Коронавирусный щит раскрылся над Украиной

В Украине с 24 февраля началась вакцинация населения. Киев получил первую партию долгожданной вакцины.

В настоящее время в Украине сертифицированы вакцины от коронавирусной инфекции двух производителей. Это Pfizer/BioNTech и Oxford/AstraZeneca. По словам министра здравоохранения страны Максима Степанова, это вполне логичный шаг. В эфире ток-шоу "Право на владу" на телеканале "1+1" 25 февраля чиновник выразил уверенность, что даже самые передовые страны не могут себе позволить рассчитывать на одну вакцину. В настоящее время рассчитывать только на одного поставщика невозможно. Министр заявил, что "даже в Израиле была Pfizer и Moderna – две вакцины, которые они законтрактовали [...] Мощностей ни одного производителя вакцин не хватит для всех. Сейчас вы видите, что происходит".

Первые партии вакцины должны были поступить от американской компании Pfizer. Однако сроки поставок сорвались. В качестве причины названа нехватка производственных мощностей компании. Однако в министерстве здравоохранения Украины сохраняют уверенность в том, что обещанные объемы препарата будут поставлены позже.

Касаемо срывов сроков поставок вакцины, Степанов заявил, что “Pfizer срывает поставки, AstraZeneca срывает поставки. Они все откладывают свои поставки. Потому что не хватает мощностей, такой беспрецедентной вакцинации в мире еще не было никогда”.

А пока в Украине идет первая волна вакцинации. В качестве первого препарата используется поступившая партия из 500 тысяч доз вакцины Covishield производства Oxford/AstraZeneca.

Партия прибыла 23 февраля в аэропорт Борисполь из Индии через Турцию. А уже на следующий день был привит первый украинец. Им стал житель Черкасской области, врач-реаниматолог Евгений Горенко.

Главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко заявил, что с 25 февраля прививки начали получать граждане во всех регионах страны.

В чичсле первых бесплатные прививки получат медики, работающие с больными COVID-19, и военные операции Объединенных сил. До конца осени планируется провести вакцинацию всех медицинских работников, пенсионеров, учителей и силовиков.

В настоящее время согласно данным социологических опросов число граждан, готовых пройти бесплатную вакцинацию растет и составляет до 65% населения. Для сравнения, в декабре этот показатель был чуть выше 40%.

Для формирвоания коллективного иммунитета доля вакцинированных должна составить не менее 60% населения. На такой показатель руководство страны рассчитывает выйти в 2023 году.

Всего Украина рассчитывает получить 117 тысяч доз вакцины Pfizer и не менее 2,2 млн доз вакцины производителя AstraZeneca. Летом ожидается начало поставок препарата компании Novavax. Его объем должен стать самым большим и составить 15 миллионов доз. В настоящее время эта вакцина в стране не сертифицирована. Еще 1,9 миллионов доз пообещала поставить китайская компания Sinovac Biotech. Первая партия в 700 тысяч единиц должна поступить в апреле.

Если все запланированные поставки состоятся, это позволит произвести вакцинацию почти половины населения Украины.

Украинское руководство поступило разумно, заключив соглашения сразу с четырьма поставщиками вакцины. Потому что коллизии могут случиться у всех. И это продемонстрировала американская компания Pfizer.

У американской компании случился сбой в производстве. И наша страна не смогла получить обещанную партию препарата. Пусть и не такую большую. Но важную.

Факт начала массовой вакцинации американской вакциной мог стать также важным политическим моментом и продемонстрировать приверженность Соединенных Штатов оказанию всесторонней поддержки Украине.

Но случилось как случилось. Остается надеяться на скорейшее воостановление производства Pfizer. И ждать обещанных поставок.

p { margin-bottom: 0.1in; line-height: 115%; background: transparent }

Украина и МВФ. История продолжается

Приближается срок выплаты Украиной очередных кредитов Международному валютному фонду.

В марте Киев должен внести очередные платежи в размере около 350 миллионов долларов. Всего в текущем году объем выплат составляет почти 1,162 миллирада долларов. Наиболее крупные платежи приходятся на март и сентябрь.

Программой поддержки экономики Украины, одобренной МВФ в июне 2020 года, предусмотрено выделение Киеву в общей сложности пяти миллиардов в течение полутора лет.

Но новых траншей может и не быть.

Часть требований для предоставления последующих кредитов Украина не выполнила. Об этом заявил президент Владимир Зеленский в ходе последнего брифинга 22 февраля. В частности, он заявил о том, что фонд переходит границы и оказывает влияние на возможность украинского руководства самостоятельно принимать решения. Он сказал: “Мы строим независимую страну. С некоторыми вещами, которые хочет МВФ, мы соглашаемся, а с некоторыми нет. Я гарант Конституции, я защищаю независимость. Мы строим сильную страну, в будущем независимую от всех”. Подобное высказывание главы государства явно свидетельствует об его отношении к политике фонда.

Руководство страны сделало многое для получения финансовой помощи. В соответствии с требованиями МВФ были разделены налоговая и таможенные службы, отменен максимальный тариф на отопление, упрощена процедура смены поставщиков газа, отменено снижение пенсионного возраста. Кроме того, была решена проблема криминализации незаконного обогащения и закреплены полномочия Национального банка Украины.

Для получения дальнейших траншей Киеву необходимо провести еще ряд реформ. Президент Зеленский заявил, что основные проблемы возникли при обсуждении реформ Конституционного суда и Высшего совета правосудия. Есть еще ряд моментов, вызвавших недовольство предствителей МВФ. В частности, украинское руководство не продемонстрировало, как планирует снизить дефицит бюджета, не обеспечило введение в стране рыночных тарифов на газ, не провело обещанного усиления корпоративного правления в государственных компаниях.

Определенные позиции приходится доказывать. На слово западные кредиторы не верят. А рассчетные данные сторон зачастую расходятся. Так обстоит дело с проблемным вопросом об определении дефицита государственного бюджета. МВФ требует, чтобы в следущем году этот показатель составлял не более 3,5%. Но Министерство финансов Украины говорит о рельных показателях не менее, чем 4,5-5% ВВП.

Президент Владимир Зеленский выразил уверенность в том, что Украина сможет найти взаимно приемлемые условия с МВФ и в текущем году получит очередной кредитный транш. В Кабмине разрабатываются резервные планы. Они публично не озвучиваются. Говорят о наличии скрытых резервов, о том, что еще не исчерпаны ресурсы выпуска облигаций внутреннего гос займа. Вполне возможно, но проценты по ним настолько высоки, что выполнить требования МВФ навереное будет дешевле.

Стоит отметить, что МВФ не имеет право указывать суверенному государству, каким образом реализовывать свою внешнюю или внутреннюю политику. Это финасовая организация, осуществляющая кредитование в обмен на выполнение каких-либо условий.

Но пока Украина страна зависит от кредитов, говорить о полной независимости сложно. Всю экономическую политику приходится согласовывать с кредиторами.

p { margin-bottom: 0.1in; line-height: 115%; background: transparent } a:visited { color: #800000; so-language: zxx; text-decoration: underline } a:link { color: #000080; so-language: zxx; text-decoration: underline }

Украина готовится к введению 5G технологий

  • 25.11.20, 14:26
  • 5g

В середине ноября кабинет министров Украины утвердил план по внедрению в стране стандарта сотовой связи 5G.

Однако многие эксперты и представители основных операторов сотовой связи считают, что наша страна пока что готова к введению новых стандартов только морально, технически же мы сильно отстаем. Участники рынка сотовой связи высказали предположение, что Украина будет готова к введению новых технологий не ранее, чем через два – три года, а не через год, как запланировал Кабинет министров.

Исследовательская компания inCITES Consulting провела изучение готовности к введению технологий 5G в 38 странах Европы. По результатам исследования аналитики выразили уверенность в том, что Украина имеет высокий уровень технического образования, но очень слабо развитое законодательство и инфраструктуру. По этим показателям мы заняли предпоследнее место в рейтинге. Уровень технического образования у нас высокий, а вот инфраструктура и законодательство – на предпоследнем месте.

Теперь о параметрах, использованных при составлении рейтинга.

По критерию "Инфраструктура и технологии" Украину поставили на последнее место из-за большого отставания от других стран во введении технологии 4G (этот срок составляет около 8 лет). Стараний сотовых операторов по разворачиванию покрытия сети аналитики посчитали недостаточным фактором.

Такой подход связан с тем, что по мнению экспертов, 4G-инфраструктура должна стать основой для создания сети пятого поколения.

Верховная Рада приняла законы, позволяющие упростить операторам связи доступ к инфраструктуре. Однако параметр “быстрый доступ к электроэнергии” в нашей стране все равно значительно хуже, чем в других европейских государствах.

Специалисты inCITES Consulting отметили, что в Украине много технических специалистов высокого уровня. По этому по показателю "Человеческий капитал" наша страна находится нв 16 месте из 38. При этом Украина не только получила наивысший бал среди своих восточноевропейских соседей, но и опередила такие западноевропейские государства, как Великобритания, Испания, Португалия и Италия.

Важно, что эксперты отметили высокий уровень подготовки специалистов, что будет необходимо при интегрировании новой технологии с существующими в настоящее время.

Теперь о готовности Украины к введению нового стандарта связи.

Кабинет министров принял решение об освобождении по 5G двух частотных диапазонов – 700 Мгц и 3400-3800 Мгц. Первый параметр призван обеспечить более широкое покрытие, второй – большую пропускную способность и скорость передачи данных.

Правительство анонсировало намерение объявить конкурс на 5G через год. А с 2022-го ожидает появления в Украине первых элементов нового стандарта связи.

Для Lifecell, Киевстар и Vodafone такое решение обойдется в миллиарды гривен.

Представители Lifecell выступили с предложением о бесплатном выделении лицензий на работу в 5G. Но эти лицензии обещают огромные поступления в бюджет. И правительство от них вряд ли откажется.

Представители трех операторов сошлись во мнении, что для начала необходимо полностью завершить введение 4G технологий. А для этого года недостаточно.

Намерения правительства звучат серьезно. Об этом говорит намерение освободить частотные диапазоны. С точки зрения причастности к передовм технологиям проект также очень важен.

А вот с финансовой. Операторы сотовой связи найдут необходимые миллиарды на введение 5G. Но потраченные средства нужно будет компенсировать. И если не за счет дотаций из бюджета, то из других источников. Так что в конечном счете за все заплатят потребители. А в нынешнее непростое время населению есть куда потратить деньги, за исключением сотовой связи.

p { margin-bottom: 0.1in; line-height: 115%; background: transparent } strong { font-weight: bold }

Коронавирус прогрессирует, скоро в Украине могут закончиться бол

По состоянию на 6 ноября по данным министерства здравоохранения Украины, в стране зафиксировано 9271 новых случаев COVID-19 (из них детей — 304, медработников — 468). Всего за сутки были госпитализированы 1515 человек, 201 пациентов умерли, выздоровели — 10762 человек. С начала эпидемии в стране заразились COVID-19 более 400 тыс. человек.

Ежедневно количество больных растет. Министр здравоохранения Максим Степанов высказал мнение, что ситуация в стране близка к катастрофе. Такое заявление он сделал в ходе заседания Верховной Рады. Министр предупредил, что в стране вскоре могут закончиться больничные койки для коронавирусных пациентов. В таком случае врачи будут вынуждены оказывать помощь тем, кто с большей вероятностью сможет выжить.

Степанов сообщил, что в стране постоянно добавляются новые койко места для больных коронавирусом COVID-19, однако эпидемия развивается быстрее. Заявление о распределнии приоритетности оказания помощи больным министр объяснил тем, что вскоре медицинские учреждения рискуют быть заполненными на 100%. «Это будет означать, что наша медицинская ситуация не выдержала, фактически это будет катастрофа», — сказал он.

До конца 2020 года в Украине действует режим так называемого адаптивного карантина. Он подразумевает возможность ослабления региональными властями ограничительных мер в зависимости от эпидемиологической обстановки.

Также две недели назад правительством введены дополнительные ограничения на проведение массовых мероприятий. Спортивные соревнования допускается проводить без зрителей, введены органичения в школах и ВУЗАХ. Кроме того, до конца года местные власти продлили введенный в конце марта из-за коронавируса режим ЧС.

Однако подобные меры пока что не помогают. Возможно исправить ситуацию помогла бы массовая вакцинация населения. Но ранее начала следующего года в нашу страну вакцина поставляться не будет.

И то, что ситуация критична не только в нашей стране, но и в мире, не сильно успокаивает. Эпидемия развивается ураганными темпами и уже очевидно, что вторая волна гораздо опаснее первой. А за ней обещают и третью...

p { margin-bottom: 0.1in; line-height: 115%; background: transparent }

Украина создает газовый хаб с американским рецедивистом

В поисках энергетической независимости Украина может оказаться втянутой в очередную сомнительную схему.
На прошлой неделе был подписан Меморандум о поставках американского газа в объеме не менее 5,5 млрд кубометров в год.
Детали документа пока что не известны, так как он сразу же отправлен на доработку. В настоящее время известно, что предполагается заключение соглашения с американской фирмой Louisiana Natural Gas Exports. Поставки должны осуществляться через польский терминал Свиноуйсьце.
Новость является ободряющей и обещает хорошие перспективы. Но есть некоторые сомнения.
Объем поставок. В 2019 году Украина импортировала около 14 млрд кубометров газа. И предполагаемый объем поставок составляет более трети от текущих. Это хорошо. При таких объемах и заявленной перспективе роста поставок у Украины существует потенциал развития приграничной инфраструктуры и возможность превращения в газовый хаб ЕС.
Но. Польский интерконнектор еще год назад позволял прокачивать не более одного млрд кубометров в год. Поляки обещали увеличить его мощность до 1,9, а затем до 3,9 млрд кубометров. И это не в краткосрочной перспективе. Здесь есть еще и финансовый вопрос. Готова ли Польша вложить большие средства в модернизацию своей газовой инфраструктуры. С этим вопросом вроде бы обещали помочь США.
Далее. С украинской стороны документ подписан исполняюще обязанности министра энергетики Ольгой Буславец. Американская сторона представлена мало известной компанией Louisiana Natural Gas Exports. Фирма эта зарегистрирована два года назад в штате Делавер (является штатом-офшором).
Официально зарегистрированной прибыли компания не имеет. Объем инвестиций - 17 млн привлеченных и 2,5 млн долларов вложенных средств. Зато по состоянию на март 2020 года налоговый долг компании составлял более 340 тысяч долларов при ежегодном налоговом обязательстве в 200 тысяч. Директор компании - Уильям Миллер. Дважды судим за мошенничество.
Кроме того, меморандумом предусматривается передача под контроль Louisiana Natural Gas Exports всех новосозданных газотранспортных объектов. Также закреплено обязательство Украины выкупать в течение всего срока реализации проекта у Louisiana Natural Gas Exports весь ее годовой запас газа. Сколько это, американские партнеры пока не сообщили.
Эти факты должны как минимум насторожить. Проекты государственной важности должны реализовываться с компаниями государственного уровня. Поэтому даже сам факт заключения крупного меморандума с малоизвестной компанией с сомнительной репутацией с сомнинтельными условиями бросает тень на руководство страны.
Меморандум по сути является декларацией о намерениях и никого ни к чему не обязывает. Украина имеет большой опыт невыполнения подписанных меморандумов. И было бы хорошо, если этот документ пополнит статистику.

Грузинский карлсон возвращается на украинские крыши

На этой неделе ожидается рассмотрение кандидатуры Михаила Саакашвили на пост вице премьер-министра Украины по вопросам реформ.
Со слов бывшего президента Грузии и экс-губернатора Одесской области, инициатива исходила от президента Владимира Зеленского. "Для меня большая честь получить от президента предложение стать вице-премьером правительства Украины по реформам. У меня также была очень содержательная и полезная беседа с премьер-министром Шмыгалем", — написал Саакашвили в своих социальных сетях.
Ранее, в 2015-2016 годах "приглашенный грузин" (так его назвал бывший президент Порошенко) уже отметился в украинской политике. Тогда Михаил возглавлял Одесскую область.
Со слов депутата Верховной Рады предыдущего созыва Игоря Мосийчука, при Саакашвили в Одесской области выросла преступность, состоялась полная криминализация региона. Он создал ряд коррупционных схем. Прокурором области и начальником полиции были его товарищи Давид Саквералидзе и Георгий Лордкипанидзе. Поэтому "связывать Саакашвили и борьбу с коррупцией просто смешно", - заявил политик.
В результате возросшего влияния Саакашвили начал демонстрировать политические амбиции. Его деятельность все меньше нравилась президенту. Пост губернатора области пришлось оставить.
Но политическая деятельность Михо в Украинее на этом не закончилась. Он основал свою партию - "Рух новых сил", начал критиковать "олигархический режим" Порошенко. За этим последовади несколько акций за импичмент президента и призывы захватить Дворец профсоюзов в столице. Но очередной майдан не состоялся.
В 2017г. Порошенко лишил бывшего грузинского президента гражданства и депортировал из страны. Вскоре Саакашвили прорвался через польскую границу и вернулся в страну.
Годом позже Саакашвили задержали в ресторане и выслали в Польшу. Зеленский, придя к власти, вернул ему украинское гражданство, и Михо вновь приехал в Киев.
Чего ждут от Михаила Саакашвили
Если Миша провалился как губернатор области, зачем президент назначил его ответственным за общенациональные реформы?
Причиной всему скорее всего деньги. Которые сейчас очень нужны стране и которые Михо пообещал выбить у Запада. Кроме того, аналитики выражают мнение, что президент Зеленский надеется хоть как-то при его помощи поднять свой падающий рейтинг и наладить осложняющиеся отношения с ЕС.
В этом плане кандидатура Саакашвили может показаться не совсем безнадежной. Опытный политик умеет попадать в кабинеты влиятельных людей в Вашингтоне и Брюсселе.
Президент Зеленский планирует назначить зоной ответственности Саакашвили ведение переговоров с МВФ о выделении Украине финансовой помощи. Другой немаловажной задачей грузинского политика должна стать координация экономического блока правительства, дерегуляция бизнеса и поддержка малого и среднего бизнеса.
Он пообещал, что через неделю после назначения подаст в профильный комитет Рады пакет из семи законов, реализация которых позволит Украине за месяц подняться на двадцать позиций в мировом рейтинге Doing Business.
Предложения Саакашвили неплохи и не новы — борьба с коррупцией, сокращение государственного регулирования и ускорения экономического роста. Но не реализуемы в современной Украине. И выглядят популистскими.
Его возвращение в Украину наверняка ознаменуется новыми политическими колебаниями, но не поможет Киеву справиться с текущими проблемами. Об этом заявила заместитель директора Евразийского центра в Атлантическом совете Мелинда Хэринг 24 апреля в статье для The National Interest.
Таким образом, очередной карьерный этап Михаила Саакашвили в Украине скорее всего будет похож на предыдущий. Он будет много обещать, но мало делать. А потом это надоест президенту. И что было в прошлый раз мы все помним.

Бизнес Ахметова может стать причиной ссоры Украины с Белоруссией

Украина будет закупать электроэнергию у Ахметова.
Украинской Национальной комиссией по государственному регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг принято постановление № 776 "О действиях участников рынка электроэнергии в период действия карантина и ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)".
Постановлением отменены результаты ранее проведенных годовых аукционов на поставку электроэнергии из стран, не входящих в Энергетическое сообщество (таковыми являются Россия и Белоруссия). Также предписывается не допускать электроэнергию из этих стран  для продажи на месячных и суточных аукционах в Украине.
И второй документ. Это введение с 15 апреля специальной пошлины в размере 65% на импорт из России всех типов угля за исключением антрацитового, битумозного и коксующегося. Фактически пошлины распростарняются на используемые при производстве тепловой энергии марки угля.
Эти решения наверняка обрадуют Рината Ахметова, контролирующего 80% украинской тепловой электрогенерации.  Теперь он сможет поставлять украинским предприятиям свой уголь (и наверняка по более высокой цене).
А вот потребители электроэнергии вряд ли обрадуются. Скорее всего цены на электроэнергию повысятся.
Когда кто-то выиграывает, то обязательно есть и проигравший. Вернее пострадавший. И в данной ситуации им оказывается Белоруссия.
За последние месяцы 2019 года Киев закупил белорусской электроэнергии на 43,1 миллиона долларов, за январь февраль этого года - на 7,5 миллионов долларов. Вскоре в Белоруссии должна открыться АЭС. И руководство страны наверняка рассчитывало на увеличение поставок электроэнергии в Украину.
Теперь же эти перспективы практически отсутствуют. Формально закупки остановлены не навсегда. Фактически же были расторгнуты годовые договора, являющиеся самыми стабильными.
И это не единственная пощечина, которую получила Белоруссия от Украины за последнее время. С апреля Киев присоединился к санкциям ЕС против Минска. Они предусматривают эмбарго на поставки оружия/оборудования, которое может использоваться для внутренних репрессий, а также замораживание активов и запрет на въезд четырем гражданам Белоруссии. Получается что они носят скорее политический характер.
Зная решительный характер президента Белоруссии Александра Лукашенко можно точно сказать, что без ответа сложившаяся ситуация не останется. Ответ будет. И во что обойдется бизнес Ахметова для Украины пока не известно.

Коронавирус может помочь украинской системе здравоохранрения

01 апреля в Украине должен вступить в силу второй этап медицинской реформы. Это событие обещает пройти незаметным на фоне главной проблемы этого века - пандемии коронавируса.
Автором реформы является Доктор Смерть. Такое прозвище в народе получила бывшая министр здравоохранения Украины Ульяна Супрун.
Предложенная реформа была сильно раскритикована населением страны. Многии считают, что она убьет систему медицинского обеспечения в Украине.
В свете текущей ситуации с распространением коронавируса хочется отметить, что по результатам первого этапа медицинской реформы в стране была полностью ликвидирована система санитарно-эпидемиологических служб.
Получается, что профессионалов, готовых бороться со смертоносным вирусом, в стране нет. Столкнувшись с активным распространееим инфекции, власти страны в экстренном порядке начали восстанавливать упраздненную структуру. Осуществляется подбор главных санитарных врачей в регионах. Но это дело не одного дня. И не одной недели.
А 01 апреля принятой медицинской реформой предусмотрено закрытие целого ряда медицинских учреждений, включая ряд туберкулезных диспансеров. Этот шаг обусловлен сокращением финансирования противотуберкулезной службы. В этом году объем выделяемых на эти нужды средств должен сократиться в пять раз по сравнению с 2019 годом.
Получается, что в Украине отсутствует санитарно-эпидемиологическая служба. На законодательном уровне не закреплена государственная программа по оборьбе с туберкулезом. И это может привести к тому, что многие зараженные коронавирусом могут оказаться вообще без лечения и какого-либо медицинского контроля.
Подобная ситуация может привести к печальным последствиям не только в самой Украине. На это необходимо обращать внимание и на международных площадках.
Кажется власти страны начинают об этом задумываться. Главное чтобы не оказалось слишком поздно. Убитую Ульяной Супрун эпидемиологическую службу начинают восстанавливать только благодаря пандемии коронавируса. И в полном объеме она начнет функционировать не скоро, учитывая, что украинские учебные заведения за последние годы не выпустили ни одного специалиста этой отрасли.

Земельная реформа = гражданская война

Украина является обладательницей самой большой в мире площади ценных плодородных земель. В стране насчитывается 30 миллионов гектаров чернозема. И вполне естественно, что многие желают заполучить эти ценности.
Одним из условий МВФ для предоставления Украине дальнейших кредитов является снятие запрета на прожажу земель сельскохозяйственного назначения. Мораторий на продажу сельхозугодий действовал 18 лет. И президент Владимир Зеленский пообещал его снять.
В первом чтении законопроект о земельной реформе был принят в ноябре. Несмотря на то, что инициатива является непопулярной в обществе и многие выступали против из опасения массовой скупки земель иностранцами. Законопроект удалось принять благодаря правящей партии президента. Из 240 депутатов, проголосовавших за его принятие 227 являлись членами партиии "Слуга народа".
Теперь обсуждение скандального закона вышло на финишную прямую. При этом за принятие закона выступает президент Зеленский и его и его парламентская фракция "Слуга народа". "Батькивщина" Юлии Тимошенко и "Оппозиционная платформа - за жизнь" - против.
Рассмротрение закрнопроекта во втором чтении началось 6 февраля. И за два последних дня рабочей недели парламентарии успели обсудить чуть более двухста из 4018 поправок к документу. Глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия высказал предположение, что при такой скорости обсуждения поправок законопроект может быть рассмотрен к середине апреля. Хотя первоначально спикер Рады и член пропрезидентской партии Дмитрий Разумков выражал надежду, что документ рассмотрят за день.
Ввиду явной непопулярности предлагаемой земельной реформы среди населения и опасений того, что землю скупят иностранцы, ко второму чтению пункт о зарубежных собственниках был убран. Этот вопрос предстоит решить на референдуме. В нынешней редакции запрет на приобретение украинской земли распространяется на граждан России, офшорные компании и организации с неясным бенефициаром. При этом политологи нашли первый способ обойти это правило - это возможность банков, в том числе и иностранных, принимать землю в качестве залога. И этот факт может говорить о наличии механизма скрытого перераспределения участков сельхозназначения в пользу зарубежных компаний.
Очень похоже на то, что главными выгодоприобретателями в случае принятия земельного закона станут западные партнеры Украины и транснациональные корпорации. Очень похоже, что норма о том, что можно через банк скупать землю в неограниченном количестве, специально предусмотрена для реализации такой схемы. Представители транснациональных корпораций и аграрные олигархи скупают голоса депутатов для продвижения закона. При этом суммы "гонораров" доходят до сотен тысяч долларов. Партия Зеленского обладает достаточным количеством голосов для принятия решения о снятии моратория с рынка сельхоз земель. Поэтому плату получают депутаты других фраций для создания страховочного фонда голосов.
Сам президент не форсирует принятие закона скорее всего потому, что это ему невыгодно. За последние месяцы его рейтинг упал почти на 40 процентов. А голосование за рынок земли может его окончательно обрушить.
Кабинет министров не охотно подчиняется воле президента, генеральный прокурор, тоже, а бывший соратник Игорь Коломойский и министр внутренних дел Арсен Аваков перешли в явную оппозицию. Жители начинают выходить на акции протеста. В стране только по официальным данным у населения на руках находится более 700 тысяч единиц оружия. Имеется опыт майданов. Все это сосздает очень печальные предпосылки.
Заявление Юлии Тимошенко о том, что "этот закон создан под тотальную спекуляцию украинской землей и для того, чтобы забрать у Украины нашу землю" не выглядит популистским.
Владимир Зеленский обещал, что вопрос продажи земли будет вынесен на всенародное голосование. А не решается сделать это потому, что есть указания МВФ. В совокупности с не пользующимся авторитетом правительством, желающим найти источник наживы, данный шаг с большой вероятностью приведет к скупке сельхозугодий иностранцами, уничтожению украинских фермерских хозяйств, упадку сел и будет содействовать экономической деградации и социальной напряженности.

Гривна укрепляется, промышленность падает

Скоро украинские финансисты приступят к подведению итогов минувшего года. Политики с трибун поздравят население с началом выхода из кризиса.
Если судить по показателю ВВП, то это очень похоже на правду. В 2019 году отмечен фактический рост этого показателя на 3,5-3,6 процента за год. Но политики с трибун вряд ли скажут о том, что этот показатель должен рассматриваться вместе с индексом промышленного производства. А он то как раз и упал. Больше чем на 1,5 процента по сравнению с 2018 годом.
Подобные особенности встречаются и в других странах с более развитой экономикой. Схожая ситуация будет в этом году Германии. В 2015-2016 годах наблюдалась в США. Так что поводов для паники пока нет.
В странах с развитой экономикой спад промышленности обычно компенсируется ростом потребления. В некоторых случаях государство помогает стимулировать этот рост путем снижения ключевых ставок центробанков или введением различного рода компенсаций для покупателей.
В Украине все складывается по-другому. Рост промышленности в истекшем году вполне объясним. Последние пять с половиной лет шел стабильный обвал промышленности и рано или поздно, но часть остановленных предприятий должна начать работать. Да и макроэкономическая ситуация в стране немного стабилизировалась.
За первые пять месяцев 2019 года экономисты оценили среднемесячный рост промышленности от 1,6 до 5,2 %, что ощутимо выше показателей 2018 года. Определенную роль здесь конечно сыграла предвыборная борьба кандидатов в президенты. В этот момент активно выплачивались социальные пособия, реализовывались социальные программы (ремонт дорог, закупка оборудования для школ, детсадов и больниц).
Даже с учетом того, что финансирования масштабных пороектов не происходило, финансирование этого сектора экономики смогло придать положительную динаимку украинской промышленности ввиду полного застоя в предыдущиепять лет.
При профиците бюджета для финансирования подобных программ государству пришлось осуществлять заимствования на рынке облигаций внутреннего государственного займа под огромные проценты (процентные ставки поднимались до 20 % годовых). В первом пролугодии Министерство финансов заняло 186 миллиардов гривен при годовом лимите в 202 миллиарда.
В результате на украинский финансовый рынок поступило до пяти миллиардов долларов нелегального иностранного капитала. Приток иностранного капитала был обусловлен не только сверхвыгодными условиями звимствований, но и обещаниями президента Зеленского открыть рынок земли для иностранных покупателей. Это привело в росту курса гривны с 27,9 за доллар в январе до 23,6 в декабре.
Укрепление национальной валюты оказалось очень невыгодным и обусловило падение украинской промышленности. Так, к началу зимы падение оценивалось специалистами в 7,5 % . Еще одним результатом укрепления гривны стало снижение соотношения импорта к экспорту ввиду понижения конкурентноспособности национальных товаров и полной открытости украинских внутренних рынков для поставщиков из ЕС. В некоторых случаях молоко из соседней Польши к концу года стоило дешевле, чем собственного производства. Еще одним нюансом стало снижение прибыли в гривнах и увеличение расходов на заработную плату.
В итоге получается, что с одной стороны вырос ВВП, что является показателем выхода из кризиса и развития государства. С другой, и что гораздо важнее, он был обеспечен дорогой ценой. За рост ВВП пришлось заплатить падением национальной промышленности, снижением уровня жизни населения и увеличением долгов иностранным кредиторам.

Страницы:
1
2
4
предыдущая
следующая