Медовый "Спас" и кто такие Маккавеи?
- 14.08.18, 12:25
- Торжество православия
С Вышних призирая, убогия приемля,/ посети нас, озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве,// молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.
Перевод: С небес милостиво взирая, нищих принимая, посети нас, изнемогших от грехов, Владыка всемилостивый: по молитвам Богородицы даруй душам нашим великую милость.
***
Медовый "Спас".
"Все церковное, к чему прикасается язычество, профанируется и опошляется, так что многие люди под Церковью понимают не Христа и христианскую жизнь, а Масленицу, Красную горку, яблочные и прочие «Спасы», «народные приметы» и тому подобные вещи. Вдумайтесь, дорогие читатели: может ли наше спасение быть «медовым»? Можно ли Господа нашего Иисуса Христа назвать «яблочным»? Вот это и есть самый настоящий лубок — когда вместо серьезного разговора о самых значимых и важных для всех людей вещах — о счастье, о смерти — мы говорим о куличах и пасхах"
игумен Петр (Мещеринов)
С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует и история праздника.
Название праздника «происхождение» — неточный перевод греческого
слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в
название праздника добавлено слово
«изнесение».
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого
праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе,
издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо
Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне праздника драгоценный
крест, включавший в себя сохранившиеся частицы дерева
Голгофского Креста, торжественно переносили из царской
сокровищницы в главный собор Империи – храм Святой Софии
Константинопольской, и полагали на престоле. С этого дня и до
Успения Богородицы, в течение двух недель, по всем улицам
города проносили крест в процессии, а затем вновь возвращали в
императорские палаты. К этому обычаю присоединился ещё один
– освящение воды, которое происходило в придворной церкви в
первый день каждого месяца. Постепенно местный
константинопольский праздник Изнесения Креста
распространился по христианскому Востоку, а у нас на Руси
появился в XV веке. При этом освящение воды на источниках
стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно
преданию, именно в этот день. (С 2008 года празднование начала
крещения Руси, согласно постановлению Архиерейского
собора, совмещено с памятью святого князя Владимира, 15/28
июля).
В этот же день празднуется память ветхозаветных (дохристианских) мучеников – священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломонии и многих других, принявших мученическую смерть в период «Великого гонения» (167–164 годы до н. э). Его инициатором стал антиохийский (сирийский) монарх Антиох IV Епифан (175–164 до н. э.), в состав империи которого входила тогда Палестина. Справедливо прозванный современниками Епиманом («Безумным»), этот обожествлявший себя язычник воздвиг беспощадное гонение на богооткровенную религию Моисея, издав декрет, повелевающий всем евреям отречься от веры в Единого Бога и поклоняться мифологическим богам. Он осквернил Иерусалимский храм, установив там языческий жертвенник и совершив на нём жертвоприношение Зевсу Олимпийскому (декабрь 167 году до н. э.). Идольские капища были сооружены и в других местах, и все иудеи, отказывавшиеся участвовать в жертвоприношениях, предавались пыткам и мучительной смерти. Комиссары Антиоха искали по домам книги Библии и, если находили, то «разрывали и сжигали на огне», а владельцев их убивали. Они также «убивали женщин, обрезавших своих детей, а младенцев вешали за шеи» (1Макк.1:56-57, 60-61). Видимо, это была первая в мировой истории попытка лишить целый народ своей религии. (Подобное пытались осуществить в нашей стране другие комиссары – в кожаных куртках и с «товарищами Маузерами».)
Мученики-братья были названы Маккавеями в память о сыновьях священника Маттафии. Вместе с отцом они бежали в горы, возглавили восстание против тирана и, после многолетней борьбы, создали независимое Иудейское государство (142–63 годы до н. э., до прихода римлян), управлявшееся династией Маккавеев (иначе – Хасмонеев). Прозвище «Маккавей» (еврейское слово Маккаби значит «Молот») получил сначала один из братьев, Иуда, наделённый талантом военачальника и поражавший врагов, как молот. (Об этом можно прочесть в библейских I и II Маккавейских книгах, а также у еврейского историка Иосифа Флавия.)
***
Через пять дней – Второй Спас, ассоциирующийся для многих лишь с душистыми яблоками и иными фруктами, аппетитно громоздящимися на длинном столе в храме. Приходится наблюдать, как иные господа переминаются с ноги на ногу и явно думают: «Скорее бы закончилась эта служба с непонятными песнопениями («... славу Свою якоже можаху...» и прочее) и батюшка побрызгал наши фрукты святой водой! Ну, наконец-то покропил! Теперь их можно везти в офисы («православным» ныне быть модно) и с чувством хорошо выполненного долга угощать сотрудников.
Христос и апостолы были бы этому
весьма удивлены, потому что отнюдь не фрукты занимали их ум на
горе Фавор, и не ради освящения «плодов земных» Церковь
установила праздник Преображения Господня! Каков же
подлинный смысл этого знаменательного торжества?
Обратимся к 19 августа по новому стилю.
Коментарі
Гість: Сети
114.08.18, 12:56
Ви у Бога-Творця вірите, чи у мавп Дарвіна ?
gred
214.08.18, 13:01Відповідь на 1 від Гість: Сети
Я верю в Бога-Творца.
Голубка
314.08.18, 13:06
Зі святом
gred
414.08.18, 13:08Відповідь на 3 від Голубка
Спаси вас Господь, зі святом
Тарас Музичук
514.08.18, 15:13
А деякі "православні" кажуть, що в цей день треба мак віяти та крученики зі смаком трощити
gred
614.08.18, 15:19Відповідь на 5 від Тарас Музичук
Бывает.