Древние индейцы считали их посланниками богов и никогда не
одомашнивали, чтобы «не обидеть». Ну а как еще можно относиться к этим
очаровательным грациозным созданиям, шерсть которых стоит бешеные
деньги? Викуньи – животные уникальные. У себя на родине они находятся
под государственной защитой, и на сегодняшний день им угрожает разве что
стрижка. А ведь каких-то сто-двести лет назад викуньи находились на
грани полного истребления.
Дар богов
В те времена, когда на территории современного Перу и Боливии жили
индейские племена, викуньи в большом количестве обитали рядом с людьми,
как и их родственники гуанако. По данным ученых, они тут жили еще
задолго до появления человека. У индейцев не было ни коров, ни овец (это
позже их завезли на континент испанские завоеватели), и основным
домашним скотом для них были парнокопытые семейства верблюдовых. Но если
лам и альпак инки разводили, как европейцы коров, то викуньи и гуанако
жили на воле.
Особенно трепетно индейцы относились к нежным викуньям. Этих
животных причисляли к божествам Анд и считали ценнейшим даром, посланным
свыше. Инки слагали о викуньях красивые легенды. Изображения этих
животных можно встретить в сюжетах древней наскальной живописи и племен
более раннего периода, а также на древних предметах обихода.
Викуньи на удивление хорошо приспособлены к суровым условиям
горных степей. Они не боятся пронизывающих ветров, перепадов температур и
без труда жуют грубую траву, которую обычный скот есть не может. Это не
могло не восхищать индейцев. Они приносили викуньям ритуальные дары и
никогда не одомашнивали – чтобы не «оскорбить».
Инки издревле знали, как тепла и нежна шерсть этих животных. Ее
называли руном богов, а одежду, связанную из нее, имели право носить
лишь самые высокие особы. Но как взять шерсть у божества? Животных
стригли раз в четыре года и только живыми. Во время такой охоты дикое
стадо сгоняли в загон, затем отпускали всех самцов, больных животных и
молодняк. Оставляли и стригли только взрослых здоровых самок,
предварительно попросив разрешения у богов. И после стрижки тоже
отпускали.
А еще инки верили, что если натереть кожу младенца жиром мертвой
викуньи, малыш вырастет быстрым и ловким. Но при этом оговаривалось, что
жир можно брать только от викуньи, которая умерла своей смертью, а не
была убита.
На грани вымирания
К несчастью для инков, на их землю ступили европейцы. Они завезли на
континент коров, овец, коз. Их стада заняли территории, на которых
раньше паслись дикие верблюдовые. Викуньям пришлось уйти в более
высокогорную местность. А вместе с новыми животными пришли и новые
болезни, к которым викуньи иммунитета не имели. Еще в далеком 1553 году
испанец Педро Сьеса де Леон писал в «Хронике Перу» о том, что число
верблюдовых в стране резко сокращается из-за «смертельной чумы».
Первое в Европе изображение верблюдовых («Хроника Перу»). /Фото: vicuna.ru
Но и это еще не все. Европейцы быстро сообразили, что шерсть
викуньи очень ценна. На верования индейцев им было наплевать, поэтому с
викуньями они не церемонились. Животных ловили, стригли и продавали
шерсть в Европу. А когда потребности начали расти, викуний стали просто
убивать, чтобы без труда содрать шкуру. Сделать это было легко: добрые и
бесхитростные викуньи очень зависимы от вожака стада, поэтому
достаточно было убить его одного – и все остальные, вместо того, чтобы
разбежаться, в растерянности оставались на месте.
Завоеватели заставляли индейцев добывать для них металлы, число
коренных жителей стремительно снижалось, поэтому заботиться о викуньях и
хранить традиции уже было некому. Конкистадоры даже требовали от
индейцев, чтобы те помогали им ловить и убивать верблюдовых, а также
принуждали платить часть налогов шкурами гуанако и викуний.
В XVII веке численность этих животных стала настолько низкой, что
проблемой озаботились даже испанские власти, издав серию королевских
указов, запрещающих их убивать. Однако, как говорится, до Бога высоко, а
до царя – далеко, и число популяции продолжало снижаться. Например, с
середины XVII до середины XIX века в Европу было вывезено такое огромное
число шкур убитых животных, которое примерно равно 1,5 миллионам
особей.
Под защитой
Впервые о том, что викуньи могут исчезнуть с лица Земли, серьезно
заговорили в середине прошлого века. Фактически своим спасением они
могут быть обязаны знаменитому перуанскому зоозащитнику по имени Фелипе
Бенавидес Барреда. Он стал изучать проблему еще в 1938-м и постепенно
добился поддержки европейских и американских коллег. В итоге в 1964 году
в перуанском Пампа-Галерасе, где викуний оставалось больше всего, был
открыт заповедник для восстановления популяции.
Фелипе Бенавидес Барреда
К делу подключили и южноамериканских индейцев, живших рядом с
викуньями: пришлось им вспоминать позабытые традиции предков-инков.
Уже в первые годы работы заповедника число животных стало
стремительно расти. В итоге их стало настолько много, что в 1970-х годах
даже пришлось часть самцов удалить из заповедника, еще часть животных
перевезти на другие территории континента, а еще какое-то количество
даже убить (этот факт в свое время осудили много политиков и
зоозащитников).
Однако из-за вооруженного конфликта в стране, когда территория
Пампа-Галераса попала под влияние террористической организации «Сияющий
путь», заповедник фактически был уничтожен. В 1980-х викуньи снова
оказались под угрозой исчезновения.
К счастью, уникальных животных и во второй раз удалось спасти.
Благодаря тому, что на данный момент они находятся под государственной
охраной, в ближайшее время их популяции вымирание не угрожает.
Вывозить викуний за пределы Перу запрещено. Отстрел их карается законом.
А на то, чтобы стричь их и производить вязаные изделия, нужно получить
специальное разрешение. Выдают его единицам, но данный документ –
подтверждение того, что шерсть была получена гуманным путем и ни одна
викунья не была убита.
Стригут животных раз в два года. Как и в древние времена, сначала
их в загоне осматривает ветеринар. Тех, кого не отобрали, отпускают, а
сам процесс стрижки имеет свои правила. У викуньи снимают не всю шерсть,
а примерно 250 граммов. И обязательно оставляют манишку, иначе в
природе животное замерзнет и погибнет.
Пампа-Галерас. 2009 г. Викуний загнали в ловушку, чтоб постричь и отпустить на волю./Фото:vicuna.ru
Шерсть сортируется вручную, и процесс этот очень кропотливый и
долгий. Килограмм такого руна стоит примерно тысячу долларов, а метр
вязаной ткани – втрое дороже.
Коментарі
Андрій1961
17.10.18, 21:18
Гість: NoTaРь
27.10.18, 21:18
Це все таки домашня тварина, те що вони живуть на волі - це просто спосіб ведення господарства перуанцями, оскільки хижаків там немає, а сіно косити (як у нас) інки не вміють
Гість: Nahibator
37.10.18, 21:25
Голубка
47.10.18, 21:31Відповідь на 2 від Гість: NoTaРь
Ясно, дякую за пояснення
Тарас Музичук
57.10.18, 21:58
Хозяин- С
67.10.18, 22:40
как лама..
Стрийко Зеник
78.10.18, 08:51