Этой заметкой я открываю серию из нескольких, которые будут посвящены работам знаменитого ювелира Фаберже. Начну с исторических, потом попробую показать настоящее время. Многое из того, что будет известные вещи, но захотела все собрать в одном месте.
Один из самых старейших и богатых музеев Московского Кремля - Оружейная палата, обладающая замечательным собранием памятников декоративно-прикладного искусства. В коллекции национальной сокровищницы представлены изделия русских ювелирных фирм XIX и начала XX веков. Среди них - произведения знаменитой фирмы Фаберже: часы, портсигары, ювелирные украшения, столовое серебро, чайные и кофейные сервизы, оправы хрустальных ваз, миниатюрные скульптурные фигурки из цветных поделочных камней.
Гордость коллекции - десять императорских пасхальных яиц с сюрпризами , которые являются вершиной творческого вдохновения и отточенного мастерства целой плеяды выдающихся ювелиров и художников под руководством Карла Фаберже, которого в начале XX столетия в Париже признали Мэтром - одним из лучших ювелиров современности.
Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна). Яйца, сделанные в мастерской Михаила Перхина, которую после его смерти возглавил Генрих Вигстрем, отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них - миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из "пушистого" золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами или бутонами.
Ювелирные пасхальные яйца-сувениры являлись сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но часто и для императора, заказывавшего их. "Ваше Величество будет довольно" - такой ответ обычно давал Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.
Мастера - ювелиры - Михаил Перхин и Юрий Николай. Яйцо из гелиотропа, состоящее из двух частей, соединенных шарниром, декорировано накладным узором золотых рокайльных завитков с бриллиантами. Замок-кнопка украшен рубином и двумя бриллиантами. Модель крейсера - сюрприз яйца -выполнена из золота и платины, ее окна - из алмазов, ограненных розой. На корме крейсера резная надпись: "АЗОВ". Модель укреплена на пластине из аквамарина, зеленовато-голубой цвет которого имитирует морскую воду. На этом броненосном корабле, построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая - фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги. Подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г
Яйцо-часы, 1899
Мастер-ювелир - Михаил Перхин.
Яйцо декорировано прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, увенчано букетом белых лилий, выполненных из халцедона и золота. На лицевой стороне основания алмазами выложена дата: "1899".
Часы имеют белый эмалевый циферблат, вращающийся по горизонтали, и неподвижно закреплённую стрелку, усыпанную алмазами. Она имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука, и окружена факелами, чьё пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, "прорастающих" сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществлённым признанием Николая II в любви своей жене. Подарено императором Николаем II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1899 г.
Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900
Мастер: Михаил Перхин. Материалы: Золото, платина, серебро, алмазы, огранённые розой, рубин, оникс, хрусталь, дерево, шёлк, бархат. Размеры: высота с подставкой - 10 1/4 дюйма (26,0 см); длина поезда - 15 5/8 дюйма (39,8 см); высота вагона - 1 1/4 дюйма (2,6 см).
Яйцо с крышкой на шарнире выполнено из серебра, в средней части украшено гравированным изображением карты Российского государства с Транссибирской магистралью и надписью "ВЕЛИКИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ПУТЬ К 1900 ГОДУ". В яйцо вкладывается золотая с платиной действующая модель поезда, состоящая из паровоза и пяти вагонов. На первом гравирована надпись: "ПРЯМОЕ СИБИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ", на втором, третьем и четвёртом - "ДЛЯ ДАМ", "ДЛЯ КУРЯЩИХ", "ДЛЯ НЕКУРЯЩИХ", на втором - "2го КЛ.", "24 МЕСТА", на третьем и четвёртом - "1го КЛ.", "18 МЕСТ". Пятый вагон предназначен для церкви. Механизм модели заводится золотым ключом. Это пасхальное яйцо - характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события - строительства Транссибирской магистрали, вдохновлённого императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины. Подарок императора Николая II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1900 г.
Яйцо-клевер, 1902
Мастер-ювелир - Михаил Перхин. Золото, платина, алмазы, ограненные розой, рубины. Размеры - 9, 8 см.
Ажурное яйцо с крышкой на шарнире выполнено из золотых сканых листьев клевера, часть из них заполнена светло-зеленой прозрачной оконной эмалью, часть - мелкими алмазами. Между листьями размещены узкие изогнутые ленты, набранные мелкими рубинами. На ажурном ободке яйца - изображение императорской короны, дата "1902" и монограмма императрицы Александры Фёдоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г
Яйцо "Московский Кремль", 1904-1906
Сделано в 1904 -1906 годах на придворной императорской ювелирной фирме Карла Фаберже. Декор золотого покрытого белой опаловой эмалью яйца с куполом и тройными окнами навеян архитектурой Успенского собора Московского Кремля. В одно из застекленных окон виден интерьер собора, изображенный на овальной стеклянной пластине, находящейся внутри модели.
На круглой золотой накладке, закрепленной на яйце снизу, белой эмалью исполнена дата (1904). Подставка, выполненная из цветного золота и серебра, имеет вид стилизованных кремлевских стен и башен с кровлями, покрытыми зеленой прозрачной эмалью.На повторенной дважды Спасской башне изображены эмалью гербы
Российской империи и Москвы, над воротами в киотах - миниатюрные иконы "Богоматерь Казанская" и "Христос-Вседержитель". Внутрь модели помещен музыкальный механизм, который заводится золотым ключом, после чего звучат две "херувимские" песни - праздничные пасхальные гимны. Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля - одновременно величественного и сказочно - нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлёвской архитектуры. Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.
Яйцо с моделью Александровского дворца, 1908
Ювелир - Генрих Вигстрем. Размеры: Яйцо - 4 3/8x2 5/8 дюйма (11,0x6,8 см); высота модели - 1 1/8 дюйма (3,0 см); длина модели - 2 1/2 дюйма (6,5 см).
Нефритовое яйцо, состоящее из двух соединённых шарниром частей, украшено пятью миниатюрными акварельными портретами детей Николая II, обрамлёнными алмазами. Яйцо инкрустировано золотом и драгоценными камнями. Над портретами помещены начальные буквы имен детей, выложенные алмазами. На яйце вверху и внизу укреплены плоские треугольные бриллианты, под которыми на серебряной фольге исполнены чернью монограмма императрицы Александры Фёдоровны "А°" и дата "1908". Модель Александровского дворца выполнена из золота и серебра, окна дворца - из горного хрусталя, кровля перекрыта светло-зелёной эмалью. Модель укреплена на золотом столике с гравированной надписью "ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ". Он был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали "царскосельскими отшельниками". Подставка под яйцо изготовлена в 1989 г. на Московском экспериментальном ювелирном заводе мастером С.Бугровым по эскизу художника Т.Д.Жарковой. Подлинная подставка отсутствует. Подарено императором Николаем II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1908 г.
Яйцо с моделью яхты "Штандарт", 1909
Мастер: Генрих Вигстрем. Материалы: Золото, серебро, бриллианты, алмазы, огранённые розой, жемчуг, горный хрусталь, ляпис-лазурь. Размеры: Высота с подставкой - 6 дюймов (15,3 см); основание - 3 7/8x3 1/4 дюйма (10,0x8,4 см); высота модели - 3/4 дюйма (2,0см); длина модели - 3 дюйма (7,5 см).
Яйцо из горного хрусталя состоит из двух частей, соединенных шарниром. Золотая оправа яйца с резной надписью "ШТАНДАРТЪ 1909", украшена бриллиантами, эмалью и двумя фигурками геральдических двуглавых орлов из ляпис-лазури. Подставка в виде двух лазуритовых сплетенных дельфинов имеет профилированное основание из горного хрусталя. Внутри яйца находится золотая модель яхты "Штандарт", укреплённая на имитирующей воду волнистой пластине из горного хрусталя, фотографически точно воспроизводящая внешний вид и оснастку царской яхты вплоть до развевающегося на мачте императорского штандарта, крошечных шлюпок и вращающегося золотого руля. Это была любимая яхта Николая II, на которой семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах. Подарено императором Николаем II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1909 г.
Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910
Мастер: Неизвестен. Материалы: Золото, платина, алмазы, огранённые розой, горный хрусталь, ляпис-лазурь.Размеры: высота с подставкой - 6 1/8 дюйма (15,5 см), основание - 4 1/2x4 1/2 дюйма (11,5x11,5 см); высота модели - 2 дюйма (5,0 см); длина модели - 1 5/8 дюйма (4,0 см).
Яйцо из горного хрусталя состоит из двух частей. Вверху яйцо украшено накладной платиновой сеткой, усыпанной мелкими алмазами, с двух сторон - платиновыми консолями, над которыми помещены фигурки геральдических двуглавых орлов. Вверху на яйце укреплён крупный алмаз, сквозь который видна дата "1910". Подставка представляет собой четыре платиновые крылатые полуфигуры путти, укреплённые на хрустальном профилированном основании. В яйцо вкладывается золотая модель памятника Александру III на высоком прямоугольном постаменте из ляпис-лазури. Модель воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своём отце. Подарок императора Николая II императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1910 г.
Яйцо "300-летие дома Романовых", 1913
Мастер: Генрих Вигстрем. Материалы: золото, серебро, бриллианты, алмазы, огранённые розой, пурпурин, сталь, стекло, кость. Размеры: высота с подставкой - 7 1/2 дюйма (19,0 см); диаметр основания - 3 дюйма (7,8 см).
Яйцо, выполненное к трёхсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты "1613" и "1913". Внутри яйца укреплён вращающийся стальной воронёный глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государственной символики. Поверхность яйца в пространстве между миниатюрами в алмазных рамках украшена чеканными геральдическими царскими венцами и коронами. Подставкой служит литая серебряная позолоченная фигура гербового орла, укрепленная на круглом основании из пурпурина, имитирующего государственный щит. Подарено императором Николаем II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1913 г
Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916 ("Военное стальное яйцо")
Мастера: Генрих Вигстрем., миниатюрист Василий Зуев. Материалы: Золото, сталь, нефрит, кость, шёлк, бархат. Размеры: высота с подставкой - 6 5/8 дюйма (16,7 см); высота мольберта - 2 1/2 дюйма (6,5 см); миниатюра - 2x2 1/8 дюйма (5x5,5 см).
Отсутствие роскоши — результат того, что многие из мастеров фирмы Фаберже были призваны на фронт, и запрета ювелирам на работу с драгметаллами в условиях кризиса. Стальное яйцо — самое простое из императорских яиц, и последнее, полученное императрицей Александрой. Предположительно, сегодняшняя блестящая полировка стали была cделана во время советской власти, чтобы не появилась ржавчина.
Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны - тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Яйцо украшено золотой императорской короной и накладными изображениями герба Российской империи, св. Георгия Победоносца, даты "1916" и монограммой императрицы Александры Фёдоровны. Подставка для яйца выполнена в виде четырёх снарядов, укреплённых на постаменте из нефрита. Сюрпризом яйца является мольберт в виде вензеля царицы Александры Фёдоровны, на котором закреплена миниатюра, исполненная акварелью по кости, изображающая императора Николая II с сыном Алексеем на позиции русских войск. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена чёрно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена. Подарено императором Николаем II императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1916 г
Коментарі
GorrA
112.01.11, 12:44
Гість: ТвойДругЯ
212.01.11, 13:02
Маммамія
312.01.11, 13:14
Спасибо за доставленное удовольствие От этой красоты глаз не оторвать
ЛанаМ
412.01.11, 13:20Відповідь на 3 від Маммамія
буду продолжать. Просто в рамках одной заметки тему Фаберже не раскрыть-)))
Маммамія
512.01.11, 13:25
Выкрутасина
612.01.11, 14:30
Прародители киндер-сюрпризов.
ЛанаМ
712.01.11, 15:39Відповідь на 6 від Выкрутасина
да, и за авторское право производители киндер сюрпризов Фаберже не платят-))) а тот в свою очередь обязан русским народным сказкам-)) о Кащее бессмертном-)))
Flora009
813.01.11, 07:35
необыкновенные яйца
Гість: Nika***
913.01.11, 10:33
Гість: Лена Князева
1013.01.11, 15:26