хочу сюди!
 

Наталия

49 років, рак, познайомиться з хлопцем у віці 35-55 років

Петр и Павел: два непохожих апостола

Прочитано в  http://www.pravmir.ru/petr-i-pavel-dva-nepoxozhix-apostola/

Прославляя их в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

p_p_2Симон,позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились кгалилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. Арыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за  Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко  Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом  городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению  был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая  ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора,  чем он в последствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный  счет). P aulus , то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания  старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров,когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что  Савл-Павел был в этом не одинок.

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у  Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный » (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «… Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: « Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16) . А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.  В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал. А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была  долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра  прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?»  Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь. А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и  другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18) Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать  Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в  шестидесятые годы от Р. Х., еще даже прежде, чем была закончена  последняя книга Нового Завета. Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала  благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома  Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться:  язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. Тем не менее  он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и  иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у образованного  Павла, который и сказал: «…М не вверено благовестие для необрезанных,  как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7). Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до  встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5),  значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы  первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в  жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они  сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий  Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие  стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и  богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над  наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится  Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4). Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена  Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель  Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было  преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою  ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от  всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю  так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не  достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Андрей Сергеевич ДЕСНИЦКИЙ, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ.
4

Коментарі

111.07.11, 15:55

Даже не верится,что всё это когда то было )))Но было же

    211.07.11, 16:15Відповідь на 1 від Одесситка54

    Чому - колись? Все одно, як учора...

      312.07.11, 10:27

      спаси Господи...с праздником!

        412.07.11, 10:50

        Спасибо! С Праздником!

          512.07.11, 17:48Відповідь на 3 від Mari6737

          І вас з святом!

            612.07.11, 17:48Відповідь на 4 від orsan11

              717.07.11, 13:15

              В обране+

                817.07.11, 17:12Відповідь на 7 від Горянка