Земельная реформа = гражданская война

Украина является обладательницей самой большой в мире площади ценных плодородных земель. В стране насчитывается 30 миллионов гектаров чернозема. И вполне естественно, что многие желают заполучить эти ценности.
Одним из условий МВФ для предоставления Украине дальнейших кредитов является снятие запрета на прожажу земель сельскохозяйственного назначения. Мораторий на продажу сельхозугодий действовал 18 лет. И президент Владимир Зеленский пообещал его снять.
В первом чтении законопроект о земельной реформе был принят в ноябре. Несмотря на то, что инициатива является непопулярной в обществе и многие выступали против из опасения массовой скупки земель иностранцами. Законопроект удалось принять благодаря правящей партии президента. Из 240 депутатов, проголосовавших за его принятие 227 являлись членами партиии "Слуга народа".
Теперь обсуждение скандального закона вышло на финишную прямую. При этом за принятие закона выступает президент Зеленский и его и его парламентская фракция "Слуга народа". "Батькивщина" Юлии Тимошенко и "Оппозиционная платформа - за жизнь" - против.
Рассмротрение закрнопроекта во втором чтении началось 6 февраля. И за два последних дня рабочей недели парламентарии успели обсудить чуть более двухста из 4018 поправок к документу. Глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия высказал предположение, что при такой скорости обсуждения поправок законопроект может быть рассмотрен к середине апреля. Хотя первоначально спикер Рады и член пропрезидентской партии Дмитрий Разумков выражал надежду, что документ рассмотрят за день.
Ввиду явной непопулярности предлагаемой земельной реформы среди населения и опасений того, что землю скупят иностранцы, ко второму чтению пункт о зарубежных собственниках был убран. Этот вопрос предстоит решить на референдуме. В нынешней редакции запрет на приобретение украинской земли распространяется на граждан России, офшорные компании и организации с неясным бенефициаром. При этом политологи нашли первый способ обойти это правило - это возможность банков, в том числе и иностранных, принимать землю в качестве залога. И этот факт может говорить о наличии механизма скрытого перераспределения участков сельхозназначения в пользу зарубежных компаний.
Очень похоже на то, что главными выгодоприобретателями в случае принятия земельного закона станут западные партнеры Украины и транснациональные корпорации. Очень похоже, что норма о том, что можно через банк скупать землю в неограниченном количестве, специально предусмотрена для реализации такой схемы. Представители транснациональных корпораций и аграрные олигархи скупают голоса депутатов для продвижения закона. При этом суммы "гонораров" доходят до сотен тысяч долларов. Партия Зеленского обладает достаточным количеством голосов для принятия решения о снятии моратория с рынка сельхоз земель. Поэтому плату получают депутаты других фраций для создания страховочного фонда голосов.
Сам президент не форсирует принятие закона скорее всего потому, что это ему невыгодно. За последние месяцы его рейтинг упал почти на 40 процентов. А голосование за рынок земли может его окончательно обрушить.
Кабинет министров не охотно подчиняется воле президента, генеральный прокурор, тоже, а бывший соратник Игорь Коломойский и министр внутренних дел Арсен Аваков перешли в явную оппозицию. Жители начинают выходить на акции протеста. В стране только по официальным данным у населения на руках находится более 700 тысяч единиц оружия. Имеется опыт майданов. Все это сосздает очень печальные предпосылки.
Заявление Юлии Тимошенко о том, что "этот закон создан под тотальную спекуляцию украинской землей и для того, чтобы забрать у Украины нашу землю" не выглядит популистским.
Владимир Зеленский обещал, что вопрос продажи земли будет вынесен на всенародное голосование. А не решается сделать это потому, что есть указания МВФ. В совокупности с не пользующимся авторитетом правительством, желающим найти источник наживы, данный шаг с большой вероятностью приведет к скупке сельхозугодий иностранцами, уничтожению украинских фермерских хозяйств, упадку сел и будет содействовать экономической деградации и социальной напряженности.

Гривна укрепляется, промышленность падает

Скоро украинские финансисты приступят к подведению итогов минувшего года. Политики с трибун поздравят население с началом выхода из кризиса.
Если судить по показателю ВВП, то это очень похоже на правду. В 2019 году отмечен фактический рост этого показателя на 3,5-3,6 процента за год. Но политики с трибун вряд ли скажут о том, что этот показатель должен рассматриваться вместе с индексом промышленного производства. А он то как раз и упал. Больше чем на 1,5 процента по сравнению с 2018 годом.
Подобные особенности встречаются и в других странах с более развитой экономикой. Схожая ситуация будет в этом году Германии. В 2015-2016 годах наблюдалась в США. Так что поводов для паники пока нет.
В странах с развитой экономикой спад промышленности обычно компенсируется ростом потребления. В некоторых случаях государство помогает стимулировать этот рост путем снижения ключевых ставок центробанков или введением различного рода компенсаций для покупателей.
В Украине все складывается по-другому. Рост промышленности в истекшем году вполне объясним. Последние пять с половиной лет шел стабильный обвал промышленности и рано или поздно, но часть остановленных предприятий должна начать работать. Да и макроэкономическая ситуация в стране немного стабилизировалась.
За первые пять месяцев 2019 года экономисты оценили среднемесячный рост промышленности от 1,6 до 5,2 %, что ощутимо выше показателей 2018 года. Определенную роль здесь конечно сыграла предвыборная борьба кандидатов в президенты. В этот момент активно выплачивались социальные пособия, реализовывались социальные программы (ремонт дорог, закупка оборудования для школ, детсадов и больниц).
Даже с учетом того, что финансирования масштабных пороектов не происходило, финансирование этого сектора экономики смогло придать положительную динаимку украинской промышленности ввиду полного застоя в предыдущиепять лет.
При профиците бюджета для финансирования подобных программ государству пришлось осуществлять заимствования на рынке облигаций внутреннего государственного займа под огромные проценты (процентные ставки поднимались до 20 % годовых). В первом пролугодии Министерство финансов заняло 186 миллиардов гривен при годовом лимите в 202 миллиарда.
В результате на украинский финансовый рынок поступило до пяти миллиардов долларов нелегального иностранного капитала. Приток иностранного капитала был обусловлен не только сверхвыгодными условиями звимствований, но и обещаниями президента Зеленского открыть рынок земли для иностранных покупателей. Это привело в росту курса гривны с 27,9 за доллар в январе до 23,6 в декабре.
Укрепление национальной валюты оказалось очень невыгодным и обусловило падение украинской промышленности. Так, к началу зимы падение оценивалось специалистами в 7,5 % . Еще одним результатом укрепления гривны стало снижение соотношения импорта к экспорту ввиду понижения конкурентноспособности национальных товаров и полной открытости украинских внутренних рынков для поставщиков из ЕС. В некоторых случаях молоко из соседней Польши к концу года стоило дешевле, чем собственного производства. Еще одним нюансом стало снижение прибыли в гривнах и увеличение расходов на заработную плату.
В итоге получается, что с одной стороны вырос ВВП, что является показателем выхода из кризиса и развития государства. С другой, и что гораздо важнее, он был обеспечен дорогой ценой. За рост ВВП пришлось заплатить падением национальной промышленности, снижением уровня жизни населения и увеличением долгов иностранным кредиторам.

Спор не завершен, но проигравший уже известен

В мировой политике случается так, что могут спорить двое, а проигравшими оказаться 40 миллионов. Да да, речь снова о газовом споре Украина-Россия.
Осталось чуть больше месяца до окончания текущего года и российско-украинского контракта на транзит газа в Европу через территорию Украины. А сторрны по-прежнему не могут договориться. С российской стороны финальным на данный момент предложением явилось предложение о продлении текущего или заключение нового контракта на транзит сроком на один год. Предложение было оформлено в виде официального письма за подписью руководства "Газпрома". Также главой компании Алексеем Миллером и главой Министерства энергетики Александром Новаком предложена скидка в 25% на голубое топливо при возобновлении прямых поставок. Президент России Владимир Путин подтвердил это предлождение.
Предложение кажется очень выгодным, но обременено условием по отказу обеих сторон от всех взаимных претензий и судебных споров.
Однако украинская сторона его скорее всего вновь отвергнет. Украинское руководство озвучило, что общая сумма претензий к российской кампании составляет около 22 миллиардов долларов. А российская сторона предлагает отказаться от этих денег, предлагая взамен гораздо меньшие выгоды. В пользу этой версии говорят и расчеты новых тарифов на услуги транспортировки газа, сделанные украинской стороной исходя из ситуации прекращения транзита. Стоит также упомянуть про общественное мнение. В настоящее время в Украине проведена мощная информационная кампания и любые соглашения с Россией воспринимаются населением не иначе как "зрада" и помощь агрессору. Даже при том, что люди понимают, что заплатить за все придется из собственного кармана.
Процесс анбалдинга "Нафтогаза" в настоящее время не завершен. И судя по всему, не будет закончен до 01 января 2020 года и будущий оператор газотранспортной системы компания  "Магистральные системы Украины" пока что существует лтшь формально. А значит даже при наличия согласия обеих сторон, заключить долгосрочный контракт "Газпрому" будет не с кем.
Кроме того, обе стороны создали рекордные запасы газа в ПХГ (Украина на своей территории, Россия - в Европе).
Таким образом, все говорит о том, что 1 января украинская труба опустеет. И официальное подтверждение этому будет скорее всего на нормандской встрече, запланирвоанной на середину декабря.
Теперь о стоимости такого варианта для Украины. Пока что опустим нюанся обеспечения газом юго-востока страны. Устройство газо-транспортной систенмы страны таково, что без транзита голубого топлива, обеспечение газом этих территорий невозможно.
Поговорим о новых тарифах на транспортировку газа с января 2020 года. Таковых имеется два. Первый с учетом продолжения транзита, второй без него.
Первый вариант предполагает рост тарифов более чем вдвое тарифа на транспортировку газа по Украине и почти в два раза — для точек входа в ГТС Украины при транспортировке импортного газа.
При введении второго цены на транспортировку газа по Украине вырастут в 3,5 - 4,7 раза. Тариф для точек входа в ГТС Украины при транспортировке импортного газа увеличится в 2,7-2,8 раза. Газораспределительные сети также заявили о намерении увеличить тарифы в среднем в 1,84 раза.
И рассматривать при этих тарифах стоит исключительно европейский газ, получаемый на западной границе. Теперь этот газ будет точно европейским, а не условно реверсным. А сколько он будет стоить сейчас вряд ли удастся спрогнорзировать даже очень опытным аналитикам.
И это еще не все плохие новости. Есть еще дополнительные расходы около 36 миллиардов гривен, почти половину из которых придется заплатить населению.
Надеяться на продление контракта или же заключение нового вряд ли стоит. Американцы уже начали поставки СПГ в Польшу, а оттуда в Украину. И отказываться от этих доходов точно не готовы. Также и руководство "Нафтогаза" не захочет возвращать полученные премии за судебные победы над российским газовым оператором. А расплачиваться за все будет как обычно население. Хотя это вряд ли волнует чиновников, имеющих многомиллионные зарубежные счета.

Народ перестал смеяться над шутками Зеленского

 "Зеленский шутил о тарифах, что они высокие.... но прямых обещаний он не давал. Конечно, люди где-то в полунамеках хотят видеть то, что они хотят видеть", — такими словами объяснил представитель президента в правительстве Андрей Герус (уже бывший, 11 ноября его официально сняли с этой должности) очередное повышение тарифов на газ для населения.
В октябре - ноябре произошел очередной рост цен на газ. В результате в прошлом месяце тарифы для предприятий выросли на 20%. В этом месяце очередь дошла и до рядовых потребителей. Представители "Нафтогаз Украина" заявили, что данная цена является рекордно низкой за последние три года. Теперь стоимость газа будет составлять 4 899 гривен за тысячу кубометров (стоимость без учета налогов и расходов на транспортировку).
"Собака лает, караван идет" - гласит известная пословица. Гововоря об украинской действительности - правительство заявляет о регулировании цен, тарифы растут. И если правительство Владимира Гройсмана требовало (ну или хотя бы делало вид) уволить руководителя "Нафтогаза" Андрея Коболева и снизить цены, то новое правительство и этого не делает.     Коболев имеет надежную защиту из США и уверенно занимает свою должность. А рост цен украинский газовый оператор объясняет удорожанием получаемого газа со 174,6 до 199,5 долларов за тысячу кубометров.
Украинцам предлагают воспользоваться программой "Газовый запас", предпролагающей предоплату заранее заказанного на зиму объема газа. В текущем месяце, например, стоимость газа по этой програмпае составила  4 874,42 гривен за тысячу кубометров.
Однако и такая цена может оказаться непомерно высокой для многих граждан. Об этом говорят статистические данные о росте долгов. В настоящее время по оценкам экспертов общая сумма задолженности граждан за топливо составляет более 14,8 миллиардов гривен (более 600 миллинов долларов).
Если задолженности на будут погашены, "Нафтогаз" обещает перекрыть подачу топлива местным газовым паредприятиям, что приведет к остановке котельных. Газовый монополист заявил о такой возможности еще месяц назад. Под угрозой отключения газа находятся 116 компаний, обеспечивающих теплом крупнейшие города, в том числе: Киев, Мариуполь, Одессу, Харьков, Житомир.
А с 01 января 2020 года ожидается еще и повышение внутренних цен на прокачку газа. Это приведет к росту цен за тысячу кубометров на 1 200 гривен. Таким образом голубое топливо будет обходиться на менее семи тысяч гривен без учета налогов.
Подобный новогодний подарок явно не по душе ни населению, ни бизнесу. А многие предприятия, особенно работающие с низкой рентабельностью, могут этого просто не перенести.

Очередной скандал между Украиной и Венгрией

  • 08.11.19, 10:37
С 2014 года в Украине проводятся территориальные преобразования. Одной из внедряемых инициатив является создание в Закарпатье территориальных единиц, в которых будут проживать этнические венгры.
Данная инициатива, по мнению украинских властей, призвана содействовать решению "венгерского вопроса". Однако заместитель руководителя Закарпатского областного совета Йосип Барто выразил уверенность, что украинские чиновники вместо объединения мест компактного проживания этнических венгров намерены наоборот их разделить.
В настоящее время в Украине осталось четыре района компактного проживания венгров. Это естественно не способствует улучшению уровня коммуникации в рамках венгерской общины. Поэтому основной целью венгров является создание в Берегово нового района, который смог бы объединить девять территориальных громад. При этом венгерское население выражает недовольство качеством проведения реформы по децентрализации в Закарпатье. В отличие от остальной территории Украины, где мероприятия проведены более чем на половину, в Закарпатье громады сформированы только на 6%.
Касаемо Берегово, который Йосип Барто предлагает выбрать в качестве центра Венгерского района. Половину населения города составляют этнические венгры. И город отмечен тем, что неоднократно высказывался против проводимой Киевом политики. Осенью прошлого года город стал центром скандала в связи с массовой выдачей венгерскихз паспортов жителям Украины. В связи с инцидентом из Украины был выдворен консул Венгрии в Берегово. Чуть ранее, весной 2018 года, население города активно поддержало антиукраинскую инициативу министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто о запрете восстановления украинской воинской части в Берегово.
Очень похоже на то, что власти Украины пытаются сократить влияние венгерского меньшинства на внутреннюю политику страны. В пользу этого говорит факт исчезновения из списков Верховной Рады девятого созыва венгерского представителя Ласло Брензовича. Его место на парламентских выборах занял самовыдвиженец Владислав Поляк. Этот факт значительно снизил возможности венгерского меньшинства влиять на политические прпоцессы в стране. Теперь венграм необходимо искать новый способ для установления конструктивного взамодействия с украинскими властями.
Таким образом наблюдается две противополрожных тенденции. Украинская сторона пытается снизиить влияние венгров. Венгерская община - наоборот. Именно желание объединить избирателей может являться мотивами венгерских политиков.
Хотя, справделивости ради стоит отметить, что межнациональные противоречия возникают не только в Берегово. Среди приходящих на ум за последний год можно перечислить иск МИД Украины в Генеральную прокуратуру и Службу безопасности Украины в связи  с публикацией газетой "Карпаталия" (издается союзом венгров Закарпатья) статьи, где Закарпатская область обозначена венгерской территорией. Кроме того, широкой огласке была предана ситуация с изъятием властями Венгрии национальных паспортов, выданных жителям Закарпатья, поскольку их часто получали не этнические венгры, а украинцы с поддельными документами.
Кроме того, возникают противоречия и на высоком государственном уровне. Власти Венгрии постоянно заявляют о несоблюдении прав закарпатских венгров. Отдельным противоречивым вопросом медгосударственных отношений является украинский закон "Об образовании", подразумевающий использование только украиского языка в учебных заведениях страны. Отмена закона "Об основах государственной языковой политики" лишила венгерский язык статуса регионального. В ответ Венгрия блокирует все стремления Украины по вступлению в ЕС и НАТО.
Очень похоже на то, что страны так и не сумеют найти общий язык и имеющиеся противоречия будут только разрастаться. А ситуация с венгерской общиной даст не только "прилив крови" конфликту, но и повод заинтересованным политическим силам для усугубления имеющихся противоречий.

Украина готова выставить на торги заводы и сельскохозяйственные

Новое руководство Украины решило пересмотреть свои взаимоотношения с МВФ.
Администрация Петра Порошенко отличалась тем, что обещала выполнить все критерии, получала первый транш финансирования, свои обещания не выполняла и программа финансовой помощи отзывалась. Команда Владимира Зеленского по всей видимости решила поломать эту традицию. Глава Министерства финансов Украины Оксана Маркарова заявила на то, что в это  раз Киев получит трех - четырехлетнюю программу финансирования. В офисе президента выразили уверенность в том, что основные критерии МВФ будут выполнены, и очередная программа финансирования станет первой полностью реализованной.
И действительно, Киев начал реализовывать основные требования.  В Украине уже начал функционировать Высший антикоррупционный суд. Президентом отданы указания о подготовке не менее 500 государственных предприятий к приватизации и утверждении законопроекта об отмене маратория на продажу сельскохозяйственных земель. Премьер-министр Украины Алексей Гончарук подтвердил начало реализации указаний главы государства.
Хочется несколько подробнее остановиться на вопросах приватизации и продажи сельскохозяйственных угодий.
В вопросе приватизации существует проблема крайне низкой рентабельности предприятий, которые могут быть выставлены на аукцион. Так, директор института развития экономики Украины Александр Гончаров подсчитал, что по состоянию на январь 2019 года в стране существовало 3364 государственных предприятий. Из них функционировало менее половины - 1594. При этом более 93% общей стоимости приходится на сотню крупнейших. То есть рыночную стоимость имеют около 100 предприятий, остальные же могут быть проданы за бесценок.
Кроме того, большинство привлекательных с коммерческой точки зрения предприятий обременены множеством судебных разбирательств (это связано с войнами олигархов). В связи с этим не может быть начата процедура подготовки к приватизации этих объектов.
Вот и получается, что единственными, кто точно не проиграет в этой ситуации, останутся инвестиционные советники. Ведь за подготовку предприятий к торгам они получат свои многомиллионные гонорары вне зависимости от их результатов.
Ситуация с землей также непростая. Чтобы продавать земли по европейским ценам, необходимо значительно увеличить капиталоотдачу (по оценкам некоторых экономистов, в два - три раза). Для примера, в Польше эта проблема решается за счет миллиардных дотаций от Евросоюза, атакже недорогими кредитами. Это позволяет фермерам выращивать культуры с большой добавленной стоимостью. Основная же ориентация Украины - это зерновые и "семечки", что может обеспечить доходы на уровн 150 долларов за гектар.
Кроме того, основная доля сельскохозяйственных земель отдана в долгосрочную аренду аграрным холдингам. При расторжении этих договоров государству придется заплатить фермерам многомиллионные компенсации.
Таким образом, после снятия маратория на продажу сельскохозяйственных земель в продажу поступят не 40 миллинов гектар, обещанных президентом Зеленским, а, скорее всего, около трехчетырех миллионов. Но и на эту долю быстро найдутся желающие. Наверняка предложение заинтересует польских аграриев, имеющих опыт работы на рынке Евросоюза. У Польши появится шанс приобрести украинские земли по низким ценам. А затем, с использованием недорогой местной рабочей силы выращивать продукцию с низкой себестоимостью, чтобы продавать на европейских рынках.
Что же касается Украины, то из видимых положительных перспектив из этой ситуации можно выделить только шанс повышения привлекательности своего инвестиционного климата для зарубежных инвесторов. А для бюджета страны это обернется пополнением долгового баланса на несколько миллиардов долларов и потерей работоспособных объектов промышленности.

Ждать ли Европе российский газ?

Представителями Евросоюза на 16-22 сентября анонсирована возможность проведения очередной трехсторонней министерской встречи по вопросам транзита российского газа через Украину в ЕС. Об этом сообщила официальный представитель Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен.
Стороны должны вновь попытаться решить сложный вопрос. Если вкратце, то суть проблемы заключается в следующем: Европа хочет относительно недорогой и качественный российский газ, Россия заявляет о готовности обсуждать поставки, но при условии конкурентной цены от Нафтогаза и отмене судебных претензий украинской стороной. Украина тоже заявляет о заинтересованности в получении российских денег за транзит газа через свою территорию. Но, почему-то пока вопрос с мертовой точки не сдвигается.
Действующий контракт на транзит газа через Украину истекает 31 декабря 2019г. В эти же сроки Россия намерена запустить вторую нитку газопровода "Северный поток-2". Сторны пытались сесть за стол переговоров ранее, но этому помешали политические обстоятельства - выборы сначала в Европарламент, затем в Украине. Теперь же судя по всему переговоры будут вестись вокруг двух основных вариантов. Российский министр энергетики Александр Новак в конце июля выступил за продление действующего контркта сроком на один год. Глава украинского "Нафтогаза" Юрий Витренко предложил заключить соглашение, на своп газа. В таком случае российская сторона будет передавать Украине определенный объем газа на границе, а "Нафтогаз" в свою очередь — отправлять такой же объем в ЕС. Евросоюз настаивает на заключении транзитного контракта на 10 лет.
При этом предложенный Россией вариант скорее говорит о том, что Кремль хочет подстраховаться тот случай, если не будет вовремя завершено строительство "Северного потока-2". Позиция Украины и вовсе страннная. Казалось бы, что для Киева впполне логично сформировать четкую позицию по отношениям с РФ и выходить на переговоры с Москвой  чтобы обеспечить энергобезопасность Украины и прибыли от транзита.
При этом Украина налаживает маршрут импорта газа из Румынии через территорию Молдовы. Планируется, что транзит топлива будет происходить благодаря системе трансбалканских трубопроводов путем реверса. Кроме того, власти предлагают населению страны заранее позаботиться о зиме и закупить для себя газ по летним ценам заблаговременно.
Подобные шаги украинского руководства говорят о том, что Киев не ожидает позитивных сдвигов от предстоящих переговоров. Тем временем Европа ждет газа. И складывается ощущение, что есть в этом вопросе еще одна сторона, не участвующая в переговорах, но очень не желающая поставок российского газа в Европу. Возможно и в этом вопросе не обошлось без США, которые активно продвигают свой СПГ на международные газовые рынки?

Совет Европы готов капитулировать перед российскими долларами?


Идет шестой год российско-украинского конфликта. Аннексия Крыма, война на Донбассе...санкции.... Существует две параллельных версии этих событий и у каждой из сторон конфликта (Россия же вообще заявляет, что таковой не является, а война на Донбассе является исключительно украинским внутриполитическим вопросом) свое виденье ситуации и своя правда.
Тем не менее, мировое сообщество встало на сторону Украины, Крым на международном уровне не признается российской территорией, поддержка Кремлем ЛДНР осуждаектся, в отношении России введены санкции.
ПАСЕ стала одной из первых, кто отреагировал на эти события. Весной 2014 года было ограничено право голоса российских представителей, их лишили права занятия руководящих постов в комитетах, руководящих органах и комиссиях. За российской делегацией оставили только право выступать на сессии и выступать инициатором голосований в комитетах ассамблеи. В знак несогласия с решениями ПАСЕ Россия с 2016 года перестала направлять представителей для участия в заседаниях, а с 2017 отказалась платить взносы в бюджет организации. Прошло два года и по регламенту, Кремль должен либо возобновить уплату взносов, либо покинуть организацию.
В этом моменте начинают возникать вопросы так называемой политической целесообразности, которые отодвигают назад принципы. Размер российских взносов составляет около 33 млн евро в год (7% бюджета организации). От этой суммы ПАСЕ отказаться не готова. Кроме того, Москва начала оказывать давление на Страсбург, заявляя о возможности окончательного выхода из Совета Европы. В последнее время к отстаиванию российских позиций активно подключились политики из Германии и Франции.
    03 июня в Париже было проведено заседание регламентного комитета ПАСЕ. В ходе заседания был утвержден проект резолюции под названием "Усиление процесса принятия решений в ПАСЕ относительно полномочий и голосований", которая должна быть утверждена на заседании Ассамблеи 24 июня. Проектом предусматривается внесение изменений в пункт 10 Регламента, что запретит ПАСЕ вводить санкции в отношении стран, нарушающих принципы организации. Кроме того, предлагается внести изменения в статью 9, требующую исключения государства из состава организации после двух лет неуплаты взносов. Проект резолюции был принят большинством голосов. За проголосовали 18 человек, против - шесть и один воздержался.
В преддверии заседания ПАСЕ 24 июня, где окончательно решится вопрос, представители России уже сообщают о близости своей победы. Так, первый заместитель председателя Совета Федерации Николай Фёдоров заявил, что "сегодня у нас есть осторожный оптимизм по поводу возможности полноценного возвращения.... я могу сказать, что мы близки на 90% к тому, чтобы в этом году вернуться к работе во всех структурах и органах ПАСЕ". Чуть более решительно по этому поводу высказался спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин. Он сообщил, что если ПАСЕ 24 июня примет доклад по вопросу прав национальных делегаций "без изъятий", то Россия в тот же день подаст заявку на участие в июньской сессии. Также политик заявил, что Россия настаивает на полном восстановлении полномочий в Парламентской ассамблее Совета Европы к 26 июня (в этот день пройдут выборы генсека Совета Европы). В противном случае, по словам Володина, Россия оставляет за собой право выхода из ПАСЕ.
Стоит отметить, что за возвращение российских депутатов в состав ПАСЕ открыто выступает генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд, а также ряд очень влиятельных политиков из Германии и Франции.
В таком случае явно потерпевшей стороной окажется Украина. По словам министра иностранных дел Павла Климкина, возвращение Москвы в ПАСЕ станет пощечиной для Киева. Украинская сторона даже рассматривает возможность своего выхода из организации в таком случае. Судя по голосванию в регламентном комитете ПАСЕ, в ходе заседания Ассамблеи будет, скорее всего, принято положительное для России решение.
Положение украинских дипломатов усугубляется тем, что времени на лоббирпование своих интересов в Страсбурге не останется. Ведь голосование состоится 24 июня. А в случае принятия положительного решения уже 26 июня состоятся выборы генсека Совета Европы с участием российских представителей.
Представители МИД Украины неоднократно указывали на возможные негативные моменты полного "прощения" России. Это создаст прецедент возможности безнаказанного невыполнения решений ПАСЕ. В качестве примера приведена возможность изменения Россией состава делегации, в которую войдут депутаты от Крымского федерального округа. Из-за невозможности вводить санкции ПАСЕ не сможет запретить России такой шаг. И это поможет Москве на уровне ассмблеи Совета Европы добиться признания депутатов от Крыма. Как ответный аргумент был приведен довод о том, что членство в Совете Европы обязует Россию выполнять решения ЕСПЧ (к которым она прислушивается) и имеет множество важных и положительных результатов во многих сферах права и общества.
Украинский МИД официально предупредил СЕ, что готовит жесткие шаги в случае возвращения России в ПАСЕ. Однако очень похоже на то, что это не очень вролнует Совет Европы. Европейские политики в очередной раз готовы продемонстрировать, что российский газ и российские доллары им важнее, чем поддержка Украины.

Прошла инаугурация, что дальше?

Состоялась долгожданная инаугурация президента Украины Владимира Зеленского. Пора приступать к управлению страной. А для этого необходима своя партия, мощный аппарат. Которого пока что нет. Представленная Владимиром Зеленским накануне второго тура выборов команда состояла из 20 человек.
А вот Петр Порошенко времени даром не терял. За истекший месяц он произвел почти 200 назначений. Из длинного списка 94% составили судьи. При этом первый указ состоялся уже на следующий день после поражения во втором туре выборов.
Устройство органов государственной власти таково, что одномоментно все взять и поменять попросту нельзя. Многие назначения не входят в компетенцию президента. Украина является парламентско-президентской республикой, ввиду чего для осуществления большинства назначений команде президента Зеленского придется достигать компромиссов, договариваться с фракциями и добиваться лояльности большинства парламента.
Фактически, самостоятельно Владимир Зеленский сможет назначить представителей в Администрацию президента, структуры Совета Безопасности и Обороны, СБУ и Минобороны. При этом глав СБУ и МО должен утверждать парламент. Он также самостоятельно назначит персонал в области внешнеполитической деятельности. Однако главу МИД по представлению президента также должен утвердить парламент. И даже назначить посла страны в какой-либо стране без получения соответствующего предварительного согласия этой страны президент не может. Также согласие парламента требуется для назначения или увольнения генерального прокурора. Кроме того, Конституцией закреплено право президента назначать половину состава Совета НБУ и Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, а также треть состава Конституционного суда – после конкурсного отбора. Стоит отметить и ряд важных, но мало заметных должностей, назначение на которые также входит в компетенцию президента. Так, он имеет право назначить двух из 21 членов Высшего совета правосудия, часть членов конкурсных комиссий, утверждающих кандидатуры в госорганы.
Петр Порошенко за пять лет президентства назначил членов своей команды и сторонников в большинство органов государственной власти. Передав президентскую булаву Владимиру Зеленскому, он заявил о намерении остаться в политике и вернуться на пост президента страны в 2024 году. Отсюда можно предположить, что он вовсе не намерен отказываться от управления страной.
Команда Владимира Зеленского уже обратилась в кадровые агентства для поиска кандидатов на занятие различных должностей на низовых уровнях. Однако этот шаг не позволит полностью решить кадровый вопрос. И руководить на местах останутся (по крайней мере на ближайшую перспективу) должностные лица, назначенные Порошенко. Какие-то из них захотят поменять "хозяина", но часть сохранит вереность Порошенко.
Часть назначений Владимир Зеленский не сможет изменить. Например, президент не может уволить без основания назначенного прежним президентом судью Конституционного суда Украины (назначается сроком на семь лет). Есть в законах и специально прописанные положения на случай смены глав государства. Так, закон "О телекоммуникациях" определяет, что "не могут быть основаниями для освобождения главы или члена Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, приобретение полномочий новоизбранным президентом Украины" (они избираются сроком на шесть лет).
Для продвижения своей политики президенту в первую очередь необходимо привести в Верховную Раду свою большую фракцию. Однако не исключено, что большинство получат "Оппозиционный блок" и партия Порошенко.
Еще одним проблемным вопросом наверняка станет влияние олигархов, а также региональных элит и чиновников. Обойти эти факторы у вновь избранного президента не получится. Нельзя сбрасывыать со счетов интересы, в первую очередь, предполагаемого "хозяина" президента - Игоря Коломойского. Аналитики выражают уверенност в том, что он попытается лично контролировать самые "выгодные" украинские регионы. В любом случае, команде президента придется или подавить сопротивление или договариваться. А договариваться.... Ну не знаю. Не похож он на тех, кто способен договариваться.
Присмотревшись к последним назначениям Петра Порошенко можно однозначно сказать, что он сохранит возможность управления многими политическими процессами даже после своей отставки. А факт того, что он не покинул страну только подтверждает эту уверенность.
Возникает вопрос: "с чего начнем, господин президент?" И от того как его решит команда вновь избранного президента во многом зависит, как пройдет его президентство. Хочется пожелать им только удачи в осуществлении заявленных в ходе предвыборной кампании намерений.

Украину могут пригласить в состав Европейской системы ПРО

В Европе ведется активная подготовка к предстоящим в мае выборам в Европарламент. Многие ожидают после их проведения серьезных перемен, в том числе и угрожающих существованию самой организации. В случае прихода к власти правых направление внешней политики ЕС точно претерпит кардинальные изменения.
Наверняка это коснется и внешнеполитических и аспектов и вопросов организации совместной обороны стран Евросоюза.
Проведенная в феврале Мюнхенская конференция по безопасности обозначила новые угрозы и вызовы коллективной безопасности европейских государств. Основные из них связаны с разрывом договора о РСМД между Россией и США.
И не безосновательно возникло опасение, что теперь российские ракеты будут нацелены на размещенные по всей Европе базы НАТО. И защищаться от них придется самостоятельно. Поэтому Манфред Вебер, являющийся наиболее вероятным следующим президентом Еврокомиссии, предложил странам Европы создать собственную систему ПРО. Политик выразил уверенность, что Германия, Франция, Польша и  Литва смогут создать такую систему. Кроме того, Вебер предложил включить в нее Украину.
Президент Украины Петр Порошенко заверил, что Киев будет "счастлив стать частью любой инициативы в сфере безопасности". Вот только какой частью - к равноправному участию Украинские Вооруженные силы в настоящее время вряд ли готовы. Для достижения европейских стандартов в области обороны Киеву понадобится не одно десятилетие.
И это наверняка понимают представители украинского оборонного сектора. В таком случае остается другой вариант: на территории Украины разместят пусковые установки и РЛС европейских стран. То есть Киеву предложена роль некоего буфера, ну или щита, которому суждено принять на себя удар в случае столкновения с Россией.
Подтверждают подобное предположение и поздравления Западных политиков, выраженные вновь избранному президенту Владимиру Зеленскому. В своих речах политики, в частности, глава МИД Великобритании Джереми Хант, заявили о важной роли Украины в качестве инструмента военно-политического противостояния с Россией. О равноценном партнерстве и усилиях по завершению конфликта на Донбассе речи не было.
Получается, что Европа научилась у США правилам сотрудничества с партнерами. Размещенные в европейских странах элементы американской ПРО призваны защитить США и принять на себя первый удар. Теперь аналогичное партнерство предложено Украине. Европа защитит США. А кто защитит Европу? Похоже европейские политики нашли ответ.

Страницы:
1
2
3
предыдущая
следующая