хочу сюди!
 

Інна

47 років, риби, познайомиться з хлопцем у віці 38-48 років

Пошук

Стрічка заміток за місяць

Осягнення найвищого смислу

Роздуми над книжкою Петра Велесика   

Двох-трьох вихоплених із вірша строф буває достатньо, аби скласти поверхове уявлення про рівень майстерності автора, його стиль - і підсвідомо визначитися: варте уваги чи ні. Звичайно, книжка "Сенс нестерпного польоту", яка випущена рівненським видавництвом "Азалія" в 2003 році, відразу ж була сприйнята мною дещо по-іншому, адже автор - Петро Велесик і, безумовно, його твори мені давно знайомі. Однак попервах усе-таки звично прогорнув кілька сторінок. Чи не повторює себе поет, чи зумів поглибити таку притаманну йому філософічність в осмисленні життя?  

На платівку згуби намотані вічності звуки.  
I це протиріччя, мов камінь, на шиї звиса.  
I так безпорадно блукають блукальниці-руки.  
Й безвихідь так жалить безжально, неначе оса.  

Усе нові й нові рядки зацікавлювали несподіваною образністю, заворожували соковитою мовою, мелодикою звучання. Схотілося прочитати книжку. І, мушу зізнатися, найбільше сподобалося, що не зустрів у ній таких модних нині присвят знайомим чи колегам по перу, звернень до класиків, використання місцевих топонімічних прив'язок (за винятком однієї - цілком простимої - йдеться про вірш "Недобудований собор у Костополі"), відгуків на політичні події. Поет, який не раз засвідчував своє вміння розпоряджатися словом, навіть небезуспішно спробував сили в такому архіскладному жанрі, як вінок сонетів, залишається вірний традиційним формам: точні рими, бездоганна евфонія тільки емоційно підсилюють медитативну спрямованість лірики.  

Наскрізними в книжці стали кілька тем: швидкоплинність життя, його тривоги й сумніви, неприйняття покірності й пристосуванства, уболівання за майбутнє України, за долю української мови, викриття наших ворогів. Неспроста тему України я поставив не на перше місце, - хоч вона й дуже важлива і в інтерпретації автора має особливе, бентежне звучання, та все ж визначальна тональність збірки - загальнолюдські цінності, адже, за баченням Григорія Сковороди, смисл людського існування - в подвигові самопізнання. Цього самопізання й прагне Петро Велесик. Така лірика, глибока й хвилююча, по-моєму, здатна знайти свого поціновувача не лише в Україні.  Якою людині бути, щоб не втратити себе, залишити добрий слід? Як протистояти підступам і злу? І взагалі чи можливо знаходити той вихід із конкретної ситуації, який би припиняв терзання й сумніви? Характерний у цьому відношенні вірш, який подаю повністю:  

Б'ється лобом луна об дерева,  
Як у двері вітри глухі.  
На хрещатих дорогах - недремні  
Недолугі людські страхи.  
I так нагло жбурляє фатум  
У незграбну стихію життя.  
А у ній - ані крапельки свята -  
Лише гребля хитка каяття.  

Так, каяття необхідне, бо люди часто не розуміють одне одного - з огляду на посадове становище, чи прірву між духовністю й бездуховністю, чи внаслідок душевної черствості, байдужості, невміння співпереживати. Поет розмірковує про це багатопланово, - і через колоритні епітети, метафори, порівняння перед читачем постає увесь огром світу з його незбагненними суперечностями. Запам'ятовуються, западають у душу, спонукають до роздумів вірші "А буття, неначе камінь з узбіччя...", "Перехресний вогонь", "Травнева паморозь спалила цвіт вишневий...", "В амбразурі касирка громадиться, мов кулемет..."... 

Цікаво, що автор прекрасно усвідомлює: у кожній людській натурі простежується певна двоїстість. Ось, скажімо, був собі покірний "хлоп", йому допомогли позбутися покірності:  

Та завтра... в знахабнілому гурті  
Він враз надривно гавкне на слабкого.  
...Якісь ми дивні і якісь не ті,  
Мов блекоти об'їлися, їй-Богу.  
("З натури").  

Але й пихаті можновладці не позбавлені вагнань, почуття болю, то просто вони тільки хитро вдають, буцімто стоять вище цього. Коли одному з таких трапився на шляху ожинник, він зупинився, бо, згадавши дитячі подряпини, злякався ("Ти що, для себе вже одміряв вічність?"). Може, стежка через терни не для нього, хоч і хизується своєю значущістю, а може, то прокинулося в людині щось справжнє, непоказне? Сам поет у "Двійнику" зізнається, що поруч із собою почуває ніби себе іншого, з такими вадами, яких начебто давно уникнув. А в іншому вірші навіть стверджує: "З нас кожен був хоч трохи двійником, З подвійним дном хоч трохи був з нас кожен".  

Виняткова щирість, аж ніби оголеність почуттів простежується і в віршах про смисл життя у нашому лукавому світі, про закономірність старіння, про визначену для кожного неминучість недалекого небуття. "Ми поспішаєм кожен день в життя. І від життя все більше відступаєм. І робим вигляд, що не помічаєм, як підкрадається квапливо небуття". Цей мотив тією чи іншою мірою озивається в багатьох творах - десь причаєним смутком, десь вічним сплеском хвиль Чорного моря, бентежним змахом крил голубів, бажанням відтіснити відчуття безвиході спілкуванням із природою... 

Навіть у назві збірки - "Сенс нестерпного польоту" - і в вірші, що дав цю назву, бринить усе та ж невимовна, жагуча журба:  

Снігопад такий ранній, такий ранній осінній:  
Iще ж листя зелене, куди не поглянь,  
Вчора ж небо було таке синє-пресинє,  
А сьогодні сивини наполохали рань.  

До речі, суто пейзажних замальовок у книжці небагато, вони майже завжди мають образне, переносне значення.  

Скажіть, хто не говорить сам на сам,  
Кого не розтривожить схлип зозулі?  
Яка холодна вранішня роса -  
Аж хочеться зіп'ятись на ходулі, -  

це початок вірша далеко не ідилічного, адже подальші гіперболи малюють картину гнітючу, понуру. Виявляється, мова не про природу, а про суспільну атмосферу: "Скінчився український ренесанс?".  

Власне, тут приходимо до розуміння, що смисл життя, повноту самопізнання поет оцінює через призму співучасті в долі України, свого багатостраждального народу.  

Патріотична тематика у Петра Велесика - аж ніяк не данина часові, я не натрапив у нього на якісь "правильні" загальники чи "охудожнені" банальності. Йому чужа запрограмованість, тим паче творча манірність, претензійність, поза. Ці вірші витримані все в тому ж ключі потаємної, совісливої сповіді - як результату внутрішнього осяяння. Варто перечитати вірші "Посхилялись над водою верби...", "Сумніви", "Усе не так...", "Сполох", щоб зрозуміти: то не "звернення до важливої теми", то - крик душі.  

По суті, новий історичний зріз відкриває "Куликове поле" - епіграфом до твору взято повідомлення про те, що московський академік А.Фоменко, використовуючи методи математики й астрономії, дійшов висновку: татаро-монгольські завойовники були регулярною російською армією середніх віків. Говорячи про уроки нападів орди на наш край, поет зауважує:  

Вона й тепер наш човгає поріг,  
Прикинувшись найстаршою сестрою.  
Народе мій! 
Розпачливість гірка  Iз тих століть струмує і понині,  
I той ординець - не новітній кат -  
Солодким словом присипля Вкраїну.  

Звертаючись до політичної пильності співвітчизників, Петро Велесик раз у раз викриває притаманну українцям покірність, бо саме вона, як він вважає, часто-густо заважає їм гідно обстоювати свої права. Тема ницої покірності й гордої непокори знайшла відображення й у поемі "На причалі печалі" - про воєнні й післявоєнні злигодні Гриця Скуби, в якого "усе життя - сокира, із назвою короткою: вина". Точніше кажучи - мова не про одного сільського хлопця, який пройшов фронтові дороги, і німецький полон, і сталінські концтабори, адже його поневіряння типові для цілого покоління: "Це ж треба так: увесь народ з виною!". Серед художньо-виражальних засобів чи не найбільший вплив тут справляють метафоричні повтори: "Душа голосить в три струни. Душа голосить і рида, Мов удовиця молода", "На глум, на глум і кобзарі, і душі... І слава наша - як німа струна"...  

До найкращих у збірці належить і вірш "Сполох" - проти місцевих пігмеїв, які зневажають українську мову:  

Як не буде в нас мови-розмови,  
Упаде, наче грім, Божий гнів:  
Захмелілі новітні монголи  
З наших питимуть шоломів.  

Так, усі ми родом зі свого славного й водночас безрадісного минулого, в якому були безстрашні лицарі, але траплялися й боягузи та зрадники. Чиїх рис увібрали ми більше, якими людьми зуміємо, ні, схочемо (!) стати - ось над чим спонукає задуматися поезія Петра Велесика.  Збірка "Сенс нестерпного польоту" засвідчила нові грані поетичного таланту автора, мало того, гадаю, вона стане помітним явищем на небозводі всієї української поезії. 

А втім, у мене, як читача, є й певний закид щодо мови творів: автор іноді використовує слова з діалектним наголошуванням, тобто таким, яке не відповідає унормованому літературному, а оскільки над рядками наголоси не проставлені, при читанні твору вряди-годи збиваєшся з ритму, губиш мелодику ("вухналі" з наголосом на передостанньому складі замість останнього, "буськи", "стьоба" (стьобає) з наголосом на останньому замість передостаннього, "на день" з не характерним для нашої мови наголошуванням "на" і т.д.). Проте все те не вважаю суттєвим. Більш істотний "огріх" книжки - її невеликий тираж. Але і його можна виправити. І читачі це, я впевнений, оцінять.


Володимир ЯЩУК. 2003 рік.

ночные, танцы: ожидаем ЕГО

         devil      devil

devildevildevildevil

devil  letsrock            devil

                                 devil  devil                                   devil

                    devildevildevil     devil             devil

                              devildevil                      devil

                                           devildevil                          devil

                          devildevildevildevildevil                     devil

            devil    devildevil    devil          devil

 

Рейтинг блогов
Хочу такой же!

.

Дельфины для Лизок

  • 08.12.06, 17:00

Дельфины

50%, 7 голосів

50%, 7 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

Блог №2

  • 29.11.06, 01:35

Глаза. Карие. Широко раскрыты. Взгляд. Прямой. Жесткий. И тяжелый. По телу пробегает дрожь. Волнами. Одна. Вторая. Третья. Попытка встать. Неудачная. Откидываюсь назад. Потолок. Белый. Комната. Вижу четыре угла. Как это четыре? Картинки. Геометрия. Фигуры. Пятиугольник. Комната-пятиугольник. Странно. Пытаюсь осмотреться. Пусто. Свет. Яркий. Бьет в глаза. Пять ламп. Ассоциации. Память. Возврат. В прошлое. Стоп. Не так далеко. Жизнь. Пробег. Перед глазами. Как кино. Фильм. Цепочка. Фразы. Общее. Вопросы. Ответы. Метал. Холод. Что-то острое. Боль. Резкая. Удар. Падение. Отключька. Смысл. Тема. Страх. Задумываюсь. Что со мной? Где я? «Кто я?..» Вопрос. Знакомый. До боли. Вспоминаю рассказ. Строки. Бегут перед глазами. Снова кино. Цвета сепия. Становится холодно. Улавливаю запах. Хлорка. Пытаюсь вздохнуть. Больно. Вспомнила детство. Больница. Палата. Койка. Два окна. Деревья. Ночь. Свет в коридоре. Часы. Тикают. Шаги за дверями. А до этого…

Резко открываю глаза. Сон. Еще один сон. Почему лазарет? Смотрю вокруг. Комната. Моя. Все в ней знакомо. Все вроде так, как и всегда… Только… Форточка. Я ведь ее закрывала. А она открыта… Вздыхаю. И вдруг… Боль. Как во сне. Точно такая же. Резкая. Короткая. И сильная. Колет. Волнуюсь. Тревога. Знакомое чувство. Встаю. Подхожу к окну. Смотрю на ночной двор. Пусто. Тихо. Все окна темные. Светит только один фонарь. За домами шумит дорога. Кому-то не спится. Вдыхаю свежий воздух. Холодный. Туман. Влажно. Возвращаюсь в постель. Грустно. Так хочется к нему… Ложусь. Смотрю в потолок. Темно. По нему гуляют тени. Забавные рисунки. Закрываю глаза.

Что мне снится? Не знаю. Трудно вспомнить. Хочется повторить. Но не все. Что-то страшное хочется убрать. Стереть. Хм, получилось. Смотрю еще одно кино. Цветное! Город. Большой. Красивый. Купола. Река. Мосты. Жилые массивы. Трассы. Дороги. Дома. Магазины. Метро… Уже поздно. И метро закрылось. Улица. Набережная. Ветер. Прохладно. Снег. Белый. Красиво. Тихая ходьба. Два ряда следов. Две тени. Двое. Виден Подол. Уже близко. Хотя… Еще добрых часа полтора. Может, чуть меньше. Не знаю. Главное не это. Я точно знаю, что иду домой. Иду не сама. Иду с ним. Знаю, что он рядом. Что он совсем близко. На расстоянии вытянутой руки? Нет. На расстоянии от сердца до сердца. Снег блестит. Ярко. Останавливаемся. Слова исчезли. Молчание. Но оно говорит намного больше слов. Еще минута молчания. Прижимаюсь к нему. Улыбаюсь. Чувствую себя ребенком. И от этого так хорошо. Наклоняется ко мне. Тень…

Пролетает над ними. Скрывая то, что принадлежит только им…

Светает. Просыпаюсь. Перед глазами все та же картина. Пара и тень над ними. Светлая тень. Она просто прячет то, что еще не время увидеть. А вкус остался) Сладкий привкус счастья на губах. И 7 небес в каждом из 60 ударов его сердца)

Блог №1

  • 29.11.06, 01:29

День. Уже день. Недавно было утро. Еще чуть-чуть. Сумерки. На душе легко. Впервые. Так непривычно. Улыбка. Для себя. Для всего мира. А главное, для него. Не увидит. Но узнает. Небо. Такое низке и голубое. Холодное. Немого желтоватое. На горизонте розовое. С красным. Красиво… Вдруг становится грустно. Так хочется к Нему! Туда, далеко… Да хоть на край света! Но понимаю, что не могу. Грустно. Глаза блестят. Но радости нет. Опускаю голову. Земля. Его стихия. Улыбаюсь своим мыслям. Шаг. Еще один. Понимаю, что хочется плакать. Не чувствую. Именно понимаю. Сдержаться? Зачем? Плачу. Горячо. На холодных щеках слезы. Страшно. Почему? Что-то случилось… Скорее всего. Хочется бежать. Но не могу. Останавливаюсь. Сердце. Бьется. Считаю. 100… 120… 150… Становится трудно дышать. Закрываю глаза. Делаю вдох. Шаг. Домой. Сама. Еще немного. Подхожу. Странно. Стемнело. Уже. Быстро. Как же мне плохо. А ведь там никого. Уехали. А я здесь. Шаг. Еще один. Надоело. Останавливаюсь. Подъезд. Осталось то совсем чуть-чуть. Больше не могу. Голова кружится. Закрываю глаза. Пытаюсь держать равновесие. Чувствую приближение падения. Ухмыляюсь. Готовлюсь к удару… Но не падаю. Кто-то ловко подхватывает меня. Чувствую силу. Сердце. 150… 120… 100… 90… Норма. Успокоилась. Тепло. Ласка. Сон.

Утро. Еще одно. Память. Не работает. Взгляд. Беглый. Как всегда. Потолок. Люстра. Вроде моя. Диски. Да. Таки дома. Вопрос. Самой себе. Как дошла? Не помню. Вроде кто-то был. А почему спокойная? Не помню. Ничего не помню. Закрываю глаза. Начинаю отключаться. Шаги. Кто-то садится радом. «Зая...» Смотрю. Все плывет. Концентрирую внимание. Ни фига не получается… Блин! Злюсь. Пытаюсь подняться. Не дает. Укладывает обратно. Целует. «Зая, ты как?» Мысли. Путаются. Вылавливаю одну. Котяра… Мой любимый котяра… Улыбаюсь. Родной. Свой. Даже не так. Мой… Чувствую тепло. «Господи, как же я соскучилась…» «Я знаю». Целует. Притягиваю к себе. Ложится рядом. Плед. Тепло. Обнимаю. Запах. Такой знакомый… Чувствую сердцебиение. Не свое. Его. Обнял. Успокоилась. Уткнулась носом в шею. Счастье… Вот что значит, нужен… Просто жизненно необходим!..

Вздрагиваю. Просыпаюсь. Сажусь. Пол. Холодный. Зеркало. Отражение. Уставшая. Но улыбаюсь. Странно… Вспоминаю. Сон. Было так хорошо… Вибрация. Мобильный. Дотягиваюсь. Беру. «Доброе утро, зая. Как спалось? Цём!» Все. Точка. Сдаюсь. Лю… Нет. Я не скажу. Пусть ловит мысль. Ведь сердце говорит красноречивее любых слов… Ведь правда? За горизонтом появляется огненная полоса. Небо светлеет. И в утренних лучах становится видна еле заметная улыбка неба. Одна улыбка на двоих…

 

Я хочу что бы моя душа тоже пела...

  • 31.07.06, 09:45
Боль... среди многих приятных моментов... среди прекрасных дней,
ночей.... когда утром просыпаешься и удивляешься каков все таки мир
прекрасен.... когда идешь по улице и улыбаешься людям...
Боль... потом приходит боль. Словно тень, неотступно движущаяся за прекрасным, незаметная, серая и холодная.
Боль... Тень! Она меня догнала. Холодная, внезапная и самое обидное неподвластна мне. Недавно самоуверенность пронизывала все мое тело...
теперь в тело пусто, а души словно не существовало...
Боль... только боль я и смог удержать...

Любовь приходит и уходит...
Боль...

Если вы задумались сделать блог. Важно!

  • 03.07.06, 20:01
Как научиться писать лучше. Для всех блогеров.
 Прочитаете все и станете писать еще лучше:

1. Пишите каждый день. Только практика научит вас лучше писать.

2. Читайте все время. The process of reading is the reverse of writing.

3. Читайте самые разные стили письма и создавайте таксономию стилей, которые предпочитаете вы. Читайте как автор: обращайте внимание на структуру, тон, форму, грамматические конструкции и так далее. Попробуйте написать один и тот же выдуманный абзац в стиле своих любимых авторов.

4. Напишите то, что хотите. Затем оставьте первый и последний абзацы. Это универсальное правило — когда вы пишете историю, она будет лучше, если оставить только первый и последний абзацы.

5. Будьте честными. Расскажите людям о том, что они знают, но почему-то никогда не говорят. Кто-то может быть зол на вас, но другие — будут благодарны. Если вы не готовы быть честным, не пытайтесь писать. - если говорить о спорте, то надо быть не только честными, но и не банальными. Если у вас нет интересной мысли, а есть только "на шестидесятой минуте матча защита бременцев начала совершать ошибки" - не пишите.

6. Старайтесь не обижать никого. Это противоречит предыдущему правилу, но важно соблюдать баланс. Просто помните о том, что причиняя кому-то боль, вы портите свою карму.

7. Не бойтесь того, что говорят люди. Возможно, есть 10 человек, мнение которых должно вас волновать. В остальном же — пусть говорят, что угодно. Некоторые люди занимаются только тем, что пишут день и ночь негативные комментарии. У кого-то просто выдался плохой день. - но если вы на "Трибуне", то будьте готовы к тому, что вас будут критиковать по делу. Критики не всегда хотят обидеть вас, часто они как раз те парни, которые просто говорят вам правду.

8. В то же время умейте признавать свои ошибки. Критикуйте себя, каждый раз ищите то, что можно улучшить.

9. Уделяйте много внимания заголовку и анонсу. Если стиль издания позволяет, шокируйте читателей заголовком. - у нас это надо делать осторожно и без слова "ШОК!!!", но вы все должны помнить - на главной странице у вас есть только картинка вашего блога и заголовок текста. Если это "Весенние сомнения", то будьте готовы к тому, что несколько тысяч человек не зайдут к вам. Потому что это непонятный заголовок.

10. Крадите. Не в буквальном смысле. Но всегда смотрите на опыт своих коллег и конкурентов, находите лучшее и используйте это.

11. Заставляйте людей рыдать. Если вы были влюблены, вы знаете, что это такое. Заставляйте людей чувствовать эмоции. Рассказывайте о своем детстве, в котором они жили вместе с вами, ностальгируйте, пишите о важном. - если говорить о спорте, то кусочек ностальгии всегда помогает.

12. Время лечит. Даже если вы написали глупость и вас ненавидят, со временем об этом забудут. Вы можете измениться, начать писать на другие темы. Главное — никогда не опускайте руки.

13. Рискуйте.

14. Шутите. Большинство людей любит расслабляться. Их замучили проблемы дома, на работе, они просто хотят передохнуть. Поэтому, когда вы пишете о чем-то серьезном, попробуйте объяснить это просто. First rule of funny: ugly people are funny. Make yourself as ugly as possible.

15. Последняя строка приравнивается к взрыву. Ваш текст ничего не стоит, если последняя строка не оставляет в человеке понимание, зачем он все это прочитал. Возьмите книгу коротких историй «Иисус» Дениса Джонсона. Там последние строки как раз об этом.

16. Используйте короткие предложения.

17. Пишите так же, как и говорите. У вас есть собственный стиль, вы чувствуете мир под конкретным углом. Не надо изменять себе!


Все остальные пункты вы можете найти в оригинале, но я думаю, что вам хватит и семнадцати.

Тем у кого 2 симкарты. Был поражен находчивостью инженеров;)

Многие в наше время имеют SIM-карты нескольких мобильных операторов: где по каким-то причинам не работает один обязательно работает другой. Переставлять карточки не очень удобно, как и иметь по мобильному аппарату для каждой.

Компания WND Telecom разработала новый телефон, который отчасти решает описанные проблемы.

WND Wind DUO 2000 представляет собой «двухсторонний» аппарат, по одному полнофункциональному телефону с каждой стороны, который может одновременно работать с двумя SIM-картами. В этом устройстве соединены воедино два абсолютно независимых друг от друга мобильных телефона.

Интересно, много у кого 2 телефона с собой носится?

Все будет в порядке (c)

- Не надо, хороший, не надо...Все будет в порядке.
Все будет отлично, ты слышишь? А эти слова...
Я их записала случайно на старой тетрадке.
Со мной все в порядке - вот видишь - здорова, жива.
А голос срывается - это спасибо простуде, и руки дрожат от того, что я мало спала...
Что было - то было, давай-ка об этом не будем.
Все это пройдет, нужно только немножко тепла...
***
Когда-нибудь станет достаточно теплого чая, любимого фильма и прочей родной чепухи.
Но это потом, а сейчас... я безумно скучаю.
Спасибо за то, что мои не читаешь стихи.

объединение сообществ

Я (_A-S_ aka АСик) и <a href="http://narod.i.ua/user/538899/" target="_blank">Nith (aka PrivateSector), как владельцы "Blogger's News (I.UA)" и "<a href="http://blog.i.ua/community/1432/" target="_blank">Мой компьютер", с целью создания единого топового сообщества начали переговоры относительно их слияния.

Предлагаем участникам данных сообществ принять участие в обсуждении. Просим Вас также уделить немного времени и ответить на нижеследующие вопросы.

1) Как Вы относитесь к подобному слиянию сообществ?

2) Каким Вы видете название для объединенного сообщества? Например, "Blogger's News (I.UA)", "Мой компьютер" или "Blogger's News (I.UA) + Мой компьютер".

По возможности, оставьте комментарий с вашими ответами на голосовалку. Необходимо для идентификации ответов участников сообщества.


83%, 5 голосів

17%, 1 голос
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.