Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Кто такой БОГ ? "Мир православия".

Бог — это самое высокое и светлое Имя из всех имен на свете.

Конечно, Он не одно только Имя. Бог говорил пророку Моисею:



— Я есть Сущий.

Это значит — Существующий, Живущий.

Бог действительно Существует, Живет. Но только не так, как люди или другие живые существа.

Люди рождаются, растут, взрослеют, стареют, умирают. А Бог был и будет всегда. У Него нет ни начала, ни конца. Поэтому Его называют Вечным.

Мы все очень разные — и поэтому нас много. Невозможно одному человеку вместить в себе черты характера и таланты всех людей. А Бог один и в Нем одном все хорошее, что только может быть.

Мы бываем добрыми или злыми, смотря по обстоятельствам. Для одних мы — хорошие, для других — не очень. А Бог бесконечно добр. Он помнит о всяком человеке и стремится помочь ему. И не только о всяком человеке помнит Бог, но даже и о самой маленькой травинке.

У каждого человека есть свои собственные слабости. И даже у очень сильного человека. Поэтому даже очень сильный человек не всесильный. Он одно может, а другое — нет.

А у Бога нет никаких слабостей. Он любит всех и все, что есть на свете. Поэтому Бог — бесконечная Сила. Ему не нужен отдых. Он Всемогущий.

Бог — это Сама Жизнь. В Нем столько Жизни и Добра, что Он дает жизнь всему, что существует. И все, что есть на свете, — все это создал Бог.

Человеку нельзя понять Бога, потому что Бог выше человеческого ума.

Бог очень далеко от нас, и в то же время близко. Для человека это невозможно: быть далеко и близко сразу.

А для Бога нет ничего невозможного. Он ни в чем не нуждается.

Единственное, чего не может Бог, — это вместо человека выбирать между добром и злом. Бог хочет, чтобы человек выбрал доброе, и помогает выбрать добро.

Но все-таки выбирает каждый сам.

Если мы захотим представить себе Бога, то мы не сможем этого сделать. Мы разве что только придумаем для Него какое-то обличье. А это неправильно. Бог не умещается ни в какое обличье. Он больше всего мира.

Зато мы, люди, способны вместить в себе Бога. Конечно, не Его Самого, а Его благодать, то есть действие Его Божественной Силы.

Подготовил священник Александр Мурылев

Глиняные горшки.Притча. "Мир православия".

Монах пришёл как-то к своему наставнику и говорит:

— Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои?

Авва ответил:

— Сын мой, возьми два глиняных горшка — один с мёдом, а другой пустой.

Ученик так и сделал.

— А теперь, — сказал учитель, — перелей несколько раз мёд из одного горшка в другой.

Ученик снова послушался.

— Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.

Ученик посмотрел, понюхал и говорит:

— Отче, пустой горшок пахнет мёдом, и там, на донышке осталось немного густого мёда.

— Вот так, — сказал учитель, — и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости своей восполнит их недостаток и спасёт твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет мёдом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности.

27 января - день памяти равноапостольной Нины.

Святая равноапостольная Нина
27 (14) января — память святой равноапостольной Нины



Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию (†303; память 23 апреля). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284-305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха.

Двенадцати лет от роду святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23, 24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что нетленный Хитон Господень (празднование 1 октября), по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери.

Узнав, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице: да сподобит ее увидеть Грузию, обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.

Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы со словами: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею".

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе) и возрадовалась духом. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы — царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (IV; память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284-305). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй — со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию около 319 года. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы — Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.

Войдя в Мцхета, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв Святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265-342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. В это время померкло солнце, и непроницаемая мгла покрыла Мцхета. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света, но тщетно. Тогда устрашенные воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и засияло солнце.

Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял Святое Крещение вместе со своей свитой. В 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и на этом месте воздвигли первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, именуемый Светицховели, что означает "Животворящий Столп").

К тому времени, с помощью византийского императора Константина (306-337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию епископа, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них приняли Святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Благоговейно приобщившись Святых Тайн, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее честное тело в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342-364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января, в день ее блаженной кончины.

Не суди.

Не суди

Протоиерей Андрей Ткачев

Есть подкупающие простотой слова о том, как избежать строгого и неминуемого Суда Божьего. Знают их многие, в том числе и те, для кого чтение и слушание Евангелия не является главным занятием жизни. Вот эти слова: «Не суди, и не будешь судим». Или — то же: «Каким судом судите, судят вам; какой мерой мерите, отмерят вам». Смысл второго слова равен смыслу первого, поскольку если ты отказался от строгости в отношении чужих грехов, то смеешь надеяться на милость к себе со стороны Бога.
Простота Евангелия не отменяет его глубины и сложности. Во-первых, мы не имеем права путать добро и зло, уравнивать их и, по причине боязни впасть в осуждение, отказаться от нравственных оценок. Без понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо», жизнь человеческая вряд ли вообще возможна. Чтобы, по слову псалма, уклониться от зла и сотворить благо (Пс. 33, 15), нужна и нравственная чуткость, и опыт, и способность к здравым суждениям. «Не суди» вовсе не должно означать «перестань думать» или «перестань отличать добро от зла».
Человек, Который в высшей степени был чуток и непогрешим в вопросах греха и праведности, был человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5). В Его учении не было ласкательства, лицемерия, человекоугодничества. Даже враги говорили о Нём: Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-то, ибо не смотришь ни на какое лице (Мф. 22, 16). Христос, таким образом, более кого бы то ни было имел право строго относиться к грешникам. Однако именно из Его уст раздавалось: и Я не осуждаю тебя (Ин. 8, 11), — и удивительная молитва о распинателях была произнесена Им на голгофском Кресте.
Научиться не осуждать можно только у Иисуса Христа. Если мы научимся этому, то на деле исполним Павлово повеление: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5). В этих чувствованиях неминуемо должны соединиться сострадательная любовь к грешащему человеку и мысленное неотождествление грешника с грехом. Человек — не изобретатель греха, а жертва. Грех обесчестил, обезобразил человека, но не истребил Божественного образа. Так смотрит на человека Христос. Если хотим не судить, придётся этому взгляду научиться. Если ум не имеет навыка осуждающе реагировать на происходящее вокруг, значит, мысль о Боге от ума неотлучна.
Исполнение заповеди «не суди» не означает прекращения мыслительной деятельности. Наоборот, это — пик мыслительной работы и умного труда. Поможет и память о своих грехах, глубокий вздох о которых всегда уместен. Поможет понимание того, что Знаток сердец человеческих и Царь мира — Господь — один только может произнести безошибочный приговор человеку. Он один знает, кто мог исправиться и не исправился, а кто не сделался лучше, потому что не мог. Он знает и коварство диавола, и слабость человека, и прилипчивую тяжесть обстоятельств, и ещё много того, от чего зависит правильный суд и что сокрыто от глаз человеческих.
Редко говорится о том, что косвенным осуждением может явиться похвала. Вы можете восторженно хвалить знакомого доктора, священника, школьного учителя, а между строчек этой похвалы будет угадываться порицание в адрес других священников, докторов, учителей. Это может звучать: дескать, вот этот — да, великий человек, а тот — так, мелочь. Это может и не звучать, но подразумеваться, и выходит, что заповедь о неосуждении усложняется и что даже в похвалах мы должны быть сдержанны и внимательны.
Неоценимым подспорьем для уменьшения грехов является сознательное бегство от сплетен. Стоит перестать вникать в дела, которые лично тебя не касаются, стоит пресечь праздное любопытство — как костёр осуждения лишится большей части дров и начнёт погасать.
У нас составился словесный портрет человека, которому по смерти Христос ничего осуждающего не скажет, но, указав на райские врата, произнесёт: «Заходи». Это человек, напрочь лишённый праздного любопытства. Для слушания чужих тайн у него не было ушей, и для разговоров о чужих грехах его язык был не приспособлен. Свои грехи он помнил. Слова Давида «грех мой всегда предо мною» для него не были просто словами. Когда на весы его мыслей ложились грехи людей, на вторую чашу тут же опускалась память о милости Бога и Крови Нового Завета. Он поучалсяв законе Господнем день и ночь, хотя ничто снаружи не выдавало в нём подвижника и людям он казался лентяем или «ни рыбой, ни мясом». Да он и был никчёмным человеком, который не одевал нагих, не спал на полу, не преуспел в посте, не научился молиться огненно и чудотворно. Все его силы ушли на внутреннюю борьбу со своим неразумным сердцем, которое всю жизнь порывалось украсть у Бога царское достоинство, чтобы развешивать на всех свои ярлыки. Этого он сердцу не позволил. Насколько тяжело ему далась эта внутренняя работа — нам, любителям осуждения, сказать трудно. Но Христос, обещавший не судить того, кто не судил, просто и без Суда скажет этому человеку: «Заходи», — и укажет на жемчужные ворота в золотой стене.

"Итак по плодам их узнаете их". "Мир православия".

“Итак по плодам их узнаете их”Продолжая излагать понятия в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Итак по плодам их узнаете их” (Матф.7:20). Как нужно понимать эти слова? Слово “итак” указывает на то, что 20-й стих содержит в себе вывод, подводящий итог высказываниям Спасителя о лжепророках, и о том, как к ним надо относиться. Но главное как их надо распознавать. Этот вывод настолько серьезен и важен, что дословно повторяется в 16-м и 20-м стихах. Но, несмотря на то, что дословно повторяются слова 16-го и 20-го стиха, но эти стихи стоят в разных местах и звучат в разных контекстах.
В 16-м стихе эти слова идут сразу после предостережения о том, что надо беречься лжепророков, и описания о том, что лжепророки приходят в овечьей одежде, а внутри по сути своей являются хищными волками. Сразу же после 16-го стиха идет разъяснение о худых и добрых плодах и деревьях. В 19-м стихе рассказано о том, что будет с деревом, дающим худой плод. Затем в 20-м стихе опять идет указание на то, что лжепророков можно различить по плодам.
Дословное повторение этой мысли используется для того, чтобы обратить на неё внимание, подчеркнуть её важность и значимость. Не только лжепророка, но и любого человека, можно распознать по плодам дел его. Однако из всех грешников на первое место, по тяжести совершаемого греха, Спаситель ставит именно лжепророков, как людей, на которых лежит ответственность за распространение ложных морально-нравственных и философско-религиозных знаний, касающихся главных вопросов бытия, о том, как нужно жить по Божьим законам. Ведь от того, насколько человек просвещен и должны изменяться его жизнь и поступки. Поэтому лжепророки, уводящие людей с пути истинного спасения, повинны в огромном преступлении, связанном с тем, что не дали людям истинных знаний о философско-религиозных законах жизни, не научили людей, как жить по Божьим заповедям, подменив истину ложью и введя людей в заблуждение. Для того чтобы люди не оставались в неведении, а имели истинное духовное развитие, Спаситель и дает способ, по которому можно отличить лжепророков, и, распознав в них замаскированных овечьей одеждой волков, отойти от них и найти истинных проповедников и просветителей.
Поэтому слова о том, что лжепророков, как иных грешников, можно определить по плодам их дел, очень важны и нужны людям. Так как, следуя этим словам, люди могут найти настоящих проповедников, познать философско-религиозные истинные законы жизни. И познав учение Христово без искажений, смогут применять его в своей жизни, и, став на путь истинный, смогут достичь спасения.
Толкователи не пришли к единому мнению в объяснении 20-го стиха. Одни толкователи говорили о тождественном повторении одной и той же мысли для её большей убедительности. Иные толкователи 20-й стих объясняли так. “Матфей нашел вероятно в “Логиях” после изречения о лжепророках ст.15, слова ст.16 по плодам их узнаете их и это побудило его вставить “откуда-нибудь” из “Логий” изречение о деревьях и плодах, которое он заканчивает, повторяя слова, внушившие это изречение” (Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина, Петербург, бесплатное приложение к журналу “Странник”, 1911, том 9, стр. 158). На свете существует много рецептов для того, чтобы узнать характер и сущность человека. Много о человеке могут рассказать друзья, с которыми он общается и которых выбирает согласно своим вкусам. Много можно узнать о человеке по его словам, мимике, жестам, взглядам, походке, по его привычкам и привязанностям, по его работе и любимым занятиям, по его образу жизни и т.д. Но ничто лучше и надежней не характеризует человека, как плоды его дел.
И как бы искусно и артистично плохой человек не играл роль доброго и порядочного, и не притворялся на людях благородным добродетельным, плоды его дел покажут его истинное лицо точно так же, как красивое, но ядовитое дерево выдают его худые плоды. Поэтому изречение Иисуса Христа не только является наилучшим рецептом определения сущности человека, но отличается краткостью и афористичностью в словесном выражении, жизненной правдой, философской глубиной и точностью.

Почему Бога называют "Святая Троица"."Мир православия".

Почему Бога называют "Святая Троица"?
Это — икона Святой Троицы, написанная в Пскове в XV веке. На ней запечатлено явление Святой Троицы в виде трех Ангелов. Так Бог явился праведнику, праотцу Аврааму. О нем рассказывается в книгах "Ветхого Завета", поэтому икона называется "Ветхозаветная".



Бог — Бесконечен. Человеку невозможно ни понять Его Самого, ни исследовать Его путей. О Боге мы знаем только лишь то, что Он Сам открывает человеку.

Бог открывает Себя людям в Трех Лицах — в Святой Троице. Мы знаем Его как Отца, Сына и Святого Духа. У каждого Лица Святой Троицы есть Свои собственные черты.

И в то же время — Бог Един. Три Лица соединены между Собой, но Они не сливаются.

Древние церковные писатели говорили, что тайну Трех Лиц Святой Троицы можно уподобить горящей свече. Одно — это пламя, другое — свет от пламени и третье — тепло, которое рождается от пламени и разносится вместе со светом.

Пламя, свет и тепло — явления разные, но они существуют все вместе.

Бога-Отца можно сравнить с пламенем. Бог-Сын Рождается от Него, словно свет от пламени. А Бог-Дух Святой похож на тепло, которое тоже исходит от пламени, но разносится вместе со светом.

Конечно, это только сравнение. Оно лишь помогает объяснить человеку тайну Святой Троицы, но не исчерпать Ее.

Бог открывает Себя человеку с самого начала мира. Сначала человек узнавал Его как мудрого и доброго Отца, Создателя всего света. Затем люди увидели Бога-Сына — Бога ставшего человеком для того, чтобы человек мог сделаться Богом. Ведь через Бога-Сына, Господа Иисуса Христа, приходит Бог-Дух Святой, возвышая человека и делая его домом для Божества.

Господь Иисус Христос сделался человеком совершенно. Он жил на земле, и сохранились свидетельства Его земной жизни, в которой ясно видимо Божество.

Тайна Святой Троицы раскрывается для нас через Христа.

Подготовил священник Александр Мурылев

Еще раз о правой щеке. "Мир православия".

Еще раз о правой щеке
Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб (Исх. 21, 24). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф. 5, 38-42).



Епископ Саратовский и Вольский Лонгин

Из века в век именно эти евангельские слова вызывали и вызывают максимум человеческого протеста: «Если я буду таким, как здесь требуется, меня съедят», «Подставлять другую щеку я не собираюсь», «Это годится для святых, но не для нас, обычных людей» — все эти доводы впервые прозвучали отнюдь не вчера.

Нет среди нас человека, который не бывал жертвой зла, жестокости, несправедливости; не получал ударов — в прямом или переносном смысле этого слова. Нет человека, не озабоченного самозащитой. Жизнь убеждает: не уметь за себя постоять — это скверно... Как же нам применить к собственной жизни Христову проповедь?

Обратимся к евангельскому контексту, к главе 5 Евангелия от Матфея. Спаситель говорит Своим ученикам: …если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). И далее, цитируя Исход, Левит и Второзаконие, поясняет, каким образом ветхозаветная праведность должна быть превзойдена. Зуб за зуб — это тоже прогресс по сравнению с тем, что было ранее. Это разумное ограничение мести: не все зубы за один (не буквально о зубах, разумеется, идет речь). Однако Новый Завет не потому называется Новым, что он последний хронологически, а потому, что он абсолютно нов по содержанию. Если мы хотим обрести спасение во Иисусе Христе, мы должны совершенно отказаться от мести и, как мы воспринимаем, от самозащиты, то есть от самоутверждения. Ради чего? Ради любви к Богу и ближнему.

Аргумент «Это не для нас, это для святых» сродни известным домыслам о том, что мирянам пост соблюдать не обязательно — «…это для монахов». Святость — это не только мученичество, не только столпничество. Это жизнь, посвященная исполнению евангельских заповедей. Святые — вершина христианства, но стремиться к этой вершине должен каждый из нас. Заповедь дана, значит, нужно следовать ей в каждой из возникающих жизненных ситуаций, доверяя Господу и не боясь быть съеденным.

«Если бы действительно было вредно в молчании переносить оскорбительные слова,— пишет Иоанн Златоуст, явно противореча тому, что мы привыкли называть жизненным опытом,— то Христос не сказал бы: кто ударит тебя в правую щеку… Если кто скажет о нас неправду — будем жалеть о нем, потому что он навлекает на себя наказание и мучение, назначенные за злоречие…». Человек, нанесший нам удар, совершает грех и тем самым делает себя несчастным, он достоин сожаления и, безусловно, молитвы. Что же касается нас самих — какой ущерб мы на самом деле терпим? Ущерб терпит наша гордость, но не мы сами. Мы же должны извлечь из полученного удара пользу, особенно когда он содержит хотя бы долю истины о нас. Ведь те, кто нас не любит, зачастую зорче любящих. Они видят наши грехи. «Если совесть укоряет тебя в том, что сказано обидчиком, в таком случае не огорчайся его словами,— продолжает Златоуст,— но исправься в делах своих».



Нагорная проповедь

Разумеется, заповедь о правой щеке нельзя понимать буквально. В жизни каждого из нас есть или были ситуации, когда мы должны защищать то, что нам дорого, и тех, кто нам дорог. Вот почему Церковь издревле благословляет воинство. Но, защищая других или же защищая себя — от злонамеренной клеветы, от хамства или просто от бандита из подворотни — мы должны помнить, что огонь не гасят огнем, зло не побеждается злом более сильным. Такая защита есть только умножение зла. До боли знакомая картина бытового конфликта — крик в ответ на крик — очень хорошо это подтверждает. Тот, кто отказывается от участия в подобном «диалоге», преодолев при этом даже и «законную» обиду, явно выигрывает и при этом помогает своему обидчику: «Пока стоишь, ты можешь спасти и его,— предупреждает святитель,— а если нанесением обид ниспровергнешь и себя самого, кто потом поднимет вас обоих?».

Истинная победа есть преодоление зла добром. Истинная победа — это жалеть обидчика, молиться за него и простить ему. Последнее совсем нетрудно при одном простом условии: если вспомнить, как грешил и грешишь против ближних сам. Златоуст в связи с этим напоминает нам евангельскую притчу о рабе-должнике, которому господин его простил огромный долг, но который сам не захотел после этого простить малый долг своему товарищу (см.: Мф. 18, 23–34). «Не будем же думать,— продолжает великий проповедник,— будто мы, прощая ближнего, ему оказываем благодеяние или великую милость; нет, мы сами тогда получаем благодеяние, сами для себя извлекаем великую пользу». В другом месте Златоуст говорит о том, что Господь, конечно же, отвел бы от нас удар, если бы хотел. А раз не хотел — значит, этот удар необходим нам. Необходим потому, что это — наш случай уподобиться Христу, так и не ответившему ударом на удары.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
Журнал «Православие и современность» № 12 (28) 2009 г.

Татианин день. "Мир православия".



Посвящается Святой Татьяне

Есть множество женщин на свете
И море прекрасных имён,
И каждая женщина чем-нибудь блещет,
И в каждую кто-то влюблен.
Три имени всем нам знакомы,
С рождения впитаны в кровь:
Святые Надежда и Вера,
А третья, вы правы, Любовь.
Все три, как святые иконы…
Но ныне о них помолчим,
В конце января День рожденья Татьяны -
И день этот неоценим.
Она свято верила в Бога,
За это гонима была,
Но, как бы ее не пытали,
Не предала веру в Христа.
В огне не сгорела Татьяна,
А лев дикий - царь из зверей,
Когда ее бросили в клетку,
Ласкался, играючи с ней.
Незримо века пролетели
Но память людская жива,
Покровительницей образованья -
Царицей она названа.
Её день рожденья студенты
Справляют почти триста лет.
Она ж, в благодарность, спасает
Их всех от печалей и бед.
Давайте и мы ее вспомним,
Помолимся, поблагодарим…
Пусть каждый стремящийся к знаньям
Татьяною будет храним. (Евг.Бочаров)

О мытаре и фаресее."Мир православия".

Фарисей и мытарь вместе пришли в храм помолиться, но вынесли из храма неодинаковый плод молитвы. Мытарь пошел в свой дом более оправданным Богом, чем фарисей. Чем же заслужил оправдание великий грешник, сборщик податей, мытарь? Своим великим смирением и глубоким осознанием своей греховности (почему и не счел себя достойным подойти ближе к святому месту), своим благоговейным вниманием к молитве, так что не смел даже поднять глаз на небо, но весь погрузился в себя, чтобы припомнить все худое, что он сделал или помыслил. Он заслужил оправдание своим сокрушением о грехах — он ударял себя в грудь от сильного волнения, печали и скорби, как тяжело оскорбивший благость и величие Божии. Кроме своей души, своей греховной жизни, он не видел ничего. И Господь услышал его.Фарисей же не находил причин к покаянию и ощущению сердечного сокрушения. Напротив, он даже был доволен собой. Он знал за собой пост, подаяние милостыни, но не видел тех пороков, которые видел в других и в которых осуждал других. Он перечисляет явные согрешения, которые видимы всеми, но о душевных страстях — гордости, лукавстве, ненависти, зависти, лицемерии — не говорит ни слова. А они-то и составляют фарисея! Они-то и омрачают, убивают душу и делают ее неспособной к покаянию. Они-то и уничтожают любовь к ближнему и рождают исполненный холода, гордыни и ненависти соблазн! Тщеславный фарисей думает благодарить Бога за свои добрые дела, но Господь отвращается от него и произносит против него строгий приговор: всякий возвышающий сам себя унижен будет (Лк. 14, 11). Когда фарисейство усилится и созреет, овладеет душой, то плоды его будут ужасны. Нет беззакония, перед которым оно бы содрогнулось, на которое бы не решилось… Фарисейство — страшный яд, ужасный душевный недуг. Вот почему Господь в Своем Евангелии изрек нам много заповедей, которыми уничтожаются самые начала, на которых зиждется фарисейство.Архимандрит Илия (Рейзмир)

25 января - память мученицы Татианы."Мир православия".

25 (12) января — память мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226-235)



Святая мученица Татиана родилась в Риме в семье знатного сановника, тайно исповедовавшего христианскую веру и воспитавшего свою дочь в христианской вере. Святая Татиана не пожелала выходить замуж, а решила посвятить себя служению церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и все свои силы отдавала исполнению церковных обязанностей.

Святая мученица Татиана пострадала во время гонения на христиан при малолетнем императоре Александре Севере (222-235). Ее схватили и привели в капище Аполлона, где принуждали принести жертву языческому идолу. Отказавшись, святая Татиана была подвергнута жестоким пыткам, однако твердость ее веры и терпения были непоколебимы. Среди мучений она только молилась, чтобы Бог просветил ее мучителей, и Господь услышал молитву праведницы.

По ее молитве трижды разрушались статуи языческих богов. Мучения, которым подвергали святую Татиану, либо не причиняли ей вреда, либо за ночь следы их бесследно исчезали, или сами мучители страдали от ударов, наносимых невидимой рукой. Потрясенные стойкостью святой, ее мучители тут же открыто обращались ко Христу, превращаясь из палачей в мучеников за Христа. Голодный лев, выпущенный на святую Татиану на арене цирка, начал ласкаться к ней, не причинив ей ни малейшего вреда.

Знамения силы и истины Господней, явленные в мученичестве святой Татианы, многих привели к вере во Христа, тогда испуганные гонители осудили мученицу на казнь мечом. Вместе с ней был казнен и ее отец.
+