Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы.
Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идального очертания губ, накладывая помаду кружком. Не отсюда ли пошли так популярные в первой половине XX века "губки бантиком"?
Волосы с помощью шпилек и заколок укладывались в сложную волнистую прическу, которую ценители уподобляли благородным цветам или - высший комплимент - "дракону, резвящемуся в облаках". Верхом парикмахерского искусства считалось умение соединить в прическе элементы так, чтобы присутствие "дракона", скрытого "облаками", только угадывалось. Чтобы выглядеть изысканными, женщины из высшего общества покрывали лицо рисовой пудрой, а шеки - румянами, красили губы помадой цвета "спелой вишни".
В ходу были и другие украшения, успешно пережившие века, которыми мы и сегодня пользуемся: серьги, декоративные шпильки и гребенки, кольца и браслеты. Китайские красавицы пользовались цветочной водой и ароматным мылом, и, подолгу сидя возле курильниц, пропитывали одежду запахом дорогих благовоний.
Этикет предписывал, чтобы лицо женщины всегда было бесстрастным, а движения - сдержанными и плавными. Смеяться на людях, обнажая зубы, было признаком крайне дурного воспитания. Отголоски этого и сегодня еще заметны - китайские девушки зачастую прикрывают рот ладонью, когда смеются.
Китайцы - великие философы, уверенные в том, что между телом и душой существует глубокая связь. По-настоящему красивая женщина - не только привлекательная обладательница "золотых лотосов", она разбирается в живописи и поэзии и всегда может поддержать разговор. Важным достоинством женщины полагалось очарование - магическая сила красоты, скрытая под оболочкой покорности.
А как насчет невидимой и почти неуловимой ауры, которую мы часто называем обаянием? И на этот счет у китайцев имеется свое мнение. Секрет женского обаяния, как утверждает писатель Ли Юй, - в том, чтобы "сделать старое молодым, уродливое - прекрасным, привычное - изумительным". Умение каждой женщины быть очаровательной и обаятельной "исходит от Неба", постигается интуитивно и не передается по наследству. Эта неуловимо тонкая материя не исчезает с годами, она не подвластна старению, а значит, обаятельная женщина всегда красива.
Помните, как вопрошал поэт: "Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, пылающий в сосуде?". Кажется мне почему-то, что красота - и то, и другое. Иногда я думаю, что заурядная внешность - тоже в некоторой степени благословение: внешней красоте, увы, суждено погибнуть, а красоте внутренней - никогда. Так почему же все равно так хочется иметь большие глаза, ровный нос и все прочие банальные атрибуты красоты внешней? Или нужно относиться к этому проще - представления об идеале у разных народов сильно отличаются друг от друга, представления о красоте внутренней - очень близки.
У живущих в Китае разных народов и понятия о красоте весьма отличаются друг от друга. Когда в XVII веке маньчжуры завоевали Поднебесную и основали последнюю императорскую династию Цин (1644-1911), то были поражены красотой ханьских (то есть собственно китайских) женщин, и два последующих века брали в жены и наложницы именно их. И лишь во второй половине XIX века одна маньчжурка смогла поразить императора Сяньфэна своей неканонической красотой: овальное лицо, высокий рост и громкий голос наложницы Цы Си (что означает "Святая Мать") резко контрастировали с прелестями других обитательниц гарема.
МАНЧЖУРСКИЕ КРАСАВИЦЫ
Совершив головокружительный прыжок из рядовых наложниц в императрицы, "Маленькая Орхидея" (такое имя было дано ей при рождении) долгие годы правила гигантской страной. Роскоши ее двора могли позавидовать самые богатые монархи мира, - достаточно сказать, что деньги, собранные со всей страны на создание современного флота, Цы Си потратила на строительство Летнего дворца недалеко от Пекина. Очень красивого дворца, кстати сказать, где есть напоминание о так и не состоявшемся военном флоте: стоящая в озере Мраморная лодка, на которой Цы Си любила обедать в жаркие летние дни - легкий бриз и все такое. Долгие годы императрица умудрялась оставаться моложавой и привлекательной, не жалея на это ни времени, ни средств. Рассказывают, что каждое утро она принимала ванну из женского грудного молока.
МАНЧЖУРСКИЕ КРАСАВИЦЫ
Иностранцы, впервые посетившие Тибет, были потрясены красотой тамошних женщин - смуглолицых, с гордой осанкой, длинными черными волосами, перехваченными жгутами черных или красных нитей. Правда, от тибетских женщин исходил весьма специфический запах прогорклого топленого масла, что не могли не отметить чувствительные к ароматам европейские мужчины.
Но красота - красотой, а суровый климат учитывать тоже нужно.
Неблагоприятные природные условия не могли не отразиться на способах, которыми местные жительницы сохраняли свой внешний вид.
Из-за разреженного горного воздуха (4000 м над уровнем моря - средняя высота, на которой живут тибетцы), постоянных ветров, близкого жгучего солнца и неизбежной сухости, женщины смазывали свое тело жиром, который предохраняет кожу от обветривания и ожогов.
Tibetan J-Pop Singer: Alan
Лицо же они мазали сливочным маслом и посыпали сверху землей. Конечно, непосвященному европейцу тибетская дама казалась просто забывшей умыться, он и не догадывался, что это своего рода гигиеническая процедура. Может быть, красота и требует журтв, но здоровье наверняка дороже - решили тибетские женщины.
А вот девушки народности ли, проживающей на субтропическом острове Хайнань, издавна покрывают свое тело татуировками. Старинная легенда гласит, что когда-то вождь племени надругался над красивой девушкой, и с тех пор все представительницы прекрасного пола стали уродовать свое тело, шею и ноги татуировкой, чтобы избежать подобной участи. Хотя, похоже, сейчас девушки народности ли могли бы считаться самыми модными и красивыми где-нибудь в Лондоне или Нью-Йорке, правда? И это - лишнее подтверждение тому, насколько относительны представления о красоте внешней.
Может быть, именно это и пытались доказать в 1949 году и сразу после него китайские коммунистки, отказавшись от всего, что могло выдать в них женщину. Платья сменились брючными костюмами в стиле Мао, "драконы, резвящиеся в облаках" превратились в короткие практичные стрижки, пудра, румяна и другие буржуазные штучки оказались напрочь забытыми. Женщина стала прежде всего строителем коммунизма, а потом уже всем остальным.
Но, скорее всего, такой подход все же противоестественен женской натуре соблазнительницы, а потому начало политики реформ и открытости, провозглашенной Дэн Сяопином в 1978 году, отразилось и на женских лицах.
ZHOU XUAN - КИТАЙСКАЯ МЕРИЛИН МОНРО
Сегодня косметический бизнес - одна из процветающих отраслей экономики, а салоны красоты в китайских городах - на каждом шагу. Невиданное дело: женщины стали прибегать к пластическим операциям, самые популярные - поднять нос, увеличить и немного приподнять грудь, расширить разрез глаз, убрать морщины, срезать лишний жир. Чаще всего к хирургами приходят женщины в возрасте от 20 до 40 лет. Причем большинство родителей поддерживают своих дочерей в стремлении стать красивыми, полагая, что привлекательная внешность принесет больше возможностей для развития и, что особенно важно, трудоустройства. Так что современные китаянки доказывают: философия философией, а внешность тоже важна.
Но мне почему-то ближе слова писателя Вэй Юна, написавшего в XVII веке "Книгу женских прелестей": "Тот, кто постиг правду жизни и правду смерти, знает, что мысли о долгой или короткой жизни, об успехах и неудачах в мире губят нас. Для такого человека любовь к женщине поможет сберечь себя, возрадоваться своей Небесной доле, забыть печали и сполна прожить свою жизнь". Не такого ли мужчину мы ждем с самой своей юности и не для такого ли мужчины будем всегда красивыми и желанными?
источник