хочу сюди!
 

Natalia

44 роки, близнюки, познайомиться з хлопцем у віці 35-50 років

Успенский пост: для чего?

Прочитано на http://www.pravmir.ru/uspenskij-post-dlya-chego/
Протоиерей Игорь Прекуп

Протоиерей Игорь Прекуп

Успенский пост (14–28 августа в 2011 году)

Пост… как много в этом слове для сердца православного слилось!

Перифраз известных нам слов, может, и не лишен иронии, но вдумаемся, как порой  причудливы, как разнообразны наши представления о посте.

Для кого-то пост торжественно-мрачен – и тем как раз ценен, ибо всякий подвиг формирует чувство собственно значимости (поэтому надо как можно  интенсивней накрутить себя в постнической изощренности), для кого-то светел и непринужден (как бы сам строго ни постился), кому-то – просто  правило церковной дисциплины, которое надо исполнить, «не заморачиваясь  глубинами и рефлексиями» (мясо-молочного нельзя? – не проблема: мы такие постненькие блюда сготовим, что пальчики оближешь!), а для кого-нибудь и вовсе – период в календаре, имеющий весьма параллельное значение для  него лично и для всей его семьи (поводы могут быть разными: «пост должен быть духовным», «пост – для здоровых, а мы все больные», «жизнь такая, что нет возможности выбирать в пище» и вообще «пост – это не главное»).

В этом многообразии нет единства, но мы сейчас не станем погружаться в  анализ каждого из отмеченных представлений, выявляя в них истинное и  отметая ложное, но сосредоточимся на теме поста Успенского.

Для начала отметим все же одну общую черту всех многодневных постов: они  предваряют светлое торжество, готовят к нему. Не в том смысле, чтобы,  вот, потерпеть скорбь, дабы на ее фоне полнее, ярче прочувствовать радость освобождения от нее, но в смысле подготовки души к вмещению  радости от соприкосновения с вечностью, в чем, собственно, и состоит суть любого христианского празднования.

В приготовлении к празднику Успения Пресвятой Богородицы в этом отношении существуют некоторые нюансы. Что мы собираемся праздновать? К какой радости готовимся? С Пасхой понятно, с Рождеством тоже – это важнейшие события Домостроительства нашего спасения, и память  святых апостолов Петра и Павла – торжество благовестия и устроения  Церкви, которую «не одолеют врата адовы» (Мф. 16; 18).

А Успение? Это же, формально выражаясь, смерть. Что тут праздновать? Ведь, в отличие от крестной смерти Спасителя,  кончина Его Пречистой Матери никого не спасла, не исцелила. Это было  горе для всех, кто с ней общался. В честь чего приготовительный пост,   может, ради того, чтобы ощутить бренность бытия?.. Нет, принцип тот же: приготовление к Радости.

Причем тут своя специфика. Обратите внимание, что праздник Успения Божией  Матери, предваряемый двухнедельным постом, как бы обнимается и пронизан  праздниками Ее Сына – так называемыми тремя Спасами: начинается пост  праздником, посвященным Кресту – жертвеннику нашего с Ней спасения,  символу богозаповеданной любви; в середине его – Преображение Господне, а на следующий день после Успения – память Нерукотворного Образа. Господь как бы обнимает Свою Матерь, ибо Ей «оружие прошло душу» (Лк. 2; 35)  скорбями за Сына, своей жизнью Она явила наглядный пример преображенной души, и именно благодаря Ей состоялось воплощение Слова,  свидетельствуемое иконописью.

Но почему из всех богородичных  праздников именно Успение так почитается, что предваряется многодневным постом? Да потому что для христианина «жизнь – Христос, и смерть –  приобретение» (Флп. 1; 21)!

Скорбь расставания, естественная и  понятная для тех, кто уже не мог с ней общаться по-прежнему, была, благодаря вечно опаздывавшему апостолу Фоме, перекрыта радостью  обнаружения, что Богородицу «гроб и умерщвление не удержаста». Сохранившая девство при рождении Богомладенца, Она не оставляет мира в Своем успении, будучи первейшей нашей молитвенницей.

Всякий пост, по выражению прот. Александра Шмемана, – «светлая печаль», но к Успенскому посту это относится в особенности. О нем уместно сказать: небесная печаль. Он, как верно было кем-то  подмечено, словно окрашен в лазурные тона. Быть может, именно Успенский  пост помогает лучше всего осознать сущность поста как такового, потому  что наилучшим образом пример постничества являет нам Пресвятая Дева,  чуждая от рождения всякой скверны и свободная, благодаря всецелому  устремлению души к Богу,  от человеческих немощей, и настолько же  нечуждая, близкая немощным людям, сочувствующая им, ищущая любой возможности доставить им самую простую, земную радость (вспомним, с чего начинаются чудеса Христовы).

Авва Евагрий называет кротость  «аристократической добродетелью». Царица Небесная явила ее в непоколебимой любви к Богу и людям, ради которых воплотился Ее Сын, к  тем самым людям, которых она видела глумящимися над Ним; к нам – своими  грехами присоединяющимся к Его распинателям.

Это хранение себя  «неоскверненными от мира» (Иак. 1; 27): от его злобы и малодушия, от его гордыни и подлости, от его человекоугодия и высокомерия,  бесцеремонности и равнодушия, разнузданности и бесчувствия, трусости и  дерзости – хранение себя от этих и множества других, зачастую  маскирующихся под добродетель, пороков и есть истинное постничество,  пример которого явила нам Пресвятая Богородица. О Богородице, по словам  лично знавших Ее людей, сщмч. Игнатий Богоносец свидетельствует, что  «Она в гонениях и бедах всегда бывала весела, в нуждах и нищете не  огорчалась, на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и помогала им во  всяком добром деле».

Подражание Божией Матери в этих чертах должно быть средоточием нашего внимания в Успенском посту.

http://www.pravmir.ru/uspenie/images/top.jpg

3

Коментарі

116.08.11, 10:08

    216.08.11, 10:10Відповідь на 1 від orsan11

      316.08.11, 10:20

      Корисна стаття.

        416.08.11, 10:25Відповідь на 3 від волиняночка

        Дякую

          516.08.11, 14:02

          Дякую

            616.08.11, 17:23Відповідь на 5 від Офели

              718.08.11, 19:23

              большое спасибо за статью....поста вам благоприятного