Матисс свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. В Салоне он выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
"Женщина в шляпе ". 1905 г.
В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. Радость жизни. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
Натюрморт в голубых тонах. 1907.
Мадам Матисс в красном платье в полоску. 1907.
Голубая обнаженная. 1907.
В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Танец. 1908г В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью.
«Красные рыбки» 1911г В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко),
Окно в Танжере
- Вход в каз-ба
создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо.
Лауретт в белом тюрбане, 1916
Чёрный стол, 1919
Женщина перед аквариумом. 1921.
Поднятое колено 1922.
Ню на голубой подушке, 1924
Одалиски. 1928.
Одалиски в прозрачной юбке. Чёрно-белая литография, 1929
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Розовая обнажённая, 1935
Музыка. 1939.
Девушка в голубой блузке (Портрет Лидии Делекторской, помошницы художника). 1939.
Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее.
«Румынская блуза», 1940,
1946. Вырезка из бумаги, гуашь
Интерьер в красном цвете. Натюрморт на синем столе. 1947.
Цумла. 1950. Вырезка из бумаги, гуашь.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.(С) Картины и биография Анри Матисса
Анри Матисс --
Коментарі
Гість: Presti9e
17.12.10, 04:07
спасибо
Гість: Рус с kija
27.12.10, 08:15
ЛанаМ
37.12.10, 09:32
Вот сколько интересного может поместить одна заметка. Упоминание сезонов Дягилева тут же отсылает к теме русского балета и его звезд. Слово Гаити тоже потянула цепочку ассоциаций и так далее.
Вообще Матисс для меня уникальный художник. Я так и не поняла для себя его стиль. Толи это неумение рисовать классически-)))) толи действительно желание самовыразиться, что было присуще началу 20 го века. Все искали и представляли что то новое.
Спасибо, чудесная заметка
Гість: Каліпсо
47.12.10, 11:19
фся
57.12.10, 11:37
Смотрела фильм о нем и была поражена!!!
fontain
67.12.10, 12:05
Прекрасные работы, моё первое впечатление о нём, из далека-далёко, запомнила Танец( ты разместила тот, который находится в Америке) и Музыку! Особенно Танец..как ему удалось передать пластику движения , впечатление, что они сейчас же поскачут..Спасибо
K-ATRIN
77.12.10, 21:58Відповідь на 1 від Гість: Presti9e
пожалуйста
K-ATRIN
87.12.10, 21:59Відповідь на 2 від Гість: Рус с kija
знаю
K-ATRIN
97.12.10, 22:07Відповідь на 3 від ЛанаМ
для меня тоже стиль непонятен и со всем остальным тоже согласна.))) Но его многие осознанно или неосознанно любят, классик и значит мы просто обязаны его пригласить поэтому и выставила.
Если б ты знала сколько времени я потратила на эту заметку!!!-- больше трёх часов наверное. вчера просидела. Или формат не подходит или картинки не хотят грузиться и копироваться и браузер старый начал хандрить и сайт что-то воспротивился --заметка не хотела проходить и выскакивало не знамо что...-уже думала махнуть рукой на Матисса))) , но всё-таки победила себя и происки комповские и сайтовские
K-ATRIN
107.12.10, 22:08Відповідь на 4 від Гість: Каліпсо
спасибооо!!!!