среди моделей которых были натурщицы Розина Феррара, Кармела Бертанья, Вирджини Готро (Мадам Х), актрисы Эллен Терри и Элеонора Дузе, писательница Жюдит Готье. Среди мужских портретов — портреты Теодора Рузвельта, Вудро Вильсона, Генри Джеймса, Роберта Льюиса Стивенсона, Уильяма Батлера Йейтса. Занимался также настенной живописью. Сын врача, учился в Италии, Германии и Франции где его наставником в 1874-1878 был Эмиль Огюст Каролюс-Дюран. В мастерской Каролюса-Дюрана 18-летний Сарджент сразу же зарекомендовал себя как необычайно одаренный ученик. Другой молодой американский художник, Джулиан Олден Вейр, познакомившийся с Сарджентом в 1874 году, писал о нем: "Это самый талантливый парень, которого я когда-нибудь встречал. Его рисунки по колориту и линии не уступают работам старых мастеров". Вейр стал далеко не единственным другом Сарджента, у Джона всегда было много друзей и подруг - этому способствовали его скромность, доброжелательность и отсутствие профессиональной зависти к чьему-либо успеху. Но самым близким другом Джона, существом, которое было ему дороже всех на свете, на всю жизнь осталась его сестра Эмилия. Ранние работы художника высоко оценил Генри Джеймс. Во Франции Сарджент сблизился с импрессионистами, теснее всего - с Клодом Моне (известна картина Сарджента Клод Моне, работающий на опушке леса).
Также дружил c Робером де Монтескью, Полем Эллё. По большей части жил во Франции и Великобритании, много путешествовал по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку, часто бывал в Италии, не раз приезжал в США. Родиной Джона Сарджента, сына американских эмигрантов, стала Флоренция. Он учился живописи в Париже, большую часть жизни провел в Лондоне, а приобрел всеевропейскую славу как самый выдающийся художник-портретист своего времени.
В 1877 году Сарджент впервые увидел свою историческую родину - Соединенные Штаты - и полюбил ее трепетной любовью. Впоследствии он даже отказался от посвящения в английские рыцари, не желая терять звание гражданина Соединенных Штатов. В 1876 году, еще не окончив обучения, Сарджент выставил свою картину в Салоне, крупнейшей художественной выставке, ежегодно проводившейся в Париже. А в 1881 году его полотно даже получило в Салоне медаль.
Карьера Сарджента шла в гору вплоть до 1884 года, когда художник неожиданно оказался в самом центре скандала. Причиной его стал выставленный в Салоне портрет Вирджинии Готро, жены влиятельного французского банкира. Сарджент считал этот портрет одной из лучших своих работ, но публика была возмущена - портрет показался ей слишком откровенным. Мать Вирджинии обратилась к Сардженту с требованием немедленно снять картину, но художник отказался сделать это. Хотя портрет был выставлен под названием "Мадам X",...
...узнать изображенную на нем Вирджинию Готро не составляло труда - эту красивую и, не скроем, тщеславную женщину хорошо знал весь Париж. Раздосадованный скандалом, Сарджент уехал в Лондон, где в начале 1886 года и решил поселиться окончательно. Во многом на это решение Сарджента повлиял пример его друга, американского писателя Генри Джеймса, который к тому времени уже несколько лет жил в английской столице. В 1887 году Сарджент арендовал дом на Тайт-стрит в Челси, а в 1900 году присовокупил к своим владениям еще и соседний дом. Многим английским критикам работы Сарджента поначалу казались слишком вызывающими, слишком "французскими" по стилю. Гораздо большим признанием художник пользовался в Соединенных Штатах, которые он посетил в 1887-88 годах, - здесь у него не было отбоя от заказчиков. Во время этого визита, в январе-феврале 1888 года, в Бостоне с огромным успехом прошла первая персональная выставка Сарджента. Что же касается англичан, то их сердца Сардженту удалось завоевать лишь пять лет спустя. В 1893 году "Портрет миссис Хью Хэммерсли", выставленный в Новой галерее, и "Портрет леди Энью",...
...показанный в Королевской Академии, заставили весь Лондон говорить о нем как о великом портретисте. Одна из знакомых Сарджента, Клементина Анструзер-Томпсон, писала своей подруге Виолетте Паже (печатавшейся под псевдонимом Верной Ли): "Лондон лежит теперь у его ног... Джон стал пользоваться здесь невероятным успехом". Триумф Сарджента увенчался его избранием в члены Королевской Академии художеств в 1894 году. Сарджент был принят в высшем обществе, хотя никогда не чувствовал себя своим среди этих людей, - при том, что он был, по словам Генри Джеймса, "аристократом до мозга костей". Светская жизнь утомляла Сарджента, и, даже пользуясь огромным успехом, он оставался настолько застенчивым и скромным человеком, что порой даже стеснялся попросить достойную плату за свою работу. Казалось, слава художника достигла своей высшей точки, но с 1907 года, несмотря на все уговоры, он все реже соглашался принять очередной заказ. В оставшиеся годы художник написал всего около полутора десятков портретов. Последние двадцать лет своей жизни Сарджент напряженно искал себя в жанре пейзажа и фрески. В 1890 году он принял заказ на оформление здания новой Публичной библиотеки в Бостоне.
Стены библиотеки Сарджент украсил серией фресок, написанных на исторические и религиозные сюжеты. Фрески были закончены только в 1916 году и оказались столь удачными, что Сарджент тут же получил новый заказ - с 1916 по 1925 год он трудился над фресками в Музее изящных искусств в Бостоне. В 1918 году Сарджент открыл для себя еще один жанр живописи - батальный. Не стоит, наверное, напоминать, что причина такого счастливого для живописи открытия была печальной. Европа полыхала в огне Первой мировой войны. В 1919 году Сарджент закончил картину "Пораженные газами", которая считается одним из лучших произведений в истории всей мировой батальной живописи.
Свой шестидесятилетний юбилей Сарджент встретил, окруженный почитателями и увенчанный всеми мыслимыми лавровыми венками. Он был почетным членом сразу трех университетов - Кембриджского, Оксфордского и Йельского. 15 апреля 1925 года, за три дня до предполагаемого отплытия в Бостон, Сарджент умер во сне от сердечного приступа в своем лондонском доме. Художнику исполнилось 69 лет. Прах Сарджента был погребен на кладбище Броквуд в Уокинге, графство Суррей, а поминальная месса по нему прошла 24 апреля в Вестминстерском аббатстве, в Лондоне.
Коментарі
ЛанаМ
123.01.11, 18:18
мне очень понравились детские и женские портреты. Прекрасно передано выражение лица. А как ткань изображена!
K-ATRIN
223.01.11, 18:31Відповідь на 1 від ЛанаМ
Давно мечтала его к нам пригласить--портреты просто бесподобные и мне ещё его Венеция очень нравится
K-ATRIN
323.01.11, 18:33Відповідь на 1 від ЛанаМ
ткань настолько хорошо выписана, что кажется--дотронься и почувствуешь фактуру--
fontain
423.01.11, 19:04
Очень, очень,очень прекрасные работы, во всех жанрах--рука признанного мастера
Выкрутасина
523.01.11, 19:23
Прекрасные дамы и художник-виртуоз!!! Неужели его еще не было? Как хорошо, что украсил собой сообщество! Рассыпаюсь в словах благодарности!!!
Мое сердце покорила его акварельная Венеция, та, что в голубых воздушных тонах!!! Моя любимая картина мастера!
Гість: Рус с kija
624.01.11, 07:53
znakomaia
724.01.11, 09:13
анонім
824.01.11, 17:10
анонім
924.01.11, 21:09
K-ATRIN
1024.01.11, 21:44Відповідь на 4 від fontain
и добавить нечего--