Вид:
короткий
повний

Торжество православия

22 марта - память 40 мучеников Севастийских.



В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: "Претерпевший до конца, тот спасен будет".

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: "Император не давал тебе права налагать на нас оковы". Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: "Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога". Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: "Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные".

На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: "И я — христианин!" — и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: "Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами".

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

По материалам сайта Православный календарь
+

А.С.Пушкин и религия.

Однажды Пушкин сидел и беседовал с графом Ланским. Оба подвергали религию самым едким и колким насмешкам. Вдруг в комнату вошел молодой человек, которого Пушкин принял за знакомого Ланского, а Ланской — за знакомого Пушкина. Подсев к ним, он начал с ними разговаривать, мгновенно обезоружив их своими доводами в пользу религии. Они не знали, что и сказать, молчали, как пристыженные дети, наконец, объявили гостю, что совершенно изменили свои мнения. Тогда он встал и, простившись с ними, вышел. Некоторое время Пушкин и Ланской не могли опомниться и молчали. Когда же заговорили, то выяснилось, что ни тот, ни другой таинственного визитера не знают. Позвали многочисленных слуг, и те заявили, что никто в комнату не входил. Пушкин и Ланской не могли не признать в приходе своего гостя чего-то сверхъестественного. С этого времени оба они были гораздо осторожнее в суждениях относительно религии.
 
А.С.Пушкин о Библии :
 
Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра... Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике... Библия — всемирна.

Сегодня день памяти преподобной Марии Египетской.






Сейчас, во время Великого Поста, мы совершаем тот период церковного года, который называем, вслед за Святыми Отцами Церкви, духовной весной. Если земледелец опоздает с посевом, не будет всхода, не будет хлеба, а если человек запоздает с приобретением трезвения, внимания к своему внутреннему человеку, к сердцу, он останется без духовного питания, в духовном голоде. И если в его сердце есть какая-нибудь страсть, и он осознает это, он также поймет, что никто не сможет изгнать эту страсть, как только Тот, Кто создал человека. Но для этого нужна подготовка. А эта подготовка и есть пост и молитва.

Мы привыкли думать, что пост - это когда на столе стоит постная пища. Но это только часть поста. Настоящий пост - это когда человек раскрывает свое сердце так, что он видит то ненужное и отметает его и берет только нужное, чтобы сохранить свое сердце.

А молитва? Молитва - это то состояние, когда душа, ощущая Божественный мир, непрерывно взывает ко Господу: «Помоги, недопусти... Недопусти, чтобы совершилось во мне убийство самого главного чувства души - совести.

Все те, кто в течение Великого Поста искренне постились и сердечно каялись в своих грехах, должны были бы к настоящему времени чувстовать состояние недостоинства перед Богом. Это потому, что чем ближе человек приближается к Богу, тем яснее он видит порчу своей души. И вот для таких людей - дай Бог, чтобы в нашем приходе они были бы в большинстве - сегодняшний день должен принести немалое утешение.

Ныне, перед нашими духовными очами стоит преп. Мария Египетская, чью память Церковь празднует сегодня, в 5-е воскресенье Великого Поста. Она была великой грешницей, которая явила величайший пример покаяния.

Она жила в Александрии и с ранних лет посвятила себя блуду. Будучи подростком, она однажды увидела толпу людей, спешащих в порт. Она спросила в чем дело и ей сказали, что отходит корабль в Святую Землю и люди спешат, чтобы отправиться в Иерусалим к празднику Воздвижения Креста Господня, для поклонения Св. Кресту. Мария решила тоже ехать, но не для молитвы и поклонения святыням, а для продолжения на новом месте своей распущенной греховной жизни. И в пути и в святом граде она продолжала увлекаться плотским грехом и вовлекать в него других.

Наступил праздник Воздвижения. Мария с толпой богомольцев пошла в храм Гроба Господня. И вот она у храма, вот она уже у его порога, но войти не может. Она подумала, что более сильные люди ее оттесняют. Она вновь устремилась с толпой ко входу и снова войти не может. Еще и еще делает попытки Мария, но напрасно. Она не может войти в храм. Тут она подняла глаза и увидела над входом в храм икону Божией Матери. И она поняла - она такая грешная не смеет войти в храм. Она встала в стороне и со слезами покаяния молилась Божией Матери, обещая измениться. После такой молитвы, она снова пошла к храму и наконец вошла. Она упала перед Животворящим Крестом, помолилась и поцеловала Св. Крест. Вышла из храма, устремилась к Иордану, омылась там, потом в храме св. Иоанна Крестителя причастилась Святых Христовых Таин и ушла в заиорданскую пустыню, где в молитве и посте прожила всю остальную свою жизнь, около 40 лет.

Великая грешница стала великой праведницей.

Святая Церковь сегодня внушает нам, что нет грешника, которого Господь бы не простил.

Каждый из нас покроется гробовой доской, скроется в могиле, а душа пойдет в вечность. Что же там будет? Думаем ли мы иногда о том, что там будет? Вот тут и обратите внимание: Мария не могла войти в храм, кто-то не пускал. Просмотрим себя, свою совесть. У нас то же самое: кто-то не пускает к полной преданности Христу. Проверим это, как сделала Мария. Бросимся к Богоматери, к Господу.

Господи помоги, чтобы быть христианином. Помоги быть преданным Тебе, исполнять Твои заповеди!

Господь услышит сердечную молитву и тогда наступит ясная весна.


Тропарь
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу; приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, Преподобная Марие, дух твой.

Кондак
Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.

Сегодня праздник - Похвала Пресвятой Богородицы.

Икона Божией Матери ''Споручница грешных''

 

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных
глас 4
Умолкает ныне всякое уныние/ и страх отчаяния исчезает,/ грешницы в скорбех сердца обретают утешения/ и небесною любовию озаряются светло./ Днесь бо Мати Божия простирает к нам спасающую руку/ и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя:/ Аз Споручница грешных к Моему Сыну,/ Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну./ Темже людие, обремененнии грехми и скорбьми многими,/ припадите к подножию Ея иконы со слезами, вопиюще:/ Заступнице мира, грешных Споручнице!/ Умоли Матерними Твоими молитвами Избавителя всех,/ да Божественным всепрощением покрыет грехи наша/ и светлыя двери райския отверзет нам,/ Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго.
Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных
глас 3
Тебе, милосердия источнику присно текущему/ и Споручнице грешных, недостойный раби Твой, Богородице,/ припадающе, скорбяще, вопием Ти:/ спасай нас от бед, Владычице,/ и матерним Твоим ходатайством испроси всем нам вечное спасение.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных
глас 1
Честное жилище бывшее/ неизреченнаго естества Божественнаго/ выше слова и паче ума/ и грешным еси Споручница,/ подававши благодать и исцеление,/ яко Мати всех Царствующаго:/ моли Сына Твоего/ получити нам милость в День судный.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Карьера и вера : верните Богу ваш талант. "Мир православия".

Я сменила несколько мест работы, имею несколько профессий, но каждый раз через полгода-год работы мне начинает казаться, что это все суета и пустота, на которую жалко тратить свою жизнь. Не подумайте, что я какое-то «перекати-поле», если я работаю, то работаю на совесть, но меня почему-то это не удовлетворяет, и дело здесь не в деньгах. При этом я вожу свою дочку на хореографию в ближайший детский центр, там преподаватель — самая обычная женщина, она не тренирует звезд балета, большинство ее воспитанниц к подростковому возрасту бросают это занятие, но я вижу, что она счастлива заниматься своей «незначительной», заурядной работой. Я ей завидую. Почему она любит свою работу, а я свои – нет? Жанна
Александр КОЛМАНОВСКИЙ, психолог, руководитель центра социально-психологической реабилитации «Наша жизнь»:

– Я думаю, разница между двумя героинями этого письма связана с несколькими причинами. Психика любого человека так устроена, что ему хорошо только тогда, когда от него хорошо другим людям, когда он чувствует, что социально полезен. Тут есть две стороны. Во-первых, сама профессия должна быть социально позитивной. Торговец оружием в принципе не может чувствовать себя по-настоящему хорошо. Во-вторых, сам человек должен понимать, как в этой профессии трудиться правильно, в чем ее суть. Он должен понимать возложенные на него социальные ожидания. Если этого нет — он всегда будет чувствовать себя не на своем месте. Например, учитель — казалось бы, все учителя занимаются полезным делом, но при этом почему-то большинство из них находятся в негативном напряжении. Это связано с тем, что многие из них не так понимают те самые социальные ожидания.

Административно-бюрократическая система требует от них, чтобы дети усвоили школьную программу, и они работают на это. А родители ожидают от учителя совсем другого — чтобы их ребенку было в школе хорошо, чтобы он был по-настоящему мотивирован к учебе, чтобы у него хорошо складывались отношения с учителями и одноклассниками. Поэтому учитель прежде всего должен быть хорошим воспитателем. И если он не осознает, что для него главное — личностное благополучие ученика, а не математика или английский, то он постоянно нервничает, работает с большим напряжением, даже если он успешный методист.

Или возьмем журналистов — эта профессия обладает колоссальной социальной мощностью, журналисты имеют возможность влиять на людей, даже если они об этом не задумываются и не хотят этого. Но если они не влияют на людей позитивно, если они привлекают аудиторию, играя на человеческих слабостях, их влияние становится негативным. При этом вся профессиональная и финансовая среда заставляет сегодня журналистов мощно бороться только за собственное профессиональное благополучие, но не за личностное благополучие аудитории. И поэтому очень многие журналисты сегодня психологически чрезвычайно неблагополучные люди.

Или, например, чиновники. Несмотря на расхожее мнение о них как о трутнях, чиновник как социальный персонаж необходим: он координатор и систематизатор. Но опять же важно, с каким внутренним самоощущением он выполняет свою работу. Поскольку в чиновничьей среде велик разрыв между деятельностью и ее конкретными плодами, там очень сильна провокация всевозможных злоупотреблений. Но человек может сколько угодно преуспеть в накоплении денег, связей, карьерном взлете, но он никогда не будет по-настоящему доволен собой и своей жизнью; другое дело, что он сам часто этого не осознает. А вот если чиновник получает удовольствие оттого, что он хороший менеджер, что он поддерживает дела и бумаги в оптимальном порядке — тогда он будет хорошо себя чувствовать, потому что он осознает свою социальную полезность, ведь структура и порядок жизненно необходимы обществу.

Важный вопрос — как мы оцениваем это самое удовлетворение от работы. Тут важно не столько свидетельство человека, сколько его общее состояние. Когда человек приходит вечером после работы, которой ему правильно заниматься, он бывает уставший, но это «светлая» усталость — он может быть не в силах открыть рта, но на ближних смотрит с любовью. А когда человек приходит пусть даже менее уставший, но не со «своей» работы, он кидается на всех как собака. Это показатель того, что, скорее всего, он занимается чем-то не тем или не так.

Иногда человек бывает недоволен своей деятельностью, когда он по своему психотипу, по индивидуальным особенностям не предрасположен к той работе, которую выполняет. Есть люди, которые по своей психологической конституции исполнители, есть управленцы, есть стратеги, есть ученые. Это все разные предрасположенности. Важно уметь различать их в себе и не поддаваться соблазну взяться за престижное, но не «свое» дело. Можно нередко видеть, как хороший учитель математики становится директором школы или хороший хирург — главврачом больницы. Это совершенно разные функции, и исключительно редко они могут успешно совмещаться в одном человеке.

Человек обязательно должен получать радость от работы. Правильная деятельность — та, которая приносит удовлетворение, но не сиюминутное и экзальтированное, а глубокое, и это та деятельность, в которой в наибольшей степени выражается личность человека.

Если при мысленном представлении той или иной деятельности кого-то охватит азарт, а кого-то скука, значит, первому правильно этим заниматься, а второму — нет. Скука — очень важный показатель.

Так вот, каждый человек должен уметь прислушиваться к себе — скучно ему этим заниматься или нет? Если у человека есть ощущение, что он мог бы заниматься и тем, и этим, и пятым, и десятым, значит, он себя еще не нашел. Если он понимает — только это, и ни на что это не променяю, — скорее всего, это то, что ему нужно.

Внешнее признание, «значительность» работы — не главное для удовлетворения профессией. Хорошему врачу, конечно, важен его заработок, важно, насколько его ценит администрация, дают ли ему место завотделения, но все-таки по-настоящему он живет в тот момент, когда осматривает пациента. Если же этот врач, выражаясь обывательски, карьерист, он может гораздо больше преуспеть, раньше стать завотделением, но мы будем видеть его напряженность, поджатые губы, агрессивность и резкость — он будет не рад жизни.

Не думаю, что у автора письма какие-то карьерные запросы, иначе бы ее не привлек пример хореографа. Мне кажется, ее проблема в том, что она просто механически перебирает разные виды деятельности, а ей надо посмотреть на дело под таким ракурсом: в каком качестве я буду себя чувствовать приносящей пользу? И тогда она будет совсем иначе пробовать и искать.

Наши неверующие друзья и близкие."Мир православия".

Наши неверующие друзья и близкие - Протоиерей А. Ильяшенко






Является ли долгом христианина проповедь Евангелия и в какой мере?


Конечно является. Апостол Петр, обращаясь к верующим, говорит: “Вы – царственное священие”. Это значит, что каждый человек – как бы священник по своему рождению. Царь становится царем по рождению, потому что он родился в царской семье, так же и царственное священие. Человек должен нести в мир проповедь христианства в той мере, в какой мирянину это даровано. Как он это будет делать – зависит от его подготовки, от его веры, от его горячности, от его стремления и любви.


Можно ли и как говорить с коллегой о вере?


Этот вопрос может решаться по-разному. Если человек не воспринимает, то нужно помнить Евангельские слова: “Не мечите бисер перед свиньями” – говорить не нужно. Если же человек ищет Истину, воспринимает, то, конечно, можно и должно говорить. Уже из хода общения будет понятно о чем и как нужно говорить. Самое здесь главное – постараться послужить человеку проводником к Церкви, самое главное, чтобы он в Церковь пришел.


Как объяснить человеку, что надо исполнять заповеди? Ведь многие, например, не считают нарушение заповеди «не прелюбодействуй» -грехом.


Если человек сам не хочет каяться, то это объяснить очень трудно. Мирянину это труднее, чем священнику, ведь человека что-то томит, и он приходит в храм поговорить со священником. Он все-таки приходит – это очень важный момент: человек сам ищет ответа на внутренние проблемы, которые его мучают. Тогда можно говорить о многом: можно говорить о благородстве, о чести, о том, что Господь создал людей именно так, что муж и жена – это неповторимое единство. Как человек неповторим, так и семья неповторима, каждая семья совершенно уникальна. Это можно продемонстрировать на примере: мы живем все, в основном, в стандартных двухкомнатных квартирах, но заходишь в одну квартиру – свой мир, заходишь в другую, точно такую же квартиру, там совершенно другой мир – там другая семья живет. Когда человек ищет ответа, пусть и не очень осознанно, он часто оправдывается: «Все так живут». На это можно возразить: «Оглянись: в храме стоит люди. НИКТО из них так не живет». Именно поэтому священнику в этом отношении легче: во-первых, потому что человек уже пришел, во-вторых, потому что есть большой опыт. Объяснить человеку, что нужно исполнять заповеди…. Родители это могут объяснить ребенку. А если это твой ровесник, если ваше положение примерно одинаково, то это очень сложно сделать. В первую очередь, нужно смирение, потому что смирение дает человеку особую духовную власть. Люди, которые общаются со смиренным человеком, видят, что за ним правда. Это – духовный подвиг каждого христианина. Если он его совершает, значит, он своей жизнью, своим обликом проповедует Христа. Слава Богу. Человек смиренный становится проводником к тому, чтобы люди пришли в храм, где с особой силой, с особой ясностью действует благодать Божия, которая обращена к каждому человеку и стремится каждого человека спасти, наставить на путь истинный и очистить человека от всякой греховной скверны, какие бы тяжкие грехи ни были им совершены.


Как и нужно ли объяснить человеку необходимость церковной жизни, если он считает, что можно быть хорошим человеком и без Церкви?


Это опять-таки очень трудно. Хотя многие люди приходят в Церковь, крестятся, венчаются, очень немногие укореняются. У меня любимое сравнение такое: приходят молодые венчаться, спрашиваешь: «В Бога веришь?» – «Да», конечно, раз пришли»; – «А в Церковь ходишь?» – «Нет, зачем, у меня Бог в душе». «Отлично, – говорю, – ты свою невесту любишь?» – «Да» – «Ты своего жениха любишь» – «Да» – «Вот давай тебя на Северный полюс, а тебя на Южный, и любите друг друга в душе. И по телевизору можете друг на друга смотреть и по телефону разговаривать, и в душе любите сколько хотите!». «Не нравится?! Вот и Господу угодно, чтобы люди не просто в душе верили. Для того и Церковь создана, потому что Богу так угодно». Не потому что кто-то придумал – никакое человеческое устроение две тысячи лет продержаться не может. Но когда человек приходит в храм, он не всегда видит располагающую обстановку. Создание такой обстановки зависит от священника, от прихода. Приснопамятный о. Глеб Каледа замечательно говорил, что самая надежная и постоянная антирелигиозная пропаганда – это та, которую верующие ведут своими грехами. Так что, если человек встречает хамство за свечным ящиком, внутри храма толкаются, права качают – это страшно. Вот об этом надо всегда помнить, о том, что каждый из нас, христиан, может оттолкнуть от Церкви человека.


А как переубедить человека, который разочаровался в Церкви, из-за лицемерия священнослужителей, шипящих бабушек и т.д.?


Переубеждать… У нас заложено стремление везде переубедить, проявить что-то. Нельзя человека просто так переубедить. Попробуй любого из нас переубеди. Все упрямые – ничего не получится. Но вот считают, что, мол, если Я возьмусь, то Я-то смогу переубедить. Где же смирение тогда, если все время «Я». Конечно, истинное смирение активно. Только оно мудрое. Эта активность мудрая, Богом указанная. Воспитание – это очень тонкое дело. Вот пример. Крестная моей жены – я с ней был знаком задолго до знакомства со своей женой – исключительно мудрый человек, святой жизни, исключительный педагог. Математик, она достигла крупных успехов, но когда вышла замуж и у нее родились дети, она оставила науку. У нее были удивительная ясность мышления, прекрасное образование, четкость формулировок. Когда она что-то объясняла, все было естественно, ненавязчиво, мягко, по-матерински. И вот рассказывает, а потом как бы даже и замолкает, предает инициативу тебе, а вот так уже все разложено, что тебе нужно сказать: «Вот так:..» – «Молодец, как ты вот хорошо все понял!». Это высочайшее искусство. Она умела убеждать. Это – сплав духовной жизни, веры, образования, педагогического таланта и особого такта, умения отойти в сторону. Она искренне радовалась, что вот додумался, хотя она сама просто все разжевала, а тебе дала лишь сделать вывод. Вот это от нас требуется. Тогда и можно переубедить. Но это не слова, не экспрессия, а твоя собственная жизнь, которая должна быть активной. И крестная моей жены была очень смиренным человеком и очень активным.




А если один из супругов неверующий, но не против венчания: «Ну, если хочешь, можем повенчаться».


Об этом надо было думать до брака. Если ставится такое условие, то есть возможности привести человека к Богу.


Тогда лучше не венчаться в таком случае?


Это все конкретно, индивидуально. Но если люди хотят венчаться, священник должен их повенчать. Но о вере надо, конечно, думать до вступления в брак.


Позволительно ли встречаться с неверующим или невоцерковленным молодым человеком, чтобы его впоследствии привести к вере? Или главный критерий это – вера?


Как правило, если встречаться с неверующим молодым человеком, то это приводит совсем не к вере. Это очень тонкий вопрос, особенно для современных условий, когда так мало верующих людей и так трудно встретить хорошего человека, это просто такая печальная особенность нашей современной жизни. Так трудно встретить надежного жениха. Господь так уж устроил, что женская природа более отзывчива к вере, более религиозна, чем мужская. Если человек нерелигиозный, если он не кается, то следствием этого является снижение требований к себе, к жизни, поэтому и получается такая жизнь, которую мы сейчас наблюдаем. Святитель Иоанн Златоуст говорил, обращаясь к современным ему и к современным нам людям: «Если тебе придется умереть за жену, – не отказывайся». Такое рыцарское отношение исходит из того, что муж – единственный для единственной. Никаких других возможностей быть не может. Этот союз настолько прочен, что даже смерть не может его разрушить. Митрополит Антоний (Блюм) в одной из своих проповедей, вспоминая слова Ветхого Завета «Любовь как смерть крепка», сказал, что Новый Завет внес поправку: «Любовь сильнее смерти». Так что тут нужно быть деликатным и целомудренным, действовать только по благословению, если общаться с молодым человеком, потому что очень легко ошибиться.


Батюшка, как все строго….


Жизнь такая, стоит посмотреть вокруг и столько горя, столько настоящего неизбывного, совершенно незаслуженного горя. Почему так страдают? Потому что живут не по-христиански, греховно. Грех – он как паровой каток. Он все сносит. Если хочешь, чтобы по тебе паровой каток прошелся… А если есть возможность предостеречь, конечно, Церковь должна это сделать.


Следует ли креститься перед иконами в чужом доме?


Если в доме есть иконы, значит там – люди верующие, поэтому можно. Но если люди неверующие, возникает неловкая ситуация, то лучше не креститься, чтобы не смущаться и окружающих не смущать.


У себя дома нужно ли молиться перед едой с гостями-иноверцами? Нужно ли перед трапезой молиться в гостях у людей нецерковных?


«В чужой монастырь со своим уставом не лезут». Если люди нецерковные, то можно про себя помолиться и мысленно еду перекрестить. А если у себя гостей принимаешь, то они у тебя дома, ты – хозяин и ты молишься, просишь, чтобы Господь благословил трапезу.


Как себя вести на работе при непристойных разговорах и шутках? Можно ли и как говорить с коллегой о вере?


Здесь можно только посочувствовать. Это совершеннейшее непотребство – непристойные разговоры, особенно при девушках. Это – полная утрата представления о мужском достоинстве, о чести. Не может мужчина, который призван быть рыцарем вести непристойные разговоры. Тем более, не взирая на то, кто рядом сидит. Способов поведения много, но, как правило, лучше всего при этом молчать и усиленно молиться. Вот о. Глеб Каледа, который прошел фронт, (а в окопах-то матерились без всяких ограничений), говорил, что если молишься, то становиться неудобно тем кто ругается, и они потихонечку отходят. Так что молитва огромную силу имеет.


А какие молитвы читать?


Иисусову молитву можно. Любые молитвы. Главное, чтобы это было искренним обращением к Богу. Иисусова молитва хороша тем, что она простая и не требует большого напряжения памяти – не собьешься. Или просто «Господи помилуй», главное -от души. Конечно, надо молиться и о том, кто ругается, например, «Господи, пощади создание Твое».

"Православие и мир"

Сегодня празднество в честь иконы Божией Матери "Державная".

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
"ДЕРЖАВНАЯ"

2/15 марта


 

Икона Божией Матери
Икона Божией Матери "Державная". Москва.


 


 


 


 

СКАЗАНИЕ О ЯВЛЕНИИ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ДЕРЖАВНАЯ".


В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».

Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая Александровича. Жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии Адриановой были два сновидения: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля.13-го февраля во сне был голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся". Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Вознесенский храм. Коломенское Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Адрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. О. Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках - откуда и произошло название “Державная”.

Прмц. Елизавета Феодоровна Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной, и Она, Заступница усердная, изливает неоскудно от этого образа милость Свою всем страждущим и с верою приходящим к Ней, как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную небесную помощь. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон. 

Свт. Тихон, Патриарх Московский После революции, в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший “Державную” и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского. 

После революции она хранилась в запасниках Исторического музея. 27 июля 1990 г., в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского отдела Патриархии, где Она год простояла в алтаре после передачи Храм-часовна во имя Державной иконы Божией Матери ее Историческим музеем. Сейчас эта икона является  главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на голую древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала и икона нуждается в реставрации.

 В 1995 г. возрождение взорванного 5 декабря 1931 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки.

Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в Своем Стихотворении С. Бехтеев:

 
 
 
 
 
Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
"Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю".
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница...
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.

1934 г.


 

________
Источники:
Орехов Д. Святые иконы России. - СПб., 1999.

Духовная жизнь начинается с минуты."Мир православия".

Трудись упорно, молись постоянно и с верой. Только при этих условиях возможно стать на путь духовной жизни.

Воспитывай в себе молчание, через это приобретается молитва.

Какую нужно иметь громадную личную ответственность за исполнение намеченных правил (режима): внутренне восчувствовать их святость, высоту, необходимость исполнения. Забыть думать, что это мое личностное, келейное дело. Нет, это сугубо общественное служение.



Помни. Надо просто физически заставлять себя молиться. Пусть вначале несвязно, запинаясь, даже падая. Невзирая на все это, веди свой разговор, свою беседу с горним миром.

Как я слаб и непостоянен в своих решениях, намерениях! Малая причина уже нарушает такое важное, нужное дело, как молитва. Помни, что ты силен только в молитве. А я так поступаю… Не ценю возможности обрести великую силу.

Надо воспитывать в себе дух постоянства, а не мимолетных порывов. Отдачи себя всего, а не половинчатого. Большое горе в рассеянности и несобранности моей.

Как опасно давать себе послабления! Достаточно разрешить себе что-то в немногом, как после этого пойдет разрушение всего духовного дома. Можно за малый период разрушить то, что созидалось и хранилось месяцами.

Главное – это научиться тому, чтобы воспитать в себе чувство полного предания себя воле Божией. Помни твердо: что ни случится с тобой на каждый день, час – за все благодари Господа и во всем случившемся усматривай не просто случайность, а нужную проверку твоих духовных сил – твою духовную боеспособность.

Каждое дело, какое бы ни делал, всегда делай с молитвой, и будет успех.

Надо оберегать себя от внутренней раздражительности, какими бы справедливыми причинами ни оправдывалось последнее. Всякое осуждение приносит внутреннее раздражение, возмущение. Берегись, чтобы этот грязный поток не залил душевной храмины, не заполнил бы ее противным духом равнодушия, беспечности, забвения духовных правил.

Большая, трудная работа – стяжать в себе дух мирный. За труды Господь пошлет Свою благодать. Душевное возмущение надо в себе гасить помыслами мирными; это достигается через молитву. Помни: все не случайно, все посылается для проверки нашей духовной крепости. Господи, помоги!

Как только вспыхнет зло, гаси его любовным, мирным отношением с ближним. На этот загоревшийся костер зла дальше (и не переставая) лей слова мира и любви, чтобы и угольков зла не осталось.

Подкопы страшные, малозаметные ведутся к разрушению духовного дома: это – празднословие, смех, осуждение. Знай и крепко помни, что это твои враги.

Сразу совершать большие грехи мы боимся. А когда они входят постепенно – по мелочам, по частям, – мы свыкаемся и не страшимся входить в общение со страшной бесовской силой.

Как можешь ты исполнить первую заповедь – «Люби Бога», если не выполнил наказ: “Люби ближнего, как самого себя»?.. Враг сильно ненавидит эту заповедь и старается ежеминутно (без преувеличения) вселять сначала мысленно, а потом словами и делами нелюбовность к окружающим, а через это вводить нашу душу в страшное место духовного мрака-пустоты, озлобленности, раздражительности. Успех молитвы за других достигается при условии выполнения святого наказа: «Помни, Бог – любовь есть». Для души любящей нет никаких препятствий, все можно получить, чего просишь. Только искренне проникни в эту заповедь, тогда жизнь будет настолько возвышенна, радостна, невзирая ни на какие трудности, физические и моральные!

«О любви к ближнему спрашивай себя каждый день и час. Это главное – воспитать в себе любовь.

Какую громадную услугу дает нам рассмотрение часа! Тут все усмотришь в течение 60 минут, что было послано тебе для духовного роста и как ты отнесся к этому: посещение доброй мысли и совета твоего друга – святого Ангела, а также и посещение злой, темной силы, твоего недруга – посланника ада. И все это – в течение часа.

Помнить надо всегда, что духовная жизнь требует большого постоянства, как жизнь – большого подвига. Заставляй себя на каждый час выполнять положенное по режиму. А как хочется нарушить этот указатель – просто мечтать; а это ведь к лени ведет, к опустошению духа. Будь бодр всегда!

Чаще вспоминай слова утопающего апостола Петра: «Господи! Спаси меня, я погибаю». В больших и малых душевных бурях никогда не думай спасать себя сам – утонешь! Лучше всего кричи Петровым гласом: «Господи! Спаси меня, я погибаю!» Верь, твердо верь, что помощь придет быстро.

Господи, Ты всегда с нами! Что нам бояться скорбей? Зато чище и спокойней будет на душе.

Трудись упорно, молись постоянно и с верой. Научись давать отчет за каждый час – вот лестница духовного восхождения.

Воспитывай в себе ценность времени. Береги каждый час – все в часе начинается.

И еще десять кратких наставлений духовным чадам:
1. Что знаешь – молчи.

2. Что слышишь – молчи.

3. В чужие разговоры не вмешивайся.

4. На вопросы отвечай, но много не говори.

5. Что хочешь делать, обдумай один, с молитвой, а другим раньше времени не говори, пока не сделал.

6. Не высказывай людям их недостатки.

7. Задели самолюбие твое или укорили тебя – перемолчи.

8. Несправедливы к тебе – скажи тихо и спокойно.

9. Не говори сам резко и не возбуждайся.

10. На все смотри: «Как Бог даст! На то Его святая воля”. Всегда помни Бога, Матерь Божию и молись.


Протоиерей ГРИГОРИЙ Пономарев (1914-1997)+

О наших потерях. Н.Семенов. "Мир православия".

Господь нам делает такое,
Что нам порою не понять:
Он отнимает дорогое,
Чтоб было нечего терять.

Он отнимает все, что бренно:
Богатство и авторитет...
Мы замечаем постепенно –
Того, что связывало, нет.

Не так важны людей сужденья,
Что очень разные подчас.
Не так подвластны настроенью
От слов, что сказаны о нас.

Сгорают узы в испытанье,
И меньше места в суете,
И появляется сознанье
Святой свободы во Христе.

Уходят сразу страхи эти,
Что впереди нам ставят сеть.
Господь ведь знает, что нам, детям,
Порою лучше не иметь.

И отнимает, отнимает,
А мы, безумные, опять
Роптать на Бога начинаем,
На обстоятельства роптать.

И в неразумье забываем
О том, что к небу на пути,
Земные ценности теряя,
Лишь можем вечные найти