Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Игумен Никон (Воробьев). Поучения.



- Как мы относимся к ближним, так и Господь к нам отнесётся в день лют...
- Болезни всегда служили напоминанием для живущих на земле, что мы не вечны здесь, что нужно родиться в другой мир и дать отчёт, что сделали в этом мире.
- Страшно жить, а тем более умереть во вражде. Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю "земная", потому что небесная правда даёт мир и внутренний, и внешний.
- Вражда делает бесполезными все труды. Ни молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего вражду с ближним.
- Дана заповедь: если уж не можем радоваться всегда, то хоть не унывать, а главное, надо за всё благодарить.
- Признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних.
- Господь посетил вас болезнью, конечно, потому, что она была необходима для вашего спасения.
- Частое Причащение и горячая молитва многих исцеляли, когда и врачи отказывались.
- Надо чаще призывать имя Божие, ставить себя пред Лице Божие и просить терпения, когда станет слишком тяжело
- Надо мысленно на молитве проходить свою жизнь и просить прощения за все сделанные грехи не только делом, но и словом и помышлением. Кающемуся Господь всё прощает, а тогда нечего и смерти бояться.
Враг нашего спасения так часто делает: внушает желание большего, чтобы не дать исполнить и малого.
- Читай больше Евангелие и особенно святых отцов, без чтения трудно спасаться. Чем на пустое тратить время, не лучше ли и не интереснее ли поучаться от святых отцов?
- Не ищите на стороне радостей и утешений, они внутрь вас есть. Вне – или обман, или мимолетно, не прочно.
- Где бы ни находился человек, всегда представляется множество случаев поступить или по заповедям Евангелия, или по ветхому человеку.
- В наше время можно видеть, что чуть-чуть человек побольше помолился, почитывает Псалтирь, держит пост – и уже мнит себя выше других, осуждает ближних, начинает учить, когда не просят, и прочее. И этим показывает свою духовную пустоту и удаление от Господа на страну далече. Бойся высокого мнения о себе!
- Со смирением никак несовместимо осуждение ближних и обижчивость. Если мы осуждаем других или обижаемся, когда нас чем-либо оскорбят, то у нас вовсе нет никакого смирения.
- Успех духовной жизни измеряется не духовными утешениями, которые могут быть и от лукавого, а глубиною смирения.
- Ни правила, ни поклоны, ни посты, ни чтение слова Божия, а смирение приближает человека к Богу

Когда Господь молчит

«Он не отвечал ей ни слова»
(Мф.15:23)
Кто не приходил ко Христу со своей тяжелой ношей, кто не взывал к Нему среди глубокой скорби и кому не казалось порой, что Господь молчит, не внимая его мольбам? На многие горячие молитвы Он как будто не отвечает ни слова. Нам сказано: «Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). Однако бывают времена, когда нам не дается то, о чем мы просим всею душою; когда мы не находим то, чего ищем, когда мы стучим в дверь, и она остается закрытою.
Нам кажется тогда, что Господь так, далеко отошел от нас, что до Него не доходит наш молитвенный вопль. Ничего нет ужаснее этого чувства отчуждения, удаления от Господа. Мы готовы терпеть все от Него, только не это. Тогда мы взываем к Нему из глубины души: «Не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу» (Пс.27:1).
Но не будем предаваться унынию; вспомним о женщине хананеянке, проявившей такую глубокую веру. Ее ничто не могло ожесточить и остановить в пламенной мольбе к Спасителю. Испытав эту веру, Господь ответил ей.
Будем же помнить и мы, что «рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать» (Ис.59:1). Он всегда нас видит, Он слышит нашу мольбу. Солнце невидимо для нас светит за тучами, но придет время, когда свет Господень озарит нас, и Господь даст нам почувствовать, что наша молитва дошла до Него.

6 ноября- Икона Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радость

Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» прославилась в 1688 году. По молитве перед ней получила исцеление от тяжелой болезни сестра патриарха Иоакима Евфимия Петровна Папина. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: "Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый "Всех скорбящих Радость". Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни". Чудотворная икона находилась в московской Спасо-Преображенской церкви на Ордынке (позднее известна как Скорбященская).
Существует несколько вариантов иконографии этого образа. С чудотворной иконы было сделано множество списков. Один из них известен как образ «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Он прославился в 1888 году в Петербурге, когда во время страшной грозы молния ударила в часовню, но находившаяся в ней святая икона, осталась неповрежденной. Образ, до того времени с потемневшим от копоти ликом, обновился и просветлел. К его поверхности прилипли и чудесным образом держались несколько мелких медных монет (грошиков) из разбитой вдребезги кружки для подаяний. С тех пор многие болящие и страждущие, приходящие к Пресвятой Владычице с искренней верой и горячей молитвой, получали исцеление перед Ее святым образом. В 1898 году на месте часовни была построена церковь. В конце XIX — начале XX века списки образа «с грошиками» распространились по всей России. В настоящее время святая икона пребывает в Питере, в храме подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря.


Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Всех скорбящих Радость'
глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.
 

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Всех скорбящих Радость'
глас 4
Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоя глаголати недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед,/ кто же бы сохранил доныне свободны?/ Не отступим, Владычице, от Тебе,// Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.
 

4 НОЯБРЯ - осенний праздник Казанской иконы Божией Матери



Какое удивительное событие празднуем мы сегодня! В нём столько мощи, столько жизни и света! А ведь враг уже восседал в святом Московском Кремле, уверенный в том, что пришёл на Русь всерьёз и надолго ... Попытаюсь перевести на русский поговорку, что так часто повторяла мне моя мудрая бабушка, призывая к деятельной жизни. Это прямая речь Господа: "От тебя - движение, от Меня - благодать". Всё правильно, Богу возможно переменить нашу жизнь за мгновение. Но ведь Он сотворил не послушных роботов, а самых дорогих Ему существ, которых наделил непостижимой свободой: веровать в Него или не веровать, идти ради Него на крест и Его же на Кресте распять... Говорят, русские долго запрягают. По опыту водителя скажу: когда слишком долго запрягаешь, приходится мчаться с запредельной скоростью. И так велика вероятность заехать не туда. В очередной раз. К тому же доброхотов с ложными дорожными знаками пруд пруди. Как и всегда... А ещё вспомним добрым словом князя Пожарского и гражданина Минина, всех бесстрашных героев-ополченцев. Это какой же верой надо было обладать, какой горячей, деятельной любовью к Отечеству, чтобы не опустились руки! Просто от сознания того, что погань восседает в Москве, в Кремле и продажные бояре уже присягнули ей. А потому в святой день Праздника Казанской иконы Божией Матери, и вспоминая их подвиг, не будем отчаиваться, не будем унывать и мы. Враг только и ждёт этого от нас. Было это уже, было... Нам бы только научиться любить и жалеть друг друга, святое Отчество наше - любовью деятельной, беззаветной. Богородице Дево, на Тебя уповаем, спаси и сохрани!

Зла злом остановить и пресечь невозможно

 Что было бы на земле, если бы Бог не велел любить врагов, если бы позволил платить злом за зло? Тогда ссорам и смятениям не было бы конца: тогда на земле жили бы, как во аде. Зла злом остановить и пресечь невозможно: оно может быть остановлено и пресечено только добром. Да, дорогие братья и сестры, добром скорее всего можно усмирить злого человека: доброе дело, которое мы делаем ему, как огонь жжет его, жжет до тех пор, пока не перестанет он делать зла. И потому, если кто обидит или оскорбит нас, то надо стараться поскорее сделать ему какое-нибудь добро, и обидчик перестанет злиться. Если же обидчик добром не преклоняется, то надо преклонять его к себе молитвою. Молитва о враге это фимиам, самый приятный Богу и самый невыносимый для диавола. Если ж при всех усилиях нашей любви недоброжелатель не преклоняется, то надо оставить его: Бог с ним! Нечего бояться тех врагов, которым мы делаем добро. Эти враги не сделают нам вреда, ибо зло, которое они нам делают или хотят сделать, Бог обратит нам во благо. Опасны для нас те только враги, ктороых мы сами не любим: зло от них, действительно, есть зло, ибо мы тогда и сами делаем зло. Таким образом, делая добро друг другу и молясь друг за друга, мы истребим или, по крайней мере, уменьшим зло на земле. Но если любовь ко врагам необходима для настоящей жизнь, то тем более необходима она для жизни будущей. Из проповедей архимандрита Александра (Васильева)

26 октября - Иверской иконы Богородицы. С праздником!

Тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской
глас 1
Дерзость ненавидящих образ Господень/ и держава нечестивых безбожно в Никею прииде,/ и посланнии безчеловечно вдовицу,/ благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют,/ но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи:/ слава Тебе, Чистая,/ яко непроходимое море плещи своя подаде,// слава правошествию Твоему, едина Нетленная. 

 

Тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской
глас 1
От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети,/ и душу мою помилуй, Благая,// и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
 

 

Кондак Божией Матери пред иконой ее Иверской
глас 8
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть хранительница Афона/ и вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в православней Российстей стране// чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.
 

Иверская икона Божией Матери (502x600, 108Kb)

 

 

иверская (503x600, 101Kb)

Молитва


У меня есть большой друг. Маша. Хотя мы одних лет, но она для меня как духовная мать, а я чувствую себя рядом с ней строптивой девчонкой. Как-то она зашла ко мне и озабоченно сказала:

- Нина в большом горе: муж попал под автобус и его в тяжелом состоянии отвезли в больницу. Помолись о них, Верочка.

- Ну, Маша, - ответила я. - На мне грехов не перечесть. Разве будет Господь слушать такую молитвенницу?

- Будет! Ты сама знаешь, что неразумно говоришь. Я читаю замечательные записки Афонского старца Силуана, в которых он пишет, что Господь слышит молитву грешников, если они смиряют себя, и еще:когда Господь хочет кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание молиться за того человека и помогает в этой молитве. Старец Силуан - наш современник, он умер в 1938 году. Все им написанное внушено Святым Духом.

От разговора с Машей мне стало стыдно, но не до молитвы было: я получила ответственную команди­ровку и той же ночью выехала в Уфимскую область. Там, в небольшом провинциальном городке, я прожила зиму. Бытовые условия городка были трудные: электричество подавалось нерегулярно, воду брали из уличных колонок, отапливались дровами.

От этих неудобств я была избавлена, так как снимала комнату с полным обслуживанием, но жителям сочувствовала. Особенно жалела одну старушку, которая жила в соседнем доме.

Отправляясь по утрам на работу, я часто встречала ее в старом, много раз чиненном пальто и ветхом платочке на голове. Несмотря на нищенский костюм, старушка выглядела опрятной. Лицо у нее было интеллигентное, выражение замкнутое и робкое, глаза скорбные.

Обычно я встречала ее идущей от колонки с ведром воды, которое она несла, расплескивая и часто останавливаясь. В одну из таких встреч я взяла ведро из ее замерзших рук и донесла до дома. Она была этим удивлена и, церемонно раскланиваясь, благодарила. Так мы с ней познакомились, а в дальнейшем подружились.

Звали ее Екатерина Васильевна. В прошлом она была учительницей, имела семью, но все умерли, и осталась она одна с крошечной пенсией, большая часть которой уходила на оплату комнаты.

- И нигде хозяева не хотят меня долго держать, - грустно рассказывала Екатерина Васильевна. - Они привыкли, чтобы дешевая жиличка помогала им в хозяйстве или за ребенком смотрела, а я - слабая и старая, мне только бы себя обслужить. Вот подержат меня хозяева, подержат, да и сгоняют. И хожу я по городу, ищу дешевый уголочек, а уж купить себе что из одежды не могу, старое донашиваю, да него уже нет.

Когда окончилась моя командировка и я сказала Екатерине Васильевне, что уезжаю, она загрустила:

- Вы для меня большой радостью были, - сказала она. - Мои старые друзья поумирали, новых из-за своей бедности приобретать не решаюсь и живу совсем одна. Тоскливо бывает до слез, а кругом - чужие и резкие люди. Я не могу, когда со мной грубо говорят, мне плакать хочется, и я больше молчу.

Я взяла у Екатерины Васильевны адрес и, приехав домой, послала ей вещевую посылку, а потом мы начали с ней переписываться.

Так длилось около трех лет. В продолжение этого времени Екатерина Васильевна несколько раз переходила от одних квартирных хозяев к другим. Каждый переезд был для нее тяжелым переживанием, и на ее письмах я видела следы упавших на строчки слез.

Ежемесячно я посылала ей небольшую сумму денег. Они были ей нужны до крайности. Но еще больше, чем деньгам, она радовалась нашей переписке. «Вы - мой бесценный друг, - писала она мне, - мой утешитель».

Я всегда старалась подбодрить и развеселить старушку, но одно письмо пришло от нее такое, что я растерялась. Новая хозяйка продержала, Екатерину Васильевну месяц и предложила немедленно освободить комнату, так как нашлись выгодные жильцы. К кому Екатерина Васильевна ни ходила в поисках комнаты, везде отказ. Что делать? Хозяйка гонит и грозит. Письмо было полно такого отчаяния, что я, никому не сказав ни слова, надела пальто и к «Нечаянной Радости».

Я так молилась о Екатерине Васильевне, так плакала, ощущая ее горе, как свое, что забыла все на свете, только одно я понимала: Царица Небесная меня слышит... За стеклом, за золотой ризой была Она, Сама, живая...

Домой я возвращалась успокоенная: появилось такое чувство, что все безысходное горе Екатерины Васильевны я передала в надежные руки. И еще вспомнилось мне, как Маша, со слов старца Силуана, учила меня молиться за других.

Вскоре я сильно заболела, но и больная вспоминала Екатерину Васильевну и молилась о ней.

Прошел месяц, здоровье мое шло на поправку, но я еще лежала в постели.

Как-то дочка подала мне свежую почту. Смотрю, среди полученных писем есть и от Екатерины Васильевны. Что-то пишет бедная старушка... Разрываю конверт и читаю:

«Дорогая моя Вера Аркадьевна! Произошло со мной такое, что до сих пор не могу очнуться.

Месяц тому назад подходит ко мне на улице знакомая учительница и спрашивает: «У вас сохранился ваш учительский диплом?» - «Сохранился», - говорю. «Возьмите его и скорей идите в горсовет, там уже давно всем учителям, у которых нет жилья, дают площадь. Боюсь только, как бы вы не опоздали».

Я взяла диплом, на который смотрела, как на ненужную уже мне бумажку, пошла и успела получить чудесную комнату. Я уже живу в ней! Соседи у меня - хорошие люди, которые относятся ко мне как к человеку, а не как к парии. Я будто вновь родилась на свет».

Прочитав письмо, я радостно перекрестилась, а потом взяла в руки принесенную мне Машей книгу старца Силуана и снова перечла:

«Когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы».

В чём суть веры в Бога (изложено очень просто и ясно)

Вера в Бога – это не только знание о том, что Он есть, а искреннее желание выполнять Его святую волю, искреннее желание жить по воле Божией. Многие думают, что достаточно верить только лишь в существование Божие, в Его любовь, справедливость, всемогущество. Этого мало. О таких «верующих» Слово Божие говорит: «И бесы веруют, но трепещут…». Одной веры в бытие Божие мало. Священное Писание гласит: «Вера без дел мертва…». Без дел каких? Естественно, речь идёт о делах, которые угодны объекту нашей веры, то есть Господу Богу. Другими словами, вера – это не только знание о Боге, но и искреннее исполнение Его святой воли. Когда человек выполняет заповеди Божии, живёт по совести, тогда и только тогда его можно назвать верующим. Вера это не только свойство души человека, но и состояние его ума, воли, чувства. Вера в Бога не только выполнение святой воли Божией, но и усматривание во всём воли Божией. Или по-другому сказать, умение во всем видеть волю Божию. То есть, одно и то же событие можно рассматривать или как случай, или как волю Господню. Например, какое-либо несчастие можно воспринять как случай или как чью-то злую волю, а можно воспринять как попущение Божие. Точно так же хорошее событие может быть для человека просто везением, или, наоборот, милостью Божией. Если человек рассматривает удары или подарки судьбы как случай или как результат чьего-то действия, то он, таким образом отказывается от помощи Божией (сам того не осознавая). Отказавшись от промысла Божия, человек попадает во власть нечистой силы. Диавол «загрузит по полной программе». То есть одни беды повлекут за собой другие. Если же человек воспринимает невзгоды жизни как попущение Божие, как плоды своих грехов и делает соответствующие выводы, исправляет свою жизнь, то беда проходит как кошмарный сон, без особых последствий.

Еще вера в Бога означает доверие Богу, вверение себя и своей судьбы в волю Господню. Другими словами, это умение жить по принципу: «Как угодно Богу, так и будет». Когда человек всю свою жизнь строит по этому принципу, то Сам Господь ему помогает в хорошем и не дает возможности сделать плохое. Дело в том, что очень часто люди хотят сделать что-то хорошее, но никто не знает чем это хорошее может закончиться. Поэтому и говорит пословица: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Если человек сам пытается делать добро, то оно может на самом деле оказаться добром, а может обернуться злом. Люди не имеют возможности всё предвидеть. А Бог знает всё. Поэтому тем, кто на Него уповает, Он помогает воплотить истинно доброе и не дает сделать то, что кому-то может принести вред.
Тот, кто вверяет свою волю и судьбу в руки Божие, поистине счастливый человек. Он никогда не унывает, не впадает в отчаяние, в депрессию, разочарование. Что-то не получилось в жизни, значит так было угодно Богу. Что-то получилось – Бог помог, слава Богу! Когда человек что-то хорошее или значительное сделает в жизни, то он имеет шанс впасть в грех гордыни. А уповающий на Господа не впадает, потому что он знает, что это Бог ему помог, или попустил ему это сделать. То есть на всё воля Божия!

Все религии веруют в Бога, или по крайней мере несут веру в Него. Каждая религия по-своему. Взирая на изобилие как основных религий, так и всевозможных сект, любой человек может задаться вопросом: какая из них истинная, или может быть они все являются носителями одной и той же истины?!
Здесь ответ простой: истинна та религия, в которой человек стремится к Богу, а Бог идёт на встречу человеку. Во всех религиях человек стремится к Богу, во всех религиях человек ищет Бога. Но может ли человек сам найти Бога? Очевидно нет. Дело в том, что на пути поиска человеком Бога всегда встаёт Диавол, который выдает себя за Бога, или по крайней мере попытается исказить веру в Бога. Поэтому истинной является та религия, в которой человек ищет Бога, а бог идет навстречу человеку. Такая религия одна – Православие. Люди, как и во всех других религиях, стремятся к Богу, а Бог идёт и приходит к людям.
Бог Отец как в Ветхом, так и в Новом Заветах имел общение с людьми. Бог Отец при Крещении Господа Иисуса Христа и при Его Преображении поведал всем, что Христос – Сын Его возлюбленный. Дух Святой в виде голубя сошел на Сына Божия в первом случае и от благодати Духа Божия было очень хорошо апостолам во втором случае. Сын Божий Господь Иисус Христос был тридцать три года с людьми и принёс Себя в Жертву Искупления за всё человечество.
Когда Спаситель поведал апостолам, что Он будет распят на Кресте, умрёт, воскреснет и вознесётся на Небо, они стали Его просить, чтобы Он не покидал их. Господь ответил: «Если Я не уйду, то не умолю Отца Моего и Он не пошлёт Утешителя, Духа Истины…». Через десять дней после Вознесения Сына Божия на Небо сошёл на апостолов Дух Святой. Они получили силу и власть совершать Таинства.
Таинства – это действия Божии, действия Святого Духа. Господь Бог через священника или епископа совершает Таинства.

Их всего семь:

1. Крещение – действие Божие, в котором человек становится членом Церкви, получает возможность жизни вечной, получает прощение всех грехов, в том числе и первородного, получает свободу от всех бесовских, оккультных, мистических сил, то есть становится творцом и хозяином своей судьбы.

2. Миропомазание – действие Божие, в котором человек получает Благодать Божию, силу и помощь Духа Святого на всю дальнейшую жизнь.

3. Исповедь – действие Божие, в котором все грехи, которые человек говорит священнику и которые прощает священник – прощает Сам Бог.

4. Пресуществление (Причастие) – действие Божие, в котором хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Спасителя. Поэтому причащаясь, человек соединяется с Самим Богом.

5. Венчание – действие Божие, в котором Сам Господь соединяет души венчающихся и даёт им силу и помощь на дальнейшее укрепление брака.

6. Соборование – действие Божие, в котором даётся здоровье духовное, здоровье душевное и физическое. Восстанавливается целостность души и духа, восстанавливается гармония духа, души и тела. Даётся сила Божия и помощь на борьбу с грехами, на борьбу с плохим в себе. Все плохие воздействия извне уничтожаются. В душе – умиротворение, успокоение.

7. Священство – действие Божие, через которое простой человек становится диаконом, священником, епископом. То есть получает власть совершать Таинства.

Таинства – это не только действия Божии, это контакт Бога с человеком, это общение с Богом, соединение с Ним.
Ни в какой другой религии нет Таинств. Обряды есть во всех религиях. Но обряды – это действия человеческие, молитвенные или молитвенно-символические действия. Поэтому обряды с Таинствами путать не следует. Во многих религиях есть обряды, похожие на православные Таинства, но они не суть Таинства и сами адепты этих религий их считают обрядами.
Ни в какой другой религии Бог не приходил на землю и не имел прямого общения с людьми. Во всех верованиях все религиозные вожди – суть пророки, то есть люди, особые люди, но всё же люди.
Поэтому истинной религией является та, в которой люди стремятся к Богу, а Бог приходит к ним и к нам.

Вера в Бога это не только знание о существовании Бога, но, самое главное, «доверие Богу», вверение своей судьбы святой воле Божией. То есть вера – это согласование своих поступков с волей Господней, построение жизни по заповедям Божиим и умение во всех событиях своей жизни усматривать волю Божию. Это первая часть, человеческая часть веры. Вторая часть – божественная. Это общение человека с Богом и Бога с человеком. Общение человека с Богом заключается в молитве. Через нее человек общается с Господом и испрашивает благословение на совершение тех или иных дел. Общение Бога с человеком совершается через святые Таинства, действия Святого Духа. Таинства совершаются в Церкви и через священников.
При отсутствии какой-либо одной составляющей, вера будет неполной и неполноценной. Например, вера, без желания исполнять волю Божию, превратится только в знание о существование Бога. А вера без Церкви и таинств (Исповеди, Причастия и др.) станет подобной верованию всех остальных конфессий, так как лишится своей самой главной составляющей: общение Бога с человеком. Поэтому очень сильно ошибаются те, кто считает, что достаточно иметь Бога в душе, а все остальное не нужно. По поводу тех, кто так считает Священное Писание говорит: «И бесы веруют, но трепещут». «Вера в душе» – это самая обедненная вера. Она лишена общения Бога с человеком, она лишена необходимости жить по воле Божией, а потому не ведет человека к исправлению и совершенствованию. Такая вера делает человека очень уязвимым в земной жизни. При такой вере все скорби, беды, невзгоды, болезни человек не воспринимает как попущение Божие для нравственного исправления. Тогда возникает очень большое разочарование, отчаяние, что еще больше усугубляет страдания.
Священное Писание гласит: «Вера без дел мертва». Дела веры проявляются в первую очередь в делах любви, любви к Богу и любви к человеку, к ближнему. Любовь к Богу заключается в искреннем желании исполнять святую волю Его и в исполнении этой воли. Добровольно и искренне исполняя волю Божию, человек соединяется с Богом. Это происходит потому, что воля – это самое главное в человеке, это образ и подобие Божие в человеке. Поэтому, если воля человека тождественна воле Господней, то человек становится богоподобным, он обожается, приближается к Богу, соединяется с Ним. Во-вторых, любовь к Богу должна проявляться в любви к ближнему. Священное Писание учит: «Кто говорит, что Бога любит, а ближнего своего ненавидит, тот ест лжец и обманщик». Любовь к ближнему – это умение видеть не недостатки ближнего, а самого человека, человека как образ и подобие Божия, как творение Божие. Бог плохого не создавал. Все плохое, что есть в людях, не их. Это инородные включения в душах людей, занозы, метастазы. Никто же не осуждает человека, если он болеет, например гриппом. Ему сочувствуют и помогают. Точно также не нужно осуждать злого человека за его злость, гордого за гордыню, пьяницу за пьянство. Нужно любить человека, а с грехами и со злом бороться. Зло надо не ненавидеть, а бороться с ним. И в первую очередь нужно бороться со злом в себе. Если человек не уничтожит грех в себе, то бесполезно будет бороться с грехами, которые вне.
Любовь к ближнему – это сопереживание ближнему, это умение жить жизнью ближнего. Сейчас, к сожалению, даже во многих семьях люди не хотят быть друг другу ближними и ищут какую-то «личную» жизнь. Слово Божие нам проповедует, наоборот, участие в жизни ближнего. Любовь к ближнему проявляется тогда, когда человек искренне (без подхалимства) хочет во всем сделать хорошо ближнему. Когда человек уничтожает в себе все те плохие качества, которые не нравятся к нем ближнему.
Третье воплощение веры в Бога – это надежда на Него, упование на промысел Божий. Когда человек надеется на Бога, то Господь ему помогает. Если человек не надеется на Бога, то он, сам того не понимая, отказывается о помощи Божией. Если человек отказывается, то Господь помогать не будет, потому что Он никому ничего не даёт насильно. Помощь Божия – только желающим и надеющимся.
У всех в жизни бывают трудности, скорби, болезни. Если человек надеется на Бога, то он верит, что Господь его не оставит, что поможет ему. И Бог помогает. Если же человек впадает в уныние, отчаяние, то значит нет у него надежды и также нет веры. Таким людям Господь не помогает. Естественно, что помощь Божия приходит не сразу, иначе как воплотилась бы надежда человека на помощь Божию.
Таким образом вера в Бога многогранна. Это не только знание о Боге. Это сумма отношений человека с Богом и Бога с человеком. Это устремление воли человека к Богу, слияние воли человеческой с волей Божественной. Это «доверие» Богу. Упование на Его святую волю. Вера – это воплощение любви к Богу и ко всем Его творениям. 

Настоятель Боголюбской Церкви
Протоиерей Иоанн Клименко.
Кандидат богословских наук

Притча - наши нужды

Жил на свете один человек, который верил в Бога всем сердцем. У него была тетрадь, в которую он записывал свои нужды; когда Бог исполнял одну, он ставил напротив неё галочку. Вся тетрадь была исписана нуждами и просьбами. У этого человека был знакомый - неверующий. Он молился за него, молился, чтобы тот пришёл к Иисусу Христу. Но наступил день, когда верующий умер; у него нашли эту тетрадь: везде рядом с нуждами стояли галочки, везде - кроме одной. Кроме той просьбы, чтобы этот неверующий друг пришёл к Богу. Когда этот друг узнал это, он покаялся. Бог исполняет наши нужды. Но это может быть через год или через два, а может через десять. Неважно! Главное - ждать и верить! Этот человек молился за своего друга больше 50 лет.