Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Страстная Седмица. Великий Вторник

Читаем Евангельскую притчу о Десяти девах
Утреня Великого Вторника также, как и Утреня вчерашнего дня начинается пением тропаря Се Жених грядет. В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13). В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный крик в нощи: Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется постепенно в последующих песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных… Вместе с образом десяти дев, в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25, 14-46).
Это именно то поучение, которое Христос произнес в тот самый Вторник, практически накануне Своих Страстей.



Толпа ищет крови. Великий Вторник. о. Андрей Ткачев. Кесарю - кесарево, зло ищет оправдания.

Страстная Седмица. Великий Понедельник

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный брать­ями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками.

Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Гос­подом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры в благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона. Бесплодной, засохшей смоковнице бы­вает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Тропарь, глас 8:

Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

(Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию).

Кондак, глас 8:

Иаков рыдаше Иосифова лишения, и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаем: египтяныни бо тогда сластем не поработав, воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца, и Посылающаго венец нетленный.

Светилен:

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя.
Проклятие Христа. отец Андрей Ткачев. Великий Понедельник. Смоковница или спелая вишня? Проповедь:

10 - 15 апреля - Страстная Седмица

Страстная седмица – последняя седмица перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются Великими.

Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.
Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем.

Страстная седмица начинается в Великий Понедельник, а Великий Понедельник начинается вечером в воскресенье. Сначала – вечерня, закрывающая праздник Входа Господнего в Иерусалим, а затем – новый день, утреня понедельника.

9 апреля - Вход Господень в Иерусалим

"ДНЕСЬ БЛАГОДАТЬ СВЯТАГО ДУХА НАС СОБРА, / И ВСИ ВЗЕМШЕ КРЕСТ ТВОЙ ГЛАГОЛЕМ, / БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ, /ОСАННА В ВЫШНИХ" .
Вход Господень в Иерусалим.

ИМЕЯЙ ПРЕСТОЛ НЕБО, И ПОДНОЖИЕ ЗЕМЛЮ, / БОГА ОТЦА СЛОВО И СЫН СОПРИСНОСУЩНЫЙ, / НА ЖРЕБЯТИ БЕЗСЛОВЕСНЕМ СМИРИСЯ ДНЕСЬ, В ВИФАНИЮ ПРИШЕД. / ТЕМЖЕ ДЕТИ ЕВРЕЙСКИЯ, / ВЕТВИ РУКАМИ ДЕРЖАЩЕ, ХВАЛЯХУ ГЛАСОМ: / ОСАННА В ВЫШНИХ, / БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЕВ.

(стихиры праздника)

Более нежели за четыреста лет до события Божий Пророк произнес пророчество о событии, которое мы сегодня воспоминаем и празднуем. Господь наш Иисус Христос, окончив Свою проповедь на земле, совершил торжественное вшествие в царственный град Иерусалим, в град поклонения истинному Богу, в град по преимуществу Божий. Господь совершил это вшествие как Царь и победитель, чтоб увенчать Свое служение решительным подвигом: поражением смерти смертию, снятием клятвы с рода человеческого посредством принятия этой клятвы на Себя. Он совершил вшествие в царственный град на жребяти осли, на неже никтоже николиже от человек вседе, чтоб возвратить человечеству утраченное праотцом нашим царское достоинство, возвратить это достоинство восшествием на крест. Укротилось неукрощенное жребя под чудным Всадником. На жребя Апостолы возложили свои ризы; вышедший навстречу и сопутствовавший Господу многочисленный народ вопиял в восторге: Осанна Сыну Давидову: благословен Грядый Царь во имя Господне.

(Святитель Игнатий Брянчанинов, Слово в неделю Цветоносную)

С Праздником !

8 апреля – Воскрешение праведного Лазаря. Лазарева Суббота.

Евангелие от Иоанна рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря, брата Марфы и Марии, живших в Вифании. Господь любил это семейство, часто бывал в нем. И вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к пещере и сказал: "Отнимите камень".
Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: " Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня!" Сказав это, Он воззвал громким голосом: "Лазаре! Гряди (иди) вон". И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком. Иисус говорит им: "Развяжите его, пусть идёт".
Весть об этом потрясающем чуде громом разнеслась по Иудее.

Тропарь, глас 1:

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак, глас 2:

Всех радость Христос, истина, свет, живот, и мира воскресение, сущим на земли явися Своею благостию, и бысть образ воскресения, всем подая Божественное оставление.

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.

«Радуйся, благодатная Мария, Господь с тобою!» – звучат сегодня строки Евангелия от Луки. Это не только небесный посланник, архангел Гавриил обращается к Деве Марии, но и вся Церковь призывает человека к радости. С этого события начинается вся Евангельская история, в которой будет и другая радость – Рождества, и искушения в пустыне, и фундаментальный завет Тайной Вечери. Не избегнуть нам страшной горечи крёстных страданий, но финалом и торжеством всему будет ликование Воскресения. Благовещение – первый призыв человечеству к радости. Это знак того, что человек прощен за своеволие и гордыню, приведшие к грехопадению. Кротость и вера Богородицы искупили грехи праотцов. Господь не своей силой воплощается, но через ангела Божия спрашивает Деву Марию – готова ли она к такому. «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», отвечает она. И в этих словах верность, чистота, целостность, бесконечно смирение. Так Богородица как бы от рода человеческого дает согласие на соработничество Богу в деле спасения.

Благовещение
Пресвятой Богородицы

Евангелие от Луки, глава 1

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, чт бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: кк будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. (Лк.1:26-38)

 

Some Image

Слово митрополита Антония Сурожского на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий.

Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этимвоплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы.Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии. Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский


Тропарь праздника Благовещения

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

Перевод: «Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий – Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак праздника

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Перевод: «Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста, в брак не вступившая!»

5апреля–День памяти преподобного Никона,игумена Киево-Печерского

Первый ученик преподобного Антония Печерского. Преподобный Никон проводил суровую и подвижническую жизнь в Киево-Печерском монастыре. Желая безмолвия и уединения, преподобный Никон с благословения преподобного Антония удалился для подвигов на остров Тмутараканский, где впоследствии был основан монастырь.

Когда преподобный снова возвратился в обитель, то братией был избран ее игуменом. Святой много потрудился над благоукрашением Киево-Печерского монастыря. После долгих богоугодных подвигов преподобный Никон мирно отошел ко Господу в 1088 году. Тело святого было положено в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.

Тропарь преп. Никона, игумена Киево-Печерского, глас 5:

Христова винограда лоза явился еси, Богоблаженне Никоне,/ гроздие принося Ему – добродетели твоя,/ и прочиих, к темже наставляя,/ приводил еси Христу Богу,/ Емуже, молим тя, молися за души наша.

Ин тропарь преп. Никона, игумена Киево-Печерского, глас 1:

Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ церковь бо пречудну Пресвятыя Богородицы/ прекрасно украсил еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преп. Никона, игумена Киево-Печерского, глас 8:

Третье светило пещерное,/ прогоняющее тьму бесовскую,/ восхваляем тя, мудре,/ и по долгу чтим труды и подвиги твоя,/ яже подъят о стаде своем/ и о украшении церковнем,/ воззывающе ти усердие сице:/ радуйся, отче Никоне, красото церковная.

Ин кондак преп. Никона, игумена Киево-Печерского, глас 4

Духовному твоему наставнику, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляемь,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,/ с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

3 апреля - день памяти преподобного Серафима Вырицкого



Ин тропарь преподобного Серафима Вырицкого
глас 8

Крест приим свой, преподобне, радуяся, / нераздельным помыслом последовал еси Христу, / был купец еси воистину преславный, / яко не земное, но небесное сокровище стяжа / сего ради спасеся тобою мнози чада твоя, ихже возлюбил еси. / И ныне, отче наш Серафиме, молися / покаяние нам даровати и в разум истины приити.

Ин тропарь преподобного Серафима Вырицкого
глас 3

Купец велик соделался еси, / преподобне отче Серафиме, / сый в мире, к многому богатству тленному / ты николиже сердца прилагал еси, / послушник истинен / и добродетелей подвижник, / егда же, вся оставль, / на крест монашества восшел еси, / дары Святаго Духа многи тебе дашася / и яко единаго от древних тя явиша / пророка, старца, / чудотворца и молитвенника, / столпа подвижником, спасения вождя. / Сего ради молим тя: / и нас премудро ко спасению управи.



Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день годаСвт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

Так говорит Господь: "Я Господь Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские. И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих - как песчинки; не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною". Под каким условием? "Выходите из Вавилона" (Ис. 48, 17-20). Вавилон - это образ греховности всесторонней. Оставь грех, обратись ко Господу всем сердцем твоим, и Он не помянет беззаконий твоих, и предаст забвению все неправды твои. Опять поступишь в милость к Нему, - и тогда только ходи путем, которому учит Он тебя, и будет, как река мир твой внутренний, как песок - благопомышления сердца твоего, и как персть земли - плоды доброделания твоего.


2 апреля - преподобной Марии Египетской.

Мои заметки

Неделя пятая. Пустыня.

Позади пять недель, или правильнее - седмиц, великого поста. Грядет шестая, и освящена она подвигом преподобной Марии Египетской. Что мы знаем об этом подвиге. И много и мало, но представляем ли главное? Пустыня, в которой вчерашняя грешница взошла на вершину христианского совершенства, очень символична и мудра. 
Современному христианину представить пустыню почти не возможно, а жаль. Ее даже глазами увидеть недостаточно. Ее надо почувствовать, она многому научит. Пустыня, это то место, где человек остается один на один с Богом. Это когда нет рядом человека, на котором проявляются твои страсти, как на лакмусовой бумаге. Сегодня пустыня, это вполне жизнь в большом городе, где люди не знают десятилетиями имена соседей. В такой пустыне легко сбиться с пути. 
Пост, так же, отчасти напоминает такую пустыню. Часто слышу сейчас из многих мест и от многих людей, что шествуя по пустыне поста они падают из-за каких то мелочей, но очень больно и тяжело оборачиваются эти падения. Отчего так, где ошибка, какой ориентир потерян? Думается, что главный - молитва. Именно сейчас, когда пост телесный стал немного привычным, мы вдруг начинаем удовлетворяться самим этим постом. Появляется некая чистота внутри, она радует и немного опьяняет. И мы находим в ней приятность. Это так и есть. вот только главное, что преображает эту чистоту в добродетель, это молитва. Об этом можно легко забыть, устать, не придать должного значения. И тогда малая оплошность становится большой утратой.
Пост без молитвы губителен, опасен. Преподобная Мария многие годы непрестанно молилась, пребывая при этом в строжайшем посте, и только на семнадцатый год обрела подобие тишины внутри себя. Вот и подсказывает нам эта великая святая, рано расслабляться и почивать. Надо более изнемогать в молитве, чем в посте. Пост только средство для молитвы, фундамент. На секунду забыл об этом и уже съел ближнего по ходу дела, а то и совсем - мимоходом. Съесть то съел, да переварить не сумел, стошнило, и в первую очередь от самого себя. Ищем потом виноватых, а они тут, внутри, ни куда не делись. 
Следующая седмица цветоносная, вербная. А какие цветы наиболее благоприятны и хороши, конечно цветы наших молитв. В них и вера, и надежда, и любовь к Тому, кто ради нас грядет на вольную смерть и страдания. Нам ли благодушествовать и почивать. Бдите и молитесь, да не внидите в напасть… Тихие и кроткие слова Спасителя, а ведь они к каждому их нас.

1 апреля - Похвала Пресвятой Богородицы



Суббота 5-ой седмицы Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы

В дни святого поста, когда народ Божий ищет пути ко спасению, обретает пути покаяния, исправления своей жизни, мы склоняем свою главу перед образом Пречистой Богоматери, почитая Ее как самую большую милость, которую Бог дал человеческому роду. Наша молитва к Пречистой соединяет нас друг с другом, никто не может соединить так людей, как Мать – Царица Небесная – наша общая Мать, для всей Церкви. Потому тот, кто почитает Ее, получает и от Нее благословение, и друг другу ближе становится. В этом есть тайна Ее материнства человеческому роду.

Христе Боже, молитвами Пречистой Твоей Матери, Непобедимой Воеводы, избавь нас от всяких искушений и помилуй нас!