 2-3 лошади с жеребятами, 1-3 коровы с подтелками, 3-6 овец, 3-4 свиньи и в клетях 6-10 четвертей (1,26-2,1 куб.м) всякого хлеба».

Многие иностранные путешественники отмечают дешевизну продуктов в России. Вот что пишет Адам Олеарий, который, будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, побывал в России в 1634 и 1636-1639 гг. «Вообще по всей России, вследствие плодородной почвы, провиант очень дешев, 2 копейки за курицу, 9 яиц получали мы за копейку.» А вот другая цитата из него же: «Так как пернатой дичи у них имеется громадное количество, то ее не считают такой редкостью и не ценят так, как у нас: глухарей, тетеревов и рябчиков разных пород, диких гусей и уток можно получать у крестьян за небольшую сумму денег».

Русская земля

Персиянин Орудж-бек Баят (Урух-бек), который в конце 16 века был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство и стал именоваться Дон Хуан Персидский, даёт аналогичные свидетельства относительно дешевизны еды в России: «Мы пробыли в городе[Казани] восемь дней, причем нас так обильно угощали, что кушанья приходилось выбрасывать за окно. В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дешевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать».


А вот что пишет венецианский торговец и дипломат Барбаро Иосафат, в 1479 году побывавший в Москве: «Изобилие хлеба и мяса здесь так велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру. За один марк вы можете получить 4 фунта мяса, 70 куриц стоят червонец, и гусь не более 3 марок. Зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук». Секретарь австрийского посла в России Гвариента Иоанн Корб, бывший в России в 1699 году, также отмечает дешевизну мяса: «Куропатки, утки и другие дикие птицы, которые составляют предмет удовольствия для многих народов и очень дороги у них, продаются здесь за небольшую цену, например, можно купить куропатку за две или за три копейки, да и прочие породы птиц приобретаются не за большую сумму». Соотечественник Корба, Адольф Лизек, состоявший секретарем при австрийских послах, бывших в Москве в 1675-м году, и вовсе отмечает, что «птиц так много, что жаворонков, скворцов и дроздов не едят».

В том же 17-веке в Германии проблему с мясом решали по-другому. Там за время Тридцатилетней войны(1618–1648) было уничтожено около сорока процентов населения. В результате дело дошло до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях Германии (христианской, между прочим, страны) было разрешено многоженство для восполнения людских потерь.

Однако, всё вышеописанное относится к периоду до 18 века, т.е. Московского царства. Посмотрим, что было в период Российской империи. Интересны записки Шарля-Жильбера Ромма, активного участника Великой французской революции. С 1779 по 1786 год он жил в России, в Санкт-Петербурге, где работал учителем и воспитателем графа Павла Александровича Строганова. Совершил три путешествия по России. Вот что он писал в 1781 году в своём письме Г. Дюбрёлю: (к сожалению, он не уточняет, о крестьянах какой именно области идёт речь).

«Крестьянин считается рабом, поскольку господин может его продать, обменять по своему усмотрению, но в целом их рабство предпочтительнее той свободы, коей пользуются наши земледельцы. Здесь каждый имеет земли больше, чем может обработать. Русский крестьянин, далекий от городской жизни, трудолюбив, весьма смекалист, гостеприимен, человечен и, как правило, живет в достатке. Когда он завершит заготовку на зиму всего необходимого для себя и своей скотины, он предается отдыху в избе (isba), если не приписан к какой-либо фабрике, каковых в этой области много, благодаря богатым рудникам, или если не отправляется в путешествие по своим делам или по делам господина. Если бы здесь были лучше известны ремесла, у крестьян было бы меньше времени для досуга в тот период, когда они не заняты сельским трудом. И господин, и раб получили бы себе от этого пользу, но ни те, ни другие не умеют рассчитывать свою выгоду, поскольку еще не достаточно прочувствовали необходимость ремесел. Здесь царит простота нравов и довольный вид никогда бы не покидал людей, если бы мелкие чинуши или крупные собственники не проявляли жадности и рвачества. Малочисленное население области во многом является причиной изобилия всего, что необходимо для жизни. Продовольствие стоит так дешево, что, получая два луидора, крестьянин живет весьма зажиточно».

Русский крестьянин

Обратим внимание, что о том, русское «рабство» крестьян более предпочтительным, чем «свобода» французских пишет не кто-нибудь, а будущий активный участник Великой Французской революции, прошедшей под лозунгом «Свобода, равенство и братство». То есть у нас нет причин подозревать его в необъективности и пропаганде крепостного права.

Вот что он писал в одном из своих писем по поводу положения французских крестьян ещё до своего отъезда в Россию: 
Повсюду, мой дорогой друг, и у стен Версаля, и за сто лье от него с крестьянами обращаются столь варварски, что это переворачивает всю душу чувствительному человеку. Можно даже сказать с полным на то основанием, что здесь их тиранят больше, чем в отдаленных провинциях. Считается, что присутствие сеньора должно способствовать уменьшению их бедствий, что, увидев их несчастья, эти господа должны постараться помочь с теми справиться. Таково мнение всех, у кого благородное сердце, но не придворных. Они ищут развлечения в охоте с таким пылом, что готовы пожертвовать для этого всем на свете. Все окрестности Парижа превращены в охотничьи заповедники, из-за чего несчастным [крестьянам] запрещается выпалывать на своих полях сорняки, которые душат их хлеб. Им разве что разрешено бодрствовать ночи напролет, выгоняя из своих виноградников разоряющих их оленей, но не дозволено ударить никого из этих оленей. Работник, согбенный в рабской покорности, часто понапрасну тратит свое время и умение, служа напудренным и вызолоченным идолам, которые безжалостно гонят его, если только он вздумает попросить плату за свой труд. 
Речь идёт как раз про тех самых «свободных» французских крестьян, «свобода» которых, по мнению Ромма, хуже «рабства» русских крепостных.

А. С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую деревню, отмечал: «Фонвизин в конце XVIII в. путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю… Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев)… Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».

Положение русского крепостного крестьянства было лучше не только французского, но и ирландского. Вот что писал в 1824 г. английский капитан Джон Кокрейн. «Безо всяких колебаний... говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии. В России изобилие продуктов, они хороши и дешевы, а в Ирландии их недостаток, они скверны и дороги, и лучшая их часть вывозится из второй страны, между тем как местные препятствия в первой приводят к тому, что они не стоят такого расхода. Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. Русский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях, расположенных между столицами». Напомним, что в 1741 г. голод унес в могилу одну пятую часть населения Ирландии — около 500 тыс. человек. Во время голода 1845-1849 гг. в Ирландии погибло от 500 тыс. до 1,5 млн. человек. Значительно увеличилась эмиграция (с 1846 по 1851 выехали 1,5 млн. чел.). В итоге, в 1841—1851 гг. население Ирландии сократилось на 30%. В дальнейшем Ирландия также быстро теряла население: если в 1841 г. численность населения составляла 8 млн 178 тыс. человек, то в 1901 г. — всего 4 млн 459 тыс.

Отдельно хотелось бы осветить жилищный вопрос:

«Те, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами: за Белой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. Их можно купить и задешево доставить на место и сложить», — Адам Олеарий.

«Подле Скородума простирается обширнейшая площадь, на которой продается невероятное количество всякого леса: балок, досок, даже мостов и башен, срубленных уже и отделанных домов, которые без всякого затруднения после покупки и разборки их перевозятся куда угодно», — Яков Рейтенфельс, курляндский дворянин, пребывал в Москве с 1670 по 1673 год.

«Рынок этот находится на большой площади и представляет собой целую массу готовых деревянных домов самого разнообразного вида. Покупатель, являясь на рынок, объявляет, сколько хочет иметь комнат, присматривается к лесу и платит деньги. Со стороны покажется невероятным, каким образом можно купить дом, перевезти и поставить его в одну неделю, но не следует забывать, что здесь дома продаются совершенно готовыми срубами, так что ничего не стоит перевезти их и собрать вновь», — писал Уильям Кокс, английский путешественник и историк, дважды посетил Россию (в 1778-м и 1785 гг.). Другой английский путешественник, Роберт Бремнер, в своей книге «Экскурсии по России», изданной в 1839 г., писал, что «Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтёт негодными для своей скотины».

А вот что писал русский путешественник и учёный Владимир Арсеньев про жилище крестьянина в своей книге «По Уссурийскому краю», в основу которой легли события его экспедиции по уссурийской тайге в 1906 году: 
Внутри избы были две комнаты. В одной из них находились большая русская печь и около нее разные полки с посудой, закрытые занавесками, и начищенный медный рукомойник. Вдоль стен стояли две длинные скамьи; в углу деревянный стол, покрытый белой скатертью, а над столом божница со старинными образами, изображающими святых с большими головами, темными лицами и тонкими длинными руками.
..
Другая комната была просторнее. Тут у стены стояла большая кровать, завешенная ситцевым пологом. Под окнами опять тянулись скамьи. В углу, так же как и в первой комнате, стоял стол, покрытый самодельной скатертью. В простенке между окнами висели часы, а рядом с ними полка с большими старинными книгами в кожаных переплетах. В другом углу стояла ручная машина Зингера, около дверей на гвозде висела малокалиберная винтовка Маузера и бинокль Цейса. Во всем доме полы были чисто вымыты, потолки хорошо выструганы, стены как следует проконопачены. 
Из всего вышеперечисленного видно, что, по свидетельству самих иностранцев, которые могли сравнивать быт простого народа как в России, так и в своих странах, и которым нет надобности приукрашивать российскую действительность, во время допетровской Руси, и во время Российской империи простой народ жил в целом не беднее, а зачастую и богаче, чем другие народы Европы.

Литература:
1. «Россия — это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIV по XX век»
Издательство Сретенского монастыря, 2004 г.
2. А. Горянин. Мифы о России и дух нации, М., Pentagraphic, 2002
3. В. Мединский. О русском пьянстве, лени и жестокости. М. Олма, 2008
4. А.В. Чудинов О путешествии Жильбера Ромма в «Сибирь» (1781 г.): гипотезы и факты
5. Ричард Пайпс. Россия при старом режиме.
6. В.К.Арсеньев. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала. М., Правда, 1983.

Даниил Иванов

Электричество в Российской Империи

Сходить по ссылке, можно  почитать, что в книжке написано: http://mgsupgs.livejournal.com/1491164.html


Разбирая книжный шкаф, наткнулся на старую книжку про электричество. Мне стало любопытно, может и вам почуять запах прогресса будет приятно!

Книжка объясняет простым гражданам не науку электротехнику, а то, что народу нужно - шо цэ такэ и с чем его едят! Популязатором знаний инженером Александровым с простых курсов для рабочих. Типа нашего ПТУ. И очень инженер горд, что уже 18 000 книжек издали! И хорошая книжка! Только самого главного в книжке не смог найти - год издания! Думаю, что 10-е годы, до революции, понятно. Точнее Первая Мировая уже идёт - там сказано, что появились военные тарифы.

Итак, прогресс мы точно имеем? Таки нет! Вот когда мы счётчики поменяли на двухрежимные, дневной и ночной тарифы? Лет десять назад? А лапотные наши предки уже в начале века платили по двум тарифам!

А ихние жёны стирали на электрических стиральных машинах! Вот я в восьмидесятых годах сам в ванной стирал дочкины пелёнки! Руками. Потом накопил и купил впервые стиралку... Прошёл почти век советской власти. Вот что мы потеряли! И хруст французской булки )))

В книжке много разделов и страниц. Некоторые я отсканировал. Про лампочки и счётчики, про стиралки и полотёры. Про электросамовары и электроутюги не стал. И про электрочесалки и машинки для стрижки коней. И про софиты в театрах. И про пассажирские и грузовые лифты. Особенно для подъёма кушаний )))




Виды светильников. Все сканировать не стал, только удивившую меня штуку - трубчатый светильник. Или сигарообразный. В моей деревне под названием Ленинград, трубчатые светильники я смог увидеть только когда появились люминесцентные лампы. В школе и магазинах. В 70-х годах.  А вот таких сигарообразных  ламп накаливания я так и не увидел. Никогда. Даже обычных, но длинных лампочек накаливания не помню...




Стиральная машина. Слегка деревянная, из кадки дубовой явно сделана... А вот полотер моя семья купила только в 1966 году для паркета новой квартиры.

Что такое электрощипцы и сушитель волос мы знали. Кстати, вчера увидел пост где написано, что фен изобрёл амирикос в 1925 году, смотрите -он у русской женщины лежал на столике уже в начале века! Елочная гирлянда.  Но вот какой такой аппарат для устранения морщин, не знаю и сейчас!



А тут - гениально! Рассказывают про виды лампы, и что угольные хуже, потому что перегоревшие металлические можно встряхнуть - не вынимая из патрона и под током! - и нити спаяются. Пойду попробую на нынешних. А вдруг! ))



И мощность лампочек 1,0 и 1,5 ватта. Круто!
Одноваттные были самые тусклые в 12 свечей, самые яркие в 800 свечей. Полутроваттные - от 2 до 1500 свечей. И честно написали, что старые угольные - до 3100 свечей.



А тариф тогда был 4 копейки за гектоуаттчас. Или 40 копеек за киловаттчас. А вы сколько сегодня за киловатт-час платите?



А вот квитанция на оплату мало изменилась!



И не надо забывать запятой! Инженер правильно нас учит.

Интересно, но уже тогда население и промышленность платили по разным тарифам.



А реклама уже вся была в лампочках! И была даже с бегущей строкой!

Прогресс говорите принёс коммунизм... Прошёл примерно век, и всё вернулось в быт народа... И реклама с бегущей строкой.



И цена книжки тоже не ясна, не только год издания.



В книжке много разделов и страниц. Некоторые я отсканировал. Про лампочки и счётчики, про стиралки и полотёры. Про электросамовары и электроутюги не стал. И про электрочесалки и машинки для стрижки коней. И про софиты в театрах. И про пассажирские и грузовые лифты. Особенно для подъёма кушаний )))




Виды светильников. Все сканировать не стал, только удивившую меня штуку - трубчатый светильник. Или сигарообразный. В моей деревне под названием Ленинград, трубчатые светильники я смог увидеть только когда появились люминесцентные лампы. В школе и магазинах. В 70-х годах.  А вот таких сигарообразных  ламп накаливания я так и не увидел. Никогда. Даже обычных, но длинных лампочек накаливания не помню...



Стиральная машина. Слегка деревянная, из кадки дубовой явно сделана... А вот полотер моя семья купила только в 1966 году для паркета новой квартиры.

Что такое электрощипцы и сушитель волос мы знали. Кстати, вчера увидел пост где написано, что фен изобрёл амирикос в 1925 году, смотрите -он у русской женщины лежал на столике уже в начале века! Елочная гирлянда.  Но вот какой такой аппарат для устранения морщин, не знаю и сейчас!



А тут - гениально! Рассказывают про виды лампы, и что угольные хуже, потому что перегоревшие металлические можно встряхнуть - не вынимая из патрона и под током! - и нити спаяются. Пойду попробую на нынешних. А вдруг! ))



И мощность лампочек 1,0 и 1,5 ватта. Круто!
Одноваттные были самые тусклые в 12 свечей, самые яркие в 800 свечей. Полутроваттные - от 2 до 1500 свечей. И честно написали, что старые угольные - до 3100 свечей.



А тариф тогда был 4 копейки за гектоуаттчас. Или 40 копеек за киловаттчас. А вы сколько сегодня за киловатт-час платите?



А вот квитанция на оплату мало изменилась!



И не надо забывать запятой! Инженер правильно нас учит.

Интересно, но уже тогда население и промышленность платили по разным тарифам.



А реклама уже вся была в лампочках! И была даже с бегущей строкой!

Прогресс говорите принёс коммунизм... Прошёл примерно век, и всё вернулось в быт народа... И реклама с бегущей строкой.



И цена книжки тоже не ясна, не только год издания.



Авторское право было уже тогда свирепым!

Вот и закончу, не стану более утомлять вас.

Первые автомобили в России. Кинохроника начала XX века

Первые автомобили в России появились в 1891 году. А в Гараже Его Величества первые авто появились 1903 году. В Москве автомобили на улицах появились с 1899 года. К 1914 году в гараже было уже более 50 автомобилей разных марок, в числе которых были Peugeot, Renault, Benz, Rolls-Royce, Mercedes, Daimler , Руссо-Балт, Лесснер и другие. Использованы материалы кинохроник из передачи «Запечатленное время-Гараж Его Величества». Больше информации и фото найдете на сайте:http://exellence.ucoz.ru/publ/kinokhr... Музыка: Steppin' In (Podington Bear). Мы "В контакте"http://vk.com/club61647301


Русско-Балтийский вагонный завод, RBVZ) была основана в 1874 году в Риге, то крупный промышленный центр Российской империи.Первоначально новая компания была дочерней Ван дер Zypen & Шарлье компании в Кельне-Deutz, Германия.В 1894 году большинство его акций были проданы инвесторам в Риге и Санкт-Петербурге, в том числе местные балтийские немецкие купцы Ф. Мейер, К. Amelung и Chr.Шредер, а также Schaje Берлин, родственник Исайи Берлина.Компания в конечном итоге вырос до 3800 сотрудников. [1] В 1915 году завод был эвакуирован в Россию.автомобилестроения [править]Между 1909 и 1915 году автомобили были построены в вагон завода RBVZ.После революции 1917 года второй завод был открыт в Санкт-Петербурге, где они построили броневики на шасси, произведенных в Риге.В 1922 году производство было перенесено из Петербурга в BTAZ в Москве.Руссо-Балт производится грузовики, автобусы и автомобили, часто более или менее копии автомобилей из Германии Rex-Simplex или бельгийских Fondu Trucks.Руссо-Балт броневик (1914)русско-Балт С24-40 (1913)Иванов в начале Русский Гран-при в 1913 вождения русско-Балт C24/58 4-цилиндровый автомобиль.Только два оригинальные автомобили сохранились до наших дней.Одним из них является Руссо-Балт пожарная машина построена на шасси грузового автомобиля Тип D в 1912 году.Автомобиль на выставке в Рижский Моторный музей в Латвии.Еще один является Руссо-Балт K12/20 с 1911, показано в Политехническом музее в Москве, Россия.Самолет производства [править]В начале 1912 компания режиссера М. В. Шидловского нанял 22-летний Игорь Сикорский в качестве главного инженера по RBVZ нового разделение самолет в Санкт-Петербурге.Самолет Сикорского недавно выиграл военного соперничества самолета в Москве.Он принес несколько инженеров с ним RBVZ, и постановил, что компания будет владеть его конструкции в течение следующих пяти лет.Эта группа быстро подготовила ряд самолетов.Среди них были S-7, S-9, S-10 (1913), S-11, S-12, S-16 (1915), S-20 (1916), Русский Витязь (Гранд) (1913) , серия названа Илья Муромец, начиная с 1913 года, [2] и Александр Невский (1916).Связано, в 1914 году, Шидловский был назначен командиром вновь сформированного EVK ("Eskadra ВОЗДУШНЫХ korablei"), или эскадрильи летающих кораблей .Это эскадрилья перелетела Илья Муромец бомбардировщиков во время Второй мировой войныБольшевистская революция положила конец бизнеса самолета.Сикорский уехал во Францию в 1918 году. [3] Шидловский и его сын были арестованы в 1919 году, при попытке поехать в Финляндию, и были убитыhttp://en.wikipedia.org/wiki/Russo-Balt


Наследие Российской Империи 

Белым казакам...

Война гражданская...какая же она коварная!

СРН: Оценка событий на Украине


Оценка событий на Украине в связи с попыткой новой "оранжевой" революции . С провозглашения "независимости" в 1991 г. украинские власти ведут эгоистичную, разрушительную политику, обвиняя во всех своих бедах "происки Москвы". Разруха и беззаконие вызывают стихийные протесты народа, однако народным недовольством пользуются еще более разрушительные силы, насаждая иллюзии спасительной евроинтеграции – что окончательно уничтожит украинскую экономику и подчинит население Украины европейским антихристианским социальным нормам. 
ГС СРН (Союз Русского народа) заявляет, что желает установления законной православной власти на всей территории исторического Российского государства, однако считает и сейчас необходимым сохранение общности судьбы триединого русского народа, независимо от сегодняшних временных политических режимов на разделенных русских землях.

Ты знаешь, милая, я смерти не боюсь, 
И ни о чем их не прошу, не верю. 
Скорей, доверюсь раненому зверю, 
Чем людям, походя предавшим Русь. 
Мне хочется свободы и покоя, 
Мне о любви приятней песни петь, 
Но вновь сияет полковая медь 
Тревожно и светло. Нам не уйти от боя.
Так яростнее музыка, не молкни барабан! 
Закат багряный предвещает битву. 
Полковник страстную творит молитву.
Он молод, бледен, и без водки пьян. 
И вот, труба зовёт! Степь – алые цветы... 
Так за Царя, за Родину, за Веру! 
О, Господи, даруй нам легче меру – 
Кладутся истово трёхперстные кресты.
Ах, мама... Старый дом, осевшее крыльцо... 
Но полно, мне навстречу – жаркий ветер. 
И я врага в чужой цепи отметил, 
И силюсь разглядеть его лицо...

 Виктор Майсов, Ноя. 7, 2013

Вот что значит - НАРОДНЫЙ ПАТРИАРХ!


Патриарх о Русском национализме


ВНИМАНИЕ: УКРАИНА - РОССИЯ. Тотальная мобилизация! Сейчас идет война за Россию, через Украину. Против нас выступает ВСЯ МИРОВАЯ МАШИНА режима США!! Если США эту войну проиграют, им грозит распад и уничтожение, как монопольной мировой империи. Поэтому они будут предпринимать ЛЮБЫЕ методы, чтобы нас уничтожить. А именно: - будут попытки подкупа/запугивания/устранения активистов Национально Освободительного Движения в России и Украине - будут попытки подкупа/запугивания/устранения глав патриотических сообществ в социальных сетях - будут попытки подкупа/запугивания/устранения духовных лидеров различных религий - будут попытки подкупа/запугивания/устранения чиновников и бизнесменов, придерживающихся национальных политик. - будут попытки подкупа/запугивания/устранения активных защитников Отечества южных и восточных рубежей Украины. Всё это - УЖЕ НАЧАЛОСЬ и будет усиливаться к датам около 7 февраля 2014 года. ЧТО ДЕЛАТЬ: 1. ВНИМАТЕЛЬНО просмотреть видео к этому обращению. 2. Распространить это видео по ВСЕМУ ИНТЕРНЕТУ: другие социальные сети, торренты, сайты, форумы, блоги. 3. Скачать это видео к себе на компьютер. Ссылки с разным качеством(разрешением) есть тут:http://poznavatelnoe.tv/fedorov_2014-.. 4. Показать это видео всем своим родственникам, друзьям, коллегам по работе. Уговорите своих начальников - устроить коллективный просмотр этого видео у себя на работе/учебе, для ВСЕХ сотрудников!! 5. Ищите ячейки Национально Освободительного Движения в своём регионе, знакомьтесь с людьми, обменивайтесь адресами и телефонами. - общий сайт НОД Россия:http://rusnod.ru - общий сайт НОД Украина:http://ukrnod.org - НОД-Россия в контакте:https://vk.com/zasuveren - НОД-Украина в контакте:https://vk.com/ukrnod 6. Сохраните у себя в мобильном телефоне номера экстренных служб как вашего региона, так и общие: - полиции(милиции) - ФСБ(СБУ) В случае хотя бы малейших угроз - немедленно сообщайте как в органы, так и всем своим однополчанам!! РЕБЯТА, БРАТЬЯ И СЁСТРЫ, ПОЙМИТЕ!! Война за Русь - НАЧАЛАСЬ!! И проиграть её, как проиграли мы в 1991, позволив нас разъединить - больше нельзя!! Убедительная просьба распространять это обращение каждые 6 часов по всем вашим сообществам. Особенно для граждан Украины!! ССЫЛКА 1: https://www.youtube.com/watch?v=h3uf_.. ССЫЛКА 2: https://www.youtube.com/watch?v=FXCli...


Что есть Православие для русского человека?

Казалось бы, как вообще могла возникнуть подобная постановка вопроса? Какие могут появляться здесь недосказанности или кривотолки? И кому вдруг понадобились  дополнительные пояснения, в совокупности с фактами и аргументами? Казалось бы… Но, к глубокому сожалению, наступили те дни, когда говорить об этом приходится. Дни, которые иначе как окаянными не назовёшь.  И главное окаянство нынешних дней заключено в наглядном,  в просматриваемом отовсюду могуществе лжи. Она всеохватно заполонила телеэкраны, радиоэфир, страницы газет, книг и журналов. Безстыжая, наглая, досель невиданная по своим масштабам. Силен в сегодняшние дни отец её cатана, ох силён.  А слуги его располагают огромным влиянием и многими богатствами. Никогда Правда не была столь беззащитна как сейчас. Никогда силы тьмы не обладали такой всепроникающей властью. Ибо, вместе с последними достижениями технической революции, они получили возможность напрямую воздействовать на мозг человека, без особых преград воздействовать на его подсознание. 

       В своих скромных заметках  я постараюсь оставаться до изумительности политкорректным , тактичным и выдержанным.  Обещаю  –  буду стараться, насколько это  позволит мне  честь и достоинство русского человека.

       Итак…  Попробуем вместе с вами, уважаемый читатель, разобраться почему Православие стало одним из наиглавнейших стратегических направлений атаки наших врагов?  Почему ныне  всячески принижается роль Православия для судеб русского народа? Почему нас говорливо пытаются убедить в маловажности и  второстепенности данного вопроса?  Почему?!.. А ответ совершенно очевиден, за ним нет никакой необходимости далеко ходить. Православие – это важнейшая часть корневой системы русской духовности, Православие дало рост и цвет русской культуре, Православие оказало ни с чем несравнимое влияние на формирование  ментального генотипа  русского народа. Это наша история. Уже осуществившаяся. И наши враги в неистребимом своём лукавстве хорошо знают: «Народ, непомнящий своего прошлого, не имеет будущего». Аксиома, – не требующая доказательств, слишком неоспорима истинность каждой её буквы. А с экранов телеящиков заливаются долларозобые соловьи! О  благодатном блаженстве расширения и углубления многоконфессиальности, о равенстве и равноправии любого из вероисповеданий, пускающих ростки в нашей земле, об экспансионистcкой политике Русской Православной Церкви!!!        

        Господа, господа неолиберальные реформаторы, уймитесь, имейте совесть! Ведь никто не запрещает строить кирхи, костелы, мечети, синагоги, пагоды. Никто не запрещает их вам посещать, если у вас имеется на то желание, никто и ничем не ограничивает вас в свободе выбора.  Однако, господа, запаситесь уважением к народу, который веками созидал и защищал государство, в котором вы живёте. Имейте уважение к его обычаям и  историческим традициям. В дополнение к сказанному, я хочу набраться смелости и весьма толерантно напомнить вам, господа неолибералы, об одном небезынтересном факте: до октябрьского переворота 1917 года в Российской Империи была полная свобода вероисповедания, на её огромной территории мирно уживалось множество религиозных конфессий. Однако государствообразующей религией было Православие. Вполне официально. И никому не требовалось объяснять, почему именно так! Это русские люди заложили основы Руси, строили Московию, Российскую Империю. Или Александр Невский был адептом сайентологии, а  Дмитрий Донской католиком? Или нижегородский купец Кузьма Минин с князем Пожарским были мусульманами, а донской казак Ермак Тимофеевич адвентистом седьмого дня? Быть может Александр Васильевич Суворов исповедовал кришнаизм, а Михаил Илларионович Кутузов по праздникам ходил в синагогу? Уж не хотите ли вы сказать, что собор Василия Блаженного и московский Кремль – являющиеся архитектурными символами России – это буддистские культовые сооружения?.. А если у вас ещё остаются какие-то сомнения в первородности и исключительной важности Православия для сердца русского человека, для гармонизации его внутреннего самосознания, его внутреннего мира с миром внешним, то тогда раскройте книги классиков русской литературы. Внимательно почитайте  А.С.Пушкина, внимательно почитайте  Н.В.Гоголя, внимательно почитайте  Ф.М.Достоевского, внимательно почитайте  Н.С.Лескова, внимательно почитайте  Н.А.Некрасова. Читайте наших классиков! Весьма поучительно и полезно: действительно повышает уровень культуры, приобщает к духовным истокам русского народа и освежающе прочищает мозги, засоренные шелухой теле- и радиобрехни. Как нельзя кстати, вспомнилась широкоизвестная в своё время цитата, произнесённая по вышеупомянотому поводу Фёдором Михайловичем Достоевским: «Русский народ весь в Православии. Более в нем и у него ничего нет, да и не надо, потому что Православие все. Православие – Церковь, а Церковь – увенчание здания и уже навеки. Кто не понимает Православия, тот никогда и ничего не поймёт в народе. Мало того: тот и не может любить русский народ».

        Кем был и кто есть Ф.М. Достоевский для русской культуры, я полагаю, напоминать русскому человеку покамест не приходится. ( Хотя кто его знает, что будет в дальнейшем, лет так через десять?). Льют ведь грязь, вздымают муть с илистого дна, баламутят воду, ох как бойко стараются.  Не нравится Мировому правительству неубиваемое в нас  чувство национального самосознания, не нравится, что мы ещё способны самоидентифицироваться как русский народ, и каждый сам себя как русского человека. Что идет вразрез с планами всепланетной глобализации и космополитизации.

       Однако Враг могущественен и неумолим, безпощаден и агрессивен. Однако напирает немалыми силами!!!  Особые его надежды возлагаются на пятую колону, на людей, находящихся в постоянной готовности изменить интересам Родины, предать собственный народ. И Враг не прогадал в своих тайных помыслах. Наймитов и приспешников подлым  делам  у него на сегодня с изрядным избытком. Во много благодаря их неуёмным радениям воцарились на Руси-матушке нынешние окаянные дни. Очень уж протяженна и плотна рядами пятая колонна, шагающая по русской земле. Которая уже давно и по праву, из-за своей многолюдности превратилась в первую. Измену и предательство сделали весьма прибыльным, следовательно, почётным и модным занятием. Как всегда лидирующие позиции за «особо продвинутой» интеллигенцией. Проституируют, ваяют «нетленные» опусы, готовят душу народную на заклание.

        И только истинно верующие люди хорошо понимают, что происходит сейчас в мире, то, что происходит сейчас с нами и вокруг нас.  Они понимают, что самое главное для слуг сатаны, сбить людей с верных духовных ориентиров, чтобы заплутали, пошли ложными тропами, изуродовать их представления о добре и зле, свете и тьме, чтобы отучить людей верить в силу справедливости, в силу правды, внушить безсмысленность борьбы за неё. 

И все же, как бы ни был силен напор энергоинформационной атаки лжи – массовой, массированной, тотальной – ему непримиримо противостоит Православная Церковь. Она остаётся верной своим каноническим принципам. Она благовестно возвещает о безмерной Любви к нам Господа нашего Иисуса Христа,  неусыпно разоблачает Ложь и терпеливо напоминает Истину, даруя нам Веру и Надежду, укрепляя каждого из нас на Духовное Ратоборство за свою собственную душу. Православная Церковь гневно обличает смертельно опасные для Жизни Вечной пороки, укрытые коварными жрецами-искусителями в блескуче-приманчивые упаковки «знаходження на яскравой сторони життя». Пьянство, наркоманию, ростовщичество, сексуальную распущенность, азартные игры, гордыню, чревоугодие и многое другое. Безстрашно  вскрывая тем гнойники современного общества. Православная Церковь непримиримо стоит на пути вхождения в нашу повседневную жизнь ювенальной юстиции, злонамеренно разрушающей институт брака и семьи, а также принятие каждым законопослушным гражданином программы цифровой идентификации личности, являющейся, по предсказаниям многих святых отцов, прологом прихода к всемирной власти антихриста. 

Поэтому и злобствуют столь неистово враги, поэтому и вступают с Православием в смертельную битву различными методами. Один из наиэффективнейших: поддержка распространению влияния всевозможных религиозных сект. Даже абсолютно чужеродных для русского слуха. Лишь бы раскалывали монолит Православной соборности, лишь бы сила русского народа из полноводной могучей реки расплескивалась сотнями мелких ручейков, лишь бы его дух ослабевал. К слову сказать, все это происходит при молчаливом согласии подавляющего большинства людей, населяющих русскую землю, малодушном бездействии их и индифферентности. Так уж было в нашей истории. И даже относительно недавно. Когда осквернялись и разрушались Православные храмы, когда убивали мучительной смертию священников и монахов, когда только за ношение нательного крестика могли на многие и многие годы угнать в лагеря. Страну советизировали, а людей превращали в воинствующих безбожников и атеистов.

        Так и хочется спросить, являлись ли эти безчеловечные злодеяния для русских людей вероломной внезапностью ?!.. Нет, не являлись. Об этих страшных событиях наш народ неоднократно предупреждался. Святой праведник и чудотворец Иоанн Кронштадтский криком взывал с амвона:

«Кайтесь, кайтесь! Приближается ужасное время, столь опасное, что вы и представить себе не можете… И паче Господь отнимет у России царя и даст ей сатанинских правителей, которые всю землю русскую зальют кровью… Я прихожу в тихий трепет – что будет с грешным миром! Гнев Божий настигнет скоро нежданно за наше окаянство. Руки мои дрожат, слезы покрывают мое лицо».

Многие ли близко к сердцу приняли взывания прозорливого и святого старца? Не в пустоту ли  был брошен его клич? Каким должен стать ответ, если судить по последующим событиям в истории нашей страны?!..

        И залилась земля Русская кровью! И стоял над нею нескончаемый стон и плач! Выжигалась, выкорчевывалась, вытравливалась в людских душах вера христианская. На одурманивание! На безпамятство! На устрашение последующих поколений! Убийственный  удар по Православию, жутчайшей разрушительной силы нанесла советская власть. И «комиссарам в пыльных шлемах» совсем было увиделось, что ближе-близкого подошли они к полнейшему истреблению тысячелетней духовной традиции русского народа, все силы комиссарами  к тому были приложены!!!     

        Так уж им показалось… Однако грянула война. В дальнейшем получившая название Великой Отечественной. Наступили дни тяжелейших испытаний. Под угрозой оказалось будущее государства, нет  –   даже само дальнейшее существование русского народа. Никогда прежде в своей истории русская армия не терпела таких горьких поражений, никогда она не подвергалась такому позорному разгрому. Вермахт и его союзники практически безостановочно поглощали огромные пространства Советского Союза, ими были полностью захвачены Украина, Белоруссия, республики Прибалтики. В эти трагические для нашей Родины часы Иосифу Виссарионовичу Сталину было передано донесение особого характера. Ему доложили о чудесном видении митрополита гор Ливанских Илии. Святой старец, затворившись в каменном подземелье, стоя на коленях без сна и еды, молил Божью Матерь о спасении России. По истечении третьих суток Она явилась в огненном столпе и огласила ему Божие определение: «Россия будет спасена только в том случае, если на всей её территории откроют храмы и монастыри, если в них будут возобновлено духовное служение. В дополнение необходимо будет выпустить из тюрьмы и лагерей всех находящихся в заключении священников и монахов».  Далее определение Божие касалось судьбы трёх русских городов: Ленинграда, Москвы, Сталинграда – в отношении которых должны быть произведены следующие действия. Ленинград требовалось обнести Святой иконой Казанской Божьей Матери. После чего икону следовало сопроводить в Москву и совершить там молебен, затем сопроводить её в Сталинград. Все три города не сдавать неприятелю ни при каких обстоятельствах.

      Вы очевидно полагаете, что всесильный Генеральный Секретарь Коммунистической партии Советского Союза попросту отмахнулся от послания из дальних чужеземных краёв, «правоверно» уповая сугубо на мощь идеи Интернационала и многокнижие Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ильича Ленина? Как бы не так! Произошло то, что в последующие десятилетия лукаво замалчивалось в историографии созидания коммунистического общества. Сталин поверил. Всё было исполнено согласно каждому пункту послания митрополита гор Ливанских. 

      Ленинград выстоял, выстояла и Москва, а под Сталинградом немецкая армия потерпела такое сокрушительное поражение, что оно сделалось верным предвестником неминуемого краха немецкой военной машины. Поражение, которое заставило крепко задуматься немецких солдат и офицеров о целесообразности продолжения войны с Россией. По распоряжению Верховного Главнокомандующего из тюрем и лагерей были выпущены безвинно страдающие там священнослужители и монахи. Во множестве стали открываться церкви, более двадцати тысяч открыли их на советской территории, затеплилась жизнь в духовных семинариях и монастырях. 

       Вскоре война получила коренной перелом! Прежде всего, в сознании русского человека. Теперь она действительно стала Отечественной. Теперь неприятеля ломили несокрушимою стеною, всем миром, всей землею. Война приняла характер народной.

       И ПОБЕДИЛИ! ИБО НЕ МОГЛИ НЕ ПОБЕДИТЬ! Низкий земной поклон за эту великую победу русскому солдату, грудью заслонившему свою Отчизну, а затем очистившему Европу от заполонившей её коричневой чумы. Низкий земной поклон солдатским женам и матерям, сестрам, старикам, и  рано повзрослевшим  девчонкам и мальчишкам, всем этим людям, ковавшим  великую победу в тылу.

       И ПОБЕДИЛИ! ИБО НЕ МОГЛИ НЕ ПОБЕДИТЬ! В который уже раз в своей истории русский народ был обережён многомилостевым Промыслом Господним, опять на его стороне было Небесное Воинство и Покровительство Божьей Матери.

       В надрывном усилии по восстановлению разрушенной экономики страны минули годы. Умер Иосиф Виссарионович Сталин. К власти, в результате многоходовых кулуарных интриг,  пришёл недалёкий политикан и прожженный авантюрист Никита Хрущев.  Амбициозный и самовлюбленный, однако легко прогнозируемый и управляемый. И тут уж врагам Православного Христианства были даны все карты на руки. Чем они не преминули воспользоваться. Общественное мнение русского народа стало ловко уводиться с пути возрождения национального самосознания, возвращая его к космополитизации марксистко-ленинским интернационализмом. В ИВАНЫ, РОДСТВА НЕПОМНЯЩИЕ! Генсек Компартии СССР Никита Сергеевич Хрущёв клятвенно обещает, что скоро по телевизору покажут последнего попа. Соответственно все парторганизации страны  –  от заводских первичек до горкомов и обкомов  –  активизировали богоборческую деятельность среди населения! Она то затихала, то вновь активизировалась, то затихала, то активизировалась…  Сместили Хрущева, поставили Генсеком Леонида Ильича Брежнева. Затем был Андропов, Черненко, Горбачев. Перестройка. Гласность. Ускорение. Упадок производственно-экономического потенциала, отказ от коммунистической идеологии,  развал СССР на отдельные суверенные государства. Во всех республиках бывшего  Советского Союза провозгласили немедленный уход от авторитарного тоталитаризма к «торжеству свободы и демократии». 

Стали ремонтировать-открывать старые церкви, строить новые…  Казалось бы, вознеслась царственно и светозарно над русской землей  вечная истина Божьего Слова! Вернулись мы наконец-то к своим духовным корням, вспомнили  заповеди пращуров…

       Должно было бы так стать, однако не стало. Церкви-то стоят, купола  их  золотят, да зачастую стоят они полупустые, с богатыми золоченными куполами…  И долларозобые заливаются и чужаки с иноверцами  не робеют! О многоконфессиональности, о взаимозаменяемости вероисповеданий, а Православие при этом   –  в общий ряд. Посмей  кто протестовать, возмущаться! Мгновенно припечатают  «великорусским шовинизмом» или  «охотнорядским черносотенством». Почему это сделалось возможным? Да потому  что всей правды до сих пор не сказано! Не убоявшись, принародно, во весь голос! Однако станет ли население с промытыми полностью телевидением мозгами слушать эту правду, вернее захочет ли оно её услышать? Возжелает ли её?!      

        Силён в сегодняшние дни отец лжи сатана, а слуги его располагают огромным влиянием и многими богатствами.  Изо дня в день продолжается невидимая глазу битва. С каждым днём лишь ужесточаясь. И по-иному быть не дано. Зло и Добро, Свет  и Тьма – вечное противостояние, существовавшее от момента сотворения Господом рода человеческого на Земле.  Свет добра, рассеивающийся и уходящий, и тьма вавилонская, сгущающаяся и повсюду проникающая. Это о сегодняшнем дне!

       Однако так же как было и сотни  лет тому назад:  ярким сиянием в непрогляди тьмы-тьмущей, путеводной звездой из неё выводящей и дарующий истинное знание о порядке и системе мироустройства, о смысле истории человечества и  движущих ее механизмах, является Православное христианство. Именно оно благодатно даровано Господом нашему народу русскому для опоры в ратоборстве со злом и для более верного нахождения пути правды и справедливости в духовной сфере жития. Нет в нашем народе крепости большей, чем эта! И враги наши о том ведают и никогда не забывают. Никогда они не забывают, что вера Православная это та единственная непобедимо могучая сила, вокруг которой реально могут сплотиться русские люди. Ещё более реальной она становится оттого, что она сплачивала русский народ воедино множество веков кряду. Враги об этом помнят, а мы забыли. Нас старательно учат это забывать, нам дают уроки безпамятства. Покамест у наших врагов имеются для этого все возможности. И они ими умело и ловко пользуются. Ведь ещё древними сказано: горе побеждённым! Разве они упустят возможность обхохотать и обсмеять святыни нашего народа, когда имеются для того все соответствующие условия? Ни за что на свете! Враг на то он и враг! И не так горько терпеть зло от врага, как горько видеть, сколько у врага приспешников и помощников из числа людей собственного народа.  Горько и прискорбно! Хотя и лукаво обманутых среди них немало, но, сколько обманывающих и сознательно предающих.

       И все-таки, несмотря на всю глубину падения нравственности и морали в нашем обществе, нынешнего торжества материального над духовным, надуманного над истинным  –  я твёрдо верю в мудрость Божественного Промысла, я верю в скорое пробуждение своего народа, я верю в то, что когда-нибудь русский человек инда вырвется из плена массовой безучастности и малодушия, что он непреодолимо захочет жить не во лжи, что он захочет жить правдой и для правды. Я верю в это непреклонно! Я верю в это, несмотря на то, что меня всеми существующими способами хотят убедить в обратном. Я непреклонно продолжаю верить в славное великое будущее своего народа, своей страны. И всё это истина, и всё это правда – покамест жива в русском человеке вера Православная, покамест пламенеет неугасимо она в его сердце!!! 

       А закончить своё эссе я хочу словами Иоанна Кронштадского, реченными им за несколько лет до начала кровавого кошмара, развергнутого на русской земле.

«Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить. Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры…  Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам, и России». 

Юдкин Дмитрий Николаевич. Председатель Правления Литературно-Исторического  Клуба «РусичЪ», член Межрегионального Союза Писателей Украины. Член Союза Русского Народа Луганского отдела.

 

У Бугрова — лучше, чем за бугром

Нижегородский капиталист XIX века Николай Бугров оставил в истории беспрецедентный пример «социально ответственного бизнеса», жертвуя на нужды общества едва ли не половину прибыли своей фирмы

Старообрядческий промышленник-миллионщик Николай Бугров, владелец фирмы «Товарищество паровых механических мельниц Бугрова» был и инноватором, и меценатом, и удачливым бизнесменом. Он одним из первых в России внедрил вальцовый способ помола, на 15–20% увеличивший количество муки, производимой из того же объема зерна, что и при обычном помоле. Несмотря на то что Бугрову принадлежал фактически весь мукомольный бизнес Поволжья, топ-менеджмент его компании состоял всего из трех человек: его самого, приказчика и бухгалтера. Структура компании была настолько оптимальной, что впоследствии Сталин приводил ее своим экономистам как образец идеального управления. Бугров владел целым флотом, перевозившим его продукцию по Волге, и обладал правом на поставки хлеба царской армии. Был купец-миллионщик и крупнейшим домовладельцем своего родного Нижнего Новгорода — множество исторических зданий здесь построено именно им. При этом бизнес Бугрова был в полной мере социально ответственным: 45% своей прибыли промышленник тратил на благотворительность, он был организатором первого в России старообрядческого санатория для работников, школ для их детей и т. п.

Высокий старт

Николай Александрович Бугров не был Цукербергом: свои миллионы он заработал не благодаря новому, стремительно вошедшему в моду продукту, а в самом что ни на есть традиционном бизнесе — мукомольном. Да и начинал он далеко не с нуля — уже два поколения его семьи относились к обеспеченному слою. Это дед его, Петр Егорович, в юности бурлачил на Волге — таскал на баржу мешки с солью, а потом скопил денег на собственную баржу и стал промышлять перевозками и торговлей. В 1829 году Бугров-дед основал свое мукомольное производство (ему принадлежало несколько водяных мельниц), а также построил железорезный завод. В городе его величали не иначе как дедушкой: в народе о нем шла добрая слава. «Мне лично известны были до 15 человек, выкупленных им из солдатства; каждый из них стоил ему не менее 800 рублей»,— пишет автор Толкового словаря живого великорусского языка, чиновник Владимир Даль, который с 1849 по 1859 год управлял царским удельным имением в Нижегородской губернии, откуда, собственно говоря, и вышли крестьяне Бугровы. Петр Егорович даже разрешал бедным крестьянам бесплатно пользоваться его землей. За три поколения семья Бугровых не потеряла связи со средой, из которой вышла, несмотря на то что они водили дружбу с губернаторами, а на поклон к ним являлись разорившиеся дворяне, желавшие взять в долг денег. Пользуясь связями со своей общиной, Бугровы сколотили целую армию работников и управляющих, многие из которых были Бугровым родственниками или свойственниками.

Нижегородская губерния в XIX веке в плане развития капитализма была одной из образцовых: благодаря крупнейшей водной артерии — Волге и развитию ремесел здесь процветала торговля. Знаменитая Нижегородская ярмарка на протяжении ста лет была крупнейшей в России: сюда свозили товары не только со всей страны, но и из Европы, из мусульманских стран — Турции, Ирана, Бухарского эмирата и т. п. При ярмарке действовала биржа. На своем, мужицком уровне Бугров-дед дал довольно глубокое философское обоснование социальной значимости капитализма. «Деньгу грешно держать в сундуке, надо пускать ее, чтобы народ ею кормился,— говорил промышленник.— Она в один день семерых обойдет и выручит, а в сундуке она тлен». Это выгодно отличало его от множества других нижегородских промышленников, занимавшихся скупкой и перепродажей продукции различных мастерских (Нижегородская губерния считалась первой в стране по развитию кустарного производства), но не стремившихся распространить торговлю на другие города, не осваивавших новых отраслей бизнеса.

Итак, с самого рождения (1837 год) у Николая Бугрова уже были хорошие стартовые возможности. Умаляет ли это его заслуги? Вероятно, нет. Стала ли научная значимость Дарвина меньше от того, что уже дед его, Эразм Дарвин, интересовался эволюцией животного мира? Был ли Александр Македонский менее талантливым полководцем, чем это принято считать, оттого что царскую власть и армию он унаследовал от своего отца Филиппа? Так и Бугров-младший не только не растратил полученного в наследство добра (чем грешили сотни юных купцов, предпочитавших коммерческим успехам пьяный «дауншифтинг» в кабаках), но и многократно его преумножил, превратившись в одного из самых крупных деятелей нарождавшегося в стране капитализма.

Нижегородские инновации

Судьба Бугрова-младшего — яркий пример силы, которой обладает технологическая модернизация. До 1880-х годов Николай Александрович, помогая своему отцу, развивал дедовскую империю в основном экстенсивно — увеличивая число покупателей муки с шести принадлежавших семье мельниц, работавших, как и столетия назад, на водной тяге и моловших зерно с помощью архаичных жерновов. Однако в 1880-е российская мукомольная промышленность столкнулась с трудной проблемой: из-за последствий мирового экономического кризиса, начавшегося в 1873 году, цены на сельскохозяйственные продукты во всех странах резко упали, да вдобавок из-за стремительного развития фермерских хозяйств в США европейский рынок оказался завален дешевым американским хлебом. В 1883 году, когда Николай Бугров взял в свои руки управление семейной фирмой, хлеб на глазах утрачивал свою роль одного из главных экспортных продуктов России — отечественные мукомолы разорялись, помещики, сеявшие хлеб, едва сводили концы с концами.

В этой сложной ситуации Бугров обратил внимание на уязвимые места своего бизнеса. Прежде всего он полностью переоснастил все мельницы: взамен водяных колес стала использоваться двойная тяга — водяные турбины в сочетании с паровыми двигателями, взамен каменных жерновов — стальные вальцы, позволявшие получать мельчайшую муку высокого качества. Если водяные колеса прекращали работу во время понижения уровня воды в реках, то новые механизмы позволяли мельницам работать круглосуточно и в любое время года. В итоге шесть мельниц стали перемалывать в год в несколько раз больше зерна, чем раньше,— до 8 миллионов пудов пшеницы, около 1,5 миллиона пудов ржи и примерно 1,5 миллиона пудов проса. Вместо трех сортов муки, которые фирма выпускала до этого, теперь в лавки поставлялось 12 сортов. В 1896 году фирма Бугрова получила право поставлять хлеб для всей русской армии — этот крупный господряд придал его бизнесу необходимую стабильность.

Именно бугровские мельницы стали самыми прибыльными предприятиями Нижегородской губернии, а сам Бугров к 90-м годам превратился в крупнейшего мукомола всего Поволжья. Открытый к технологическим переменам, Николай Александрович в дальнейшем произведет еще одну «модернизацию», электрифицировав в 1903 году несколько своих мельниц. В планах предпринимателя была и постепенная замена барж пароходами, однако этот проект довести до конца не удалось, слишком уж дорогой была покупка и обслуживание парового флота: в результате флотилия фирмы состояла из пяти пароходов и 25 барж. К началу ХХ века общий капитал Бугрова составлял 323 миллиона рублей — одно лишь «Товарищество паровых механических мельниц» ежегодно приносило ему 111 тысяч чистого дохода.

Миллионы Бугрова (помимо мукомольного бизнеса, его семья промышляла еще и торговлей другим ходовым товаром — лесом) подняли его статус на недосягаемую высоту: «удельный князь Нижегородский», как величал его Горький, имел звания мануфактур- и коммерц-советника, несколько раз удостаивался царских приемов, водил знакомство с Победоносцевым и Витте, был близким приятелем другого российского промышленника и мецената Саввы Морозова. У себя в Нижнем он на протяжении почти 20 лет был бессменным гласным Думы Нижнего Новгорода. Известно, что когда министр иностранных дел принимал первых лиц губернии, то сперва приглашали Николая Александровича, а губернатора — только во вторую очередь. Не удивительно, ведь губернаторы зачастую были должны ему кругленькие суммы, и Бугров редко воздерживался от театрального жеста — когда очередной губернатор уходил в отставку, промышленник присылал к нему слугу с подносом, наполненным разорванными векселями: мол, все прощаю, не держите зла. «Большой, грузный, в длинном сюртуке, похожем на поддевку, в ярко начищенных сапогах и в суконном картузе, он шел тяжелой походкой, засунув руки в карманы, шел встречу людям, как будто не видя их, а они уступали дорогу ему не только с уважением, но почти со страхом» — так описывает промышленника его знаменитый земляк Максим Горький, который однажды занял у него тысячу рублей, чтобы помочь больному товарищу, отправленному в ссылку.

Кумир Сталина

А вот управленческие методы Бугрова трудно назвать инновационными. Однако при всей свой архаичности они были действенными: и после революции, когда успешные предприниматели царского времени угодили в разряд кровопийц и мироедов, даже первые лица государства уважительно высказывались о приемах менеджмента, которыми пользовался Николай Александрович. Советский писатель Феликс Чуев приводит воспоминания одного из участников заседания у Сталина, состоявшего в первые месяцы Великой Отечественной. Перед наркомом станкостроения был поставлен вопрос об увеличении выпуска боевой техники. Нарком отвечал, что существующим штатом ему не справиться, и попросил увеличить управленческий аппарат до 800 человек. Тогда Сталин привел пример «мукомольного короля» царского времени и спросил:

— Как вы думаете, каким штатом располагал Бугров для управления всем своим хозяйством, а также контролем за ним? — и продолжал: — У Бугрова были: он сам, приказчик и бухгалтер, которому он платил 25 тысяч рублей в год. Кроме того, бухгалтер имел бесплатную квартиру и ездил на бугровских лошадях. Видимо, бухгалтер стоил таких денег, зря Бугров платить ему не стал бы. Вот и весь штат. А ведь капиталист Бугров мог бы набрать и больше работников. Однако капиталист не будет тратить деньги, если это не вызывается крайней необходимостью, хотя деньги и являются его собственностью.

На самом деле, все было даже интереснее: Бугров и этих-то своих ближайших помощников не хотел нанимать, предпочитая вести сложные дела самостоятельно — все документы носил в кармане поддевки. Торговые партнеры уговаривали его идти в ногу со временем — завести бухгалтера. Бугров вроде бы поддался: выписал из Москвы опытного счетовода и посадил его в богато обставленную контору. Однако дел никаких ему так и не передал — сослался на то, что только на опись инвентаря уйдут годы, а ему недосуг — дела. Проплевав в потолок три месяца, бухгалтер заявил, что дальше «работать» таким образом не готов, и уволился. Впрочем, позже, когда число торговых партнеров, с которыми работал Бугров, выросло почти в десять раз, он признал необходимость бухгалтера и нанял другого, который работал у него больше 20 лет.

Зато на мельницах у Николая Александровича трудилось целое войско — около 2 тысяч рабочих и служащих, громадная цифра для фирм того времени. На предприятиях была выстроена своего рода система поощрения лояльности. Заработная плата была выше, чем у конкурентов (например, жалованье матросов, служившего на пароходах фирмы, составляло 32 рубля в месяц — столько не получал средний рабочий даже в Москве), а рабочий день — удивительно коротким: всего восемь часов. И это во времена, когда и в Европе-то никакие законы не ограничивали продолжительность рабочего дня! Плюс к этому работодатель предоставлял своим сотрудникам бесплатное питание и даже подарки к праздникам.

В самом деле, есть в бугровских методах что-то созвучное с советскими методами поощрения работников. Капиталист Бугров был едва ли не первым в России человеком, которому пришла в голову идея награждать за труд: «Я бы кресты да ордена за работу давал — столярам, машинистам, трудовым, черным людям. Успел в своем деле — вот тебе честь и слава! Соревнуй дальше. А что по ходу дела на голову наступил кому-нибудь — это ничего! Не в пустыне живем, не толкнув, не пройдешь!» Позже эта идея возродилась в советских наградах, таких как орден Трудового Красного Знамени, например.

Все перемелется

Удивительно: в отличие от нынешних олигархов, богатеи того времени были людьми щедрыми и охотно тратились на общественные нужды. В уставе «Товарищества паровых механических мельниц» было записано, что ежегодно на благотворительность должно выделяться 45% чистой прибыли. Эта цифра сейчас поражает: нижегородский миллионер тратил почти половину всего, что получал со своих мельниц, на нужды бедняков. Чтобы в полной мере понять феномен бугровского меценатства, надо вспомнить, что по вероисповеданию он был старообрядцем-беглопоповцем. Этот старообрядческий толк в свое время подвергался государственным репрессиям, и непременным условием выживания стала активная взаимопомощь единоверцев. Легко заметить, что большая часть всей благотворительной деятельности Бугрова была направлена именно на старообрядцев. Так, он открыл «древлеправославную» школу и три богадельни для единоверцев, первый в России санаторий дя своих работников, большинство из которых были старообрядцами. А в 1887 году промышленник в союзе со своими родственниками братьями Блиновыми построил на Монастырской площади Вдовий дом — первый в России приют для одиноких женщин с детьми. Структура приюта напоминала современные студенческие общежития семейного типа: вдовы размещались в 165 квартирах с общей баней и прачечной. Дети ходили в начальную школу, а потом занимались в мастерских, где девочек обучали шить, а мальчиков сапожному ремеслу. Бугров был известен и своей помощью погорельцам, многим из которых он заново отстроил избы и подарил на жизнь лошадь или корову.

Старообрядческие правила предписывали жертвовать на нужды страждущих крупные суммы, и общественность косо смотрела на тех, кто нарушал это правило. Напротив, тот, кто не скупился, становился влиятельным человеком — не следует забывать, что старообрядцы до самого 1917 года оставались пораженными в правах, и участие купцов-староверов в муниципальных делах позволяло им добиться авторитета и в среде православных, принадлежащих к официальной церкви. Бугров недаром получил звание почетного гражданина Нижнего: в 1878 году он вместе с отцом потратил 75 тыс. рублей на реконструкцию городского водопровода. Крупнейший домовладелец Нижнего Новгорода, он вкладывал огромные средства в городское строительство: на его деньги было возведено и новое здание городской думы, гласным которой он являлся; он же спонсировал реставрацию Нижегородского кремля, возведение торгового корпуса (этакого варианта современного супермаркета), расположенного по Зеленому съезду, постройку ночлежки для бродяг в Скобе (над входом висела длинная, во весь фасад, надпись «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо» — в старообрядчестве распитие спиртных напитков считалось страшным грехом), и т. п. А свою «Анну на шею» Николай Александрович получил за участие в устройстве XVI Всероссийской художественной и промышленной выставки в 1896 году (к этому событию Бугров приурочил возведение нескольких зданий, в том числе здание Волжско-Камского банка) и особенно за помощь, оказанную властям города в подготовке визита Их Императорских Величеств в Нижний Новгород летом того же года.

Словом, был Бугров человеком недюжинным, каких наше время, видно, уже не рождает: стремление к личной выгоде сумел он сочетать с пользой для окружающего общества, умение ладить с высшими чиновниками — со стремлением помогать людям того сословия, из которого вышла его семья,— полунищим неграмотным крестьянам. Правда, изобразить Бугрова ангелом едва ли выйдет: говорили, что он вдвое увеличил капитал отца на самарском голоде начала восьмидесятых годов, когда его приказчики многократно завышали цены на хлеб, разоряя местных крестьян. Да и в личных отношениях он был далеко не святым: Бугров, последовательно схоронивший трех жен в течение меньше чем десяти лет (религиозные правила запрещали жениться в четвертый раз), часто покупал у бедняков их дочерей. Жил с очередной избранницей, пока она ему не надоедала, а потом поступал, согласно купеческой этике того времени, «порядочно»: выдавал женщину замуж за одного из своих служащих или рабочих, давая приданое 3–5 тысяч. И обязательно, как пишет Горький, строил молодоженам маленький, в три окна, домик, ярко окрашенный, крытый железом. Вот тебе и социальный бизнес.

http://journal.dasreda.ru/practice/1544-u-bugrova-luchshe-chem-za-bugrom


Торжество свидомого кретинизма: "Тикай, хлопцы! Русский спецназ

27.01.2014
Майдан полон слухов и вбросов. Чем они нелепее, тем больше в них верят. Обозреватель "КП" Александр ГРИШИН увидел много сходного между российскими и украинскими заговорщиками: 

У Болотной и нынешнего киевского майдана много отличий и много схожего. Но есть одно общее, в чем они даже большие «близнецы и братья», чем «партия и Ленин». И это слухи и вбросы, которыми нынешний украинский протест облеплен не хуже, чем его более ранний российский собрат или придорожное дерьмо - мухами.

Как сейчас помню российских либералов, вещавших одновременно с радостным возбуждением и с ужасом в глазах о вертолетах, которые садятся на крышу ФСБ, о полке чеченского спецназа, якобы «приехавшего в Москву для усмирения» и расквартированного на столичных окраинах, о безжалостном спецназе ГРУ, вызванном на подмогу. И в этом были замечены не какие-то старушки, прогуливающие внуков, которым не о чем посплетничать на лавочках, а люди весьма серьезные, вроде того же Бориса Немцова. А депутат Госдумы Илья Пономарев, помнится, даже прозрачно намекал о применении против «болотных» Кремлем «климатического оружия». И протестная масса внимала им с восхищением («надо же, какие мы крутые») и ужасом («ой, что будет?!»)

Вокруг киевских баррикад слухов и информационных вбросов сейчас не меньше, если не больше. Первые дни противостояния «майданщики» пугали себя, что «сейчас «Беркут» прийде». Но тот все не приходил, предпринимая лишь короткие злые контратаки, словно отбиваясь от перешедшей черту брехливой собаки, вылезшей из-под забора, и возвращаясь на исходную.

Потом «майданщики» стали пугать себя Чрезвычайным Положением. Но и Янукович тоже не оправдал их ожиданий (пока-прим. авт.). Требовался враг - сильный, жестокий и коварный, чтобы подтвердить его наличием свой героизм и необходимость стояния и дальше.

Никто не может разогреть ненависть украинского националиста до такого накала, как «кляты москали», то есть русские. Разве что поляки. Но русские предпочтительнее, потому что русскими войсками, в отличие от поляков, можно еще и напугать не особо умную интеллигенцию (преимущественно творческую, поскольку от научно-технической требуются еще и знания, подразумевающие наличие ума) и вдохновить романтических юнцов на «подвин на баррикадах».

И понеслась... Сначала усиленно вбрасывали тезис о продаже Россией оружия и боеприпасов, которыми будут расстреливать майдан. Но этого было мало. Требовались конкретные каты (палачи). Следующим шагом стала «информация « от «заслуживающих доверия источников» о приведении Черноморского флота в состояние повышенной боеготовности, о выдвижении российской морской пехоты из Крыма на Киев, о десанте морского спецназа России в районе Одессы. После чего поползли слухи сначала о семи, а потом и двадцати военно-транспортных самолетах с десантниками на борту, которым не дали сесть в Борисполе (международный аэропорт Киева), в результате чего они отправились на другой аэродром, но уже высадились и идут несколькими колоннами на столицу Украины. Причем, говорили это не какие-то фрики из числа городских сумасшедших, а люди, заседавшие в украинском парламенте. Если не действовал слух, рассчитанный просто на тупых, то запускался вариант из серии «еще тупее». Количество «российских спецназовцев, прибывших на баррикады в поддержку «Беркуту» превысило тысячу бойцо», а некоторые из них, «переодевшись «Беркутами» меняли на гривны российские рубли».

Российские блогеры смотрели на это торжество кретинизма, раскрыв рот, но быстро поняли, что тут есть редкая возможность потроллить «свидомых» и в конце прошлой недели, состряпали «кадр из телерепортажа», в котором говорилось, что через Курск прошла танковая колонна в направлении Украины. Картинка, на которой (если не ошибаюсь) был запечатлен фрагмент подготовки к параду в Санкт-Петербурге, как «видеодоказательство», помутила остатки разума у адресатов, и количество ретвитов этого сообщения только от одного из авторов данного троллинга превысило 230... А самолеты с десантниками и спецназом из Москвы все кружили и кружили в небе над Киевом и опять не могли сесть. Теперь, наверное, из-за закопченного горящими покрышками неба.

На следующий день тот же микроблоггер собирался запостить фотографию подводной лодки-музея Б-413, стоящей на приколе в Калининграде и снабдить ее подписью о новой высадке морского, на этот раз уже подводного спецназа с Днепра на баррикады, но решил пожалеть протестующих в Киеве. Хотя многие и по сию пору не сомневаются, что и эта хохма прокатила бы.

Последней по времени «пугалкой» для «майдана стала обработанная в фотошопе фотография, на которой якобы «российский снайпер из Ростова-на-Дону» отстреливает протестующих. Не снимая российской формы. Почему при этом из его кармана не выпадают российские рубли, непонятно. Недоработка, наверное.

А потом мы удивляемся, что всю эту ахинею с серьезным видом обсуждают всякие вроде как умные мужи. Все, как у Пушкина: «Ах, обмануть меня нетрудно. Я сам обманываться рад». Впрочем, если всмотреться в лица, то окажется, что это те самые мужи, что обсуждали снайперов на Болотной и чеченские вертолеты на крыше здания ФСБ пару лет назад.

То ли им этого действительно хочется, то ли это просто надо.

Мнение редакции: С одной стороны, - "дебилы". Свидомые вообще дебилы, по определению. Это не ругательство, не оскорбление, это диагноз. С другой стороны, - они всё правильно делают. Рагулей можно мотивировать исключительно страхом. Тогда майдан приходит в движение и скучившуюся евромассу можно направлять куда угодно. Тогда отключаются мозги, и толпа людей превращается в стадо баранов. ЛС